Передовой педагогический опыт учителя начальных классов кратко

Обновлено: 08.07.2024

Личный опыт учителя начальных классов по внедрению ФГОС.

Автор: Азарова Елена Геннадьевна

Мне по душе высказывание великого педагога К. Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”.

Работая по новым стандартам, могу уже отметить первые позитивные результаты своей деятельности. Среди них самый главный результат – изменение мотивации учащихся. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности.

И это в условиях работы по новым стандартам сделать удаётся. Я должна организовать урок так, чтобы дети самостоятельно овладевали новыми знаниями и самостоятельно же применяли эти знания в решении разнообразных проблем: познавательных, учебно-практических, жизненных. Поэтому мне пришлось переосмыслить свой немалый педагогический опыт и по-новому ответить на вопросы: как обучать, как сформировать у детей умение и желание учиться, да и что это значит уметь учиться, притом учиться всю жизнь, как формировать и развивать универсальные учебные действия. Ведь это я, педагог начальных классов, должна их сформировать в полной мере, тогда и дальше детям несложно будет учиться. И здесь я не могла обойтись, да и не должна была, без технологии системно-деятельностного метода обучения.

Почему детям бывает интересно на уроке? Потому что знания дети не получают от учителя, а открывают их сами, в процессе исследовательской деятельности, поэтому знания для ребят приобретают личностную значимость. Я как педагог лишь направляю деятельность моих учеников. Ребёнок должен быть включён в самостоятельную учебно-познавательную деятельность, тогда у него сформируются деятельностные способности.

Одним из важных этапов на уроке считаю этап мотивации учащихся к деятельности на уроке. Может быть, это самый главный этап урока. Дети должны удивиться, пойти вперёд, а, столкнувшись с проблемным вопросом, с проблемной ситуацией, захотеть решить проблему, исследовать вопрос, найти решение. Мотивация может быть в начале урока и на любом этапе урока. Есть разные приёмы мотивации. В 1-ом классе я использую, конечно же, игры и игровые ситуации. На уроках русского языка применяю рифмованные упражнения, грамматические сказки, ведь дети очень чутки к слову, к образу. Использую и давно известные приёмы мнемотехники, которые облегчают детям запоминание, увеличивают объём памяти за счёт искусственных ассоциаций. «КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто" – пример из старого учебника.

Использование наглядности на уроке, а тем более ИКТ облегчает учителю задачу мотивации учащихся.

Причина эффективной школьной мотивации одна – это искренний интерес учащихся. Без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию осуществляю на разных этапах урока.

В заключение хочу сказать, что, несмотря на трудности и проблемы, связанные с введением ФГОС, в нем есть ряд плюсов, которые перетягивают все минусы и проблемы, одним из таких безусловных плюсов является повышение мотивации к учению, повышения интереса к предмету. Ведь современный урок — это урок, воспитывающий творческую личность, владеющую коммуникативными информационными умениями, которая готова к продолжению образования, действительно хочет учиться и знает, что сможет применить полученные знания в будущем. Именно таков современный урок в условиях ФГОС. Поэтому глаза бояться, а руки делают.

Использование современных образовательных технологий в работе учителя начальных классов Отчет учителя начальных классов Усачёвой Равзанат Алиевны об использовании на уроках современных образовательных технологий Главной и первостепенной.

План работы МО учителей начальных классов на 2019–2020 уч. г Методическая работа в современной школе – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Портфолио учителя начальных классов Сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков.

Скороговорки в работе учителя начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на новую публикацию об использовании скороговорок на уроках в начальной школе. Скороговорки - это несложный,.

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма Наиболее эффективным в решении проблемы преодоления нарушений устной и письменной речи учащихся общеобразовательной школы будет тандем в.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея: развитие творческих способностей учащихся.

Цель: главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

Сведения об авторе:Лысенко Светлана Анатольевна – учитель начальный классов

Образование: Орджоникидзевское педагогическое училище №1, 1982 год.

Специальность по диплому: Учитель начальных классов .

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское

Должность: Учитель начальных классов.

Педагогический стаж: 32года.

Стаж работы в занимаемой должности: 32года.

Квалификация: первая квалификационная категория

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

1. Актуальность и перспективность опыта

Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3 . Наличие теоретической базы опыта.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

• Способность удивляться и видеть проблемы.

• Любопытство и любознательность.

• Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

• Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

• Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы. ) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе.

Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.

Учащимися моего класса проводятся исследования в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что, безусловно, способствует развитию и творческих способностей детей.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, развития у них творческих способностей и воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.

В заключение

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

8.Список использованной литературы.

• Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

• Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

• Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

• Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе

• Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.

• А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.

• Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.

Ответственный педагог всегда находится в поиске новых методов обучения, стремится посещать всевозможные семинары, открытые уроки коллег и методические объединения, где преподаватели делятся опытом, чтобы наиболее эффективно построить свою работу и разнообразить ее. Существует также процедура переаттестации, которую обязательно нужно периодически проходить. Она подразумевает прохождение курсов повышения квалификации, проведение открытых уроков и, конечно же, обобщение педагогического опыта.

В этой статье речь пойдет про обобщение опыта работы учителя начальных классов. Вы узнаете, как грамотно составить работу, с чего начать, и что лучше там совсем не указывать.

С чего же начать? Прежде всего нужно составить план, и постепенно уделять внимание каждому разделу. Если вы начинающий преподаватель и сомневаетесь в чем-либо, всегда можно обратиться к руководителю школьного или районного МО. Требования и стандарты в каждой школе могут отличаться, поэтому не бойтесь задавать вопросы, если что-то неясно. Опытные учителя с радостью помогут и поддержат.

Примерные пункты содержания работы обычно выглядят так:

  1. Введение
  2. Задачи и принципы деятельности учителя
  3. Обобщение опыта
  4. Результаты и достижения
  5. Подведение итогов, выводы

Но они могут варьироваться, в зависимости от запросов школы или желания учителя.

Задачи и принципы работы учителя

После небольшого вступления во введении, можно приступать к освещению своих задач и основополагающих принципов.

Главные кредо любого преподавателя можно сформулировать так:

  • учебный процесс должен строиться в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей;
  • обучение должно быть средством развития самостоятельности и активности детей;
  • систематичность – основной фактор успеха в обучении;
  • обучение должно быть посильным для любого ребенка;
  • учитель должен чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его.

У студентов это – тема их курсовой или дипломной работы, которую пишут на протяжении всей учебы в университете. Практикующие педагоги обычно получают свою тематику на методическом объединении и уделяют годы ее изучению. Некоторые работают над ней на протяжении всей педагогической деятельности.

Важно выбирать актуальную и современную тему, которую будет интересно развивать. Ведь в первую очередь работа должна быть полезна самому автору, от этого и нужно отталкиваться.

Важно указать промежуточные и глобальные цели работы и описать способы их достижения. Как это может выглядеть на практике?

  • изучение продуктивности внедрения творческих приемов в уроки математики;
  • формирование познавательной активности у детей посредством творческих заданий;
  • систематизация методов и приемов, направленных на формирование познавательной активности у младших школьников.

Это существенно упростит задачу и поможет грамотно систематизировать исходные данные. Иначе можно упустить из виду что-то важное, ведь опыт накапливается на протяжении долгого времени и восстановить все свои достижения по памяти будет практически невозможно.

Обобщение педагогического опыта учителя начальных классов

Обобщение педагогического опыта – это своего рода подведение итогов работы преподавателя за определенный период времени, которое вполне может стать методическим руководством коллегам. Это не просто отчет для начальства и вышестоящих инстанций, который никто больше читать не будет. Следует подойти к его написанию ответственно, так как документ может помочь и самому автору структурировать и проанализировать свою деятельность, посмотреть на себя со стороны, поделиться с другими своими достижениями.

В этой части проекта постарайтесь подробно описать, как строилась работа учителя за отведенный период времени, какие виды деятельности принесли наилучшие результаты, а что не совсем удалось. Делать акцент на неудачных экспериментах не нужно, но можно аккуратно проанализировать их, сделав определенные выводы. Подумайте, что удавалось лучше всего, в чем вы являетесь настоящим профессионалом? Отталкивайтесь от этого и постепенно переходите к менее важному.

Укажите средства активизации познавательной деятельности на уроках и ведущие приемы обучения.

Они могут выглядеть так:

  1. Игра – ведущий вид деятельности.
  2. Работа в парах и группах как неотъемлемая часть урока.
  3. Проблемное обучение помогает качественно усвоить материал.
  4. Соревнования – прекрасный способ поддержать интерес к предметам и разнообразить учебный процесс.
  5. Использование ИКТ – важная часть современного занятия.

Необходимо включить в главу все открытые уроки, проведенные в классе праздники, спортивные соревнования и внеклассные мероприятия.

Чтобы не возникало спорных моментов и недопонимания, обязательно согласуйте черновой вариант текста с администрацией школы и уточните все детали. Дело в том, что в некоторых школах очень строгие правила написания таких трудов, в то время как руководство других заведений дает педагогам полную свободу действий.

Результаты работы

Большим плюсом будет, если преподаватель печатался в профильных журналах. Свои статьи обязательно нужно приложить, они станут прекрасным дополнением к работе.

Чтобы поставить красивую точку в своем повествовании, обобщение опыта работы учителя начальных классов лучше всего закончить выводами и подведением итогов. Укажите теоретическую базу своего опыта, используемую литературу и другие средства получения информации.

При оформлении титульного листа важно придерживаться делового стиля. Выберите нежные, спокойные тона, исключив яркие кислотные оттенки.

Сейчас в открытом доступе можно найти выдержки из опыта учителя начальных классов по ФГОС, примеры правильного оформления работ и презентаций, изучить их и применить полученные знания на практике.

Обобщающий опыт учителя начальных классов Мельник С.А.

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты некоторые аспекты повышения эффективности уроков математики русского языка и окружающего мира, представлены методы формирования у учащихся универсальных учебных действий по данным предметам в начальной школе, определены пути повышения познавательной активности учащихся на уроках.

Прослеживающаяся положительная динамика качества обучения в классах Светланы Анатольевны подтвердила эффективность использования данных технологий и актуальность обмена опытом с коллегами по теме.

Педагогический опыт Мельник Светланы Анатольевны изучен и обобщен старшим преподавателем кафедры дошкольного и начального образования Солончук Л.В.

Слово о педагоге

Систематически повышает квалификацию.

На базе курсов ГБОУ ПК при СОРИПКРО:

С 2015 года и по настоящее время – учитель высшей категории.

В феврале 2021 года работала на устном экзамене по русскому языку в 9 классах, в качестве экзаменатора.

составила Рабочие программы с 1 по 4 класс урочной и внеурочной (1-4 классы) деятельности с учётом требований ФГОС нового поколения.

« Опыт работы учителем начальных классов убедил меня в том, что Стандарт второго поколения – инновационное, требующее серьезных осмыслений нововведения. Ведь любая инновация направлена, в первую очередь на изменения с целью получения какого-то нового более качественного результата. По сути дела произошла революция в понимании стандарта. Если раньше стандарт был ориентирован на то, чтобы давать и проверять знания, то сегодня мы имеем дело не только со стандартом знаний, а со стандартом, который задает образ жизни школы. Стандарт – как договор в форме тех или иных норм между школой, семьей, обществом и государством – должен отвечать на следующие четыре вопроса: Ради чего учить? Чему учить? Как учить? Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. Этого возможно достичь путём представления школьникам значительной степени свободы в образовательном процессе. Ориентация на механическое усвоение знаний и навыков сменилась ориентацией на развитие личности. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться, уметь самим добывать знания.

В процессе образовательного процесса Мельник С.А. активно и целенаправленно применяет современные образовательные развивающие технологии: технологию развивающего обучения, технологию проблемного обучения, личностно-ориентированные технологии, информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии. Благодаря этому учащиеся классов, в которых работает Светлана Анатольевна, показывают высокие стабильные результаты в учебной деятельности, получая прочные знания, и продолжают успешно учиться в среднем звене.

Учащиеся Светланы Анатольевны организованы, на уроках прослеживается хорошая работоспособность и высокий темп работы.

Педагогическая деятельность Мельник С.А. не ограничена только обучением детей.

Светлана Анатольевна делится своим опытом, выступая с докладами и мастер-классами на заседаниях школьного методического объединения, школьных педсоветах, республиканских и районных семинарах и научно-практических конференциях.

Старший преподаватель кафедры

дошкольного и начального образования

Актуальность обобщения опыта работы по использованию системно- деятельностного подхода к организации образовательного процесса вытекает из потребности совершенствования системы начального обучения, которая стимулируется социальным заказом: современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения, потому что только творческий человек может успешно адаптироваться в социуме, противостоять негативным обстоятельствам, находить позитивные выходы из сложных ситуаций, он способен к самореализации своих возможностей и саморазвитию.

Исходя из этого, иной становятся задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Если раньше ученик шел в школу за знаниями, то сегодня знания перестали быть самоцелью. Знать - еще не значит быть готовым эти знания использовать, а без динамики - знания подобны камню, лежащему на пути ручья; образуется запруда, которая со временем порастает зеленью, и вода умирает. Без усилий воли, без личностного участия камень не сдвинуть, воду не открыть.

Эти задачи успешно решаются при широком использовании и внедрении в практику работы учителей начальных классов системно-деятельностного подхода обучения, когда учитель предлагает своим ученикам не готовые истины, а их самостоятельный поиск, создание и сотворение.

Сегодня стало уже очевидным, что именно такое обучение не только делает уроки интересными, а усвоение знаний успешным, но и помогает детям приобрести опыт деятельности и общения, благодаря которому им легче своевременно найти своё призвание и успешно реализовать себя в жизни.

Целью обобщения опыта является формирование системы работы на основе деятельностного подхода, создающего условия для становления деятельностной, предприимчивой, созидательной личности, обучение разным видам деятельности, создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика, а также существенно повышается качество обученности.

 - изучить деятельностную парадигму образования как важнейшее условие реализации ФГОС;

 увидеть себя, свой педагогический опыт в новой системе обучения;

 систематизировать знания об активизации деятельности учащихся, накопленных в традиционном подходе обучения;

 создать рабочие программы по предметам курса начальной школы, в которых будут выделены планируемые результаты (личностные, метопредметные, предметные)

 изучить типологию уроков при системно-деятельностном подходе к обучению;

 обеспечить достаточную полноту и качество формирования общеучебных умений и ключевых деятельностных компетенций;

 повысить качество обучения в соответствии с существующими сегодня измерителями, которые мотивируют к дальнейшему развитию;

 включаться в инновационный процесс на посильном для себя уровне;

Длительность работы над опытом

I. этап 2017 – 2018 учебный год:

- изучение литературы по теме опыта;

- создание рабочих программ по предметам начальной школы

- диагностика возрастных и индивидуальных особенностей младших школьников;

- диагностика уровня самостоятельности получения знаний в процессе обучения младших школьников.

II. этап 2018 – 2019 учебный год:

- разработка системы использования средств, форм и методов системно-деятельностного подхода обучения младших школьников;

- применение системы использования деятельностного метода в образовательном процессе;

- изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

III. этап 2019 – 2020 учебный год:

- проведение в учебном процессе уроков нового типа, новой структуры;

- изучение передового опыта учителей, работающих по данной теме.

IV. этап 2020-2021 учебный год:

- диагностика уровня эффективности применения системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании;

- обобщение опыта работы по теме самообразования;

- распространение опыта: выступления на МО учителей школы, района;

- разработка рекомендаций для учителей начальных классов по применению деятельностного метода обучения в образовательном процессе младших школьников.

Степень новизны.

Сущность опыта заключается в создании педагогических условий для реализации системно-деятельностного подхода в организации образовательного процесса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Представленный опыт является репродуктивно-творческим, так как основан на творческом анализе и переработке материала, широко представленного в педагогической литературе, преломлении его сквозь призму собственного опыта и внедрении основных положений технологии деятельностного метода обучения. Данный опыт можно обозначить как творческий, постоянно развивающийся, потому, что применяя его в учебном процессе можно решить задачи, поставленные перед учителем в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов. Новизна опыта заключается в том, чтобы помочь учителю в полном объёме использовать в своей работе системно-деятельностный подход, даже в традиционной системе обучения, так как дети от природы любознательны, полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое, умное руководство.

1.6. Предполагаемые результаты

1. Повышение качества успеваемости по предметам (повышение среднего балла по предмету; отсутствие неуспевающих).

2. Активизация творческой, познавательной и интеллектуальной инициатив учащихся - участие в конкурсах, олимпиадах, проектной и исследовательской деятельности.

3. Разработка и проведение уроков (в том числе, открытых) с использованием современных образовательных технологий.

4. Доклады, выступления, публикации на школьном, муниципальном и федеральном уровне.

5. Создание комплектов педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий.

6. Создание личного сайта-портфолио.

Компетентностно-ориентированный подход к обучению реализуется средствами современных методов обучения, методик и образовательных технологий, отбор которых при переходе на новые стандарты нам нужно было четко определить. Впервые в стандарте прописаны базовые образовательные технологии системно-деятельностного подхода:

(Основные приёмы, методы: проблемный диалог, создание проблемной ситуации, продуктивные задания, групповая работа и т.д)

• Проектная деятельность. Замысел - реализация- продукт

В начальной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов(Приложение)

• Уровневая дифференциация. Дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенного уровней.

Считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач. Наиболее остро вопрос индивидуальных различий школьников стоит на уроках обучения грамоте в первом классе. Очень важно организовать работу учащихся таким образом, чтобы ни одна минута 40 минутного урока не пропала даром, чтобы не потерять ни самых читающих детей, ни тех, кто начал знакомиться с буквами только в школе.

Информационные и коммуникативные технологии

Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития, а также средством управления образовательным процессом и обеспечением профессиональной деятельности учителя.

Грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует: активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников; достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе; развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровню комфортности обучения, повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления; формированию информационно-коммуникационной компетенции; приобщение школьников к достижениям информационного общества, приобретению навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности; развитию уучащихся навыков исследовательской деятельности, творческих способностей.

Важен и выбор учебников. Учебники комплекта рекомендованы Министерством образования и науки Российской Федерации и включены в Федеральный перечень учебников. Эффективное применение современных педагогических технологий и профессиональное мастерство учителя подтверждается результатами интегрированной проверочной работы, проведенной в 1-ом классе в конце учебного года и последующих классах. Высокий и повышенный уровни читательской компетенции показали 92% учащихся; по математике – 89%, по русскому языку – 81%, по окружающему миру – 95%.(Приложение)

Проблемы, с которыми столкнулись:

1. Содержание существующих учебников и примерных учебных программ во многом пока дублируют содержание Стандарта 2004 года, поэтому учителям приходилось соотносить их содержание с требованиями к результатам реализации основной образовательной программы, указанных в новых стандартах.

2. На сегодняшний день недостаточно контрольно-измерительных материалов, предлагаемых авторами УМК, что также создает проблемы при разработке системы оценки результатов как учебной, так и внеучебной работы с детьми.

3. Урок - основная форма организации образовательного процесса

Системно – деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа). Построение урока в логике системно-деятельностного подхода значительно отличается от классического представления о типологии и структуре урока.

Сущность урока в процессе обучения – коллективно-индивидуальное взаимодействие учителя и учащихся, в результате которого происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их способностей, опыта деятельности, общения и отношений, а также совершенствование педагогического мастерства учителя

Современные типы уроков ( Приложение)

Выделяют четыре типа уроков в зависимости от их целей:

Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.

Содержательная цель: формирование системы математических понятий.

2. Урок рефлексии. (Приложение )

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – математических понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий школьного курса математики и построение обобщённых норм учебной деятельности.

Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных математических понятий и алгоритмов.

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Сегодня каждый учитель может использовать деятельностный метод в своей практической работе, так как все составляющие этого метода общеизвестны. Поэтому достаточно лишь осмыслить значимость каждого элемента и использовать их в работе системно. Применение технологии деятельностного метода обучения создает условия для формирования у ребенка готовности к саморазвитию, помогает формировать устойчивую систему знаний и систему ценностей (самовоспитание).

Список используемой литературы

1. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. – М:АРКТИ, 2012 – стр.44-45(Начальная школа)

4. Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006

Читайте также: