Отношение как педагогическая категория и как суть воспитания кратко

Обновлено: 07.07.2024

Воспитание есть основополагающая категория педагогики, являющаяся базисом для обеспечения основного пласта формирования личности.

При этом специфика воспитания заключается в том, что воспитательному воздействию подвержены все люди, независимо от уровня развития, и они же воздействуют сами. Педагогика призвана упорядочить этот процесс, сделать его безопасным и эффективным. Рассмотрим детально, в чем заключена сущность воспитания, его особенности и предназначение.

Сущность воспитания

Воспитание – это процесс в педагогике, заключающийся в осмысленном целенаправленном формировании личности. При этом обучение и воспитание в образовательном учреждении и в семье неразрывно связаны между собой.

Воспитательный процесс подвержен влиянию внешней среды, социального окружения воспитуемого. Психологическая сторона воспитания заключена в переводе ребенка из одного состояния в другое, а результатом воспитания является перевод внешнего опыта и знаний, ценностей и норм в личностные установки и, соответственно, поведение. Воспитание призвано сформировать психологическую структуру личности (рисунок 1 ).

Сущность воспитания

Сущность воспитания с точки зрения педагогики – это оптимальная организация взаимодействия педагогов и их подопечных, формирование и стимулирование активности воспитуемых по приобретению ими социального и духовного опыта, ценностей и опыта отношений.

Особо необходимо акцентировать внимание на активности познавательной деятельности объекта воспитания, что можно назвать личностно-деятельным подходом к воспитанию. Он получил широкое распространение в отечественной теории воспитания.

Современная теория заключает в себе мысль, что воспитательный процесс — это не столько прямое воздействие, сколько социальное взаимодействие между педагогом и воспитуемым.

Эффективность деятельности педагога оценивается по качественным изменениям сознания и поведения ребенка.

Можно выделить базовые категории, определяющие существующую российскую концепцию воспитания:

  • взаимодействие;
  • сотрудничество;
  • воспитательные отношения;
  • педагогическая ситуация;
  • социальная обстановка.

Многообразие факторов с одной стороны обеспечивает воспитательному процессу многогранность, насыщенность и эффективность, с другой стороны делает его более сложным. Соблюдением большого количества условий труднее управлять, поскольку имеет место стихийность и негативное влияние внешней среды. Можно привести в качестве примера разного рода СМИ, опосредованно влияющие на обучающий и воспитательный процессы.

Назначение воспитания

Современная педагогика ставит перед собой большое количество задач, учитывающих все аспекты воспитания:

  • формирование полноценной, всесторонне развитой личности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности социально приемлемых, культурных норм поведения и жизнедеятельности;
  • внедрение и закрепление в структуре личности нравственных и эстетических качеств;
  • обеспечение наличия факторов, способствующих развитию воли, целеустремленности, осознанности и эмоциональной устойчивости личности;
  • приобщение воспитуемого к научным, историческим, культурным ценностям и достижениям общества;
  • воспитание патриотической личности согласно потребностям государства;
  • распознавание и развитие индивидуальных способностей, склонностей и потребностей человека в разных сферах;
  • формирование среды, способствующей реализации различных видов познавательной деятельности в целях расширения мировоззрения, повышения уровня образованности и культурного опыта;
  • развитие адаптивной способности личности в отношении изменяющихся условий социальной, политической и культурной жизни общества.

Особенности воспитания

Воспитание – это растянутый во времени, непрерывный процесс, в заключительной своей фазе переходящий в стадию самовоспитания. Отличительными особенностями воспитания являются отсроченность его результата и разница в существующих оценках.

Многое здесь находится в зависимости от факторов, влияющих на личность воспитанника, а также его изначальных внутренних ресурсов.

Задачи воспитательного процесса качественно реализовываются лишь при понимании и решении содержательных вопросов воспитания.

Содержание воспитания – это комплекс знаний и навыков, установок и личностных качеств, поведенческой составляющей и идеологических взглядов.

Все перечисленное и есть цель воспитательного процесса.

Воспитание – процесс разносторонний, многозадачный и многоуровневый; он учитывает все стороны жизнедеятельности и имеет особенности согласно своей направленности:

  1. Формирование глобального мышления, научного мировоззрения включает в себя развитие установок и взглядов, доступное лишь личности с развитым мышлением и осознанностью. Недостаточно просто передать человеку знания, необходимо научить его в дальнейшем самостоятельно развивать свой интеллект, реализовывать способности к анализу и исследованию.
  2. Гражданское воспитание предполагает привитие человеку чувства сопричастности к своей родине, уважение к своей стране и ее истории, патриотичной настроенности, а также культуры поведения в межнациональном социуме.
  3. Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с социализацией личности. Воспитательный процесс содержит в себе обучение личности социально приемлемым нормам поведения (в конкретном социуме); привитие ей культурных ценностей, обычаев, правил; выработку адекватного отношения к обществу, другим людям, природе. Основой нравственного воспитания является гуманность, подразумевающая развитие в личности таких навыков как сочувствие, отзывчивость, терпимость, уважение чужого выбора и особенностей других людей. Здесь крайне важно, чтобы педагог сам являл собой достойный пример нравственности. Нравственное воспитание получает свою реализацию через коллективное взаимодействие, открытое и свободное обсуждение вопросов и сложных ситуаций. Такая деятельность способствует формированию у детей собственной нравственной позиции.
  4. Трудовое воспитание. Ранее это направление было основой советского общества, в современных же условиях оно отошло на задний план как в учреждениях образования, так и в системе семьи. Трудовое воспитание имеет своей целью формирование ответственности, мотивации к прикладному использованию полученных знаний.
  5. Эстетическое воспитание развивает творческую сторону мышления, создает условия для формирования духовных ценностей. Личности прививается способность к эмоциональному отклику на искусство и пониманию его.
  6. Физическое воспитание способствует формированию целостной личности, имеющей навык заботы о своем здоровье и положительное отношение к двигательной активности, что, несомненно, отражается и на результатах умственной деятельности.

Верно организованный процесс воспитания включает в себя как прямую, так и обратную связь: от воспитателя к воспитуемому и наоборот, и это чрезвычайно важный аспект педагогической деятельности. Такой способ взаимодействия дает возможность учитывать индивидуальные особенности воспитанников и подбирать эффективные методы работы.

Несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, хорошо знают нормы уголовного права: кому, при каких обстоятельствах, за что. сколько лет полагается. Знают — и нарушают. А если опросить (что мы делали неоднократно) школьников обычных общеобразовательных школ на предмет знания конкретных норм уголовного права -встретимся с катастрофической правовой безграмотностью. Не знают — но. и не нарушают.

Браконьер, грабящий водоемы во время нереста рыбы, хорошо знает природу рыбы, идущей на нерест, и пользуется этим знанием в своекорыстных целях. Инспектор рыбнадзора тоже владеет этим знанием и поэтому знает, когда и где надо искать браконьера.

Несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних, хорошо знают нормы уголовного права: кому, при каких обстоятельствах, за что. сколько лет полагается. Знают — и нарушают. А если опросить (что мы делали неоднократно) школьников обычных общеобразовательных школ на предмет знания конкретных норм уголовного права -встретимся с катастрофической правовой безграмотностью. Не знают — но. и не нарушают.

Браконьер, грабящий водоемы во время нереста рыбы, хорошо знает природу рыбы, идущей на нерест, и пользуется этим знанием в своекорыстных целях. Инспектор рыбнадзора тоже владеет этим знанием и поэтому знает, когда и где надо искать браконьера.

Воспитание возникло из практических потребностей человека и общества в приспособлении и приобщении молодых людей к конкретным условиям общественной жизни и производства. Его необходимость обусловлена регулярной потребностью в своевременной замене ими стареющих и выбывающих из активной жизни поколений. В результате дети, подростки и молодежь, становясь взрослыми, обеспечивают себе и своим семьям нормальную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших людей. В этом смысле воспитание является вечной категорией, появившейся вместе с возникновением человеческого общества и существующей до тех пор, пока живет и функционирует само общество. Воспитание необходимо потому, что является одним из важнейших средств существования общества, подготовки и воспроизводства производительных сил и развития человека, обеспечения преемственности поколений.

Теория воспитания как один из основных разделов педагогики представляет собой некоторую совокупность сравнительно однородных, внутренне согласованных и непротиворечивых научных педагогических положений, знание и понимание которых дает возможность формирования и личностного развития воспитуемых и целенаправленно влиять на коллектив в соответствии с выбранными целями общего, национального и профессионального воспитания. Положения теории воспитания призваны вооружить преподавателей и воспитателей профессиональными знаниями закономерностей и принципов воспитания, необходимыми педагогическими навыками и умениями, практическим опытом организации воспитательной работы.

Воспитание как важный социальный феномен является достаточно сложным и противоречивым процессом вхождения подрастающих поколений в жизнь общества, их включения в социальную и общественно-производственную деятельность, в творчество и в духовность. Именно воспитание обеспечивает их становление людьми, развитыми личностями, одним из важнейших элементов системы производительных сил общества. В этом смысле можно утверждать, что воспитание делает людей творцами, созидателями собственного счастья. Совершенно справедливо утверждал В.Г. Белинский, что “воспитание – великое дело: им решается участь человека”.

Воспитание и обучение представляют собой два взаимосвязанных, хотя и относительно самостоятельных, направления педагогического воздействия на человека, различающихся по своим целям и задачам, методам и средствам осуществления. По сути, эти термины раскрывают содержание двух различных сфер педагогической деятельности. При этом взимоотношение воспитания и обучения существенно меняется с возрастом учащихся и уровнем образования. Так, для детей младшего возраста существенное, если не доминирующее место в системе образования, в особенности дошкольного, занимают именно процессы воспитания. Это объясняется необходимостью интен­сивной социализации подрастающей человеческой личности, ее подготовки к жизни и деятельности в условиях коллектива, сначала в школе среди сверстников, а затем и в условиях производства и общественно-политической жизни.

По мере взросления ребенка и повышения образовательного уровня учебного учреждения соотношение между воспитательными и учебными воздействиями постепенно меняется в пользу задач обучения. Это обусловлено не достижением определенной степени воспитанности человека или снижением роли воспитания (человек подвержен воспитанию в течение всей жизни), а жизненной необходимостью в быстром накоплении знаний, формировании умений и навыков, составляюших сущность обучения. Особенно эта тенденция проявляется в высшей школе, где доминирование задач профессионального образования в значительной мере осложняет решение воспитательных задач.

В то же время общность конечной педагогической цели системы образования, состоящей в подготовке человека к ус­пешной жизни и деятельности в условиях конкретного общест­ва, в максимальном его знакомстве со всем богатством матери­альных, духовных и нравственных достижений культуры и ци­вилизации предопределяют целостность и неразрывность еди­ного учебно-воспитательного процесса. Поэтому професио­нальная компетенция преподавателя высшей школы предпола­гает не только его глубокие знания в определенной сфере нау­ки или техники, но и высокий уровень педагогического мастер­ства. А это со всей необходимостью требует от него знаний и умений не только дидактики как теории и практики обучения студентов, но также теории и практики воспитательной работы и особенностей ее осуществления со студентами. Ведь полагать, что для студентов достаточно воспитательного воздействия, которое осуществляется в процессе обучения, в корне неверно.

Как совершенно справедливо отмечал в связи с этим А.С. Макаренко, “методика воспитательной работы имеет свою логику, сравнительно не зависящую от логики работы образовательной. И то, и иное – методика воспитания и методика образования, – по моему мнению, составляют два раздела, более или менее самостоятельных раздела педагогической науки. Понятно, что эти разделы должны быть органично связаны. Понятно, что всякая работа в классе является всегда работой воспитательной, но сводить воспитательную работу к образовательной я считаю невозможным” [41, с. 143-144].

Подтверждением справедливости этого тезиса могут служить далеко не единичные, к сожалению, случаи, когда образованный, высокоэрудированный человек, обладающий богатым запасом профессиональных знаний, остается достаточно невоспитанным, чем отталкивает от себя окружающих. Особенно нетерпимой является такая ситуация, когда подобный специалист становится руководителем, занимает высокий руководящий пост. Ведь он не только снижает общую эффективность деятельности коллектива и создает неблагоприятный психологический климат, но и подает нежелательные примеры поведения для руководителей более низкого уровня.

Таким образом, воспитание представляет собой целенаправленный процесс подготовки человека к сегодняшней и будущей жизнедеятельности.

Как педагогическая категория, термин “воспитание” принято употреблять, по мнению Ю.К. Бабанского, в следующих четырех значениях.

Во-первых, в широком социальном значении воспитание понимается как воздействие на человека всего общества и всей действительности, которое в силу огромного разнообразия общественных процессов имеет не только положительную направленность. Ведь действительность полна противоречий, конфликтов и столкновений различных людей и социальных групп. Поэтому личность под ее воздействием приобретает не только положительный, но и в значительной мере отрицательный социальный и социокультурный опыт.

Во-вторых, в широком педагогическом смысле воспитание представляет собой специально организованную систему воспитательной деятельности различных образовательно-воспитательных учреждений, которые руководствуются определенными социальными целями, педагогическими теориями, принципами, методами и формами воспитания.

В-третьих, в узком педагогическом значении воспитание представляет собой целенаправленную деятельность педагога на основе принципов и закономерностей воспитания, направленную на успешное достижение определенных, заранее выбранных воспитательных целей.

Наконец, в-четвертых, в предельно узком, или локальном смысле под воспитанием следует понимать решение педагогом конкретной индивидуальной проблемы воспитания или перевоспитания конкретного человека.

Таким образом, общую совокупность целей воспитания в зависимости от каждого из рассмативаемых его аспектов, смыслов и значений можно наглядно представить в виде рис. 78.

Рис. 78. Цели воспитания

Воспитание, как педагогическая категория, может характеризоваться, по мнению В.В. Ягупова, следующими присущими ей наиболее существенными характеристиками:

1) целенаправленность, предполагающая наличие определенного примера, некоторого эталона или социально-куль­турного идеала;

2) соответствие процесса воспитания определенной системе жизненных, социально-культурных и нравственно-этичес­ких ценностей;

3) наличие определенной системы организованных воспитательных воздействий, отличающихся целостностью принципов, форм и методов;

4) гуманность, в соответствии с которой в основу воспитания положена его четкая ориентация на общечеловеческие ценности;

5) целостность, непрерывность и длительность, то есть воспитание должно касаться всех сфер психики человека, творчески формировать и всесторонне развивать их на протяжении всей жизни.

Для реализации этих характеристик воспитание должно быть комплексным, планомерным и организованным [87, с.424].

Сущность воспитания как педагогической категории можно определить как процесс целенаправленного, систематического, организованного и планомерного взаимодействия воспитателя и воспитанника, во время которого осуществляется воздействие на сознание и подсознание, на познавательную, эмоционально-волевую и мотивационную сферы воспитанника с целью формирования у него научного мировоззрения, жизненных ценностей и идеалов, высоких нравственных, гражданских и профессиональных качеств, его личностного формирования и развития.

Из приведенного определения непосредственно следует, что объектами воспитательного воздействия выступают сознание и подсознание воспитанника, его мотивационная, эмоционально-чувственная и волевая сферы, навыки и привычки поведения в условиях повседневной жизни, профессиональной и общественной деятельности, сформированного в результате воспитания, а также навыки и потребность в самовоспитании и самосовершенствовании (рис. 79).

Рис. 79. Объекты воспитательного воздействия

Обратим внимание на значение навыков и привычек человека как объектов воспитательного воздействия на него. Напомним, что навыком принято называть психическое образование, благодаря которому человек способен выполнять определенные действия автоматически, з надлежащей точностью и быстротой, без излишних затрат физической и нервной энергии. Именно поэтому формирование необходимых навыков в процесса воспитания выступает средством существенного облегчения жизни и деятельности человека.

Привычкой считается склонность человека к относительно устойчивому способу выполнения определенного действия. Установлено, что все действия с помощью положительных ощущений можно усилить, эмоционально окрасить мотивы воспитанного поведения. По словам К.Д. Ушинского, “хорошая привычка – это моральный капитал. Капитал привычки от употребления возрастает и дает человеку возможность, как капитал материальный в экономическом мире, в дальнейшем более плодотворно использовать свою самую драгоценнейшую силу –силу сознания, воли и сводить моральное строение своей жизни все выше, не начиная каждый раз своего строения с фундамента и тратя своего сознания и воли на борьбу с трудностями, которые были уже однажды побеждены” [79, с. 330].

Основным смыслом, ведущей идеей системы воспитания и воспитательной работы вообще должно быть формирова­ние и постоянное развитие у воспитанника мотивации к творче­скому самосовершенствованию положительных качеств своей личности и нивелированию отрицательных. Наиболее эффек­тивно этого можно достигнуть в процессесамовоспитания ли­чности как сознательной деятельности субъекта, направленной на максимально возможную реализацию человеком своих твор­ческих возможностей и способностей, своего личностного по­тенциала. Иными словами, целью этой его деятельности являе­тся реализация себя как личности, а в ее основе и лежит моти­вация самосовершенствования.

В центре современной системы целей воспитательного процесса должно быть развитие морально-волевых качеств человека. Поэтому воля студента, любого воспитанника вообще, является существенным предметом воспитательного воздействия. Ведь только с ее помощью можно значительно усилить эффект воспитательных воздействий, максимальным образом мобилизовать возможности психики человека на совершенствование его положительных и устранение отрицательных черт и качеств личности, на постоянное самосовершенствование.

Воля представляет собой особую способность человека, проявляющуюся в его самодетерминации и саморегуляции своей деятельности, поведения и различных психических процессов. Она непосредственно влияет на его готовность к восприятию воспитательных воздействий, на характер их восприятия и участие в своем воспитании и перевоспитании. Если человек сам осознал необходимость формирования, развития либо искоренения в себе каких либо качеств и стремится к этому, успех достижения поставленных целей его воспитания или перевоспитания становится намного более достижимым. Если же на задачах достижения этих целей он может сосредоточить необходимые морально-волевые усилия, способен сконцентрировать свою энергию, успех практически гарантирован.

Под перевоспитанием принято понимать целенаправлен­ную системную работу педагога и всего учебно-воспитательно­го учреждения с целью устранения недостатков предшествую­щего воспитания и личностного развития, обусловивших недо­статочную общую культуру, нравственную неразвитость и пе­дагогическую запущенность молодого человека.

Следует отметить, что сегодня проблемы перевоспитания подрастающих поколений, в первую очередь студенческой молодежи, приобретают особую остроту. Решительный отказ в свое время национальной системы образования от принципов коммунистического воспитания не сопровождался, к сожалению, разработкой альтернативной ей воспитательной парадигмы, а отсутствие четкой национальной идеи лишило педагогическую практику необходимых ориентиров. К тому же, процессы становления и развития посткоммунистического образования серьезно осложнялись длительным кризисом в социально-экономической и духовной сфере, который приобрел системный характер и из которого Украина только начала выходить. Эта ситуация привела к тому, что у нас выросло целое поколение, уровень воспитания которого не соответствует современным социальным требованиям. Его перевоспитание требует четких рекомендаций педагогической теории, высокого педагогического мастерства преподавателей, системности, квалифицированных целенаправленных воспитательных воздействий.

Теория и практика воспитания и перевоспитания свидетельствуют, что предметом воспитательного воздействия долж­на быть, как показано на рис. 19, личность воспитуемого со всеми ее составляющими: биологическими, психическими и со­циальными. Именно на этом базируются основные направления воспитания: нравственное, профессиональное и трудовое, национальное, гражданское и религиозное, интеллектуальное и физическое, естетическое и экологическое и т.п.

Таким образом, основными, наиболее распространенны­ми педагогическими категориями теории воспитания являются воспитание, самовоспитание и перевоспитание. Воспитание че­ловека осуществляется как в процессе его общения с другими людьми и социальными группами, так и в ходе специально орга­низованного воспитательного процесса. Его реализация непосредственно связана с такими педагогическими категориями, как цели и задачи воспитания, его содержание и методы воспитания. В качестве инструментального обеспечения воспитатель­ного процесса используются такие категории, как закономерно­сти воспитания и принципы воспитания. В зависимости от це­лей важную роль играет выбор направлений воспитания.

Сложность и неоднозначность процесса воспитания и его результатов обусловлены противоречивостью его характера и зависимостью от множества разнообразных факторов внутренней (личностной) и внешней (средовой) природы. Поэтому воспитание как социальный феномен, с одной стороны, подчиняется определенным законам и закономерностям, а с другой, – многообразие конкретных проявлений этих закономерностей определяется индивидуальными особенностями личности воспитуемого и в существенной мере зависит от особенностей понимания этих закономерностей и их применения воспитателем. Совершенно аналогично, с одной стороны, педагогическая теория и практика выработали определенные принципы воспитания, а с другой, – практическая реализация этих принципов в каждом конкретном случае сталкивается с необходимостью учета особенностей реакции индивида на то или иное воспитательное воздействие.

Дело даже не в том, что различные люди по-разному реагируют на одно и то же воздействие. Это представляется вполне естественным. В действительности же оказывается, что один и тот же человек может по-разному воспринимать одно и то же воспитательное воздействие на него и по-разному реагировать. Характер этой реакции может зависеть от эмоционального состояния и настроения человека, от его физического самочувствия, от не всегда заметных нюансов осуществления самого воздействия. Поэтому для профессионального педагога, в первую очередь для преподавателя высшей школы крайне необходимо знание сущности и содержания воспитательного процесса, его закономерностей, принципов, методов и основных направлений.

Предметом педагогики как области научного познания является особая функция общества - воспитание. И поэтому педагогику можно назвать наукой о воспитании.

Воспитание — в самом общем виде — заключается в подготовке младшего поколения к жизни в обществе. В процессе воспитания подрастающие поколения должны усвоить то, что уже накоплено обществом, т. е. усвоить знания на достигнутом уровне их развития, овладеть определенными трудовыми умениями, усвоить нормы и опыт поведения в обществе и выработать определенную систему взглядов на жизнь. В процессе воспитания должны формироваться также и такие качества, которые необходимы для решения новых задач, не стоявших перед старшим поколением. А для этого должны быть выработаны умения приобретать необходимые знания, приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и труда, заниматься творческой деятельностью/

Таким образом, можно сказать, что воспитание — это процесс передачи старшими поколениями общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к жизни и труду, необходимому для обеспечения дальнейшего развития общества.

действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое в системе учебно-воспитательных учреждений (или каком-либо отдельном учебно-воспитательном учреждении, охватывающее весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа, направленная на формирование системы определенных качеств, взглядов и убеждений учащихся; в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной воспитательной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание, эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п.

Воспитание человека в широком педагогическом смысле — это целенаправленный процесс, осуществляемый под руководством специально выделяемых обществом людей — учителей, педагогов, воспитателей, включающий в себя все виды учебных занятий и внеучебной, специально проводимой воспитательной работы. Выделение отдельных более частных видов воспитания, которые требуют использования особых организационных форм и методов работы с учащимися, позволяет рассматривать их более детально, но всегда с учетом целостного воздействия всех факторов воспитания на личность учащегося.

В становлении личности человека большую роль играет самовоспитание, под которым понимается осознанная и целеустремленная работа человека над формированием у себя желаемых черт, качеств и форм поведения. Педагогика оперирует и целым рядом других понятий (например, знание, умение, навык, прием, средство, метод и т. д., которые будут раскрыты при рассмотрении соответствующих педагогических явлений.

Воспитание обусловлено потребностями общества и непосредственно связано с трудом. Оно меняется по мере развития и совершенствования орудий и средств труда, появления новых видов и форм трудовой деятельности, взаимоотношений людей в процессе труда. Существует закономерная связь между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества.

Эта закономерная связь проявляется в том, что характер воспитания всегда соответствует уровню развития производительных сил и производственным отношениям, свойственным каждой общественно-исторической формации.

Истории известны пять общественно-экономических формаций. На основе дошедших до нас археологических данных уже в первобытном обществе мы можем выделить такие формы воспитания, как уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища, которое осуществлялось на основе подражания старшим в процессе самой жизни, самого труда, обеспечивающего существование людей.

Велик вклад в развитие педагогической теории, внесенный прогрессивными педагогами и просветителями дореволюционной России. История отечественной педагогики с гордостью называет имена основоположников революционно-демократической педагогика В. Г. Белинского и А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. В их работах и высказываниях впервые в истории развития педагогической мысли задачи осуществления идеалов воспитания связывались с необходимостью революционного преобразования обще-ства.

В настоящее время расширяется спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся — музей, семья, производственный коллектив, детская организация, спортивная или музыкальная школа, центр детского творчества. В качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили известность авторские педагогические системы И. П. Иванова, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского, В. Ф. Шаталова.

– определенных отношений к предметам, явлениям окружающего мира;

– поведения (как проявление отношений и мировоззрения).

Виды воспитания :

– эстетическое и т. д.

Воспитание как всеобщая категория исторически включала в себя обуче-ние и образование. В современной науке под воспитанием как общественным явлением понимают передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению.

При этом воспитатель :

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в мир культуры;

3) стимулирует к самовоспитанию;

4) помогает разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти выход из сложного положения.

В свою очередь воспитанник :

1) овладевает опытом человеческих отношений и основами культуры;

2) работает над собой;

3) обучается способам общения и манерам поведения.

В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках. Эти качества характеризуют не только мировоззрение человека, но и социальные, нравственные позиции; индивидуальные устремления. Накопление и передача опыта культуры и цивилизации во взаимосвязи с ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и.

Эффективный урок как основная форма обучения в школе Эффективный урок как основная форма обучения в школе «Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче.

Основная роль современной школы Основная роль современной школы Современная школа — это Дом, в котором сформировано Единое образовательно-воспитательное и информационное.

Рабочая основная образовательная программа по математике для 5–6 классов ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Донецкой.

Экологическое воспитание — новое направление дошкольной педагогики Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют.

Читайте также: