Перечислите какие виды бега изучаются в школьной программе по физическому воспитанию

Обновлено: 06.07.2024

Рекомендации по просмотру презентации

При демонстрации данной презентации, все документы, хранящиеся в папке, должны оставаться в ней. Нужный нам документ в папке – “ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1”. В “ПРЕЗЕНТАЦИИ 1” на Главном меню (слайд №6) расположены семь кнопок и все они – интерактивны. Каждая кнопка имеет свой раздел, с которым нужно ознакомиться, за исключением кнопки “А, ну-ка, разомнись” – это кнопка для проведения физминутки (включается видеоролик с зарядкой), можно провести физминутку тогда, когда учитель посчитает нужным это сделать, но, не позже, чем в середине урока. Каждый раздел имеет текстовую информацию, картинки и фото. Когда вы просматриваете тот или иной раздел и, в конце раздела, появляется зелёная или голубая кнопка, нужно нажать на нее, и вы вернётесь на Главное или второстепенное меню, чтобы продолжить знакомство с другими разделами.

На протяжении всего урока нужно вести с обучающимися диалог, задавая ребятам вопросы различной сложности.

  1. Виды лёгкой атлетики (Виды ЛА).
  2. Правила безопасности.
  3. ЗОЖ.
  4. Физминутка (А, ну-ка разомнись).
  5. Тест – игра (красная кнопка в середине слайда с вопросительным знаком).
  6. Просмотр видеоролика “Обзор о лёгкой атлетике” (зелёная кнопка в левом верхнем углу).
  7. Выход из презентации (красная кнопка в правом верхнем углу).

ВНИМАНИЕ! Картинки и фото анимируются в слайде самостоятельно, поэтому, не торопитесь нажимать кнопку “далее”. Текстовую же информацию нужно, напротив, менять щелчком мышки, после прочтения текста.

(Видеоролик сжат, в связи с лимитом объёма презентации, поэтому качество изображения плохое)

Пояснения к конспекту:

Обычный шрифт – текст к уроку; курсив и выделение жирным шрифтом – это действия и пояснения к действиям

  • Привитие навыков здорового образа жизни посредством более детального знакомства с лёгкой атлетикой.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности на занятиях лёгкой атлетикой.
  • Ознакомление (теоретическое и визуальное) с видами лёгкой атлетики в школьной программе.
  • Активизация двигательной деятельности посредством проведения физминутки.
  • Активизация познавательной деятельности посредством просмотра видеообзора о лёгкой атлетике.
  • Контроль полученных знаний, а так же, оценка уровня внимания и запоминания (по информации из презентации), активизация познавательной деятельности посредством проведения тест-игры.
  • Ноутбук, сабвуфер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), экран.
  • Протокол теста – игры, смайлик (показывает “Класс!”) – 15 штук, смайлик (с указательным пальцем) – 15 штук.

I. Организационный момент.

Построение. Сдача рапорта. Приветствие.

II. Определение цели урока. Целеполагание.

- Ребята, а кто из вас знает, какой спорт называют королевой спорта?

- Правильно, это – ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА!

- Думаю, сегодня вы узнаете о лёгкой атлетике много нового!

- Лёгкая атлетика является базовым компонентом практически для всех видов спорта. Это даёт нам право называть её “Королевой спорта”.

- Лёгкая атлетика - один из основных видов спорта, включающий в себя такие спортивные упражнения как: бег, ходьба, прыжки и метания.

III. Основная часть урока

Слайд №6. Выходим на “Главное меню”


- Обратите внимание на то, с какими направлениями мы сегодня познакомимся…

- И начнём мы с видов лёгкой атлетики, которые включены в школьную программу.

Нажимаем на кнопку – облачко “Виды ЛА”

И попадаем на второстепенное МЕНЮ “Виды ЛА”.

Нажимаем на кнопку “Ходьба”


- Ходьба, как спортивное упражнение, отличается по технике выполнения от обычной ходьбы и поэтому называется “спортивной ходьбой”.

- А отличается она тем, что в ходьбе должна отсутствовать “фаза полёта”, иначе спортсмена дисквалифицируют с соревнований.

- Скорость спортивной ходьбы выше скорости обычной ходьбы.

Выход из раздела “Ходьба” нажимаем на зелёную кнопку в правом верхнем углу возвращаемся на второстепенное МЕНЮ “Виды ЛА”

Нажимаем на кнопку “Бег”

- Ребята, кто из вас может назвать разновидности спортивного бега? (спринт, стайерский бег, бег в естественных условиях (кросс, марафон), эстафетный бег)

  • Бег на короткие дистанции
  • Бег на средние и длинные дистанции
  • Кроссовый бег
  • Эстафетный бег

Поочерёдно знакомимся с разновидностями бега, нажимая поочерёдно на кнопки (красные квадратики)

- Бег на короткие дистанции ещё называют спринтом.

- Бег на средние и длинные дистанции называют стайерским бегом.

- Кроссовый бег – это бег по пересечённой местности (относят к бегу в естественных условиях)

- И последняя разновидность бега – это командный вид – эстафета. Отличие этого вида в том, что спортсмены из одной команды, пробежав свою дистанцию (которая называется этапом) передают следующему эстафетную палочку.

- Какие виды стартов вы знаете?

- Существуют 2 вида стартов – низкий и высокий.

Поочерёдно знакомимся с видами стартов в лёгкой атлетике, нажимая поочерёдно на кнопки (красные квадратики)

- Бег на короткие дистанции выполняется с низкого старта. Перед стартом бегунам предоставляются стартовые колодки, которые нужно настроить лично под параметры спортсмена. При низком старте объявляются три команды: “На старт!”, “Внимание!” и “Марш!”.

- Бег на средние и длинные дистанции выполняется с высокого старта. При высоком старте объявляются две команды: “На старт!” и “Марш!”.

Выход из раздела “Бег”

нажимаем на зелёную кнопку в правом верхнем углу возвращаемся на второстепенное МЕНЮ

Нажимаем на кнопку “Прыжки”

- Какие виды прыжков вы знаете, ребята?

  • Прыжки в длину с места
  • Прыжки в длину с разбега
  • Прыжки в высоту

Выход из раздела “Прыжки”

нажимаем на зелёную кнопку в правом нижнем углу, возвращаемся на второстепенное МЕНЮ

Нажимаем на кнопку “Метания”

- Ребята, какие виды метания вы знаете?

Поочерёдно знакомимся с видами метания школьной программы, нажимая поочерёдно на кнопки.

Выход из раздела “Метание”

нажимаем на зелёную кнопку в правом нижнем углу, возвращаемся на второстепенное МЕНЮ

Выходим из второстепенного МЕНЮ (Виды ЛА)

нажимаем голубую кнопку в правом верхнем углу

Возвращаемся на главное меню

Нажимаем на кнопку – облачко “ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ”

Поочерёдно нажимаем на рисунки – бегуна, прыгуна и метателя и знакомимся, соответственно, с правилами безопасности на занятиях беговой подготовкой, прыжковой и метания. Последней нажимаем зелёную кнопку “Правила безопасности” и возвращаемся на Главное меню.


Текстовую информацию из слайда прочитывает учитель или заранее выбранный обучающийся (с хорошей скоростью и выразительным чтением).

“Правила безопасности на занятиях по лёгкой атлетике (раздел беговой подготовки)

1. При групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке. Исключать резко “стопорящую” остановку.

2. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности необходимо увеличить время, отведенное на разминку перед выполнением легкоатлетических упражнений (разминка должна быть более интенсивной).

3. Обувь учащихся должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегающей ногу и не стеснять кровообращение.

“Правила безопасности на занятиях по лёгкой атлетике (раздел прыжковой подготовки)

1. При прыжках тщательно разрыхляйте песок в яме – месте приземления.

2. Не выполняйте прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте.

3. Не приземляйтесь на руки.

4. Прыжок начинайте выполнять после того, как предыдущий прыгун покинул место приземления.

5. Грабли и лопаты не оставляйте на местах занятий. Грабли кладите зубьями вниз, шиповки – шипами вниз.

“Правила безопасности на занятиях по лёгкой атлетике (раздел метания)

1. Перед метанием диска, гранаты, мяча, копья, молота, толканием ядра посмотрите, нет ли людей в направлении метания.

2. Не подавайте снаряд броском.

3. Будьте особенно внимательны при упражнениях в метании. Не стойте при групповых занятиях справа от метающего, не ходите за снарядами без разрешения учителя (тренера).

4. Перед метанием в мокрую погоду вытирайте снаряды насухо.

5. Во время проведения занятий по метанию нельзя находиться в зоне бросков, пересекать эту зону.

6. Находясь вблизи зоны метания, нельзя поворачиваться спиной к направлению полета объекта метания.

7. Запрещается производить произвольные метания, оставлять без присмотра спортивный инвентарь для толчков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке.

8. Хранить и переносить спортивный инвентарь для метаний следует в специальных укладках.

Выход из раздела “Правила безопасности”

нажимаем на зелёную кнопку с одноимённым названием, возвращаемся на Главное меню

- Я предлагаю вам, ребята, немного размяться!

Нажимаем на облачко “А, ну-ка разомнись!” и проводим физкультминутку.

- А как же влияют занятия лёгкой атлетикой на организм занимающихся?

Нажимаем на кнопку “ЗОЖ”

- Дозированные занятия лёгкой атлетикой благоприятно сказываются на организме занимающихся.

- Бег и ходьба являются действенными и доступными для всех возрастов средствами физического совершенствования, способствующими улучшению состояния здоровья и гармоничному развитию

- Ребята, какие вы знаете внутренние органы и системы внутренних органов человека?

(Лёгкие и дыхательная система, сердце и кровеносная система, нервная система, скелетно-мышечная система)

- Улучшается работа сердечной-сосудистой системы.

- Под влиянием физических упражнений у детей и подростков увеличиваются резервные возможности дыхания.

- Укрепляется нервная система.

- Скажите, а какие физические качества человека вы знаете?

(координационные способности (ловкость), выносливость, быстрота (скоростные качества), гибкость, сила))

- Развивается скелетно-мышечная система и физические качества:

- Воспитываются морально-волевые качества:

- трудолюбие и работоспособность.

Выходим из раздела “ЗОЖ”

нажимаем голубую кнопку в правом верхнем углу, Возвращаемся на Главное меню

- Предлагаю вам посмотреть обзорный видеоролик о лёгкой атлетике, в котором вы увидите многообразие королевы спорта!

Нажимаем на зелёную кнопку в левом верхнем углу слайда.

- А теперь мы с вами сыграем! Делимся на две команды и по очереди отвечаем на вопросы теста. Какая команда ответит на большее количество вопросов и наберёт, тем самым, большее количество очков – та команда и выиграла! Самые активные игроки команды будут награждены отличной оценкой!

IV. Заключительная часть урока.

Нажимаем на кнопку с вопросительным знаком в центре слайда.

В тесте-игре всего 18 вопросов, в каждом вопросе 4 варианта ответа. Команды отвечают поочерёдно. Даём право отвечать команде одни раз, если ответ – неправильный, то отвечает другая команда.

Пользуясь протоколом игры-тестирования, выставляем баллы за правильные ответы.

На слайде появляется сначала вопрос, затем 4 варианта ответа.


При ответе, нажимаем на красную кнопку напротив варианта ответа. Результат – моментальный. Если правильный ответ – то выходит слайд с аплодисментами, вы нажимаете на красную кнопку в правом верхнем углу и переходите к следующему вопросу. Если ответ неправильный – то выходите на другой слайд, и тоже жмёте на красную кнопку в правом верхнем углу, и возвращаетесь снова к этому вопросу для того, чтобы вторая команда дала вам свой вариант ответа. Если же и вторая команда ответила неправильно – то вы, снова, в третий раз, вернувшись к этому вопросу, уже сами нажимаете на правильный ответ (правильные ответы написаны ниже) и только потом переходите к следующему вопросу.


Если результаты команд одинаковые – ничья! Победила ДРУЖБА!

Отметьте и оцените активных ребят (тех, кто правильно называл ответы).

(“Две звезды, одно пожелание”)

- Кто из ребят может поделиться тем, что нового вы узнали сегодня на уроке? (В устной форме дать возможность 2-3 обучающимся высказаться).

- Ребята, у вас два смайлика. На смайлике, показывающем “Класс!”, на обратной стороне, напишите то, что вам понравилось на уроке, а на другом смайлике – то, что не понравилось.

В оранжевую коробочку положите смайлик с тем, что понравилось, а в белую – смайлик с тем, что не понравилось.

Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика в школе развивает все эти виды физических упражнений. Это главный раздел в программе физической подготовке школьников.

легкая атлетика в начальной школе

Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают виды этого курса. Действительно, прав тренер по этому виду спорта из Норвегии Э. Брюнем. Он сказал, что физические упражнения должны быть не только полезными, но и радостными. Поэтому целевые установки достигаются путем разнообразного воздействия на детей со стороны педагога. Нельзя забывать, чему бы мы детей не учили, прежде всего это – процесс воспитания личности, процесс формирования здорового образа жизни.

Основы воспитательного процесса

  1. Формирование правильного мировоззрения человека, поскольку именно этот фактор является решающим в выборе направления деятельности любого человека. Физическое воспитание имеет целью формирование здоровой личности, гармоничное развитие ребенка и предоставлении возможности реализации его физических способностей.
  2. Методические основы. При построении системы физического воспитания в рамках школьного курса необходимо опираться на основополагающие принципы естественных наук – анатомии, биохимии, физиологии, а, так же, учитывать основные положения педагогики, психологии, философии.
  3. Нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется согласно разработанным на основе многих проверенных методик обязательных школьных программ. Эти документы обязывают придерживаться постепенного освоения комплексов двигательных упражнений и умений соответственно разработанным программам.

Нормативы физического развития формируются по разным критериям – возраст, пол, уровень физического развития, здоровье и так далее. Подготовка в связи с этими нормами может быть общая и специализированная.

Физкультура в школе

Спортивные тренировки предусматривают совершенствование в одном виде физической подготовки.

Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе.

По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.

Легкая атлетика — основа физического воспитания.

В нашей стране легкая атлетика составляет основную часть программы школьного физического воспитания. И это не случайно, так как эти упражнения развивают организм наиболее равномерно и гармонично. Системы легкоатлетических упражнений имеют оздоровительный эффект для всего организма в целом. Помимо мышечной активности они развивают сердечно – сосудистую систему, дыхание, вестибулярный аппарат, реакцию. Совершенствуются все группы мышц, равномерные нагрузки доставляют удовольствие в процессе урока.

Урок легкой атлетики в школе воспитывает командный дух, чувство коллективизма. В дальнейшей жизни навыки, полученные на уроках легкой атлетики, пригодятся в трудовой деятельности, в армейской жизни.

урок легкой атлетики в школе

Кроме физической подготовки в ребенке воспитывается настойчивость, сила воли, укрепляется характер.

Популярность легкой атлетики как вида спорта объясняется тем, что ее основу составляют естественные для человека формы движения – бег, прыжки, метание, ходьба. Этим могут заниматься самые неподготовленные физически люди. Эти занятия не требуют специального оборудования и помещения, это доступно всем.
Виды легкой атлетики в школе включают в себя занятия этими упражнениями.

 виды легкой атлетики в школе

Формы занятий физической культурой в школе

Структура занятий может быть разной:

  • Секции – внеурочные тренировки для подготовки к соревнованиям или занятия со слабыми учениками. Время занятий втрое превышает академический урок, нагрузка концентрируется на одном основном упражнении.
  • Самостоятельные занятия проводятся как в стенах школы, так и за ее пределами. Отрабатываются отдельные упражнения или выполняется домашнее задание учителя.
  • Тренировки проводятся в специализированных секциях, работающих от ДЮСШ в ОУ. Основная цель – подготовка к соревнованиям по конкретному упражнению.
  • Соревнования – итоговая форма, предполагающая демонстрацию полученных навыков и умений.

Программные требования по легкой атлетике в школе

За годы учебы в общеобразовательной школе ребенок проходит все стадии формирования, взросления. Это самые важные и продуктивные для становления личности годы. На каждом возрастном этапе предусматривается особая программа физического развития. Распределение нагрузки предусмотрено следующим образом:

Легкая атлетика 1 класс – 14 часов

легкая атлетика 1 класс

Школьники в первом классе должны уметь:

  • Бегать по ровной дорожке с наибольшей скоростью 60 метров,
  • Бегать равномерно без остановки 10 минут
  • В беге и прыжках проходить полосу с 3-5 препятствиями
  • Прыгать в высоту с разбега по прямой линии и сбоку.
  • Метать предметы в цель правой рукой

Легкая атлетика 2 класс – 16 часов

легкая атлетика 2 класс

Виды упражнений остаются прежними, отрабатывается техника их исполнения

Легкая атлетика 3 класс – 12 часов

легкая атлетика 3 класс

В третьем классе ученики вырабатывают выносливость, упражнения усложняются.

Бег с ускорением, бег на 100 метров, бег в среднем темпе на 500-1000 метров.

Метание (входит в урок з легкой атлетике) производится с обеих рук на дальность, в цель, на скорость попадания.

урок з легкой атлетике

4 класс урок легкая атлетика подытоживает полученные в начальных классах умения.

легкая атлетика 4 класс

Ходьба сопряжена с одновременным движением рук, предполагает достаточно развитую координацию движений при ходьбе по предметам, по узкой скамейке.

Бег предполагает чередование с ходьбой на дистанции до 3 км. Школьники должны уметь бегать с ускорением на 60 м с низкого старта. Для развития выносливости и силы применяется бег на 100 и 300 метров.

4 класс урок легкая атлетика

Отрабатывается точность приземления в прыжках на 50-100 см. Это упражнение делается по зрительным ориентирам. Например, прыжки в нарисованы круги или разложенные на определенном расстоянии обручи.

Метание и броски предметов предполагают скоростное выполнение упражнения из разных положений.

5-9 класс – 11 часов

В 10 и 11 классе учитель самостоятельно регулирует нагрузки и виды спортивных занятий.

Особенности уроков легкой атлетики в начальных классах

В классах начальной школы ученики знакомятся с правильными способами ходьбы, бега, метания и прыжков.

Все упражнения и навыки отрабатываются в игровой и соревновательной форме как эстафеты, тематические игры.

Важно помнить, что легкая атлетика в начальных классах представляет собой игровые формы развития основных упражнений.

легкая атлетика в начальных классах

  1. Ходьба разными способами на пятках, носочках, с выпадами и так далее – имитация животных
  2. Бег боком, с подскоками, с ускорениями, с небольшими препятствиями, по кругу, змейкой, по скамье.
  3. Прыжки на месте, в движении, через преграды. Упражнение учатся делать на одной ноге или двух. Прыганье через скакалку.

Легкая атлетика в средних и старших классах

Легкая атлетика в 5 классе предполагает начало освоения навыков и упражнений вне игровой формы. Это отработка и правильное выполнение основных элементов бега, прыжков и метания.

легкая атлетика в

В классах среднего звена школьники учатся:

  • Бегать в среднем темпе 15-20 минут без остановки. Это тренирует выносливость и развивает дыхательную систему.
  • Прыгать в длину с согнутыми ногами с разбега в 10-15 шагов
  • Прыгать в высоту с разбега перенося ногу через барьер
  • Метать мяч на дальность и с попаданием в цель

Ученики осваивают точность разбега в выполнении разных упражнений – прыжков в высоту и длину, метании.

легкая атлетика 6 класс

На одном из уроков можно сконцентрировать внимание на отработке точной передачи теннисного мяча в беге как подготовительном упражнении для лапты. Эта игра учит действовать сообща.

Легкая атлетика 7 класс

7 класс физкультура легкая атлетика

В седьмом классе школьники должны выполнить или ориентироваться на определенные нормативы в прыжках в высоту и длину, в скорости бега на короткие дистанции, дальности метания мяча. Эти упражнения отрабатываются на уроках по программе 7 класс. Физкультура, легкая атлетика в этом возрасте подходит лучше всего, особенно необходима для профилактики гиподинамии.

легкая атлетика 7 класс

Легкая атлетика 8 класс предусматривает усложнение упражнений. Учитель знакомит школьников с более сложными видами прыжков фосбери-флоп, разнообразит виды предметов для метания.

легкая атлетика 8 класс

Легкая атлетика 9 класс подготавливает учащихся к участию в соревнованиях по легкоатлетическим видам. Это классическое четырехборье – бег на выносливость, 60-метровая дистанция на скорость, прыжки с разбега в длину или высоту и метание резинового мяча.

легкая атлетика 9 класс

Легкая атлетика 10 класс – это отработка техники полученных в предыдущих классах навыков. Бег в эстафете, в прыжках – стремление к результативности.

легкая атлетика 10 класс

В выпускных классах школьники достигают достаточного уровня физического развития для возможности интенсивных нагрузок на уроках физкультуры и на занятиях во внеурочное время.

Легкая атлетика 11 класс. В выпускном классе отработка упражнений по легкой атлетике занимает меньше времени, чем раньше.

легкая атлетика 11 класс

Здесь в программе превалирует обучение групповым играм – волейболу, баскетболу, где применяются полученные навыки бега, прыжков и метания.

Урок посвящён описанию дисциплин лёгкой атлетики и правилам техники безопасности при выполнении легкоатлетических упражнений.

Диск – легкоатлетический снаряд, представляющий собой диск весом от 1 до 2 кг.

Кросс – бег по пересечённой местности.

Лёгкая атлетика – олимпийский вид спорта, включающий бег, ходьбу, прыжки и метания.

Марафон – пробег на марафонскую дистанцию (42 195 метров).

Многоборье – вид спорта, включающий в себя соревнования в нескольких дисциплинах.

Молот – легкоатлетический снаряд, представляющий собой шар весом 7 кг 260 г для мужчин и 4 кг – для женщин, соединённый с рукояткой металлической проволокой.

Пробег – бег по твёрдым искусственным покрытиям.

Спринт – бег на короткие (60-400 метров) дистанции.

Фосбери-флоп – способ прыжка в высоту с разбега.

Эстафета – командный беговой вид спорта, в котором участники по очереди проходят дистанцию.

Ядро – легкоатлетический снаряд, представляющий собой шар весом 7 кг 260 г для мужчин и 4 кг – для женщин.

Основная литература:

  • Матвеев, А. П. Физическая культура. 3/4 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. [Текст] / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература

  • Лях, В. И. Физическая культура. 1–4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / В. И. Лях. – М. : Просвещение, 2013. – 190 с.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Лёгкая атлетика – самый древний из видов спорта: ведь от скорости бега, дальности прыжка и от меткости когда-то могла зависеть жизнь человека. На Олимпийских играх в Древней Греции лёгкая атлетика была представлена четырьмя видами соревнований: бегом, прыжками в длину, метанием копья и метанием диска.

Современная лёгкая атлетика включает множество спортивных дисциплин, объединённых в несколько групп:


Бег – наиболее доступная и распространённая дисциплина лёгкой атлетики. В зависимости от расстояния и условий бег делится на несколько видов.

На стадионе выполняется большинство соревнований по бегу, относящихся к олимпийским видам спорта:

  • Спринт – бег на короткие (60—400 метров) дистанции по выделенным дорожкам.
  • Бег на средние дистанции (800—3000 метров и 3000 метров с препятствиями).
  • Бег на длинные дистанции (более 3000 метров).
  • Барьерный бег – бег на короткие (50—400 метров) дистанции с перепрыгиванием через барьеры.
  • Эстафета – командный вид спорта, в котором участники по очереди пробегают дистанции (обычно – спринтерские), передавая друг другу очередь пробежки с помощью эстафетной палочки.

В естественных условиях (под открытым небом) проводятся следующие беговые соревнования:

  • Кросс – бег по пересечённой местности.
  • Пробег – бег по дороге с твёрдым покрытием, обычно проводится на асфальтовом покрытии по дорогам общего назначения на расстояния от 10 км. Наиболее известный пробег – марафон – имеет дистанцию 42 195 метров.

Спортивная ходьба отличается от беговых видов лёгкой атлетики тем, что в ней должен быть постоянный контакт какой-либо ноги с землёй. Соревнования проводятся на дистанциях от 5 до 50 км как в помещении, так и на открытом воздухе.

Прыжки в высоту выполняются с разбега через закреплённую на определённой высоте планкой.

Прыжок с шестом – единственная из прыжково-беговых дисциплин, требующая специального инвентаря (шест) и специальной (гимнастической) подготовки спортсмена.

Прыжок в длину, наряду с бегом, является одной из древнейших дисциплин лёгкой атлетики – и одной из наиболее консервативных: рекорды в этом виде спорта случаются нечасто и держатся долго: нынешний рекорд в 2 м 95 см установлен ещё в 1991 году, а предыдущий рекорд (2 м 90 см) держался 23 года.

Тройной прыжок – горизонтальный прыжок, состоящий из трёх элементов (скачок, шаг, прыжок), в конце каждого из них спортсмен касается земли ногой. Современный рекорд установлен в 1995 году и составляет 18 м 290 см.

Толкание ядра – соревнования на метание на дальность спортивного ядра – шара весом 7 кг 260 г для мужчин и 4 кг – для женщин.

Метание диска – древний вид спорта, заключающийся в метании с места спортивного диска на дальность.

Метание копья отличается от других метательных дисциплин тем, что спортсмен перед метанием снаряда выполняет разбег по дорожке со специальным (беговым) покрытием.

Метание молота заключается в метании с места специального снаряда – молота – представляющего собой металлическое ядро, соединённое с рукояткой стальной проволокой.

Многоборье представляет собой совокупность нескольких легкоатлетических дисциплин, что позволяет выявить самого разносторонне развитого спортсмена. По количеству включённых в многоборье дисциплин различают десятиборье, семиборье и пятиборье.

Занятия лёгкой атлетикой привлекают множество любителей физической культуры по всему миру, но, несмотря на простоту и безопасность большинства легкоатлетических упражнений, для получения наилучшего результата и предотвращения травм следует соблюдать правила техники безопасности.

ПРИМЕРЫ И РАЗБОР РЕШЕНИЯ ЗАДАНИЙ ТРЕНИРОВОЧНОГО МОДУЛЯ

1. Как называется наиболее известный из пробегов?

Решение: [марафон] – бег на марафонскую дистанцию (42195 метров) является самой известной из беговых дисциплин с бегом в естественных условиях по дороге с искусственным покрытием.

2. Определите, какие беговые виды входят в легкую атлетику?


Решение. К беговым видам легкой атлетики относятся спринт, бег на средние дистанции, на длинные дистанции, барьерный бег и эстафета.

Далеко не все выпускники школы будут регулярно вычислять интегралы или рассчитывать период полураспада радиоактивных элементов. Зато элементарная зарядка, выученная на уроке физкультуры ещё в первом классе, поможет начинать утро бодро каждый день.

В этой статье мы рассмотрим, как школьники учатся бегать, узнаем, есть ли в учебной программе длинные дистанции, а также познакомимся с нормативами для разных классов.

Как устроен бег в школе

Несмотря на то, что дети готовы носиться по школе и до, и после уроков, для спортивных занятий в учебном плане отведено специальное время. Бегом и не только школьники занимаются на уроках физической культуры, которые проходят в среднем три раза в неделю.

В дополнение к обязательным еженедельным занятиям проводятся внеурочные соревнования и командные эстафеты. В начальных классах это могут быть соревнования внутри одной параллели, а в старшей школе – состязания на районном или даже городском уровне. От школы на таких соревнованиях выступают сборные команды наиболее способных учеников.

На базе школы может функционировать легкоатлетическая секция, куда приглашают заниматься школьников с 3-4 класса. Там ребята не только учатся бегать, но и под руководством тренера делают СБУ (специальные беговые упражнения) и занимаются в зале ОФП (общей физической подготовкой).

Многие известные спортсмены рассказывают, что их знакомство с лёгкой атлетикой случилось именно благодаря занятиям в таком школьном кружке.

С какого класса в школах занимаются лёгкой атлетикой

Согласно методическим рекомендациям, спортивные уроки в 1-4 классе включают в себя следующие направления:

  • физкультурно-оздоровительная деятельность
  • гимнастика с основами акробатики
  • лёгкая атлетика
  • лыжные гонки
  • плавание
  • подвижные и спортивные игры

В реальности занятия по плаванию проводятся далеко не везде – из-за отсутствия в школах бассейнов. А вот азы лёгкой атлетики дети начинают изучать уже с первого класса во всех учебных заведениях.

Скачайте тренировочные планы к марафону и полумарафону и начните подготовку уже сегодня!

Эти занятия доступны и эффективны, они не требуют никакого дополнительного инвентаря. Беговые упражнения и короткие спринты выполняются прямо в школьном дворе или спортивном зале.

Спортивные дисциплины из плана уроков по физической культуре распределены по времени года. Чаще всего упражнениям и нормативам из лёгкой атлетики отводятся первая и четвёртая четверти. Во второй четверти дети занимаются гимнастикой и подвижными играми в зале, а зима традиционно посвящена лыжной подготовке.

В первую очередь это связано с погодными условиями. Если 60-метровые зачёты или челночный бег ещё можно проводить в спортивном зале, то для более длинных дистанций его площади недостаточно. А в сентябре и мае уже можно с комфортом заниматься на улице.

Как проходят школьные соревнования по бегу

Состязания по бегу между учениками одного класса или внутри параллели решают сразу несколько задач:

  • популяризация лёгкой атлетики как вида спорта
  • подведение итогов тренировочного процесса
  • выявление лучших спортсменов

Самые подготовленные участники потом могут представлять сборную школы на более крупных соревнованиях.

Однако преподаватели физкультуры нередко сталкиваются с отсутствием у учащихся мотивации к участию в забегах. Те ученики, которые не считают себя способными спортсменами, даже не хотят пробовать свои силы. Либо среди участников соревнований есть явные фавориты, например, дети, занимающиеся в спортивных школах.

Чтобы вовлечь и заинтересовать всех школьников, преподавателям рекомендуется предлагать необычные форматы состязаний. Например, старты с гандикапом для разновозрастных учеников. Конечно, объединять в забеге первоклашек и выпускников не стоит даже с временной форой, но можно разделить учащихся на несколько групп: начальная школа (1-4 классы), средняя школа (5-9 классы) и старшая школа (10-11 классы).

Школьные нормативы по бегу

Если на настоящих легкоатлетических соревнованиях мы привыкли видеть дистанции в 100 м, 400 м, 800 м, то в школьной программе их нет. Точнее, стометровая дистанция есть, но впервые она появляется лишь в программе седьмого класса.

Младшие школьники бегают спринты покороче: 30 или 60 метров. Показатели скоростной выносливости у них незначительны, и дети пока не могут правильно распределить силы. Обычно они стартуют изо всех сил, а к финишу уже еле идут пешком.

К 10-11 годам происходит качественное изменение двигательных функций. К этому возрасту ученики уже овладевают базовой техникой и становятся способны бежать равномерный кросс. В школьных нормативах средней школы появляются более длинные дистанции: бег на 1000 и 2000 метров.

У родителей и школьников отношение к нормативам неоднозначное. С одной стороны, способности к спорту у всех разные, и бывает обидно получать двойки за неумение быстро бегать. С другой стороны, оценки в теории должны быть мотиватором к дополнительным тренировкам, если что-то не получилось с первого раза.

Начальная школа

  • СБУ: бег с высоким подниманием бедра, ускорения, выпрыгивания, бег с изменением направления движения из разных положений, челночный бег, высокий старт с последующим ускорением
  • Прыжковые упражнения: на одной или на двух ногах, на месте и с продвижением вперёд, в длину и в высоту, спрыгивания и запрыгивания на скамейку
  • Броски: на дальность разными способами (используется большой мяч в 1 кг)
  • Метание: на меткость и в цель на стене (используется маленький мячик)

Уже в 1-2 классе школьники знакомятся с теоретическими основами, изучают, чем отличается бег на скорость от бега на выносливость.

В следующие два года в программе появляются более сложные термины. Школьники узнают, как рассчитывается темп, чем он отличается от скорости бега. Вводятся понятия, связанные с соревнованиями и командной работой на эстафете.

Нормативы по бегу в 1 классе

В первый год обучения в школе дети уже знакомятся с лёгкой атлетикой. Уроки физкультуры носят не только обучающий характер, они также позволяют школьникам подвигаться, размяться, сбросить накопившуюся энергию.

Но всё же уроки есть уроки, поэтому без оценок никуда. В первом классе школьников ждёт выполнение следующих нормативов: 60 м, челночный бег, 1000 м. Необходимо отметить, что этот перечень довольно условный, так как каждая школа сама утверждает программу обучения. Поэтому в каких-то учебных заведениях вместо кросса на 1000 м может быть спринт на 200 м.

Читайте также: