Педагогическое сопровождение программы школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала начального образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности учителя начальных классов.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность ученика и учителя, как полноценных участников образовательного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

· систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

· формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;.

· создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления психолого-педагогического сопровождения:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

· изучение проблем развития личности младшего школьника;

· формулировка заключения об основных характеристиках изучающийся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

· разработка программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований .

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа ;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии ;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

· Разработка профилактических мероприятий, занятий, рекомендаций.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми обращаются учащиеся и родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.(совместно с психологом, если есть)

Направление работы

Цель и задачи

Для родителей

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа

Цель: выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.

1.предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

2. помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;

3. психологическое обеспечение образовательных программ;

развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Диагностики, коррекционно-развивающие занятия

Отсутствие девиантного поведения в классе, становление благоприятного микроклимата в классе, отсутствие конфликтов

Просвещение и профилактика

Цель: предупреждение отклонений в личностном развитии у учащихся.

Знакомить педагогов и родителей с основными
закономерностями и условиями благоприятного психического развития
ребенка;
2. популяризовать и разъяснять результаты новейших психологических
исследований;
3. формировать потребность в психологических знаниях, желание
использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной
личности;
4. достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учреждении.

Сформированные положительные привычки, приятный микроклимат в классе, отсутствие бродяг, неуспевающих, психолого-педагогическое просвещение родителей.

Психологическое консультирование

Система специальных мероприятий, направленных на

1. смягчение, преодоления трудностей у человека или группы,

2. сохранение, адаптация,

3. рост и развитие личности.

· психологический анализ социальной ситуации раз­вития в образовательных учреждениях, выявление основных проблем и определение причин их возник­новения, путей и средств их разрешения;

· содействие личностному и интеллектуальному разви­тию обучающихся, воспитанников на каждом возра­стном этапе развития личности;

· формирование у обучающихся, воспитанников способ­ности к самоопределению и саморазвитию;

· содействие педагогическому коллективу в гармони­зации социально-психологического климата в обра­зовательных учреждениях;

· психологическое обеспечение образовательных про­грамм с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возмож­ностям и особенностям обучающихся, воспитанников;

· профилактика и преодоление отклонений в социаль­ном и психологическом здоровье, а также развитии обещающихся, воспитанников;

· участие в комплексной психолого-педагогической экс­пертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных про­грамм и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления об­разованием или отдельных образовательных учреждений;

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1) действие смыслообразования;

2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

I этап – поступление ребенка в школу, этап начинается и заканчивается в сентябре месяце. В рамках этого этапа предполагается:

2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей первоклассников. Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий. Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.

Стартовая диагностика

Показатели готовности

Диагностический инструментарий

Сроки проведения

состояние нервной системы

Изучить состояние нервной системы ребенка на этапе адаптации к школе

развитие мелкой моторики

Определить ведущую руку и общую готовность рук к письму

внутренняя позиция школьника

Изучение сформированности мотиваций к учению

Определение уровня личных притязаний

Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева).

произвольность психических процессов

Диагностика психологической готовности к обучению в школе

Диагностика сформированности целеполагания, самоконтроля

Тематика групповых и индивидуальных консультаций для родителей .

1.Гиперактивный ребенок

2.Ребенок и его домашнее задание

3. Как помочь ребенку подружиться с одноклассниками

Писхологопедагогическое просвещение родителей в решении актуальных проблем.

Групповые и индивидуальные консультации

II этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

2. Организация методической работы, направленной на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявление в ходе диагностики и наблюдения за детьми в первые недели обучения.

Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде. Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

4. Организация групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

Основные достоинства и недостатки программы для начальных классов Школа России

Все об учебной программе

Используемая литература

Анализ ключевых принципов и проблематики

Основополагающей составляющей эффективности образовательной программы являются методические пособия, книги, рабочие тетради, конспекты и другая литература, по которой дети проходят обучение. Не секрет, что эти источники информации ежегодно проходят жесткий контроль, и в случае несоответствия ФГОС и их текущим изменениям они могут быть исключены из общего плана.

Это не означает, что используемая ранее литература мгновенно утратит свою актуальность, наоборот, она может быть в обиходе еще в течение пятилетнего срока. А чтобы не попасть в условный черный список, авторы вынуждены постоянно дополнять, менять или сокращать материал в своих учебниках, благодаря чему они могут полностью соответствовать общепринятым стандартам.

Не исключением в этом плане является и набор методических пособий, которые используются в программе Плешакова, и сегодня перечень включает в себя следующие учебники:

Недостатки программы для начальных классов Школа России

Реальные отзывы об учебно-методическом комплексе

Основные цели

Пособия по программе Школа России

Ключевая идея, которую проводит автор в своей программе заключается в том, что все учащиеся должны пройти школу духовно-нравственного воспитания, ориентированного на Россию и для нее. Такой подход имеет как свои достоинства, так и определенные минусы.

С одной стороны, разработка позволяет в легкой ненавязчивой форме развивать у детей дух патриотизма и искреннюю привязанность к своей стране. С другой, много внимания уделяется и личностному развитию ребенка, а также его адаптации внутри коллектива.

Кроме того, дети должны приходить в первый класс подготовленными в устном счете и письме, иначе в дальнейшем могут возникнуть незначительные трудности. В целом же технология обучения по этой программе считается одной из самых легких, если проводить сравнительную аналогию с другими популярными учебно-методическими комплексами. Что касается основных целей проекта, то они сводятся к выполнению следующих задач:

Отзывы о программе Школа России

  • Максимальное развитие индивидуальности ребенка, его творческих навыков и способностей, а также раскрепощение внутри коллектива.
  • Усвоение основных предметов и базовых знаний, выработка навыков планирования этапности выполнения тех или иных задач, проектов или общей программы.
  • Формирование у учеников начальной школы устойчивого интереса к процессу обучения, а также умения вовремя и качественно выполнять задания различной степени сложности.
  • Приложение максимальных усилий для усвоения детьми основных правил безопасности и проведение уроков, нацеленных на выработку у учащихся здоровьесберегающих навыков.

Плюсы этой системы обучения заключаются в том, что в ней находится место и для инновационных приемов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка в соответствии со всеми современными тенденциями без какого-либо ущерба для традиционного образования. Кроме того, программа постоянно подвергается различного рода изменениям, которые позволяют детям учиться правильно расставлять приоритеты и развивать в себе навыки активного деятельностного мышления.

Принципы и проблематика

Образовательная программа для начальных классов

В основе учебно-методического комплекса лежит первоочередное развитие проблемно-поисковых и творческих навыков у учащихся начальной школой, причем на всех этапах общеобразовательного процесса. Проще говоря, ключевым приемом программы является искусственное создание проблемной ситуации с последующим коллективным или индивидуальным поиском наиболее эффективных методов ее решения.

Условно-поощрительная система и живой интерес, поддерживаемый особенностями проблематики, заставляют малышей принимать самое активное участие в ее устранении. Кроме того, формирование такого интереса и предоставление детям определенной свободы в поиске оптимальных решений развивают в них навыки самостоятельности, способности к планированию и, как следствие, уверенности в себе и собственных силах даже в случае развития чрезвычайной ситуации.

Способствует развитию всех перечисленных качеств и широкий ассортимент приемов, среди которых могут применяться и авторские идеи. Гибкость решений и высказывание разных точек зрения вырабатывают в детях лояльность к альтернативному мнению, что особенно актуально в современном обществе. Помимо прочего, в понятие толерантности входит культура диалога, которой также обучает детей в процессе изучения того или иного материала.

При более подробном рассмотрении характеристик этого комплекта пособий, стоит выделить:

Как развивать ребенка

  • Упор на личностное развитие с акцентом на высоком духовном и нравственном воспитании.
  • Формирование гражданской позиции, ориентирующей ребенка на приверженность ребенка собственной стране.
  • Учет всех изменений в глобальной системе образования с внедрением современных приемов.
  • Экоадекватная направленность, вырабатывающая бережливость в отношении окружающей среды с малых лет.

Особое внимание отводится и к семье, как еще одной родине ребенка. Изучение духовных ценностей также занимает в этой программе важную позицию, формируя в маленьком человеке любовь и уважение к старшим, желание и готовность защищать слабых и младших, а также помогать тем, кто нуждается в помощи.

Отзывы учителей и родителей

Нравится то, что детей с младых ногтей учат гражданскому этикету, умению выстраивать диалог и доносить собственную позицию без выяснения отношений. К сожалению, не обошлось и без недостатков, ведь некоторые темы нам приходится разжевывать дома самостоятельно, так как если ребенок по каким-то причинам не принимает участия в коллективном обсуждении предмета, то ему довольно тяжело усваивать новый материал.

В итоге в классе большинство детей уже обладали этими навыками, неплохо справляясь с поставленными задачами, тогда как нам пришлось в экстренном порядке наверстывать упущенное своими силами. Не нравится и учебник по математике, говорят, что лучше Петерсона для начальной школы ничего быть не может, а тут что-то невнятное. Во всем остальном претензий нет, да и с педагогом нам повезло.


В ФАЙЛЕ СОДЕРЖИТСЯ ККРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ ее преимущества в сравнениии с другими программами. особенности использования в учебном процессе.

Содержимое разработки

Главная идея программы: “Школа России” создается в России и для России. Отвечает всем требованиям ФГОС НОО.

Одним из важнейших положений Стандарта является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей, составляющих культурное, духовное и нравственное богатство российского народа.

Методическая система ориентирована на воспитание у учащихся начальной школы стойкого желания самостоятельно думать, анализировать, рассуждать, формирует интерес к узнаванию, изучению родного языка. Она направляет деятельность учителя на создание на уроке атмосферы открытия и удивления, на выработку навыков учебной самостоятельности, на поэтапное обучение.

Программа “Школа России” имеет огромный, годами проверенный, педагогический опыт. Авторами программы взято все лучшее, что было накоплено и апробировано в практике отечественной школы.

Она доступна для учащихся младшего школьного возраста, гарантирует достижение положительных результатов в обучении и реальные возможности личностного развития, т.к. построена на таких принципах обучения, как учитывание возрастных особенностей детей, постепенное наращивание трудностей.

Учащиеся смогут стать: любознательным; интересующимся; активно познающим мир; умеющим учиться;

способным к организации собственной деятельности;уважающим и принимающим ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа; доброжелательным; умеющим слушать и слышать партнера;уважающим свое и чужое мнение;готовым самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;имеющим представление об основах здорового и безопасного образа жизни.

Кроме того, она, как ни какая другая, обеспечивает отработку у школьников учебных навыков.

Нет здесь и скоростной гонки при изучении дисциплин, всё планомерно, освоению нового материала уделяется достаточно времени, а не отдаётся на откуп самостоятельной домашней доработке.

Лучше иметь базовый, но крепкий уровень, который при желании всегда можно повысить дополнительным обучением, чем поверхностные знания с усиленной загрузкой детского мозга зачастую ненужным материалом.

Программа включает в себя весь набор по предметам для изучения в начальной школе:

Так же интересн выбор учебников по ангийскому языку

углублённый английский во 2-4 классах;стандартный английский во 2-4 классах;

Таким образом, родителям и их маленьким школьникам предоставлена хорошая возможность получить разностороннее образование.

обучение грамоте

Параллельно с обучением чтению дети овладевают письмом. Для этого имеется комплект Прописей, в которых дети учатся обозначать на письме звуки буквами, правильно списывать буквы и слова с рукописного и печатного текста, писать по диктовку слова и предложения. Весь материал в Прописях расположен в соответствии с материалом Азбуки.

Прописи содержат занимательный развивающий материал: разгадай ребус, составь буквы из элементов и др.

окружающий мир

Представлен учебником Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Окружающий мир. Проверим себя. Тетрадь для учащихся. Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты.

Издание представляет собой первую и вторую части учебника "Математики" для учащихся 1 класса. К изданию прилагается "Разрезной счетный и игровой материал по математике", предназначенный для организации самостоятельной практической работы детей на уроках математики. Есть рабочие тетради по математике № 1 и № 2, которые предназначены для организации самостоятельной работы первоклассников. Проверочные работы. Тетради с заданиями высокого уровня сложности. Реализован принципиально новый для начальной школы курс математики, который является интегрированным - в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал. Предусмотрена работа в парах, работа над проектами.

русский язык

Это реализуется через:

- введение специальных заданий для формирования умения школьников самостоятельно формулировать учебную задачу к изучаемой теме, конкретному уроку;

- увеличение заданий и вопросов воспитывающего и занимательного характера, в том числе заданий для работы в парах и/или группах, инициирующих деятельность младшего школьника, акцентирующих внимание ученика на собственное аргументированное суждение, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД;

- внесение изменений в задания для формирования мотивации обучения, контрольно-оценочной деятельности младших школьников; заданий на поиск и отбор информации, освоение компьютерной грамотности и т.д.;

Программа «Школа России, также имеет набор учебников для инклюзивного образования. Уч. Для слабовидящих.


-80%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
  • формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

Директор МОУ СОШ № 49

___________ (И. В. Юрьева)

психолого-педагогического сопровождения в рамках введения ФГОС начального общего образования

на период 2015-2020гг

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Целью психологического сопровождения является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.

формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Основные направления деятельности школьного психолога:

Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества:

изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);

формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);

разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.

Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

Программа обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности.

К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка; - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД – включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.

Программа создана для учащихся с 6 до 11 лет (с 1 по 4 класс) с учётом особенностей учащихся младшего школьного возраста.

Сроки реализации программы 4 года.

Механизм реализации программы: обеспечение методической базой, разработка программы, реализация программы.

Содержание программы: программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс, реализация программы осуществляется в течение всего учебного года.

Материал, планируемый к использованию, состоит из следующих разделов:

- диагностический блок (мотивация, познавательные процессы, уровень формирования учебных навыков и умений, эмоциональное состояние учащегося);

- коррекционно-развивающий блок (развитие универсальных учебных действий, снижения уровня тревожности учащихся);

- психологическое просвещение учителей и родителей (выступления на родительских собраниях, проведение семинаров и лекций по запросам учителей).

Формы проведения занятий: занятия с элементами тренинга, урок, лекции, семинары, конкурсы.

Методы работы: беседа, наблюдение, психологическое обследование с помощью различных методик, игры, упражнения, элементы арттерапии, сказкотерапия.

Ожидаемые результаты:

- сформирован навык сотрудничества у детей, чувства единства, сплочённости классного коллектива (личностные УУД),

- устойчивая положительная мотивация на учебную деятельность (личностные УУД),

- снижение повышенного уровня тревожности (личностные УУД),

- развиты коммуникативные навыки (умение слышать собеседника, сочувствовать ему, умение договариваться, рефлексия своих действий),

- хороший уровень развития познавательной сферы учащихся (познавательные УУД),

- сформировано умение контролировать свои действия, свои эмоции, преодоление импульсивности и непроизвольности (регулятивные УУД).

психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС начального

общего образования

Направление деятельности

Срок проведения

Предполагаемый результат

1. Психолого-педагогическая диагностика

Личностные (внутренняя позиция школьника, самоопределение)

Выявление уровня сформированности внутренней позиции школьника, мотивации учения

2.Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 1-х классах

I этап сентябрь

Создание условий для успешной адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков

Выявление уровня сформированности мотивов учебной деятельности младшего школьника

4. Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, применять образец

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (логические действия);

Выявление умения дифферинцировать план знаков и символов и предметный план

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

1.Выявление мотивационных предпочтений школьников в учебной деятельности

Смыслообразование, направленное на установление смысла учебной деятельности для школьника

I этап сентябрь

Установление мотивационных предпочтений обучающихся в учебной деятельности, планирование коррекционного маршрута

2.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого,действия самоконтроля

Познавательные (логические действия)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

Выявление коммуникативных навыков, понимания различных позиций

Нравственно- этическая ориентация

Выявление ориентации на моральные нормы (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Декабрь (по результатам сформированности УУД)

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

Выявление уровня сформированности самооценки младшего школьника

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Познавательные (логические действия: анализ, синтез)

Выявление операций сравнения, группирования, на основе существенных признаков

4. Выявление степени дифференциации моральных норм по методике Э. Туриэля в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой.

Личностные (ценностные ориентации)

Формирование программы развития и коррекции ценностной ориентации учащихся, моральных норм

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

Аналитическая работа

Апрель (по результатам сформированности УУД)

Анализ сформированности УУД и преодоление рисков в дальнейшем обучении

1.Изучение самооценки младшего школьника по методике Дембо-Рубинштейн

2.Исследование уровня внимания по методике П.Я. Гальперина и С.Л.Кабыльницкой

Выявление умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действия самоконтроля

Действия, направленные на определение своей позиции в отношении социальной роли ученика и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл учения

Выявление уровня сформированности Я-концепции и само­отношения у обучающихся

4.Изучение уровня регуляции морально-нравственных отношений между учащимися по методике Э.Туриеля

Установление уровня регуляции морально-нравственных отношений между людьми

Выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению содержания и условий деятельности

Познавательные (знаково-символические действия, уровень внимания)

Выявление знаково-символических действий

7.Интеллектуальные способности (Исследование словесно- логического мышления)

(логические действия: анализ, синтез)

Определение уровня сформированности познавательных УУД

8.Изучение мотивации обучения у младших школьников по методике

Минимизировать школьные риски, формирование благоприятного адаптационного фона готовности к предметному обучению

9. Изучение периода адаптации учащихся по методике Александровой в 4-х классах

Создание условий для успешной адаптации обучающихся к среднему звену школы, предупреждение и преодоление рисков дезадаптации

Читайте также: