Программа деятельности школьного музея
Обновлено: 05.07.2024
Поскольку функционирование и развитие школы невозможно без патриотического воспитания эта работа в школе ведется постоянно. Большую роль в ней играет школьный музей. Деятельность музея систематизирована, определены цели, задачи музея; сформулированы принципы и функции музея; найдены, используются различные формы и методы.
События последнего времени подтвердили, что смена традиционных устоев жизни общества оказала отрицательное влияние на сознание подрастающего поколения. В настоящее время в ученической среде происходят негативные явления и ситуации:
-наблюдается утрата чувства гордости за свое Отечество; происходит деформация ценностных ориентаций учащихся;
- коллективные и общественные интересы вытесняются индивидуальными;
- можно столкнуться с равнодушием, эгоизмом, цинизмом, агрессивностью, неуважением к старшим, друг к другу.
В этих условиях необходимо объединить усилия школы, семьи, общественных организаций. Немалую роль может сыграть и школьный музей.
Патриотическое воспитание включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к своему народу, к его свершениям, испытаниям, проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Вот основные направления программы патриотического воспитания посредством музея:
-активизация работы Совета музея школы, который координирует всю работу по патриотическому воспитанию учащихся;
-организация поисковой работы в музее;
-проведение мероприятий, посвященных Дням воинской славы в России;
-участие в областных, районных и городских мероприятиях по данной проблеме;
-проведение мероприятий, направленных на воспитание у учащихся чувства любви и гордости за свою школу, свой город, свою страну;
-организация переписки с выпускниками школы, учителями – ветеранами;
Итоговые результаты работы:
-патриотическое воспитание позволит решить назревшие проблемы в отношении подрастающего поколения;
-формирование и развитие у учащихся таких качеств, как: гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям;
-позволит им активно участвовать в решении важнейших проблем общества;
-высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся будут способствовать решению задач, связанных с возрождением России;
-патриотически-воспитанная молодежь возьмет на себя ответственность за будущее России.
Наш музей по профилю историко-краеведческий. Экспозиции музея рассказывают об истории школы, села, области,событиях Великой Отечественной войны. Созданию музея предшествовала четко спланированная работа. Учащиеся школы встречались с выпускниками школы, учителями-ветеранами, записывали их воспоминания, вели переписку с выпускниками школы.
Цель работы школьного музея: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы.
Задачи музея истории школы:
- развивать патриотизм у подрастающего поколения;
-воспитывать уважительное, бережное отношение к обычаям и традициям своего народа , ее прошлому и настоящему;
Историко- краеведческий музей располагается в здании МОУ Любавичской основной общеобразовательной школы имени Г.П. Силкина, которая расположена в 20 км от районного центра – п. Монастырщина. Это новое, современное здание было открыто 17 ноября 1973 года .
Школьный музей- это музей в миниатюре, отражающий узкие локальные темы истории родного края. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы. Он создаёт благоприятные условия для индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации.
Краеведческая работа ведётся в школе уже в течение нескольких лет. Собранный материал по истории нашего края хранится в школьном историко- краеведческом музее.
Предложенная программа предназначена для ведения краеведческой работы в рамках учебно- воспитательной деятельности и призвана помочь учащимся шире познакомиться с родным краем. Глубже понять своеобразие его природы . истории и культуры. А также познакомиться с приёмами собирательской и музейной работы черех экскурсии, экспедиции , интересные встречи.
Цель, задачи и основные принципы осуществления программы.
Цель программы:
* создать оптимальные условия для развития творческой деятельности учащихся по изучению, возрождению и сохранению истории родного края через различные формы поисковой и музейной работы.
Основные задачи, которые необходимо решить для достижения цели программы:
активизация познавательной и исследователькой деятельности учащихся;
развитие их творческих способностей;
приобщение школьников к культуре предков, к местным обычаям и традициям, привитие любви к родному краю;
воспитание у учащихся гражданственности и патриотизма;
привлечение внимания школьников к проблемам сохранения истории и культуры родного края;
формирование и пополнение музейных коллекций, обеспечение сохранности экспонатов, учёт фондов музея.
Основные принципы осуществления программы:
принцип заботливого отношения друг к другу, к окружающему миру;
принцип совместной деятельности учащихся;
принцип творческого отношения к делу.
Срок реализации программы- 5 лет
Направления реализации программы
Поисково- исследовательская деятельность
Учёт и хранение фондов
Экспозиционная деятельность
Просветительская деятельность
Поисково- исследовательская деятельность
Данное направление работы предполагает непосредственное участие учащихся и учителей в поисково- исследовательской работе по возрождению истории родного края. Для этого необходимо ознакомить их с методикой сбора и фиксации материалов, научить работать их в фондах музееев, архивах и библиотеках, используя основные пути сбора историко- краеведческого материала:
планомерный систематический сбор документов, памятников материальной и духовной культуры;
приём даров и случайных поступлений.
Такая работа позволит:
проводить на базе музея совместную работу учителя и учеников по исследованиюпроблемных вопросов истории родного края;
обобщать изученный материала в рефератах, творческих исследованиях учащихся;
участвовать в районных олимпиадах по истории родного края;
Основные формы работы:
Экспедиции по памятным местам окрестности, исчезнувшим деревням;
Переписка с интересными людьми- выходцами из нашего края, выпускниками школы. Анкетирование
Сбор статей по истории края из периодической печати, научной и справочной литературы;
Учёт и хранение фондов
Основные задачи данного направления работы музея:
создать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов и сведений о них;
правильно оформлять основную музейную документацию ( книги поступлений основного фонда , а также акты приёма материалов и предметов)
правильно оформлять учётные обозначения на музейный предмет;
точно записывать сведения о происхождении предмета, его связях с определёнными историческими фактами и людьми;
обязательно фиксировать выдачу материалов на уроки и мероприятия.
Экспозиционная деятельность
Результатом поисково- исследовательской работы учащихся становится создание музейной экспозиции. Главная задача этого направления- способствовать повышению научного и эстетического уровня экспозиций. Для этого необходимо:
освоить и практиковать порядок создания экспозиции: изучение и отбор материалов, составление плана, разработка проекта, художественного оформления, изготовление оборудования, текстов, элементов оформления, монтаж;
учитывать основные эстетические требования: ритмичность, равномерность, пропорциональная загрузка экспозиционных площадей;
использовать в работе выставки- передвижки;
Просветительская работа
Главная задача данного направления- вовлечение в работу музея значительного числа школьников, их родителей, учителей. Для этого необходимо:
продолжить обучение учащихся методом поисково- исследовательской работы;
проводить в музее совместные мероприятия: встречи, вечера, беседы, экскурсии и др.;
использовать материалы музея на уроках истории, краеведения, истории Смоленщины, на уроках в начальных классах.
Главный критерий повседневной работы музея – это проведения экскурсий и других форм массовой работы. При этом должен поддерживаться высокий теоретический и методический уровень этих мероприятий, комплексный подход, актуальность и занимательность, учёт возраста, интересов и знаний участников, опора на экспозицию, материалы и актив музея.
Участники программы
Программа рассчитана на учащихся школы разных возрастов, интересующихся историей родного края, ведущих поисковую и исследовательскую работу, участвующих в районных, областных, Всероссийских конкурсах, а также учителей и родителей.
Основные этапы реализации программы.
Методические рекомендации
Данная программа рассчитана на пять лет, возраст обучающихся 12-16 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу –68 часов в неделю соответственно и по мере необходимости.
Первый год обучения - ознакомительный. На этом этапе формируется и закрепляется интерес к выбранному направлению. Дается представление о картине мира в целом и месте человека в нем, а также обеспечивается серьезная подготовка к последующему изучению гуманитарных предметов и, более того, возбуждает интерес к их изучению. Ребята знакомятся со многими историко- краеведческими понятиями, закономерностями. Курс вводит ребят в мир истории.
Второй год обучения -познавательно- развивающий. Основная цель- углубленное изучение теории и применение ее на практике. Особое внимание уделяется всестороннему развитию выявленных интересов и способностей детей, формированию детского коллектива. Второй год предполагает участие школьников в краеведческой, поисковой деятельности.
Третий год обучения- творческий. Основная цель: целостное развитие личности. Приобщение школьников к самостоятельной и творческой деятельности с использованием всех форм работы, развитие познавательного и творческого потенциала учащихся. На данном этапе ребята знакомятся с экспонатами школьного музея ,его материалами.
Четвертый и пятый годы обучения носят поисковый, исследовательский характер. Любая работа направлена на создание конкретного проекта – творческого реферата, ,доклада, сочинения, исследования и др. В результате проведения наблюдений, исследований ребята учатся находить взаимосвязи, позволяющие реализовать знания и умения по изучаемой теме. Для лучшего усвоения материала проводятся экскурсии, однодневные походы, демонстрируется имеющийся материал. Теоретический материал излагается в доступной форме. Усвоение теоретических знаний подкрепляется самостоятельными, творческими работами. Дети изучают материалы по вспомогательным историческим дисциплинам, основные понятия , правила поведения в музее при работе с экспонатами и интервьированными ,культуру общения. Для разнообразия учебного процесса вводятся элементы игр, соревнований, конкурсов, викторин, кроссвордов и .т.д.
В дальнейшем образ выпускника и связь его с поисково- краеведческой деятельностью видится в следующем:
Основные новации, кардинально изменившие музей, приходятся на конец XX столетия. Это время ознаменовалось новшествами в экономической и политической сферах, повлиявшими и на общую культурную ситуацию. Среди факторов, способствовавших активизации музейного дела можно отметить:
глобализацию экологического кризиса, стимулировавшего рост музейного наследия;
НТР и возникновение информационного общества с особой значимостью образования, приведшие к изменению роли музея: от хранителя и интерпретатора к новому каналу культурной (музейной) коммуникации;
разнообразие и единство современного мира, отразившиеся в поиске новых моделей музея и параллельном развитии национальной идеи и интернационализации музееведения;
формирование рыночной экономики, не только создавшей сферу музейного менеджмента, но и переориентировавшей музей на интерес к случайному посетителю и, как следствие этого, возникновение музейной педагогики и музейной социологии , трансформировавшей музееведение как вспомогательную дисциплину в междисциплинарное направление - музеологию .
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет важнейшую цель современного отечественного образования как одну из приоритетных задач общества и государства: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Одним из направлений решения задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития является внеурочная деятельность, а школьный музей становится центром формирования гражданственности и патриотизма.
Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Музей – это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности.
Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, города, музейного дела учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.
Педагогическая целесообразность
Содержание и формы работы учащихся способствуют активизации личностного потенциала школьников, приобретению ними социального опыта, подготовке к будущей профессиональной деятельности.
Нормативно-правовая база
Концепция развития дополнительного образования на 2014-2020 годы;
Примерные требования к программам дополнительного образования детей в приложении к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06-1844;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года",
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Учебный план МБОУ СОШ № 31 г.Владимира на 2020- 2021 учебный год;
Цели и задачи
Цель курса - способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции и умения осуществлять нравственный выбор для способности адаптации в современном мире через приобщение подростков к духовно-историческим ценностям и развитие информационной культуры школьников средствами музейной педагогики.
Основными задачами курса являются :
содействие становлению активной гражданской позиции и чувства патриотизма;
расширение знаний учащихся об истории родного края;
повышение информированности учащихся по вопросам музееведения и музеологии;
развитие навыков исследовательской деятельности, проектирования и творческого мышления, способности аргументировано отстаивать свое мнение, на практике применять теоретические знания в деле развития школьного музея;
формирование умения диалогового стиля общения и работы в команде;
формирование мотивации профессиональной ориентации учащихся.
Направленность программы - туристско-краеведческая .
Уровень программы – ознакомительный.
Направления деятельности:
• работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;
• развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;
• воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности через активизацию исследовательской деятельности и участие в конкурсном движении;
• использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме проектов;
активизация гражданской позиции через участие в ДОО Совет музея.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится пополнение экспонатами вспомогательного фонда школьного музея, организация и проведение экскурсий, музейных уроков, участие в исследовательской и проектной деятельности, конкурсах разного уровня.
Формируемые знания, умения, навыки.
знание основных терминов и понятий курса (музей, музееведение, музеология, музейная типология, музейный предмет, фонды музея, др.);
формирование умений и навыков музееведческой культуры (атрибуция экспоната, оформление инвентарной книги и др.);
формирование умений и навыков проектной исследовательской деятельности (поиска и сбора информации из разных источников: средств массовой информации, литературных и научных статей, произведений искусства, электронных и других источников, бесед, соцопросов и т.д.) и их практическое использование в деле пополнения фондов школьного музея, развития школьной музейной педагогики и социологии;
развитие умения вести самостоятельный поиск культурно-исторического наследия в пределах родного края, проводить экскурсии, музейные уроки и т.д. в школьном музее;
развитие детского общественного движения патриотической направленности.
Адресат программы: обучающиеся 14-17 лет.
Срок реализации, продолжительность образовательного процесса.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность обучения составляет 102 часа (3 часа в неделю: по два занятия по 60 мин.).
Целью деятельности школьного музея является содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержка творческих способностей детей.
Задачи школьного музея:
- формирование у учащихся гражданско – патриотических качеств;
- активизирование роли школьного музея в патриотическом и нравственном воспитании подрастающего поколения;
- формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам;
- воспитание любви и уважения к прошлому своей страны;
- приобщение обучающихся к изучению истории родного края, школы, истории Великой Отечественной войны 1941-1945;
- сохранение и поддержание традиций образовательного учреждения;
- совершенствование образовательного процесса средствами дополнительного обучения;
- воспитание познавательных интересов и способностей;
- овладение учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности;
- пополнение музейных фондов
Направления работы:
- Использование музейного материала для формирования позитивного отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности через вовлечение их в активную деятельность музея.
- Проектно-исследовательская деятельность на базе музея с привлечением экспонатов, музейных связей с ветеранами и их семьями.
- Организация экскурсий в музей.
- Организация работы с фондами музея (оформление книг учёта).
- Участие в муниципальных, областных мероприятиях исторической и краеведческой направленности.
- Организация встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, приуроченных к Дням Воинской Славы, ветеранами труда
Школьный музей выполняет следующие функции:
- Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися.
- Методическая работа с педагогическим коллективом.
- Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия учащихся, учителей и родителей.
Поисковая и научно-исследовательская работа с учащимися – это поисковые задания для классов, в обобщении историко-краеведческого материала в фондах школьного музея.
Методическая функция музея объединяет педагогический коллектив школы и учащихся в общем деле. На методическом объединении классных руководителей, педсоветах, под руководством заместителя директора по воспитательной работе, руководителя музея обсуждается план работы школы в историко-краеведческом и патриотическом направлении, заслушивают классных руководителей о работе класса в этом направлении.
Организации общешкольных мероприятий:
Посредством музея создается обратная связь между учеником и учителем, классом и классным руководителем, музейная комната помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам и экспозициям музея.
Ожидаемые результаты
- Оптимизация деятельности музея в русле программы воспитания и социализации;
- Совершенствование содержания деятельности музея;
- Рост профессионального мастерства юных экскурсоводов;
- Укрепление материальной базы музея.
Музейная деятельность способствует приобретению у учащихся новых компетенций:
- Исследовательских (умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле; умение запросить недостающую информацию у специалиста; умение находить несколько вариантов решения проблемы, умение использовать моделирование, реальный и мыслительный эксперименты, наблюдение, работа с первоисточниками, умение адекватно осуществлять самооценку и самоконтроль);
- Менеджерские (умение ставить цель, умение планировать деятельность, время, ресурсы, умение принимать решение и прогнозировать их последствия, навыки исследования собственной деятельности, навыки саморегуляции и деятельности);
- Коммуникативные (умение инициировать взаимодействие – вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс, навыки интервьюирования, устного опроса);
- Презентационные (навыки монологической речи, умение уверенно держаться во время выступления, умение использовать различные средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные вопросы)
№ п/п
Мероприятие
Дата
Ответственные
Организационная работа
Утверждение плана работы школьного музея на 2020-2021 учебный год.
Оформление музейной документации.
Сентябрь 2020 г.
Работа с фондами.
Формирование актива и Совета школьного музея, распределение обязанностей между членами актива школьного музея.
Сентябрь 2020 г.
Анализ работы школьного музея за 2019-2020 учебный год, определение задач развития музея на 2020-2021 учебный год
Сентябрь 2020 г.
Проведение заседаний Совета и актива школьного музея.
Ведение Книги отзывов гостей музея
Поддержание надлежащего состояния помещения и фондов музея
Зам. директора по АХР
Ведение раздела на официальном сайте МОУ Ликино-Дулёвская СОШ № 5, посвящённого работе школьного музея
Экскурсионно-массовая работа
Формирование группы экскурсоводов.
Сентябрь 2020 г.
Организация работы по подготовке экскурсоводов (5-7 классы).
Разработка материалов для проведения обзорных и тематических экскурсий
члены актива музея
Проведение обзорных и тематических экскурсий (1-11 классы.)
Обзорные:
Тематические:
- История экспоната
- Люди родного края.
- Династия учителей
- Строительство школы
- Директора нашей школы
- Учителя-выпускники школ
Проведение бесед, лекций к знаменательным
4 ноября – День народного единства
16 ноября – день памяти и скорби,
5 декабря – Битва под Москвой,
9 декабря – День Героев
12 декабря – День конституции РФ.
27 января – День снятия блокады Ленинграда (1944)
15 февраля – день вывода советских войск из Афганистана
23 февраля – День защитника Отечества
9 мая – День Победы советского народа в
Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
руководитель музея, члены актива музея
Учебно-воспитательная работа
Проведение уроков Мужества.
классные руководители
1-11 классов
Использование материалов музея на уроках.
руководитель музея, учителя
Проведение музейных уроков (1-11 класс),
руководитель музея, учителя истории, учителя-предметники
Проведение уроков истории и краеведения,
Учителя истории, ИЗО
Проведение классных часов и праздников, посвященных Дням Воинской славы
Заместитель директора по воспитательной работе
Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и локальных войн, тружениками тыла, интересными людьми на классных часах.
руководитель музея, классные руководители
Встреча с ветеранами труда - жителями сельского поселения. Сбор материала для оформления экспозиции.
руководитель музея
классные руководители
Работа с фондами музея.
Учет, регистрация и хранение музейных экспонатов.
По мере поступления
Проведение инвентаризации архива музея.
Организация работы в архивах с целью пополнения, уточнения материалов музея
Связь с музеями, общественными и детскими организациями и учреждениями.
Общественно-полезная работа
Запись воспоминаний участников Великой Отечественной войны, ветеранов труда, жителей села
Участие в муниципальных, областных, всероссийских конкурсах.
Уборка воинских захоронений на городском кладбище
Примечание: руководитель музея имеет право редактировать план работы на учебный год в зависимости от обстоятельств.
Читайте также:
- Кто такой гражданин мира кратко
- В чем сходство и различия факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии кратко
- Какие виды пряжи по числу и характеру расположения составляющих нитей вы знаете кратко
- Как действуют на микроорганизмы излучения видимый свет ультрафиолет рентгеновские лучи кратко
- Как сделать чтобы было плохо и температура в школе