Педагогическое руководство коллективом кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

учитель иностранного языка

В статье описаны основные факторы, провоцирующие психологические проблемы в классе, обоснован выбор подхода по созданию в детском коллективе благоприятной атмосферы. Приведены примеры типовых моделей сотрудничества с детьми, на которые опирается учитель.

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.

Ушинский К. Д.

В школьных коллективах процессы развиваются так интенсивно и быстро, что даже специалисты не успевают за ходом событий. Однако, вглядевшись внимательнее, видим - процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно педагог диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Учебный и воспитательный процесс - это взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет, корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому взаимодействие связано со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания.

Успешные педагоги редко прибегают к дисциплинарным способам взаимодействия с детьми, потому что это неэффективно. Жесткая дисциплина в классе или группе обычно дает обратный результат: у детей пропадает мотивация к обучению. В процессе профессиональной деятельности учитель решает такие задачи, как:

Организаторская. Важно вовлечь детей в учебный процесс и мотивировать быть активными. Учителю нужно организовать собственную деятельность и поведение для эффективной работы с обучающимися.

Регулирующая. Педагог отвечает за то, чтобы сплотить детей между собой, наладить собственные отношения с обучающимися.

Информативная. Учитель дает детям новые знания и актуализирует те, которые школьники получили за пределами школы.

Целью статьи является исследование педагогической деятельности, способствующей продуктивному взаимодействию с учебным коллективом (группой), а также совершенствованию коммуникации между обучающимися.

• Познакомиться с факторами, провоцирующими психологические проблемы в классе (группе);

• Представить подходы по созданию благоприятной атмосферы в детском коллективе;

• Выделить типовые модели сотрудничества, на которые опирается учитель в работе с детьми.

Психологический климат, который царит в детском коллективе, можно диагностировать через наблюдение. Четыре признака укажут на психологические проблемы в классе или в группе:

Признак 2. Дети не умеют сотрудничать. Общение, обучение и развитие детей тормозятся. Члены группы не хотят сотрудничать друг с другом, не заинтересованы в совместном результате. Даже при наличии мотивации деятельность группы все равно непродуктивна, так как дети безынициативны. Они боятся допустить ошибку и получить негативную оценку, имеют завышенные ожидания по отношению друг к другу, не умеют сотрудничать.

Признак 4. Дети неконструктивно распределяют ответственность. В неблагополучном психологическом климате отношение к ответственности всегда нездоровое. Одни члены группы в ущерб другим перегружены ответственностью, в том числе не за себя. Другие инфантильны и как будто ни за что не отвечают. Например, в классе один ученик может злиться на другого за то, что тот не дал ему списать.

Дети застревают в схематичных ролях:

– всегда всем помогающий;

– никогда не имеющий тетрадки и ручки;

– вечно все забывающий;

– тот, кто всегда имеет готовую домашнюю работу и т. п.

СОЗДАНИЕ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ АТМОСФЕРЫ Чтобы сплотить класс или группу:

• внедряйте в детском коллективе общие традиции;

• проводите психолого-педагогические тренинги и игры.

Обрести общие традиции детям помогут три задания.

Задание 1. Придумать общую символику. Разделите детей на микрогруппы по 5–6 человек. Выдайте каждой группе лист ватмана и цветные карандаши (фломастеры, краски). Сообщите детям, что сейчас у них начнется совместная работа: нужно нарисовать эмблему или герб для всей группы или класса, а также придумать девиз. Когда все будет готово, представители каждой микрогруппы должны презентовать свое творчество. Устройте голосование для выбора символа или девиза, который станет общим для класса или группы.

Задание 2. Сформулировать правила для класса или группы. У любого коллектива должен быть свой свод правил. Группа или класс не исключение. Предложите детям поработать над созданием такого свода правил самостоятельно. Для этого снова разделите детей на микрогруппы, и пусть они устроят мозговой штурм. Затем пусть представители от каждой группы расскажут, какие правила придумали. Проведите общее голосование, чтобы решить, из чего будет состоять свод правил. Сообщите детям, что эти правила каждый должен неукоснительно соблюдать.

Постепенно дополняйте альбом рассказами детей о жизни класса или группы и сопровождайте фотографиями. Следите, чтобы педагоги и дети принимали равное и регулярное участие в создании альбома.В конце учебного года выделите время, чтобы совместно с детьми прочитать дневник и просмотреть фотографии. Вспомните о значимых событиях, которые происходили, о курьезных случаях.

К моменту выпуска детей альбом превратится в летопись жизни класса или группы. Самые интересные моменты можно будет показать на слайдах во время выпускного вечера.

Помимо создания общих традиций класса или группы, вовлекайте детей в психологопедагогические тренинги и игры. Они научат детей работать в команде, видеть совместные результаты и заряжаться от них. Также в ходе командной работы дети смогут больше узнать друг о друге. Рассмотрим примеры тренингов, которые можно предложить детям.


Предложите детям как можно скорее найти еще трех человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки, сложить все части воедино и объединиться в группу.

– удаленность места проживания от школы или детского сада и др.

Разговаривать или переписываться при этом нельзя, можно только общаться с помощью мимики или жестов. Когда дети построятся, проверьте, правильно ли они выстроились, и озвучьте результаты. После тренинга дайте детям время, чтобы они обменялись впечатлениями, которые получили от тренинга.

ТИПОВЫЕ МОДЕЛИ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДЕТЬМИ, НА КОТОРЫЕ ОПИРАЕТСЯ УЧИТЕЛЬ

Сотрудничество – одна из позитивных форм взаимодействия педагога с учениками (воспитанниками). Она предполагает, что дети участвуют в обучении и воспитательном процессе так же, как и педагог. Признаки сотрудничества педагога и детей представлены на рисунке 3.


Общая идея сотрудничества в том, что педагог дает детям возможность самостоятельно выбирать материалы для занятий и создаете условия для делового взаимодействия. Учитель выступаете в роли партнера детей, а не надзирателя, от которого исходят все инициативы. Сотрудничество повышает интерес детей к обучению, а на выходе педагог получает высокие образовательные результаты и эмоционально стабильную обстановку в классе или группе.

Есть типовые модели сотрудничества, на которые учитель может опираться в работе с детьми.

Вы задаете тему предстоящего турнира: она может быть учебной, воспитательной, развивающей и т. п. Группы встречаются, чтобы помочь друг другу в подготовке материала для занятия. Длительность встреч и подготовки зависит от содержания материала. Цель предварительной подготовки каждой группы – совместно разобрать материал, добиться, чтобы каждый участник усвоил как можно больше.

Модель 3. Командное обучение и ориентация на результат. Еженедельно оценивайте продвижение каждого ребенка в обучении: сопоставляйте текущие результаты с теми, что были на прошлой неделе. Например, их можно оценить с помощью кратких тестов, наблюдения за поведением и т. д. Полученные результаты суммируйте в общий командный зачет: каждый индивидуальный прогресс приносит баллы группе или классу. По итогам группа или класс получают вознаграждение, если есть общий прогресс в обучении.

Ребенок в окружающей действительности входит в бесконечное число отношений. Это сообщает воспитанию гибкость, динамичность, изменчивость. Здесь постоянно возникают различные противоречия. Движущей силой всякого развития является разрешение противоречий между различными факторами. Личность под воздействием этих факторов постоянно развивается. Несоответствие между притязаниями ребенка и его возможностями может приводить к новым внутренним противоречиям. Всякое противоречие может быть разрешено, или оно существует до тех пор, пока не исчерпает себя.

Одним из основных источников развития человека как личности становятся противоречия между потребностями и способами их удовлетворения. Преодолевая противоречия, личность поднимается на новый уровень, обусловленный психическими новообразованиями (приобретает новые качества, готовность разрешать более сложные задачи, овладевает новыми способами деятельности). И наоборот, движение личности приостанавливается, если противоречия не разрешаются, продолжают существовать или исчезают сами по себе.

Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации учебного и воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.

Таким образом, создание коллектива начинается с предъявлений к нему системы требований, но движение вперед происходит только при наличии совместной деятельности, которая составляет основное содержание его жизни. Постепенно происходят изменения в отношениях детей к деятельности. Возникает соуправление и самоуправление, меняются мотивы и поведение каждого члена коллектива. Развиваются коллективные черты: коллективизм, взаимовыручка. В итоге коллектив выполняет не только требования учителя, но и сам выдвигает их к отдельным членам коллектива.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

2. Система Образование – справочная система для специалистов образования. –

Современное образование претерпевает большие изменения. В жизнь системы образования страны прочно вошел Федеральный государственный образовательный стандарт. С началом введения ФГОС происходит планомерное обновление всех сфер жизнедеятельности каждого образовательного учреждения.

Модернизация системы образования влечет за собой существенные и качественные изменения в практике работы педагогического коллектива. Поэтому главной и важной задачей администрации нашего лицея стало взращивание мыслящего и творческого педагога, способного сделать выбор не только в познавательном, но и жизненно-практическом плане.

А это возможно при качественном управлении и рассматривается как профессиональная деятельность. От уровня управления зависит эффективность учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, в также удовлетворенность потребностей у родителей и общества, которые являются заказчиками.

Каждый руководитель не раз задумывался об эффективности управления педагогическим коллективом, применяя те или иные теории менеджмента на собственной практике.

Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутришкольного управления.

Система управления педагогическим коллективом школы

Система управления - это совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям относятся управленческие функции, реализация принципов и применение эффективных методов управления.
Среди функций управления образовательной организации можно выделить: планирование, организацию, руководство и контроль. К этим основным функциям следует добавить педагогический анализ, целеполагание и регулирование.

Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл. Исключение педагогического анализа из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обоснования и завершения.

Эффективность управленческой деятельности во многом определяется тем, как руководители школы владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непрофессионально проводимый анализ в деятельности администрации школы приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса. Основное назначение педагогического анализа как функции управления состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результатов с последующей выработкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управляемой системы. Эта функция одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей в единое целое, установление связей системообразующих факторов.

Функция организациив управлении школой понимается как совместная деятельность руководителей школы, учителей, родительских комитетов и органов ученического самоуправления, направленная на выполнение намеченного плана, достижения поставленной цели.

По своей природе организаторская деятельность человека - есть деятельность практическая, основанная на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях. Постоянное взаимодействие с коллегами, родителями и учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность.

Организаторская деятельность администрации школы направлена также на формирование педагогического коллектива, т.е. коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителей, его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учителей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Недостаточно только построить организационную структуру образовательной организации, необходимо обеспечить эффективность совместной деятельности людей. Для этого необходимо, во-первых, чтобы исполнители хорошо понимали, каких результатов и когда от них ожидают, во-вторых, чтобы они были заинтересованы в их получении, в третьих, чтобы они испытывали удовлетворение от своей работы, в четвертых, чтобы социально-психологический климат в коллективе был благоприятен для продуктивной работы. Совокупность действий, совершаемых субъектом управления для обеспечения всех этих условий, называют руководством.

Задачи при реализации функции руководства:

1) подбор, расстановка и оценка кадров, постановка задач перед исполнителями;

2) анализ и регулирование социально-психологического климата в коллективе;

3) стимулирование продуктивной деятельности подчиненных и их саморазвития;

4) создание условий для профессионального роста подчиненных.

Принцип управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны соблюдаться при осуществлении управления, обеспечивать достижение заданных целей. В теории управления множество систем управленческих принципов. Проанализировав некоторые из них, мы выделим несколько принципов, которые достаточно полно и всесторонне отражают сущность управления педагогическим коллективом:

  1. Уважение и доверие к человеку,
  2. Сотрудничество,
  3. Системность и целостность в управлении,
  4. Гласность,
  5. Справедливость,
  6. Единство коллегиальности и единоначалия,
  7. Индивидуальный подход в управлении,
  8. Поддержка инициативы, стимулирование деятельности,
  9. Постоянное повышение квалификации,
  10. Делегирование полномочий, участие учителей в управлении,
  11. Объективность и полнота информации.

Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя, который должен обладать следующими качествами:

  • общечеловеческие;
  • психофизиологические;
  • деловые качества и организаторские способности;
  • коммуникативные;
  • профессиональные знания.

Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.


Пед. руководство коллективом подразумевает: 1) постановку цели; 2) предъявление единых требований; 3) оказание помощи, налаживание коллективной деятельности; 3) создание общественного мнения, традиций.

На каждом этапе функция учителя будет немного отличаться. Учитель в 5 и 11 классе выполняют разные функции по развитию коллектива, принимают разные роли.

1 стадия – организаторская функция. Главное – предъявление требований: режим, дисциплина, этического характера. Требования, связанные с учебой, хуже всего выполняются. Хуже всего строить коллектив на требованиях, связанных с учебой. Лучше – трудовая, спортивная деятельность.

Постановка перспектив и налаживание взаимоотношений с другими классами. Педагог создает атмосферу завтрашней радости, находит для каждого ребенка такой вид деятельности, в которой он мог бы себя проявить; важно пробуждать общественное мнение.

2 стадия – переход к со- и самоуправлению. Многие организаторские функции мы передаем активу. Не надо бегать, контролировать, надо назначить ответственных. Главная функция – коммуникативная, налаживание взаимоотношений. Актив часто не обладает коммуникативным тактом, давление на личность может быть излишним.

3 стадия – организация самовоспитания школьников. Основная функция – индивидуализация работы. Нужно тщательно изучить личность каждого учащегося, корректировать. Учитель – консультант.

В младших классах – роль опекуна; затем – роль руководителя; далее – консультант. Т.е. нужно меняться учителю с учетом уровня развития детей.

Педагогика параллельного действия

Предполагается воспитание на личность не непосредственно педагогом, а через коллектив. Т.е. мы воспитываем через коллектив. Это может реализовываться через предъявление требований к ученику актива; через формирование общественного мнения; авансирование личности – наградили весь коллектив, хотя личность была пассивна. Наиболее часто – наложение наказания всему коллективу. Например, сорвали урок. Мы не будем разбираться, кто был зачинщиком. Наказывают весь класс. Это самый опасный и неудачный способ. Если уровень развития коллективы невысок, дети могут сплотиться на началах противопоставления себя учителям. Они сплотятся на негативных основаниях. Может быть психологическое воздействие на личности – может быть у человека психическая травма.

Использовать нужно очень аккуратно. Только когда уровень коллектива высок.

Пример неправильного использования. В лагере в отряде мальчики сделали трубки для обстреливания бузиной девчонок. Директор узнал. Выставил на линейке их перед всем лагерем. Просят: расскажите, какие безобразные поступки вы совершали. Они подробно рассказали. На следующий день весь лагерь обстреливал девочек. Цель была: чтобы осудили, а их, наоборот, поддержали.

Косвенное влияние коллектива

Приглашение людей – авторитетов, актеров, кумиров. Через СМИ, произведения литературы и искусства.

Роль традиций в формировании коллектива

Но: традиции нельзя навязать искусственно. Традиции должны родиться в самом коллективе. Например, традиционные праздники.

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

ВложениеРазмер
Доклад 22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей начальных классов

учитель начальных классов

первой квалификацинной категории

Педагогическое руководство и его стили

Общая слабость лидерских структур класса приводит к тому, что

большую роль в его жизнедеятельности будет играть руководство.

Феномен руководства также отражает отношения психологической

власти, но, в отличие от лидера, руководитель – это личность, на

которую официально возложены задачи организации деятель-

ности и контроля, причем руководитель, в отличие от лидера,

назначается извне. Руководителем школьного класса является,

Отметим, что в разных случаях соотношение лидерства и ру-

ководства может быть различным. Например, в туристической

группе, возможно, неформальный лидер будет в большей степени

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

влиять на организацию повседневной жизни, нежели формально

назначенный руководитель. В случае школьного класса педагог

в значительно большей степени влияет на жизнь детского сообще-

ства, нежели лидер класса.

Влияние руководителя на группу формируется из нескольких

Принуждение. Руководитель следит за соблюдением опреде-

ленных правил, предъявляет требования, вводит санкции

в случае нарушения.

Вознаграждение. Руководитель дает позитивную оценку груп-

пе, поощряет желательное поведение.

Личность руководителя. Особое значение имеет так назы-

ваемая харизма – своеобразное обаяние руководителя, его

Знания руководителя. Руководителю важно быть экспертом,

осуществлять руководство, опираясь на багаж имеющихся

Для успешной реализации педагогического руководства важно

использовать опору на все эти компоненты.

У каждого руководителя есть определенный устойчивый набор

приемов руководства, который в науке принято называть стилем

руководства. Традиционно в психологии выделяют три стиля руко-

водства: авторитарный, демократический и попустительский.

При авторитарном стиле все решения принимает исключи-

тельно педагог, дети находятся в позиции исполнителей. Позиция

педагога является бесспорной и правильной. «Будет так, как я

данном стиле руководства. Характерной особенностью авторитар-

ного стиля руководства является обилие замечаний, нравоучений,

нотаций. Авторитарный стиль руководства зачастую сопровожда-

ется критическими комментариями, которые делает педагог в

адрес учеников, причем форма этих комментариев бывает весьма

одна учительница литературы.)

Подчеркнем, что авторитарным стиль руководства делает не

столько сама по себе требовательность педагога, сколько форма

Для попустительского стиля характерно отсутствие послед-

ствий каких-либо проступков, которые совершают ученики. Заме-

тим, что словесные методы воздействия (разговоры, объяснения,

уговоры и т.д.) последствиями не являются. Педагог добивается

и считает инцидент исчерпанным. В некоторых случаях мы мо-

жем видеть сочетание попустительского и авторитарного стилей

руководства. Так, учитель, реализующий попустительский стиль

педагогического руководства, столкнувшись с негативными послед-

Типичной ситуацией при попустительском стиле руководства

может быть следующая.

Во время перемены ученики бегали в классе и уронили стоявший на по-

доконнике горшок с комнатным растением. Пришедший со звонком учи-

тель обнаруживает беспорядок в классе. «Ребята, ну я же вам сколько раз

говорила, что в классе должен быть порядок, – говорит педагог, – а вы мне

обещали так больше не делать. Придется вам сегодня после урока убирать

Несмотря на то что предпочтительность демократического

стиля руководства классным коллективом уже неоднократно

обсуждалась в педагогической литературе, стоит остановиться

на нем подробнее. Это важно, поскольку зачастую на практике

демократический стиль путают с попустительским, что приводит

к убежденности педагогов в его неэффективности.

Демократический стиль руководства базируется на нескольких

Уважение к ученику. Мы проявляем неуважение, когда позволяем

себе критические комментарии относительно манеры поведения,

внешности, интересов учеников и так далее. Нам совершенно не

обязательно поощрять то, какие способы самовыражения дети

используют, но комментировать их мы можем совершенно по-

разному. Мы проявляем неуважение, когда публично унижаем уче-

ника. Давайте сравним две ситуации. Ученик не выполнил домаш-

нее задание, потому что активно готовился к школьному празднику.

Один из учителей сказал при всем классе: «Конечно, на сцене – то

спокойно прокомментировал: «Ты отлично выступил на празднике.

Подойди ко мне на перемене, мы с тобой обсудим, как ты отрабо-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

так и не потребовал выполнения задания, такой стиль руководства

можно назвать не демократическим, а попустительским.).

Четкое обозначение зоны свободы, которая имеется у учеников, и предо-

ставление возможности выбора внутри этой зоны свободы. Мы проводим

понятную и очевидную границу между тем, что ребенок не может

выбрать и что он должен принять как данность, и тем, где он может

проявить свои желания и предпочтения. Например, нельзя выбрать,

писать изложение или не писать, но можно выбрать его тему.

В основе демократии лежит порядок, стремление соблюдать и

поддерживать общепринятые нормы. В случае демократического

стиля руководства мы подчеркиваем не свой произвол и свою

власть, а общие правила.

Ответственность за свое поведение . При авторитарном стиле ру-

ководства вся ответственность лежит на руководителе, а ученики

ни за что не отвечают. Демократический стиль предполагает,

что каждый школьник сам отвечает за себя. Например, в случае

какого-то проступка сам ребенок должен будет ликвидировать

его последствия, а вовсе не его родители или учитель. Основным

методом формирования ответственности за свое поведения в де-

мократическом стиле руководства являются санкции

Педагог как источник информации (доверие к знаниям

педагога). Для школьников учитель значим, прежде всего, как

источник важной информации, а его личностные качества

могут не фиксироваться либо восприниматься негативно. Но

значимость учителя как обладателя необходимых сведений не

Педагог как референтное лицо (доверие к жизненной пози-

ции педагога). На этой стадии интерес для школьника представ-

ляет личностная позиция учителя, оценка, которую тот дает

важным для ребенка фактам и событиям. При переходе к под-

перестает быть всеобъемлющим: школьники четко разделяют,

в каких вопросах мнение учителя является для него важным,

а в каких – нет. Например, ученик может советоваться с учи-

Построение отношений в группе школьников: проблемы лидерства и руководства

телем относительно выбора экзамена для сдачи или профиля

обучения, но при обсуждении личных трудностей предпочтет

авторитет кого-то из сверстников.

Педагог как доверительное лицо (авторитет личности учи-

теля). Такой авторитет, если удается его достичь, имеет очень

устойчивый характер. Многие психологи пишут, что его фор-

мирование напрямую связано с поведением учителя.

По мнению психологов6, стиль педагогического общения и осо-

бенности родительского отношения являются для воспитанников-

подростков существенным основанием референтности учителя

и родителей. Педагоги, которые используют авторитарно-

демократический стиль общения, наиболее референтны для под-

ростков; наименее референтны — авторитарные учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педагогическое руководство самовоспитанием младшего школьника

Презентация выступления на педсовете.


Руководство по прохождению тестирования в рамках модуля «Педагогическая аттестация».

АЛГОРОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ

АЛГОРОРИТМ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВАПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩЕГОСЯ.

Информация об образовательном цензе и направлениях профессиональной подготовки педагогических работников.

Педагогическое руководство трудом детей разного возраста, находящихся в социальном приюте.

В статье говорится о правильной организации детского труда в условиях социального приюта, о видах трудового воспитания и задачах.

Читайте также: