Педагогическое общение с детьми в системе коммуникативной технологии в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Категории и понятия:общение, педагогическое общение, взаимодействие,технология педагогического взаимодействия

Студент должен:иметь представление об основных технологиях педагогического взаимодействия в начальной школе, владеть основными техниками моделирования оптимального общения; знать общие требования и характеристику отдельных технологий педагогического взаимодействия в начальной школе; владеть технологическими правилами организации педагогического общения.

Управление образовательными системами

Тема 1. Государственно-общественная система управления образованием в РФ и РХ. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. Школа как система и объект управления.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Система образования в России. Типы образовательных организаций, реализующие основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация, образовательная организация высшего образования.

Уровни управления образованием в России. Основные признаки государственного и общественного управления. Общие принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – признание приоритетности образования; обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования; единство образовательного пространства на территории РФ, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов РФ в условиях многонационального государства; создание благоприятных условий для интеграции системы образования с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; светский характер образования; свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека; обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; автономия образовательных организаций; демократический характер управления образования; недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

Уровни общего образования: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование (бакалавриат; специалитет, магистратура; подготовка кадров высшей квалификации).

Школа как организующий центр совместной деятельности школы, семьи и общественности. Организационное строение педагогического коллектива. Форма взаимодействия педагогического коллектива с различными социальными институтами. Управление образовательной организацией. Органы самоуправления и соуправления. Формы и методы взаимодействия администрации, учителя, классного руководителя с общественностью. Попечительский совет общеобразовательного учреждения и его функции.

Школа как система и объект управления. Понятие педагогической системы. Структурные компоненты педагогической системы. Управленческая культура руководителя школы. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Профессиональное поведение работника аппарата управления в условиях вариативного образования.

Категории и понятия:управление, педагогический менеджмент, государственно-общественный характер управления, аттестация, аккредитация, лицензирование, мониторинг качества образования; общеобразовательная организация, педагогический коллектив, функции семьи, методы и формы привлечения семьи и общественности к управлению образовательным учреждением; внутришкольное управление, педагогический анализ, тематический анализ, итоговый анализ, параметрический анализ, развернутый педагогический анализ урока, аспектный анализ, педагогический анализ воспитательных мероприятий, планирование, организация внутришкольного контроля, фронтальный, персональный классно-обобщающий контроль, план работы школы, должностные права и обязанности педагогических работников, стили руководства педколлектива, научная организация педагогического труда.

Ключевые имена:Ю.К. Бабанский, В.А. Сухомлинский, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, Ю.А. Конаржевский, Т.И. Шамова.

Студент должен:владеть педагогической (управленческой) терминологией; знать сущность и основные принципы управления педагогическими системами, образовательными учреждениями, системообразующие факторы и структурные компоненты педагогической системы, основные формы взаимодействия органов образования, педагогических коллективов и социальных институтов; иметь представление об управленческой культуре, педагогическом анализе и его роли во внутришкольном управлении, о профессиональном поведении работника аппарата управления на вариативном образовательном пространстве РФ и РХ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к личности человека и к умению общаться с окружающими. Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе при совместной деятельности.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно-активным, социально-компетентным, более адаптированным к социальной действительности, способным эфективно взаимодействовать и управлять процессами общения.

Языковая компетенция – это процесс и результат познавательной
деятельности, направленной на овладение языком и речью, на саморазвитие и становление ученика, как личности. Особая роль в речевой деятельности, коммуникативных навыков принадлежит начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте развивается речь, мышление, творческие способности ребёнка.

Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других.

Одна из задач, стоящих перед педагогами школы – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

Основной целью современного школьного образования является целостное и многоаспектное развитие личности школьника. И необходимым условием этого является повышение коммуникативной культуры, т.е. способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Всем хорошо известно, что научиться строить свою речь правильно, можно лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения.

Формирование коммуникативных компетентностей у младших школьников - актуальная проблема, решение которой важно, как для каждого человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо без общения. Именно в сфере коммуникации человек осуществляет и свои профессиональные, и личные планы. Здесь оно получает поддержку и сочувствие, помощь, в реализации жизненных планов.

Вся моя работа служит выполнением главных целей: постижение красоты человеческих отношений, развитие коммуникативных, речевых умений, социальных установок качеств личности: сознательное, творческое отношение к общению, интерес, внимание к партнеру по общению; ориентация на их лучшие качества; адекватное отношение к себе, способность поставить себя на место другого; культуру общения в диалоге; дискуссии; познавательные интересы, творческую активность, воображение, открытость, доброжелательность.

Коммуникативная цель обучения становится одной из ведущих, поэтому я хочу поделиться с вами некоторыми методическими приёмами, которые я использую на своих уроках .

1.Работа в паре имеет большое значение для формирования коммуникативных УУД.

Этот прием можно использовать практически на любом уроке.

Очень интересно проходят дуэли на уроках окружающего мира ( например, при изучении природных зон).

На карточках могут быть записаны животные, растения определённой зоны. Один уч-ся называет слово, а другой определяет природную зону.

2. Групповая работа.

Цель групповой работы активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала .

Групповые формы организации учебной деятельности способствуют формированию у детей умения сотрудничать, слушать и слышать друг друга.

В группе повышается учебная и познавательная мотивация, эффективность усвоения учебного материала, снижается уровень тревожности учащихся.

На своих уроках я использую разнообразные виды групповой работы.

Это: Взаимообучение , Мозговой штурм, Продолжи, Охота за сокровищами,

- Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

Можно ученикам предложить роль учителя, что мы сейчас с вами и продемонстрируем.

Каждой группе раздаются тексты со специально допущенными ошибками. В группах проводится обсуждение и исправление ошибок.

Для того, чтобы ограничить наиболее активных учащихся и простимулировать стеснительных, я на своих уроках использую

1 группа решит все орфографические задачи, используя талоны на выступление.

(исправляет и объясняет ошибки)

Все участники группы встают, образуют круг и проводят объяснение полученного задания без остановки, так как движется КАРУСЕЛЬ.

Этот метод вовлекает всех учащихся в обсуждение, особенно эффективен, когда вопросы сначала обсуждаются в малых группах, а затем делятся результатами обсуждения с классом.

3 группа решит все орфографические задачи, используя ПОПС формулу.

П- позиция (в чём заключается ваша точка зрения) - я считаю, что….

О- обоснование (на чём вы основываетесь, довод - ….потому, что…..

в поддержку вашей позиции)

П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) - …. например….

С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв - ….поэтому….

к принятию вашей позиции)

Перед вами ПОПС формула, используя её докажите правильность ваших рассуждений при решении орфографических задач.

Этот методический приём помогает учащимся выработать аргументы и мнения и, используя ПОПС- формулу как образец, предложить развёрнутый логически обоснованный ответ в чёткой форме.

Представленные мною приёмы работы вызывают у детей интерес, учат рассуждать на заданную тему, строить правильные предложения и вопросы, формируют умение слушать других, высказывать своё мнение, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности младших школьников, способствуют умению общаться, т.е. являются эффективным средством развития коммуникативных компетенций личности.

Таким образом, чтобы достичь хороших результатов в развитии коммуникативной компетентности, необходимо создавать креативную среду и совершенствовать свои знания в области современных педагогических технологий, творчески подходить к проведению уроков .

IV. Рефлексия

Выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске , продолжите предложения…..

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность, различия между Я и Ты.

Сущность педагогического общения и его функции.

Стили педагогического общения.

Система педагогического общения и технология его организации.

Технология разрешения конфликта.

Сущность педагогического общения и его функции.

Общение — важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Стили педагогического общения.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия пе­дагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная,

В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.

Либеральный стиль(анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявлять активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.

Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми ~ сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.

Система педагогического общения и технология его организации.

Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально - педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением., анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.




Прогностический этап общения — моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности — включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения.

Инициатива учителя в организации общения обеспечивается:

—четкостью организации начального контакта с классом;

—оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;

—оперативным достижением социально-психологического единства с классом;

—введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

—преодолением воздействия стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;

—организацией целостного контакта со всем классом;

—постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

—сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно ориентирующих педагогических требований;

— внешним Видом учителя (опрятность, подтянутость,

собранность, активность, доброжелательность, обаяние);

—реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия; активным включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;

—умением "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

—постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;

—пониманием ситуативной внутренней настроенности учащихся и передачей учащимся этого понимания.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком:

1.Безусловное принятие ребенка — исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка — значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.

2.Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. "Уважать - душевно признавать достоинства человека" (В.И.Даль).

3.Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.

4.Предоставление права на свободу выбора.

5.Оценка не личности ребенка, а его деятельности.

6.Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций.

7.Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения.

• Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка).

- по внешним признакам определять состояние ребенка;

- поддерживать мимикой, лозой высказывание собеседника; •

—выслушивать с вниманием и уважением; — не прерывать собеседника;

—владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);

—управлять голосом (интонация, дикция); — управлять мимикой, жестом; — уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога.

Уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, "свечение" (В.Л. Леви) — излучение тепла, любви, доброжелательности).

Лекция № 5 ( 2 часа )

МАСТЕРСТВО И ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность, различия между Я и Ты.

Сущность педагогического общения и его функции.

Стили педагогического общения.

Система педагогического общения и технология его организации.

Технология разрешения конфликта.

Сущность педагогического общения и его функции.

Общение — важнейшая составная часть бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности, взаимодействия людей, обусловленная социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

Педагогическое общение — это взаимодействие преподавателя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности. Велика и значима роль педагога в таком общении: он организует его и управляет им.

Стили педагогического общения.

Важной характеристикой профессионально-педагогического общения является стиль. Стиль — это индивидуально-типологические особенности взаимодействия пе­дагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми — это категория социальная и нравственная,

В общении выделяются две стороны: отношение и взаимодействие. Отношение учителя к классу, ученику может быть устойчиво-положительным, неустойчивым, ситуативно-отрицательным, устойчиво-отрицательным.

В психологии разработаны достаточно четкие черты социально-психологического портрета различных типов руководителей, в том числе педагогов, которым присущи разные стили руководства. Различают несколько стилей педагогического руководства.

Авторитарный стиль. Педагог единолично определяет деятельность группы, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия: приказ, указание, инструкция, выговор. Преобладает начальственный тон.

Либеральный стиль(анархический, попустительский). Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявлять активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям, устраняется от ответственности за происходящее, неавторитетен.

Стиль отношений и характер взаимодействия в процессе руководства воспитанием детей создают в совокупности стиль педагогического общения.

Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми ~ сложный процесс, связанный с формированием творческой индивидуальности в целом. Верно найденный стиль общения, соответствующий неповторимой индивидуальности педагога, способствует решению многих задач. Педагогическое воздействие в этом случае становится адекватным личности учителя, упрощается процесс общения с аудиторией, общение становится приятным, органичным для самого педагога, существенно облегчается процедура налаживания взаимоотношений, повышается эффективность такой важнейшей функции общения, как передача информации.

Система педагогического общения и технология его организации.

Профессионально-педагогическое общение имеет определенную структуру, которая соответствует логике педагогического процесса, включающего замысел, воплощение замысла, анализ и оценку. Исходя из этого, можно выделить соответствующие этапы профессионально - педагогического общения: прогностический, начальный период общения, управление общением., анализ осуществленной системы общения и моделирование системы на предстоящую деятельность.

Прогностический этап общения — моделирование педагогом предстоящего общения с классом в процессе подготовки непосредственной деятельности — включает в себя работу над содержанием урока или воспитательного дела, планирование. Кроме того, идет коммуникативное прогнозирование предстоящей деятельности, что помогает конкретизировать вероятную картину общения, предусмотреть многие конфликтные ситуации на уроке или вне его, настроить себя на предстоящее общение. Нередко удачно спланированная система общения на уроке диктует и отбор материала, и методы обучения.

Инициатива учителя в организации общения обеспечивается:

—четкостью организации начального контакта с классом;

—оперативным переходом от организационных процедур (приветствие, усаживание и т.п.) к деловому и личностному общению;

—оперативным достижением социально-психологического единства с классом;

—введением личностных аспектов во взаимодействие с детьми;

—преодолением воздействия стереотипных и ситуативных негативных установок на отдельных учащихся;

—организацией целостного контакта со всем классом;

—постановкой задач и вопросов, которые в начальный момент взаимодействия способны мобилизовать коллектив;

—сокращением запрещающих педагогических требований и расширением позитивно ориентирующих педагогических требований;

— внешним Видом учителя (опрятность, подтянутость,

собранность, активность, доброжелательность, обаяние);

—реализацией речевых и невербальных средств взаимодействия; активным включением мимики, микромимики, контакта взглядом и т.п.;

—умением "транслировать" в класс собственную расположенность к детям, дружественность;

—постановкой ярких, притягательных целей деятельности и показом путей их достижения;

—пониманием ситуативной внутренней настроенности учащихся и передачей учащимся этого понимания.

Управление общением. На этом этапе педагог решает массу коммуникативных задач, связанных с педагогическими. Учителю необходимо поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия. На этом этапе педагогу приходится быстро принимать решения при возникающих затруднительных или непредвиденных ситуациях, отклонениях от заранее смоделированного общения. В этом случае вносятся необходимые поправки или заменяется вариант общения.

Анализ осуществленной системы общения и моделирование системы общения на предстоящую деятельность. На этом этапе педагогического общения учитель должен выявить сильные и слабые стороны общения, осмыслить, в какой мере он удовлетворен процессом взаимодействия с детьми, спланировать систему предстоящего общения с коллективом с учетом необходимых корректив.

Основные принципы общения с ребенком:

1.Безусловное принятие ребенка — исходное положительное отношение к ребенку, принятие его со всеми его особенностями, недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка — значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему.

2.Проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом. "Уважать - душевно признавать достоинства человека" (В.И.Даль).

3.Осознание и признание права личности быть непохожей на других, терпимость.

4.Предоставление права на свободу выбора.

5.Оценка не личности ребенка, а его деятельности.

6.Владение способностью чувствовать (эмпатия), понимать (идентификация) каждого ребенка, смотреть на проблему его глазами, с его позиций.

7.Возможность учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка.

Из этих принципов вытекают основные правила педагогического общения.

• Проявлять педагогический такт (в каждом конкретном случае применять метод, поддерживающий чувство достоинства ребенка).

- по внешним признакам определять состояние ребенка;

- поддерживать мимикой, лозой высказывание собеседника; •

—выслушивать с вниманием и уважением; — не прерывать собеседника;

—владеть культурой речи (доступность, образность, логичность, лаконичность);

—управлять голосом (интонация, дикция); — управлять мимикой, жестом; — уменьшать монологическую речевую деятельность введением диалога.

Уметь управлять своим состоянием, чувствами (вытеснение отрицательных мыслей и желаний из сознания; установка на положительное восприятие собеседника; владение приемами длительного включения положительных эмоций, "свечение" (В.Л. Леви) — излучение тепла, любви, доброжелательности).


Введение
Анализ педагогической практики показывает, что многие серьезные затруднения в решении задач обучении и воспитания возникают из-за неумения педагога правильно организовать общение с детьми.
Воспитание будет эффективным в том случае, если у ребенка вызвано положительное отношение к тому, что мы хотим у него воспитать. При этом то или иное отношение всегда формируется через сложившийся механизм общения. Вот почему перед каждым педагогом стоит задача овладения технологией педагогического общения.
Цель методической разработки: описание технологий коммуникации, используемых на занятиях в системе дополнительного образования детей.

Основные трудности, которые испытывает педагог в общении с детьми, связаны:
с неумением наладить контакт,
управлять общением обучающихся на занятии,
выстраивать взаимоотношения и перестраивать их в зависимости от специфики педагогических задач,
непониманием внутренней психологической позиции ребенка,
трудности в речевом общении и передаче собственного эмоционального отношения к учебному материалу,
неумение управлять собственным психическим состоянием в общении.
Владение педагогом технологией педагогического общения обусловливает отношение детей к педагогу, которое они часто переносят на предмет, который он преподает.
Общение в педагогической деятельности – это средство решения учебных задач; социально-психологическое обеспечение образовательного процесса; способ организации взаимоотношений педагога и детей, обусловливающих успешность обучения и воспитания.
Технология заключается:
в умениях передать информацию;
понять состояние ученика;
в организации взаимоотношений с детьми;
в искусстве воздействия на партнера по общению;
в искусстве управлять собственным психическим состоянием.
Процесс педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач.
Этапы решения задач:
анализ ситуации;
перебор вариантов и выбор из них оптимального;
коммуникативное взаимодействие;
анализ его результатов.

Читайте также: