Педагогическое наследие ушинского кратко

Обновлено: 07.07.2024

К. Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-систетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавало ему радость познания.

Содержание

1. Краткая биография К.Д. Ушинского ……………………. 4

2. Характеристика педагогической деятельности К.Д.Ушинского…… 6

Работа содержит 1 файл

педагогика распечатать.doc

1. Краткая биография К.Д. Ушинского ……………………. 4

2. Характеристика педагогической деятельности К.Д.Ушинского…… 6

Введение

К. Д. Ушинский занимает особое место в русской и мировой педагогике. По глубине проникновения в сущность процессов воспитания, обучения, формирования нравственных убеждений, по силе влияния на последующее развитие отечественной школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его концепция не имела себе равных. Она являлась логическим звеном предшествующей истории науки о воспитании.

К. Д. Ушинский по праву считается создателем русской народной школы. На протяжении многих лет практической педагогической деятельности и исследования воспитательных систем и учреждений разных времен и народов, изучения реальных условий и факторов, благоприятствующих и мешающих школьному делу в России, великий русский педагог наметил пути, подвигаясь которыми школа обретала прочные основы своего существования. Он указал школе ее действительное назначение: пробуждать в народе жажду познания, развивать его ум, вносить свет знания во все сферы жизни.

К. Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования, разработал методы развивающего обучения. С его именем связано широкое распространение в школах России звукового аналитико-систетического метода, применение которого в несколько раз сокращало сроки обучения детей грамоте, облегчало труд учителя и ученика, придавало ему радость познания. [3;7].

1. Краткая биография К.Д. Ушинского.

(1824-1870)

Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1823 г. (по другим данным – 1824г) в Туле, в небогатой дворянской семье. Свое детство и отрочество провел в имении отца около города Новгород-Северска. Общее образование он получил в Новгород-Северской гимназии.

В 1840 г. К.Д.Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где слушал лекции выдающихся профессоров. В студенческие годы Ушинский серьезно интересовался литературой, театром, мечтал о распространении грамотности среди народа. Он стремился самостоятельно разобраться в тех спорах, которые велись среди передовых русских людей о путях исторического развития России, о народности отечественной культуры [1;311].

После окончания юридического факультета Московского университета, в 1846 г., Константин Ушинский был назначен исполняющим обязанности профессора "камеральных наук" (экономики, финансов и т. д.) Ярославского Демидовского юридического лицея. Молодой профессор отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Некоторое время (с марта по май 1848 года) он редактировал неофициальную часть газеты "Ярославские губернские ведомости" и способствовал пропаганде естественнонаучных и исторических знаний. "Статьи, написанные К. Д. Ушинским для ярославской газеты, - пишет Д. Н. Иванов, исследовавший жизнь и деятельность великого педагога в Ярославле, - были его первыми литературными выступлениями. В них достаточно ярко отразились его общественно - политические взгляды. В них он ставил и обсуждал вопреки инструкциям для местных газет вопросы государственного значения".

Ярославский период в жизни Ушинского имел огромное значение: здесь совершенствовалось его педагогическое мастерство, вырабатывались передовые педагогические взгляды. Начальство заподозрило молодого педагога в политической неблагонадежности, и в 1849 г. его уволили из лицея. Это было большой потерей для передовой демократической интеллигенции и студенчества Ярославля. "Не покидайте нас, - писали студенты Ушинскому. - Мы так привыкли к Вашему живому слову, так полюбили Вас, что не хотим примириться с мыслью о разлуке с Вами". Переехав в Петербург, Ушинский активно сотрудничает по актуальным вопросам педагогики и народного образования в Некрасовском "Современнике", преподает словесность и географию в Гатчинском сиротском институте, работает инспектором Смольного института.

Прогрессивная деятельность в Смольном институте вызвала недовольство реакционеров, по доносу которых в начале 1862 г. он снова уволен как опасный для молодежи педагог. В последующие годы Ушинский всецело отдался литературно - педагогической деятельности. "Сделать как можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности".

Научно-педагогическая и литературная деятельность Ушинского была глубоко чужда и враждебна официальной России. Когда К. Д. Ушинский 22 декабря 1870 (3 января 1871) года умер, Л.Н. Трефолев подготовил для Ярославских губернских ведомостей некролог о нем, чем вызвал недовольство ярославского вице-губернатора. Наши современники глубоко чтят память великого русского педагога. Ежегодно проводятся педагогические чтения, учреждена медаль К. Д. Ушинского, издано Полное собрание его сочинений. В Ярославле улица названа его именем.

Имя К. Д. Ушинского носит Ярославский педагогический университет [1;20].

2. Характеристика педагогической деятельности К.Д.Ушинского.

К.Д.Ушинский, как крупнейший представитель педагогики XIX века, внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему.

Как отмечали современники Ушинского, "его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике", а его самого называли отцом этой науки.

Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.

Ушинский - теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

И, наконец, Ушинский - историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И.Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).

Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.

Деятельность Ушинского всецело отвечала назревшим потребностям исторического развития страны, преобразования системы просвещения.

После окончания Московского университета Ушинский преподавал в Ярославском юридическом лицее, плодотворно занимался педагогической деятельностью в Гатчинском сиротском институте и Смольном институте благородных девиц, редактировал "Журнал министерства просвещения" [1;12].

Ушинский - просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.

Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.

Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).

Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии.

Другой ведущей идеей, положенной в основу педагогической системы Ушинского, явилась выдвинутая им концепция народности воспитания. Отечественная педагогическая наука должна быть построена, по мнению педагога, с учетом национальных особенностей русского народа, отражать специфику национальной культуры и воспитания. В статье "О народности в общественном воспитании" Ушинский дает глубокий анализ воспитания в духе народности. Под народностью он понимает такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах. История народа, его характер и особенности, культура, географические и природные условия определяют направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.


Личности

Кто такой К. Д. Ушинский и какой вклад Ушинского в развитие педагогики, Вы узнаете из этой статьи.

Ушинский вклад в педагогику

Константин Дмитриевич Ушинский – известный педагог и основоположник научной педагогики в России. Основной вклад Ушинского в педагогику в следующем:

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад в педагогику внес Ушинский.


Важное значение в выработке нравственных привычек и поведения придавалось методу убеждения. Убеждение как духовная сторона характера трансформируется в постоянное правило для действия и, наконец, становится привычкой. При этом подчеркивалось, что воспитатели не должны навязывать собственных убеждений воспитанникам. Главной проблемой гуманистического воспитания он считал противоречие между необходимостью формирования самостоятельных убеждений воспитанников и трансляцией им убеждений воспитателей. К. Д. Ушинский выступал противником воспитания, основу которого составляло подражание детей словам и действиям воспитателей, разрушавшего индивидуальность детей.

Несмотря на то что педагог несколько преувеличивал роль инстинктивного характера патриотизма, наделяя его непостижимой властью над сердцем любого человека, в том числе взяточника и негодяя, гибнущим в человеке последним при общей гибели всего святого и благородного, в его работах содержится много положений, актуальных для теории и практики патриотического воспитания в современный период.

Педагог верно отмечал, что общественное воспитание не только укрепляет любовь к отечеству в личности человека, развивая в то же время его ум и самосознание, но и содействует развитию народного самосознания, оказывает влияние на развитие общества, язык, литературу, законы, словом, на всю историю. Одним из признаков национального самосознания К. Д. Ушинский считал осознание человеком единого исторического развития народа. История определялась как процесс сознания идеи, которая скрывается в народности, и ее выражение в исторических деяниях. Требование осознания идеи народности касалось не только исторических деятелей и народных писателей, но и каждого члена общества. Каждый должен быть патриотом своей родины и трудиться для ее пользы, занимаясь своим делом.

Несомненной заслугой К. Д. Ушинского являлось выделение родиноведческого направления, трактуемого как обучение географии на местном материале, составляющее основу современного краеведения. Родиноведение он позаимствовал в швейцарских школах как наглядное изучение того уголка природы, в котором живет ребенок, так как подобное обучение сближает с великим наставником – природой. Он считал странным, что воспитательное влияние природы, которое каждый испытал на себе и которое отмечено почти в каждой биографии, так мало оценено в педагогике.

Таким образом, внимательное изучение педагогического наследия великого педагога, интерпретация с позиций современности его принципиальных теоретических положений, раскрывающих проблемы цели воспитания, нравственного и трудового воспитания, противоречивого характера патриотического воспитания, формирования идеала, соотношения общечеловеческой и национальных основ воспитания, заимствования западных систем воспитания позволят его экстраполировать на сегодняшнюю теорию и практику образования в России.

1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т.6. М.: Педагогика, 1990. С. 498.

3. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 146.

4. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 154.

6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 6. М.: Педагогика, 1990. С. 331.

7. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 118–119.

9. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 184.

11. Там же. С. 185.

13. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 123.

17. Там же. С. 90–91.

18. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1989. С. 19.

19. Ушинский К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими // Избр. пед. соч. Вопросы обучения: в 2 т. Т. 2. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во Мин. просвещ. РСФСР, 1954. С. 281.

20. Там же. С. 282.

21. Там же. С. 283.

22. Там же. С. 282–283.

23. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании в данный период // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 123.

25. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Избранные произведения. М.; Л.: АПН РСФСР, 1946. Вып. 3. С. 191.

26. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1990. С. 45.

27. Семенов Д. Д. Избранные педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1953. С. 45.

28. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1989. С. 16.

Одним из основоположников русской педагогики является Константин Дмитриевич Ушинский. Биография его интересна и многогранна. Годы жизни известного педагога - 1824 - 1870 гг. Его портрет украшает многие современные учебники, так как Ушинский внес огромный вклад в развитие и становление искусства воспитания и педагогики.

Краткая биография Ушинского Константин Дмитриевича

Родители

Будущий русский учитель был рожден в семье офицера в отставке, участника Первой Мировой Войны, дворянина.

Родители Ушинского

Матерью его являлась Любовь Степановна, но она скончалась, когда сыну было всего 12 лет. И конечно смерть матери в таком раннем возрасте наложила большой отпечаток на характер и нрав Ушинского.

Детские годы

Детство он провел в маленьком городке под названием Новгород-Северский. У семьи будущего педагога было не слишком крупное имение, в котором он и проводил большую часть своего времени.

Образование

Константин уже с ранних лет очень тяготел к знаниям по философии, психологии, истории и юриспруденции. Когда юному будущему писателю и педагогу исполнилось 11 лет, он принял решение поступать в гимназию в этом небольшом городке и успешно окончил ее в 1840 г.

Ушинский в юности

После гимназии он принял решение продолжать обучение и поступил в Московский университет, выбрав факультет юриспруденции. Уже в возрасте 20 лет будущий писатель и педагог стал готовиться к получению звания профессора.

В возрасте 22 лет он был назначен на достаточно высокую должность. Улица, на которой в эти годы проживал Константин Дмитриевич, в будущем была названа его именем.

Начало педагогической деятельности

Нравы Ушинского сильно разнились со взглядами вышестоящего руководства университета. В связи с чем на постоянной основе стали возникать серьезные конфликты, которые привели к тому, что педагогу пришлось покинуть это заведение.

Ушинский Константин Дмитриевич

После того, как он оставил свою любимую работу, жизнь его стала не такой радостной. Ушинскому пришлось подрабатывать переводами различных текстов и статей с иностранных языков. Все его попытки устроиться в какое-либо учебное заведение были тщетными.

В связи со значительными трудностями педагогу пришлось покинуть город и переехать в Северную столицу, где он сразу же устроился на мелкую административную должность.

Через некоторое время педагог по воле случая и к большой радости поступает на службу в Институт в Гатчине, где проводит большую часть своего времени. Уже тогда он сформулировал свою основную идею и отношение к институтским порядкам.

Первые труды и статьи по педагогике и воспитанию

Примерно в эти же годы Константин Дмитриевич выпустил одну из своих лучших публикаций, которая принесла ему огромный успех. После этого он стал на постоянной основе публиковаться в одном из известных в то время журналов, а далее стал сотрудничать и с некоторыми другими изданиями.

Журнал для воспитания Ушинский

Очень большой профессиональный прогресс получил учитель в Институте Благородных девиц, куда он поступил на должность в 1859 г. Там он занимался наблюдениями и воспитанием классов.

Все эти годы Ушинский путешествовал по Швейцарии, Италии и другим странам. Он делал свои основные заметки и комментарии по педагогике и воспитанию в этих и других странах. Порядки там сильно отличались от современных взглядов на его родине.

Основные труды и статьи Ушинского

Затем Ушинский, воспользовавшись своими наблюдениями и находясь за границей, издал статью, где описал различия между системами образования в России и за рубежом.

Вернувшись на родину, педагог начал писать свой основной и главный труд. Всего он выпустил два полных тома собраний собственных произведений и третий остался незаконченным.

В 1870 г. педагог переезжает в город Симферополь, где пишет множество статей об образовании и искусстве воспитания, а также другие издания.

Последние годы жизни

В 1870 г. случилась трагедия со старшим сыном Константина Дмитриевича. Это событие заставляет его совершить переезд в Киев. Там он покупает дом и со своими сыновьями едет на отдых в Крым.

Могила Константина Ушинского

Дорога в Крым стала последней для великого педагога. В пути он плохо себя почувствовал и отправился лечиться в Одессу, где впоследствии и скончался.

Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Семья Ушинского

В 1851 г. Константин Дмитриевич женился на Надежде Семеновне Дорошенко, которая родила ему шестерых детей.

Семья Ушинского

Самым старшим ребенком был Павел, который скончался в 1870 г. Далее по возрасту шли Вера, Надежда, Константин, Владимир и Ольга.

Старшие дочери посвятили свою жизнь учительству. Вера, будучи замужем, на свои средства открыла мужское училище в Киеве, а Надежда - начальную школу в селе, в котором находился родной дом Ушинского, на средства, заработанные от продажи книг и работ своего отца.

Вклад в педагогику К. Д. Ушинского

Значение трудов народного учителя нельзя недооценивать. Деятельность великого педагога привнесла много нового в жизни обычных людей, учителей и учеников. Это на самом деле огромный вклад в развитие педагогики в России.

Принципы обучения Ушинского

Константин Дмитриевич считал, что воспитание, или иначе его искусство, должно опираться на научные данные. Также он считал, что педагогика - это по большей части именно искусство, а не наука.

Педагогические идеи писателя

Основной идеей Константина Дмитриевича было требование народности воспитания. Он считал, что необходимо ввести требование демократизации образования народа.

Педагогические идеи Ушинского

Все свои идеи, мысли и принципы педагог отразил и обосновал в трудах и книгах, а также во многих научных статьях.

Основные труды и проблематика работ Ушинского

Наиболее популярные издания, передающие основные идеи и мысли педагога, выражены в списке произведений под названиями:

Читайте также: