Педагогическое наследие макаренко кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….…3
1. Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко………….4
2. Ключевая идея подготовки – воспитания в коллективе по А.С. Макаренко……….6
3. Народное воспитание в наследии классиков педагогики……………. 11
4. Позиция педагога – воспитателя в работе с детьми……………………………………….14
Заключение…………………………………………………………………………….………..15
Список использованной литературы………………………………………………………..…16

Содержимое работы - 1 файл

Макаренко реферат.doc

1. Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко………….4

2. Ключевая идея подготовки – воспитания в коллективе по А.С. Макаренко……….6

3. Народное воспитание в наследии классиков педагогики……………. . 11

4. Позиция педагога – воспитателя в работе с детьми……………………………………….14

Список использованной литературы…………………………………………………… …..…16

1. Основные положения системы педагогических взглядов А.С. Макаренко

Социалистический гуманизм, выряженный в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. Макаренко глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

Макаренко требовал, чтобы педагогическая теория строилась на обобщении практического опыта воспитания (такова и была вся педагогическая теория самого А. С. Макаренко). Он критиковал метафизические педагогические теории, построенные умозрительным путем.

Макаренко высоко ценил педагогику, считал ее самой диалектической и сложной наукой. Он с уважением относился к педагогическим идеям виднейших прогрессивных педагогов прошлого и боролся за подлинную марксистско-ленинскую педагогическую науку, остро выступая против антимарксистских извращений в педагогике.

Марксистско-ленинская педагогика определяет цель коммунистического воспитания как подготовку всесторонне развитых людей, строителей коммунистического общества. Макаренко конкретизировал эту цель, перечисляя те качества, которые должно развивать в подрастающем поколении коммунистическое воспитание.

Мы должны воспитать преданных социалистической Родине патриотов, образованных людей, квалифицированных работников; людей, обладающих чувством долга и чести, сознающих свое достоинство, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, стойких, бодрых и жизнерадостных.

Умея видеть в каждом человеке его особенности, индивидуальность, Макаренко вместе с тем считал, что личность человека нельзя мыслить вне общества, отдельно от общества. Он рассматривал личность и общество в их диалектическом единстве. Только в нашем, социалистическом обществе, писал Макаренко, созданы все условия для расцвета творческих сил личности. Исходя из этого положения, Макаренко исключительно большое место в своей педагогической системе уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив.

2. Ключевая идея подготовки – воспитания в коллективе по А.С. Макаренко

Воспитание в коллективе и в труде. Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.

Большая заслуга А. С. Макаренко заключается в том, что он продвинул этот вопрос дальше, указав ряд глубоко обоснованных и успешно проверенных на практике методов воспитания. Воспитание в коллективе и через коллектив — это центральная идея его педагогической системы, красной нитью проходящая через всю педагогическую деятельность и все его педагогические высказывания.

Развитие детского коллектива, по Макаренко, должно происходить постоянно; оно должно направляться педагогическим коллективом, который творчески ищет наиболее эффективные пути для его движения вперед.

Педагог должен уметь увлечь весь коллектив воспитанников и каждого из его участников определенной целью, достижение которой, требующее усилий, труда, борьбы, дает глубокое удовлетворение. Добившись этой цели, надо не останавливаться на достигнутом, а ставить дальнейшую задачу, более широкую, более общественно значимую, делать больше и лучше, чем раньше. Искусство педагога заключается в том, чтобы сочетать свое руководство, свои педагогические требования с большими реальными правами коллектива.

Макаренко правильно считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. В Советской стране труд должен быть творческим, радостным, сознательным, основной формой проявления личности и заложенных в ней возможностей.

Трудовая деятельность воспитанников занимала большое место в руководимых Макаренко учреждениях; она непрестанно развивалась и совершенствовалась. Начав в колонии имени Горького с простейших видов сельскохозяйственного труда, в основном для нужд своего коллектива, Макаренко затем перешел к организации производительного труда воспитанников в кустарных мастерских.

Своей высшей формы эта трудовая деятельность достигла в коммуне имени Дзержинского, где воспитанники (старшего возраста) обучались в средней школе и работали на производстве со сложной техникой, требующей высококвалифицированного труда.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Значение педагогического наследия Антона Семеновича Макаренко

для современного образования

Макаренко Антон Семёнович

В 1988 ЮНЕСКО среди четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке, назвала Антона Семеновича Макаренко – воспитателя, ученого, писателя, который является самой яркой личностью в советской педагогике.

Антон Семенович Макаренко родился в Украине в 1888 году в семье рабочего. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт. В 1920-1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. Его педагогические успехи сделали Макаренко одним из самых выдающихся воспитателей и педагогов в истории .

Антон Сергеевич Макаренко осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-беспризорников, выступал с критикой теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм, в своей работе руководствовался принципом диалектического единства личности и общества и веры в творческие силы человека, сумел соединить обучение и воспитание детей и подростков с производительным свободным творческим трудом. Является одним из теоретиков коллективного воспитания, разработал его принципы: воспитание в коллективе и через коллектив; уважение и требование к личности; принцип параллельного действия. Развивал теорию семейного воспитания. Цель нравственного воспитания видел в воспитании чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины. Вопросы полового воспитания предложил не выделять из общей системы воспитания гражданина.

Рассмотрим основные проблемы теоретического наследия педагога-новатора.

У А.С. Макаренко много заслуг перед педагогикой, и одна из них заключается в том, что он раскрыл сущность процесса воспитания как сложнейшего инструмента формирования и развития личности и теоретически обосновал его структуру как взаимосвязь целей, содержания, средств (форм и методов) и результатов воспитания. В его работах содержится огромный содержательный материал по каждому из этих компонентов и интереснейшие рекомендации по управлению воспитательным процессом.

Под воспитанием А. С. Макаренко понимает процесс организации жизни детей, накопление ими опыта правильного поведения и вместе с тем повышение их сознательности на основе разумно организованного опыта. Политическое и этическое образование, эстетическое просвещение включаются в систему воспитания. По мнению Макаренко, единство воспитания и жизни приводит к единству сознания и поведения.

Из педагогического наследия А. С. Макаренко для современной науки очень важен опыт творческого развития юной личности. Обращая особое внимание на формирование опыта индивида, А. С. Макаренко неразрывно связывал становление индивидуального опыта с опытом коллективной жизни [3, с.47]. А. С. Макаренко считал, что личный опыт индивида, обогащенный опытом другого индивида, влечет развитие внутренней деятельности, переживание новых жизненных смыслов, осознание их, что создает возможности для изменения и самого субъекта.

А. С. Макаренко использовал различные возможности для общения воспитанников, обмена их мыслями – участие в собраниях по обсуждению планов развития коммуны, совместная выработка норм и ценностей жизни и др. [3, с.134].

Новая парадигма образования состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель осуществляет управление его учением, т.е. мотивирует, организовывает, координирует, консультирует, контролирует его деятельность. Образовательный процесс предполагает единство информирование растущего человека с его деятельностью, т.е. единство ориентирующего в мире и культуре компонента с творчески-деятельностным. Деятельность выступает главным элементом психолого-педагогического механизма приобретения социального опыта.

Личностно-деятельностный подход означает, что в центре обучения находится личность, её мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. Личностно - деятельностный подход ориентирует учащихся не только на усвоение знаний, но и на способы их усвоения, на развитие познавательных сил и творческого потенциала учащегося. Деятельностный аспект обучения выводит в центр рассмотрения homo agens – человека действующего. В этих условиях: а) ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности, то есть её активным инициатором, деятелем и контролёром; б) по мере взросления учащиеся всё более самостоятельно выдвигают значимые для них учебные цели; в) школьники выполняют учебные задания, имеющие чёткий личностный смысл; г) на уроках осуществляется взаимодействие с учителем; д) учебные задания моделируют различные аспекты человеческой деятельности; е) учебная деятельность есть этап подготовки к трудовой деятельности.

Педагогическая технология А. С. Макаренко способствует развитию и совершенствованию мастерства учителя. Она основывается на реализации творческого потенциала личности учителя. Макаренко – это учитель учителей.

Ведущее место в системе А. С. Макаренко занимают принципы природосообразности, саморазвития, самовоспитания, преемственности поколений. Процесс интегрирования природосообразных и социокультурных факторов воспитания пронизывает всю педагогическую систему А. С. Макаренко.

Педагогическое творчество А. С. Макаренко – педагогика реального гуманизма. Имя его всегда будет стоять в ряду величайших педагогов-гуманистов прошлого, как

И. Г. Песталоцци и К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, С. Т. Шацкий.

А. Н. Тубельского; школы воспитания духовности (Ростов-на-Дону) Т. И. Власовой; академические школы г. Ульяновска; школы этнокультурного образования в многонациональном регионе г. Сочи; педагогическая гимназия г. Н. Новгород; гуманитарная гимназия г. Арзамас.

Макаренко Антон Семёнович

3. Гриценко, Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и западного макаренковедения) [Текст] : Монография / Л. И. Гриценко. – Волгоград, 1997. – 264 с.

Антон Семёнович Макаренко (1888 –1939) – советский педагог-новатор и писатель. Он обогатил советскую педагогику ценными педагогическими идеями, методами и приёмами (система перспективных линий, принцип параллельного действия, стиль и тон педагога). Он дал новое толкование ряду педагогических вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но недостаточно разработанные до него советской педагогикой проблемы (воспитание в коллективе, семейное воспитание).


Макаренко был одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения. Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А.М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал более 3000 молодых граждан Советской страны.


Свою образовательную систему он начал воплощать, работая в трудовой колонии для несовершеннолетних преступников. Он помог сотням детей пройти социализацию и подготовил их к реальной жизни. Макаренко считал, что хороший учитель должен верить в своих учеников, отлично знать свой предмет и незамедлительно действовать, опираясь не на книжные формулы, а на собственный опыт. Авторская методика учителя до сих пор остаётся актуальной, а его советы можно взять на вооружение каждому родителю.

Факты биографии

Антон Макаренко родился в городе Белополье (ныне Сумская область, Украина) в семье железнодорожного рабочего. Преподавать А. С. Макаренко начал еще в 17 лет, устроившись в Кременчугское железнодорожное училище. С 1914 по 1917 год был студентом Полтавского учительского института, который окончил блестяще. Темой дипломной работы Макаренко был кризис современной педагогики. Уже в студенческой юности будущий корифей педагогики понял своё призвание и наметил пути развития своих революционных, новаторских идей. Это был долгий и трудный путь.

Из наследия А. С. Макаренко

Представленные издания освещают деятельность педагога и писателя: это публицистика, литературное творчество, труды исследователей, содержащие теоретико-исторический анализ педагогической концепции и опыта А.С. Макаренко. Штрихи к образу – деловая и личная переписка, дневниковые записи, неопубликованные ранее статьи в собраниях сочинений.

Повесть "Флаги на башнях" связана по содержанию с повестью "Педагогическая поэма" и продолжает рассказ о жизни коллектива коммуны имени Ф. Дзержинского. В книге автор стремился изобразить замечательный коллектив, в котором ему посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его окружение.

Педагогика Макаренко максимально ориентирована на воспитание. Различным составляющим именно воспитания (не образования!), его факторам, условиям, критериям воспитанности посвящены многие страницы книги. Работы Макаренко о семейном воспитании вызовут желание задуматься о своем отношении к детям, к самим себе как родителям, раскроют истоки родительского авторитета, помогут лучше понять причины достижения одними успеха и счастья, а другими – краха и разочарований. Предназначена родителям и воспитателям, студентам и преподавателям.

В книгу включено наиболее важное и значительное из огромного педагогического наследия А.С.Макаренко. Мысли А.С.Макаренко о роли коллектива и коллективного труда в воспитании, о культуре потребления и родительском авторитете, о воспитании героической личности, о мастерстве воспитателя и значении педагогического коллектива крайне актуальны сегодня в период перестройки социально-экономических отношений в стране и демократизации нашего общества. Все, кого интересуют проблемы воспитания подрастающего поколения, найдут в этой книге ответы на самые разнообразные вопросы.

В книге И. Ф. Козлова, одного из первых исследователей педагогического опыта А. С. Макаренко, излагаются основы его педагогической системы, дается анализ практики руководимых им воспитательных учреждений: трудовой колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. 3.Дзержинского. Автор раскрывает методологические принципы наследия А. С. Макаренко по коренным проблемам воспитания, лаконично и ярко излагает основы теории воспитательного коллектива и методики педагогического воздействия. Книга адресована широкому кругу читателей, руководителям школ, учителям, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

Задача книги – познакомить с тем, что является непреходящим в творчестве великого гуманиста, с тем, что при прошлом прочтении его творчества оставалось, по ряду причин, за скобками, но что является сегодня особенно актуальным.

Знаете ли вы, что.

По мнению ЮНЕСКО (1988) А. С. Макаренко признан одним из выдающихся педагогов XX века.

10 основных правил воспитания Антона Макаренко

Педагогам-мастерам, только начинающим и будущим педагогам предлагаем ещё раз взять в руки и прочесть то великое педагогическое наследие, которое позволит по-новому осмыслить жизнь и деятельность А. С. Макаренко, а возможно и значимость своей выбранной профессии. А родители смогут пересмотреть свои методы воспитания и найти ответы на волнующие вопросы.

Макаренко педагогические идеи

Чтобы грамотно воспитать человека в любом обществе, важно понимать принцип интегрирования его в систему жизнедеятельности. Я стал замечать, что отказ от идеологических норм поведения в современном обществе ведут к регрессу института воспитания. Макаренко одним из последних, а ушел из жизни он 80 лет тому назад, пытался структурировать в образовательном и трудовом процессе методику воспитательных процедур. Личность человека может быть абсолютно свободной в закрытой системе и наоборот резко ограничена в развитии при номинальной демократии. Макаренко педагогические идеи разрабатывал и применял на практике, работая в колонии несовершеннолетних преступников, которые под его руководством стали здоровыми и полезными обществу людьми.

Кто такой Макаренко?

Антон Семенович Макаренко поклонник марксистко-ленинской теории, практик, публицист и просто неординарный человек. Мы не раз слышали это имя в медийной сфере, в программах про воспитание, фильмах про детей и в исторических передачах. Макаренко и его педагогические идеи применимы и в наши дни, они адаптивны под систему власти.

основные идеи и методы педагога макаренко

Вклад Макаренко в педагогику

Базисной мыслью великого воспитателя стала идея объединения людей через коллективизм. В угоду времени личность могла развиваться через активное участие в жизни общества и трудового коллектива. В процесс воспитания человека, как единицы этого коллектива, стали прописываться основные педагогические идеи Макаренко.

Антон Семенович за пятьдесят один год своей жизни смог совершить революцию в процессе воспитания молодых людей, его практические примеры являются основой большинства программ в образовательных и воспитательных учреждениях. Позже это удалось обработать, упорядочить и соединить в методических пособиях по педагогике.

Основные педагогические идеи Макаренко

В основу своих методик Антон Семенович заложил принцип параллельного действия. Суть его проста, но и одновременно сложна в понимании. Человек должен являться центральной точкой развития общественной и его собственной жизни, а также стать важнейшей составляющей трудового коллектива. Он выступает творцом успеха во всех аспектах его жизнедеятельности, а принципы и нормы закладываются учителями на первом этапе воспитательного процесса. Так учили нас и наших предков, что сейчас происходит в школах, этого сказать точно не могу.

педагогические идеи антона макаренко о воспитании

Человек должен с раннего детства играть в жизнь, но с максимальной ответственностью и уважением к другим участникам процесса, чего не наблюдается в современном обществе. Кратко свои идеи Макаренко выделял через коллектив:

  • назначение должностей в органах самоуправления.
  • качественная связь с обществом.
  • единая цель для команды единомышленников.
  • разработка комплекса общих действий для ее достижения.
  • контроль, дисциплина и ответственность.

идеи воспитание коллектива по методикам антона макаренко

Педагогические идеи Антона Семеновича рассматриваются через призму соблюдения режима, трудового распорядка дня, организации активного отдыха. Через творческую составляющую происходит развитие личности в человеке, его индивидуальные успехи внутри коллектива способствуют росту веры в свои силы и раскрывают оптимально имеющийся потенциал.

Основные идеи Макаренко заключаются в индивидуальном подходе к каждому ребенку. Профессионализм педагога должен заключаться в умении подводить от частностей к общему, точечно и конструктивно. Я понимаю методики легендарного учителя, как умение через конкретные задачи подключать у ребенка максимальный интерес к общественно-полезной жизни.

Читайте также: