Педагогическое мастерство и культура учителя сластенин кратко

Обновлено: 08.07.2024

В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты профессионально-педагогической культуры.

· Аксиологический компонент образован совокупностью педагогических ценностей, созданных человечеством и своеобразно включённых в целостный педагогический процесс на современном этапе развития образования.

· Технологический компонент включает в себя способы и приёмы педагогической деятельности учителя.

· Личностно-творческий компонент раскрывает механизм овладения ею и её воплощения как творческого акта [13] .

Также выделяют следующие компоненты педагогической культуры учителя.

1. Ярко выраженная устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей.

2. Гармоничное умственное, нравственное и эстетическое развитие.

3. Педагогическое мастерство [14] .

4. Установка на постоянное самосовершенствование.

5. Культура поведения и общения, педагогический такт.

6. Личностная самостоятельность учителя.

7. Общая педагогическая эрудиция и компетентность.

8. Доброжелательность, общительность и увлечённость работой [15] .

1. Способность к эмпатии, сензитивность к интересам и потребностям воспитанников.

2. Умение придать личностную окраску преподаванию.

3. Установка на создание позитивных подкреплений для развития положительной Я-концепции у воспитанников.

4. Умение управлять собой и детьми.

5. Владение разными стилями формального и неформального общения с воспитанниками [16] .

6. Эмоциональная уравновешенность, самообладание, уверенность в себе, жизнерадостность.

7. Умение регулировать конфликты ненасильственным путём.

8. Уважительное отношение к чужим традициям и верованиям.

10. Способность к рефлексии.

Отношение к людям

Доброжелателен. Помогает другим. Умеет слушать и слышать других и иные мнения. Независтлив. Не стесняется спрашивать и учиться у других. Старается всё объяснять.

Отношение к себе

Чувствует себя достаточно сильным и уверенным. Старается возникающие проблемы решать, а не избегать. Берёт на себя обязательства и ответственность. Самокритичен.

Отношение к работе

Трудоспособен и организован. На всех хватает времени. Ищет решения и возможности их реализации. Испытывает ответственность за всю работу в целом, а не только за свой участок.

Креативность, гибкость

Знает, где и когда нужно бороться, а когда отступить. Сам себе задаёт темп работы. Использует время рационально. Не боится ошибиться в поисках лучшего. Занимается самообразованием.

1. Личностные качества: доброта, жизнерадостность, уравновешенность, дружеская расположенность, умение понять и доверять, уважение к личности и человеческому достоинству; толерантность, тактичность, честность, чувство юмора.

2. Организаторские качества: демократичность, коллегиальность и сотрудничество, справедливость, последовательность, стремление помочь, энтузиазм, ответственность.

3. Деловые качества: знание своего предмета, умение заинтересовать, умение ясно и интересно объяснять.

4. Внешний вид: хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность [17] .

Характеристика системы профессионального педагогического образования в России

В настоящее время в России существует многоуровневая система педагогического образования, которая совмещает в себе две концептуальные основы. Первая основа — это концепция светского образования, в русле которой развивается большинство учреждений высшего и среднего профессионального педагогического образования. Вторая концептуальная основа — это многоуровневое образование, которое существует на западе и пытается привиться в России. Подготовка педагогов в России ведётся в средних и высших профессиональных заведениях. Как и в советское время, профессиональная ориентация в области педагогического образования осуществляется ещё в школе, где существуют педагогические классы, которые, не давая профессионального образования, ориентируют учащихся на овладение будущей профессией. Помимо общеобразовательных дисциплин в учебный план входят дисциплины психолого-педагогического цикла.

Педагогические колледжи

Первой ступенью профессионального педагогического образования в России на данный момент являются педагогические колледжи, которые направлены на получение среднего профессионального образования. Обучение в них проходит в сроки от 2 до 3,5 лет. Педагогические колледжи готовят педагогов для дошкольных учреждений и педагогов для начальной школы. Набор специальностей разнообразен. Среди них педагоги по рисованию, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги для воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в дошкольных учреждениях и в начальной школе и др.

Высшие учебные заведения

Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения. Высшее педагогическое образование можно получить как в специализированных высших педагогических учебных заведениях, так и в высших учебных заведениях, в которых осуществляется подготовка психологов и педагогов. Среди них социальные университеты, университеты и др. Специальности, получаемые в высших педагогических учебных заведениях многообразны.

Бакалавры и магистры

Во многих высших учебных заведениях введена многоуровневая подготовка специалистов. Первый уровень — это бакалавры, которые обучаются 4 года и в целом осваивают педагогическую специальность по избранному направлению и имеют право работать педагогами в разных учебных заведениях. Второй уровень — подготовка магистров, которая осуществляется за 2 года и имеет целью подготовить специалиста, способного решать многообразные педагогические проблемы и заниматься научно-исследовательской деятельностью.

Аспирантура

Третьим уровнем подготовки педагога в настоящее время является аспирантура и докторантура, в которых готовятся научно-педагогические кадры высшей квалификации для решения задач подготовки педагогов в высших учебных заведениях.

Многоуровневая система образования

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. Проблемы многоуровневого образования являются сложнейшими и многоаспектными. До сих пор ещё полностью не определены пути введения многоуровневой системы образования. Многие исследователи и государственные институты предлагают свои модели многоуровневого образования, которые направлены на адаптацию системы многоуровневого образования давно развивающейся на западе к условиям российского образования.

Бакалавр и магистр в образовании

Студент, который учится на бакалавра, осваивает программу в 4 года и получает диплом, который позволяет ему заниматься воспитанием и обучением во всех типах образовательных учреждений по полученной им специальности. Человек, который хочет получить диплом магистра, уже должен получить диплом бакалавра и учиться ещё 2—3 года, чтобы получить диплом магистра, который позволяет ему осуществлять те же функции, что и бакалавр, но, при этом, заниматься научно-исследовательской и руководящей работой в любых образовательных учреждениях.

Можно выделить следующие уровни профессиональной подготовки педагога, существующие в настоящее время:

· уровень профессиональной ориентации (педагогические классы школы);

· среднее профессиональное образование (педагогические колледжи);

· высшее профессиональное образование (высшие учебные заведения);

· подготовка научно-педагогических кадров для высшего профессионального образования (аспирантура, докторантура).

Введение в специальность / Под ред. Л.И. Рувинского. - М., 1988.

Котова И.Б., Шинное Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.

Маркова А. К. Психология труда учителя. - М., 1993.

Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. - Новосибирск, 1991.

Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. - М., 1986.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А. Сластенина. - М., 1993.

ГЛАВА 3 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ

§ 1. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры

Прежде чем определиться в сущности профессионально-педагогической культуры, необходимо актуализировать такие понятия, как "профессиональная культура" и "педагогическая культура". Выделение профессиональной культуры как атрибутивного свойства определенной профессиональной группы людей является результатом разделения труда, вызвавшего обособление некоторых видов специальной деятельности.

Профессия как сложившееся социально-культурное явление обладает сложной структурой, включающей предмет, средства и результат профессиональной деятельности: цели, ценности, нормы, методы и методики, образцы и идеалы. В процессе исторического развития изменяются и профессии. Одни из них приобретают новые социокультурные формы, другие изменяются незначительно, третьи совсем исчезают или претерпевают существенные изменения. Высокий уровень профессиональной культуры характеризуется развитой способностью к решению профессиональных задач, т.е. развитым профессиональным мышлением. Однако развитое профессиональное мышление может превратиться в свою противоположность, когда оно поглощает другие проявления личности, нарушая ее целостность и всесторонность. Отражая противоречивый, диалектический характер человеческой деятельности, профессиональная культура есть определенная степень овладения членами профессиональной группы приемами и способами решения специальных профессиональных задач.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРА И МАСТЕРСТВО

Описание: Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений.

Дата добавления: 2015-01-16

Размер файла: 9.13 KB

Работу скачали: 40 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция № 2 ( 2 часа )

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРА И МАСТЕРСТВО

Культура есть почитание света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Понятие, сущность и основные функции культуры.

Общая, профессиональная, базовая культура

Педагогическая культура, ее основные

Духовно-нравственная культура педагога.

Педагогические культура и мастерство.

1.Понятие, сущность и основные функции культуры.

Во все времена профессия учителя была наиважнейшей. Благодаря педагогической деятельности не прерывается связь времен, культурные ценности становятся достоянием новых поколений, в диалоге учителя и ученика рождаются новые идеи и отношения, новые духовные и материальные ценности.

Культура общества создается людьми и каждым отдельным человеком. Ученые выделяют три основные функции культуры: познавательную, информативную и коммуникативную.

Познавательная функция состоит в том, что культура дает целостное представление о народе, стране, эпохе. Культура есть самопознание и самосознание народов. Благодаря таким ее составляющим, как наука, искусство, образование и т.п., люди познают и осознают свои потребности и интересы.

Информативная функция культуры заключается в том, что посредством культуры передаются знания и опыт предшествующих поколений последующим, осуществляется? обмен знаниями и навыками.

Коммуникативная функция культуры означает, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Общение может быть прямым или косвенным (через литературу, искусство, науку). Подлинная культура призвана развивать личность, делать ее совершенной. Совершенство личности определяется тем, что и как она знает, ценит, созидает, с кем и как общается, каковы потребности и как она их удовлетворяет.

3.Педагогическая культура, ее основные компоненты.

Педагогическая культура — это профессиональная культура человека, занимающегося педагогической деятельностью, гармония высокоразвитого педагогического мышления, знаний, чувств и профессиональной творческой деятельности, способствующая эффективной организации педагогического процесса.

Она определяет характер осуществления всех основных функций учителя: образовательной, воспитательной, развивающей. В содержании педагогической культуры можно выделить совокупность стержневых компонентов, таких как культура педагогического мышления, общения, поведения и внешнего вида, духовно-нравственная культура.

Культура педагогического мышления включает высокое развитие способности к научной обработке педагогических явлений и. фактов, относящихся как к личности школьника (его сознанию, поведению), так и к воспитательному процессу, к личности самого учителя. Рефлексия учителя как компонент культуры мышления побуждает его к постоянному самосовершенствованию в личностном и профессиональном отношениях. Интуиция как элемент культуры педагогического мышления способствует мгновенным верным решениям в сложных педагогических ситуациях. Интуиция — это чутье, догадка, озарение, основанные на богатом предшествующем опыте и психолого-педагогических знаниях. Культура педагогического мышления обогащается и развивается на основе информационной культуры. Получение новой информации, ее отбор, обработка и затем своевременное использование - залог успешного творческого мышления и творческой деятельности педагога.

Одна из важнейших черт культуры педагогического мышления — творчество. Творческое мышление характеризуют ряд признаков: гибкость мышления, зоркость в видении проблем, парадоксов, способность к свертыванию мыслительных операций, переносу, цельность восприятия, легкость генерирования идей. Культура умственного труда как элемент культуры педагогического мышления позволяет учителю эффективно и долгие десятилетия осуществлять гностическую деятельность, реализовывать свои творческие планы.

По мнению В.А.Сухомлинского, важным элементом профессиональной культуры учителя является умение ориентироваться в сложных ситуациях, обращаться к уму и сердцу воспитанника.

4.Духовно-нравственная культура педагога.

Культура поведения и внешнего вида учителя — это не только средство пробуждения симпатии учащихся к учителю, средство налаживания контактов, но и действенный способ воспитания и воздействия на нравственные и эстетические чувства ребенка. Повышенные требования к внешнему виду учителя (одежда, выражение лица, мимика, жесты, пантомимика) обусловлены социально-психологическими и профессионально-эстетическими особенностями его труда. Эмоциональное впечатление, которое производит учитель, память чувств, которые он оставляет ученику, — все это факторы, способствующие созданию благоприятной атмосферы взаимопонимания между учителем и воспитанником.

Возможно, педагогическая профессия является единственной, где профессиональная культура не только элемент базовой (общей) культуры человека; она, формируется и развивается на основе базовой культуры. Лишь духовно богатый, образованный и воспитанный человек может стать настоящим педагогом, к которому будут тянуться ученики.

5.Педагогические культура и мастерство.

Признаками педагогической культуры учителя являются интеллигентность, развитый интеллект, устойчивая педагогическая направленность интересов и потребностей, гармония умственного, нравственного и физического развития, гуманизм, общительность и педагогический такт, широкий кругозор, способность к творчеству и педагогическое мастерство.

Учитель является творцом культурных ценностей, и чем выше его культура, тем больших успехов он достигает в своей педагогической деятельности.

Мастерство педагога как высший уровень развития его профессионализма является результатом многолетнего педагогического опыта и творческого саморазвития личности. Педагогическая культура - основа, которая дает возможность подняться к вершинам мастерства: Педагогическая культура — основание и содержание профессионализма учителя, мастерство — форма его проявления в педагогической деятельности.

Восхождение к мастерству — не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребенок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется еще и еще раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком — Учителем.

Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. — М., 1989.

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. — М., 1993.

БиблерВ.С. Школа диалога культур. — Кемерово, 1995.

Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры и нравственности. — Ростов-на-Дону, 1991.

Воробьев Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. — М., 1991.

Газман О. С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

Газман О. С. .Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (воспитателя) // Вестник образования. 1991. №8.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., 1987.

Добрынина Б.И. Культура и цивилизация. — М., 1992.

Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. — М., 1993.

Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. — М., 1989.

Каган М.С. Философия культуры. — СПб. 1996.

Культура: теории и проблемы. — М., 1995. Краеведение в контексте духовной культуры / Под ред. В.А. Фадеева. — Рязань, 1998.

Мамонтов С.П. Основы культурологии. — М., 1992.

Новые ценности образования: Культура и мультикультурная среда школы. - М., 1996. Вып.4.

Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М., 1989.

Рерих Н. О вечном. - М., 1991.

Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя. - М., 1983.

Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993.

Основным содержанием профессии педагога являются отношения с людьми. Деятельность других человеческих профессий также требует взаимодействия с людьми, но здесь основное внимание уделяется наилучшему способу понимания и удовлетворения потребностей людей. В профессии педагога, однако, ведущей задачей является понимание социальных целей и направление усилий других людей на их достижение.

В. А. Сластенин подчеркивает гуманистический, коллективный и творческий характер как основные черты профессии учителя.

Гуманистическая функция работы учителя связана, прежде всего, с развитием личности ребенка, его творческой индивидуальности, с признанием права развивающейся личности быть субъектом коллективной деятельности. Вся деятельность педагога должна быть направлена не только на то, чтобы помочь ребенку решить текущие задачи, но и на подготовку его к самостоятельному достижению новых, сложных, перспективных целей, которые определят путь его дальнейшего развития.

Под агрегированным (коллективным) субъектом педагогической деятельности понимается в широком смысле педагогический коллектив школы или другого учебного заведения, а в более узком — круг тех педагогов, которые непосредственно связаны с группой учащихся или отдельным учеником.

Основными признаками коллективного субъекта являются связанность и взаимозависимость, совместная деятельность и групповая саморефлексия.

Профессиограммы педагога

В. А. Сластенина на основе всестороннего анализа его практической деятельности учителя. По мнению В.А. Сластенина, функциональный анализ педагогической деятельности отражает систему основных отношений, действий, качеств, которые в совокупности образуют те профессиональные требования, которые предъявляются к личности педагога. При этом с учетом ее внутренней структуры, сформированной потребностями общества, личность педагога рассматривается как сложная динамическая система, адекватно отражающая содержание профессиональной деятельности (219).

В. А. Сластенин подчиняет номенклатуру личностных и профессиональных качеств домашнего учителя категории профессионально-педагогической направленности и представляет ее как сложную совокупность различных характеристик и качеств. К ним относятся: Интерес и любовь к ребенку как выражение потребности в педагогической деятельности; психолого-педагогическая острота и наблюдательность; педагогический такт; организаторские способности; чувство собственного достоинства, настойчивость, целеустремленность, общительность, справедливость, сдержанность, соответствующая самооценка, профессиональная работоспособность.

Изучение профессиональной направленности будущих учителей показывает, что ее содержание часто интерпретируется адекватно профессиограммам, которые включают такие профессионально-личностные качества, как гражданственность, социальная активность, целеустремленность, организаторские и коммуникативные способности, справедливость, толерантность, эмпатия, тактичность, доброта и другие.

Из этого следует, что те или иные модели изменения условий организации учебного процесса в колледже или университете не могут автоматически привести к успешному формированию профессионально важных качеств и навыков преподавателя. Она требует целенаправленного управления творческой, созидательной и систематической работой с каждым учеником.

Учитывая особенности педагогического образования, в частности, процесс формирования его профессионально важных качеств, необходимо обратить особое внимание на то, что в подростковом возрасте профессиональная ориентация является ключевой личностной перестройкой. С одной стороны, эта направленность формируется в результате многомерного социально-нравственного самоопределения личности, с другой стороны, она трансформируется в процессе выполнения трудовой или учебной профессиональной деятельности и обуславливает это самоопределение.

По окончании профессиональной педагогической подготовки профессиональная направленность трансформируется в профессиональную готовность, — на основе общих, возрастно-психологических изменений в личности обучающихся, овладевающих профессионально необходимыми умениями.

Под влиянием целей и условий определенного вида труда формируется профессиональный тип личности с характерным для него способом деятельности, общения и поведения, интересами, установками и традициями. Так, Е.М. Борисова отмечает, что профессиональный тип не является фиксированным. Процесс формирования личности — это непрерывный процесс, и любое изменение в процессе профессионального становления может повлиять на развитие.

Закономерности целостного педагогического процесса

Под законами целостного педагогического процесса понимаются объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие.

В работах Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, М. И. Махмутов, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и другие выделили законы (закономерности) педагогического процесса.

Выделяют следующие группы закономерностей педагогического процесса:

  • обусловленные социальными условиями;
  • обусловленные человеческой природой;
  • Определяется сутью воспитания и обучения.

Социально обусловленные законы — это зависимость образования от социальных потребностей, возможностей и условий. От социальных условий и потребностей зависят цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия, в которых они осуществляются, способы использования результатов.

Законы обусловлены человеческой природой:

  • Решающая роль характера деятельности и общения в формировании личности;
  • Зависимость воспитания и образования от возрастных, индивидуальных и гендерных особенностей ребенка.
    Закономерности, обусловленные характером воспитания, обучения, образования и развития личности:
  • Взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
  • взаимосвязь между группой и личностью в образовательном процессе;
  • Взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
  • Взаимосвязь между педагогическим эффектом, взаимодействием и активной деятельностью обучающихся.

Принципы целостного педагогического процесса

Определение и объяснение основных принципов организации педагогического процесса волнует теоретиков педагогики и учителей-практиков на протяжении нескольких столетий. Они постоянно уточняются, обогащаются, а иногда и перестраиваются в соответствии с меняющимися педагогическими концепциями. В последние годы появилась тенденция называть любые условия или правила организации отдельных компонентов целостного педагогического процесса принципами, что представляется не очень уместным и научно обоснованным.

Принципы целостного педагогического процесса — это система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, которые определяют содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивают его успешность.

Принципы целостного педагогического процесса — проявление должного в педагогическом процессе: организуйте педагогический процесс с их учетом и получите высокий результат. Принципы отражают внутренние содержательные аспекты деятельности учителя (педагога) и ученика (студента) и определяют эффективность обучения в различных формах, с различным содержанием и организацией. Они выражают нормативную основу обучения в ее конкретно-исторической форме (М. А. Данилов). Очевидно, что существует постоянная потребность в объяснении и определении того, как и при каких конкретных условиях работает тот или иной метод, каковы условия использования тех или иных средств воспитания и обучения и так далее. Это более конкретные требования и методологические правила. Мы также используем определенные основные принципы в нашей жизни, но мы не называем каждое возникающее требование жизни принципом.

Принцип гуманизации педагогического процесса можно рассматривать как принцип социальной защиты растущего человека. Гуманистические идеи в философской и педагогической мысли берут свое начало в античности. Одним из первых философов, четко определивших гуманистические основы взаимодействия учителя и ученика, был китайский философ, живший еще до нашей эры, — Конфуций. Коммунистическая педагогика провозгласила гуманистический характер педагогического процесса в советской школе. По-настоящему гуманистической педагогикой была педагогика А. С. Макаренко, П . П. Блонского, С. Т. Шацкого, но впоследствии этот принцип стал скорее лозунгом, чем реальным руководством к действию, и был возрожден в отечественной педагогике, особенно в трудах и педагогической деятельности В. А. Сухомлинского и педагогов, выступавших за педагогику сотрудничества: Шаталов, Лысенкова, Ильин, Шекинин, Караковский и др. Суть принципа гуманизации — гуманизация отношений студентов друг с другом и с преподавателями, приоритет общечеловеческих ценностей. Правилами реализации принципа гуманизации являются:

  • Полное признание прав ученика и уважение к нему в сочетании с соответствующим отношением к праву;
  • Опирайтесь на положительные качества ученика;
  • Создание ситуации успеха;
  • Защищать ученика и обеспечивать его эмоциональный комфорт в процессе учебного взаимодействия.

Принцип социумности

Суть этого принципа заключается в экологическом характере социальной педагогики, в тесном взаимодействии социального обучения с обществом.

В каждом обществе есть определенные ресурсы и возможности для обучения, носителями которых являются как отдельные люди, так и социальные институты. Для приобретения новых знаний, развития навыков и умений человек устанавливает взаимодействие с элементами общества, которые имеют отношение к социальному обучению.

Одни индивиды в социальном обучении, ощущая потребность в педагогическом потенциале общества, обращаются к педагогическим возможностям социальных институтов, другие — к педагогическим возможностям социальной деятельности, третьи — к педагогическим ресурсам социальных отношений, четвертые — к индивидам (специалистам), обладающим высоким педагогическим потенциалом и доступным для преодоления.

Поэтому предметом нашего исследования является педагогический потенциал общества и его значимые статические и динамические свойства в обучении личности.

Предпосылки для возникновения принципа социума можно найти в работах В. В. Зеньковского, который рассматривал социальную среду как важный фактор социализации личности. В свое время С. Т. Шацкий подчеркивал необходимость познания окружающей среды и взаимодействия с ней. Π. П. Блонский высоко оценивал ценности социального окружения индивида и т.д.

Развитие принципа социальности прослеживается и в работах современных российских педагогов В.И. Загвязинского, В.А. Сластенина, А.В. Мудрика, И.А. Липского и др. Основное внимание в воспитании детей отечественные ученые уделяют педагогическим возможностям социальной среды в решении проблем социализации учащихся в образовательных учреждениях.

Принцип естественной целесообразности. Естественная целесообразность — это принцип социальной педагогики и, соответственно, социального обучения, согласно которому обучающийся в преодолении социального опыта руководствуется факторами естественного, природного развития человека.

Реализуя принцип природосообразности в обучении детей, российские ученые сосредоточились на учете возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: