Педагогическое лидерство как инструмент управления школой

Обновлено: 04.07.2024

Сегодня, в период больших перемен в среднем образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления. Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству.

Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство – это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед. Современный руководитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача руководителя-лидера – развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить? С чего начать?

Поэтому на начальном этапе мы постарались выявить сильные стороны в функционировании и развитии образовательной среды, а также определить и проблемы в учебной, воспитательной и методической работе нашей школы.


  • 14% учеников отмечают непонимание учителей чувств учащихся;

  • 17% - незаинтересованность учителя в учениках как в личности;

  • 18% учеников считают, что на отдельных уроках низкий темп работы;

  • 19% - непостоянство в применении одних и тех же правил;

  • 12% школьников обеспокоены нерегулярностью отзывов о работе,

  • 16% - отсутствием обратной связи.

  • в поддержке и понимании учителей;

  • в интересных уроках, соответствующих современным требованиям;

  • в конкретизации целей обучения;

  • в критериальном оценивании учебных достижений.

  • в школьных планах отражены цели и задачи развития школы на длительный период;

  • все сотрудники полностью осведомлены о стратегическом направлении развития школы;

  • мы спрашиваем родителей об их взглядах, прежде чем совершить большие изменения.

  • 11% учителей считают, что недостаточно уделяется внимание обсуждению качества преподавания;

  • 17% педагогов отметили, что лишь иногда делают обзор процесса изменений в своей практике;

  • опытом практической работы в классе делятся 67% учителей, остальные 33% - только иногда;

  • 72% опрошенных считают, что им предоставляется возможность проявить лидирующие роли, а 28% - иногда.

Однако для самообразования, самоутверждения и профессионального роста педагога очень важно общение не только среди своих коллег, но и среди учителей других образовательных учреждений. Исходя из этого, будет решаться управленческая задача расширения пространства социального партнерства, развития различных форм взаимодействия на основе создания педагогических сетевых сообществ.

Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – определить ВИДЕНИЕ школы (цель, образ) и развивать доверие в сотрудничестве. С этой целью был проведен коучинг по распределенному лидерству. Участниками коучинга стали заместители директора, руководители кафедр и МО, а также учителя, прошедшие курсы первого уровня. Основная задача коучинга заключалась в создании модели управления через распределенное лидерство. В процессе взаимодействия коллег в группах было представлено несколько моделей управления, в которых учитывались стратегический, тактический и оперативный уровни управления. Данное практическое задание в сочетании с теоретической базой, позволили педагогам размышлять над значением распределенного лидерства. В ходе работы большая часть учителей смогли высказать свое мнение, привести аргументы и, в конечном счете, прийти к единому видению решения поставленных проблем. При подведении итогов педагоги отмечали практическую значимость занятия, и пришли к общему убеждению о необходимости организации управления через распределенное лидерство, предусматривающее делегирование полномочий с целью внедрения культуры лидерства среди сотрудников школы. Для этого необходимо развивать отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Для лидера важно развитие компетенций, таких как:
• персональная компетентность – это то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление и саморегулирование);
• социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями.

Современный директор-лидер должен руководствоваться в своей работе десятью ключевыми факторами.

Основа управления в школе

Современный директор-лидер должен руководствоваться в своей работе десятью ключевыми факторами для проведения преобразований в школе:

1. Основная нравственная цель – повышение успеваемости учащихся.

2. Главная стратегия совершенствования – улучшение преподавания.

3. Эффективная командная работа создает позитивную школьную культуру и высокий уровень профессиональной учительской практики.

4. Непрерывное профессиональное развитие способствует более качественному преподаванию.

5. Практика преподавания строится на целенаправленном исследовании обучения и учения.

6. Постоянный мониторинг служит улучшению как преподавания, так и учения.

7. Умелое создание ситуации успеха на уроке способствует улучшению обучения всех учеников.

8. Поддержка и постоянное развитие лидерских качеств в школьном сообществе – фокус качества учения и преподавания.

9. Внедрение дифференцированного подхода в обучение создаст равные возможности для всех учеников.

10. Контроль и учет должны быть разумно спланированы с целью улучшения преподавания и учения.

Распределенное лидерство в школе

Как построить работу педагогического коллектива, чтобы от слов перейти к практическому применению идей новых подходов в жизнь школы?

Началом кардинальных преобразований в школе-гимназии можно считать создание команды единомышленников – команды развития, в которую вошли все учителя, прошедшие уровневые курсы, а также их подопечные – участники процесса менторинга.


  • использование учителями в основном традиционных методов и форм работы, однообразных видов деятельности;

  • пассивность учащихся на уроках, отсутствие у них мотивации к обучению.

Практическая направленность плана заключается в том, что он охватывал все субъекты образовательного взаимодействия: педагогов, учащихся и их родителей, а реализация плана развития позволила бы создать эффективную среду для профессионального самообразования и саморазвития, повышения профессионального роста педагогов, заинтересованности учащихся в результатах обучения, а родителей – в удовлетворенности индивидуальных потребностей в развитии их детей.

Lesson Studу. Уроки-исследования решено было проводить в 4-х классах с участием учителей, которые будут преподавать у ребят в среднем звене, так как эта работа запланирована в рамках преемственности и способствует улучшению преподавания и обучения. Уроки-наблюдения стали уроками-открытиями, прозрения, радости, творчества и самоутверждения.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Распределенное лидерство как инструмент управления школой

Сегодня, в период больших перемен в среднем образовании, становится актуальной проблема поиска наиболее эффективных подходов к развитию школы с позиции управления. Одним из современных подходов в мировой практике управления школой является изменение позиции руководства школы от управления к лидерству.

Долгое время лидерство понималось, как умение руководить, за все отвечать. Принципиальная разница между управлением и лидерством в том, что управление понимается как система запланированных нами, верно исполняемых действий. Лидерство – это управленческий комплекс, который призван менять ситуацию, улучшая ее. Лидерство напрямую связано с развитием, так как несет в себе позитивные изменения, движение вперед. Современный руководитель-лидер должен уметь распределять руководство. Задача руководителя-лидера – развитие лидерства на всех уровнях. Как это осуществить? С чего начать?

Поэтому на начальном этапе мы постарались выявить сильные стороны в функционировании и развитии образовательной среды, а также определить и проблемы в учебной, воспитательной и методической работе нашей школы.

Существенным является мнение учеников о школе. Анализ анкет показал, что, ученики чувствуют себя комфортно (86%), школа удовлетворяет индивидуальные образовательные потребности учащихся (78%). Но в ответах учеников были указаны позиции, требующие улучшения:

14% учеников отмечают непонимание учителей чувств учащихся;

17% - незаинтересованность учителя в учениках как в личности;

18% учеников считают, что на отдельных уроках низкий темп работы;

19% - непостоянство в применении одних и тех же правил;

12% школьников обеспокоены нерегулярностью отзывов о работе,

16% - отсутствием обратной связи.

в поддержке и понимании учителей;

в интересных уроках, соответствующих современным требованиям;

в конкретизации целей обучения;

в критериальном оценивании учебных достижений.

Эффективность нововведений будет зависеть от слаженной работы в команде администрации и высококвалифицированного педагогического коллектива.

в школьных планах отражены цели и задачи развития школы на длительный период;

все сотрудники полностью осведомлены о стратегическом направлении развития школы;

мы спрашиваем родителей об их взглядах, прежде чем совершить большие изменения.

Тем не менее, опрос выявил и проблемные зоны в работе учителей:

11% учителей считают, что недостаточно уделяется внимание обсуждению качества преподавания;

17% педагогов отметили, что лишь иногда делают обзор процесса изменений в своей практике;

опытом практической работы в классе делятся 67% учителей, остальные 33% - только иногда;

72% опрошенных считают, что им предоставляется возможность проявить лидирующие роли, а 28% - иногда.

Однако для самообразования, самоутверждения и профессионального роста педагога очень важно общение не только среди своих коллег, но и среди учителей других образовательных учреждений. Исходя из этого, будет решаться управленческая задача расширения пространства социального партнерства, развития различных форм взаимодействия на основе создания педагогических сетевых сообществ.

Способность развиваться зависит от каждого учителя и коллектива в целом (доверие и ответственность во взаимодействии). Важно – определить ВИДЕНИЕ школы (цель, образ) и развивать доверие в сотрудничестве. С этой целью был проведен коучинг по распределенному лидерству. Участниками коучинга стали заместители директора, руководители кафедр и МО, а также учителя, прошедшие курсы первого уровня. Основная задача коучинга заключалась в создании модели управления через распределенное лидерство. В процессе взаимодействия коллег в группах было представлено несколько моделей управления, в которых учитывались стратегический, тактический и оперативный уровни управления. Данное практическое задание в сочетании с теоретической базой, позволили педагогам размышлять над значением распределенного лидерства. В ходе работы большая часть учителей смогли высказать свое мнение, привести аргументы и, в конечном счете, прийти к единому видению решения поставленных проблем. При подведении итогов педагоги отмечали практическую значимость занятия, и пришли к общему убеждению о необходимости организации управления через распределенное лидерство , предусматривающее делегирование полномочий с целью внедрения культуры лидерства среди сотрудников школы. Для этого необходимо развивать отношения на доверии, партнерстве, проявлении профессиональной щедрости, открытости коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Для лидера важно развитие компетенций, таких как:
• персональная компетентность – это то, как мы управляем собой (такие качества, как самосознание, самоуправление и саморегулирование);
• социальная компетентность – то, как мы управляем отношениями.

На сегодняшний день стало понятно, что для реализации плана развития школы необходимо:

определить и измерить свой потенциал;

наладить эффективное управление процессами;

проводить обучение лидерству;

непрерывно стремиться к дальнейшему развитию;

расширять роль лидерства.

Таким образом, на современном этапе развития системы образования управляющая система школы должна быть иной, а именно - распределенным лидерством в действии.

Лидер не тот, кто управляет другими, а тот, кто управляет собой. Лидер создает безопасное пространство для своих подопечных. И любому педагогу, как современному лидеру, важно быть убедительным. А чтобы открыть лидерство в себе, любому человеку нужно многому научиться, и это, кстати, не так сложно, как кажется на первый взгляд. Весь секрет — в переключении фокуса внимания.

Рассмотрим реперные точки — что можно держать в фокусе своего внимания, чтобы оставаться в состоянии внутренней уверенности и стабильности. Ведь именно уверенность делает человека сильным, харизматичным и убедительным.

Две парадигмы

Стакан наполовину пуст или полон? Это две разные парадигмы, которые создают разную реальность для людей, в них пребывающих. Вы можете сидеть на одном диване с человеком, который живет в другой парадигме, и при этом находиться в совершенно разных реальностях.

Тот, у кого стакан наполовину пуст, отталкивается от нужды. Он видит минус, пустоту, видит отсутствие. А значит, он критичен, ему всегда мало, он зависим от событий, от людей, он вечно ждет чего-то от внешнего мира. Его критика всегда направлена на себя и на других. Он может слишком критично относиться к ошибкам и не прощать их даже самому себе.

Наш главный страх в том, что если мы авансом будем относиться к человеку уважительно, будем безусловно принимать его личность без оценок и суждений, он ничего не будет делать сам. Почему-то мы часто думаем, что лишь отняв у человека достоинство и право на уважительное отношение, мы будем подстегивать его к тому, чтобы он начал действовать — хорошо учиться, достигать отличных результатов, чтобы добраться до желанного отношения к себе: я ценен, меня уважают, меня любят.

А что такое движение от наполненности? Можно просто представить, что все УЖЕ хорошо. Ты просто делаешь, учишься, стремишься — не потому что боишься чего-то, а потому что просто хочешь. Разверните карту жизни, посмотрите, кто же это — человек нового поколения?

Лидер тот, кто способен замечать в себе и в других достоинство, наполненность, окрыленность. Современный педагог — несомненно, лидер. Он может управлять собственными состояниями, обладает гибкими навыками, способен грамотно распоряжаться временем, добывать достоверную информацию.

Мы управляем всем, что осознаем. А то, что неподвластно нам, управляет нами. И поэтому так важно перестать быть жертвой и стать автором, творцом своей жизни.

Учителю нужно создать пространство взаимного уважения, признания, значимости каждого, доверия ко всем. Кстати, если вдуматься, многие из нас находятся в состоянии дефицита признания. Но когда человек слышит в свой адрес хорошие, приятные, но не льстивые, слова, он сразу видит себя в лучшем свете.

А между тем, мы перестаем быть свободными, если ожидаем оценки от других людей. Такая модель восприятия себя приводит к созависимости. В результате мы считаем себя такими, какими видят нас другие люди.

Я – лидер нового поколения

Наследие страха

Задайте себе вопросы: как я влияю на детей — делаю их больше, или, наоборот, меньше? выдавливаю ли я с силой из них результат, или, наоборот, бережно раскрываю потенциал и возможности каждого?

Это и есть разговор про эффективность. И вот простая ее формула:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ = ПОТЕНЦИАЛ - СТРАХ

До тех пор, пока мы ищем кого-то, кто повлияет на нашу мотивацию, мы остаемся заложниками ситуации. Так начните же раскрывать собственное авторство, ищите причины в себе самом. Но будьте осторожны, не превращайте причину в вину. За причиной всегда идет следствие — те события, которые с нами происходят.

Научиться сообщать людям об их способностях и о том, что они могут, — важнейший навык для любого наставника, педагога, лидера. Находить открытые искренние слова порой сложно, обычно человека просто заставляют что-то делать. Но чем больше мы наполняем человека, демонстрируем ему его же сильные стороны, тем больше он начинает хотеть делать сам — мы пробуждаем в нем желание двигаться к истинной цели.

Опытный педагог никогда не будет действовать от плохого, он будет заходить с позитивной стороны. Он скажет: да, это было хорошо, но давай посмотрим с другой стороны, ты можешь и еще лучше!

Что бы ни происходило в вашей жизни, задавайте себе вопросы:

Управление, в какой бы сфере оно ни осуществлялось, обязательно состоит в планировании, организации, руководстве, мотивации и контролировании деятельности всех ее участников, и этим управление обеспечивает достижение поставленных целей.

Выделяют несколько составляющих успеха - выживание, результативность, эффективность, производительность или относительную эффективность, практическую реализацию.

Функции управления взаимосвязаны и проявляются как непрерывная серия действий (см. схему 8).

Функции педагогического управления Планирование > Организация > Мотивирование > Контроль >

Все функции имеют две общие характеристики, которые принято называть связующими процессами, — требования принятия решения и межличностной коммуникации.

Педагог (но и руководитель учреждения), осуществляя функцию планирования в реализации образовательной программы, оценивает свои возможности (профессиональные, педагогические, личностные) и состояние в исходный момент, определяет конкретные цели своей деятельности и возможности детей, траектории их деятельности в достижении этих целей. Планирование может осуществляться на основе проведенного аналитического опроса интересов детей, их родителей. Часто для выбора оптимального варианта планирования необходимы консультации методиста, психолога, более опытного коллеги.

Реализация функции мотивирования состоит в том, чтобы участники группы выполняли свои задачи не только в соответствии с собственной направленностью, желаниями, нуждами, но и с целями образовательной программы, т. е. с целями, сформулированными педагогом. Мотивировать действия детей — участников реализации общей программы — значит затронуть их важнейшие интересы, создать им условия для самореализации в процессе группового взаимодействия. Для этого все участники (дети, педагог, родители) должны: достигать успеха, реализовывать себя в деятельности, видеть результаты своего труда и ощущать свою значимость.

Основное предназначение функции контроля — обеспечение достижения общей цели (программной). Учитывая принципиально нестандартизируемый характер целей в до-

полнительном образовании детей, контроль не является самоце^ лью. Но педагогический контроль, а значит и соответствующий сути дополнительного образования детей стандарт оценки результата, необходим: как оценка достигнутого (диагностика своих результатов

и результатов развития детей); как основа для ситуативной корректировки действий; для снятия неопределенности; для предупреждения процессуальных трудностей, проблем (защиты от них), кризисных ситуаций; для поддержки успеха каждого ребенка и группы в целом.

Различают разные виды контроля в педагогическом управлении - предварительный (исследовательский или познавательный), текущий и заключительный (итоговый). Эффективность контроля за результатами развития детей, их самоопре деления и саморазвития в дополнительном образовании определяется его реалистичностью и достижимостью, осмыс ленностью для всех участников, простотой и адекватным вознаграждением. (За успех надо хвалить и поощрять: Если есть успех, то желание действовать дальше будет обязательно.)

Очевиден социально-психологический характер всех пере численных функций управления, но в руководстве он становится основным.

Руководство — форма упрз.вления, осуществляемая через си

стему субъект—субъектных отношений.

Руководство не исключает и не противостоит управлению. Понятие управления шире понятия руководства, но функции руководителя в определенном смысле шире функций управляющего, т. к. он направляет свои усилия на выполнение задач и

на людей, которые выполняют их.

Педагогическое управление состоит в постановке задач, организации их решения, в контроле за процессом и оценке результатов их решения каждым участником группы.

Педагогическое руководство — это еще и обеспечение, поддержка желания решать задачу, участвовать в ее решении, добиваться и отвечать за результат.

В социальной системе любого масштаба и целевой направленности функции управления осуществляются через руководство людьми - менеджмент.

Менеджер - профессионально подготовленный человек, способный успешно работать с людьми, эффективно управлять.

Поскольку вся система образования и составляющие ее подструктуры (в том числе - система дополнительного образования) созданы для выполнения определенных социальных функций, то основное назначение менеджмента в образовании состоит в достижении высокой эффективности этой системы и ее составляющих.

Основным предметом деятельности менеджера в образовании является сохранение и развитие системы: профессионально работающих людей; отношений, закрепленных структурной организацией; информации.

В конечном счете основная сущность управления в учреждении образования состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития педагога-носителя нового типа педагогической деятельности.

Педагог как руководитель и организатор деятельности детей вправе называться менеджером. В таком случае, предмет деятельности педагога — менеджера: сохранение и развитие системы, где система — это и учреждение, в котором работает педагог, и собственная педагогическая деятельность (от мотивов до практических приемов, действий, ценностей); создание условий для саморазвития; инновационное проектирование своей деятельности (авторской педагогической модели).

В своей деятельности педагог дополнительного образования проходит весь цикл менеджмента - создавая и реализуя свою образовательную программу, осуществляя планирование, определение условий, организацию, мотивацию, руководство. Профессиональная готовность педагога к осуществлению такой деятельности включает в себя знание законов управления, умение обращаться с людьми, оказывать на них влияние, навыки управления собой. Именно они помогают ему четко, грамотно, обоснованно прогнозировать и реализовать задуманный им тип педагогического процесса.

Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования как менеджера обязательно связано и с пониманием того, что руководство на основе субъект—субъектного взаимодействия может быть результативно только в диалоге, в со-дей- ствии, включающем: способность педагога присоединится к процессу обучения, быть искренне заинтересованным в происходящем, создавая творческую атмосферу; готовность к новому, к неожиданным переменам, а значит — к взаимообучению ( возможности изменить себя); умение любить детей и дело, которому посвящает себя; навыки продуктивного использования в строительстве отношений в группе и с каждым воспитанником обратной связи - мнения, интересов, желания детей; открытость или владение стилем общения на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского общения.

В совокупности данных фактором особое место принадлежит психологической готовности педагога к руководству. Что это значит?

Во-первых, умение управлять своими эмоциями, настроением и сохранять выдержку, оптимизм.

Во-вторых, владение опытом использования специальных методов организации собственной психики (аутотренингом, рефлексией), включение в деятельность своего интеллекта.

В-третьих, обладание способностью эмпатии (сопереживания, умения поставить себя на место другого).

В-четвертых, владение развитыми коммуникативными навыками, разнообразными способами общения: вербальными

Искусством управления человек овладевает в течении всей своей жизни, накапливая жизненный и профессиональный опыт, размышляя над ним, оценивая его и переживая. При этом важна не рефлексия сама по себе, а ее результат — установки личности, ее ценностные ориентации.

«1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Недопустимо проявлять недоверие к личностной полноценности человека, нанесение ущерба его суверенным правам. Чем личность меньше испытывает ограничение своих возможностей, тем значительнее ее шансы раскрыть свой природный потенциал, свою духовность. Постоянно изучать людей, знать их нужды и интересы. Вйдение в человеке исполнителя неизбежно ведет к дефициту его уникальности, личной неповторимости. Конкретное познание людей позволяет им оказывать действенную помощь в преодолении в себе каких-либо духовных или профессиональных несовершенств.

По своей природе руководство связано с лидерством, но не идентично ему. Лидер - личность, имеющая влияние на других членов группы при выполнении совместной деятельности. Лидер - это человек, пользующийся авторитетом, влиянием в коллективе.

Уже в этих лаконичных определениях указано несколько важных составляющих статуса педагог-лидер. Специально выделим их: личность; авторитет человека; влияние на совместную деятельность (осознанное, целенаправленное); влияние на коллектив (на межличностные отношения определенного уровня развития).

Общеизвестно, что личность есть особое качество индивида, приобретаемое им в системе общественных отношений. Но говоря о лидере, важно напомнить о разных структурно-функциональных уровнях личности: психофизическом, индивидуально-исполнительском и личностно-смысловом (Б.С. Братусь). Человек как личность есть не только то, что заложила в нем природа, не только то, что он знает, умеет, исполняет, но главное - определяет ли он общий смысл и цель своей жизни, ' См.: Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. - М., 1992. - С. 39.

Кроме того, личность педагога характеризуется устойчивостью системы мотивов, убеждений, идеалов, интересов и т. д., что проявляется в поведении и сознании, в совместной деятельности и общении.

Поэтому наибольшего успеха добивается лидер, четко представляющий цель, которую нужно достичь, и знающий, что нужно сделать для ее достижения. Существенным дополнением к этой характеристике педагога как лидера становится чувство ответственности и связанных с ним самодисциплины, самоуправления.

В деятельности педагога обязательно отражаются его личностные качества, способности, индивидуальные свойства. Ребенок воспринимает педагога именно как личность, а не как одушевленный громкоговоритель. Поэтому только та личность педагога, которая интересна, притягательна, естественна, сможет вызвать положительные эмоции, создать психологический комфорт каждому, заразить желанием работать и пробудить интерес к познанию, к новой деятельности.

Особое значение в условиях творческой совместной деятельности, когда система межличностных отношений строится на субъект-субъектной основе и принципе педагогической поддержки, имеет авторитетность педагога. Только педагог, обладающий авторитетом, может эффективно создавать адекватные условия для личностного развития своих подопечных, так как за ним признается естественное право на руководство, выражается готовность следовать его предложениям и советам; только авторитетный педагог может стимулировать стремление обучающихся к творческой активности и осознанному проявлению их самостоятельности, ответственности.

- для дошкольника родители, как и другие взрослые, изначально обладают соответствующим авторитетом, авансируются доверием и уважением. Этот авторитет укрепляется в случае сотрудничества взрослых и ребенка, когда для

В свою очередь, личность педагога, его авторитет находятся в отношении соподчинения с принципами, идеями, нормами, стереотипами, традициями, стилем жизнедеятельности того учреждения, в котором проходит его работа, того профессионального коллектива, членом которого педагог стал на основе добровольного или вынужденного решения. Педагог обязательно подчиняется и множеству стандартизированных требований к профессиональной деятельности в системе образования.

Соединение (встреча) всех этих аспектов в профессии педагог дополнительного образования детей имеет внутренне драматичный характер, что обусловливает связанные с ним переживания, сомнения, разочарования, надежды. Для того чтобы

Главный среди этих вопросов — смысл собственной педагогической деятельности и связанное с ним понимание сделанного выбора, собственных мотивов, представлений о том результате, к которому нужно стремиться и за который хотелось бы нести ответственность. Для ответа на него можно посоветовать придерживаться достаточно распространенной позиции, что в жизни никогда ничего не происходит просто так. Все, что от нас требуется, — признать уникальность человеческих возможностей, которые способны превратить трагедию в личный пример, а серьезные трудности - в достижения человечества. Если мы не в состоянии изменить события, то лучше начать менять себя.

Значимым аспектом педагогического менеджмента в дополнительном образовании детей является организация и руководство взаимодействием с группой детей (объединением), или осознанная готовность и опыт осуществления педагогом взаимодействия как педагогически организованной деятельности.

Педагогически организованная деятельность — целостное, относительно стабильное и динамичное состояние совместной деятельности группы, объединяющей педагога и всех детей (партнеров).

Объединение детей в действительную группу (неформальное сообщество) не устанавливается педагогом одномоментно и навсегда. Постепенно и дети осваивают способы совместной деятельности, меняют (или не меняют) свои позиции, мотивы, поведение, симпатии (антипатии). Причем, как мы уже отмечали, все эти процессы корректируются влиянием особенностей возрастных психо-физиологических изменений человека.

По мнению известного психолога, исследователя педагогической деятельности и практика - В.М. Сергеева, уровень развития деятельности группы можно определить по четырем базовым параметрам: влияние деятельности на межличностные отношения в группе; участие членов группы в целеполагании; участие в непосредственном управлении деятельностью; характер мотивации участников деятельности.

В зависимости от степени интегрированного влияния данных параметров устанавливается определенная тенденция развития деятельности группы во времени к тому или иному типу (уровню сформировинности деятельности). Всего можно на звать шесть последовательных типов или уровней сформированности деятельности. Перечислим их в порядке усложнения - от низшего к высшему: Уровень педагогического принуждения и давления. Пассивно-исполнительский уровень. Активно-исполнительский уровень. Личностно-групповой уровень. Коллективно-групповой уровень. Коллективный уровень.

Только на четвертом уровне формируется деловое сотрудничество, члены группы сами становятся субъектами деятельности, их индивидуальные, групповые и общественные мотивы совместной деятельности гармонизируются. При стабильном существовании такой группы на протяжении длительного временного периода деловые и межличностные взаимоотношения отличаются глубиной взаимопроникновения, взаимообусловленности, а педагог воспринимается как член группы. Основной путь дальнейшего развития данного уровня сформированности деятельности - усложнение совместной деятельности и совершенствование самоуправления.

Пятый и шестой уровни отличаются тем, что в группах стойко доминируют общественные мотивы деятельности над индивидуальными за счет проявления психологического феномена идентификации себя с группой, осознание групповых целей как своих собственных. Для руководства на данном уровне сформированности деятельности особенно показательны диалог педагога (авторитетного руководителя) — остальных участников объединения и ответственность (осознание себя членами объединения), самоорганизация.

Стиль управления - способ оказания воздействия на подчиненных, обусловленный спецификой поставленных цели и задач, взаимоотношениями и объемом должностных полномочий всех сотрудников коллектива, их личностными особенностями, своевременностью и целесообразностью применения тех или иных управленческих средств.

Принято выделять автократический, демократический и либеральный стили. У каждого из стилей есть свои специфические признаки, но в чистом виде они практически не существуют. Признавая привлекательность демократического стиля управления во взаимодействии педагога и детей, руководителя учреждения и педагога, заметим, что для реальной практики характерен смешанный стиль взаимодействия. Например, демократизма и автократизма, либерализма и демократизма.

Основные группы признаков демократического стиля управления коллективом: Форма отношений: обращение в форме пожелания, совета, доброжелательного требования, просьбы; дружеский тон и приветливо-спокойный характер речи; требования адекватны индивидуальным возможностям и ситуации обращения к поддержке; неформальное лидерство, но не панибратство в руководимом объединении; невмешательство по мелочам в деятельность детей; неоценивание по формальным признакам, постоянное одобрение личностных достижений. Содержание действий: наличие программы и соответствующего ей плана, но умение его постоянно корректировать в зависимости от реальных результатов развития своих подопечных; способность к рефлексии, критическому осмыслению, оценке своих действий и действий партнеров (воспитанников); разумная поддержка инициативы и собственный пример ее проявления; способность к педагогической поддержке; умение не допускать и разрешать конфликты; стойкий и прочный авторитет, сохраняющийся и у бывших учеников.

Демократический стиль управления, так же как и любой другой, осваивается, вырабатывается в процессе профессиональной подготовки (особенно психологической), накопления опыта практической деятельности и общения.

Читайте также: