Как научить детей различать правую и левую руку в доу

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

  • Поможем развить концентрацию и внимание с раннего возраста
  • Повысим гибкость и раскованность в общении

Описание презентации по отдельным слайдам:

Как научить ребенка различать правую и левую стороны

Попробуйте провести простой эксперимент, попросив своих знакомых поднять правую руку. Его результаты будут весьма интересными. Если не половина, то треть тестируемых прежде чем поднять руку, сделают быстрое и едва заметное движение, как будто пишут или держат ложку. Все верно. Определение сторон отталкивается именно от ведущей руки, которой люди совершают большинство действий. Интересно, что множество взрослых людей путают право и лево. И чтобы подобных проблем не было у наших малышей, давайте поможем им освоиться с пространством как можно раньше.

Чуть-чуть физиологии У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире. Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.

С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь ребенку разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Теперь ребенок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит – левая. За опору, Вы можете взять часики или браслет, которые ребенок постоянно носит.

2.Учим различать правую и левую часть тела. После того, как путаница с руками закончится, и ребенок безошибочно определяет левую и правую руку, попросите его опустить правую руку и взяться за ногу. Объясните, что это ножка, как и ручка, тоже правая. И все, что находится с этой стороны – глазик, ушко, тоже правое. После освоения правой и левой стороны тела, переходите к следующему этапу.

3.Умение определять расположение предметов по отношению к себе. Попросите ребенка положить мячик справа от себя, спросите, какие слева от него находятся предметы. Если ребенок затруднятся ответить, подскажите: «то, что с левой стороны ближе к левой руке, а то, что справа – ближе к правой руке. 4. Следующий шаг – умение определять пространственное соотношение между несколькими предметами. Положите перед ребенком три игрушки, например, мячик, собачку и куклу. Попросите малыша положить мячик перед собой, слева от него положить машинку, а справа собачку.

5.Зеркальное отражение. Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым. Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, малышу тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут.

Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется. Также обратите внимание ребенка на следующий момент. Если он положит обе ручки перед собой, то справа будет правая рука, а слева левая. Но если ручки скрестить, то кисть правой руки окажется слева, а кисть левой руки справа. Обсудите с ребенком, как получается, что правая рука оказывается слева и наоборот.

В следующую игру можно играть и дома, и в дороге. Посадите ребенка к себе на колени или сядьте рядом с ним за стол. Положите кулачки на стол или на ноги, и попросите малыша также положить его кулачки. А теперь поиграем! Спрашиваем, где у него правая рука, а где левая? Если Ваш малыш часто ошибается, то можно положить картинки – подсказки: рядом с правой рукой картинку с ложкой (в правой руке мы держим ложку), а рядом с левой рукой — картинку с хлебом (а в левой руке мы держим в это время хлеб). Если Ваш малыш – левша, то всё будет с точностью до наоборот.

Попробуйте поиграть в эти игры с детьми. Главное помните – Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме. А захотите поделиться результатами или идеями использования игр на ориентировку в пространстве – будем рады Вашим комментариям!

1. Учимся различать правую и левую руку.

Примерно после 3-х лет уже можно выяснить, какая рука ведущая.

У многих детей это правая рука. Значит, можно сказать, что правая рука – это та, в которую ты берёшь карандаш. Когда малыш усвоит это, он поймёт, что вторая рука (в которой нет карандаша) – левая. После того, как ребёнок запомнит левую и правую руку, подскажите, что те части тела, которые расположены с правой стороны, тоже правые: нога, пятка, ухо, глаз, плечо, ну, а с левой стороны – левые. Можно закреплять это во время домашних дел , например, при одевании.

2. Упражняем в определении положения предметов в пространстве.

3. Закрепляем левое и правое направления.

Прогуливаясь на улице, проговаривайте ваш маршрут. «Сейчас мы повернём налево”.

В этой ситуации удобно использовать куклу . Расположите куклу спиной к ребёнку и уточните, где у неё правая рука. Затем повяжите на её ниточку, на правой ручке малыша тоже завяжите такую же нитку.

Потом разверните куклу передом к малышу, чтобы ниточки у ребёнка и у игрушки были с разных сторон.

Ещё раз переверните куклу спинкой – и расположение ниточек совпадёт. Ребёнок должен понять, что правая рука всегда будет правой – изменится только размещение предметов по отношению друг к другу.

Закреплять полученные умения наиболее эффективно в ИГРАХ.

• Нарисуйте на листе бумаги линию и предложите ребёнку нарисовать что-нибудь с двух сторон, к примеру, слева — цветочки, а справа – бабочки.

• Очень эффективным упражнением будет рисование по клеткам. Взрослый диктует, а ребёнок проводит линии в заданном направлении.

А ещё, говорят, что те дети, которые хорошо ориентируются в пространстве, в будущем становятся опытными водителями .

Интересная статья?

Нажмите палец вверх , подписывайтесь на канал , и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Ори­ен­ти­ру­емся. Зна­ко­мимся с окру­жа­ю­щим миром.

У ребенка отсут­ствует моти­ва­ция дости­же­ния кон­крет­ных целей. Кара­пузу гораздо более инте­ре­сен сам про­цесс зна­ком­ства с окру­жа­ю­щим миром. Поэтому, как мини­мум, бес­по­лезно ругать малыша за бес­цель­ное, на ваш взгляд, око­ла­чи­ва­ние возле зна­ко­мых объ­ек­тов во время еже­днев­ных про­гу­лок. Ибо кроха нара­ба­ты­вает банк чув­ствен­ных обра­зов, кото­рый позже послу­жит базой для осво­е­ния мыш­ле­ния и речи.

Память детей до двух лет ассо­ци­а­тивна, то есть воз­мож­ность что-либо вспом­нить осно­вана на спо­соб­но­сти узнать объ­ект, вызвав­ший яркую эмо­ци­о­наль­ную реак­цию. И только к трем годам начи­нает фор­ми­ро­ваться кон­крет­ная память, даю­щая спо­соб­ность опи­сать сло­вами собы­тия, заново их пере­жи­вая. Выводы из выше­пе­ре­чис­лен­ного таковы:

познаем про­стран­ство играя, посто­янно вовле­кая кара­пуза в про­цесс позна­ния (при этом не реко­мен­ду­ется начи­нать игру в месте незна­ко­мом малышу);

во время игры про­во­ци­руем у крохи появ­ле­ние поло­жи­тель­ных эмо­ций и сразу же пре­се­каем игро­вые заня­тия, как только они начи­нают утомлять;

мно­го­кратно вво­дим неза­мыс­ло­ва­тые про­стран­ствен­ные обо­зна­че­ния в еже­днев­ные риту­алы (умы­ва­ние, при­ня­тие пищи, про­гулки и так далее).

Узнаем и знаем

Налейте в две плос­ких тарелки гуа­ше­вую краску кон­траст­ных цве­тов, попро­сите малыша обмак­нуть руку в краску и сде­лать на боль­шом листе бумаги отпе­ча­ток пра­вой ручки, потом левой.

Дайте малышу мячик и попро­сите бро­сить его Вам пра­вой или левой рукой. Пой­мали? Озвучьте, какой рукой пой­мали, какой рукой соби­ра­е­тесь бро­сить крохе. Ножки нужно начи­нать назы­вать позже, когда пол­но­стью осво­ены верх­ние конеч­но­сти, чтобы не запу­тать малыша. Ребенку, осво­ив­шему руч­ную гра­моту, пред­ло­жите при­кос­нуться пра­вой рукой к пра­вой ножке, а левой — к левой.

Пер­вые уроки

Учеба с настроением

Ближе к трем годам уже можно орга­ни­зо­вы­вать ори­ен­та­ци­он­ные игры в виде весе­лых уроков.

Поставьте два стула, на каж­дый поло­жите три-четыре оди­на­ко­вых пред­мета и один-два раз­ных. Попро­сите ребенка найти и ука­зать отли­чия, назы­вая при этом сту­лья: пра­вый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди ком­наты с закры­тыми гла­зами попро­бует опре­де­лить с какой сто­роны нахо­дится диван, а с какой — стол, где рас­по­ло­жено окно.

Пред­ло­жите крохе рас­ска­зать игрушке марш­рут ее воз­вра­ще­ния в импро­ви­зи­ро­ван­ный домик, под­ска­зы­вая направ­ле­ния передвижения.

Есть воз­мож­ность при­влечь в игре еще одного — двух участ­ни­ков — пусть похо­дят паро­во­зи­ком по квар­тире или по двору, попутно рас­ска­зы­вая, что нахо­дится справа, слева, пово­ра­чи­вая паро­воз по команде маши­ни­ста, роль кото­рого с удо­воль­ствием испол­нит ваш малыш.

Позже пере­хо­дите к рас­кра­ши­ва­нию сим­мет­рич­ных кар­ти­нок. Пред­ло­жите крохе зари­со­вать одежду кло­уна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, глав­ное — чтобы малыш каж­дую поло­винку рас­кра­ши­вал в нуж­ный цвет.

Чем бы Вы не зани­ма­лись с ребен­ком, делайте это в игро­вой весе­лой форме.

В консультации даны практические рекомендации по развитию у детей дошкольного возраста пространственной ориентации, указаны физиологические и возрастные особенности развития ориентации в пространстве.Благодаря играм и упражнениям Ваш малыш легко научиться различать правую и левую стороны!

ВложениеРазмер
pravo_levo.docx 84.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Как научить Вашего ребенка различать

Белоусова Елена Сергеевна

Подумаешь! Ну научится ребенок как-нибудь отличать правую руку от левой – со временем. Но психологи и педагоги настаивают на том, что процесс нельзя пускать на самотек. Если ребенок путает левую и правую сторону, то

  • он с трудом ориентируется в пространстве, особенно по устным инструкциям;
  • ему сложно ориентироваться на местности, находить дорогу даже в знакомом месте;
  • в школе могут быть проблемы с обучением - когда нужно будет что-то найти в учебнике или в тетради, на уроках труда и конструирования, на строевой подготовке во время уроков физкультуры и т.д.

В целом, исследования показывают, что навыки ориентирования в пространстве тесно связаны с развитием мышления и речи, поэтому, не развивая эти навыки, мы тормозим интеллектуальное развитие ребенка.

Учить ребенка различать левую и правую руку (и соответственно - левую и правую сторону) нужно как можно раньше, потому что именно в раннем возрасте процесс будет проходить естественно, без лишних усилий, слез и появления неуверенности в себе. Важно обращать внимание малыша на то, что руки отличаются друг от друга, это разные части тела (хоть и похожие).

Расскажем о способах научить ребенка отличать левую сторону от правой:

* Когда вместе с малышом гуляете на улице, обозначайте словесно свой маршрут (особенно на поворотах). Обращайте внимание ребенка на предметы и строения вокруг вас и указывайте на то, с какой стороны от вас они находятся. Когда едете в транспорте, отмечайте вместе с малышом маршрут: вот автобус повернул налево, а вон впереди поворот направо. Когда одеваете ребенка, комментируйте свои действия: надеваем варежку на правую руку, теперь - на левую, сапог - на правую ногу, теперь - на левую и т.д.

* Пока малыш совсем маленький, можно воспользоваться яркой ленточкой: завяжите ее красиво на правую руку (или ведущую руку, если ребенок – левша), и всякий раз, определяя, где право, а где лево, ребенок будет сначала вспоминать, где ленточка. Позже процесс станет автоматическим, и ленточка не понадобится. Детям постарше можно надеть на руку стильные часы (мальчикам) или красивый браслет (девочкам).

* Выучите наизусть стихотворения о правой и левой стороне – например, такое:

Могут шить и штопать,

Могут громко хлопать.

За окошком ходит ночь,

Руки так устали…

Призовите на помощь мышечную память. Попросите малыша сопровождать чтение стихотворения движениями (показывать правую и левую руку). В моменты затруднений ребенок впоследствии будет вспоминать отдельные строчки из стихотворения, тем самым - обращаться не с абстрактными понятиями, а с прикладными.

* Делайте с ребенком веселую зарядку. Включайте любимые детские песенки и вместе поднимайте поочередно (обязательно при этом называя) правую руку или левую, делайте шаги, прыжки или наклоны вправо или влево.

* Используйте зрительную память: на картинках в книжках определяйте вместе с ребенком, где у того или иного героя или животного правый глаз, левая нога, правый ус, левое крыло и т.п.

* Когда ребенок занят рисованием, просите его или предлагайте ему нарисовать тех или иных героев или животных в движении - идущими (бегущими, ползущими) слева - направо или справа - налево.

* Танцуйте вместе танец буги-вуги. Все мы помним эти строки (и, конечно, движения):

Ручку правую вперед,

А потом ее назад

И опять ее вперед

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги…

Будьте последовательны, настойчивы и терпеливы – и все получится!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Белоусова Елена Сергеевна

У человека нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания. Поэтому способность ориентироваться у малыша развивается постепенно, по мере обогащения его чувственного опыта и расширения знаний об окружающем мире.

Сначала кроха учится воспринимать собственное тело и определять его границы. По мере взросления, когда ребенок пробует ползать, а затем и ходить, он начинает взаимодействовать с окружающими предметами, осознает, что у пространства есть верх и низ, что предметы могут быть далеко и близко.

С 2-3 лет у малыша начинает формироваться представление о правой и левой стороне своего тела, а завершается этот процесс к шести годам. Очень важно именно в этом возрасте помочь крохе разобраться что к чему. Ведь умение ориентироваться в пространстве тесно связано с развитием мышления и речи. Если кроха не понимает, где у него правая ножка, а где левая, ему будет тяжело не только на занятиях танцами или гимнастикой.

Плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе. Не будем забывать, что так же, как и в случае с цветом, малыш сначала начинает РАЗЛИЧАТЬ право и лево, а называть все своими именами он будет гораздо позже.

Итак, чем раньше мы начнем знакомить малыша с пространственными понятиями, тем легче и быстрее он сможет освоить эту непростую науку. И тем меньше проблем у него будет в будущем. А помогут нам в этом веселые игры и упражнения.

Ни дня без тренировки!

Рассматривая картинки в книжке, спрашивайте у крохи, кто находится вверху, а кто внизу, кто слева, а кто справа, что нарисовано в левом верхнем и в правом нижнем углу, где у собачки правый глазик, а где левое ушко и т.п.

Зарядка страны Левоправии

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание малыша, умение выполнять действие по команде.

Есть немало замечательных стихотворений, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения.

Читайте также: