Педагогический проект семья и школа основа развития села

Обновлено: 04.07.2024

В классе, в котором я классный руководитель 15 человек. Из них 7 мальчиков и 8 девочек. Социальная картина представлена следующим образом. Из семей рабочих – 12 человек, служащих – 3 человека. В полных семьях воспитываются 11 детей, в неполных – 2 человека, опекаемых 1 ребенок и без мамы 1 девочка.

Образовательный уровень родителей достаточно низкий. Имеют высшее образование 4 человека, среднее специальное – 5 человек, остальные имеют лишь среднее образование.

Класс не обладает высоким интеллектуальным потенциалом, но есть немало родителей и детей, которые мотивированы на учебу. Это Васильева Ю, Фадеев Д, Новомодный В, Смолина Н, Иванов Д.

Физическое состояние ребят также оставляет желать лучшего уровня. Есть ребята с хроническими заболеваниями, отсюда много пропусков занятий, что, естественно, не может не влиять на общую картину успеваемости в классе. Часто по болезни пропускают занятия Попова К., Андреев А.,Мельникова О., Смолина Н.

В классе существует актив – Малый управляющий Совет, в него входят ребята, которые принимают активное участие в делах класса и школы.

Есть в классе четко определившиеся лидеры, которые имеют хороший запас знаний, социальных навыков, стремлений изменять ситуацию под себя.

Но есть ребята, занимающие пассивную позицию. Они чаще всего лишь добросовестные исполнители. Это Артамонов Т, Пасечник В, Цветцых Н., Хугоев И.

Но есть и неформальные лидеры – Баранов С. И Литвинов С, к которым прислушиваются мальчики и нередко подражают.

Многие ребята находятся в резервной группе: при определенных обстоятельствах и четкой мотивации, в отдельных мероприятиях становятся лидерами. Это Иванов Д, Заверюха Д, Андреев А.

Изучая психолого-педагогическую характеристику класса на протяжении трех лет, я выявила причины пассивности ребят:

  • неадекватная самооценка
  • соответствующая установка родителей
  • социальная дисгармония.

Исходя из наблюдений и диагностик, можно выделить следующие группы ребят:

Целью воспитательной работы в классе я ставлю воспитание в каждом ребенке желания быть успешным в учебной и досуговой деятельности.

Для реализации данной цели я выбрала следующие направления: интеллектуальное, физическое и духовное.

Но есть и проблемы. Несмотря на большую воспитательную работу в классе и школе, у многих детей не сформированы такие качества, как уважительное отношение друг к другу, ответственность, целеустремленность, многие не видят своего будущего. Это связано с критической экономической ситуацией нашего поселка и отсутствием должного внимания со стороны родителей к своим детям. Сегодня они озабочены лишь финансовыми проблемами своей семьи.

Среди родителей очень часто встречаются факты уклонения от воспитания детей, безразличие к жизни ребенка, и подчас негативное влияние. Бабушки и дедушки, чрезмерно любя своих внуков, не привлекаются для того, чтобы помочь в учебе, творчестве, а лишь одаривают лаской и дорогими подарками. Их понять можно – старшее поколение, пройдя тяжелый жизненный путь, стараются оградить внуков от всех невзгод. А именно в истории семьи я вижу преемственность, связь поколений и большой резерв для воспитания.

На последнем родительском собрании, я озвучивала учебную и воспитательную проблему в классе.

У ребят нет желания готовить себя уже сегодня к взрослой жизни – жизни семьянина, гражданина, личности со всеми качествами порядочного человека, сохранять в себе чистоту духовную, физическую, нравственную для будущих поколений.

И многие родители, приняли мою озабоченность проблемой жизнедеятельности класса, отсутствием духовного начала в детях, и было принято решение о создании совместного проекте, направленного на привлечение семьи к воспитанию ребенка через совместную детско-взрослую творческую деятельность.

Раздел II. Целеполагание.

Цель проекта: Приобщение родителей к жизнедеятельности класса через изучение истории своей семьи и положительного семейного опыта жителей поселка.

Задачи:

  • Создание условий для совместного позитивного творческого проживания детей и родителей.
  • Воспитание порядочного семьянина и Гражданина.
  • Формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга.

Срок реализации:январь–июнь 2008 г.

Целевая группа:

  • родители, бабушки, дедушки – 89 человек,
  • учащиеся – 15 человек,
  • педагоги – 5 человек,
  • Совет ветеранов – 12 человек.

Раздел III. Механизм реализации.

Задача

Способ реализации

Ответственные

Ресурсы

Создание условий для совместного позитивного творческого проживания детей и родителей.

Джебко О.В., Овчинникова Н.И., УС, социальный педагог, психолог.

1. Есть опыт проведения подобных мероприятий, учащиеся и педагоги, способные организовать дискуссии.

Родители, кл. рук.

Материальные и информационные ресурсы есть. Необходимо увлечь взрослых данной идеей.

4. Участие в Днях национальных культур.

Знания своей национальной принадлежности, традиций, культуры народов.

Психолог, Овчинникова Н.И., Джебко О.В.

Необходимые методики и тренинги есть и уже опробированы.

Воспитание порядочного семьянина и гражданина.

Кл. рук., родители, соц. педагог, зам.директора по В.Р.

1. Есть опыт проведения подобных мероприятий, учащиеся и педагоги, способные организовать дискуссии.

Врачебная амбулатория, участковый инспектор, сельская библиотека, педагоги.

Приглашения, объявление, анкеты, сценарий.

Учителя истории, участковый инспектор, юрист.

Сценарий вечера, приглашения, объявления.

4. Составление списка литературы и кинофильмов, направленных на сохранение семейных ценностей, гражданской и патриотической тематики и рекомендация для семейного прочтения и просмотра.

Библиотекарь, клубные работники.

Ресурсы Интернета, библиотечные каталоги. домашнее задание на лето.

5. Встречи с уважаемыми людьми поселка, Почетными гражданами и старожилами.

УС, кл. рук., Совет Ветеранов, сельская библиотека.

История поселка еще пишется, живы люди, которые стояли у его истоков, у них богатая, часто трагичная биография – военнопленные, репрессированные, раскулаченные. Поселок многонациональный, со своей культурой. Люди с большим жизненным опытом всегда были и остаются для школы ресурсом нравственного воспитания.

Формирование семейных ценностей через реализацию совместного досуга.

Учителя физкультуры, кл. рук., родители.

Спортивное оборудование, сценарий (есть).

2. Деятельность спортивных секций (карате, вольная борьба, волейбол, футбол, баскетбол).

Учителя физкультуры, кл. рук., родители.

Ресурсы ДО (есть).

3. Выезд на озера Хакасии.

Родители, педагоги, УС.

4. Знакомство с достопримечательностями Назарово, Ачинска, Красноярска (храмы, театры, музеи).

Кл. рук., родители.

5. Клуб выходного дня (одно-двухдневные туристические походы).

Родители, кл. рук.

Раздел IV. Предполагаемые конечные результаты, потенциал развития проекта, долгосрочный эффект.

Предполагаемые результаты

Потенциал развития проекта

Долгосрочный эффект

1. У учащихся и их родителей сформируется потребность больше времени проводить вместе (прочтение книг, просмотр видеофильмов согласно домашнего задания, совместные праздники и походы и т.д.).

Возрастет утраченная потребность в чтении и обсуждении книг и фильмов и тем самым, дети и родители начнут больше общаться. Возрастет желание к коммуникации.

Не утратится связь поколений. Повысится уважение в семье. Возникнут новые семейные традиции.

2. Учащиеся начнут писать свою страницу в историю своей семьи.

Ребята получат исследовательские навыки, умение работать с информацией. Получат новые исторические знания, которые будут иметь и большое воспитательное значение.

Узнают свои корни, смогут донести их до своих детей. Не прервется связь поколений.

У детей, прошедших через проект, будет здоровое потомство, они станут носителями новой национальной идеи.

Благодаря Национальным и краевым проектам они на 100% смогут самореализоваться не только за счет дополнительных средств, а сформируют новое отношение к своему здоровью и здоровью своих будущих детей.

3. Новая деятельность привлечет внимание учащихся и родителей к организации жизнедеятельности класса, создание новых классных и семейных традиций.

Возрастет общественная активность учащихся, они станут не столько проводниками идей взрослых, а организаторами и вдохновителями новых. Деятельность Малого управляющего совета станет более продуктивной и эффективной. Появятся новые праздники, коллективные творческие дела.

Учащиеся моего класса выйдут из стен школы с долгосрочной прививкой на сохранение семейных ценностей. Смогут прогнозировать и проектировать свое будущее. Благодаря активному участию в проекте, они без труда научатся наводить коммуникацию в разных социальных средах.

Накапливание опыта совместной деятельности и успешного претворения задачи воспитания порядочных людей, будущих родителей и граждан.

4. Родители осознают и будут нести ответственность за своего ребенка.

Уменьшится число неблагополучных семей. Возрастет сотрудничество семьи и школы. Родители будут приходить в школу не по приглашению, а по потребности. Исчезнет необходимость в Комиссии по делам несовершеннолетних.

5. Повысится ответственность ребенка перед своими родителями, бабушкой, дедушкой, одноклассниками.

Благодаря новым семейным приоритетам, сформированным в ходе реализации проекта, учащиеся более ответственно будут относиться к своей семье, друзьям и всем взрослым.

Я воспитаю порядочных граждан своей страны, за которых мне никогда не придется краснеть.

Раздел V. Критерии оценки эффективности проекта.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Взаимодействие семьи и школы по достижению качества начального общего образования в свете ФГОС.

Захарова Оксана Александровна

учитель начальных классов

Краткая аннотация проекта. 3

Обоснование актуальности проблемы 4-7

Цели и задачи проекта. 7

Основные направления работы начальной школы с родителями 12

Условия реализации проекта 12-13

Этапы проекта 14-25

Ожидаемые результаты 25

Критерии и показатели эффективности реализации проекта 26-27

Литература и ресурсы интернета 29

Краткая аннотация проекта

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования школьников.

В.А. Сухомлинский, что без семьи, без помощи родителей нам не обойтись не только в изучении ребёнка, но и во всех других делах. Как создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы по осуществлению педагогического проекта?

Обоснование актуальности проблемы

Социальный портрет современной семьи школ нашего района характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи (70% из 320 семей)

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов - 4-6 на 1000 семейных пар (Приложение № 1)

- недостаток общей культуры и образования родителей (высшее образование имеют 20 % из 452 опрошенных) - снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

Данные исследования свидетельствуют об увеличении числа неполных и опекунских семей, ухудшении материального положения полных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и, как результат – снижение учебно-познавательной мотивации и успешности школьников.

С какими родителями школе приходится вступать в деловые отношения сегодня? Какого родителя педагогический коллектив мечтает видеть в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

Занятой, не имеющий свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

Уделяющий время воспитанию и расположенный к общению с ребенком

Активный участник – партнер ребенку в учебном процессе

Неуверенный в успехе ребенка

Уверенный в успехе ребенка

Имеющий низкую общую культуру

Стремящийся повысить свой культурный уровень

Не обладающий педагогическими знаниями

Стремящийся к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

Перекладывающий воспитание на третье лицо

Расположен к сотрудничеству с детьми и способен устанавливать с ними партнерские отношения

Авторитарный, стремящийся к контролю

Родитель- наставник, советчик, друг

Ориентирован не только на себя, но и на ребенка

Психологи и социологи выделяют 5 основных типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребенка, детей класса. Семьи делятся на 5 типов:

1-й тип : семья с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определенном возрасте, не исключаются.

2-й тип : семья, характеризующаяся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре “особых” забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания педагога.

3-й тип : конфликтная семья. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, все пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

4-й тип : внешне благополучная семья, в которой процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

5-й тип : неблагополучная семья, для которой характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такая семья требует постоянного внимания педагога, общественности, а иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей. Указанные типы семей целесообразно знать и особенности их учитывать в работе с родителями.

В наших образовательных учреждениях района преобладают учащиеся 2,3,4 типа семей, а также имеют место учащиеся из неблагополучных семей (5-й тип), поэтому возникает особая необходимость вести масштабную и постоянную работу с родителями для эффективности образовательного процесса.

Актуальность данного проекта обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания на государственном уровне, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании школьников. Но не все родители понимают важность взаимодействия семьи и школы, поэтому трудно идут с ней на контакт. Данное противоречие определило проблему - отсутствие эффективного взаимодействия семьи и школы в рамках современного ОУ, для решения которой предлагается данный проект.

Цель проекта – создать условия для эффективного взаимодействия семьи и школы.

Задачи проекта :

Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.

Вовлечь родителей в образовательную деятельность своих детей.

Использовать как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.

Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.

Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

Концептуальные основы проекта

Однако зачастую влияния, оказываемые школой и семьей на ребенка, разнонаправлены. Это приводит к социальной дезадаптации ребенка, обострению отношений между школой и семьей, к взаимному непониманию между школой, родителями и ребенком, снижению эффективности воспитательных воздействий на ребенка как школы, так и семьи.

Изменения, произошедшие в обществе и в системе школьного образования, негативно отразились на взаимодействии школы и семьи. Спектр вопросов взаимодействия школы и семьи сузился до вопросов касающихся, в основном, обучения ребенка, отклонений в его поведении и материальным вопросам поддержки школы. Содержание взаимодействия школы и семьи не всегда отвечает актуальным потребностям школы и семьи в сфере воспитания.

Сложившееся противоречие между теоретической разработанностью проблемы взаимодействия школы и семьи и ограниченностью использования этих теоретических наработок на практике породило кризис имеющейся системы взаимодействия школы и семьи. В целях разрешения сложившегося кризиса системы взаимодействия семьи и школы необходимо создание технологии эффективного взаимодействия школы и семьи.

Сложившаяся практика построения взаимодействия школы и семьи характеризуется рядом противоречий, среди которых:

- противоречие между возрастающими требованиями к родителям в сфере воспитания, предъявляемыми современной действительностью, и снижением уровня родительской ответственности в сфере воспитания;

- противоречие между объективно существующей задачей создания для ребенка единой воспитательной среды и искусственным разграничением этой среды на школьное и семейное воспитание;

- противоречие между наличием у школы и семьи потребности во взаимодействии в процессе воспитания ребенка и инертностью сторон при реализации данного взаимодействия;

- противоречие между изменившимися условиями жизнедеятельности общества и стереотипностью деятельности школы в сфере взаимодействия с семьей.

Заявленная проблема определила тему исследования «Создание

Проект основан на принципах личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов, учащихся и их родителей. Родителей мы видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик, будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся , ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

(августовский районный семинар)

ТЕМА ДОКЛАДА:

Развитие сельской школы как фактор

социально-экономического и духовно-

нравственного развития села.

ПОДГОТОВИЛА:

Бадулина Светлана Валерьевна

директор МКОУ

26. 08. 2013год.

в многочисленных и

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА

Вновь за окошком

Память невольно нас

В детство уносит,

До школьных дверей.

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся , ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. По моему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

. Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа: открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами:

• экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

• социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

• образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

• культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;

• нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
.

Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей, в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

- сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, принцесса спорта, состязания между родителями и детьми)

- происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

- создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, спортивных и профессиональных навыков учащихся;

- тесная связь коллектива школы, Центра немецких встреч и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией;

- происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

- продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

Школа – это жизнь… для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе урочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь, со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями . При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Всегда с душевной теплотой я вспоминаю следующие строки

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект поможет привлечь родителей к школьной жизни их детей.






Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Областной конкурс

Жанр: Проект.

Название работы:



Полева Татьяна Петровна,

учитель начальных классов

Цели и задачи проекта

Этапы реализации проекта

Основные направления реализации проекта

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Рабочий план реализации проекта


А.С.Макаренко


Актуальность проекта

Семья – важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Семья – это разновозрастный коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования и испытывает ее влияние на протяжении практически всей жизни. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого члена семьи. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя.

В условиях модернизации системы образования необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. В рамках реализации ФГОС НОО необходимо находить оптимальные формы взаимодействия всех участников образовательных отношений. Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность в развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

К сожалению, родители становятся пассивными участниками в образовательной деятельности детей. Этому способствует множество социальных факторов:

Чрезмерная занятость родителей;

Довольно высокий процент неблагополучных семей;

Уровень образованности родителей;

Нарушение нравственных представлений о браке и семье;

Авторитаризм или детоцентризм родителей по отношению к детям;

Состав семьи (неполные семьи, многодетные семьи, повторные браки);

Проведя анкетирование среди педагогов и родителей начальных классов, выявился следующий социальный портрет семей нашей школы, который характеризуется следующими устойчивыми тенденциями:

- низкий уровень социально-бытовых и экономических условий жизни семьи (70% из 120 семей);

- наличие неполных семей из-за увеличения количества разводов – (57%);

- недостаток общей культуры и образования родителей (высшее образование имеют 10 % из 90 опрошенных);

- снижение морально-нравственного уровня семейных людей и молодежи.

С какими участниками образовательных отношений школе приходится взаимодействовать сегодня? Какого родителя педагогический коллектив мечтает видеть в школе?

Портрет современного родителя

Портрет идеального родителя

занятой, не имеет свободного времени и желания заниматься проблемами семьи (ребенка)

уделяет достаточно времени воспитанию и с удовольствием общается с ребенком

активный участник – партнер ребенку в учебной деятельности

не уверен в успехах ребенка

уверен в успехах ребенка

имеет низкую общую культуру

стремится повысить свой культурный уровень

не обладает педагогическими знаниями

стремится к получению педагогических знаний для адекватного и позитивного взаимодействия с ребенком

перекладывает воспитание детей на третье лицо

охотно сотрудничает со школой и устанавливает с партнерские отношения

авторитарен, стремится к контролю над деятельностью ребёнка

родитель- наставник, советчик, друг

ориентирован не только на себя, но и на ребенка

Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный семейный климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребёнка.

Следствием кризисного состояния семьи также является проблема здоровья детей. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, эскалация насилия и жестокости заменяют родительское общение, подрывают авторитет семьи и школы. Кроме того, в последнее время изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в различных направлениях воспитательной деятельности школы.

Цель и задачи проекта

Цель проекта – создание условий для эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений, оказывающей положительное влияние на становление взаимоотношений в семье;

Задачи проекта:

1. Стимулировать родителей и учащихся к эффективному взаимодействию со школой, используя различные направления совместной деятельности.

2. Вовлечь родителей в образовательную и внеурочную деятельность своих детей.

3. Использовать как новые, так и традиционные формы и методы работы с семьей.

4. Формировать позитивное отношение родителей и учащихся к школе.

5. Организовать творческую деятельность для реализации совместных проектов.

Срок реализации проекта: долгосрочный проект

1 сентября 2014 г – 30 мая 2015 г (один учебный год)

Участники проекта.

В реализации данного проекта участвует тройственный союз учитель-ученик-родитель.

В совместной деятельности участвуют:

3. Этапы реализации проекта:

Проект состоит из трех этапов.

Первый этап - организационно-подготовительный.

Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.

Второй этап, основной - практический.

Цель: налаживание позитивной связи: школа - ребенок - семья.

Необходимо, чтобы семейное воспитание нахо­дилось в гармонии со школьным воспитанием, чтобы не было педагогического противостояния семьи и школы. Поэтому значительное место в реализации про­екта отводится психолого-педагогическому просвещению родителей, которое предполагает разнообразные формы работы. А также совместная деятельность всех участников образовательных отношений.

Третий этап, заключительный - рефлексия.

Цель: подведение итогов, мо­ниторинг, анализ результатов, эффективности реализации проекта, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

4. Основные направления реализации проекта

Основными направлениями реализации проекта являются:

1. Диагностика семьи:

изучение образа жизни семей;

выявление особенностей семейного воспитания;

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

выявление положения детей в системе семейных отношений.

2. Работа с социально неблагополучными семьями:

составление социального паспорта класса;

составление списка многодетных, малообеспеченных, соци­ально неблагополучных семей;

обследование жилищных и материальных условий опекунских,

малообе­спеченных, неблагополучных семей;

3. Взаимодействие семьи и школы:

создание условий для участия родителей в воспитательной деятельности школы;

организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета;

работа родительского лектория; проведение дней открытых дверей в ОО.

4. Организация полезного досуга

создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по

орга­низации совместной деятельности и досуга роди­телей и учащихся;

включение семей в воспитательную и образовательную деятельность.

5. Просветительская деятельность: организация психолого-педагогическо­го просвещения родителей через:

дни открытых дверей;

оказание психологической помощи;

предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций.

5. Формы взаимодействия педагогов и родителей:

тематические родительские собрания;

праздники семьи и класса, семейные гостиные;

спортивные состязания "Мама, папа, я - спортивная семья";

дни открытых дверей в ОУ;

выставки семейного творчества;

индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей;

лектории для родителей;

Условия реализации проекта:

 Установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.

 Создание системы просветительской деятельности с родителями и семьями учащихся.

 Насыщение проекта различными формами совместной деятельности учащихся, родителей, педагогов.

 Уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности.

 Обеспечение прав родителей на участие в управлении ОО.

 Активное включение в работу с семьей администрации школы, педагога-психолога, классного руководителя.

6. Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что мы даем родителям возможность:

проявить инициативу самим;

прочувствовать значимость коллективной творческой деятельности в процессе воспитания детей.

7. Рабочий план реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

Цель: создание банка данных о семьях учащихся. На этом этапе проводится диагностика и составление социального паспорта семьи.

Содержание деятельности

Система организационных мероприятий

Ответственные

Сроки реализации

Диагностика семей учащихся с целью выбора оптимальных форм взаимодействия.

Проведение анкетирования родителей и детей для изучения семей учащихся, взаимоотношений в семье.

Психолог, классный руководитель

Анализ результатов анкетирования, выявление социально неблагополучных семей.

Составление социального паспорта семей. Планирование совместной работы по ликвидации проблем в воспитании, знакомство с формами сотрудничества.

Психолог, классный руководитель.

Составление тематического плана реализации проекта.

Подбор различных мероприятий совместно с родителями.

Октябрь- Ноябрь 2014

Подготовка экрана настроения учащихся с целью контроля эмоционального комфорта.

Читайте также: