Педагогический опыт в начальной школе

Обновлено: 06.07.2024

Оценить 274 0

Публичное представление

собственного инновационного педагогического опыта

Змеевой Екатерины Сергеевны

Сведения об авторе:

Ф.И.О. Змеева Екатерина Сергеевна

Образование:высшее

Название (полное) учебного заведения, год его окончания:

МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2017 г.

Специальность по диплому:

Учитель начальных классов

Должность: учитель начальных классов

Педагогический стаж: 3 года

Стаж работы в занимаемой должности: 3 года

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями, предъявляемыми Стандартами второго поколениями, направленными на индивидуальное развитие личности каждого ребенка.

Основная идея: развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс.

Теоретическую основу опыта составляют:

2)Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. Планируемые результаты представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

Новизна моего опыта: Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Технология опыта

Я считаю, что эффективными средствами развития познавательных способностей на уроке являются: учебно - игровая деятельность; создание положительных эмоциональных ситуаций; работа в парах; проблемное обучение; использование ИКТ.

На уроках использую проблемные ситуации, так как проблемное обучение способствует преодолению элементов механического усвоения знаний, активизированию мыслительной деятельности учащихся и ознакомления с методами исследовательской деятельности. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Интеграция учебных занятий. Процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированное обучение.

Дифференцированный подход к ученикам с разным уровнем обученности я осуществляю и при определении домашнего задания. В результате каждый ученик уходит домой, получив новое знание, а дома он еще раз закрепляет полученное на уроках.

На уроках, чтобы заинтересовать детей, я использую много интересного занимательного материала. Это помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. В моем классе обучается 4 мальчика и 5 девочек. Форма работы разная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Не остаются без внимания в моей работе и дидактические игры. В них ученик может сравнивать, наблюдать, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, дисциплина, воля.

Результативность опыта

Проводимая работа позволяет мне получать результаты подготовки учащихся, развивает творческие и познавательные способности детей. Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, победы в конкурсах, положительная динамика обучения учащихся.

Показатели качества знаний учащихся подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения. По завершению

Проводимая работа позволяет мне получать результаты качественной подготовки учащихся, развивать их творческие и познавательные способности, которые подтверждаются результатами участия детей в предметных олимпиадах и различных конкурсах.

Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.

Я, Крюкова Наталия Владимировна, учитель начальных классов ФСОШ №1. В 1999 г. окончила Курский педагогический университет по квалификации учитель начальных классов.

Стаж работы в должности – 20 лет. Имею высшую квалификационную категорию с 2008 г. Преподаю литературное чтение, русский язык, математику, окружающий мир, технологию в начальных классах.

Мне по душе высказывание великого педагога К.Д. Ушинского: “Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель”. Опыт моей восемнадцатилетней педагогической деятельности пусть и не очень большой, окончательно убедил меня в том, что учителю необходимо постоянно работать над собой,работать для профессионального роста, что позволяет идти в ногу с современными требованиями в области образования.

В межаттестационный период я приняла участие в различных формах методической работы. В последние два года повышаю свой профессиональный уровень через инновационные формы методической работы.В период с 2007 по 2012 год я работала над методической темой “Гуманно-личностный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста”. У моих учеников сформировалась устойчивая мотивация к учению, потребность в положительном поведении.

С 2010 года в системе российского образования произошли большие перемены: на смену стандарта первого поколения, ориентированного на содержание, пришли стандарты второго поколения, ориентированные на результат. Цели ФГОС второго поколения – научить детей учиться. Противоречия, вызванные, в первую очередь, несоответствием между программными требованиями, требованиями общества к уровню образования и реальным уровнем обучения побудили меня в 2012 году начать работу над методической темой “Формирование устойчивого познавательного интереса к изучению предметов в начальной школе через использование современных образовательных технологий, системо-деятельностного метода”. Цель: создать условия для формирования уст. познават. интереса к изучению предметов в нач.школе через исп-е современ. образ.технологий и сис-деят. метод. Для реализации целей методической работы передо мной поставлены следующие задачиФормирую у детей положительную мотивацию к учению через создание ситуации успеха, через инновационные методы работы.

Готовлю сценарии уроков и провожу их в соответствии с требованиями к урокам по ФГОС НОО с использованием системно-деятельностного метода. Адаптирую обучающихся к условиям своей педагогической деятельности. Ведущей педагогической идеей является максимальное помощь ученику в познании и самоутверждении посредством субъект-субъектных отношений.

Для реализации образовательных целей я использую современные инновационные технологии:

- технология деятельностного метода.

Я хочу познакомить вас с отдельными элементами системно-деятельностного подхода в рамках проведения уроков. Так, на уроках русского языка обучающиеся моего класса дают определение учебной деятельности, выступают в роли понимающего, а учитель – в роли автора.

Определяют свою цель: правильно понять автора, слушать и слышать, задавать вопросы. А я в свою очередь в роли автора точно передаю свою мысль, говорю понятно, отвечаю на вопросы понимающего. На уроках математики, в ходе выполнения пробного действия, обучающиеся сталкиваются с незнанием и сами находят способ, как это незнание решить,

ставят перед собой цель, составляют план действий, после чего следует повторное выполнение самостоятельной работы с наименьшим количеством ошибок.На уроках литературного чтения обучающиеся познакомились с новым качеством – любознательность. Его определением: с желанием, с любовью узнаю новое. В свою очередь значение понятия “новые знания” обучающиеся дают самостоятельно (это быть умнее, делать мир лучше).На уроках окружающего мира обучающиеся учатся высказывать свое мнение, давать совет, пожелание учителю в проведении учебного занятия.

Самостоятельная постановка цели, определение темы урока, работа в группах, а на этапе рефлексии определение уровня своих знаний и умений с помощью лесенки успеха – все это способствует формированию устойчивого познавательного интереса.

На уроках технологии – проектно-исследовательская деятельность как самостоятельная, так и в сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования.

Работа в рамках методической темы позволила мне достичь определенных положительных результатов:

- Одним из самых главных результатов своей работы я считаю сформированность у большинства обучающихся устойчивого интереса к обучению.

Мои 22 второклассника за 2 учебных года пропустили всего лишь 25 дней и ни одного дня по неуважительной причине. Здоровьесберегающие технологии я ставлю во главу угла. С каждым ребенком я работаю, как со своим собственным. Ставя себя в роль матери и учителя одновременно, я работаю над формированием интеллектуального психологического и физического развития. Наряду с уроками для повышения ученой мотивации провожу дополнительные занятия с обучающимися. Мне приятно отметить, что в нашем учебном заведении приветствуется и стимулируется дополнительная работа учителя.Наблюдается положительная динамика и повышенные результаты участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах на различных уровня.В моем классе 22 обучающихся. Из них 10 девочек и 12 мальчиков. Все обучающиеся из социально благополучных семей.

Как классный руководитель использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей младшего школьного возраста. Справедливое отношение к каждому ребенку, тесная связь с родителями помогают мне в формировании личности ребенка, его социализации. Распространяю опыт своей педагогической деятельности через участие в работе школьного, муниципального методических объединений, районных секций учителей начальных классов, во всероссийских конференций.

Имею персональный сайт в Социальной сети работников образования с 2013 года, публикации в областных сборниках (Педагогический поиск), Всероссийском журнале “Начальная школа”, дистанционных порталах работников образования.

В рамках работы методического объединения осуществлялось преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

На протяжении двух лет – руководитель ШМО УНК, организую работу учителей и межсетевое взаимодействие учителей начальных классов района.

В связи с введением ФГОС возникла потребность в дальнейшем формировании устойчивого познавательного интереса к предметам, преподаваемым в начальной школе инновационными педагогическими средствами.

Ожидаемые результаты в дальнейшей работе над методической темой:

- Создание такой ситуации, при которой ребенок чувствует себя личностью, находящейся в центре внимания учителя, одноклассников.

- В системе отслеживать динамику познавательной активности.

- Постоянно анализировать уровень интереса к предметам, способность к творчеству.

Модель выпускника начальной школы определена в программе развития школы на 2013-2016 годы.

Работу учителя совмещаю с общественной работой:

- Летний оздоровитетельный лагерь

Опыт моей работы отмечен на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (грамоты мои)

Опираюсь на опыт учителей, работающих по ФГОС второго поколения.

1. ПРОГРАММА надпредметного курса “МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ” по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1?4 классов общеобразовательной начальной школы

Научный руководитель - Л.Г. Петерсон д.п.н., профессор кафедры начального и дошкольного образования АПК и ППРО, директор Центра системно-деятельностной педагогики “Школа 2000. ” АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год.

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Константинова Наталья Борисовна , учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №1Краснодарского края г. Армавира

3. Программа “Психолого-педагогическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в рамках сетевого взаимодействия в ОУ Фатежского района Курской области на период 2010-2015гг.” - Грибова Н.И. (село Верхний Любаж Фатежского района Курской области);

4. Р.В. Чаплыгина, Т.С. Чаплыгина- учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ “Фатежская СОШ №2" Фатежского района Курской области

ФГОСы, как ни странно, открыли во мне талант, конечно же не поэта, но человека, склонного к образному восприятию действительности. В 2012 году я написала и опубликовала во Всероссийском журнале “Начальная школа” стихи о новых стандартах. Они заканчиваются следующими словами:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея: развитие творческих способностей учащихся.

Цель: главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности.

Сведения об авторе:Лысенко Светлана Анатольевна – учитель начальный классов

Образование: Орджоникидзевское педагогическое училище №1, 1982 год.

Специальность по диплому: Учитель начальных классов .

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1 с. Октябрьское

Должность: Учитель начальных классов.

Педагогический стаж: 32года.

Стаж работы в занимаемой должности: 32года.

Квалификация: первая квалификационная категория

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

1. Актуальность и перспективность опыта

Федеральный государственный стандарт начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

И с первых дней обучения учащихся в школе стараюсь сделать их творцами учебно-воспитательного процесса.

2. Концептуальность опыта

Чтобы создать условия, способствующие формированию творческих способностей, развитию духовно богатой личности, необходимо научить детей понимать и осваивать новое, быть открытыми и уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели я определила следующие задачи:

- формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания;

- развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- находить нестандартные решения любых возникающих проблем;

- воспитывать интерес к участию в творческой деятельности.

Новизна моего опыта заключается в том, что раскрытие и развитие творческих способностей осуществляется не периодически, а систематически и поэтапно, что стимулирует у ребенка интерес к учебе.

3 . Наличие теоретической базы опыта.

В истории педагогики проблема творчества всегда была одной из самых актуальных. Однако до сих пор проблема остаётся наименее изученной в теории и недостаточно представленной в практике воспитания детей. Это обусловлено сложностью данного явления, скрытностью механизмов творчества. Как правило, во всех определениях творчества отмечается, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребёнка.

Кого можно считать творческой личностью? Какие личностные качества людей обеспечивают им успех в творчестве? За основу творческой личности я взяла обобщённую характеристику, предложенную Савенковым и созданную им на основе зарубежных и отечественных исследователей. По мнению А. И. Савенкова это:

• Способность удивляться и видеть проблемы.

• Любопытство и любознательность.

• Оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных).

• Гибкость мышления (способность быстро и легко находить новые стратегии действия, устанавливать ассоциативные связи).

• Продуктивность мышления (способность легко и в большом количестве генерировать новые идеи). Чем больше идей, тем больше творческих возможностей их развития.

Данные теоретические положения стали основой моего опыта.

4. Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея – развитие целостной гармоничной личности школьника, формирование творческих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого. Я принимаю ребёнка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями и характером. В связи с этим особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого потенциала каждого ученика.

Я считаю, что необходимо учитывать физиологические особенности ребенка, различный уровень обучаемости, готовности к участию в творческой деятельности. В своей работе я основываюсь на гуманной педагогике. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.

5. Оптимальность и эффективность средств.

Нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов — памяти, внимания, воображения и др. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. На долю математики выпала активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления. Развивать мыслительную деятельность можно как на уроке так и во внеурочное время ( различные мероприятия, классные часы, факультативы. ) В геометрическом материале очень много общего с художественным восприятием мира, поскольку большое место в геометрии принадлежит образному мышлению. Это можно использовать, т.к. мышление младших школьников наглядно-образное и наглядно-действенное. Сколько всевозможных дидактических, ролевых игр!

Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. Геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, решение частично-поисковых задач разного уровня, задания на выявление закономерностей.…Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Подготовка начинается задолго до того, как дети будут писать сочинение. Они выписывают отрывки из стихов, собирают иллюстрации, наблюдают, идут в библиотеку и ищут нужные статьи. На уроке каждый старается поделиться знаниями, которые он добыл. Такое направление работы развивает у школьников творческий поиск, умение отбирать нужный материал к уроку, самостоятельно добывать знания.

Сочинения помогают детям глубже познать свои чувства, приучают к стройному и последовательному мышлению, повышают самоуважение, развивают интерес к литературному творчеству. Они помогают лучше понять внутренний мир детей. Творческие работы в продуманной системе приводят к постепенному овладению богатством русского языка, к умению пользоваться этим богатством.

Такая работа приносит удовольствие детям от собственных открытий, что является субъективным творческим процессом.

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения зданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос).

Дифференцированное обучение - главное направление работы, так как оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих, и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.

В своей педагогической деятельности я активно использую технологии личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании, своеобразие которых заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными возможностями и способностями.

Поскольку в классе я работаю одновременно с учащимися различными по подготовке, особенностями мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться, мною разработана система заданий разного уровня трудности. Кроме того, индивидуальная учебная деятельность ребенка сочетается с его работой в паре или в группе, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. При этом если ученик не может что-то выполнить индивидуально, он сможет это сделать с помощью соседа по парте или в группе. А то, что представляет сложность для конкретной группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности.

Развитие способностей учеников в начальной школе зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для их восприятия является учебный материал. Известно, что у младших школьников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьников эмоциональное отношение. Компьютерные технологии дают учителю такие возможности, стирая грань между учебой и игрой и превращая изучение самых трудных тем в увлекательное путешествие по стране знаний.

Незаменимым помощником учителя является программа Power Point, позволяющая готовить мультимедийные презентации к урокам по любому предмету. Используя слайд–фильмы, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с младшими школьниками, владеющими разной степенью освоения учебного материала. Я использую мультимедийные презентации для объяснения новой темы, контроля знаний и как средство подачи информации.

Во внеурочной деятельности провожу различные конкурсы, дающие возможность раскрыться каждому ребенку. Традиционными в нашем классе стали: конкурсы чтецов, конкурсы рисунков, различные конкурсы поделок, конкурсы инсценированной сказки.

Я сделала вывод, если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие творчества учащихся и заниматься этим в системе, то можно добиться более высоких результатов.

Развитие всех способностей человека, в том числе и творческих, происходит, как правило, в деятельности. Учебная, как основной вид деятельности младших школьников, помогает развитию творческих способностей последних.

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых)

Мои ученики активно осваивают образовательное пространство школы – кружки, секции. Полученные знания, умения и навыки положительно отражаются и на учёбе.

Учащиеся активно участвуют в различных конкурсах муниципального, республиканского, российского и международного значения.

Учащимися моего класса проводятся исследования в таких областях, как окружающий мир, история, технология, литературное чтение и др., что, безусловно, способствует развитию и творческих способностей детей.

Проектная деятельность – движущая сила развития и воспитания младших школьников, развития у них творческих способностей и воспитания у них нравственной, трудовой, интеллектуальной, информационной, экологической, художественной, эстетической культуры. Поэтому особое внимание я уделяю воспитанию и обучению на основе этого метода. Ведь основы творческого мышления, самостоятельности, самооценочной и оценочной деятельности, коммуникативные умения и прочие качества должны закладываться именно в младшем школьном возрасте.

В заключение

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть истины, известные некоторым, и наконец открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь.

Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.

8.Список использованной литературы.

• Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1983.

• Белозерских Г.М. Развитие творческого потенциала личности.// Начальная школа. - 1994. - №11. - С.22-24.

• Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр "Педагогический поиск", 1999г.

• Афонина Р. М. Развитие творческого мышления учащихся в процессе

• Дмитриева Н.Я. Казакова А.Н. Мы и окружающий мир, 1 - 4 класс.

• А.А. Плешаков. Окружающий мир, М.: Просвещение, 2012.

• Новое время - новая дидактика: Педагогические идеи Л. В. Занкова и школьная практика. Сб. статей, посвященных 100-летию со дня рождения Л. В. Занкова.//Самара, 2001.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы учителя начальных классов

Репиной Ольги Александровны

Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным,

вот задача первоначального обучения.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить, самому сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.

В связи с ФГОС 2 поколения приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить:

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Сегодня школа должна формировать людей с новым типом мышления, инициативных, творческих личностей, смелых в принятии решений, компетентных. Следовательно, чтобы реализовать, эти задачи необходимы нововведения - инновации. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы, формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

В последнее время интерес школьников к учению резко упал, чему в определённой степени способствовали устаревшие формы урока. Поиск инноваций в формах обучения привёл к появлению так называемых нетрадиционных уроков.

Нетрадиционный урок – импровизированное учебное занятие со свободной структурой. По своему назначению он может быть и уроком изучения нового, и уроком повторения, и обобщающим, и уроком комбинированного типа. Цель нетрадиционных уроков - разнообразить учебную деятельность, что способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.

Для меня важно, что бы мои уроки запомнились детям, поэтому я использую в своей работе именно эти формы и методы обучения, которые помогают мне сделать урок более увлекательным. Использование нетрадиционных уроков позволили выделить свои плюсы в этой форме обучения:

– отказ от шаблона;

– максимальное вовлечение учащихся класса в активную деятельность;

– не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

– развитие коммуникативных навыков;

– скрытая дифференциация учащихся по учебным возможностям, способностям и склонностям.

Надо заметить, что в выборе нестандартных уроков необходима мера. Ученики привыкают к необычным способам работы, теряют интерес, успеваемость заметно понижается.

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, мини игры).

Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартность, оригинальность необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес и способствуя совершенствованию учебного процесса.

Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей детей и самого учителя. Именно поэтому свою работу в первом классе я построила на использовании нетрадиционных форм обучения, так как большое число детей пришедших ко мне в класс не посещали дошкольные учреждения. У детей не была сформирована позиция школьника, наблюдалась слабая учебная мотивация. Внимание было рассеянным, активность учащихся на уроке – низкой.

На данном этапе обучения, в классе наблюдается более высокий уровень учебной мотивации, дети стали более активны на уроках. Основываясь на анализе, за обозначенный мною период, можно говорить о продуктивности такой инновационной формы обучения, как нетрадиционный урок.

Эффективны для поддержания интереса к учению у младших школьников , индивидуальные формы работы с опорой на дифференциацию. Дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация, основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых, создают благоприятные условия для развития личности в личностно-ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:

построение дифференцированного процесса обучения невозможно без индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;

обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности;

только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения.

Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности- раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Сильному даю задание с усложнением, слабому попроще, но объемнее. Применяю в своей работе карточки, составленные из заданий разного уровня сложности, где ребенок сам может решить, до какого момента ему работать. Большое место на уроке уделяю самостоятельной работе. В этом мне помогает и учебник, и дидактические материалы. В классе есть группа взаимопомощи, состоящая из сильных учеников, которые оказывают помощь более слабым ученикам (воспитывается доброжелательное отношения друг к другу, чувство взаимопомощи, коллективизма).

важно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия, его программной задачей; преимущество отдается стихам с четким ритмом, так как под них легче выполнять разнообразные движения;

текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т. к. при произнесении текста детьми у них может сбиться дыхание.

Учитель может придумать и использовать различные движения для конкретных классов, с учетом индивидуальных особенностей детей.

Ежедневно провожу прогулки, экскурсии в группе продлённого дня. В любую погоду стараемся проводить время на свежем воздухе.

Контроль над знаниями, умениями и навыками осуществляю в стандартной форме: индивидуальный опрос, фронтальный, тестирование, математические и орфографические диктанты, контрольные и проверочные работы, так и в виде блиц-опросов, аукционов правил, составления и выполнения алгоритмов. Применение тестов с 1 класса способствует получению положительных результатов. Практикую само и взаимопроверки для оценки учебной деятельности учащихся. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Знание теоретического материала детьми отслеживаю через систему мониторинга. Каждым учеником моего класса ведется портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения.

Но говорить о полной реализации моей цели слишком рано, так как я всего лишь четыре года работаю в школе. Я знакомлюсь с современными образовательными технологиями, учусь работать применяя их. Очень хотелось бы освоить работу с интерактивной доской, обязательно продолжу работу по применения проектной технологии, технологии модульного обучения, буду изучать методики повышения уровня учебной мотивации школьников.

Сегодня, чтобы уверенно ступать на пути педагогического поиска, я понимаю, что нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда.

Читайте также: