Что такое группировка в музыке определение кратко

Обновлено: 02.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.

Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.

Группировка в инструментальной музыке

  • количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
  • Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
  • При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
  • Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
  • Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.

Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.

Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.

Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.

Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).

Группировка в вокальной музыке

  • Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
  • Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
  • Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.

Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.

В музыке звуки организованы во времени. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Сильная доля – акцентированная доля. Слабая доля – доля без акцента (ударения).


Метр бывает двух разновидностей:



Двухдольный Трехдольный
– метр, в котором на одну сильную долю приходится одна слабая доля: 2/4, 4/4, 2/2 – метр, в котором на одну сильную долю приходятся две слабые доли: 3/4, 3/8, 9/8

Метр находит своё выражение в размере, где верхняя цифра указывает, сколько долей в такте, а нижняя цифра – какие эти доли по длительности.

Такт – это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей. Тактовая черта ставится перед сильной долей.

Затакт – неполный такт, когда музыка начинается со слабой доли. Затакт не превышает половины такта. В последнем такте не хватает такого числа длительностей, которое было в затакте и таким образом первый и последний такты в сумме образуют полный такт.

1. простые – это размеры, имеющие одну сильную долю:2/4, 3/4, 3/8.


2. сложные – это размеры, состоящие из двух или более простых одинаковых размеров: 4/4, 6/8, 9/8, 12/8. Первая доля сложного метра является сильной, первые доли входящих других метров называются относительно сильными.


3. смешанные – это размеры, состоящие из двух или более простых неодинаковых размеров: 5/4, 7/4, 11/4.


Нередко в народной музыке, а также в музыке ХХ в. на протяжении одного произведения возникает смена размеров. Такая метрика называется переменной или свободной.

Чередование размеров бывает равномерное и неравномерное. при равномерном чередовании (чаще всего двух размеров) обозначение может быть написано при ключе в виде двух дробей. При неравномерном чередовании размеров обозначение их в нотном тексте пишется перед сменой размера.

Иногда в хоровых и оркестровых партитурах можно встретить написание партий различных инструментов и голосов в разных размерах. Подобное сочетание нескольких различных метров одновременно называется полиметрией.

Ритм

Ритм –чередование звуков различной длительности, организованное посредством метра. Ритм – это узор на строгой канве метра.

Он имеет огромное выразительное значение в музыке. Так для величавых, торжественных произведений характерен более крупный ритмический рисунок; для весёлых, задорных – более мелкий. Пунктирный ритм придаёт музыке активный характер, ритм синкопы – танцевальный. Есть ритмические рисунки, которые характерны для некоторых музыкальных жанров.

Группировка в простых, сложных и смешанных размерах

Группировка– это объединение длительностей в ритмические группы в такте в соответствии с данным размером.

Группировка выполняется посредством объединения длительностей в группы (связанные общими ребрами), а также посредством связывания длительностей лигой. Группировкаоблегчает чтение муз. произведения.

Правила группировки:

1.Основное правило – показ метрических долей, т.е. в такте должно быть столько ритмических групп, сколько долей указано в размере.



2.Исключения:

а) одинаковые длительности объединяются одним ребром:

б) в размерах 3/8, 3/16 возможно объединение разных длительностей под одним ребром:


в) звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги:



г) нота с точкой, нарушающая показ метрических долей в такте, допускается, если эта нота начинает метрическую долю:


В сложных и смешанных размерах, состоящих из простых, сохраняются правила и исключения группировки. Группировка смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров. Например, группировка будет разной в размере 5/4 (2/4+3/4) и 5/4 (3/4+2/4).

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.


При наличии в произведении различных нот с мелкими длительностями музыканту, играющему это произведение, высчитать время звучания этих нот становится довольно трудно, особенно в быстром темпе. Поэтому в музыкальном письме применяется группировка длительностей – объединение нот в определённые группы.

При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (например, при размере 3/4 основной долей такта является четвертная длительность и т.д.) должны быть отделены друг от друга.

Группироваться могут восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и более мелкие ноты, т.е. ноты с “ хвостиками ” . При объединении таких нот в группы “ хвосты ” превращаются в горизонтальные линии, называемые “ ребрами ” .

В первых тактах первого примера красными черточками для наглядности отмечены границы долей.

В правиле группировки длительностей есть некоторые исключения:


1) Можно объед и нить несколько групп общим ребром, если все ноты, из которых состоят эти группы одинаковые, например:


2)В размере 3/8 допустимо слияние основных долей:

3)В случае большого количества одинаковых мелких нот, каждая долевая группа может быть подразделена на 2 или 4 равные друг другу побочные группы:

Первый такт такой же, как и второй, но во втором такте долевые группы подразделены на подгруппы. Так легче и быстрее воспринимается нотный текст.

В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Но в основном пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.

При группировке нот в сложных размерах группируются ноты простых размеров, составляющих сложный. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно либо указать одну ноту длительностью в такт, либо указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой. Второй вариант более традиционный.

Читайте также: