Что такое группировка в музыке определение кратко
Обновлено: 02.07.2024
Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Выделенные серверы
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.
Группировка – разделение в такте нотных знаков на группы соответственно строению размера.
Группа нот (ритмическая группа) – ряд одинаковых или различных длительностей, объединённых общим ребром (вязкой). Четверти и более крупные длительности без рёбер групп не образуют, но они подразумеваются. В необходимых случаях эти длительности объединяются горизонтальной квадратной скобкой.
Группировка в инструментальной музыке
- количество групп в одном такте должно соответствовать количеству счётных долей в такте, т.е. числителю показателя размера.
- Крупные длительности, соответствующие целому числу метрических долей, обычно записываются одной нотой
- При мелком ритмическом дроблении группа может быть разделена на подгруппы, объединённые одним общим ребром (вязкой).
- Паузы не группируются, но могут дробиться или входить в состав групп на общих с нотами основаниях
- Слигованные длительности внутри групп записываются одной нотой; длительности, выраженные одной нотой и переходящие из одной группы в другую (или из такта в такт) разбивают на две и объединяют лигой; исключение – ноты с точкой (реже с 2 или 3), но если в долевой группе больше, чем одна нота, то точка у последней ноты этой группы, заимствующая часть из следующей доли, не рекомендуется из-за недостаточной наглядности.
Столько групп, сколько простых размеров, входящих в состав данного сложного, а сумма длительностей в каждой группе должна равняться одному простому такту, являющемуся составной частью этого сложного такта. В остальном же правила группировки те же, что и в простых размерах. Широкоупотребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
Сложные смешанные размеры: группировка здесь должна подчёркивать внутреннюю структуру данного смешанного размера, т.е. каждая группа по сумме длительностей будет равняться одному простому такту, входящему в состав сложного смешанного такта, но т.к. здесь сочетаются разнообразные такты, то группы могут быть не равны между собой.
Иногда внутренняя структуру смешанного размера указывается в самом его обозначении (в скобках) или проставляется в виде вертикальной пунктирной черты внутри самих тактов, при этом структура их может быть и переменной. В более простых случаях (т.е. когда структура ясно вытекает из самой мелодии и словесного текста) внутритактовая структура смешанных размеров обычно не указывается.
Порой встречаются отклонения от описанных выше правил группировки из-за стремления подчеркнуть или специфический характер (например, синкопы), или особенности фразировки, или появление в рамках данного размера иных метрических акцентов (в этом случае ребра, объединяющие группы нот, иногда проходят даже через тактовую черту).
Группировка в вокальной музыке
- Если на один слог текста приходится лишь один звук, то эта нота не группируется с соседними нотами
- Если один слог текста распевается на двух и более звуках, то соответствующие им ноты подчиняются правилам группировки в инструментальной музыке. Все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются лигой
- Распевание слогов на нескольких (трёх и более) звуках особенно характерно для русских народных протяжных песен, но присущи так и итальянским колоратурным ариям.
Группировка в вокализах, которые распеваются на один гласный звук, подчиняется общим правилам.
В музыке звуки организованы во времени. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Сильная доля – акцентированная доля. Слабая доля – доля без акцента (ударения).
Метр бывает двух разновидностей:
![]() |
Двухдольный | Трехдольный |
– метр, в котором на одну сильную долю приходится одна слабая доля: 2/4, 4/4, 2/2 | – метр, в котором на одну сильную долю приходятся две слабые доли: 3/4, 3/8, 9/8 |
Метр находит своё выражение в размере, где верхняя цифра указывает, сколько долей в такте, а нижняя цифра – какие эти доли по длительности.
Такт – это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей. Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Затакт – неполный такт, когда музыка начинается со слабой доли. Затакт не превышает половины такта. В последнем такте не хватает такого числа длительностей, которое было в затакте и таким образом первый и последний такты в сумме образуют полный такт.
1. простые – это размеры, имеющие одну сильную долю:2/4, 3/4, 3/8.
2. сложные – это размеры, состоящие из двух или более простых одинаковых размеров: 4/4, 6/8, 9/8, 12/8. Первая доля сложного метра является сильной, первые доли входящих других метров называются относительно сильными.
3. смешанные – это размеры, состоящие из двух или более простых неодинаковых размеров: 5/4, 7/4, 11/4.
Нередко в народной музыке, а также в музыке ХХ в. на протяжении одного произведения возникает смена размеров. Такая метрика называется переменной или свободной.
Чередование размеров бывает равномерное и неравномерное. при равномерном чередовании (чаще всего двух размеров) обозначение может быть написано при ключе в виде двух дробей. При неравномерном чередовании размеров обозначение их в нотном тексте пишется перед сменой размера.
Иногда в хоровых и оркестровых партитурах можно встретить написание партий различных инструментов и голосов в разных размерах. Подобное сочетание нескольких различных метров одновременно называется полиметрией.
Ритм
Ритм –чередование звуков различной длительности, организованное посредством метра. Ритм – это узор на строгой канве метра.
Он имеет огромное выразительное значение в музыке. Так для величавых, торжественных произведений характерен более крупный ритмический рисунок; для весёлых, задорных – более мелкий. Пунктирный ритм придаёт музыке активный характер, ритм синкопы – танцевальный. Есть ритмические рисунки, которые характерны для некоторых музыкальных жанров.
Группировка в простых, сложных и смешанных размерах
Группировка– это объединение длительностей в ритмические группы в такте в соответствии с данным размером.
Группировка выполняется посредством объединения длительностей в группы (связанные общими ребрами), а также посредством связывания длительностей лигой. Группировкаоблегчает чтение муз. произведения.
Правила группировки:
1.Основное правило – показ метрических долей, т.е. в такте должно быть столько ритмических групп, сколько долей указано в размере.
2.Исключения:
а) одинаковые длительности объединяются одним ребром:
б) в размерах 3/8, 3/16 возможно объединение разных длительностей под одним ребром:
в) звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги:
г) нота с точкой, нарушающая показ метрических долей в такте, допускается, если эта нота начинает метрическую долю:
В сложных и смешанных размерах, состоящих из простых, сохраняются правила и исключения группировки. Группировка смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров. Например, группировка будет разной в размере 5/4 (2/4+3/4) и 5/4 (3/4+2/4).
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.
При наличии в произведении различных нот с мелкими длительностями музыканту, играющему это произведение, высчитать время звучания этих нот становится довольно трудно, особенно в быстром темпе. Поэтому в музыкальном письме применяется группировка длительностей – объединение нот в определённые группы.
При группировке длительностей в простых размерах основные доли такта (например, при размере 3/4 основной долей такта является четвертная длительность и т.д.) должны быть отделены друг от друга.
Группироваться могут восьмые, шестнадцатые, тридцатьвторые и более мелкие ноты, т.е. ноты с “ хвостиками ” . При объединении таких нот в группы “ хвосты ” превращаются в горизонтальные линии, называемые “ ребрами ” .
В первых тактах первого примера красными черточками для наглядности отмечены границы долей.
В правиле группировки длительностей есть некоторые исключения:
1) Можно объед и нить несколько групп общим ребром, если все ноты, из которых состоят эти группы одинаковые, например:
2)В размере 3/8 допустимо слияние основных долей:
3)В случае большого количества одинаковых мелких нот, каждая долевая группа может быть подразделена на 2 или 4 равные друг другу побочные группы:
Первый такт такой же, как и второй, но во втором такте долевые группы подразделены на подгруппы. Так легче и быстрее воспринимается нотный текст.
В правописании внутритактовых синкоп допускается отступление от правила группировки длительностей. Но в основном пишут и при помощи лиги, двумя нотами, придерживаясь правила группировки. Междутактовые синкопы записывают двумя нотами, связывая их лигой через тактовую черту.
При группировке нот в сложных размерах группируются ноты простых размеров, составляющих сложный. Если такт содержит единственную ноту, длительность которой равна длительности такта, то можно либо указать одну ноту длительностью в такт, либо указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив их лигой. Второй вариант более традиционный.
Читайте также: