Педагогический эксперимент в школе

Обновлено: 04.07.2024

Применяют эксперимент в роли исследовательского метода для решения научно-методических проблем в психологии и педагогике. Активность и многофакторность процесса в педагогике обусловливают применение определённо комплексного опыта педагога, который поможет найти преимущества и недостатки, объяснить ценности, раскрыть внутренние взаимосвязи и зависимости в явлениях и процессах педагогики. Поэтому этот приём является самым достоверным в исследовании явлений, фиксирования прецедентов, рассмотрения изменений и развития участников процесса в педагогике. Выделяют групповой педагогический эксперимент, который предоставляет возможность изучать причинно-следственные связи, внутренние информаторы развития, что помогает выйти на теоретический этап исследования изучаемых вопросов.

Эксперимент в педагогике – это изменение или активизация конкретных действий для проведения исследования в подходящих, определённо фиксируемых и контролируемых условиях.

Особенности проведения эксперимента в педагогике это:

  • В ход исследования могут вмешаться изыскатели, что является запланированным действием.
  • Возможность несколько раз воссоздать исследуемые явления в разных условиях, что относится к изменению их параметров.

Эксперимент предоставляет возможность разложить действия педагога на несколько составных, изменить условия, в которых они функционируют, рассмотреть и проверить воздействие на результаты конкретных моментов, следить за формированием и развитием конкретных сторон и связей, уточнять полученные результаты. Также эксперимент можно использовать для проверки частных и общих гипотез, определённых выводов, установки и уточнения прецедентов, определения производительности используемых элементов.

Эксперимент в педагогике называют специфическим комплексом всех методов исследования, который способствует научно-обоснованной и доказательной проверке верности назначенного в самом начале исследования предположения.

Виды педагогического эксперимента

Выделяют такие основные виды эксперимента в педагогике:

  • Естественный и лабораторный. Естественный проводится в обычных условиях обучения и воспитания. Учёный в начале изучает состояние работы, поведение учеников, а потом меняет содержание, формы, методы учебного и воспитательного процесса. Также учитывается уровень подготовки и воспитанности учеников. В конце делается вывод о производительности применяемой системы в обыкновенных условиях. Для лабораторного опыта собирается группа учеников, с которыми происходит подобная работа в специальных условиях, и делаются выводы об эффективности процесса.
  • Констатирующий и формирующий тип. Для констатирующего изыскатель показывает методом эксперимента только состояние педагогической системы, которая изучается. Для формирующего изыскатель применяет специальную систему мер, которые формируют у учеников качества личности, совершенствуют учебную деятельность и поведение. Для проведения таких экспериментов ученики делятся на 2 группы – контрольную и экспериментальную. Деление на такие группы происходит при помощи обыкновенной выборки, при этом выбирается одинаковый уровень обученности или воспитанности учеников до начала опыта. Возможно выделение только одной группы, без контрольной. При этом выделяется уровень обучаемости или воспитанности, и других особенностей до и после проведения эксперимента. Это зависит от желаемых результатов эксперимента.

Этапы проведения эксперимента

Выделяют такие этапы эксперимента с целью изучения организаторской деятельности по развитию в школе опытно-экспериментального работы:

  • Диагностический. На этом этапе проводится анализ трудностей, которые появляются у учителей, состояния учебного и воспитательного процесса, выявления и формулировка проблем, нуждающихся в быстром устранении благодаря специальным конфигурациям. Также изучение новых методов, технологий, текстур, списков возможностей. Одним словом, главная задача – найти проблемы и трудности и объяснить их важность.
  • Прогностический. Здесь производится установка определённой цели, нахождение задач, которые необходимо выполнить, формулировка гипотезы, прогнозирование преимуществ и недостатков проведённого процесса, продумывание компенсационных средств. Главная задача в том, чтобы изучить развёрнутую программу эксперимента.
  • Организационный. Необходимо найти критерии для проведения программы, подготовка материальной основы, распределение обязанностей, организация определённой подготовки кадров, методическое обеспечение по работе с экспериментом.
  • Практический. Проводятся начальные контрольные проверки, внедрение новых технологий, контроль за процессом, результатами, исправление экспериментальной технологии.
  • Обобщающий. Нам этом этапе обрабатывается материал, соотносятся итоги процесса с поставленными задачами, проводится полный анализ, исправляются и формируются гипотезы с полученными результатами, оформляется и описывается ход и итоги деятельности.
  • Внедрение. Новая методика вводится в педагогический коллектив.

Важно правильно выбрать критерий производительности предлагаемой системы мер. Такие аспекты должны подходить под такие принципы:

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Научная деятельность в педагогике – процедура не просто интересная, но и полезная. Она способствует совершенствованию методов преподавания, образовательных программ, выявлению реальных актуальных проблем и созданию современных способов их решения. Притом в этой сфере она просто немыслима без проведения эксперимента.

Заниматься научной деятельностью в образовательной среде могут студенты, осваивающие педагогический профиль, а также практикующие специалисты. Сегодня мы расскажем об особенностях, важности педагогического эксперимента и порядке его проведения.

Что это такое?

Педагогический эксперимент представляет собой часть научно-исследовательской деятельности, связанную с диагностикой, подтверждением проблемы в области образования, психологии и разработкой эффективного метода решения, его проверки. Необходимость его проведения обусловлена рядом факторов:

Эксперимент в педагогике и психологии можно представить в виде действий исследователя, направленных на определение проблемы (подтверждение его догадок) и разработку ее решения с учетом текущих параметров (условий и возможностей).

Педагогический эксперимент чаще всего используется для проверки частных и общих гипотез, определения эффективности привычных схем и методик преподавания, уточнения отдельных фактов и моментов (с которыми педагог сталкивается на ежедневной основе), повышения производительности труда учащихся и лично преподавателя.

Фактически педагогический эксперимент – это комплекс действий, позволяющий грамотно и обоснованно диагностировать проблему, определить причинно-следственные связи и разработать систему мер по ее решению с учетом современных приемов, достижений науки и техники, возможностей исследователя и учащихся.

Условия для организации и проведения педагогического эксперимента

В этом мероприятии обязательно должны присутствовать две стороны: преподаватель и учащиеся. Притом проводить исследование может как сам педагог, так и вышестоящие ведомства. Поэтому о ходе проведения эксперимента будет знать конкретное лицо, затеявшее научное изыскание.

Организация и реализация всех действий происходит преимущественно в учебном заведении, реже – непосредственно в контрольно-надзорном ведомстве с целью профилактики и решения актуальных проблем в сфере образования и психологии.

Условия реализации педэксперимента

Что нужно для организации и проведения педагогического эксперимента?

Проведение педагогического эксперимента должно быть тщательно спланированным. Автору научной работы подробно расписать каждый шаг, каждое действие, а также пометить: что он ожидает получить от его реализации.

Гипотеза автора формируется с учетом принципов точности и конкретики должен отражать направление следования, цель исследования, проблему и способ ее решения. Организатор должен посредством гипотезы показать новизну и возможности исследования, подчеркивать разницу между традиционными способами решения проблемы и его предложением.

Проведение педагогического эксперимента напрямую связано с пополнением доказательной базы. Важно моментально или оперативно фиксировать получаемые результаты, так как повторить эксперимент можно всегда, но получить точно такие же результаты – маловероятно. Поэтому педагогический эксперимент должен быть на постоянном контроле у организатора.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Педагогический эксперимент должен иметь определенные границы: сроки проведения, объект исследования, способ проверки, инструменты, материалы, методическое обеспечение и пр. Такой подход позволит исследователю сразу и полностью обеспечить себя и подопечных необходимыми сведениями, базами, данными и проверить гипотезу, при необходимости скорректировать план действий.

Результаты научных изысканий должны быть отражены в выводах автора, рекомендациях, которые подчеркнуть низкую эффективность традиционных форм и необходимость их изменения.

Не менее важным условием для организации и проведения эксперимента в педагогике является то, что исследователь должен быть беспристрастным, объективным и честным.

Виды научного эксперимента

На практике выделяют два основных основания, по которым классифицируют эксперимент в педагогике:

Здесь принято проводить естественный или лабораторный (искусственный) эксперимент.

Первый предполагает, что исследователь будет базироваться на таком приеме, как наблюдение. То есть все мероприятия будут реализовываться в привычном темпе, по четкому плану в естественных условиях, без каких-либо вмешательств со стороны и новшеств, изменения порядка работы и пр. Такой подход позволяет определить текущее положение дел, диагностировать реальную проблему и решить ее с учетом личных возможностей и возможностей учащихся, специфики их подготовки, характера и пр. Естественный эксперимент позволяет решить общую проблему в системе образования.

Виды эксперимента

Классификация эксперимента

Второй – требует колоссальной подготовки. Он базируется на конкретике: подбираются те объекты, которые удовлетворяют конкретным условиям: возраст, успеваемость, пол и пр. Для его организации и проведения исследователю предстоит создать специальные условия: определить место проведения, продолжительность, программу, определить шкалу оценки результатов и пр. В этом случае организатор фактически вмешивается в образовательный процесс, регулируя факторы, условия и параметры эксперимента. Результаты такого эксперимента носят частный характер и считаются более чистыми, идеализированными, а их дальнейшее использование будет носить более узкий характер.

В этой классификации выделяют констатирующий и формирующий педагогический эксперименты.

Какие бывают эксперименты?

Классификация экспериментов по целям

Второй призван проследить изменения и тенденции в классе в динамике с учетом привнесения каких-либо новшеств, определенных действий (вмешательств) исследователя. Цель такого мероприятия заключается в активном формировании качеств, навыков и знаний. Здесь сначала констатируется текущая ситуация, затем вносятся коррективы и проверяется их целесообразность, эффективность. Формирующий эксперимент призван сформировать новые знания и навыки у подопечных, которые плодотворно отразятся на конечном результате.

Длительный, который предполагает проведение эксперимента на протяжении большого периода времени (весь учебный год, семестр или триместр).

Педагогический эксперимент по продолжительности проведения

По продолжительности проведения

Этапы проведения педагогического эксперимента

Для начала автору научной работы необходимо тщательно изучить теоретические аспекты в рамках выбранного им направления: проблема, тема и пр. Для этого целесообразно исследовать труды современных ученых, изучить последние новшества и изменения, течение проблемы на раннем и текущем этапе, определить противоречие, недостатки и выдвинуть собственную гипотезу. Как правило, тема научной работы прямо соотносится с проблемами, с которыми автор сталкивается в своей трудовой деятельности, на практике.

Этапы проведения педэксперимента

Как проводят педагогический эксперимент?

Далее исследователь приступает к диагностике. Здесь он оценивает реальное состояние дел: какая проблема присутствует, формы ее проявления, причины возникновения, влияние на конечный результат учащегося или работы педагога.

Третий этап – прогностический. Здесь организатор должен определить ключевые моменты изысканий: цель и задачи (для чего и что он намерен делать, в какой последовательности), объект и предмет, методология.

Организационный этап предполагает планирование комплекса мероприятий и подготовку всех необходимых материалов: инструкции, задания, план-конспекты занятий, форма проверки знаний и подготовки.

Далее следует практическая стадия. Когда автор приступает непосредственно к проведению педагогического эксперимента: наблюдает за подопечными и/или вводит новшества, проверяет действие собственной гипотезы, собирает доказательную базу.

Следующим шагом становится обобщение полученных результатов: анализ и оценка, соотнесение поставленной цели и полученных результатов, корректировка гипотезы или обоснование необходимости корректив плана мероприятий и проведения повторного эксперимента, формулировка выводов и рекомендаций.

Последний этап – это внедрение новоиспеченной методики или правила в повсеместное пользование. Данное действие уместно при соблюдении определённых условий: автор научной работы сумел доказать необходимость и эффективность перемен, разработал рекомендации по их внедрению и использованию, лично апробировал результаты.

Таким образом, педагогический эксперимент – это особый комплекс мер, позволяющий грамотно показать наличие проблем в сфере образования и разработать план мероприятий по их решению с учетом современных инструментов, возможностей. Он способствует обоснованному реформированию учебного процесса и образовательных программ, повышению качества обучения и облегчению работы педагогов. Именно результаты педагогического эксперимента становятся основой диссертаций, монографий и иных изысканий в сфере образования.

Осуществление опытно-экспериментальной исследовательской работы является важным средством поиска эффективных путей обучения и воспитания.

Эксперимент – это метод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факты в целях достижения оптимальных результатов.

Цель всякого эксперимента – создание нового, а потому любая экспериментальная работа предполагает творчество.

Организация эксперимента зависит от многих факторов, но прежде всего от его вида.

Различают несколько видов эксперимента:

Коллективное исследование – когда каждый из исследователей выполняет часть какой-то общей работы.

Комплексное исследование – отличается многопредметностью, включает психологический, социально-педагогический, управленческий аспекты.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем.

Любой эксперимент проходит несколько этапов:

Первый этап – ориентировочный, диагностический:

Объективный анализ и оценка образовательной ситуации, анализ состояния учебно-воспитательного процесса, выявление проблемы, ее актуальность.

Второй этап – прогностический:

Определяются цели и задачи, намечаются способы введения нового и отслеживание эффективности нововведений, составляется программа поиска. Разработка программы эксперимента.

Третий этап – организационный:

Создание условий для разработки и освоения новшеств (кадровых, методических, финансовых, мотивационных).

Четвертый этап – практический:

Выполнение запланированной работы ( эксперимент, отслеживание процесса, результатов, корректировка).

Пятый этап – обобщающий:

Итоговая диагностика, обобщение, интерпретация результатов, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, оформление результатов новшества.

Каковы же требования к эксперименту?

1. До начала эксперимента необходимо разработать его программу, в которой планы, ожидания педагога, диагностический инструментарий собраны в некую целостность, которая поможет управлять педагогическим процессом, вносить, по необходимости, коррекцию (контролируемые изменения) в учебный процесс.

2. По завершении определенного этапа эксперимента необходимо проанализировать полученные результаты, которые обычно оформляются в виде рефлексивного отчета, справки о результатах, доклада, заметки, статьи и т.д.

Структуру программы эксперимента приведем на примере программы экспериментальной работы нашей гимназии.

Любой эксперимент начинается с выбора объектной области исследования, т.е. той сферы действительности, в которой накопились важные, требующие разрешения проблемы.

Для нас объектной областью исследования стало – управление качеством образования.

Следующими шагами в эксперименте являются – определение проблемы и темы исследования.

Сущность проблемы – противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением.

Для нас, совершенно определенно выявилось противоречие между общим для всех учащихся нормативным содержанием образования и индивидуальными возможностями, склонностями, интересами.

Т.о. темой эксперимента была определена тема: “Реализация личностного потенциала учащихся на основе прогнозирования индивидуальных достижений”.

Следующий шаг – определение объекта и предмета исследования.

Объект эксперимента – педагогическое пространство, область, в границах которой находится то, что будет изучаться.

Объектом нашего эксперимента является – образовательный процесс в гимназии.

Чтобы конкретизировать, на что именно направлено педагогическое воздействие, на какие свойства, связи, отношения - нужно выделить предмет эксперимента.

Предметами нашего эксперимента являются:

Индивидуальные достижения учащихся, эффективность прогнозирования учебных результатов.

Следующим необходимым элементом разработки программы является формулировка цели эксперимента.

Цель экспериментальная отвечает на вопрос: что педагог - экспериментатор хочет создать и апробировать в результате эксперимента?

Целью нашего эксперимента стало: создать условия для реализации личностного потенциала учащихся путем проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий на основе диагностики и прогнозирования индивидуальных достижений.

Важным этапом эксперимента является конкретизация общей цели, через постановку исследовательских задач.

Задачами нашей программы являются:

1)построить образовательную практику на основе диагностики интересов и потребностей учащихся;

2)совершенствовать систему стимулирования творческой активности педагогических кадров;

3)укрепить материально-техническое, кадровое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса;

4)обеспечить условия для сохранения здоровья детей.

Поставив задачи, необходимо выдвинуть гипотезу эксперимента – логически обоснованное предположение о том, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат.

В нашем случае гипотеза сформулирована следующим образом: “Если систематически вести работу по анализу и прогнозированию индивидуальных достижений учащихся, то это будет положительно влиять на качество обученности учащихся”.

Следующей частью подготовки эксперимента является разработка диагностического инструментария – средства оценивания результатов эксперимента (выбор конкретных методик и методов исследования: (изучение литературы по теме эксперимента, анализ документации).

В программе необходимо указать сроки и этапы эксперимента, т.е.на какое время рассчитана работа. Этапы служат для фиксации промежуточных результатов, их оценивания и корректировки ( наша программа рассчитана на 2006-2010 г.г.).

Важным и обязательным компонентом программы является обозначение ожидаемых результатов. Они соотносятся с целями и задачами эксперимента.

  1. Создание насыщенной образовательной среды.
  2. Повышение качества образования.
  3. Совершенствование содержания образования, форм, методов и технологий обучения.

Что же сделано в рамках эксперимента у нас в гимназии, по созданию условий для повышения качества образования?

  • своевременный сбор информации о физическом, интеллектуальном, эмоциональном развитии, трудностях в обучении и школьной адаптации учащихся с целью организации развития и обучения в соответствии с индивидуальными возможностями, построения траектории развития каждого ребенка;
  • выработка рекомендаций для всех участников консилиума по организации единого подхода к учащимся.

Плановые консилиумы проводятся для 1,4,5,10 классов в соответствии с графиком учебной части. Внеплановые консилиумы (проводятся по запросам учителей –предметников, классных руководителей) решают вопросы о принятии каких-либо необходимых мер по вновь возникшим обстоятельствам, влияющим на обучение и развитие ребёнка.

9. В гимназии работает 4 кафедры и 5 методических объединений. Каждое из них имеет свою методическую тему, тесно связанную с темой гимназии. Каждый учитель работает над своей методической темой, есть учителя, которые в рамках комплексного исследования проводят индивидуальные исследования, разрабатывают программы экспериментальной работы.

Алгоритм составления индивидуальной программы эксперимента тот же, что и составление общей программы.

Приведу примеры тем экспериментальной работы учителей:

“Формирование компонентов учебной деятельности у учащихся начальных классов”

“Развитие орфографической зоркости с использованием нейролингвистического программирования”

“Активизация мыслительной деятельности на уроках химии” и др.

С промежуточными результатами исследования учителя выступают на кафедрах, методических объединениях, методсовете, творческих мастерских, проводимых в гимназии.

10. За последние 5 лет педагогами гимназии опубликовано более 70 статей по результатам экспериментальной и исследовательской работы в республиканских и российских изданиях. С первых дней мы участвуем в Фестивале педагогических идей “Открытый урок”, который организован Издательским домом “Первое сентября”.

11. Сегодня в гимназии исследовательской деятельности активно занимаются и учащиеся.

С 1998 года работает научное общество “СОВА”. За эти годы подготовлено более 200 исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Важной составляющей эксперимента является умение делать проблемно-ориентированный анализ.

  1. Результаты работы, которые нас не удовлетворяют.
  2. Проблемы процесса, которые являются причиной проблем результатов.
  3. Проблемы условий, которые стали причиной проблем процесса.

На основе проведенного анализа, ставятся задачи на следующий период работы.

Такой анализ позволяет более детально проводить анализ работы. По такой схеме можно проводить анализ любого проведенного мероприятия, исследования, индивидуальной работы.

9 класс делится на 2 группы, чтобы каждый ученик мог самостоятельно работать за компьютером. В первой группе, в эксперименте участвовало 10 человек. Возраст учеников – 15-16 лет. В целом, класс успевающий. Большинство учеников класса имеют достаточные знания в области информатики, свободно на них опираются при изучении нового материала. Это ученики с высоким и средним уровнем обученности. Но кроме них имеются 3 ученика, которым необходимо пристальное внимание со стороны учителя, так как они имеют пробелы в знании программного материала, часто не могут применить имеющиеся знания на практике, то есть обладают низким уровнем обученности. Эти данные получены с помощью изучения оценок по информатике и ИКТ в классном журнале, и из моего опыта работы с данным классом. Распределение учащихся по уровням обученности отражено в таблице.

Высокий уровень обученности

Средний уровень обученности

Пояснение к таблице:

-Высокий уровень обученности - ученик в любой ситуации учебного процесса демонстрирует высокие знания ранее изученного материала, высокий уровень умений и навыков;

-Средний уровень обученности – ученик не всегда располагает необходимым фондом знаний, умений и навыков при изучении информатики;

-Низкий уровень обученности – школьник имеет ограниченный фонд знаний, умений и навыков.

Кроме того, установлено, что более половины учеников класса имеют уровень обучаемости, достаточный для глубокого изучения программного материала. В качестве метода исследования обучаемости был выбран анализ процесса решения экспериментальных задач. Задания были подобраны так, чтобы они требовали не воспроизведения известных алгоритмов решения, а самостоятельного нахождения пути решения задачи. Ученикам была предложена самостоятельная работа из 3-х заданий. По результатам выполнения работ была составлена таблица.

Пояснение к таблице:

-Высший уровень обучаемости – ученик свободно анализирует материал, обладает способностью самостоятельно найти путь решения задачи нового типа;

-средний уровень обучаемости - ученик испытывает трудности в анализе материала, решении задач нового типа, но с помощью учителя справляется с заданием;

- низкий уровень обучаемости - ученик испытывает большие трудности в анализе материала, слабо владеет или совсем не владеет умениями и навыками умственного труда, не способен выполнить задание, требующее самостоятельного нахождения пути решения.

На основании вышеприведенных данных можно выделить следующие группы в классе:

На втором этапе эксперимента занятия были построены с учетом различий в уровнях знаний и способностей учащихся. Одной из целей уроков было развитие интереса к информатике, которому способствовали необычные формы проведения уроков, личное участие каждого ученика в работе, чувство ответственности, осознание каждым учеником своей возможности чего-то достичь.

Пример использования дифференцированного обучения на конкретном уроке.

Цель урока: закрепление понятий алгоритма и его основных свойств, рассмотрение форм записи алгоритмов и их основных структурах.

На этом уроке дифференциация применяется на этапе закрепления изученного материала (дифференцированно-групповая работа). Учащиеся рассаживаются по группам (группы А, В, С).

Карточка группы А:

1. Объясните работу следующего алгоритма:

2. Составьте алгоритм, по которому заданное число А возводится в квадрат, если оно нечётное и остаётся неизменным в противном случае.

Карточка группы B.

1. Объясните работу следующего алгоритма:

2. Составьте на языке блок-схем алгоритм решения неравенства ax 09.12.15 в 19:59


Одной из актуальных проблем современной педагогической науки является привлечение учеников к познавательной деятельности для решения основной задачи: формировать творческую личность учеников. Именно поэтому необходимо осуществить кардинальный переход от информационно-объяснительного подхода в обучении к деятельному, направленного на формирование у учеников умения учиться. Большую помощь для реализации такого подхода дает именно эксперимент.

Эксперимент, как и наблюдение, относится к группе универсальных методов - таких, какие используются в рамках различных наук и типов научного познания. Главным признаком эксперимента считают такую ​​процедурную, ситуационную и содержательную организацию процесса познания, при котором возможно получить объективные эмпирические данные, в отличие от тех, что имеют субъективную оценку при применении других методов психолого-педагогического познания.

Эксперимент (лат. еxperimentum - проба, опыт) - изучение, исследования явлений и процессов, педагогической системы и ее элементов через воссоздание в искусственно созданных или природных (обычных) условиях. Эксперимент играет значительную роль при осуществлении педагогических, образовательных реформ. Эксперимент дает возможность проверить на практике правильность гипотез, теоретических положений, степень эффективности новых рычагов в профессиональной подготовке специалистов и в высшем образовании. Эксперимент также означает исследование, в процессе которого в заданных условиях меняют один или несколько факторов при неизменности других [2; с.187].

Эксперимент - это по сути, строго контролирующее педагогическое наблюдение, лишь с той разницей, что экспериментатор наблюдает процесс, который он сам целенаправленно и планомерно внедряет, а педагогический эксперимент может охватить группу учеников, класс, школу или несколько учебных заведений [3,. С. 148].

Экспериментальный метод в практику психолого-педагогического познания внедрен немецким психологом-исследователем В. Вундтом (1879), основы для такого типа эксперимента заложены Э. Вебером (1834). Первые отечественные экспериментальные лаборатории созданы Н. Ланге в Одессе (1880) и Г. Челпанов в Киевском университете им. Св. Владимира (1880). Первые эксперименты, собственно, педагогического направления считаются зарожденными французскими исследователями, в частности А. Бине (1895).

Осознав возможности эксперимента, педагоги-исследователи конца XIX начала XX в. стали связывать с ним большие надежды. Родилось исследовательское течение, получившее название "экспериментальная педагогика". Его истокам послужили впечатляющие эксперименты А. Сикорского по изучению умственной усталости школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), Эббингауза по запоминанию материала (1885), исследование круга представления школьников, выполненные Холлом (1890), изучение интеллекта учеников, начатое Бине и Саймоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Нечаев, Лай), памяти у детей (Бурдон, Ист, Мейман) и другие опыты [3, 151]. Приведенное выше приводит нас к осознанию необходимости четкого определения термина эксперимент.

В энциклопедии образования академик, доктор педагогических наук, профессор С.У. Гончаренко [1, с. 253] сосредоточил внимание на характеристике эксперимента: "это комплексный метод исследования, который обеспечивает научно-объективную и доказательную проверку правильности обоснованной в начале исследования гипотезы. Он дает возможность глубже, чем другие методы, проверить эффективность тех или иных инноваций в области обучения, сравнить значимость различных факторов в структуре педагогического процесса и выбрать лучшее (оптимальное) для соответствующих ситуаций их сочетание, выявить необходимые условия реализации определенных педагогических задач. Эксперимент позволяет выявить устойчивые, необходимые, существенные связи между повторяющимися явлениями, т.е. изучать закономерности, характерные для педагогического процесса. Эксперимент проводится в том случае, если нет возможности доказать то или иное утверждение другим способом и, конечно, тогда, когда существуют сомнения, выбор, альтернативы. Эксперимент требует от исследователя высокой методологической культуры, старательной проработки его программы и надежного критериального аппарата, который позволяет фиксировать эффективность образовательного процесса ".

Подобное мнение высказывает И.П. Маноха [1, с.255], который определяет эксперимент, как метод научного познания, предусматривающий целенаправленный процесс получения объективных научных данных относительно сущности, динамики, особенностей существования и развития изучаемых явлений и процессов.

Использование эксперимента в учебном процессе позволяет:

  • проиллюстрировать установлены в науке законы и закономерности в доступном для учащихся виде и сделать их содержание понятным для учащихся;
  • повысить наглядность преподавания;
  • ознакомить учащихся с экспериментальным методом исследования;
  • показать применение приобретенных знаний в технике, технологиях и быту;
  • усилить интерес учащихся к обучению;
  • формировать у школьников опытно-экспериментаторские навыки.

Сегодня учебный эксперимент, особенно школьный является очень развитым. Чтобы дать ученикам прочные знания, сформировать у них важные практические умения и навыки, необходима координация в применении различных видов учебного эксперимента.

На основе исследования, мы пришли к выводу, что эксперимент - это педагогическое, контролирующее наблюдение, которое позволяет выявить необходимые связи, явления, закономерности, процессы.

В ходе научно-технического прогресса и перехода к новому содержанию образования возрастает роль эксперимента в обучении в школе.

Процесс обучения заключается в последовательном формировании новых для учеников понятий и теорий на основе немногих фундаментальных положений, опирающихся на опыт. В ходе этого процесса находит отражение индуктивный характер установления основных закономерностей на базе эксперимента и дедуктивный характер вывода следствий из установленных таким образом закономерностей. Таким образом, эксперимент в учебном процессе играет важную роль.

Читайте также: