Педагогические закономерности формирования личности кратко

Обновлено: 25.06.2024

Педагогические познания берут свое начало из далекого прошлого. Сначала это был опыт, далее – теоретические обобщения, а на сегодняшний день – это неоспоримо имеющиеся закономерности.

История развития и становления педагогических закономерностей

В древние времена люди постепенно накапливали практические умения, связанные с обучением и воспитанием подрастающих поколений. Уже на тот момент общество развивало и осваивало практические правила обучения и воспитания, способствующие успешной подготовке молодежи к взрослой жизни. Один из таких опытов – наследование умений и навыков старших поколений.

Во время античного периода ученые Платон, Аристотель и Квинтилиан стремились обобщить практику обучения и воспитания в виде перечня правил и рекомендаций.

Средневековье было тяжелым этапом в совершенствовании педагогической мысли. Правила обучения и воспитания того времени зачастую воспринимались в качестве простого закрепления традиций.

В XVIII в педагогика рассматривалась как прикладное естествознание и считалось, что она подчиняется законам биологии. Ученые Я.А. Коменский и ДЖ. Локк начали преобразовывать педагогику на натуралистических началах. Таким образом, педагогические принципы поделили на 3 аспекта:

  1. Общественно-исторический;
  2. Естественно-исторический;
  3. Психологический.

В экспериментальной педагогике конца XIX в. – начала ХХ в. предполагалось, что путем эксперимента, измерения и статистики удается раскрыть закономерности педагогического процесса. Попытки выявления педагогических законов делали ученые Дьюи, Торндайк, Мейман, Кильпатрик.

Закономерности в педагогическом процессе

Закономерности в педагогике – это нормы педагогического процесса.

Выделяют следующие нормы:

  • Закономерность динамики воспитательного процесса. Учебный процесс между педагогами и учениками характеризуется поэтапными, “ступенчатыми” чертами: чем выше промежуточные достижения, тем весомее окончательный результат.
  • Закономерность развития личности в педагогическом процесса – это скорость и достигнутый уровень становления личности зависят от наследственности, педагогической и учебной среды, вовлечения в учебно-образовательный процесс применяемых средств и методов педагогического воздействия.
  • Закономерность управления образовательным процессом – это означает, что результаты педагогического влияния зависят от усиления обратных связей между педагогом и преподавателем.
  • Закономерность стимулирования. На плодотворность педагогической деятельности влияет то, с какой силой действуют внутренние мотивы учебно-воспитательной деятельности.
  • Закономерность обусловленности воспитательного процесса. На движение педагогического процесса и его достижения влияют потребности и возможности общества, а также каждой личности.
  • Закономерность единства внешней и внутренней (педагогической и познавательной) деятельности. На результативность педагогического процесса влияет особенность воспитательной работы и учебно-воспитательная деятельность учеников.
  • Закономерность единства чувственности, логики и практики. Действенность педагогической деятельности зависит от скорости и особенностей восприятия чувств, логического понимания, практического использования.

Педагогический процесс протекает в более или менее благоприятных условиях. С ростом экономических возможностей общества модернизируются учебно-материальные и школьно-гигиенические возможности для эффективного решения задач всестороннего становления личности. По этой причине на задачи, содержание, методы и формы педагогического воздействия влияют потребности, а также возможности и условия протекания данного процесса в обществе.

Как говорил Ю.К. Бабанский, необходимо исследовать связи, происходящие внутри самого процесса, то есть между его главными компонентами:

  • Связь между образовательными и воспитательными процессами, а также развитием как образующими элементами непрерывной педагогической деятельности;
  • Связь между образовательным процессом, самообучением, педагогическим управлением, инициативностью воспитанников, преподаванием и учением;
  • Связь между между целями, содержанием, типами и методами педагогического процесса;
  • Связь между потенциалом личности (возрастными и индивидуальными) и направленностью педагогических влияний на нее;
  • Связь между общественностью и индивидом в педагогической структуре;
  • Связь между активностью и взаимодействием личности и результатами ее формирования.

Долгий педагогический поиск и анализ школьной практики говорят о том, что нельзя успешно выстроить обучение и воспитание ребенка без учета хотя бы одного из этих видов внутренних связей. Они характеризуются важными, необходимыми и всеобщими свойствами. Связи всегда проявляются и потому являются постоянными. Следовательно, все связи закономерные и они выражаются как обусловленные закономерности педагогического процесса.

Психолого-педагогические учения Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева и других ученых показали, что воспитанию и обучению отводится важная роль в становлении личности. Как говорят психологи, обучение и воспитание находятся впереди развития и определяют его. Приведем цитату Л.С. Выготского.

“Лишь то обучение является хорошим, которое забегает вперед развитию, создает зону ближайшего развития ребенка, то есть вызывает ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития”.

Выявленные закономерные связи существуют и между обучением и воспитанием. В условиях отсутствия образования трудно проводить воспитание, поскольку человек осваивает определенные закономерности и знания, используемые в обществе. Помимо этого, нельзя поставить обучение с необразованными учениками, то есть если они отвергают обучение, у них отсутствует чувство долга и ответственности.

Потому все действия педагогов и учебные занятия в педагогическом процессе направлены на приобретение высокого и всесторонне развивающего эффекта. Воспитание должно быть развивающим.

Исследования в области человеческого развития выявили ряд закономерностей, без учета которых невозможно спроектировать и организовать эффективную учебно-воспитательную деятельность. Практическая педагогика опирается на следующие закономерности физического развития.

1. В более молодом возрасте физическое развитие человека идет быстрее и интенсивнее; по мере того как человек становится старше, темп развития замедляется.

2. Физически ребенок развивается неравномерно: в одни периоды быстрее, в другие – медленнее.

3. Каждый орган человеческого тела развивается в своем темпе; в целом части тела развиваются неравномерно и непропорционально.

С физическим развитием тесно связано развитие духовное, в динамике которого также наблюдаются значительные колебания, обусловленные неравномерностью созревания нервной системы и развития психических функций. Исследования показывают, что существенные отличия между людьми выражаются прежде всего в уровнях интеллектуальной деятельности, структуре сознания, потребностях, интересах, мотивах, нравственном поведении, уровне социального развития.

Духовное развитие также подчиняется ряду закономерностей.

2. Духовное развитие людей протекает неравномерно. При любых, даже самых благоприятных, условиях психические функции и свойства личности, лежащие в основе духовных качеств, не находятся на одном и том же уровне развития. В отдельные периоды развития возникают более благоприятные условия для развития отдельных качеств, и некоторые из этих условий имеют временный, преходящий характер.

3. Существуют оптимальные сроки для становления и роста отдельных видов психической деятельности и обусловленного ими развития духовных качеств. Возрастные периоды, в которых условия для развития тех или иных качеств оптимальны, называются сензитивными (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.А. Крутецкий). Например, для развития речевых функций сензитивным считается период от 1 до 2 лет, для интеллектуального развития – возраст до 13 лет). Причины сензитив-ности – неравномерность созревания мозга и нервной системы и то обстоятельство, что некоторые свойства личности могут формироваться лишь на основе уже сформировавшихся свойств. Большое значение имеет и приобретаемый в процессе социализации жизненный опыт.

Сензитивные периоды развития хорошо изучены. Педагоги должны держать под пристальным контролем периоды формирования интеллектуальных, нравственных и социальных качеств (младший и средний школьный возрасты). Недавно американские психологи установили, что возраст от 6 до 12 лет – это сензитивный период для развития навыков решения проблем. Если этот период будет упущен, то человеку будет очень трудно овладеть приемами творческого мышления на высоком уровне.

4. По мере развития психика человека и его духовные качества приобретают устойчивость, постоянство, сохраняя пластичность и возможность компенсации. В этом проявляется сложнейшая диалектика человеческого развития: с одной стороны, психическое развитие представляет собой постепенное перерастание психических состояний в черты личности, с другой – их всегда можно изменить в лучшую сторону при надлежащих условиях и адекватных действиях (И.П. Павлов). На пластичности нервной системы основано действие воспитания. Пластичность также открывает возможности компенсации: слабые психические функции могут быть компенсированы более сильными, но не менее важными качествами. Например, слабая память может быть компенсирована более высокой организацией познавательной деятельности.

Развитие – это процесс изменения духовного состояния индивида, его психического и физического преобразования.

Развитие является важным процессом, в ходе которого реализуется социальное становление личности, выработка у нее нравственных ориентиров деятельности, усвоение опыта социальной жизнедеятельности и социальных отношений.

Развитие личности зависит от ее внутренних параметров и от внешних условий, т.е. от организованного воздействия на личность. Это воздействие реализуется в ходе образовательной деятельности, а следовательно, развитие является частью образовательного процесса.

Образовательный процесс состоит из двух взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:

Оба направления образовательной деятельности связаны с развитием личности воспитанника или учащегося. Иными словами, в ходе образования происходит применение различных методов и средств, которые приводят к переходу личности в качественно новое состояние – к ее развитию.

Процесс развития основывается на борьбе с противоречиями, которые возникают в ходе воспитательной и образовательной деятельности. Если эти противоречия преодолеваются, то личность изменяется: ее внутренние качества и процессы приобретают новую форму и характер.

Человеческая личность имеет большое количество противоречий. К тому же, большое количество противоречий имеется в окружающем мире. Столкновение данных противоречий и их разрешение являются движущими силами развития личности.

Ведущим внутренним противоречием, оказывающим воздействие на развитие личности, является несоответствие потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Ребенок хочет принимать участие во взрослой жизнедеятельности, но не обладает достаточным уровнем развития психических процессов, знаниями и навыками. Это побуждает его к получению определенных знаний и навыков, которые помогают ему устранить данное противоречие и развиться.

Готовые работы на аналогичную тему

Процесс воспитания и обучения оказывает влияние на развитие личности. При этом, эти процессы обусловлены развитием личности. Воспитание и обучение опирается на тот или иной уровень развития личности. Иными словами, все эти процессы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

Процесс воспитания реализуется таким образом, чтобы оказать воздействие на развитие личности, а именно, реализуется, исходя из зоны ближайшего развития ребенка, т.е. его потенциальных возможностей, обусловленных особенностями функционирования его психики.

Воспитание и обучение должно идти впереди развития т.е. реализовываться не в соответствии с уровнем реального текущего развития ребенка, а полагаться на его потенциальные возможности. Тогда, образовательный процесс будет эффективным и целеориентированным.

Развитие личности осуществляется в ходе воспитания и обучения, которые опираются на процессы личности, находящиеся в стадии формирования.

Факторы развития личности в педагогическом процессе

Развитие личности зависит от двух групп факторов:

  1. Генетические факторы. Это наследственные параметры, которые отражают связь человека с его предками, а соответственно, относят его к человеческому роду и определяют его причастность к социальной сфере. Наследственные факторы развития – это все биологические признаки, которым наделен человек. Наследственные параметры переходят от родителей к детям. Возможно и проявление связи через поколения (например, от бабушек, прабабушек к внукам).
  2. Педагогические факторы. Сюда входит эффективность образовательной деятельности, применяемые методы и технологии обучения и воспитания и уровень качества, оказываемых образовательных услуг.

По сути, генетические факторы являются основой развития личности. они рассматриваются педагогами в качестве задатков, которые помогают развить в личности те или иные свойства, освоить различные направления деятельности.

Процесс развития личности реализуется в ходе планомерной педагогической деятельности, которая выстраивается таким образом, чтобы оказать воздействие на наследственные параметры и заставить их функционировать продуктивным образом.

Воспитание личности – это целенаправленный процесс ее развития. Воспитание направляет развитие, выступая ведущей силой его формирования. Поэтому, в основе развития личности лежит организация продуктивной образовательной деятельности. От того, какими метода реализуется образовательная деятельность, условий реализации образовательного процесса зависит уровень развития учащегося.

Закономерности развития личности в педагогическом процессе

Развитие личности, динамика и продуктивность этого процесса обусловлена следующими закономерностями:

Физическая техника речи — результат правильного дыхания, чёткой дикции, нормального голосоведения.

Мы прежде всего должны позаботиться, чтобы нас могли легко и без напряжения слышать. Для этого необходима внешняя организация речи, отвечающая следующим требованиям.

Старайтесь быть тактичными и следите за тем, чтобы словами и их смысл не обидеть других людей. Так, в широком обществе, которого вы не знаете, не стоит рассказывать истории, например, о то.

-->Детская психология -->

-->Магазин детских колготок -->

Анализ структуры и содержания педагогического процесса показывает, что это сложный, противоречивый, многоступенчатый процесс, в котором его элементы имеют самые разнообразные взаимоотношения. Причем они могут быть случайными и необходимыми, объективными и субъективными, позитивными и негативными, ситуативными и долговременными, внутренними и внешними подобное. Эти отношения и зависимости, которые объективно существуют между различными педагогическими явлениями, систематически повторяются и имеют устойчивый, необходимый и существенный характер, определяются как закономерности педагогического процесса.

Безусловно, их раскрытие – дело сложное, но возможна и крайне необходима, ведь от характера различных элементов или их сочетания зависит в целом эффективность педагогического процесса. Только глубоко познав закономерности обучения, воспитания, развития человека и ученического коллектива, основываясь на их требования, можно успешно решать разнообразные задачи, стоящие перед различными образовательно-воспитательными системами.

Поэтому педагогический процесс – это общественный процесс, в нем своеобразно проявляются законы и закономерности различного уровня. Самый высокий уровень составляют наиболее общие законы развития природы, общества и мышления – закон перехода количества в качество; закон отрицания - отрицания; закон единства и борьбы противоположностей.

В педагогическом процессе также выявляются закономерности развития общества, формирование личности и коллектива, познавательной деятельности. Безусловно, ему присущи и специфические, педагогические закономерности, которые наиболее подробно и комплексно выражают существенные связи и отношения этого содержательного процесса.

Рассмотрим проявление некоторых закономерностей. Огромное влияние на педагогический процесс имеют социально-экономические условия государства, уровень развития образования, науки и техники.

В процессе обучения и воспитания формируется личность воспитанника, которая приобретает важнейших свойств гражданина украинского государства. Этот процесс должен учитывать закономерности формирования личности:

ведущую роль общественных условий;

зависимость развития личности от характера и содержания учебно-познавательной деятельности;

взаимообусловленность внутренних психических факторов и внешних воздействий;

преемственность и последовательность с учетом возрастных особенностей

целостность формирования личности;

зависимость от характера взаимоотношений и общения,

духовной атмосферы в ученическом коллективе;

зависимость от качества учебно-воспитательной работы воспитателя и тому подобное.

Читайте также: