Педагогические взгляды уварова кратко

Обновлено: 20.05.2024

9.3. Развитие русской педагогической мысли в ХIХ в.

В ХIХ в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.

Педагогическая деятельность известного русского хирурга, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова (1810–1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов выступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837–1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Педагог Василий Васильевич Розанов (1856–1919) выступал за необходимость создания подлинно русской национальной школы, основанной на культурных традициях народа. Вместе с тем он был далек от узко-национальной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании личности.

Годы жизни: 1786-1855

Из биографии

  • Уваров Семён Семёнович – министр народного просвещения России в период с 1833-1849.
  • Его деятельность происходила в период правления Николая I.
  • Являлся автором идеи официальной народности.
  • Взгляды Уварова С.С. были близки к славянофилам

Основные направления деятельности Уварова С.С. и их результаты

Одним из направлений деятельности была государственная служба.

Основные направления развития народного образования при Уварове С.С .:

Результатом данной деятельности стало оформление официальной идеологии в стране, дальнейшее развитие просвещения.

Другим направлением была литературно-просветительская .

Уваров С.С. ещё в ранней юности опубликовал работы по древнегреческой литературе и археологии, которые принесли ему европейскую известность . Он был знаком с Гёте.

Уваров С.С.увлекался ботаникой. В своём имении он создал удивительный по количеству видов растений ботанический сад. Учёный Александр Бунге в честь Уварова назвал одно из растений семейства Вербеновых – уваровию. И даже один из минералов тоже носит название в его честь – уваровит.

Сын Уварова — Алексей Сергеевич, в 18657 году учредил в честь отца Уваровские премии при Академии наук.

Результат данной деятельности – дальнейшее развитие культуры, приобщение её к лучшим мировым образцам.

Таким образом, Уваров С.С.- один из известных и образованных людей своего времени, человек разносторонних знаний. Занимая влиятельные посты, и прежде всего пост министра народного просвещения, он внёс значительный вклад в развитие образования в стране, в формирование официальной идеологии. А его занятия литературой, археологией и ботаникой тоже не остались без внимания, были известны не только в России, но и в Европе.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25) по эпохе Николая I.

Примерные тезисы (материал к ним — в историческом портрете).

Народное просвещение в огромной стране. К 230-летию Сергея Уварова

А уж заявления о том, что при Уварове университетское образование могли получать только дворяне, выглядит и вовсе странным. Будто бы до назначения Сергея Семёновича в просветительское министерство всё было кардинальным образом иначе.

Из состава образовательной программы приходской школы: закон Божий, чтение, письмо, арифметика.

Из состава образовательной программы уездной школы: закон Божий, арифметика, геометрия, грамматика, всеобщая и русская география, начальная физика, естествознание.

Из состава гимназической образовательной программы: математический цикл (алгебра, геометрия, физика), изящные искусства (поэзия, словесность), естественная история (ботаника, зоология), иностранные языки (латынь, немецкий, французский), философия, история, география, гимнастика, музыка, танцы.

Спустя более чем полтора столетия с даты истечения периода истории, когда во главе министерством просвещения стоял Сергей Уваров, можно говорить, что перегибов тоже было немало. Вот только вопрос: а когда и где таких перегибов не было совсем? Главное, чтобы сегодня наши чиновники от образования умели и могли учитывать основные ошибки как далёкого прошлого, так и дня вчерашнего, а также умели и могли привлекать в образовательную систему всё то лучшее, что в ней за годы существования было сделано. В этом, возможно, и заключается суть той главной реформы, без которой наше современное образование не сможет развиваться так, как того хотелось бы, исходя из по-настоящему народных и, конечно же, государственных интересов.

В статье рассматриваются общественно-педагогические концепции XIX в., направленные на выявление национальной (русской) педагогической образовательной идеи. Показано, что в первой половине XIX в. было сильным влияние педагогического классицизма, и только с середины XIX в. политика России в сфере образования стала ориентироваться на поиск и развитие отечественных педагогических идей. В общественно-педагогической мысли русская идея наиболее ярко проявилась в педагогических концепциях С.С. Уварова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского. Отмечено, что русская идея С.С. Уварова была основана на самодержавии, православии и народности и имела под собой глубинные, традиционно сложившиеся основы русской жизни и самосознания; русская педагогическая идея Н.И. Пирогова была ориентирована на развитие гуманизма в человеке, воспитание человека-гражданина; русская образовательная идея С.А. Рачинского была основана на гуманизме, народности и нравственности.


2. Вопросы истории школы и педагогики дореволюционной России: сборник научных трудов /АПН СССР, НИИ общ. Педагогики АПН СССР. – М., 1978. – С. 187.

3. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. – М., 1951. В 3 т. Т. 2. С. 243.

5. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения / Сост., автор вступ. статьи А.Н. Алексюк. – М., 1985. – С. 342.

Вопрос о поиске образовательной национальной идеи в России не является праздным и представляется актуальным и своевременным в силу целого ряда социально-экономических и политических преобразований, произошедших в стране с момента распада СССР. Переход на Болонскую систему образования, введение в систему российского образования ФГОС и принципа модульного обучения в контексте компетентностного подхода свидетельствуют о том, что в настоящее время в России идет поиск национальной образовательной идеи, направленной в конечном итоге на формирование социокультурной идентичности обучающихся. В этой связи обращение к историческому опыту и анализу общественно-педагогических концепций XIX в. является неслучайным и вызвано тем, что в России первой трети XIX в. произошел ряд важных событий, которые привели к коренным преобразованиям в обществе, а также усилили национальное самосознание русского народа, а именно Отечественная война 1812 г. и восстание декабристов 1825 г. Эти два события привели к изменению политики и идеологии российского правительства во всех сферах жизни общества, в том числе и в системе образования. Проследим эти изменения посредством обращения к взглядам представителя педагогического классицизма, декабристов и ряда других общественно-политических деятелей в вопросе понимания ими педагогической русской идеи.

Как известно, педагогический классицизм как идейное течение исходит из признания ценностей античной культуры высшим достижением человеческой цивилизации. В отечественной педагогике классицизм оказал влияние на ценностные основы содержания образования. По мнению ученых-педагогов, в основе образовательного процесса должно быть изучение всего того, что имеет прямое отношение к различным проявлениям греко-римской культуры, а именно античной литературы, истории, философии, латинского и древнегреческого языка, риторики и т.д. С точки зрения последователей педагогического классицизма, для образования полноценной личности необходимы дисциплины, имеющие прямое отношение к самому человеку, т.е. только гуманитарные науки. Основной упор при этом делался на изучение древних языков, так как они необходимы в процессе формирования всесторонне развитой личности.

Восстание декабристов явилось своеобразным толчком в формировании русской образовательной идеи. В частности, была начата перестройка системы образования, так как власть впервые осознала потенциальную опасность просвещения, прежде рассматривавшегося лишь как одно из средств укрепления государства. Декабристы, которые являлись представителями высшего сословия, вынудили правительство изменить политику в образовании. К примеру, в соответствии с новым Уставом в высшей школе были установлены жесткие порядки: увеличилась плата за обучение, студентам предписывались ношение форменной одежды, стрижка волос по определенному образцу, поведение преподавателей и студентов строго регламентировалось. Устав также определял обязательный набор изучаемых наук и содержание преподаваемых курсов. Особенно подозрительными и опасными правительству казались философия и зарубежная история. Ряд тем в отдельных предметах объявили запретными. К примеру, историк не должен был упоминать о вечевом правлении в Новгороде и о религиозных ересях в допетровской Руси.

Со второй половины XIX в. в российском образовании можно выделить два взаимотяготеющих процесса. Процесс либерализации общественной жизни привел к усилению гражданской активности населения, к вовлечению в решение проблем национального просвещения самых разнообразных общественных сил, стремящихся уменьшить значение государства в этой сфере. Однако государственная власть не намерена была сдавать свои позиции в педагогической теории и практике и пыталась отстоять собственные интересы в образовании. Население России, получившее в результате реформ гражданские права, стало испытывать потребность в собственном образовании.

Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского была направлена против славянофилов, которые идеализировали патриархальные традиции и обычаи допетровской России. Изучив опыт образовательных систем ряда зарубежных стран, он пришел к выводу, что цели воспитания у каждого народа различны и определяются народным характером. К основным, сущностным характеристикам народности, которые необходимо было положить в основу национальной образовательной системы, он относил следующие: изучение жизни народа и его потребностей; устранение правительственно-бюрократического подхода в решении вопросов народного образования; опеку министерства просвещения народных школ; передачу народного образования в руки самого народа; присутствие приоритета родного языка и литературы, родной истории и природы в национальной образовательной идее.

К.Д. Ушинский разработал методологию поиска национального образовательного идеала как основы реформирования национальной образовательной системы. Сама методология поиска основывалась на единстве национального и общечеловеческого, где преобладал приоритет национального и народного начал в построении образовательной системы. Он обосновал принципиально новую базу развития образования, имеющую в своей основе родную культуру и язык. Построение русской школы должно было опираться на исторический опыт, высокий нравственный потенциал, специфику жизни русского народа.

Таким образом, К.Д. Ушинский по сути дела впервые научно обосновал русскую педагогическую идею построения национальной образовательной системы на основе идеи народности как самоценности. Она, по его мнению, должна быть основой развития национального самосознания и выражать собой особенный идеал русского человека. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского во многом способствовала тому, что во второй половине XIX в. правительство стремилось придать образованию строго национальные русские черты, отказавшись от слепого подражания западноевропейским аналогам. Происходило увеличение часов в изучении русского языка, словесности, а также отечественной истории.

Исходя из своего понимания духовных и практических потребностей крестьянства, С.А. Рачинский создал особый тип русской национальной школы. По его убеждению, народ с его религиозно-просветительским началом нуждался прежде всего в нравственном воспитании, а это открывало возможности для полноценного духовного бытия. Поэтому главную задачу школы он видел в формировании у детей целостного и гармоничного восприятия, основанного на нравственных идеалах христианства и гуманизма.

Таким образом, анализ общественно-педагогической мысли в России XIX в. позволил определить русскую образовательную идею как многомерное и сложное понятие, объединявшее в себе множество точек зрения. К примеру, представители революционно-демократического направления в поисках русской идеи в образовательной системе ориентировались на демократические общественные и народные принципы в воспитании. А в качестве ценностных ее оснований предлагали уважение к человеческой личности, демократизм, народность, неотделимость личного счастья от общественного блага, признание прав и свобод человека, необходимость общечеловеческого блага.

Не умаляя педагогических заслуг других выдающихся педагогов, отметим следующее: русская идея в общественно-педагогической мысли реализовалась в педагогических концепциях С.С. Уварова, К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, С.А. Рачинского. Русская идея С.С. Уварова была основана на самодержавии, православии и народности и имела под собой глубинные, традиционно сложившиеся основы русской жизни и самосознания. Русская педагогическая идея Н.И. Пирогова была ориентирована на развитие гуманизма в человеке, воспитание человека-гражданина. Русская образовательная идея С.А. Рачинского была основана на гуманизме, народности и нравственности. Это было современно, поскольку идея гуманизма тесно была связана с набиравшей силу в тот период гуманистической парадигмой.

Преломляя общественно-политические идеи просветителей первой половины XIX в. о сущности человека и его роли в обществе и государстве, педагоги-исследователи второй половины XIX в. наполнили традиционную педагогику демократическими и гуманистическими принципами, обосновывая их идеей народности. В конечном итоге все это свидетельствовало о поиске и развитии отечественных педагогических идей, основанных на народности, чувстве уважения к родному языку, литературе, краеведению, поскольку было направлено на воспитание человека-гражданина, истинного патриота своей страны, носителя и выразителя русской идеи.

Рецензенты:

Синявский Н.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики физического образования Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут;

Шаймарданов Р.Х., д.п.н., профессор, главный научный сотрудник Лаборатории проблем физического воспитания и этнопедагогики Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут.

Читайте также: