Педагогические условия подготовки детей к школе курсовая работа

Обновлено: 17.05.2024

Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.
В своей работе мы ставим следующие задачи:
- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .
- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………………………….6
1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению…………………………………………………………………………6
1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению…………………………………………………………………………8
1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12
1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе………………………………………………………………16
Вывод……………………………………………………………………………23
Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24
2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24
2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……. 27
2.3. Методические рекомендации……………………………………………..34
Вывод……………………………………………………………………………37
Заключение………………………………………………………………………38
Литература………………………………………………………………………39
Приложения…………………………………………………………. 42
Приложение 1…………………………………………………………………..42
Приложение 2…………………………………………………………………..54

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая -Готовность к школе 2..doc

Глава 1. Теоретический анализ проблемы готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………… ……………….6

1.1. Сущность понятия психологической готовности ребёнка к школьному обучению………………………………………………………… ………………6

1.2. Характеристика психолого–педагогической готовности к школьному обучению………………………………………………………… ………………8

1.3. Особенности развития детей 6-7 лет……………………………………..12

1.4. Условия формирования психолого–педагогической готовности детей к обучению в школе……………………………………………………………… 16

Глава 2. Содержание и организация экспериментальной работы…………24

2.1. База и методическое обеспечение исследования………………………..24

2.2. Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы……. 27

2.3. Методические рекомендации…………… ………………………………..34

В настоящее время активно развивается личностно-ориентированный подход при обучении детей, обсуждаются его основные принципы и пути реализации. Одним из существенных принципов такого подхода является учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.

В этом смысле проблема готовности к обучению в школе приобретает особое значение. С её решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В то же время от её решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка.

В школе за последнее время произошли серьёзные преобразования, введены новые программы. Изменилась структура школы. Более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Развитие в школе альтернативных методик позволяет обучать детей по более интенсивной программе.

Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе. В-третьих, в связи с изменением социальных условий многие дети имеют разный уровень готовности.

Основная цель нашей работы: изучить условия формирования психолого-педагогической готовности дошкольника к обучению в школе.

В связи с поставленной целью нами была выдвинута гипотеза: своевременная диагностика детей в 6-7-летнем возрасте позволяет выявить те показатели психологической готовности, которые необходимо развивать, создавая для этого необходимые условия.

Объект исследования: психолого-педагогическая готовность детей к обучению в школе.

Предмет исследования: условия формирования психолого-педагогической готовности детей к школе.

В своей работе мы ставим следующие задачи:

- изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

- изучить психологические особенности детей 6-7 лет .

- осуществить диагностику и разработать рекомендации, способствующие максимальному использованию возможностей ребёнка при подготовке к обучению.

Методологическую основу исследования составили разработанные теоретические положения, изложенные в работах психологов, социологов, педагогов, таких как Л.С. Выготского, Н.Н. Поддьякова, А.А. Венгер, Д.Б. Эльконинина, Е.Е. Кравцовой и других.

- изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

На основании методик:

Глава 1. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению.

1.1. Сущность понятия психологическ ой готовности ребёнка к школьному обучению.

В последнее время задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в развитии представлений психологической науки.

Успешное решение задач развития личности ребёнка, повышение эффективности обучения во многом определяется тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.

В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, В.С. Мухина и другие.

Если актуальный уровень психического развития такой, что его зона ближайшего развития ниже требуемой для освоения учебной программы в школе, то ребёнок считается психологически неготовым к школьному обучению, т.к. в результате несоответствия его зоны ближайшего развития требуемой он не может усваивать программный материал и попадает в разряд отстающих учеников.

В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются три сферы – отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определённым образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности. Существенным показателем в этой концепции является уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации. Считается, дети с высокими показателями сотрудничества и кооперации одновременно обладают хорошими показателями интеллектуального развития [22].

Во всех исследования, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.

Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения группы сверстников.

    1. Характеристика психолого-педагогической готовности

    к школьному обучению.

    Психолого – педагогическая готовность имеет сложную структуру.

    Обычно выделяют пять отдельных сторон готовности ребёнка к школьному обучению: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую.

    Физическая готовность определяется показателями веса, роста, мышечного тонуса и другими, которые должны соответствовать нормам физического развития детей 6-7 –летнего возраста. Также должны учитываться состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев), состояние нервной системы ребёнка, общее состояние его здоровья.

    К концу дошкольного возраста происходит значительная перестройка анатомо-физиологических особенностей организма, возрастает подвижность и уравновешенность нервных процессов (возбуждения и торможения), создаются условия для осуществления целенаправленного произвольного поведения. К этому возрасту возрастает также значение второй сигнальной системы – слово приобретает сигнальное значение, во многом сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. Однако, у детей поступающих в школу, наблюдается быстрое утомление, связанное с быстрой истощаемостью нервной системы; отмечается медленное развитие мелкой моторики, что обуславливает трудности в выполнении действий, требующих точности – письме, аппликации и т.д. Эти особенности важно учитывать при выборе методов и приёмов учебно-воспитательной работы, определении учебной нагрузки, обучении письму и др.

    Всякое перенапряжение опасно для ребёнка, что обязывает родителей и учителей следить за строгим соблюдением режима ребёнка [9].

    В содержание интеллектуальной готовности включаются не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов и их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления, умение выделять учебную задачу и превращать её в самостоятельную цель деятельности. Переход к системе школьного обучения предполагает переход к системе научных понятий, которые познаются ребёнком в процессе изучения школьных предметов. По мнению Л.С. Выготского ребёнок должен:

    Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

    ОГЛАВЛЕНИЕ Введение

    Глава 1. Формирование готовности детей к школе как педагогическая проблема

    .1 Сущность понятия готовности детей к школе

    1.3 Педагогические условия подготовки детей к школе

    Глава 2. Экспериментальное исследование педагогических условий готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста

    Список литературы ВВЕДЕНИЕ Актуальность работы. Проблема готовности ребенка к школе активно изучается в отечественной педагогике и психологии. Результаты психолого-педагогических исследований показывают, что подготовка ребенка к школе постоянно совершенствуется. Вместе с тем многие ученые указывают на трудности, переживаемые детьми на начальном этапе обучения в школе.

    В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению этой проблемы. Сегодня существуют четкие научные представления о готовности к школе как сложном, многогранном и многоуровневом новообразовании, в структуру которого входит, в частности, психологическая готовность, включающая личностную, мотивационную, социально-психологическую, коммуникативную и интеллектуальную. [12]

    Готовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе. [4]

    Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребенка и даже всей семьи: она подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, т.к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. [8]

    Гипотеза исследования. Мы предположили, что процесс формирования подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе будет эффективным, если: педагог будет соблюдать правила гуманистической педагогики; будет разработан комплекс игр и упражнений, направленных на социально-психологическое развитие дошкольников; в работе с детьми используется индивидуальный и дифференцированный подход.

    Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, синтез, обобщение, абстрагирование.

    Методики исследования: методика Г. Айзенка, методика Дж. Гилфорда.

    Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Т.И. Тарунтаева, Л.И. Журова, Ф.А. Сохин, Л.А.

    Читайте также: