Почему моисей удалился на гору синай кратко

Обновлено: 04.07.2024

На третий месяц после исхода из Египта израильтяне расположились станом в пустыне напротив Горы Синай. Пред станом в грозном величии возвышалась священная гора, гранитные скалы которой отвесными утесами возносились к небу. Близлежащая местность была благоприятна для заселения ее многочисленным народом на длительный срок. Там было вдоволь воды, росли финиковые пальмы и деревья, годные на топливо и строительный материал. Стан зажил шумной жизнью. Новая система управления обеспечивала порядок.

Заключение Завета

Синайское законодательство и его значение

Но как ни величественна была Синайская гора, еще возвышенней были слова Самого Бога, которые сквозь громовые раскаты, молнии и дым доносились до слуха народа. Слова эти были простые, общедоступные и исполненные такого глубокого значения, что легли в основу как человеческой нравственности, так и его законодательства. Это было знаменитое десятословие, те десять заповедей Божиих, в каждой из которых открывалась вековечная истина. В первой заповеди открывался народу Сам Иегова, как истинный единственный Бог, чудесное действие Которого евреи уже знали: это Он вывел их из Египта. Он – не изобретение человеческого воображения, не простой символ природы, подобно идолам язычников; не отвлечение человеческого ума, подобно богам Нила, не способным сочувствовать человеку, нет, Он единый, живой Бог со всеми свойствами личного Бытия. Но будучи живым, личным Богом, Он в то же время невидим, и нет Ему никакого подобия ни на небе, ни на земле.

В противоположность идолопоклонству египтян, к которому привыкли евреи, Господь запрещает изображать Его под каким бы то ни было видом – ни под видом небесных тел, как это было сильно распространено в Месопотамии, ни под видом животных, как в Египте, ни под видом рыб, как было в Палестине и Ассирии (вторая заповедь). Имя Иеговы так свято, что нельзя произносить его напрасно, т.е. не только при каком-нибудь клятвопреступлении или лжи, но и во всяком пустом суетном деле или разговоре (третья заповедь). Четвертой заповедью требовалось, чтобы евреи седьмой день недели (суббота) посвящали Богу, не нарушая священного покоя этого дня никакими работами. Обычай праздновать седьмой день недели (субботу) был и до Синайского законодательства, но с этого времени он получает законодательную силу. В пятой заповеди определяются обязанности человека к своим ближним и, прежде всего, требуется почтение к родителям. Почтение к родителям издавна считалось нравственною обязанностью детей, но это естественное чувство не имело еще высшей законодательной санкции, и потому у большинства народов преобладало вопиющее варварство. У некоторых народов древности был обычай предавать смерти своих престарелых родителей или оставлять их без помощи. У древних народов мать вообще занимала низшее положение и после смерти своего мужа оставалась в подчиненном положении у своего старшего сына. Но теперь было заповедано, что сын, хотя и становился главой семейства, должен был также почитать свою мать, как почитал отец. Шестая заповедь установила неприкосновенность жизни человека, ибо человек создан по образу Божию.

Завет утверждается жертвенной кровью

Народ не мог до конца вынести особого присутствия Божия и просил Моисея быть посредником между ними и Богом. Моисей распустил все собрание по шатрам, а сам еще раз поднялся на вершину святой горы, где Господь помимо десяти заповедей дал ему еще заповеди, касающиеся как гражданской, так и религиозной жизни. Сойдя с горы, Моисей ночью записал все заповеди в Книгу Завета. Утром по повелению Божию он у горы Синай построил жертвенник из двенадцати камней и созвал весь народ для жертвоприношения. Во время жертвоприношения Моисей прочитал перед народом Книгу Завета. Весь народ в один голос обещал ревностно исполнять волю Божию. Тогда Моисей налил в чашу жертвенной крови и окропил ею жертвенник, Книгу Завета и всех людей. Таким образом, договор или завет между Богом и израильским народом был скреплен жертвенной кровью. Этот Ветхозаветный Союз-Завет стал прообразом Новозаветного Союза-Завета между Богом и всем человечеством, который скрепил Своей Пречистой Кровью Сам Господь Иисус Христос.

Нарушение Завета

Восстановление Завета

Когда порядок в стане был восстановлен, Моисей, призвав народ к покаянию, вновь поднялся на вершину Синая, чтобы вознести горячую молитву к Господу о помиловании еврейского народа. Господь милостиво принял молитву праведника, повелел ему приготовить две каменные скрижали, подобные тем, которые он разбил, и опять взойти на гору. Приготовив две каменные плиты, Моисей поднялся на святую гору и пробыл там сорок дней и ночей в посте и молитве. В этот раз Господь особым способом показал Моисею Свою Божественную славу и написал на скрижалях десять заповедей. Это было свидетельством того, что Господь вновь восстанавливает союз с еврейским народом и дает обещание вести его в обетованную землю. Моисей с радостной вестью вернулся к народу, но люди не могли смотреть на его лицо, так от него исходили лучи яркого неземного солнца (света). Поэтому, когда Моисей говорил с народом, он закрывал свое лицо покрывалом.

Построение походного храма и его устройство

Когда восстановлен был Завет с Богом, Моисей объявил израильскому народу повеление Божие о построении Скинии (палатки), или походного храма, и призвал верующих помочь ему в сборе необходимого материала для строительства. Сбор ценностей (золота, серебра, меди и др). прошел весьма успешно, и Моисей сразу же приступил к построению скинии, доверив все связанные с ней работы двум прославленным мастерам – Веселиилу и Аголиаву. Вскоре строительство Скинии было закончено. Она состояла из трех частей: Святая Святых, Святилища и двора. Сама Скиния, или священный шатер, стояла посреди четырехугольного двора, окруженного бронзовыми колоннами, которые соединялись перекладинами. С поперечных брусьев свисали льняные покрывала, так что площадка со всех сторон была закрыта высокими занавесами. Стены Скинии были построены из шестов и брусьев дерева ситтим (акация), а крыша ее была покрыта сначала двумя шерстяными покрывалами с изображением херувимов, а затем двумя покрывалами из бараньих кож. Священный храм-шатер делился на две половины: Святая Святых и Святилище, отделявшиеся друг от друга расшитой золотом шерстяной завесой. Святая Святых являлась самой главной частью храма. В ней находился Ковчег Завета, который представлял пустой ящик из дерева ситтим, обложенный внутри и снаружи коваными золотыми листами. Крышка Ковчега, называвшаяся чистилищем, сделана была из чистого золота. На обоих ее концах были два изображения херувимов. Ковчег считался самой большой и главной святыней храма. Моисей, по повелению Божию, положил в Ковчег скрижали, а перед Ковчегом поставил сосуд с манной.

Преобразовательное значение Скинии

Ветхозаветное священство

Для совершения богослужений при Скинии необходимо было избрать особый класс глубоко верующих людей, которые не только совершали бы богослужения и были достойными посредниками между людьми и Богом, но и стояли бы на страже интересов истинной религии. Из всех израильских колен на такое ответственное и святое служение Богом было избрано колено Левино, так как оно не нарушило Завет, данный Богом, и ревностно защищало истинную религию. Ветхозаветное священство было разделено на три чина – первосвященнический, священнический и левитский. По повелению Божию в Первосвященнический чин Моисей возвел своего брата Аарона, а его сыновей поставил священниками. С этого времени первосвященники и священники должны были избираться из племени Аарона. Третий чин имели все представители колена Левина, которых называли левитами. Возведение в тот или другой чин сопровождалось особыми обрядами и жертвоприношениями, которые свидетельствовали о важности и ответственности данного священнического чина. С этой же целью священнослужителям даны были священные одежды, в которые они должны были облачаться во время совершения богослужения.

Первосвященник был ходатаем перед Богом за народ, и поэтому он во время богослужения носил на груди наперсник (четырехугольник из материи с двенадцатью разноцветными камнями, по числу колен Израилевых, на каждом из которых было вырезано по одному имени). Только первосвященник, и то, однажды в год, имел право входить во Святая Святых для окропления жертвенной кровью крышки Ковчега. В этот день он приносил жертву за грехи всего Израиля. Первосвященник был главным хранителем закона и наблюдал за его исполнением. Священники обязаны были поддерживать неугасимый огонь в Скинии, приносить жертвы, возжигать курения, возносить к Богу молитвы народа и наставлять в законе Божием народ. Они имели право ежедневно входить в Святилище, где зажигали лампады, воскуряли фимиам и переменяли хлебы предложения. Все остальные левиты помогали священникам при богослужении, устанавливали Скинию, несли ее во время переходов.

Источник: Священная Библейская история / митрополит Вениамин (Пушкарь). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2017. - 784 с. / Ч. 1: Ветхий Завет. 7-350 с.

Подробный разбор текста из книги Исход, интересные факты о Моисее и золотом тельце который сотворил себе Израильский народ.

Почему Моисей задержался на горе Синай, по какой причине Израилитяне попросили себе бога, как получился золотой телец?

Всем привет меня зовут Руслан. Я создал канал для прогресса в Христианской традиции, и для духовного развития в целом.

В этой статья я подробно разбираю тему Исхода, вокруг золотого тельца, Моисея и его народа.

  • Куда пропал Моисей или почему Израильтяне попросили себе бога?
  • Смуты в народе. Кто виновен в создании идола(тельца)?
  • Суд Моисея. Наказание после помилования.
  • Почему Аарон вылил именно золотого тельца?
  • Золотой телец в наши дни.

Почему Моисей задержался на горе Синай, по какой причине Израилитяне попросили себе бога, как получился золотой телец?

Куда пропал Моисей или почему Израильтяне попросили себе бога?

Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

В еврейской традиции считается что Моисей предупредил свой народ об уходе на 40 день, но сами Израилитяне ошиблись в том что наступил 40-ой день, так как пророк поднимался на гору в сумерки и этот день был не в счёт. Получается что народ ожидал своего путеводителя в 39-ый день, и им хватило одного дня чтоб начать сомневаться в Моисее. Они поступили подобно Саулу, который один день не дождался пророка Самуила чтоб принести жертвы, после чего его жизнь пошла "подоткос". (1Царств 13:8).

Смуты в народе. Кто виновен в создании идола?

То есть были люди среди народа которые рассудили по человечески, а не по Божьи - настаивая и возможно угрожая Аарону, что бы тот сделал им бога - идола. Аарон наверняка был против, но пересилить со своим мнением не мог.

И сказал Моисей Аарону: что сделал тебе народ сей, что ты ввел его в грех великий? Но Аарон сказал [Моисею]: да не возгорается гнев господина моего; ты знаешь этот народ, что он буйный.

Они сказали мне: сделай нам бога, который шел бы перед нами; ибо с Моисеем, с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось.

Исход 32:21‭-‬23

Потому Аарон не пострадал при Божьем наказании за тельца, но пострадали люди из народа, судя по всему зачинщики. Так как после этого Моисей и колено Левино устроили зачистку в стане, после чего там погибло около трёх тысяч человек.(Исход 32-28).

Суд Моисея. Наказание после помилования.

Почему же Моисей совершил резню в народе хотя перед этим молил Бога о том чтобы Тот пощадил Израилитян?

И сказал Господь Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он — жестоковыйный; итак оставь Меня, да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их, и произведу многочисленный народ от тебя.

Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламеняется, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою.

Исход 32:9‭-‬11

Я предполагаю что, свои диалоги с Богом которые описывает Моисей - это откровение, слова, которые он слышал внутри себя, соответственно которые он описывает как диалоги чтобы лучше было понять читателю ход его мыслей, находясь на горе у него было предчувствие- откровение, что народ сбился с прямого пути. И Моисей молился там о спасении своего народа. Но когда он спустился с горы, он понял что весь этот балаган не получится остановить просто так, что людей нужно привести в сознание, "ребёнка нужно отшлепать". Сначало он заставил пить своих людей прах стёртого в порошок золотого тельца. После чего возможно были люди которые продолжали роптать.

Моисей увидел, что это народ необузданный, ибо Аарон допустил его до необузданности, к посрамлению пред врагами его.

И Моисей отправил Левитов(судя по всему оружие было лишь у них) совершить необходимую жертву.

И он (Моисей)сказал им(Левитам): так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего.

Почему Аарон вылил именно золотого тельца?

Есть интересное объяснение в еврейских источниках. С Евреями во время Исхода вышла большая группа неевреев - "эрев рав". Они не хотели принимать на себя правила Торы, и при первом возможном случае взбунтовались. Среди них были колдуны, возможно и те которые состязались с Моисеем в Египте.

В своё время умирающий Иосиф, заклял братьев, чтобы его похоронили с народом который в будущем покинет Египет.

И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда.

Бытие 50:24‭-‬25

Об этом узнали египетские жрецы, и хотели помешать исходу израильтян. Они похоронили саркофаг с Иосифом на дне Нила. Но Моисей, воспитывавшийся в доме фараона, знал этот секрет, и когда пришла пора покинуть юдоль рабства, он подошел к берегу реки и, произнеся тайное Имя Вс-вышнего, воззвал: "Восстань, бык! Восстань, бык!" (ведь знак колен Йосефа – бык, согласно благословению Иакова). В ответ на его призыв гроб с останками Йосефа всплыл со дна Нила, и Моисей смог взять его с собой. Но эти слова были подслушаны чародеями "эрев рав", и теперь, стоя над расселиной, куда Аарон бросил золото, они тоже стали взывать: "Восстань, бык! Восстань, бык!", и золотой телец шагнул наружу, к ожидающим его людям.

Также есть версия что Тельца изваяли переняв одну из египетских традиций.

Золотой телец в наши дни.

Мой наставник говорил мне, что Телец - это жвачное животное, которое в основном занято поиском пищи, все мысли его сфокусированы на этом. Золотой телец сегодняшнего дня - это образ общества потребления. Исследования ученых показали что самая главная потребность человека на сегодняшний день информативная. Мы видим как люди пропадают в телефонах, бесконечно листая ленты новостей и тому подобное. это забирает много энергии внимания и становятся идолом. Через информацию происходит завладение умами масс, это можно назвать духовной войной. Конечно информация нужна- человек должен быть всесторонне развит. Но человек при этом должен бодрствовать, не терять себя. Всего должно быть в меру и продукт который вы употребляете должен быть качественным. Поэтому сегодня мы также выбираем следовать за золотым тельцом, или за живым Богом. Выбор в предстоящем 2021 году за вами.

Всем кому понравилась статья подписывайтесь на канал, оставляйте комментарии. Желаю вам правильных мыслей, и правильного выбора на жизненном пути. ☝️😇👆


И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.

Исход 3:7-8

Евреи — пожалуй, единственный народ на планете, у которого отношения с Богом похожи на семейные. Господь Бог Израиля склонен к обидам и приступам гнева, ему трудно угодить, зато он всегда защитит тех, кто ему верен. История Исхода, основополагающий еврейский миф и один из самых грандиозных эпосов в истории человечества, — история о том, как трудно и вместе с тем почётно быть избранным народом. А уж насколько тяжело быть главным пророком и вождём этого народа — представить невозможно.

То, что Исход следует сразу за книгой Бытия, повествующей о сотворении мира, изгнании первых людей из рая, Всемирном Потопе и основании израильского народа патриархом Авраамом, говорит о том, насколько важной оказалась для иудеев эта книга. По сути, именно Исход — история их формирования как нации, обретения собственных законов и государства. Разумеется, всё это послано Богом Яхве, а значит — священно и неприкосновенно.

Вот что рассказывает об этом Библия.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 1

Художники XVIII-XIX веков любили изображать масштабную картину исхода евреев из Египта. Смотрится действительно очень величественно

Но шли годы, Иосиф умер, евреев становилось всё больше (10-15 детей в семье было нормой), а новые фараоны стали думать, что на самом деле они ничего евреям не должны. Так что египтяне стали принуждать израильтян к тяжёлым работам и в конце концов обратили их в рабство.

Израильтяне находились в рабстве более двух веков, всё это время утешая и подбадривая друг друга легендой о грядущем спасении. Тем временем очередной фараон, видя, что рабы не прекращают размножаться, повелел убивать всех новорождённых еврейских мальчиков. Женщина по имени Йохавед в отчаянии положила своего младенца в плетёную корзину и отправила плыть по Нилу в надежде на божественное спасение. Но, как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай: Йохавед отправила свою старшую дочь Мириам присмотреть за малышом.

Как ни странно, крокодилы малышом не заинтересовались — зато заинтересовалась дочь фараона, отдыхавшая у реки. Принцесса приказала служанкам достать корзинку с младенцем и по совету очень кстати выскочившей из прибрежных кустов Мириам нашла для мальчика кормилицу-еврейку — ею оказалась, как нетрудно догадаться, Йохавед.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 9

Выловленный из воды Моисей, дочь фараона и совершенно случайно оказавшаяся рядом Мириам

Фараон, естественно, не согласился отпустить многочисленную бесплатную рабочую силу неведомо куда. Тогда Бог обрушил на страну серию стихийных бедствий и болезней, получивших название Десяти казней египетских. После десятой до фараона наконец-то дошло, что Моисей и его брат Аарон не шутят, и евреям было позволено уйти.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 20

В конце концов они допекли Бога своим неверием и тот проклял свой народ, заявив, что никто из тех, кто вышел из Египта, не увидит Земли Обетованной — она будет обретена лишь тогда, когда умрут все, кто успел побывать в рабстве. Так что евреям пришлось проблуждать по пустыне сорок лет, да и сам Моисей умер, увидев Ханаан лишь издалека. После этого начались завоевания израильтянами новых земель, но это уже совсем другая история.

Самое удивительное в этой грандиозной легенде — то, что она, возможно, выдумана от начала до конца. Хотя, казалось бы, убрать из истории божественное вмешательство и объявить счастливыми или трагическими случайностями всё, что без божественного вмешательства не объясняется, — и история великого переселения отдельно взятого народа готова.

Но проблема в том, что Исход евреев не подтверждается археологическими находками. В древнеегипетских текстах нет никаких упоминаний человека по имени Моисей и его брата Аарона. На Синайском полуострове, перекопанном археологами вдоль и поперёк, не обнаружено никаких следов перемещения огромной группы людей. В современном Израиле и Палестине, на территории которой находится древнейший город-крепость Иерихон (его разрушение с помощью громко звучащих труб описано в Исходе), также не найдено следов массового вторжения: здешние жители, несомненно, вели войны, но никаких новых поселений пришельцы извне не основывали и свою культуру в эти города не приносили. Более того, есть свидетельства (косвенные — в самой Библии), что семиты жили в этих местах с незапамятных времён и ниоткуда сюда не приходили.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 12

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 2

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 5

Рамзес II, Эхнатон, Хатшепсут — три претендента на роль фараона, не желавшего отпускать евреев

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 6

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 10

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 14

Однако параллели Книги Исхода с историей учёные ищут скорее для развлечения, чем для серьёзных доказательств (а евреи просто верят). Любопытнее другое. Дело в том, что в этой легенде множество бродячих мифологических и сказочных мотивов, а также исторических, но заимствованных из других культур. Так, законы, принесённые Моисеем с горы Синай (а он принёс оттуда не только скрижали с десятью заповедями), местами перекликаются с Кодексом Хаммурапи.

А история о спасении младенца Моисея из воды практически дословно совпадает с более древней легендой о детстве аккадского царя Саргона — этот великий правитель, известный и как военачальник, и как строитель храмов, был низкого происхождения. Надпись на одной из его статуй описывает, как он, будучи рождён в бедной семье, попал к своему приёмному отцу.


Моя бедная мать зачала меня и втайне меня родила.
Она меня положила в тростниковую корзину и горной смолой закупорила мою дверь.
Она бросила меня в реку, река меня не потопила.
Река меня подняла и понесла к Акки, оросителю…

Словом, очень похоже, что миф об Исходе был создан уже во времена, когда семитские царства Израиль и Иудея, они же Северное и Южное, были завоёваны сначала вавилонянами, а потом персами. Народ этих царств отчаянно нуждался в том, чтобы сохранить под игом завоевателей свою культуру, язык и поклонение единому Богу. Из осколков исторических преданий было собрано цельное полотно о том, как этот самый Бог позаботился о своём народе, избавив его от рабства и подарив прекрасную землю в вечное владение.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 24

Вавилонское пленение евреев, в отличие от египетского, археологией подтверждается

Гипотеза, выдвинутая историком, специалистом по древнееврейской культуре Стивеном С. Расселом, рисует довольно изящную картинку того, как могли собираться воедино куски мозаики. Северное царство Израиль сохранило предания кочевников-скотоводов, которые могли часто мигрировать в Египет и обратно, в зависимости от периодически настигающих эту страну кризисов, — поэтому сама идея Исхода могла принадлежать им. А Южное царство Иудея было занято частыми войнами с Египтом и своими соседями, поэтому ему принадлежат те страницы Исхода, где рассказывается о военных победах избранного народа над жителями Земли Обетованной.

Что, если Десять казней египетских были на самом деле? Точнее, так: будь они на самом деле, что могло бы их вызвать?

Гипотеза Марра и его коллег основывалась на предположении, что Десять казней начались с мощного извержения вулкана, сопровождавшегося взрывом. А что было дальше?

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 25

Встреча рассвета на горе Синай — популярное туристическое развлечение, благо извержение вулкана туристам не грозит

Так божественные казни в интерпретации учёных превратились в катастрофическое природное явление с разрушительными последствиями, которые лишили египтян пищи и поразили их болезнями. То, что эту катастрофу пережили евреи, могло быть позднейшей вставкой в рассказ о реальном ужасном событии.

Моисей и Исход: миф и реальная история в Библии

Вулкан, с которого всё это началось, мог быть Санторином — именно его извержение и взрыв уничтожили минойскую цивилизацию Крита (ту самую, которая построила Кносский дворец с его лабиринтом и Минотавром). До Египта всё это докатилось в виде волны цунами, облака пепла и грозы. Кстати, разошедшиеся перед евреями воды Красного моря тоже могли быть последствием цунами.

Другой потенциальный виновник казней — вулкан Алаль Бадр на территории Саудовской Аравии. Его также считают главным кандидатом на роль горы Синай, учитывая, что во время беседы Моисея с Богом вершину горы окутывало грозовое облако, пышущее молниями. Отождествление ныне существующей одноимённой горы с местом библейских событий восходит к более поздней традиции.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 21

Женой Эхнатона была та самая Нефертити, в честь которой до сих пор называют салоны красоты

Современный египетский писатель Ахмед Осман, известный своими ревизионистскими конспиролигическими теориями а-ля Николай Фоменко, вообще считает, что Моисей и Эхнатон — одно и то же лицо. Есть также любительская гипотеза о том, что царевной, спасшей младенца Моисея, была Хатшепсут, дочь Тутмоса I и одна из четырёх египетских фараонов-женщин. Она правила в XV веке до нашей эры, за 300 лет до Рамзеса II. В этой гипотезе сам Моисей отождествляется с фараоном Тутмосом II, сводным братом и мужем Хатшепсут (инцест в семьях египетских фараонов был нормой и даже обязанностью), либо с архитектором Сенмутом, которой мог быть её фаворитом. Косвенно эта гипотеза подтверждается тем, что внешность Тутмоса II, если судить по статуям и изображениям, была скорее семитской, чем египетской. Однако исторический Тутмос II, хоть и совершил некоторое количество успешных военных походов, ни в каких попытках вывести из Египта семитский народ не был замечен.

Пасха мимо

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 23

Десятая, решающая казнь: ангел смерти забирает первенцев египтян и не замечает евреев

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.
И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его.
(Исход 12:12-14)

Тайная вечеря, описанная в Новом Завете, была традиционной трапезой Песаха, который начинают праздновать в 14-й день весеннего месяца нисана и продолжают в течение семи дней. Иисус, будучи евреем по рождению и воспитанию, придал ей новое содержание. А во времена раннего христианства именно в эти дни начали совершать богослужения и трапезы в память о крёстной жертве Христа, которые тоже стали называть Пасхой. Но ни о каком Исходе евреев из Египта христиане уже не вспоминают.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 29

Моисей, в отчаянии разбивающий скрижали с десятью заповедями, — один из ярчайших драматических моментов Исхода. Таким его изобразил Рембрандт

Легенда об Исходе оказалась настолько мощным и монументальным повествованием, что долгое время не имела в культуре иных интерпретаций, кроме собственно библейского текста. Логичнее всего было перевести эту историю на язык музыки, искусства, умеющего выражать невыразимое и описывать неописуемое. Именно композиторы первыми и взялись за эту сложную задачу — в эпоху барокко, тяготеющую к пышным усложнённым структурам, ярким эмоциям и идее Бога как непостижимого и подавляющего своим величием верховного существа.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 8

Нередко, изображая Исход, художники рисовали героев в одежде как у своих современников

Если личность пророка Моисея ещё поддавалась осмыслению в литературе, а эпическое настроение Исхода — в музыке, то полностью показать все грандиозные события, описанные в книге, мог только кинематограф. Книга Исхода словно только и ждала появления и расцвета Голливуда, с самого начала тяготевшего к гигантомании.

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 15

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 28

Берт Ланкастер (вверху) и Бен Кингсли (внизу) в роли Моисея

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 27

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 18

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 3

Исход: боги и сайлоны

Моисей и Исход: миф и реальность в Библии 30



На месте, где Бог впервые открылся пророку, и ныне зеленеет терновый куст. В долине, где стоял когда-то станом выведенный из Египта народ израильский, находится православный Синайский монастырь. Соборный храм его посвящен празднику Преображения Господня, но первоначально, во времена равноапостольных Константина и Елены, здесь был построен храм Неопалимой Купины.

Здесь на Синае Моисей получил от Господа скрижали Закона — знаменитые десять заповедей, определившие первичные ступени нравственного восхождения ветхозаветного человечества. Теперь восхождение начинают глубокой ночью, в третьем часу утра, чтобы достичь Декалога — вершины Моисея — к восходу солнца. На вершине —небольшая церковь. Построенная еще при Юстиниане, она была посвящена Преображению Господню. Три вершины — Фавор, Синай и Афон — возносили гимн преображающему Свету. Разрушенная и потом восстановленная из древних гранитных камней, она освящена ныне во имя Пресвятой Троицы. В ее ограде собираются на рассвете совершившие трудное (физически трудное, но молитвенно возвышенное) восхождение на гору.



Затем наступает время познакомиться с монастырем. Соборный храм, огромный и высокий, за четырнадцать веков, как бывает, ушел глубоко в землю, к входным вратам приходится спускаться по крутой каменной лестнице. Внутреннее пространство разделено гранитными монолитными колоннами, по семи с каждой стороны. В каждой колонне скрыты мощи мучеников — и на каждой минейная икона с собором святых соответствующего месяца. Через сдвоенные окна над соединенными арками столпами проникают в храм косые лучи света. Главный неф отделяют от боковых два ряда стасидий, Синайский монастырь Преображения Господня, именуемый также святой великомученицы Екатерины поставленных вдоль колонн. Это высокие кресла с откидными сидениями и подлокотниками, в которых иноки, в часы долгой службы, сидя, полусидя или стоя совершают молитвенное бдение.


Алтарь отделен невысоким резным кипарисовым иконостасом с большим распятием над царскими вратами. Справа, у одного из столпов, трон архиепископа синайского. Орел с простертыми крыльями, как во многих древних греческих храмах, поддерживает аналой, на который кладут Евангелие. План базилики прост и традиционен: прямоугольник с выступающей алтарной абсидой и пять изолированных приделов вдоль каждой стены. Два из них — во имя Иакова Брата Господня и во имя Сорока Раифских мучеников — выступают к востоку дальше главного алтаря. Они соединены еще одной, заалтарной абсидой, где находится упомянутый выше придел Неополимой купины. Это самая древняя часть храма — маленькая церковь, построенная во имя Богородицы еще при равноапостольной Елене. В VI в., когда строилась, при императоре Юстиниане, базилика Преображения, часовня органично была включена в нее.

. Как когда-то Моисей снял сандалии перед Терновым Кустом (об этом напоминает икона над входом в придел), так снимают обувь, входя сюда, современные православные паломники. Над корнем древней Купины устроен на четырех мраморных столбиках святой престол. Полукруглая ниша алтаря с золотой мозаикой в конце не отделена от пространства придела ни иконостасом, ни завесой. Это напоминает устройство алтарей в древнейших святилищах Святой Земли: на Голгофе, в Вифлеемской пещере, в заалтарном приделе Крестного монастыря. В высоком окне над престолом видны зеленые ветви живого Тернового Куста. Оказывается Придел Неопалимой Купины. Живой куст, зывается, корень выходит наследник святой Купины, за алтарем храма под стеной абсиды и дает жизнь, вот уже три с половиной тысячи лет, новым молодым побегам. Неопалимая Купина — символ Пресвятой Богородицы и символ Церкви Христовой, горящей и несгорающей — продолжает свою жизнь.


Обратившись к христианскому священнику, она нашла объяснение своего сна. Она приняла крещение — и тогда было ей еще одно откровение. Снова Младенец, но уже сияя и улыбаясь, сидел на руках Матери, ласково говорил с ней и протянул ей обручальное кольцо. Девушка проснулась с кольцом на пальце. Так стала она обручницей Христовой. Б воспоминание об этом событии иноки монастыря, вынося из алтаря для поклонения честные мощи святой Екатерины, дарят каждому из паломников кольцо с ее именем.


В монастыре все и исторично, и символично в одно время. Стены для монастыря — не только военно-защитное сооружение, и не архитектурное излишество. Они — тоже духовный символ. Ими монастырь и живущие в нем отделены от мира и греха. Крепость этих стен не в камне и оружии, а в молитве, ограждающей душу и — медленными оборотами духовного ворота — возносящей ее к Богу.

И одному, как иноку, с помощью ворота в монастырь не подняться. Без благодатной помощи Божией, без исповеди и руководства старца, без соборной молитвы храма и причастия Святых Тайн. Ты поднимаешься — и помогаешь подняться другим. Они тебя поднимают — и поднимаются сами.


Выше всех поднялся преподобный Иоанн Лествичник. И путь восхождения был куда как не прост. Семнадцатилетним юношей придя в монастырь и сорок лет проведя в послушании у старцев, он лишь после этого получил благословение на уединенное отшельническое житие. И был потом вызван из него, избранный братией в игумены. После недолгого возглавления обители он снова ушел в затвор, где и пребыл до смерти, оставив инокам свое благословение, а нам всем — великую Книгу-Лествицу. Не всем дано спасаться в святых обителях, не все видели воочию святую Богошественную гору Синай, но с помощью Лествицы игумена Иоанна каждый получает возможность для духовного восхождения.

Читайте также: