Педагогические технологии в профессиональной школе

Обновлено: 04.07.2024

1. Учащиеся по описанию самостоятельно проводят процедуру демонстрационного эксперимента (но без предварительного объяснения учителем теоретического материала). Цель такой работы – обнаружение нового свойства или нового эффекта.

В практическом плане это выглядит как, например, опытное изготовление всеми учащими класса собственных моделей кораблей (из фольги одинакового для всех размера) с максимальной грузоподъемностью и совместная формулировка вопроса, в котором зафиксирована содержательная проблематика обнаруженного эффекта.

3. Следующий шаг работы с исследовательским заданием – работа с текстом учебника как текстом-ответом на сформулированные самими школьниками вопросы. Предварительно возможно высказывание гипотез о природе данного эффекта, самостоятельное (в масштабах класса) выявление общих закономерностей.

4. В завершении обязательным этапом учебной работы в рамках исследовательского задания является проведение рефлексивного анализа проделанных шагов, выделение этапов работы и, тем самым, норм исследовательской деятельности.

В рамках социально-гуманитарной предметности при решении исследовательского задания от учащихся ожидается готовность самостоятельно действовать в соответствии с заданной нормой исследования (исследовательской процедурой) и предложить собственную интерпретацию изучаемого события, текста (например, описание битвы на Куликовом поле глазами путешественника-исследователя из Китая, Западной Европы, Ближнего Востока).

  • выделение основной проблемы в предложенной ситуации;
  • определение темы и цели исследования;
  • формулирование и отбор полезных гипотез;
  • определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;
  • разграничение допущений и доказанных положений;
  • планирование эксперимента для проверки гипотезы;
  • анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них;
  • планирование результата;
  • проведение эксперимента;
  • конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта, изготовление моделей по собственному замыслу;
  • составление таблиц, графиков, диаграмм (для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследований, графического изображения законов, для установления связи полученных данных с поставленной проблемой и последовательности изучения данных);
  • систематизация фактов, явлений;
  • интерпретация данных;
  • использование обобщений, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;
  • установление аналогий;
  • формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;
  • решение задач в новой ситуации;
  • написание творческого сочинения, реферата.

Учебные исследования

Независимые линии в рамках учебных исследований:

- открытие и освоение этапов исследования, методов исследования как внешне заданных норм на предметном материале учебных дисциплин;

- исследовательское творчество (лично мной сформулированный вопрос, лично мной выделенная проблема, лично мной сформулированная гипотеза и др.)

Исследовательское задание

  • Исследовательское задание представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, внутри которой исследовательская проблематика теоретического характера, исследовательская задача, способы и средства исследовательской деятельности уже заданы, однако результат не известен.
  • В рамках дисциплин естественнонаучной направленности от учащихся ожидается готовность воспроизвести по описанию эту ситуацию и самостоятельно обнаружить особенности изучаемого явления.

Исследовательская задача

  • Исследовательская задача представляет собой специально сконструированную учебную ситуацию, в границах которой учащимся необходимо (при поддержке педагога) выделить проблему (в ходе анализа известных из истории практических затруднений; возникших противоречий между существующей теорией и новыми фактами), сформулировать проблемный вопрос, предложить версии решения, осуществить их проверку.
  • Рефлексивные процедуры в ходе решения исследовательских задач направлены на выделение этапов деятельности, на оценку точности выделенной проблематики, точности сформулированного проблемного вопроса, эффективности предложенных способов проверки выдвинутых предположений.
  • Исследовательская задача открывает собой одну из глав учебной программы; направлена на открытие закономерности или закона, вначале в виде гипотетических предположений и их проверки, затем в виде выводов и оформлением итоговой формулировки.

Роль и функции педагога при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся существенно отличаются от тех, которые учитель выполняет при традиционной трансляции информации ученикам [3]. В исследовательском и проектном обучении педагог из ментора превращается в консультанта, помощника, соратника начинающего исследователя. Все это изменяет и расширяет предметно-профессиональное поле педагога, требует от него хорошую не только предметную, но и общую эрудицию, умения, необходимые для осуществления исследовательской и проектной работы (видение проблемы, сбор и обработка информации, выдвижение и проверка гипотезы, планирование, проектирование и прочее), способности инициировать актуальные для учащихся проекты, вовлекать ребят в учебное исследование или проект и увлекать их активным способом познания.

В связи со сказанным возникает необходимость целенаправленной подготовки и методического сопровождения практикующих учителей, организующих учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся в школе.

Перед педагогами, организующими учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся, стоят следующие проблемы:

- диагностика исследовательских и проектных способностей и умений обучающихся, выявление сферы познавательного интереса ребенка, психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- адаптация предметного или межпредметного содержания для учебного исследования или проекта;

- отбор эффективных средств, форм, приемов организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;

- управление учебно-исследовательской деятельностью учащихся, проектной деятельностью;

- разработка системы оценивания процесса и результата учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Исследовательская и проектная деятельность тесно связаны с индивидуальными возможностями и особенностями учеников. Действительно, от того, какими исследовательскими, проектными и другими познавательными умениями владеет учащийся, зависит оптимальный вариант его включения в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, учитывающий готовность к отдельным этапам деятельности, степень его самостоятельности, рекомендуемые формы исследования, а значит, и целенаправленное создание условий для эффективного развития ученика. Поэтому, прежде чем включить учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельности, необходимо определить их начальный уровень, отражающий природные способности, приобретенные опыт и умения осуществлять отдельные элементы исследовательской или проектной деятельности.

Наиболее типовыми для учащихся являются недостаточно развитая потребность в преодолении познавательных затруднений, слабая мотивация к проведению исследования и работе над проектом. Мотивационными стимулами от содержания могут быть новые для обучающихся факты, исторические сведения, практическая значимость, внутри- и межпредметные связи, дополнительные исследовательские вопросы, самостоятельно выбранные обучающимися в соответствии с собственными интересами и возможностями. Благоприятны для развития мотивации также разнообразные формы учебного исследования, различные виды проектов и проектных продуктов, учет сферы интересов учащихся, исследовательских возможностей учеников, подчеркивание учителем значимости исследовательской и проектной деятельности и результата учебного исследования, одобрение одноклассников, родителей, администрации школы, общественности. Создавать в школе соответствующую мотивирующую атмосферу помогает и взаимодействие с социальными партнерами ― вузами города, другими организациями образования и культуры. Преподаватели, аспиранты, магистранты, прочие сотрудники могут осуществлять экспертизу исследовательских проектов учащихся школы, консультировать по выбору актуальных проблем исследования и тем проектов, осуществлять совместные проекты в рамках внеурочной деятельности [3].

Еще одна проблема - низкий уровень владения учащимися общими и специальными исследовательскими и проектными умениями, необходимыми для включения в учебное исследование и проектную деятельность. Однако развить эти умения возможно лишь при непосредственном осуществлении учащимися названных видов деятельности. В связи с этим необходимо специальное обучение учащихся отдельным элементам учебного исследования, проекта. Для реализации данного требования целесообразно предлагать задания, моделирующие отдельные этапы учебно-исследовательской или проектной деятельности. Такие задания позволяют акцентировать внимание учащихся на особенностях каждого этапа деятельности, тренироваться в осуществлении этапов отдельно, не затрачивая времени на весь громоздкий цикл исследования или проектирования. После такой работы при переходе к целостному исследованию учащийся уже не будет новичком в преодолении единичных трудностей и сможет более эффективно заниматься связным исследованием, работать над проектом. Это важно и с психологической точки зрения, чтобы не вызвать реакцию непосильности задания. Следующим обязательным этапом является организация целостных исследовательских работ или проектов. На этом этапе учащиеся индивидуально или в группах, с большей или меньшей степенью самостоятельности, регулируемой учителем, проходят весь путь по созданию своего проекта. Чаще всего эта работа уже выходит за рамки учебного времени и может осуществляться в школьном исследовательском клубе. Результаты могут представляться на школьных или межшкольных конференциях, конкурсах, чтениях, в вузах-партнерах.

Для системного включения в образовательный процесс целостных учебных исследований и проектов необходимо разработать и апробировать:

- каталоги аннотированных тем проектов по различным дисциплинам и на межпредметном содержании;

- систему оценивания, учитывающую не только полученный результат (продукт проекта), но и процесс работы над проектом, самооценку учащимися своей деятельности;

- различные схемы работы учащихся над проектом в зависимости от их возможностей;

- управленческие документы, например, типовое положение об организации и проведении конкурса проектов, положение о проведении школьной научно-практической конференции, устав и программу работы школьного научного общества, договор о взаимодействии с социальным партнером и прочее [10].

Инновационные педагогические технологии взаимосвязаны, взаимообусловлены и составляют определенную дидактическую систему, направленную на воспитание таких ценностей как открытость, честность, доброжелательность, сопереживание, взаимопомощь и обеспечивающую образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Проблема выбора технологии, методики проведения урока должна решаться учителем с учетом многочисленных внешних и внутренних факторов с целью повышения эффективности учебного занятия.


Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими инновационный потенциал страны, является одним из факторов конкурентноспособности экономики Казахстана. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс высшей школы. Повышение компетенции преподавателей в области максимально эффективного использования информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления — задача современной высшей школы.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.

Эффективность использования педагогических технологий в образовательном процессе подтверждена исследовательскими работами ряда авторов: Г. К. Селевко, В. И. Андреева, В. П. Беспалько, В. И. Боголюбова, М. В. Кларина, В. Ю. Питюкова, В. А. Сластенина, Я. А. Савельева и др. На сегодняшний день всесторонняя теоретическая разработка проблемы использования современных педагогических технологий в профессиональной подготовке специалиста в условиях высшей школы приобретает особую остроту и значимость.

В педагогической науке и практике существуют различные позиции к определению педагогической технологии. Так, М. В. Кларин обозначает данное понятие как системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [2].

Г. К. Селевко считает, что педагогической технологией является продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [3]. В свою очередь В. П. Беспалько определяет интересующее нас понятие как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели [1, с. 29]. Такое разнообразие трактовок педагогической технологии не случайно, поскольку каждый автор исходит из определенного концептуального подхода к пониманию сущности технологии вообще.

технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;

технологическая цепочка действий, операций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми обучающимися;

Инновационная педагогическая технология — это проект определенной педагогической деятельности, последовательно реализуемой на практике, главным показателем которой является прогрессивное начало по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента. Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих студентов и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность же студентов проявляется в возрастающей самостоятельности, то есть в технологизированном процессе взаимодействия. Следовательно, инновационная педагогическая технология может быть рассмотрена как технология частного типа, где подразумеваются упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Таким образом, новые современные педагогические технологии включают в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, акмеологический подход, профессионализм.

В профессиональной подготовке студентов нами используются различные инновационные технологии, остановимся на некоторых из них, а именно: технология портфолио; технология проектов; технология развития критического мышления и письма.

видеокомпьютерную систему, с помощью которой преподаватель проводит лекционные и семинарские занятия в специально оборудованной аудитории;

Рассмотрим алгоритм и процессуально-действенное осуществление каждой из выше обозначенных технологий. В зарубежной традиции портфолио определяется как коллекция работ и результатов обучаемого, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Данная технология дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений. Технология портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, музыкально-исполнительской, коммуникативной и др. и является важным элементом деятельностного подхода к образованию.

проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно также приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте);

исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название работы, иллюстрации и т. п.);

творческие работы: дается перечень работ, фиксируется участие в конкурсах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности и др.;

участие в олимпиадах (указывается тема олимпиады, время проведения, достигнутый результат);

участие в научно-теоретических конференциях, семинарах (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации, форма участия в нем студента, результат);

В основе данной технологии лежит развитие познавательных интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Технология проектов всегда ориентирована на самостоятельную деятельность студентов — индивидуальную, парную, групповую, которую студенты выполняют в течение определенного отрезка времени.

Основными требованиями к использованию технологии проектов являются: наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования и выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных; подведение итогов, корректировка, выводы).

Поисковый этап (определение целей проекта, проведение организационной работы; формулировка проблемы исследования; определение объекта и предмета исследования; выдвижение гипотезы)

Конструкторский этап (определение направлений работы, непосредственных задач; определение способов поиска источников информации по направлениям; определение методов исследования; организация групп; распределение задач по группам).

Технологический этап (самостоятельная работа по группам, обмен информацией; выполнение запланированных технологических операций; текущий контроль качества; анализ собранной группами информации, составление сценария защиты проекта, который строится следующим образом: обозначение проекта; защита своей гипотезы; выводы, объяснение в виде таблиц, схем, рисунков и т. д.; ответы на вопросы.

В результате студенты должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (альбом, музыкальный анализ, реферат и др.) Таким образом, в основе технологии проектов лежит развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Критическое мышление — это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Развитие данного вида мышления посредством интерактивного включения студентов в образовательный процесс и является целью следующей рассматриваемой технологии.

Технология состоит из нескольких фаз, а именно: 1) вызов (то, что воспитанник уже знает по теме); 2) осмысление (что узнал); 3) рефлексия (отбор информации).

Музыка (тема, выраженная одним словом, обычно существительным).

Эстетическая, эмоциональная (описание темы в двух словах, как правило, прилагательными).

Воздействует, развивает, вдохновляет (описание действия в рамках этой темы тремя словами).

Благодаря музыке мы преображаемся (фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме).

Технология развития критического мышления является фундаментом для освоения новых видов деятельности. Предметом любой новой педагогической технологии являются конкретные взаимодействия студентов и преподавателей в разных видах деятельности, организованные на базе точного структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации, стандартизации способов и приемов обучения либо воспитания, с внедрением компьютеризации и технических средств.

Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения. Использование современных педагогических технологий — одно из самых перспективных направлений развития высшего образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1989.- 231с.

Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе: анализ зарубежного опыта.- М: Педагогика, 1989.- 132с.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, педагогическая технология, студент, образовательный процесс, педагогическая деятельность, портфолио работ, работа, технология проектов, технология развития, учебный процесс.

Похожие статьи

Технология развития критического мышления.

Ключевые слова: мышление, критическое мышление, рефлексия. Современные требования к образовательному процессу в рамках ФГОС повысились, современные реалии диктуют и новые подходы к учебно-воспитательному процессу.

Применение образовательных технологий в учебном процессе

Существует широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Портфолио. Личностно-ориентированное обучение. Технология критического мышления.

Современные педагогические технологии как средство.

учебный процесс, студент, умение, развитие, познавательная деятельность студентов, критическое мышление, воспитательная работа, образовательный процесс, информационное пространство.

Образовательная технология развития критического.

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков.

Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, учебный процесс, Технология обучения, технология развития, компьютер, учебная деятельность.

Критическое мышление как условие успешности педагога

Технология развития критического мышления учащихся является одной из востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока в информационной образовательной среде. Что такое критическое мышление?

Проектирование технологий обучения как педагогическое.

технология обучения, учебный материал, массовое использование, педагогический эксперимент, педагогический проект, педагогическая технология, этап создания, образовательный процесс, учебный процесс.

Использование технологии портфолио в процессе подготовки.

студент, учебный процесс, технология портфолио, портфолио, будущая профессиональная педагогическая деятельность, индивидуальный образовательный маршрут.

Технология развития целостного мышления как инновационная.

целостное мышление, технология развития, действие, учебная деятельность, умение, учебный материал, образ, образовательный процесс, работа, информация.

Педагогические технологии в профессиональной школе: Учебно-методическое пособие / О.А. Беляева. – Мн.: РИПО, 2008. – 50с.

Книга освещает теоретические и практические аспекты реализации современных педагогических технологий в учреждениях профессионального образования.

Адресована педагогическим работникам системы профессионального образования.

1. Основные характеристики педагогических технологий

2. Технология программированного обучения

3. Технология модульного обучения

4. Технология обучения в сотрудничестве

5. Игра как педагогическая технология

7. Технология проектного обучения

Основная задача профессионального образования — это подготовка граждан, способных играть продуктивную роль в экономике и обществе. Существование предприятий различных форм собственности, частной предпринимательской деятельности, увеличение количества малых и средних предприятий в экономике Беларуси обусловливают разнообразие видов трудовой занятости населения, высокий уровень профессиональной мобильности. Характерные для рыночной экономики неопределенность и постоянные изменения определяют необходимость подготовки рабочих и специалистов нового типа: способных адаптироваться к изменяющимся условиям, эффективно решать на своем рабочем месте проблемные задачи, самостоятельно учиться, проявлять инициативу, нести ответственность за качество своей работы и повышение собственной квалификации.

Практически все организации-заказчики кадров, которые указали, что их не вполне устраивает качество подготовки в профессиональной школе (40% от числа опрошенных) отметили в качестве недостатков: низкий уровень общей культуры выпускников; низкий уровень ответственности; отсутствие мотивации к труду и саморазвитию, готовности к преодолению трудностей в работе на предприятии.

Таким образом, большинство респондентов связывают причины, по которым выпускники не могут рационально адаптироваться в организациях, не с содержанием программ профессионального обучения, а с личностными качествами выпускников, которые формируются главным образом процессуальным компонентом педагогической системы — применяемыми в учреждении образовании педагогическими технологиями.

Отечественная и зарубежная педагогическая мысль предлагает богатый арсенал педагогических технологий, обеспечивающих возможность свободного выбора, творческого самовыражения, личностного роста как для педагога, так и для обучаемого. В то же время, ощущается недостаток информации об особенностях и возможностях их использования в профессиональном обучении. Данное пособие восполняет дефицит специализированной педагогической литературы, который испытывают педагогические работники профессионального образования.

Цель настоящего издания – снабдить читателя информацией, необходимой для проектирования и организации занятий на основе современных педагогических технологий.

В работе охарактеризованы современные педагогические технологии, наиболее востребованные в учреждениях профессионального образования. Особое внимание уделено обеспечению самостоятельной работы читателя с данным пособием: приведены задания для размышления, примеры реализации рассматриваемых технологий в учебном процессе, определения используемых терминов. Указаны достоинства и ограничения применения каждой из рассмотренных педагогических технологий.

Автор выражает признательность своим слушателям, предоставившим для публикации в качестве примеров свои разработки, за творческое взаимодействие и надеется, что это послужит стимулом творческой активности и профессионального роста педагогов профессиональной школы.

1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕ ХНОЛОГИЙ

► Терминологический словарь-справочник к теме

Технология - совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; научная дисциплина изучающая физические, химические, механические и др. закономерности, действующие в технологических процессах. Т. называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса.[]

Методика - совокупность методов, приемов целесообразного проведения какой-либо работы; отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету (м. языка, м. арифметики и т.д.). []

Технология обучения – совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Т. о. (педагогическая технология) в настоящее время понимается как направление в дидактике, область научных исследований по выявлению принципов и разработке оптимальных обучающих систем, по конструированию воспроизводимых дидактических процессов с заранее заданными характеристиками. Т.о. исходит из того, что цель обучения – изменение состояния ученика : его знаний, мыслей, способностей, чувств, поведения. []

► Задания для размышления

Опираясь на Ваши представления и знания, попытайтесь дать определение педагогической технологии. Что, на ваш взгляд, отличает педагогическую технологию от методики?

совокупность форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей;

система принципов, правил, применяемых в дидактической практике;

алгоритм взаимодействия участников учебного процесса, ведущий к достижению поставленной цели;

самостоятельная дидактическая система.

Дисциплины, описывающие педагогический процесс

Научная дисциплина, изучающая общие закономерности и принципы обучения.

Прикладная дисциплина, дающая рекомендации по организации педагогического процесса в конкретных условиях.

Прикладные дисциплины, изучающие методы, средства, формы организации педагогического процесса

Изучает методы, средства, формы организации педагогического процесса как таковые, без установления жестких взаимосвязей.

Ориентирована на изменение личности обучаемого.

Представляет собой строго упорядоченную систе-му методов, средств, форм организации педагогического процесса

Строго упорядоченная совокупность методов и средств осуществления процесса

Направлена на неодушевленные объекты – сырье.

Характеризуется высокой степенью алгоритмичности.

Характеризуется значительной степенью вариативности хода и результатов.

Область педагогического искусства

Реализуется в индивидуальной деятельности преподавателя.

Реализуется только в процессе педагогического взаимодействия

Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены СелевкоГ.К.:

«концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;

системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;

управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;

эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;

К лассификация педагогических технологий

По требуемым ресурсам

● технологии, реализуемые на отдельных этапах урока

● технологии, охватывающие отдельное занятие

● технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета

● технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении

● технологии, реализуемые с помощью технических устройств

● технологии, реализуемые с помощью печатных материалов

● технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

По целевой ориентации

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1990. – 192с.

Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. – М., 1996. – 111 с.

Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы. – СПб., 2004.

Кларин М.В. Технология обучения. Идеал и реальность. – Рига, 1999. – 180с.

Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2002. – 156с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие/ Под ред. Е.С. Полат. – М., 2002. – 272с.

Педагогика профессионального образования. – Мн.: РИПО, 2003. – 374с.

Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 256с.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. – М., 1998. – 256с.

2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

► Терминологический словарь-справочник к теме

Научение – процесс и результат приобретения индивидуального опыта. Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт (знания, умения и навыки) у человека и новые формы поведения у животных. Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (непроизвольное запоминание). У животных научение – основная форма приобретения опыта[].

Обратная связь – возврат информации о процессе, событии или поведении, имевшем место ранее. В обучении это связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому ( внешняя о.с. ) или идущие от обучаемого к нему самому ( внутренняя о.с .), по которым проходит информация о ходе процесса ( процессуальная о.с .) и результатах ( результирующая о.с .) научения. Четкое функционирование о.с. является непременным условием эффективного управления процессом обучения и научения[].

Подкрепление – безусловный раздражитель, вызывающий биологически значимую реакцию, при сочетании которой с предваряющим ее стимулом вырабатывается классический условный рефлекс. Положительное подкрепление имеет место тогда, когда поведение усиливается благодаря его последствиям. []

►Задание для размышления

Используйте критерии технологичности, с которыми Вы только что познакомились, для анализа программированного обучения.

Попробуйте изобразить содержание данного раздела в виде схемы.

При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

► Ключевые элементы программированного обучения:

- подача материала небольшими порциями;

- установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;

- предъявление ответа для самоконтроля;

- варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.

Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

В обучающей программе учебный материал должен излагаться ясно, доступно, в соответствии с требованиями изучаемого предмета. Для прочного усвоения изучаемого материала программой должно предусматриваться активное закрепление полученной информации путем выполнения специальных заданий (ни одна порция информации не должна остаться не использованной; основной объем обучающей программы должны занимать задания на закрепление, применение учебного материала, а не информационные кадры). Характер заданий и форма их предъявления должны быть разнообразны. Необходимо включать подсказки и методические советы по работе с обучающей программой, их количество должно уменьшаться по мере прохождения обучающей программы. Пользовательский интерфейс обучающей программы должен быть предельно прост, чтобы работа с компьютером не заслоняла от обучаемого содержание учебного материала. Шрифт текстового материала должен быть крупным и легко читаемым, наиболее важная информация должна быть выделена. Программа не должна содержать отвлекающих и развлекающих элементов, все внимание ученика должно быть сосредоточено только на изучаемом материале. Использование заданий с ограничениями по времени нецелесообразно, так как результаты работы учащегося в таких случаях заметно ухудшаются.

Основные методы построения обучающих программ: линейное программирование, разветвленное и адаптивное.

В линейной программе учебная информация расположена последовательно, кадр за кадром, так что после правильного ответа на задание предыдущего кадра учащийся должен перейти к новому кадру. Все работают над одним и тем же материалом, сохраняя лишь индивидуальный темп самостоятельной работы. Дозы информации небольшие и примерно одинаковы по размеру. Время на изучение одной дозы не превышает 5-10 минут. Ориентировочный критерий трудности упражнений в линейных обучающих программах – 10%, т.е. в среднем учащимися может быть выполнено неправильно после первого прочтения дозы информации не более 10% всех относящихся к ней упражнений. Линейное программирование целесообразно применять для учебного материала с большим количеством определений и понятий и когда основу усвоения составляет запоминание.

Поскольку в профессиональном образовании сочетается различный учебный материал: и требующий простого запоминания, и требующий выводов и доказательств, целесообразно комбинирование программ, т.е. применение для одних доз информации линейного программирования, для других – разветвленного.

- большая самостоятельность и активность обучаемых;

наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.

Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

Технология обучения в высшей профессиональной школе представляет собой системный комплекс психолого-педагогических процедур, включающих специальный подбор и подготовку дидактических форм, методов, способов, приемов и условий, необходимых для процесса обучения.

Она призвана выполнять роль главной артерии учебно-воспитательного процесса, приближать педагогику к точным наукам, а педагогическую практику делать организуемым, управляемым процессом с предсказуемым позитивным результатом.

До недавнего времени словосочетание "педагогическая технология" считалось недопустимой вольностью в трактовке процессов обучения и воспитания. Тысячи преподавателей и методистов создавали методические указания, планировали её воспитательные мероприятия и др., действуя по интуиции, по наитию.

Массовое внедрение педагогических технологий и появление самого этого понятия относят к началу 60-х годов XX века и связывают с реформированием сначала американской, а затем и европейской школ. Оно получило признание в ЮНЕСКО.

К 70-м годам понятие "педагогическая технология" овладело сознанием педагогов.

Технология – это характеристика целостного, завершенного процесса. Она представляет систему методов, средств и процессов целенаправленного изменения состояния объекта. Технологией также называют сами операции по изготовлению чего-либо. Технология является и научной дисциплиной, изучающей физические, химические и другие закономерности, действующие в разных процессах.

Технология – совокупность процессов, правил, навыков, применяемых при создании какого-либо вида продукции, главным образом в производственной деятельности.

Важнейший компонент технологии – последовательность направленных на создание заданного объекта действий (технологических операций). Каждое действие основано на каких-либо естественных процессах (физических, химических, биологических и др.) и человеческой деятельности.

Педагогическая технология и технология обучения – это система проектирования и практического применения адекватных данной технологии педагогических закономерностей, целей, принципов, содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, гарантирующих достаточно высокий уровень их эффективности, в том числе при последующем воспроизведении и тиражировании.

Ориентация на технологический подход в применении средств педагогики предполагает определенную технологичность самих форм и методов обучения с точки зрения из структуры, конструирования, практического применения, соответствия начальному этапу проектирования учебного процесса – постановке педагогической задачи.

Эффективность педагогического процесса в значительной мере определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных педагогических технологий. Их часто по традиции называют организационными формами и методами обучения.

разработка конкретного педагогического замысла на основе ценностных ориентаций, целевых установок авторов под конкретный ожидаемый результат;

выстраивание технологической цепочки педагогических действий в соответствии с поставленной целью и гарантией всем обучаемым достижения и усвоения содержания ГОС;

предусмотрение взаимосвязанной деятельности учеников и учителя при обеспечении образовательных потребностей ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;

диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели, инструментарий измерения результатов деятельности.

Технология обучения есть последовательность операций и процедур, составляющих дидактическую систему, реализация которой в педагогической практике приводит к достижению конкретных целей обучения и воспитания: усвоению знаний, приобретению профессиональных умений, формированию личностных качеств обучаемых, заданных целями обучения.

Технология обучения – способ реализации содержания обучении, предусмотренного учебными программами, и представляющий собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую достижение поставленных целей обучения.

Структурными составляющими технологии обучения являются:

средства педагогического взаимодействия, в т.ч. мотивация и средства преподавания;

организация учебного процесса;

результат деятельности, в т.ч. уровень профессиональной подготовки.

Педагогическая технология (по В.П. Беспалько) это:

содержательно-операционная деятельность по обеспечению педагогического процесса;

совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для организации целенаправленного воздействия на формирование личности с заданными качествами;

рационально организованная деятельность по обеспечению достижения целей педагогического процесса.

Определение В.П. Беспалько считают наиболее удачным. Он раскрыл глубинный смысл технологии в педагогике. Все 3 выделенные автором составляющие перекликаются друг с другом. Они не возможны в одиночку. Например, любая деятельность по обеспечению педагогического процесса не может возникнуть без всего многообразия необходимых средств, методов и процессов. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание учебно-познавательной деятельности самого учащегося. Таким образом, по В.П. Беспалько педагогическая технология нацелена на формирование личности.

Многие педагогические технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют сходство, но отличаются по различным параметрам.

Читайте также: