Педагогические технологии работы с одаренными детьми в условиях фгос русский язык в старшей школе

Обновлено: 01.07.2024

Забота об одаренных детях – одна из особенностей нашего времени. Многочисленные конкурсы, олимпиады, научные общества учащихся, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании общества к достижениям детей и подростков. И это, конечно же, очень важно, так как у детей появляется возможность проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей, наконец, осознать, что они не одиноки в этом мире и есть другие ребята с подобными увлечениями, интересами, дарованиями.

Поскольку речь идет об образовательном учреждении, которое должно стать местом для развития одаренности ребенка, то в центре нашего внимания находятся дети, проявляющие признаки общей одаренности, т. е. те, кто отличается высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими познавательными интересами и потребностью в творчестве. Это, как правило, наши медалисты.

Как развивать такого одаренного ребенка?

На мой взгляд, одно из основных направления развития творческих способностей – это исследовательский метод в ходе учебного процесса и реферативная деятельность ученика во внеучебное время.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

Исследование особенно ценно тем, что оно создает надежный фундамент для постепенного преобразования процессов обучения и развития в процессы более высокого порядка – самообучение и саморазвитие.

Реферативная работа позволяет увидеть, самостоятельно ставить и решать проблемы, уметь делать выводы, умозаключения, высказывать собственные суждения, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать и обобщать, работать с различными источниками знаний.

Как показывают специальные психологические эксперименты, самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий.

Раскрывая сущность данной темы, хочу представить два пути формирования исследовательских навыков в своей педагогической деятельности. Это использование исследовательского метода в учебном процессе и во внеурочной деятельности учащегося.

В учебном процессе мною используются самые разнообразные проблемные задания. Десятиклассникам я, например, даю следующие задания:

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

Что общего между капором, капюшоном и капустой ?

Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный ?

Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три ?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)

б) Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

в) Как вас теперь называть? (о переходе слов из одной части речи в другую).

г) Пропала буква (детективное расследование).

Мной применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцированного обучения.

2. Технология групповой деятельности.

3. Технология опережающего обучения.

Ребята создают сериал . Каждый понедельник красивая толстая тетрадь передается следующему ученику. Тот, кто получает тетрадь, должен будет написать в неё свою серию так, чтобы продолжить и развить сюжет сериала. В классе 25 человек, значит, сериал будет состоять из 25 серий. Совет режиссеров помогает автору очередной серии советами, идеями. Каждый понедельник урок начинается с чтения очередной серии. К концу учебного года у нас появляется очень интересное произведение.


Полный текст материала Статья "Современные методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Работа с одарёнными детьми на уроках русского языка и во внеурочное время в условиях внедрения ФГОС .

Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.

1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;

2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

3. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;

4. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Принципы работы с одарёнными детьми

· Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся).

· Принцип опережающего обучения.

· Принцип комфортности в любой деятельности.

· Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей учащихся.

· Возрастание роли внеурочной деятельности.

· Принцип развивающего обучения.

Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Система работы с одаренными детьми

Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными и способными детьми:

1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;

5. принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;

Направления, формы и методы работы с одарёнными детьми.

система преемственных связей среды и методов развития детей при переходе в основную школу из начального звена;

создание условий для индивидуализации обучения одаренных детей в средней школе;

система дополнительного образования, предназначенная для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Этапы работы с одарёнными

1-й этап работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, учителя начальной школы, имеющих контакт с ребенком. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка.

2-ой этап – уточнение выявленных способностей ребенка. На этом этапе учителя осуществляют сбор дополнительной информации от педагогов, родителей, изучают специальную литературу для уточнения выявленной одаренности ребенка.

3-ий этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, факультативных занятиях, во внеурочной деятельности. На этом этапе, на основании анализа выявленной одаренности ребенка, заявки родителей о развитии одаренности их ребенка, администрация школы создает условия для развития одаренных детей: открывает кружки, проводит предметные олимпиады. При этом использует внутренние ресурсы, преподавателей школы

4-й этап - анализ промежуточных результатов сопровождения развития одаренного ребенка. На этом этапе провожу диагностику успешности развития одаренности ребенка и корректировку его индивидуальных программ.

Создание мотивации и условий для их оптимального развития

Для создания мотивации используются следующие приёмы:

-ведение рукописного альманаха

- создание портфолио с последующей презентацией.

Работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа:

1. Олимпиадные задания.

2. Создание проектов.

- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.

- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.

- Подготовить презентацию личного творчества.

- Объяснить, почему в слове “корова” пишется “оро”, а в слове “каравай” - “ара”.

Исследовательский метод организует творческий поиск и применение знаний, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

Ребенок, склонный к исследовательскому поведению, не будет полагаться только на те знания, что даются ему в ходе традиционного обучения, он сам будет активно изучать окружающий мир, приобретая наряду с новой для себя информацией неоценимый опыт творца-первооткрывателя.

- Подготовка доклада о русских лингвистах.

Обработать русскую народную сказку “Гуси-лебеди” на современный лад.

3. Творческие диктанты.

4. Комплексный анализ текста.

5. Конкурсные работы.

В учебном процессе используются разнообразные проблемные задания.

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Проиллюстрируйте научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

2. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный?

3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2.Напишите сочинение на тему (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и т. д.)

Применяются следующие педагогические технологии:

1. Технология дифференцированного обучения.

2. Технология групповой деятельности.

3. Технология опережающего обучения.

Наиболее важным результатом работы, проводимой с одарёнными и способными детьми, считаю высокую мотивацию учебной деятельности, повышение степени самостоятельности учащихся в добывании знаний и совершенствовании умений, развитие навыков работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой, развитие творческих способностей учащихс

Школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. Поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе развития нашего общества, внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школ.

При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому школа в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:

не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;

создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;

формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Отличительные особенности одарённых детей

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Взаимодействие ребенка и педагога

Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю".

Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.

Если говорить об одаренности в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении уроков своей творческой активностью, постановкой нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету.

Образовательные стратегии при работе с одарёнными детьми

Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода; дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.

Основное направление в работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).

Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, могут быть использованы методы обучения в группе. К ним относятся:

Обучение в группе означает, что дети учатся:

- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;

- говорить и слушать;

- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.

Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;

уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;

ослабить скрытые конфликты;

выработать общее решение;

повысить эффективность работы участников дискуссии;

повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;

удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?

Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы

1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Глядя на чужую работу, сыт не будешь.

Друга на деньги не купишь.

2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Б..лезнь. в. зать, д. лекий, зв. нок, к. нфета. к. лоть, л. вить, м. лок, ор. 6етъ, п. тно, г. ристый, р. мень, м. лоток, схв. тить. отд. вать, ст. кан, ст. рый. т. желый, л..сной. (20 слов.)

* Задание 1-го уровня

• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

** Задание 2-го уровня

• Выберите слова с безударной гласной в корне, прове­ряемой ударением, и напишите их вместе с проверяе­мыми словами.

*** Задание 3-го уровня

• Выпишите слова с безударной гласной в кор­не слова, проверяемой ударением, подчеркните встав­ленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.

• Над первыми 5 словами укажите название частей речи.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош).

Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж; д) собственные - нарицательные; е) одушевлённые - неодушевлённые; ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа и другие.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям воспитывается на базе ситуативных задач. Например:

Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.

7. Творческие задания.

Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр по образцу. Например, в упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.

Ребята с удовольствием сочиняют синквейны, например:

Кружится, вьётся, тает.

Восхищает своей ажурной красотой.

Радует, греет, светит.

На землю падают лучи.

Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!

Особые дети требуют от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; непосредственно организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Результат работы с одарёнными детьми

Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.

Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.

Список использованной литературы

1.Абутова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками // Профильная школа. – 2010, №3

2. Гиршович В.С. Уровневая дифференциация как методика развивающего обучения // Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 1998

3. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении // Заочный педсовет. – 2011, №2

4, Логинова Р.Н. Творчески одарённые дети: выявление и развитие // Учитель в школе. – 2008, №3

5. Павлова Е.В. Стратегия работы с одарёнными детьми // Ставрополь: Издательство СГУ, 2007

В образовательных учреждениях Российской Федерации, согласно статье 77 Федерального закона об образовании, осуществляется:

- выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, а также оказывается содействие в получении такими лицами образования;

- организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных конкурсов, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей;

- проведение всероссийской олимпиады школьников в целях развития у обучающихся творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности, пропаганды научных знаний.

- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся:

2020 г. – 65,45 процентов;

2021 г.- 69,29 процентов;

2022 г.- 73, 41 процентов;

2023 г. – 77,58 процентов;

2024 г.- 81,70 процентов;

2025 г. – 85,24 процентов.

- обеспечение роста численности детей, охваченных дополнительным образованием;

- обеспечение роста доли детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет, у которых выявлены выдающиеся способности и таланты, от общей численности детей и молодёжи в возрасте от 7 до 35 лет.

Что нового я хочу узнать, посещая кружок?

Чему я хочу научиться?

Для чего мне нужны эти знания и умения?

Работа с учащимися 9-11-х классов

В старших классах возрастает мотивация школьников к участию в олимпиадах, поэтому важно объяснить им следующие аспекты:

-- необходимость прочных базовых знаний школьной программы по русскому языку и литературе;

-- обязательное знакомство учащихся с олимпиадными заданиями прошлых лет и тщательная их отработка.

В своей работе с учащимися старших классов я руководствуюсь следующими методическими принципами:

Заниматься систематически, а не по необходимости (когда требуется срочно и быстро). Только в этом случае можно рассчитывать на хорошие результаты. Важно, чтобы дети понимали, что багаж накопленных знаний они смогут использовать не только на олимпиадах, но и в дальнейшей жизни.

Добиться личной заинтересованности ученика в успехе, в противном случае старшеклассник не будет тратить своё драгоценное время на подготовку к олимпиаде, ведь ему ещё предстоит сдавать ОГЭ/ЕГЭ.

Дать правильную психологическую установку участнику олимпиады, настроить на умение доводить дело до конца, проявлять бойцовские качества. Ведь олимпиада – это своеобразное соревнование, в ней выявляются победители, поэтому ученика следует ориентировать не только на правильный ответ, но и на творческий поиск более точного, более глубокого ответа.

Приступая к подготовке к конкретному этапу олимпиады, я в первую очередь знакомлю учащихся с методическими рекомендациями по проведению ВОШ. Так как практически все эти умения в той или иной степени отрабатываются на уроках литературы, основное внимание я уделяю следующим аспектам:

Знать произведения разных авторов, имеющих одинаковые названия или похожие сюжетные линии.

Знать основные критические статьи, их авторов, краткое содержание.

Уметь выполнять целостный и сопоставительный анализ текстов.

Изучить работы победителей и призёров прошлых лет, ознакомиться со структурой олимпиадной работы.

При подготовке к олимпиадам по русскому языку необходимо учитывать важные моменты:

- олимпиады всех уровней обязательно включают в себя задания по орфоэпии, поэтому следует уделить этому разделу большое внимание; можно воспользоваться орфоэпическим минимумом ЕГЭ;

- в тестах обычно встречаются задания, связанные с происхождением слова, с изменением его формы и лексического значения, поэтому следует чаще обращаться к этимологическому словарю;

- необходимо знать грамматические нормы употребления форм множественного числа существительных, способы образования сравнительной и превосходной степени прилагательных, нормы согласования и управления;

- задания по лексике и фразеологии обязательно включаются в олимпиады всех уровней;

- помнить, что при оценке творческого задания предъявляются высокие требования к грамотности.

В результате учащиеся приобрели следующие навыки:

- готовность и способность к самостоятельной, творческой, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- сотрудничество со сверстниками и с учителем;

- готовность и способность к образованию и самообразованию;

- сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного сотрудничества;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Также были достигнуты предметные результаты, главные из которых – расширение и углубление знаний о языке, повышение языковой и речевой культуры, умение решать нестандартные задачи, успешное выступление на олимпиадах и конкурсах различных уровней.

Подводя итоги, могу с уверенностью сказать, что я довольна полученными результатами. Цели и задачи, которые я поставила перед собой, достигнуты, а именно:

- соблюдая преемственность начальной школы и среднего звена, я продолжила работу с одарёнными детьми, показавшими хорошие результаты в олимпиадах и конкурсах в 1-4 классах;

- в результате одарённые дети стали постоянными участниками, призёрами, победителями всевозможных олимпиад и конкурсов;

- учащиеся, не показавшие высоких результатов, углубили свои знания по русскому языку и литературе, расширили свой кругозор, научились писать сочинения, свободно, аргументированно излагать свои мысли, работать со словарями;

- школьники приобрели важнейшие навыки, необходимые каждому человеку: постоянное стремление к новым знаниям, умение непрерывно и качественно работать над своим образованием, упорство в достижении поставленных целей;

Эти результаты дают мне основание продолжить работу в данном направлении

Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации от 9.04.2016 № 637-р.

Читайте также: