Формирование первых отечественных педагогических систем ушинский толстой кратко

Обновлено: 03.07.2024

Жизненный путь. К.Д. Ушинский родился в Туле. Его отец — русский офицер, участник Отечественной войны 1812 г. После окончания гимназии К.Д. Ушинский поступил в Московский университет на юридический факультет (окончил в 1844 г.). Окончив университет, К.Д. Ушинский короткое время работал профессором камеральных, административных и экономических наук в Демидовском лицее (Ярославль) на кафедре энциклопедии законоведения, государственных законов и учреждений, законов казенного управления и науки финансов, которая по существу являлась кафедрой государственного права.

Несколько лет К. Д. Ушинский за границей изучал организацию образования в странах Европы. В последние годы педагог выступает как общественный деятель. Пишет статьи, принимает участие в учительском съезде в Крыму.

Педагогическая система. К.Д. Ушинский цель воспитания видит в формировании личности: гуманной, образованной, трудолюбивой; подготовка человека к полезной деятельности.

Считал, что первостепенной задачей воспитания является нравственное воспитание. Содержание нравственного воспитания составляют такие качества как любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, гуманное к ним отношение, честность и желание полезной деятельности. Средствами и методами нравственного воспитания являются правильная организация труда и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее обучение, взаимодействие между наставниками и учениками, убеждения.

Разрабатывая основы научной педагогики, К.Д. Ушинский создает теорию обучения — дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка. В дидактике К.Д. Ушинского можно получить ответы на самые сложные вопросы: о ступенях познания; этапах процесса обучения как взаимодействия педагога и учащегося; психологических аспектах познавательной деятельности; роли школы и учителя в воспитании и обучении. Главное в обучении — личность ребенка, его готовность к обучению, бережное отношение к его чувствам.

По мнению К.Д. Ушинского, в процессе преподавания важно учитывать основные дидактические принципы: своевременность, постепенность, органичность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность обучающегося, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, нравственность, полезность.

2.Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого.

Жизненный путь. Л.Н.Толстой — потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) — родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений.

Учился в Казанском университете, сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. После ухода из университета Л.Н. Толстой решил, что его призванием является образование.

Педагогические взгляды и педагогическая деятельность. На формирование философско-педагогических взглядов педагога оказали влияние А. Шопенгауэр, Ж.-Ж. Руссо. Педагогическая деятельность Л.Н. Толстого делится на три периода (табл. 10).

К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная интересам народа, развивает и укрепляет в детях важные психологические черты, такие как: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду

Л.Н. Толстой высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в практической деятельности в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности .

Понятие авторской педагогической системы.

В отдельных случаях авторство может принадлежать группе лиц. Для авторской школы характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

Классно – урочная система Коменского




К. Д. Ушинский доказывал, что система воспитания, построенная интересам народа, развивает и укрепляет в детях важные психологические черты, такие как: патриотизм и национальную гордость, любовь к труду

Л.Н. Толстой высоко ценил народную педагогику, защищал в своих педагогических статьях принцип народности в воспитании детей, подчеркивал важность здорового семейного уклада, необходимость тесного общения родителей с детьми. Данные подходы были реализованы им в практической деятельности в Яснополянской школе, где создавалась атмосфера бережного, внимательного, заботливого отношения педагогов к личности ребенка, его потребностям и интересам, к его творчеству и любознательности .

Понятие авторской педагогической системы.

В отдельных случаях авторство может принадлежать группе лиц. Для авторской школы характерно создание собственных концепций развития, в основу которых положены идеи и замыслы автора.

Классно – урочная система Коменского

9.3. Развитие русской педагогической мысли в ХIХ в.

В ХIХ в. шел процесс становления отечественной педагогической науки, формирования различных педагогических направлений и теорий. Значительным в этот период оказался вклад общественной мысли в развитие просветительских идей.

Педагогическая деятельность известного русского хирурга, профессора медицины Николая Ивановича Пирогова (1810–1881) не ограничивалась преподаванием в высшей школе. В 1850-х гг. он был назначен попечителем Одесского, а затем Киевского учебных округов. Н.И. Пирогов в своих педагогических сочинениях выдвигал идею воспитывающего обучения, усматривал цель воспитания в подготовке к жизни высоконравственного человека с широким интеллектуальным кругозором, выступал против ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Ученый высказывал идею о необходимости создания в России сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, отрицательно относился к телесным наказаниям, бытовавшим в современных ему школах. Н.И. Пирогов выступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.

В организации процесса обучения, по мнению педагога, стоит придерживаться классно-урочной системы. Опираясь на дидактику Я.А. Коменского и И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинский выявил четкие условия организации обучения, описал организационную структуру урока и выделил его виды. Ушинскому удалось выразить теоретические положения в методике начального образования. Так, он разработал новый метод овладения грамотой, призывал использовать на начальном этапе обучения все виды урока, слитые в единстве, методику формирования общих представлений и одновременного развития мышления и речи детей.

Педагог и просветитель Николай Федорович Бунаков (1837–1904) был теоретиком и практиком народной школы, создал ряд учебников для начальной школы. Главную задачу начального школьного образования он видел в гармоничном развитии физических, умственных и нравственных сил детей. Для этого, по его мнению, необходимо усилить реальный компонент содержания образования детей.

Педагог Василий Васильевич Розанов (1856–1919) выступал за необходимость создания подлинно русской национальной школы, основанной на культурных традициях народа. Вместе с тем он был далек от узко-национальной трактовки роли школы и отстаивал идею гармонического сочетания общечеловеческого, национального и индивидуального в формировании личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

К.Д. Ушинский

Педагогическая деятельность

Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники "Родное слово" и "Детский мир", которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.

Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).

Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.

Педагогические взгляды

Л.Н. Толстой с философской точки зрения разделял позицию идеализма; он всем своим существом отрицал, что в развитии общества важную роль играют материальные аспекты. Он верил, что сознание людей полностью не зависит от внешней среды. Толстой считал, что проблема несчастных людей в них самих, что корень зла надо искать в себе, а не винить во всех бедах других людей или абстрактное государство, власть. Иногда Толстой отклонялся от идеалистических взглядов в сторону материалистических. С этой точки зрения он говорил, что материальный мир является чем-то реальным, физическим и, что здесь нет никакой мистической подоплеки.

1) Теория должна подкрепляться практикой

2) Народность воспитания и демократизация народного образования

3) Воспитание нравственности

4) Гуманность как основа воспитания

Педагогические труды

Учебная литература

Ушинский написал много книг по педагогике, но самые известные из них – “Родное слово” и “Детский мир”.

Тематика произведений

Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку.)

- Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.)

О животных: Кукушечка ( Серая кукушка -- бездомная ленивица: гнезда не вьёт, в чужие гнёзда яички кладёт, своих кукушат на выкорм отдаёт, да ещё и подсмеивается, перед муженьком хвалится: - - Хи-хи-хи! Ха-ха-ха! Погляди-ка, муженёк, как я овсянке на радость яичко снесла.)

О детях: Трусливый Ваня ( Жил-был мальчик Ваня. Остался он однажды один в избе. Лежит на печке и от страха трясется — даже шороха боится. Вдруг слышит он — дышит кто-то у печки, а кто — не поймет.)

О природе: Ветер и солнце ( Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге)

Время с начала XVIII по начало XX вв. можно считать эпохой становления и развития образования в России и отечественной педагогики.

Реформы Петра I позволили открыть для русской педагогики опыт и достижения западно-европейских наук. В это время стали появляться сторонники полного переноса зарубежного опыта в российскую педагогику.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес Михаил Юрьевич Лермонтов (17111765). Он первым стал искать связь между прогрессом российского опыта и развитием науки и просвещения. Именно по его проекту в 1755 г. был открыт первый Московский университет, увеличено число гимназий, было введено преподавание на русском языке. Сам же Михаил Юрьевич написал большое количество учебников, работал над улучшением условий подготовки отечественных ученых.

Иван Иванович Бецкой (1704–1795) в 1763 г. представил Екатерине II школьные реформы, в которых ввел изменения на основе трудов Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо, К.А. Гельвеция. В основе этих изменений лежало обучение человека, гражданина, а не профессионала, поэтому обучению отводилось второстепенное значение.

Николай Иванович Новиков (1744–1818) начал одним из первых издавать в России педагогические журналы и книги, проводил большую просветительскую работу. Он первым в российской педагогической литературе назвал педагогику наукой.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824–1870) стал основоположником научной педагогики в России, его научное наследие играет большую роль до сих пор в работе педагогов-практиков.

Николай Иванович Пирогов (1810–1881) был выдающимся хирургом, педагогом, общественным деятелем, связал свое педагогическое кредо с критикой сословного воспитания и разрыва между школой и практикой.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) занимался педагогикой пятьдесят лет своей жизни. Большое внимание уделял первичному обучению детей, выступал как учитель-новатор.

Мы перечислили только несколько известных имен в отечественной педагогике, к ним также можно отнести и В.С. Вахтерова, разработавшего теорию и методику развивающего обучения, В.И. Во-довозова, разработавшего пути реформирования образования, Я.С. Гогебашвили – основоположника педагогики в Грузии, Х. Абовяна – основоположника армянской демократической педагогики и многих других, которые оставили большой след в педагогике.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука

ЛЕКЦИЯ № 1. Педагогика как наука Педагогику определяют как систему наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Различают несколько отраслей педагогики в зависимости от задач и направленности данной науки:1) ясельная педагогика;2) дошкольная

3. Педагогика сотрудничества

3. Педагогика сотрудничества Обучение в сотрудничестве названо в педагогике мира наиболее успешной технологией, противостоящей традиционным технологиям обучения и воспитания. Эта технология имеет разные варианты, позволяющие решать различные задачи в области

7. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера

7. Вальдорфская педагогика Р. Штайнера В данной технологии воплощено философское учение, согласно которому развитие способности к познанию делает человека совершенным. Учение Р. Штайнера – антропософия – включает в себя части христианства и идеализма.Согласно

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

7. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА Профессиональная педагогика изучает закономерности, принципы работы, технологию воспитания и образования человека, направленного на конкретную профессиональную сферу деятельности. Любая профессиональная деятельность характеризуется

Пилюли и педагогика

Пилюли и педагогика Не секрет, что на большой перемене во многих американских школах у кабинета медсестры выстраивается небольшая очередь. Но дети пришли не за освобождением от урока физкультуры. Они пришли за своей обеденной дозой лекарств от СДВГ.Самый

ПЕДАГОГИКА БЕЗ БОЛИ

ПЕДАГОГИКА БЕЗ БОЛИ Теперь мы перестали удивляться, что дети, попадающие к нам в кризисных ситуациях, будь то выходцы из благополучных семей или из детских домов, одинаково плохо усваивают новый материал на уроках. Часть энергии, которая могла бы помочь концентрации на

Педагогика и социология

Педагогика и социология Господа!Заменить на этой кафедре человека высокого ума и твердой воли, которому Франция столь сильно обязана обновлением своего начального образования, — для меня высочайшая честь, и я это очень хорошо осознаю. Находясь в тесном контакте с

Педагогика

Педагогика Положение теории привязанности о взаимосвязи привязанности и исследовательской деятельности может быть с пользой применено в образовательной сфере. В оптимальных условиях установление хороших отношений с учителем или учительницей может не только

Отечественная высшая школа в 60-е -70-е годы XX века

Отечественная высшая школа в 60-е -70-е годы XX века Проблемы высшего образования в полной мере стали проявляться уже в два в последние десятилетия советской истории.В 1972 г. были официально подведены и обнародованы итоги объявленной в 1965 г. образовательной реформы, которая

Педагогика джунглей

Педагогика джунглей Шел Мудрец через деревню на Восток. Люди окружили его.— Скажи, правильно ли мы воспитываем наших детей?Тогда он ответил им:— Послушайте притчу.Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им

Педагогика Божественная

Педагогика Божественная Люди опять обратились к Мудрецу:— Нам не нужна педагогика джунглей. Расскажи нам о другой педагогике.Сказал Мудрец:— Послушайте тогда другую притчу.Объявил Царь царей конкурс на божественную Педагогику. Пришли к нему мудрейшие мужи из разных

Читайте также: