Педагогические технологии как наука и инструмент образовательной деятельности педагога доу

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Коркина Людмила Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №19"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Педагогические технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование

Использование педагогических

технологий в

дошкольном образовании

Коркина Людмила Владимировна,

г. Новокузнецк

АКТУАЛЬНОСТЬ

17 октября 2013 г. № 1155 Утверждены приказом Министерства

образования

дошкольного

образования.

Центральная

психодидактическая

стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми

сверстниками,

одностороннее

воздействие

Современные

образовательные

образовании

государственных

стандартов дошкольного образования.

Перед педагогами стоит задача – выбрать методы и формы

организации

инновационные

образовательные

технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели

развития личности.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ?

Образовательная технология (технология в сфере образования) -

это совокупность научно и практически обоснованных методов

и инструментов для достижения желаемого результата в любой

области образования.

Понятие "образовательная технология" представляется

несколько более широким, чем "педагогическая технология"

(для педагогических процессов, ибо образование включает,

кроме педагогических, еще разнообразные социальные,

социально-политические, управленческие,

культурологические, психолого-педагогические, медико-

педагогические, экономические и другие смежные аспекты.

Педагогическая технология

набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения,

воспитательных средств; она есть организационно — методический

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

Концептуальность (опора на определенную научную концепцию);

Системность (технология должна обладать всеми признаками системы

- логика процесса, взаимосвязь его частей, целостность);

целью коррекции результатов);

Эффективность (достижение определенного стандарта обучения);

учреждениях и гарантия достижения результатов любым педагогом).

Структура образовательной технологии

состоит из трех частей:

Концептуальная часть – это научная база технологии, т.е. психолого-

педагогические идеи, которые заложены в ее фундамент.

Содержательная часть – это общие, конкретные цели и содержание

деятельности детей, методов и форм работы педагога, деятельности

педагога по управлению процессом усвоения материала, диагностика

Таким образом, очевидно: если некая система претендует на роль

технологии, она должна соответствовать всем перечисленным выше

Взаимодействие всех субъектов открытого образовательного

пространства (дети, сотрудники, родители) ДОУ осуществляется на

основе современных образовательных технологий.

Среди большого количества педагогических технологий

есть те, которые используются в работе с детьми

дошкольного возраста активно и чаще всего:

здоровьесберегающие педагогические технологии;

технология проектной деятельности;

технология исследовательской деятельности;

технология портфолио дошкольника и воспитателя;

Здоровьесберегающие технологии-

это комплекс мер и факторов образовательной среды, направленный

на сохранение, укрепление и формирование здоровья ребенка на всех

этапах его развития в системе образования.

применительно к ребенку являются обеспечение высокого

уровня реального здоровья ребенка и формирование

мотивационных установок на осознанное отношение к своему

применительно к взрослым — содействие становлению

культуры здоровья, в том числе культуры профессионального

Классификация здоровьесберегающих

обеспечения социально-психологического благополучия

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов;

сохранения и стимулирования здоровья;

обучения здоровому образу жизни;

педагогическая технология активной сенсорно-развивающей

Личностно-ориентированные технологии

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными

- гуманно-личностные технологии отличающиеся своей гуманистической

условиям дошкольного учреждения.

дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком,

авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в

традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества,

создают условия для творчества личности.

Технология проектной деятельности

Проектная деятельность — это целенаправленная деятельность с

направлению содержания образования.

Классификация учебных проектов по Коллингсу:

(игры, народные танцы, драматизации, постановка спектаклей,

мюзиклов, разного рода развлечения);

окружающей природой и общественной жизнью;

передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,

вокальной художественной (картина), музыкальной (игра на рояле)

продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб.

Технология исследовательской деятельности

Цель: формирование у дошкольников основных ключевых компетенций,

способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально - исследовательской

деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

- трудовые поручения, действия и др.

Технология портфолио дошкольника и

воспитателя.

Портфолио дошкольника– способ фиксирования, накопления и

оценки индивидуальных достижений ребенка в определенный период

его развития , важнейшая точка соприкосновения во взаимодействии,

Виды портфолио:

Это довольно новый вид систематизации

красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Портфолио-раскраска. Ребенок сам может раскрашивать странички.

Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо

помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией.

Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде

Разделы портфолио

указываются его фамилия и имя, номер группы;

реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка

в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве,

искусстве (толковый словарь).

Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок,

определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов

обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический

инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачёв).

Основные требования (критерии) педагогической технологии :

Концептуальность - опора на определенную научную концепцию, включающую

философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование

достижения образовательных целей.

Системность – технология должна обладать всеми признаками системы:

- взаимосвязью его частей,

Управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования,

проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средств и

методов с целью коррекции результатов.

Эффективность – современные педагогические технологии, существующие в

конкретных условиях, должны быть эффективными по результатам и оптимальными по

затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения)

образовательной технологии в образовательных учреждениях, т. е. технология как

педагогический инструмент должна быть гарантированно эффективна в руках любого

педагога, использующего ее, независимо от его опыта, стажа, возраста и личностных

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

· здоровьесберегающие технологии;

· технологии проектной деятельности

· технология исследовательской деятельности

· информационно-коммуникационные технологии;

· личностно-ориентированные технологии;

· технология портфолио дошкольника и воспитателя

· игровая технология

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности

сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по

здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия

педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом,

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы

формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих

технологий :

1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья

детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским

требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии

организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профи-

лактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и

укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания,

дыхательной гимнастики и др.);

3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие

психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение

эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в

процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии

психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе

4. здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие

культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на

развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья

(технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз,

дыхательная и др., ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

5. образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-

ориентированного воспитания и обучения);

6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных

игровые (игротренинги, игротерапия, самомассаж); коррекционные (арт-терапия,

технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)

7. К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести

и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой

понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных

инструментальных и методологических средств, используемых для достижения

педагогических целей.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей

требованиям содержания новых образовательных программ.

Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с

детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную

активность, наиболее полно реализовать себя.

Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить

о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-

ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для

самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями

· гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью

психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с

ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются

комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих

помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для

индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания

(после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной

деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует

всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет

принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны,

уступчивы, не конфликтны.

· Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного

образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе

среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют

разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических

отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений,

индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической

направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на

основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)

образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки

должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а

также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его

Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы

воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных

целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

· постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с

ориентацией на достижение результата;

· подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в

соответствии с учебными целями и задачами;

· оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на

· заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному,

обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии –

атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

6. Технология портфолио дошкольника

Портфолио— это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель-

ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные

моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Существует ряд функций портфолио:

· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени,

· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ,

· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией.

Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в

соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. И. Руденко

организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы).

и всеми специалистами, работающими с ребенком.

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь

будет интересно родителям, портфолио можно заполнять как в детском саду, так и дома и

можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором

предлагается следующая структура портфолио. Титульный лист, на котором содержится

информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, фиксируется дата начала

и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала

ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио.

последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его

ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рассказ

родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о

знаменитых тезках и известных однофамильцах, персональная информация ребенка (знак

зодиака, гороскопы, талисманы и др.).

сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать

до пяти, кувыркаться и др.

членах семьи (кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю-

бимые занятия, особенности совместного времяпрепровождения с членами семьи).

за выполнением домашней работы.

ребенка по экскурсиям, познавательным прогулкам.

работы (рисунки, сказки, стихи, фотографии с утренников, записи стихотворений,

которые ребенок рассказывал на утреннике и др.)

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио:

включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди-

ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со-

циальные контакты, коммуникативная деятельность, самостоятельное использование

различных источников информации и деятельность как таковая.

ребенка (рисунки, игры, которые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях,

награды, дипломы, грамоты).

Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио:

ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитателей о

ответы друзей, других детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги

щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание

и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ребенке;

рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и

секции; оценка участия ребенка в акциях; характеристика психолога познавательных

интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу,

ребенка и включает: отзыв родителей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче-

ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллюстрации успешности и др.

Таким образом, портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществить

индивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как

подарок самому ребенку и его семье

Современное образование нуждается в новом типе педагога :

· владеющим современными технологиями образования,

· приемами психолого-педагогической диагностики,

· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях

конкретной практической деятельности,

· умением прогнозировать свой конечный результат.

У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное,

интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может

стать портфолио педагога.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных

видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной,

коммуникативной, и является альтернативной формой оценки профессионализма и

результативности работы педагога.

Для создания комплексного портфолио целесообразно ввести следующие разделы:

· Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального личностного развития

педагога (фамилия, имя, отчество, год рождения);

· образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по

· трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном образовательном

· повышение квалификации (название структуры, где прослушаны курсы, год, месяц,

· копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и

· наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные

· дипломы различных конкурсов;

· другие документы по усмотрению педагога.

Содержание данного раздела формирует представление о динамике результатов

деятельности педагога за определенный период. В раздел могут быть включены:

· материалы с результатами освоения детьми реализуемой программы;

· материалы, характеризующие уровень развития представлений и умений детей,

уровень развития личностных качеств;

· сравнительный анализ деятельности педагога за три года на основании результатов

педагогической диагностики, результатов участия воспитанников в различных конкурсах

· анализ результатов обучения воспитанников в первом классе и др.

В содержание данного раздела помещаются материалы, свидетельствующие о

профессионализме педагога. Это могут быть:

· материалы, в которых описываются технологии, используемые педагогом в

деятельности с детьми, обосновывается их выбор;

· материалы, характеризующие работу в методическом объединении, творческой

· материалы, подтверждающие участие в профессиональных и творческих педагоги-

· в неделях педмастерства;

· авторские программы, методические разработки;

· творческие отчеты, рефераты, доклады, статьи и другие документы.

Содержит информацию об организации предметно-развивающей среды в группах и

· планы по организации предметно-развивающей среды;

· эскизы, фотографии и т. д.

Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Информационные технологии в дошкольном образовании В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги, всё чаще говорят о.

Инновационные технологии в дошкольном образовании В настоящее время педагогическими коллективами ДОУ интенсивно внедряется в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Педагогические технологии в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Современные интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры.

Здороеьесберегающие технологии в дошкольном образовании В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка – вот самое.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал.

Автор: Единарова Наталья Анатольевна

Организация: МДОУ детский сад №60

Населенный пункт: Московская область, г. Воскресенск

Педагогическая технология – это наука о педагогическом мастерстве, которым владеет мастер-педагог и которое является его личным достоянием, так как является уникальным сплавом опыта и личностных особенностей.

Педагогическая технология представляет с собой систему способов, приемов, шагов, последовательное выполнение которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития ребенка, и сама деятельность представлена как определенная система действий. Педагогическая технология обеспечивает гарантированный результат, она конкретизирует методику.

Три аспекта педагогической технологии:

  1. научный: изучает и разрабатывает цели, содержание и методы обучения
  2. процессуально-описательный - описание процесса, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех педагогических средств.

В отечественной педагогике понятие “педагогическая технология” относится и к процессу обучения и к процессу воспитания. Поэтому педагогические технологии могут быть представлены как технологии обучения (дидактические технологии) и технологии воспитания. В зарубежной педагогике – ограничено сферой обучения.

Воспитательная технология - это функции педагога во время взаимодействия с детьми:

  • педагогическое воздействие
  • педагогическое общение;
  • работа с группой;
  • педагогическое требование;
  • информативно-речевое воздействие педагога;
  • педагогическая техника.

Технология обучения – способ обучения, в котором основную нагрузку по реализации функции обучения выполняет средство обучения под управлением человека. Структура технологии обучения включает в себя следующие компоненты:

  • предварительная диагностика уровня усвоения детьми учебно-познавательного материала;
  • мотивация и организация учебно-познавательной деятельности детей;
  • действие дидактических средств;
  • контроль качества усвоения материала.

Три уровня педагогических технологий:

  1. общепедагогический уровень технологии –это целостный образовательный процесс образовательного учреждения (в данном случае ДОУ).
  2. частнометодический уровень технологии (термин употребляется в значении “частная методика”) охватывает отдельные аспекты педагогической системы, соответствующие частным методикам;
  3. локальный(модульный)уровень технологии – это воспитание отдельных личностных качеств, технология отдельных мероприятий, технология усвоения новых знаний.

В чем отличие технологии от методики обучения?

Методика обучения – система научно обоснованных методов, правил и приемов обучения.

Приём обучения направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приёмов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод.

Если методика – это совокупность рекомендаций по организации и проведению учебного процесса, то педагогическую технологию отличают два принципиальных момента:

В современной педагогике нет единой, общепринятой классификации методов обучения. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное.

В связи с этим главными методами обучения дошкольников являются

  • практические (упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование);
  • наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы);
  • словесные (рассказы педагога, беседа, чтение художественной литературы, вопросы к детям, указание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка);
  • игровые методы (внезапное появление объектов, игрушек, выполнение воспитателем различных игровых действий, инсценировки коротких рассказов, воображаемая ситуация в развернутом виде (ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием), элементы драматизаций, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации).

Выделим основные существенные отличия технологий обучения от методики обучения:

Три основные функции педагогической технологии:

Описательная функция раскрывает аспекты практического процесса обучения (воспитания, развития) на основе профессиональной терминологии.

Объяснительная функция позволяет выяснить эффективность различных компонентов (например, эффективность различных методов) обучения (воспитания, развития) и определить оптимальные их комбинации.

Проектировочная функция осуществляется при описании процесса обучения (воспитания, развития) на всех уровнях, включая уровень педагогической реализации.

Педагогическая технология взаимосвязана с педагогическим мастерством. Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Педагогическое мастерство, с другой стороны, – высший уровень владения педагогической технологией.

В среде педагогов прочно утвердилось мнение, что педагогическое мастерство сугубо индивидуально, поэтому его нельзя передать из рук в руки.

Однако педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

ИКТ (Информационно-коммуникационные технологии)

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

ПРИМЕНЕНИЕ:

  • Развитие воображения, мышления, памяти
  • Игры-путешествия
  • Обучение математике
  • Использование мультимедийных презентаций в программе Рower Рoint необходимо для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей.

Преимущества компьютера:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • обладает стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

ИКТ в работе педагога:

  1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
  2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
  4. Оформление групповой документации, отчетов.

Используемая литература:

В статье речь идет о современных педагогических технологиях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педагогами детского сада.

Аннотация . В статье речь идет о современных педагогических технологиях для воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Описаны формы, методы, классификации видов технологий, применяемыми педагогами детского сада.

Ключевые слова: технологии, портфолио, здоровьесбережение, ТРИЗ, ИКТ, проект, предметно-развивающая среда, исследовательская деятельность.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОУ

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Вот некоторые из трактовок педагогической технологии:

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев)

Педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)

Анализ различных определений и описаний сущности педагогической технологии позволяет за основное принять следующее определение:

Педагогическая технология – это целостный научно обоснованный проект определенной педагогической системы от ее теоретического замысла до реализации в образовательной практике, отражающий их цели, содержание, формы, методы, средства, результаты и условия организации.

Основные требования (критерии) педагогической технологии:

К числу современных образовательных технологий можно отнести :

Здоровьесберегающие технологии

Целью здоровьесберегающих технологий, является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит:

· от типа дошкольного учреждения,

· от продолжительности пребывания в нем детей,

· от программы, по которой работают педагоги,

· конкретных условий ДОУ,

· профессиональной компетентности педагога,

· показателей здоровья детей.

Все здоровьесберегающие технологии можно разделить на 4 группы:

  • Технологии сохранения и стимулирования здоровья.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Коррекционные технологии

Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.

Технологии проектной деятельности

Цель: Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.

Классификация учебных проектов:

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Содержание познавательно-исследовательской деятельности

1. Опыты (экспериментирование)

2. Коллекционирование (классификационная работа)

Информационно-коммуникационные технологии

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет).

Требования к компьютерным программам ДОУ:

· Легкость для самостоятельных занятий детей

· Развитие широкого спектра навыков и представлений

· предъявление информации на экране компьютера в игровой форме;

· несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

· движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

· обладает стимулом познавательной активности детей;

· предоставляет возможность индивидуализации обучения;

· в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

· позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Технология портфолио дошкольника

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.

Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержание разделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. ( И. Руденко)

Современное образование нуждается в новом типе педагога:

· владеющим современными технологиями образования,

· приемами психолого-педагогической диагностики,

· способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности,

· умением прогнозировать свой конечный результат.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Технология решения изобретательских задач. Главная цель , которую ставят перед собой ТРИЗ - педагоги это: - формирование у детей творческого мышления, то есть воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Методику ТРИЗ можно назвать школой творческой личности, поскольку её девиз - творчество во всем: в постановке вопроса, в приёмах его решения, в подаче материала.

Технологии создания предметно-развивающей среды

Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития и поэтому рассматривается многими педагогами и психологами как фактор развития личности. . Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную,коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Заключение: Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.

Читайте также: