Педагогические мастерские франция россия под ред э с соколовой м новая школа 1997

Обновлено: 08.07.2024

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современные педагогические технологии.
Обусловленность необходимости современных педагогических технологий.
1.2. Образовательные технологии и их основные особенности.
1.2.3.Традиционные технологии
1.2.4.Игровые технологии.
1.2.5.Метод проектов
1.2.6. Метод обучения в сотрудничестве
1.2.7. Дифференцированный подход в обучении
1.2.8. Тестовые технологии
1.2.9 Информационные технологии

Файлы: 1 файл

ГНД_проект1.docx

Г) верно ли утверждение?

Д) заполните схему и т.д.

Чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность. Именно собственное действие ребенка может стать основой формирования в будущем его способностей. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Почему мастерские оказались нужны современному учителю?

1. Интерес к занятиям возникает у всех, кто становится участником мастерской.

2. Мастерские "запускают” ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей

3. Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю.

4. Очевидно развивающее воздействие мастерских. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество - явления самоценные.

Цель: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы

1. Развивать мыслительные операции анализа, сравнения, умения делать выводы.

2. Создать условия для формирования навыков работы с лабораторным оборудованием, раздаточным материалом, умения делать схемы, формировать информационные и коммуникативные компетенции.

3. Расширить их представления об охраняемых, редких видах грибов Республики Татарстан.

4. Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, эстетическому воспитанию школьников.

По дидактическим целям – обобщение изученного материала

По форме – педагогическое ателье

• Работа с материалом

• Работа с материалом

• Работа с материалом

Деятельность учителя и учащихся

Учитель задает проблемную ситуацию, требующую разрешения: Как найти в осеннем лесу пищу, не имея средств для охоты на животных?

Учащиеся делятся с классом своими мыслями

3.Работа с материалом

Учитель предлагает детям составить правила поиска и сбора грибов.

Листы бумаги с готовыми правилами вывешиваются на доске (выводятся на интерактивную доску), сравниваются, дополняются.

Учитель предлагает сравнить выполненные перечни правил с готовым перечнем на интерактивной доске. Полный перечень записывают в тетрадь.

6.Работа с материалом

Учитель предлагает собрать в корзинки съедобные грибы , выбирая правильные картинки из множества, причем надо собранные грибы правильно приготовить (засолить, сварить, пожарить или замариновать)

Учитель предлагает ученикам соотнести строение гриба и способы его приготовления.

Ученики должны рассказать о различиях пластинчатых и губчатых грибов

Грибы помогли нам выжить в лесу и не измучиться от голода. А что полезного в них для организма человека?

Демонстрация перечней, сравнивание, дополнение

Учитель предлагает незаконченные предложения, нужно вставить правильное слово-термин

9. Работа с материалом

С помощью учебной литературы, записей в тетради, интернет-ресурсов учащиеся находят правильные термины и вписывают их

Записи с вставленными терминами выводятся на интерактивную доску

Демонстрируются грибы различных классов(в виде картинок, схем, муляжей и т.д.)

12 Работа с материалом

Вывешиваются на доску (выводятся на интерактивную доску) варианты . Сравниваются с тем вариантом, который заранее подготовлен учителем.

Запись в тетради дополненного варианта.

Что знали мы раньше о грибах и что знаем теперь?

Ребята, представьте себе, что мы с вами собрались 2 сентября в лес , на прогулку, на весь день. Приехали в лес, в прекрасное место, далеко от города и даже от любого селения (у нас даже сотовые не ловят сеть!) расположились, оставили дежурного, а сами пошли гулять по лесу. Возвращаемся, а в лагере нашем беда: дежурный на дереве сидит, все припасы разбросаны и съедены, все вещи перевернуты… Оказалось, пока нас не было, наведался к нам медведь, оставил нас без еды. Что же нам делать? Автобус приедет за нами только поздно вечером, а мы проголодались , гуляя.. Какой выход нам найти?

Учащиеся высказывают различные предложения, совместно приходят к выводу, что наиболее просто и возможно заняться поиском грибов.

Работа с материалом:

На интерактивную доску выводится следующий перечень:

Правила сбора грибов:

Учащиеся в тетрадях записывают свод правил, получившийся в ходе работы.

Работа с материалом

Грибы помогли нам выжить в лесу и не измучиться от голода. А что полезного в них для организма человека?

Пример собранной детьми информации о пользе грибов:

Жиры. Жиров в грибах содержится очень мало, к тому же они тяжело усваиваются организмом. При приготовлении многих грибных блюд к ним добавляют различные жиры. Это повышает калорийность пищи и улучшает ее вкус. Наиболее пригодны молочные жиры — сметана, масло.

Углеводы. По количеству и составу углеводов грибы приближаются к овощам; однако многие углеводы, содержащиеся в грибах, не встречаются в других пищевых продуктах. Кроме того, грибы содержат животный крахмал, или гликоген, а также инсулин, декстрин и др. Большая часть клетчатки и других углеводов в процессе приготовления пищи и особенно при тепловой обработке грибов разрушается и превращается в простейшие, легко усваиваемые организмом соединения.

Минеральные вещества. Содержание минеральных веществ в грибах приблизительно такое же, как и в других природных продуктах, однако их состав, вследствие перевеса оснований в нашем питании, весьма благоприятен. Особенно много в грибах калия, фосфора и железа, столь ценных и необходимых для организма человека, но часто отсутствующих в других продуктах питания.

Кальция грибы содержат мало, его лучшим источником являются молоко, творог и сыр, поэтому эти продукты желательно добавлять и к грибным блюдам. Грибы же ценны своими микроэлементами — медью, йодом, магнием, цинком и мышьяком, которые очень важны при обмене веществ в клетках человеческого организма.

Витамины. В грибах обнаружено больше всего витаминов группы В, особенно витаминов В1, В2 и РР. Эти витамины содержатся в грибах в относительно большем количестве, чем во всех других продуктах питания, более богаты ими только печень и дрожжи. Количество витамина В в грибах также весьма значительно. Витамин С имеется во многих грибах, однако они содержат его в очень небольшом количестве — 1—5%. Суточная потребность человека в витамине С равняется 50—100 мг. Так же мало грибы содержат и витамина А. Он имеется лишь в некоторых грибах, причем в основном в виде каротина в стадии полувитамина, который лишь после усвоения его организмом превращается в активный витамин А.

При хранении содержание витаминов в грибах несколько понижается, однако в правильно заготовленных грибах оно остается относительно высоким.

ВложениеРазмер
pedagogicheskaya_masterskaya.docx 27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технология педагогических мастерских.

Позиция ведущего мастера — это, прежде всего, позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить продвижение в освоении способов.

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия в предмете и в себе через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит реб ѐ нку проявить себя через творчество.

Благодаря этому формируются коммуникативные качества, так как в данном процессе ученик является субъектом, активным участником деятельности, который самостоятельно определяет цели, планирует, осуществляет деятельность и анализирует.

Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партн ѐ ра, развития толерантности и взаимопомощи

Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта

Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения заданий подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.

Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопредел ѐ нности в понимание.

Ведущими идеями ЖФЭН являются:

2. Воспитание гражданина, личности с новым менталитетом.

4. Интенсивные методы обучения и развития

5. Новый тип педагога.

Основная идея ЖФЭН – все способны! Все могут достигнуть высокого результата в развитии, но только за разный промежуток времени.

Каждый способен творить, но творить может только свободный человек. Поэтому задача мастерской, а точнее мастера, создать такие условия, чтобы каждый чувствовал себя свободным в выборе, свободным от определ ѐ нных рамок и требований.

Вера в ученика творит чудеса. В процессе работы в мастерской дети обнаруживают у себя способности писать стихи и прозу, составляют аннотации и пишут эссе, рисуют, придумывают, мастерят.

При проведении мастерских необходимо помнить, что информация, пропущенная через эмоционально-чувственную сферу участника мастерской, осваивается и усваивается лучше.

Основные этапы мастерской:

Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.

Индуктор – вс ѐ то, что побуждает реб ѐ нка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – вс ѐ то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.

Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля. На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть созда ѐ тся информационный запрос.

Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения. Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы е ѐ решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, Ид ѐ т работа по выполнению заданий, которые да ѐ т учитель.

Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность. Да ѐ тся одно задание на весь класс, ид ѐ т работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп.

Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников. Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех. На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.

Разрыв – резкое приращение в знаниях. Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. Результат этого этапа – инсайт (озарение).

Рефлексия – это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществл ѐ нной им деятельности, это обобщение чувств, возникших в мастерской, это отражение достижений собственной мысли, собственного мироощущения.

Принципы и правила ведения мастерской:

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера-руководителя.

2. Право каждого участника на ошибку.

3. Безоценочность, отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской.

4. Предоставление свободы в рамках принятых правил, что дает ощущение внутренней свободы:

• право выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем);

• право самостоятельности действий (без дополнительных разъяснений руководителя);

• право не участвовать на этапе предъявления результата.

5. Большой элемент неопределенности (даже загадочности), что стимулирует творческий процесс.

6. Диалог как главный принцип взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

• диалоги участников мастерской

• диалоги отдельных групп

• диалог с самим собой

• диалог с научным или художественным авторитетом.

7. Организация и перестройка реального пространства, в котором происходит мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа.

8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера- руководителя как авторитета на всех этапах мастерской

В ходе мастерской происходит постоянное чередование бессознательной деятельности и ее последующего осознания, что позволяет достигнуть максимального приближение к реальному опыту истинно научного или художественного постижения мира, потому что каждый ее участник движется в свободной деятельности от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры

• Проделать с учениками путь от культуры полезности к культуре достоинства (человек самоценен).

• Научить детей мыслить раскованно, творчески

Правила и методические приёмы:

1. Учитель четко формулирует для себя цель (конечный результат) урока.

2. Учитель подбирает материал в соответствии с поставленной целью.

3. На уроке учитель ставит вопросы, предлагает к осмыслению, изучению и проживанию подобранные сведения или проблемы.

4. Учащиеся размышляют, обсуждают предложенные задания в группе, делают выводы

5. Учащиеся знакомят с результатами деятельности другие группы, проводят дискуссии между группами.

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться реб ѐ нку, но не навязываться.

• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• Мастерская предоставляет каждому возможность продвигаться к истине своим пут ѐ м.

• Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

• В отличие от урока знания на мастерских не даются, а выстраиваются.

• Ученик имеет право на ошибку: ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность — это безоценочная деятельность.

• Мастер — для ученика, а не ученик для мастера.

• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

• Мастер — садовник, выращивающий растение — реб ѐ нка, создающий условия для реализации заложенных в н ѐ м природных задатков

1. Уроки для взрослых: Пособие для тех, кто работает в системе образования взрослых / Под ред. О.В.Агаповой, С.Г. Вершловского. – СПб.: Тускарора, 2003. 78 с.

2.Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. — 1995. — № 4. — С. 29—36.

3. Бордовский Г. А., Извозчиков В. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогик. — 1993. — № 5. — С. 12—15.

4. Бочкарева А.Г. Формирование компетентностных умений и навыков.УГПИ, 2006.

5. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Вступительная статья Ш.

6. Педагогические мастерские: Теория и практика /Составители: Белова Н.И., Мухина И.А. СПб, ТВПинк, 1995 /

8. Попов А. Технология и творчество // Нар. образование. — 1995. — № 6. — С. 82—86.

9. Смирнов С. Опыт возрождения классической гимназии: уроки и перспективы // Нар. образование — 1992. — № 1—2. С. 19—24.

10. Степашко Л.А.Продуктивное образование: от идеи к реализации. ДВГУ,2006. 6

11. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002

12. Педагогические мастерские: интеграция отечественного и зарубежного опыта /Сост. И.А.Мухина. - СПб., 1995.

13. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1986.

15. Гессе Г. Избр. произведения.- М.: Панорама, 1995.

16. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления.- М.: Лабиринт, 1999.

17. Петрова Г.Б. Современные технологии в обучении литературе- магнитогорск,2006


Учебно-воспитательный процесс в настоящее время должен развивать и самоопределять ученика в современном пространстве в соответствии с его интересами, возможностями и склонностями. В плане преподавания математики можно осуществлять обучение через такие составляющие как: толерантность, адаптацию в социуме, глубокое знание предмета, креативность, критичность мышления и коммуникативность. Развить все данные навыки у учеников помогает технология творческих мастерских.

За последние годы метод творческих мастерских (или по-другому – метод французских мастерских) стал использоваться во многих странах, так как его принципы и идеи соответствуют ценностным ориентирам педагогов в наши дни: интерес к индивидуальности, гуманизация воспитания и образования, стремление вырастить творческую, свободную и самостоятельную личность.

Суть данной технологии выражается в следующих главных положениях:

  1. Личность с новым мировосприятием — личность социально ответственная, самостоятельная, конструктивно вооруженная, способная оказывать позитивное влияние на окружающий мир и самого себя.
  2. Любой ребенок обладает способностями к практически любым видам человеческой деятельности: к овладеванию музыкой, изобразительным искусством, естественным и гуманитарным наукам. Разница только в том, какие методы будут применяться в процессе образования.
  3. Интенсивные методы обучения и развития личности.

Цель творческих мастерских — предоставить учащимся психологическое средство, позволяющее им лично саморазвиваться, осознавать самих себя, свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности развития мира [6, с. 128].

В основе мастерских лежат идеи проблемного обучения, развивающего обучения, критического мышления, коллективного способа обучения, идеи знаменитых русских педагогов и методистов П. Я. Гальперина, Л. С. Выготского, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занкова, С. Н. Лысенковой, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.

Творческие группы могут организовываться по следующим принципам:

  1. Класс делится на 3 группы: сильные ученики; средние ученики; слабые ученики;
  2. Класс делится на группы в каждой из которых есть сильные, средние и слабые ученики [1, с. 28].

Для технологии педагогических мастерских характерны следующие основные принципы: умение работать в команде; отношение учителя к учащемуся как к равному; критичность мышления; самостоятельный сбор знаний учеником с помощью критического мышления к изучаемой информации; самостоятельность решения творческих задач; выступление в роли лидера; уважительное отношение к мнению других.

1) Индукция — это проблемная ситуация — начало, мотивирующее творческую деятельность каждого.

2) Самоконструкция — индивидуальное создание гипотезы.

3) Социоконструкция — групповая работа, связанная с решением проблемы, поставленной учителем.

4) Социализация — выступление группы с отчетом, в котором каждый должен проявить себя.

5) Афиширование — представление работ.

6) Разрыв — кульминация, внутренне осознание учащимся неполноты или несоответствия старого знания новому.

7) Рефлексия — отражение ощущений и чувств участников, возникших во время процесса [1, с. 27–29].

В технологии мастерских могут быть использованы следующие информационные технологии: обучающие; интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, задания); научно-исследовательская работа; слайд-фильм — иллюстративный, наглядный материал; творческие конкурсы; обучающий контроль — компьютерные тесты, моделирование и трансформация текста, предназначенные для контроля усвоения знания учащимися, а так же для закрепления и повторения материала; участие в интернет-фестивалях; самостоятельная поисковая работа в сети интернет — использование Интернет-ресурсов, а так же мультимедиа библиотеки учебного заведения; участие в телекоммуникационных проектах; электронный словарь (толковые, терминологические, языковые) [4, с. 54].

При моделировании учебного занятия в режиме технологии мастерских осуществляется диагностика уровня учебных возможностей учащегося. У данных технологий есть свой закон — делай исходя из своих способностей, личного опыта и интересов, корректируй себя сам, поэтому нет точных методик проведения мастерских [5, с. 56].

Изучив и проанализировав весь материал, можно сделать вывод, что технологии творческих мастерских на уроках математики оказывают положительное влияние на развитие познавательных способностей ребенка, его психофизиологических и личностных особенностей, увеличивают творческую активность и расширяют кругозор.

Основные термины (генерируются автоматически): мастерская, ученик, критическое мышление, критичность мышления.

Целью данной работы является рассмотрение основных теоретических положений, касающихся формы организации образовательного процесса и структура французских мастерских, а также основных методов и приемов данной инновационной педагогической технологии развивающего обучения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….….3
Глава I. Мастерская как основная форма образовательного процесса. 5
Общие положения философии французских мастерских………….……5
Особенности организации деятельности мастера……………………. 6
Особенности отбора и конструирования учебного содержания для мастерской…………………………………………………………….…. 9
Этапы работы мастерской……………………………………………..….10
Глава II. Методы и приемы технологии французских мастерских….….12
2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий
мотивацию учебной деятельности………………………………………….…..13
2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской…….…14
Заключение…………………………………………………………………. …17
Литература…………………………………………………………………. ….19

Работа содержит 1 файл

образец реферат.doc

Глава II. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТЕХНОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКИЕ МАСТЕРСКИЕ

Мастерские могут быть разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм. Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И обязательно для хода каждого занятия - включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

2.1. Индуктор как методический прием, обеспечивающий мотивацию познавательной деятельности

Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:

2.2. Методы и приемы, используемые на основном этапе мастерской

Каждый этап этой работы завершается социализацией - обменом мнениями, результатами работы и их само- и взаимокоррекцией.

В условиях методически грамотно организованной и проведенной мастерской, характер результата мастерской может быть:

  • знакомство с основными понятиями темы
  • осознание личностной значимости содержания
  • эмоциональные переживания и формирование ценностных отношений к содержанию темы
  • новые вопросы, требующие размышления, углубления в тему
  • творческая работа обобщающего и рефлексивного характера, которая может быть представлена в разных формах: рисунки, схемы, ответы на свои вопросы, возникшие в ходе мастерской, символы, собственные варианты названия мастерской и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы метод французских мастерских используется во многих странах мира, т.к. идеи и принципы его соответствуют ценностным ориентирам современных педагогов: гуманизация образования и воспитания, интерес к индивидуальности, стремление воспитать личность творческую, самостоятельную, свободную.

• не формировать гармоническую личность, а создавать условия для самоактуализации и самореализации обучающегося;

• не дать знания по конкретной теме, а предоставить возможность для конструирования собственного знания, создания своего цельного образа мира;

• не проконтролировать и оценить сделанное, а реализовать возможности самооценки и самокоррекции;

• не сформировать умение, а помочь выработать навыки интеллектуального труда, предоставляя учащемуся право на ошибку и право на сотрудничество

Читайте также: