Педагогические идеи сказок кратко

Обновлено: 05.07.2024

МГПИ им. М. Е. Евсевьева, № диплома: 1399379, дата выдачи: 30 января 2006г.

Стаж педагогической работы (по специальности) : 14 лет

Общий трудовой стаж: 18 лет

Квалификационная категория: первая

Дата последней аттестации: 2016 г.

Занимаемая должность: воспитатель

Актуальность и перспективность опыта.

Вопрос нравственного воспитания детей дошкольного возраста является одной из главных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в. В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям, проблема сохранения интереса к книге, к чтению в наше время требует повышенного внимания. Техника (аудио – видео - компьютерная) ослабила интерес к книге. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков и, самое главное, искажение представлений о добре и зле. Именно в этот период и происходит формирование у них основ нравственных представлений, являющихся важнейшим условием формирования нравственной культуры. Для решения данной проблемы мной была выбрана работа по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.

В моей работе именно русская народная сказка рассматривается как одно из средств нравственного воспитания дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы русских народных сказок – и положительные и отрицательные – прочно входя в жизнь дошкольников, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки.

И поэтому проблема нравственного воспитания посредством русской народной сказки никогда не представлялась такой острой, актуальной и значимой, как сегодня.

Основная идея опыта - воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками. Работая с детьми дошкольного возраста и наблюдая за ними, я определила для себя одну из важнейших задач в воспитании – это нравственное воспитание, а как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг. И именно русские народные сказки играют важнейшую роль, ведь яркие художественные образы и удивительные сюжеты порой на всю жизнь врезаются в память, могут навести на глубокое размышление.

Теоретическая база опыта.

Новизна опыта.

Научная новизна исследования заключается в изучении на практике эффективности влияния русских народных сказок на формирование нравственных качеств детей дошкольного возраста. Составлен план работы с детьми и план взаимодействия с родителями по формированию нравственных качеств с помощью сказки и применён на практике. А также обогащена методическая копилка для родителей и педагогов.

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

Из всего многообразия художественной литературы для нравственного воспитания детей дошкольного возраста я выбрала детский фольклор – а именно сказки.

Цель:Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством ознакомления с русскими народными сказками.

Были определены следующие задачи:

Воспитательные

1. Воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору.

2. Приобщить детей к истокам народной культуры.

3. Воспитывать эстетический и художественный вкус.

4. Способствовать формированию нравственных качеств : отзывчивости, дружелюбия, умения уступать, помогать друг другу и др.

1. Содействовать развитию речи детей.

2. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор.

3. Создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором.

1. Формировать нравственные представления о нормах социальных отношений и моделях поведения.

2. Знакомить детей с художественной литературой.

3. Расширять представления об окружающем мире.

4. Учить видеть поступки героев и правильно оценивать их.

Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.

Приемы формирования восприятия сказки

Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Можно задать ряд вопросов: (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и. т. д)

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

Этапы работы со сказкой

Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.

Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.

Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.

Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Для того чтобы решить задачи свою работу разбила на этапы, используя интегративный метод:

Подбор и изучение методической литературы;

Подбор дидактических игр

Совместная работа с родителями.

Информировали родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будем читать в детском саду, и что рекомендуется для домашнего чтения.

Сказка в системе нравственного воспитания.

- Дети научились понимать смысл сказок

- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя

- Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль

- Улучшилось взаимопонимание благодаря совместной работе детей и родителей;

- Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

уровень Средний

2017-2018 уч. г. 11% 82% 7%

Начало 2019-2020 уч. г. 18% 78% 4%

Низкий уровень: характерно обще положительное не мотивированное отношение к сказкам. Называет 1-2 знакомые сказки. Выражает положительное отношение к слушанию сказок, но сомневается в достаточности личного опыта для их рассказывания и разыгрывания, признается, что не умеет придумывать сказки. Требуется помощь взрослого при назывании сказочных героев разных типов. С трудом включается в фантазирование. Ребенок выбирает для пересказа простые короткие сказки для малышей. Характерно маловыразительное исполнение. Звучание голоса однообразно-повествовательное. Фрагментарно использует наиболее традиционные средства лексической выразительности. Не может объяснить значение средств лексической выразительности сказки.

Средний уровень : интерес к сказкам выражен довольно ярко, мотивируется увлекательностью сюжета, наличием чудес и волшебства. Ребенок называет 3-4 знакомые сказки, выделяет любимую, проявляя интерес к ее содержанию и героям. Высказывает интерес к слушанию и разыгрыванию, реже - к рассказыванию сказочных текстов, сомневается в возможности придумать сказку самостоятельно. Знает многих героев, понимает, но не всегда может объяснить их функции в сказках. Выбирает для пересказа более интересные сказки, но ограничивается рассказыванием короткого фрагмента. Характерна формальная выразительность, слабо прочувствованная и не всегда оправданная, интонация используется для передачи личного отношения к героям. С помощью взрослого объясняет характерные особенности сказочного стиля.

Высокий уровень: характерно ярко-положительный эмоционально-осознанный интерес к сказкам. Ребенок самостоятельно называет более 5 любимых сказок. Называет некоторые жанровые особенности. Проявляет активный интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок. Охотно пересказывает сказку, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности. Чутко относится к языку произведений, стремится сохранить характерную лексику, использует типичные средства выразительности. Знает и понимает особенности сказочного языка, стремиться объяснить их, отмечая его красоту и образность.

Анализ результатов деятельности за три года позволил увидеть положительную динамику. К началу 2019/2020учебного года количество детей с низкими показателями уменьшилось на 3%; и увеличился высокий показатель на 7%. В ходе работы мы старались привлечь внимание родителей. После реализации части работы: объяснения родителям огромной роль сказки в жизни ребенка и воспитания нравственных качеств, эмоциональном интересе детей родители стали более отзывчивы к домашним заданиям, к консультациям. И в итоге это привело к повышению уровня показателей. Вывод. Благодаря этой работе удалось реализовать план взаимодействия с родителями, план работы с детьми, наладить тесный контакт с ними. Создать в группе более доброжелательную и комфортную обстановку. Достичь повышения уровня показателей формирования нравственных качеств с применением сказки. Результатами проведенной работы поделилась с коллегами на педагогическом совете. Работа еще не закончилась, Встал вопрос о продолжении работы над темой, о разработке и реализации проекта, который позволит продолжить работу над формированием нравственные качества детей с помощью сказки для следующих возрастных групп.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Данную работу может реализовать любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не будет трудоемкой при наличии методической и художественной литературы. Большую помощь могут оказать родители.

Трудности заключаются в планировании системы организованной деятельности с учетом возрастных особенностей детей и в разработке критериев отслеживания результатов.

Адресные рекомендации по использованию опыта.

1. Гриценко, З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М. : Линка-Пресс 2003.

3. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М. ; Сфера 2003.

5. Петрова, В. И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. / В. И. Петрова – М. : Изд-во Мозаика-Синтез, 2007

6. Фесюкова, Л. Б. Воспитание сказкой : для работы с детьми дошкольного возраста. – М. : Фолио, АСТ 2000. Шиян, О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказки. [Текст] / Мозаика-синтез: М. 2012.

7. Шорохова, О. А. Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста В настоящее время чрезвычайно актуальной стала проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения. Известно, что.

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста

Русская народная кукла-как средство развития речи у детей дошкольного возраста Темой моего самообразования я раз и навсегда выбрала речевое развитие детей дошкольного возраста посредством разнообразных методов и приемов.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Этические беседы как средство воспитания честности и правдивости у детей дошкольного возраста В нравственном воспитании одним из важнейших качеств личности является честность, начала которого закладываются в дошкольном детстве. Моральный.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

ВложениеРазмер
skazki_kak_sredstvo_narodnoy_pedagogiki.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказки как средство народной педагогики.

&1. Особенности сказок как народных средств воспитания …..5 стр.

&2. Педагогические идеи сказок ……………………………….. 9 стр.

Список использованной литературы…………………………….13 стр.

Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

&1. Особенности сказок как народных средств воспитания.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа была немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается в одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей: трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула – к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

Особенности сказок как народных средств воспитания детей. Материал для сказок, межнациональная связь народов в них и совместная борьба трудящихся против иноземных врагов. Положительные сказочные герои и увлекательность сюжета. Педагогические идеи сказок.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.12.2014
Размер файла 17,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сказки как средство народной педагогики

Содержание

1. Особенности сказок как народных средств воспитания

2. Педагогические идеи сказок

Список использованной литературы

Введение

Сказки, являясь художественно - литературными произведениями, одновременно были и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок, дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

1. Особенности сказок как народных средств воспитания

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа была немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, народность оказывается в одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей: трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Макаренко, характеризуя особенности стиля детской литературы, говорил, что сюжет произведений для детей должен по возможности стремиться к простоте, фабула - к сложности. Сказки наиболее полно отвечают этому требованию. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к сказке внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего, неустойчивость и подвижность их внимания.

Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например, гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя и т.д.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

народный сказка воспитание педагогический

2. Педагогические идеи сказок

В народных сказках находят отражение некоторые приемы воздействия на личность, разбираются общие условия семейного воспитания, определяется примерное содержание нравственного воспитания и т.п.

Жил - был старик у своего сына и снохи. Был у него и внук. Старик этот надоел своему сыну и снохе, им не хотелось за ним ухаживать. И вот сын, по совету своей жены, посадил отца на санки и решил отвезти в глубокий овраг. Его сопровождал внук старика. Столкнул сын сани с отцом вниз в овраг и собрался было уже идти обратно домой. Но его задержал его маленький сын: он бросился в овраг за санками, несмотря на сердитое замечание отца о том, что он ему купит новые санки, получше. Мальчик вытащил из оврага санки и сказал, что отец должен ему купить новые санки. А эти санки он будет беречь, чтобы через много лет, когда состарятся его отец и мать, доставить их в этот же самый овраг.

Основная мысль сказки в том, что человек должен за свое преступление получить наказание по заслугам, что наказание является естественным последствием его преступления.

В сказках поднимается также и много других проблем народного воспитания.

Педагогические сокровища народа далеко еще не исчерпали себя. Духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу.

Заключение

В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций. Каждый народ обладает накопленными веками традициями воспитания, формирования личности человека. Весь этот опыт передавался от поколения к поколению через сказки, песни, загадки, пословицы и т.д. Издавна, когда еще не было средств массовой информации, в якутских семьях любили долгими зимними вечерами собираться вокруг комелека и рассказывать друг другу сказки, олонхо, былины и т.д. Поэтому очень важно, чтоб ребенок с малых лет знакомился с народными сказками, так как они имеют глубокое нравственное, воспитательное содержание, которые способствуют развитию таких психических процессов, как воображение, мышление, речь, внимание, память, фантазия и т.д.

В современном обществе идет процесс переосмысления общечеловеческой культуры, традиций и обычаев народов. Это прежде всего связано с ростом национального самосознания, со стремлением возродить наиболее эффективные нормы и методы воспитания, ибо пренебрежение к народной педагогике приводит к утрате чрезвычайно ценных педагогических идей.

Список использованной литературы

Наслежно - улусное социальное воспитание. / Под ред. Данилова Д.А., Корниловой А.Г. - М., 1997 г.

Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки. / Под ред. Борликова Г.М. Элиста, 2003 г.

Подобные документы

Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок. Анализ структуры и содержания народных сказок.

курсовая работа [44,1 K], добавлен 05.12.2013

Понятие нравственного воспитания. Психологические возможности изучения сказок. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Педагогические идеи в сказках. Влияние сказок на развитие нравственной воспитанности детей младшего школьного возраста.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 27.10.2010

Экологическая сказка как средство экологического воспитания дошкольников. Особенности проявлений бережного отношения к животным у детей 5-6 лет. Использование экологических сказок при воспитании ребенка, исследование эффективности подобранных сказок.

дипломная работа [753,0 K], добавлен 01.06.2014

Значение русских народных сказок. Особенности технологии программы "Развитие". Этапы, цели и задачи работы. Направления работы со сказкой. Опытно-методическое описание работы с детьми старшей группы по месяцам.

методичка [50,3 K], добавлен 24.08.2007

Характеристика содержания, основных форм, методов и приемов воспитания, ориентированного на определенную систему ценностей. Раскрытие воспитательного потенциала сказок русского и эвенкийского народов в трудах К. Ушинского, С. Гессена и Н.А. Бердяева.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие сказки, составленные на манер бытовых сказок, носят характер этических бесед, т.е. выступают как средства убеждения в нравственном воспитании детей, в формировании идеала совершенного человека, всестороннего совершенствования личности. В ряде сказок усовещивается детей ссылкой на естественные последствия дурных поступков детей: уверяет, убеждает их в важности хорошего поведения.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница. ), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты. Конечно, это непросто, но в том-то и мастерство педагога, чтобы попытаться понять каждого воспитанника.

В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Следует отметить лаконичность и красоту формы народных сказок. Эстетика формы так же, как и словесные характеристики, передает красоту человеческой личности, идеального героя и таким образом усиливает воспитательный потенциал народных сказок, как одного из средств народной педагогики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМО ЛИТЕРАТУРЫ

Батурина Г.И., Кузина Г.Ф., Занимательная педагогика народов России, М., Школа - Пресс, 1998.


Одной из важнейших образовательных задач является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Истоками воспитания является детство.

Сказка для ребенка становится учебником жизни. В период дошкольного детства у детей пробуждаются и развиваются такие представления, которые в дальнейшем станут фундаментом всей сознательной жизни. В это время закладываются основы личностных качеств, а сказка способствует формированию представлений о честности, трудолюбии, смелости, дружбе. Сказки отлично воздействуют на детскую психику, поскольку нравоучения в них завуалированы. Волшебные истории восстанавливают душевное спокойствие, дают силы, с ними ребенок переживает те эмоции, которые развивают в нем фантазию, мышление, воображение.

Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также идет приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа является эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение. Сказка — незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.

Сказки могут по-разному помогать педагогу, ведь и сами сказки разные. Дидактические, или обучающие сказки помогают знакомить с окружающим миром. Диагностические сказки помогают проанализировать эмоциональное развитие и нервно-психическое состояние ребёнка. Психологи считают, что по увлеченности тем или иным сказочным персонажам можно подобрать золотой ключик к скрытому от глаз внутреннему миру малыша, а список предпочитаемых ребёнком сказок может стать лакмусовой бумажкой для определения характера и условий его жизни. Психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкой коррекции поведенческих функций детей, заменяя непродуктивный стиль на эффективный и формируют теплоту и равновесие в душевном состоянии ребенка.

Сказка помогает формировать социальную позицию, ценностный взгляд на окружающий мир, воспитывает чувство гордости за достижения своих земляков. Сказка становится мощным мотиватором познания. А источником для сказки может быть любой предмет, который нас окружает, например- ложка или самодельная елочная игрушка из бабушкиной коробки с елочными игрушками. Со многими экспонатами можно играть, и эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. В игре развивается инициативность и самостоятельность, ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослым. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. Многие экспонаты дают почву для фантазии-для творчества, многие дети хотят свое видение предмета выразить-в рисунке, поделке, сказке. Играя с экспонатами, дети сами придумывают сказку о прошлом этого предмета, о том, как он попал в музей и стал экспонатом. Педагогами школы № 41 г. Тольятти была сочинена сказка о капельке воды. Детям в детском саду она очень понравилась. Сказка стала основой исследования наших детей по свойствам воды. Это было увлекательное путешествие в физические законы природы. Педагог, собирая сказки, рисунки и поделки детей может оформить целый сборник детского творчества.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, ребенок, окружающий мир, дошкольное детство, русская культура, экспонат.

Читайте также: