Педагогические идеи каптерева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каптерев Пётр Фёдорович (7 июля 1849 - 7 сентября 1922) – российский педагог и психолог.

Гражданство = Подданство Российская империя , СССР

выдающийся педагог и психолог

Содержание

Биография

Родился 7 июля 1849 г. в селе Клёнов ныне Подольское. Учился в Вифанской духовной семинарии, а после шести лет обучения принят на историческое отделение Московской духовной академии которую закончил в 1872 году. Сразу после окончания академии молодой преподаватель был принят в число профессорско-преподавательской корпорации и назначен преподавателем психологии, дидактике, педагогики и логики в Петербургской духовной семинарии и академии. Благодаря уважению студентов и корпорации ему доверили заведование воскресной школой и избрали членом распорядительного совета правления семинарии [1] . Читал лекции на Фрёбелевских курсах, служил в Мариинском ведомстве, занимавшемся женским образованием. Преподавал в частных женских гимназиях. Принимал активное участие в деятельности Родительского кружка – просветительского учреждения в области воспитания и обучения и в деятельности педагогического музея военно-учебных заведений. Один из организаторов в начале ХХ века Всероссийских съездов по педагогической психологии, экспериментальной педагогике и семейному воспитанию. В советское время вёл преподавательскую деятельность в школах и педагогических институтах. С 1921 г. профессор Воронежского университета и первый декан его педагогического факультета. [2] Организовал педтехникум в Воронеже. Умер 7 сентября 1922 в г. Воронеж.

Дошкольное и семейное воспитание

Проблемы школьного образования

Трудовое воспитание

Вклад в разработку истории педагогики

Труды

В 1874 году результаты своих исследований Каптерев публикует в нескольких научных журналах Петербурга. В журнале "Народная школа" № 6, 7 в статье "Обучение детей дошкольного возраста" в этом труде впервые в отечественной педагогике автор рассмотрел вопросы интенсификации развития и воспитания умственных способностей детей раннего возраста. Несколько позже в журнале "Семья и школа" № 8, 9 появилась другая его статья "Законы ассоциации психических явлений и их приложение в деле обучения и воспитания", а в следующем номере "Как образовать стойкий характер". Осенью того же года журнал "Знамение" № 10 публикует большую статью Каптерева "Этюды по психологии народов", а в конце года "Народная школа" № 11, 12 - статью "Эвристическая форма обучения в народной школе" [1] .

2016-10-12_110717

Имя, идеи и работы Петра Федоровича Каптерева (1849 —1922) известны сегодня лишь сравнительно узкому кругу специалистов-педагогов. А между тем многое в них и сейчас продолжает представлять интерес для широкого круга читателей.

П. Ф. Каптерев как педагог

Педагогические идеи и воззрения Каптерева, начавшего свою деятельность в 70-х годах 19-го века, во многом перекликаются с идеями К. Д. Ушинского. Конечно, место, занимаемое Каптеревым в истории русской педагогики, значительно скромнее, далеко не все из созданного им выдержало испытание временем. Но нам близко стремление Каптерева строить процесс обучения и воспитания, исходя из психологических особенностей развития ребенка, его борьба за творческий, активный характер обучения, против казенщины, догматизма, муштры, близка та глубокая любовь к детям, которая пронизывает все его работы.

Видя в просвещении народа одну из важнейших общественных задач, Каптерев, однако, не осознавал, что путь к нему лежит лишь через революционное преобразование общества. Но он чувствовал, как тесно связан существовавший характер воспитания с тогдашним общественным строем России.

Некоторые педагогические идеи П. Ф. каптерева

1. Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности

…Жизнь человеческого организма распадается на возрасты. Каждый возраст имеет свои характерные черты — физические и психические. Свойства возрастов различны: есть такие, которые присущи только известным возрастам и с переживанием этих возрастов отпадают, заменяясь другими, как молочные зубы заменяются настоящими; а есть и такие свойства, которые переходят в дальнейшие возрасты и с жизнью человека только изменяются — или увеличиваются, или ослабевают.

…Что же делается с теми свойствами, которые не переходят в следующие возрасты, а отпадают с переживанием детства и юности, как к ним относятся родители, воспитатели и вообще взрослые люди? Взрослые смотрят на специфические свойства возрастов свысока, как на нечто несовершенное, незрелое, малоценное. Дети и юноши — умственные и нравственные недоросли, несовершенные существа: все, специально им присущее, характерное, нужно поскорее вытеснить и заменить нашим, взрослым. Каждый возраст имеет свои особенные взгляды, вкусы, свою манеру думать и говорить, свои понятия о прекрасном и нравственном.

В каждом возрасте человек есть настоящий, цельный человек, своеобразный, а не только ступень развития на пути к настоящему, полному человеку. Но мы, взрослые, мало ценим особенности мысли и чувства детей и юношей, мало уважаем их своеобразную личность; мы упорно стараемся привить им наши взгляды и вкусы, нашу манеру думать и поступать. Мы уверены в своем превосходстве и требуем подчинения себе; мы часто смеемся над детским простодушием и доверчивостью, удивляемся юношескому жару и увлечению, — все это странно, все это не хорошо, потому что мы, взрослые, думаем и действуем иначе. Мы даем себе мало труда понять особенности детства и юности, войти в характер мысли и чувства пережитых возрастов, выяснить себе, что естественно, что необходимо в эти возрасты. К чему. Ведь все специфически детское и юношеское пройдет, отпадет с возрастом, останутся только свойства, переходящие в другие возрасты. И взрослые не церемонятся с детьми и юношами, насколько именно они — дети и юноши; они позволяют им оставаться вполне самими собой, жить полною жизнью возрастов только в часы отдыха, а во все прочее время только приготовляют их к чему-то в будущем.

Специальные свойства воспитательных возрастов нередко прямо объявляются недостатками, с ними ведется борьба, их пытаются истребить.

Давно ли детскую подвижность, резвость, неподдельность перестали считать детскими недостатками, давно ли перестали преследовать детей за эти свойства, да и везде ли перестали? И многие психические детские свойства, например, малая способность сосредоточивать внимание, торопливость в суждении, бесцеремонное заявление своих вкусов, желаний и пр. не считаются ли и доселе недостатками, подлежащими искоренению и замене качествами более почтенными и солидными? Борьба ведется нередко систематически со всякими свойствами возрастов, существенными и несущественными.

Вообще прелесть детства, отрочества, юности ценится зрелыми людьми мало: взрослые желают, чтобы их дети поскорее пережили эти возрасты и перешли в следующий. Глядя на грудного ребенка, родители желают, чтобы он поскорее подрос и начал ходить; 4 — 5-летних начинают усердно готовить к школе и обуздывать пустое будто бы ребячество детей, не хотящих и думать о школе; в школах детям и юношам упорно прививают мудрость и мораль взрослых. Под этими давлениями мальчики и девочки так хорошо развиваются, что, наконец, сами желают поскорее перейти в следующий возраст, чувствуют некоторый стыд за свою юность. Взрослые как бы говорят детям: из вас будет то-то и вам будут нужны в будущем, в жизни, такие-то свойства. Имеющиеся у вас задатки этих свойств мы и будем развивать. Что же касается всех прочих свойств, которые составляют специальную принадлежность детства и юности и которые в следующие возрасты не перейдут, то они не нужны, да это и не свойства, это недостатки, препятствия на пути развития. Их нужно уничтожить и заменить по возможности свойствами взрослого человека.

Семейное воспитание должно быть чуждо всякой искусственности, оно должно быть вполне органическою деятельностью, развитием всех ценных свойств воспитательных возрастов; оно должно быть осторожным и мягким, даже и по отношению к тем свойствам, которые неудобны самим детям (например, детская пугливость), ввиду того, что это есть свойство, а не недостаток. Нужно давать детям переживать все свойства возрастов. Цели и задачи семейного воспитания должны почерпаться не из чего-либо стороннего детям, имеющего значение в жизни взрослых, а из самих детей, из их развивающегося организма. Семейное воспитание должно помогать правильному и всестороннему развитию детей, затрагивать все, а не некоторые лишь свойства, и тем более не преследовать какие-либо узкие и внешние цели. Этих последних целей достигать сравнительно легко: стоит только запастись достаточной настойчивостью и строгостью; но помогать правильному и всестороннему росту психофизического детского организма трудно. Дли достижения такой цели нужны серьезные научные знания об отличительных свойствах детского организма, об истории его развития, нужна серьезная подготовка. Строгостью здесь ничего не сделаешь.

2. Взрослые плохо понимают жажду детской деятельности

…Дети суть существа в высшей степени деятельные; нет ни одного возраста, который по склонности к деятельности мог бы быть поставлен наравне с детством. Быстрый рост детей и их необычайная подвижность несомненно убеждают каждого, что у детей жизненные процессы совершаются энергично, быстро, что жизнь в них бьет ключом. Это нужно разуметь столько же о телесной, сколько и о духовной стороне детей. Страстная детская любознательность, необычайная восприимчивость, глубокое, поглощающее все силы внимание при встрече с новыми фактами, тонкая и жадная наблюдательность— все эти выдающиеся свойства детей несомненно указывают на весьма быстрый рост их ума, не отстающего от роста их тела. Словом, и телесная и духовная жизнь детей идет весьма быстрым ходом, что выражается вовсе не подлежащими никакому сомнению признаками, бросающимися в глаза даже и невнимательному наблюдателю.

На этой основной черте детства — неудержимой страсти к всесторонней деятельности — и должно основываться все воспитание детей. Трудно даже и представить себе, сколько прекрасных свойств было бы укреплено в детях и от скольких недостатков они были бы предохранены, если б их воспитание основывалось на указанном начале. Как часто дети изнывают от скуки, не зная, чем заняться, а взрослые не в состоянии указать интересные для них предметы занятий! Как много самых нелепых шалостей затевается детьми, потому что их силы требуют деятельности, а между тем они ничем не заняты. Как много пороков и дурных привычек детей ведет свое начало от состояния безделья и скуки!

Взрослые плохо понимают эту жажду детской деятельности и мало удовлетворяют ее. Они равнодушно проходят мимо богатейшего педагогического сокровища, заложенного в детскую натуру природой, и ищут заменить это прекраснейшее и богатейшее естественное средство искусственными и вредными, вроде устрашения в его различных видах.

Недостаточно понять правильное значение в общем ходе развития дитяти потребности деятельности; нужно еще уметь удовлетворять эту потребность. В этом последнем отношении взрослые оказываются также мало состоятельными. Что они предлагают детям для занятий? По большей части такие предметы, которые мало отвечают их потребностям и вкусам. Первоначальное умственное воспитание детей обыкновенно принимает характер обучения — чтению, письму, иностранным языкам, счету, элементам географии и разных других наук. Все перечисленные предметы весьма отвлеченны и имеют мало интереса для детей. А между тем за ними дети корпят целые годы, наживая не преодолимое затем никакими средствами отвращение к умственным занятиям. Дети просят хлеба, а взрослые дают камень. При таком непонимании естественных запросов детей и неумении удовлетворить их и приходится всячески стращать детей, лишь бы волей-неволей засадить их за долбню ненавистных им учебников.

Зато можно смело утверждать, что тот, кто в достаточной мере широко и глубоко понял указываемое нами основное свойство детства — неутомимую, непрерывную, постоянно возобновляющуюся у детей жажду разнообразной деятельности — и кто сумел найти средства для ее удовлетворения, постепенно усложняющиеся, становящиеся все более и более серьезными, по мере возрастания сил, тот исполнил самую важную и самую большую часть задачи и первоначального и всего дальнейшего воспитания детей и сделал совершенно излишним и ненужным устрашение. Он обеспечил постепенное укрепление и развитие всех положительных свойств дитяти; он навсегда изгнал скуку, пугливость и трепет из жизни дитяти, а вместе с ними тоскливые и капризные состояния чувства, создав прочную основу для постоянно ровного и веселого настроения; он поддержал здоровье и мужество дитяти, охранив его от множества дурных привычек, физических и нравственных, разъедающих обыкновенно весь организм праздных детей. Укрепившись на этом единственно твердом основании, воспитатель смело может смотреть вперед и не бояться будущего. Дитя, просыпающееся с живою потребностью деятельности, весь день занято непрерывно то тем, то другим, но непременно живым, интересным и посильным трудом, дитя, засыпающее среди ослабленной, угасающей деятельности, пресыщенное ею, — такое дитя на вполне хорошей дороге, поставлено правильно.

Педагогическая антропология Петра Федоровича Каптерева (18491922 гг.) является примером построения системы воспитания на фундаменте тщательного изучения целостной природы человека, что приводит к важным теоретическим и ценным практическим результатам.

Основой воспитательных идеалов человека, по мнению П.Ф.Каптерева, является общественная жизнь людей. Только в обществе формируются цели и задачи жизнедеятельности человека, общество же выдвигает образовательный и воспитательный идеал педагогики. Но при этом понятие о совершенном идеальном человеке должно исходить из изучения свойств человеческой природы, из представлений, что может и чего не может человек. В самом педагогическом процессе должно быть два элемента - личный и общественный. Они взаимосвязаны и взаимодополняются. Первый опирается на антропологию и психологию, второй - на социологию.

Русский мыслитель продолжает обоснование принципа воспитывающего и развивающего обучения, называя главным в обучении не накопление всевозможных знаний и поглощение громадного фактического материала, а нравственное воспитание, общее умственное развитие, любовь к мышлению и труду. Отстаивая высокую роль научного образования, которое он считает главным средством общего развития личности, ученый указывает, что главным условием его плодотворности может служить только высоконравственное содержание педагогического процесса. Методы обучения, как и содержание уроков, должны будить собственную мысль учащихся, развивать самостоятельность в учебной работе, вызывать интерес к науке.

Необходимым компонентом общего развития личности П.Ф.Каптерев называет эстетическое воспитание, подчеркивая его связь с умственным образованием и нравственным развитием. Он отмечает, что такое единение будет способствовать выработке у воспитанника разумного отношения к миру, которое означает осознание законов природы, общества, умение думать и действовать в сочетании с наслаждением красотой в природе и искусстве. Одновременно ученый отмечает важность включения детей в производительный совместный физический труд, в котором успех или неуспех дела зависит от согласованности людей между собой, а потому требует внимания к работам других и взаимной помощи. Таким образом, чтобы гармонизировать воспитательный процесс, необходимо, с точки зрения педагога, связывать нравственное развитие с умственным, эстетическим и трудовым воспитанием, дополняя тем самым общее становление личности.

Рассматривая вопрос религиозного воспитания, П.Ф.Каптерев приходит к выводу, что сущность религии очень отвлечена и потому требует определенной зрелости духовных сил человека. Поэтому детей сначала можно знакомить с обрядовой стороной религии, а затем, по мере развития их сил, объяснять значение религии в развитии человечества и давать материал для свободного религиозного развития, для личного понимания. Сущность религиозного образования, по П.Ф.Каптереву, заключается в нравственном воспитании: в определении жизненных стремлений личности, благотворной деятельности на пути к счастью всех людей.

Таким образом, антропологическое обоснование П.Ф.Каптеревым воспитания и образования ребенка, соответствующего его интересам и потребностям, способствовало продолжению и развитию традиций И.Канта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского в русской педагогике конца Х1Х - начала ХХ века. Учет философских достижений Запада и современной психологии, а также отход от двух общих основ воспитания - православия и народности, которым Н.И.Пирогов и К.Д.Ушинский придавали первостепенную важность,- сформировали воззрения П.Ф.Каптерева на идеал человека, свободный от религиозной нетерпимости и национальной исключительности.

В учении П.Ф.Каптерева, также как и Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского проявилась особенность русской педагогики - доказательство необходимости воспитания нравственного чувства, признание чувств как основы нравственности. Ценность и практическая польза данного взгляда заключается в открытии для людей нравственных ценностей как высшей потребности, а не только рассудочного долга. Продолжая разработку теории воспитывающего и развивающего обучения, П.Ф.Каптерев предложил категорию образовательного процесса, в границах которого развитие ума и развитие нравственности составляют единый процесс формирования целостной личности.

Каптерев Пётр Фёдорович (7 (19) июля 1849 – 7 сентября 1922) - российский и советский педагоги психолог.

Краткие биографические данные

П.Ф. Каптерев родился в селе Клёново, в течение шести лет проходил обучение в духовной семинарии, после чего поступил в Московскую духовную академию на историческое отделение. В 1872 году, по окончании академии был принят в профессорско-преподавательскую корпорацию, начал работать в Петербургской духовной семинарии и академии в качестве преподавателя следующих дисциплин: психология, дидактика, логика, педагогика.

Педагогическую работу в Петербургской духовной семинарии П.Ф. Каптерев совмещал с работой в воскресной школе, где был заведующим, а также с работой в распорядительном совете правления семинарии. Кроме того, занимался чтением лекций на Фрёбелевских курсах, продвигал женское образование при Мариинском ведомстве, был преподавателем в частных женских гимназиях.

Кроме преподавательской деятельности, активно участвовал в работе Родительского кружка, занимающегося просвещением родителей в вопросах организации обучения и воспитания детей, педагогического музея, организованного на базе военных учебных заведений. Начало ХХ века был организатором нескольких Всероссийских съездов, на которых рассматривались актуальные вопросы педагогической психологии, экспериментальной педагогики и семейного воспитания.

В 1921 году был назначен деканом на педагогическом факультете при Воронежском университете, являлся организатором Воронежского педагогического техникума.

Готовые работы на аналогичную тему

Умер в 1922 году в городе Воронеже.

Вклад в науку

Практическая педагогическая деятельность П.Ф. Каптерева наложила отпечаток на научную работу педагога – им издавались огромное количество статей, фундаментальных трудов, посвящённых вопросам истории педагогики, дошкольного и семейного воспитания, школьного образования, пристальное внимание уделялось специфике трудового воспитания детей на разных возрастных этапах.

В ходе разработки проблем школьного образования уделял внимание вопросам формирования познавательного интереса средствами использования эвристических бесед, обосновал необходимость знаний детской психологии в организации обучения и воспитания детей школьного возраста, кроме того, разработал рекомендации по воспитанию и обучению одарённых детей.

Важнейшими принципами в дидактике П.Ф. Каптерев считал индивидуализацию обучения и воспитания, развитие в процессе обучения, воспитывающий характер обучения. Была обоснована необходимость замены классно-урочной системы на предметные классы, введения разнообразных типов школ, деления школ на отделения в соответствии с возрастом и способностями детей.

Основные труды

П.Ф. Каптеревым было издано множество статей и фундаментальных трудов. Основными являются:

Читайте также: