Педагогическая структура процесса социализации кратко
Обновлено: 01.07.2024
Социализация в педагогике – это процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования.
Определение социализации в педагогике разных авторов:
Социализация в рамках педагогической теории включает в себя такие элементы:
- формирование сознания и мировоззрения при помощи овладения языком, привития социальных ценностей и идеалов;
- передача культуры и культурного наследия, присущих группе социума, к которой относит себя человек;
- присвоение социальной роли, приобретение навыка коммуникаций, самореализации;
- аккумулирование социального опыта.
Социализация как процесс, явление и результат
Педагогическая теория рассматривает социализацию в трех аспектах: как процесс, как явление и как итог формирования личности.
Социализация как процесс ставит целью формирование и развитие личности, определяемые взаимодействием человека и социокультурной среды, способами приспособления к условиям этой среды, а также самореализацией, которая имеет зависимость от особенностей индивидуума. Таким образом, социализация как процесс обусловливает формирование личности как элемента общества, в котором она существует.
Социализация как явление служит обозначением факта наличия общества, представляющего из себя среду развития социальной сущности человека.
Социализация как результат есть общая социально-педагогическая характеристика человека в разные возрастные периоды как члена общества.
Процесс формирование личности заключен в возрастании и углублении социальных интересов, побуждающих к деятельности; в приобретении идеалов и ценностей, служащих основой функционирования; в осознании стремлений, которые являются отражением потребностей индивидуума; в появлении ценностных ориентиров, в том числе, выражающих значимые социальные явления; в выполнении человеком социальных ролей, возникающих при реализации той или иной социальной функции; наконец, в приобретении опыта социального поведения – накопления умений и навыков, их воспроизводство и дальнейшая передача.
Социальный опыт призван помочь человеку в его социальном изменении, становлении его как личности, получении знаний социальных норм и передаче имеющегося опыта следующему поколению.
Ранее мы уже говорили о том, что социализация есть процесс взаимодействия индивидуума и социума.
Люди, социальные группы, социальные институты, взаимодействующие с человеком в ходе социализации, называются агентами социализации.
Агенты социализации
Педагогическая теория подразделяет агентов социализации на агентов первичной социализации и агентов вторичной социализации.
Агенты первичной социализации: это все социальные структуры, которые непосредственно взаимодействуют с личностью, оказывая на него прямое влияние – родители, родственники, друзья, детский сад, школа и пр. Здесь в основном речь идет о ранних этапах жизни человека.
Агенты вторичной социализации: социальные структуры, оказывающие влияние на человека опосредованно – армия, религиозные общины, СМИ, государство. Агенты вторичной социализации воздействуют на личность в более поздние этапы развития: зрелость и старость.
Виды социализации в педагогике
Педагогическая теория выделяет следующие виды социализации;
- полоролевая социализация подразумевает освоение человеком социальных ролей, исходя из его половой принадлежности. Проявление этого вида, конечно, различны в разные возрастные периоды: в детстве человек самоидентифицирует себя как мальчика или девочку; в юности – как жениха или невесту; в зрелом – муж или жена, мать или отец и т.д.
- семейно-бытовая социализация предполагает овладение социальными ролями в рамках семьи согласно существующему социальному положению;
- профессионально-трудовая социализация заключается в освоении социальных ролей в рамках профессиональной деятельности;
- субкультурно-групповая социализация включает в себя выполнение социальных ролей согласно культуре окружения человека, пространства, в котором он живет, обучается, развивается и трудится.
Предрасположенности в процессе социализации
Педагогика также рассматривает индивидуальные предрасположенности личности к социальному развитию, которые могут быть врожденными или приобретенными.
Социализация позволяет реализовать и усилить или, напротив, ослабить эти предрасположенности. Согласно социальной важности, индивидуальные предрасположенности подразделяют на:
- позитивные – способствуют целенаправленному и осознанному развитию человека в самые благоприятные моменты. Особенно важно учитывать позитивные предрасположенности в работе с детьми с особенными потребностями;
- негативные – отличительные черты личности человека, которые ограничивают возможности его развития, негативно влияют на возможность реализации.
Педагогическая теория выделяет два направления, определяющих особенности социального развития человека:
- биогенетическое направление: гласит о том, что развитие обусловлено наследственностью. Однако, существенных оснований это направление не имеет: было бы правильнее сказать, что наследственность задает возможный путь развития человека, недостаточный и необязательный для выполнения;
- социогенетическое: предполагает, что человек – пластичный материал, способный под влиянием воспитания принять нужную форму. Данное направление также не отличается совершенством: влияние воспитателя ограничено способностями и возможностями ребенка к изменениям.
Резюмируя, скажем о том, что социализация – многогранный процесс, который должен учитывать разнообразные факторы: особенности и возможности человека, его предрасположенности. Биогенетическое и социогенетическое направления должны дополнять друг друга, и в этом единстве кроется понимание социализации в педагогике.
Содержание процесса социализации определяется культурой и психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом ребенка, с другой. Для педагогики первостепенно важно изучение взаимосвязи этих сторон содержания социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для ребенка определенного возраста, члена определенной группы, включенного в конкретный социум.
Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе как бы два плана:
1) широкие социальные влияния, недостаточно организованные и контролируемые (воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи);
2) спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении (меняющиеся отношения, изменения оценок, взглядов, суждений, обнаружение их отличия от направленности официального воспитания).
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.
1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.
2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к средствам массовой информации, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.
3. Поведенческий компонент — это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.
Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотрение средств социализации. В самом общем смысле это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:
1. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.
2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.
3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.
Главная характеристика воспитанника в процессе социализации — носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.
Иными словами, механизм процесса социализации имеет личностный характер и реализуется через деятельность личности. А, как известно, организация деятельности, ее мотивация, осмысление, переживание, стимулирование составляют сущность воспитания, что прямо указывает на педагогическую природу процесса социализации. Воспитание как раз и способствует тому, что процесс социализации от форм прямых воздействий, от совместных актов деятельности взрослых и детей постепенно выходит к самоконтролю поведения, к собственной инициативе и ответственности взрослеющего ребенка.
Читайте также: