Педагогическая ситуация в работе врача кратко

Обновлено: 07.07.2024

5.3. Какие чувства я испытываю в связи с этим — удовлетворение, тре­вогу, разочарование, раздражение?

5.4. Как я понимаю эти измене­ния?

5.5. Могу ли я объяснить их себе?

5.6. Как я к ним отношусь?

5.7. Какова моя позиция?

5.8. Что я намереваюсь сделать в связи с этим?

5.9. Что мне хочется сделать?

П рактическое занятие 12.

Методы психологических исследований
Цель занятия

Рассмотреть психолого-педагогические принципы взаимодействия врача и пациента; основные формы и методы, реализуемые в рамках профилактической деятельности врача;

Сформировать представления, приобрести навыки разработки учебно-просветительских, профилактических занятий (проектов) для пациентов, потенциальных пациентов, слушателей.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА.

ПЕДАГОГИКА В РАБОТЕ ВРАЧА

Влияние процессов гуманизации общества на медицинскую практику

Ориентация на гуманизацию общества — новая цель образования и движение к пониманию педагогических задач в медицин­ской практике. Привлечение комплекса гуманитарных знаний осуществляется в ходе общих процессов гуманизации всей социально-экономической сферы российского общества, поворота сущности и форм работы с человеком, долгое время носивших технократический характер, в русло общечеловеческих ценностей. Несомненно, что здоровье — и индивидуальное, и в целом населения страны — в развитом обществе всегда относится к ценностям именно такого рода. Потребность в здоровье, которая является основой существования каждого человека, занимает приоритетное место среди других потребностей людей. Наглядным примером этого служит появление психологов в качестве сотрудников как образовательных, так и лечебных учреждений.

В практике медицины на становление гуманистической парадигмы указывает тот факт, что к профессии врача предъявляются все большие требования, связанные с расширением, так называемого контекста деятельности.

Вступая с пациентом в контакт и решая конкретную клиническую задачу, врач, по сути дела, оказывается на пересечении проблем психологии, медицины, педагогики, экономики и права, т. е. всей совокупной сути вопросов, рассматриваемых в гуманитарных дисциплинах. И эффективность решения клинической проблемы во многом зависит как от общекультурной, так и от психологической, юридической, педагогической его грамотности. Фокус рассмотрения этой комплексной проблемы с точки зрения педагогики определяется через психолого-педагогические знания, так как основной инструмент действия врача в этом случае — убеждение пациента или помощь в осознании им отношения к своему здоровью, в становлении активной, а не страдательной жизненной позиции в отношении себя и проблем, связанных с болезнью и ее претерпеванием, организация поведения других людей (например, коллег-специалистов, младшего и среднего медицинского персонала) для продуктивного лечебного воздействия и пр.

Большую роль во врачебной деятельности играет организация взаимодействия врача и пациента. Общим основанием действий с другим человеком, действий, свойственных не только педагогу, но и врачу, является наличие психолого-педагогической установки, что требует привлечения специальных знаний из разных наук — философии, антропологии, социологии и психологии.

Только с формированием у врача психолого-педагогической установки на общение с людьми могут возникнуть предпосылки для грамотного педагогического воздействия в разных практических ситуациях.Если описывать процесс взаимодействия врача с пациентом в рамках личностно-деятельностного подхода, то врач выступает как один из субъектов деятельности, как субъект формирующихся отношений с пациентом. В таком случае взаимодействие с пациентом воспринимается как педагогическая, а не только клиническая задача, в которой присутствует и педагогическая диагностика, и выбор метода (способа) воздействия, и умение его регулировать и корректировать, а также оценивать и понимать причины расхождения мнений и пр. Здесь врачебная рефлексия сочетается с педагогической. Для такого врача любая рабочая ситуация имеет психолого-педагогическую составляющую, обнаружение которой требует дополнительных усилий.

Педагогическая ситуация в работе врача

В деятельности врача нередко возникают ситуации, в которых обращение к блоку естественнонаучных знаний помочь не может. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т. п. Особым образом выделим такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия.В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием, отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.


  • обучение младшего медицинского персонала отдельным приемам и навыкам;

  • передача личного опыта коллегам;

  • составление методики приема лекарственных препаратов для пациента;

  • обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными;

  • формирование у пациента ответственного отношения к лечению;

  • объяснение ему значения процедур и лекарственных средств;

  • убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни;

  • участие в просветительских программах;

В некоторых случаях врач, особенно начинающий, молодой человек без серьезного жизненного опыта, оказываясь в подобных обстоятельствах, может испытывать нехватку психолого-педагогической компетентности и попасть в затруднения, связанные с необходимостью действовать необычным образом. Но, на наш взгляд, будет много хуже, если в реальной ситуации он совсем не увидит необходимости гуманизации своих действий, откажется занять по отношению к человеку (или группе лиц) педагогическую позицию или даже не поставит перед собой подобной цели.

Педагогические задачи врача

Планирование совместных действий.

В планировании процесса лечения, которое лучше проводить совместно с пациентом, большое значение имеют как ориентиры деятельности, принятые в профессиональном медицинском сообществе, так и их выполнение каждым врачом с той или иной долей личного стремления. В большинстве случаев врач испытывает профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, так как результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.


  1. Если болезнь неизлечима, можно ли тем не менее облегчить ее проявления?

  2. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить?

  3. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стаби­лизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой ско­ростью?

  4. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?

  5. Может ли изменение образа жизни существенно повлиять на развитие болезни?.

Эта задача тесно связана с работой по составлению психологического портрета пациента. Понять, насколько пациент готов к работе с вами, и определить, каких именно умений и знаний ему не хватает, можно, опираясь на представление об общем социально-культурном уровне пациента. В его основу входят сведения о полученном им образовании, жизненном опыте, в том числе опыте болезни и лечения, социальном и семейном положении, его культурных ориентирах. Однако в таких суждениях нельзя полагаться только на свой опыт и интуицию. Важно не только приблизительно понять, какой это человек, но и привлечь особые средства для анализа той ситуации, в которой он находится. Такими наиболее очевидными средствами являются беседа и наводящие вопросы.

Выполняя педагогическое действие по отношению к родственникам пациента, с которыми приходится встречаться в процессе лечения, врач может воспользоваться прямыми методами контроля, привлекая, например, в случае ухода за тяжелобольным службу патронажа.

При работе с группами пациентов (например, в рамках профилактических программ или на этапе реабилитации) выявление первоначального уровня понимания осваиваемого содержания имеет более сложные формы. Это могут быть анкетирование, тестирование, взаимопроверка. Часто в качестве диагностирующего приема используется так называемое пробное действие: предлагается какое-либо действие и по результатам его выполнения становится ясным уровень умений и знаний пациента. Обязательным условием правомерности использования данного приема служит выбор в качестве пробного такого действия, которое не является ответственным и не может нанести вред. Так, обучая правилам диетического питания, ученикам — пациентам с тем или иным заболеванием желудочно-кишечного тракта — можно предложить составить описание соблюдаемого ими режима питания с указанием его содержания. Здесь для врача могут оказаться важными не только допускаемые ошибки (например, игнорирование противопоказаний по употреблению тех или иных продуктов: такая ошибка понятна, ибо пациент еще не имеет полной информации), но и трудности, которые испытывают обучаемые в ходе работы. Обобщение этих трудностей указывает на отсутствие определенных навыков, которые пациентам данной категории предстоит освоить.

В большинстве случаев, на наш взгляд, оправданно привлечение как внешних, так и внутренних мотивов. Внешними можносчитать давление, оказываемое на пациента родственниками, необходимость продолжать выполнять рабочую и общественную нагрузки, избежать порицания со стороны медицинского персонала (в том числе и доктора), ожидание положительной оценки усилий, прилагаемых к поддержанию здоровья, следование примерам и пр. К предметной мотивации отнесем осознанный интерес человека к своему здоровью, к пониманию процессов, сопровождающих заболевание (физиологических и социальных), желание владеть методикой лечения и осознавать значение действий врача, потребность прояснить последствия, которые несут заболевания, и возможности изменить их неотвратимость собственными силами.

Итак, в практике работы врача задача мотивации (побуждения) пациента должна быть реализована через связывание картины болезни с образом жизни пациента и процессами жизнедеятельности, которые для конкретного человека актуальны в настоящее время. Еще раз подчеркнем, для того чтобы найти опору для мобилизации сил пациента, нужно уделить пристальное внимание самым разным сторонам его жизни — работе, положению семейных дел, личным переживаниям, его устремлениям и планам на будущее и т. п. Безусловно, это задача, требующая немало времени и сил, но понимание роли медицины в современном обществе все более оправдывает действия тех медиков, которые берут на себя труд по ее выполнению.

В заключение укажем, что в реальной практике врачи все еще используют крайне узкий круг мотивов для поддержания положительного отношения пациента к переживанию своей болезни и следованию указаниям по ее лечению. Самым распространенным приемом мотивации, к сожалению, остается запугивание пациента. Хотя элементарная психология учит, что страх не может мотивировать конструктивное поведение, многие врачи настойчиво рассказывают своим пациентам об ужасных последствиях, вместо того чтобы мобилизовать внутренние ресурсы человека. Подобная тактика лишает надежды, и это — самый худший из эффектов ее влияния. Когда страх берет верх над здравым смыслом, принятие разумных решений сильно затрудняется. Кроме того, отрицательные эмоции усиливают проявления симптомов заболевания, замедляют процесс выздоровления и подавляют настроение больного. Однако причина широкого распространения этого приема достаточно понятна: чтобы произвести желаемый эффект, врачу совсем не нужно тратить усилия для выяснения обстоятельств жизни пациента.

Другой распространенный прием, который можно назвать более щадящим, — приведение примеров и образцов поведения людей, которые также страдали, но излечились. Эффект его применения может быть положительным, но далеко не во всех случаях. Он сыграет свою конструктивную роль при условии, что пациент, во-первых, принимает образец, считает, что этот случай совпадает с его условиями и может быть для него показательным, а во-вторых, верит в то, что его силы так же велики, как и у того человека, чей пример был продемонстрирован.

Наибольшая отдача от привлечения стоящего за этим приемом мотива подражания вероятна в случае, когда врач заранее знает о соответствии условий жизни образца и реального пациента, уверен в том, что человек-пример действительно может стать для пациента референтным лицом. Но эффективное употребление даже этого приема зависит от того, насколько врач осведомлен об обстоятельствах жизни своего пациента.

Цели занятия: изучить педагогические ситуации в работе врача. Барьеры общения. Ознакомить с условиями эффективного общения. Конфликты в медицине.

Место проведения : аудитория.

Продолжительность: 4 часа.

Студент должен знать:

Педагогическое общение в работе врача.

Определенный минимум информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

Невербальные компоненты общения.

Конфликты в медицине. Виды, стратегии поведения в конфликте.

Студент должен уметь:

Владеть определенным минимумом информации, который становиться основой для планирования и осуществления правильного лечения.

Владеть средствами общения, невербальными компонентами, необходимыми для успешного диалога с пациентом.

Владеть стратегиями поведения в конфликтной ситуации.

Педагогика в медицине/Под ред. Н.В.Кудрявой. – М.: Академия, 2006 – 320с.

Белагурова В.А. Научная организация учебного процесса. – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006 – 320с.

Б. М. Бим-Бад. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. СПб.: Питер, 2006. – 320 с.:ил.

Крысько В.Г. Психология и педагогика: Курс лекций. – М.: Омега – Л., 2005 – 336с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. 2- е, доп., исп. и перераб. – М., Льюс, 2001- 384с.

Столяренко Л.Д.Основы психологии: Практикум. Изд.7 –е Ростов на Дону.: Феникс,2006 – 704с.

Творогова Н. Д. Психология управления. Лекции. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 528 с.

Творогова Н. Д. Психология управления. Практикум. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 496 с.

Стародубов В. И., Сидоров П. И., Коноплева И. А. управление персоналом организации. Учебник для вузов/Под ред. Стародубова В. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 1104 с.: ил.

А. Карелин. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации. / Н. В. Кудрявая и др. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001- 301 с.

Белогурова В. А. Научная организация учебного процесса. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 448 с.

Приходилось ли вам осознавать какую - либо жизненную ситуацию в медицинской практике, как педагогическую?

Когда, при каких, на ваш взгляд, условиях процесс лечения можно назвать врачеванием? Как в этом случае должно измениться общение доктора с пациентом? Какими качествами должен быть наделен врач?

Назовите и опишите возможные обстоятельства медицинской практики, в которых возникает необходимость педагогических действий врача. Кому адресовано такое действие? Какие задачи решаются с его помощью?

Какие средства построения пространства встречи и общения врача с пациентом вы знаете? Какие из них вы наблюдали в действии: при обращении к вам как к пациенту, в работе врачей – преподавателей, в художественном изображении (в книгах, кинофильмах)?

Перечислите дополнительные материалы, которые могут использовать врачи в общении с разными категориями слушателей (пациентами, их родственниками, коллегами, учениками) для передачи специального материала медицинского содержания.

Каковы условия эффективного общения? Что способствует, а что мешает собеседникам понять друг друга.

Какие индивидуальные особенности пациентов необходимо учитывать для организации терапевтического сотрудничества?

Какие черты характера и особенности поведения, способствующие возникновению конфликтов, выделяют психологи?

Вспомните последний конфликт, участником которого вы были. Какую стратегию вы использовали для его решения и почему? Была ли она эффективной.

К какой стратегии вы чаще всего прибегаете при разрешении конфликтных ситуаций? Почему?

В основе деятельности врача лежат специальные знания, в целом относящиеся к естественным наукам. Однако в ситуации практического действия врач выступает как сотрудник медицинского учреждения, или как профессионал, обязанный действовать согласно нормам, принятым в этой деятельности, и постоянно повышать уровень своего мастерства. Однако в деятельности врача существуют такие ситуации, которые предполагают не только принятие решения о своем действии, но и необходимость управлять действиями другого, строить взаимные с ним действия. К ним можно отнести общение с подчиненными и начальством, разрешение деловых конфликтов, установление отношений с пациентом и его родственниками и т.п. В этих случаях недостаточно только осознания собственной позиции и привлечения неких положений, описывающих поведение людей, включенных в ситуацию. Требуются дополнительные знания, выступающие в функции регуляторов деятельности и дающие представление о возможных вариантах действий. Таким практическим знанием отражающим опыт управления другими людьми, может служить педагогика.

Педагогические действия предполагают обращенность к человеку, но одновременно и к определенному культурному содержанию с целью передачи и усвоения содержания этим человеком. В рамках обобщенного понимания педагогической ситуации такого человека называют учащимся - постигающим для него неизвестное, чужое. Для педагогической ситуации принципиально, что между преподавателем и обучаемым лежит особый предмет, сформированный в ходе отбора культурного содержания, в процессе обучения его называют учебным предметом. Схематично педагогическую ситуацию можно описать, как наличие трех составляющих и их связей: преподаватель, обучаемый и то отобранное культурное содержание, которое приготовлено к передаче.

В работе врача в качестве педагогических признанны случаи:

Обучение младшего персонала отдельным приемам и навыкам.

Передача личного опыта коллегам.

Составление методики приема лекарственных препаратов для пациентов.

Обучение родственников навыкам ухаживания за тяжелобольными.

Формирование у пациента ответственного отношения к лечению.

Объяснение ему значений процедур и лекарственных средств.

Убеждение пациента в необходимости соблюдения определенного образа жизни.

Участие в просветительских программах.

Приняв на себя педагогическую задачу, врач должен позаботиться о психологической комфортности пациента, которая состоит в защищенности от стрессовых состояний, возможности выяснить все для него необходимое. Особое значение в таком случае приобретает характер протекания беседы, которую ведет врач.

1 . Сделайте знак приветствия, который будет символом того, что вы готовы принять другого человека как друга. Посмотреть ему в лицо, укажите рукой и на словах, куда присесть. Если вы начнете встречу с рукопожатия, то кроме жеста вежливости это может дать вам важную информацию. Во – первых, то, как человек пожимает руку, может многое рассказать о характере, физическом психологическом состоянии. Во – вторых, сама форма его поведения может прояснить его настрой на встречу с вами (нерешительность, смущение или, наоборот, агрессивность).

Выберите удобное место для общения, которое подчеркнет равноправность ваших позиций в диалоге. Если есть возможность сесть, то лучше поставить стул напротив, а не рядом или повернуться к пациенту (его родственнику) лицом. Если такой возможности нет, то при разговоре вам самому надо встать.

Сразу же объясните, каким вы видите ход данной встречи, и когда он сможет задать вам вопросы.

Обязательно время от времени уточняйте, все ли ему понятно и не испытывает ли он каких либо затруднений.

При разговоре старайтесь смотреть в лицо собеседника. Если вам требуется визуальное подкрепление в виде, какого либо источника информации, то во время чтения протяните свободную руку в сторону пациента, подчеркивая его сопричастность.

В большинстве случаев врач должен испытывать профессиональную необходимость поддержания деловой связи с пациентом, т.к. результаты его работы напрямую зависят от их совместных действий. В общении врача с пациентом большую роль играет личное доверие, которое может установиться (в благоприятных случаях) между партнерами взаимодействия.

Существует определенный минимум информации, который становится основой для планирования и осуществления лечения. По мнению Б. Лоуна, в той или иной форме врач должен донести до пациента ответы на следующие вопросы.

«1. Ясно ли он понимает природу проявляющихся симптомов и существует ли способ их лечения.

2. Если болезнь, не излечима можно ли, тем не менее, облегчить ее проявление?

3. Если болезнь опасна для жизни, сколько приблизительно лет человек может прожить.

4. Если она не опасна для жизни, то может ли состояние стабилизироваться или будет прогрессировать? Если да, то с какой скоростью?

5. Какие осложнения возможны при данном заболевании и как их избежать? Как это отразится на образе жизни?

Педагогическое общение - это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Передача знаний пациенту невозможна без доверительного полноценного общения, партнерской позиции, без уважения к его личности.

Барьером для установления доверительных отношений и полноценного общения между врачом, пациентом и другими могут послужить:

Барьер отрицательных эмоций. Человек, охваченный гневом или полный обиды, не способен к нормальному взаимодействию, он не в состоянии адекватно воспринимать собеседника. Испытывая по отношению к пациенту чувства брезгливости, раздражения, страха, невозможно рассчитывать, что его удастся понимать правильно. Возникающие негативные чувства не всегда осознаются.

Барьеры восприятия. Первый момент восприятие человека человеком во многом предопределяет последующее взаимодействие, создает соответствующую установку, которая может быть либо положительной, либо отрицательной (в последнем случае в дальнейшем приходиться тратить много усилии, чтобы ее изменить). Значимую информацию о другом человеке несут такие элементы, как его внешний вид (общий облик, одежда, прическа, аксессуары), голос, манера поведения.

Попробуйте выяснить ожидания ваших пациентов по поводу внешнего вида врача (его кабинета) и постарайтесь не шокировать их яркой татуировкой или экстравагантной прической и т.п. Если же вы отличаетесь очень высоким ростом, или вы стоматолог левша, или у вас аллергия на парфюмерные запахи, постарайтесь, чтобы пациентов, обратившихся к вам впервые, к этому подготовили.

Невербальные компоненты общения.

В формировании впечатления о человеке большую роль играют невербальные (т.е. неречевые, несловесные)способы общения, которые не всегда осознаются партнерами ,но почти всегда оказывают влияние. Установлено, что передача информации за счет слов достигается только на 7%, за счет звуковых средств на38%, а за счет невербальных средств на 55%.

К невербальным (неречевым) средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, паузы, скорость речи т п.; мимика и пантомимика; дистанция в общении (расстояние между говорящими); контакт глаз. Повышенная громкость в целом свойственна возбужденному, напряженному общению. Носители громкой речи воспринимаются окружающими, как доминирующие, желающие привлечь к себе внимание (однако не следует, и забывать о возможности нарушения слуха, при котором у человека искажается восприятие собственной речи).

В создании доверительной спокойной атмосферы в общении большую роль играет пантомимика – позы и жесты собеседника. Они могут быть напряженными, закрытыми. Для создания атмосферы сотрудничества, внимательного слушания, при котором пациента обычно не торопят, врачу обязательно нужно сидеть в удобной, спокойной, стабильной позе.

Важный фактор общения – дистанция, при которой комфортно беседовать с человеком. Расстояние, которое мы стараемся сохранять при общении с разными людьми, больше всего зависит от характера общения (интимное, личное, деловое, или публичное общение), а также от индивидуальных особенностей собеседника, их социального статуса, национальной культуры.

Не забывайте воспользоваться и обратной связью от пациента – попросите его рассказать, как и какие ваши рекомендации, он выполнял и какие получились результаты. В этом случае вы сможете не только более эффективно помочь этому пациенту, но и обучаться на его примере, получая подтверждение или опровержение своих прогнозов.

Человек воспринимает окружающий мир при помощи всех своих органов чувств, но при этом одним из них он бессознательно отдает предпочтение. Выделяют три типа людей по ведущему каналу восприятия: визуалы - зрительный канал , кинестетики - чувственный канал , аудиалы – слуховой канал - и четвертый тип людей у которых нет четкого предпочтения- дигиталы( логики, как правило это взрослые ). Характерные особенности каждого из названных типов представлены в таблице

Проблема педагогики как науки об организации процесса становления личности медицинского работника является на сегодняшний день актуальной и важной.

На плечах медицинских работников, в особенности врачей, лежит ответственность за жизни людей, за будущее нации. Современный врач, взаимодействуя с пациентами, с коллегами, должен занимать позицию не только медицинского работника, но и позицию учителя, воспитателя, помощника, друга, наставника. Все эти качества помогает реализовать человеку педагогика. Знания в области педагогики помогают врачу становиться достойным представителем профессии, легко контактировать с разными людьми, проявляя при этом высокий профессионализм и великодушие.

Практика показывает, что для многих пациентов чрезвычайно важна вера в исцеление. Благодаря владению психолого-педагогическими и коммуникативными знаниями врач способен оценить эффективность их применения к конкретному человеку. Уважительное отношение к пациенту лежит в основе врачебной деятельности.

Таким образом, педагогика продолжает играть чрезвычайно большую роль в профессиональной деятельности врача. Она формирует личность специалиста, его ценностные ориентиры, культуру взаимоотношений с людьми. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению педагогических дисциплин в студенческой среде медицинских вузов. Становится очевидным, что, изучив не только профильные дисциплины, но и основы педагогики, выпускник медицинского вуза может стать достойным врачом.

1. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача

2. План лекции

• Понятия педагогики
• Категории педагогики
• Педагогический процесс
• Образовательные технологии
• Медицинская педагогика

3. Понятия педагогики

Педагогика – это наука о педагогическом процессе,
обеспечивающем развитие человека в рамках
конкретной педагогической системы.
Педагогика в системе человекознания представляет
собой отрасль гуманитарной науки о способах и путях
передачи–получения человеком информации и
приобщения к общекультурным ценностям с учетом его
индивидуально-возрастных особенностей развития в
контексте конкретной педагогической системы.

4. Задачи педагогики

Научная задача – вскрытие
закономерностей в области
воспитания, образования,
управления
образовательными и
воспитательными
системами
Задача изучения и обобщения
практики, опыта
педагогической деятельности
Задачи педагогики
Задача
внедрения
результатов
исследований в
практику
Прогнозирование
образования на ближайшее
и отдаленное будущее
Задачи
разработки
новых методов,
средств, форм,
систем
обучения,
воспитания,
управления
образовательными
структурами

5. Методы педагогики

Методы педагогики
Педагогическое
наблюдение
Исследовательская
беседа
Изучение документации и
продуктов деятельности
учащихся
Педагогический
эксперимент

6. Взаимосвязь педагогики с другими областями знаний

7. Взаимосвязь педагогики с другими областями знаний

Взаимозависимость педагогической теории и практики
объективно соответствует основному назначению этой
отрасли человекознания, а именно: внедрять в
практику такие варианты организации обучения и
воспитания, которые оптимально обеспечивают
развитие и становление человека как индивида,
личности, субъекта и индивидуальности. При этом
следует учитывать временные, социальноэкономические и культурно-исторические факторы
жизни и деятельности человека.

8. Категории педагогики

9. Категории педагогики. Воспитание

В современной науке под воспитанием как общественным
явлением понимают передачу исторического и культурного
опыта от поколения к поколению.
Воспитатель
• передает опыт, накопленный
человечеством;
• вводит в мир культуры;
• стимулирует к самовоспитанию;
• помогает разобраться в трудных
жизненных ситуациях и найти
выход из сложного положения
Воспитанник
• овладевает опытом
человеческих отношений и
основами культуры;
• работает над собой;
• обучается способам общения и
манерам поведения
В результате воспитанник изменяет свое понимание мира
и отношение к людям и самому себе.

10. Категории педагогики. Обучение

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в
результате которого обеспечивается развитие ученика.
Учитель
• преподает — целенаправленно
передает знания, жизненный опыт,
способы деятельности, основы
культуры и научного знания;
• руководит процессом освоения
знаний, навыков и умений;
• создает условия для развития
личности учащихся (памяти,
внимания, мышления)
Ученик
• учится — овладевает
передаваемой информацией и
выполняет учебные задания с
помощью учителя, совместно с
одноклассниками или
самостоятельно;
• пытается самостоятельно
наблюдать, сравнивать, мыслить;
• проявляет инициативу в поиске
новых знаний, дополнительных
источников информации
(справочник, учебник, Интернет),
занимается самообразованием

11. Категории педагогики. Образование

Процесс
обучения и
воспитания
человека
Результат
процесса
обучения и
воспитания
Ценность
развивающегося
человека и
общества
Система
Образование
Обучение, воспитание и образование можно рассматривать
как особым образом организованную деятельность,
результатом которой является развитие человека.

12. Виды дидактических систем

13. Категории педагогики. Образование

Образование может рассматриваться в разных смысловых
плоскостях.
Как
система
Как процесс
Как
результат
• имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в
виде научных и учебных заведений разного типа
(дошкольное, начальное, среднее, средне-специальное,
высшее, постдипломное)
• предполагает протяженность во времени, разницу между
исходным и конечным состояниями участников этого
процесса, технологичность, обеспечивающую изменения,
преобразования
• свидетельствует об окончании учебного заведения и
удостоверении этого факта сертификатом

14. Субъекты педагогического процесса

Педагогический процесс – это специально организованное,
целенаправленное взаимодействие педагогов и
воспитанников, направленное на решение развивающих и
образовательных задач.
Педагоги
Воспитанники
Педагогический
процесс
Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен
деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение
воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его
многообразии. А успешное освоение опыта, как известно,
осуществляется в специально организованных условиях при наличии
хорошей материальной базы, включающей разнообразные
педагогические средства.

15. Педагогическая задача

В реальной педагогической деятельности в результате
взаимодействия педагогов и воспитанников возникают
разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические
ситуации целей придает взаимодействию
целенаправленность. Педагогическая ситуация,
соотнесенная с целью деятельности и условиями ее
осуществления, и есть педагогическая задача.

16. Педагогическое взаимодействие

17. Виды педагогических взаимодействий

Виды педагогических
взаимодействий
Педагогические
(отношения
воспитателей и
воспитанников)
Взаимные (отношения со
взрослыми, сверстниками,
младшими)
Предметные (отношения
воспитанников с предметами
материальной культуры)
Отношения к самому
себе

18. Образовательные технологии

Образовательные технологии — это система деятельности
педагога и учащихся в образовательном процессе,
построенная на конкретной идее в соответствии с
определенными принципами организации и взаимосвязи
целей—содержания—методов.
Образовательные
технологии
Структурнологические, или
задачные
Игровые
Компьютерные
Диалоговые
Тренинговые

19. Медицинская педагогика

Медицинская педагогика разрабатывает систему
средств, с помощью которых достигается терапевтический
эффект и усваиваются такие позиции, роли, ценности,
которые облегчают процессы социализации.

20. Цель медицинской педагогики

Целью медицинской педагогики является излечение,
выздоровление, с помощью арсенала психологопедагогических средств.
Лечение пациента следует интегрировать с методами
воспитания у него самосохранительных поведенческих
стратегий и навыков поведения в самых разных сферах его
жизнедеятельности. Педагогическая теория и методология
необходимы для построения медицинской теории и
врачебной практики при новых принципах организации
развития и укрепления здоровья.

21. Задачи медицинской педагогики

Актуализация утерянных в связи с концентрацией на болезни
потребностей и интересов, склонностей и привязанностей.
Стимулирование силы воли, мужества, стойкости, выдержки и др.
Обучение приемам саморегуляции, управления своим
состоянием.
Активизация процессов самоконтроля.
Активизация сил пациента с проблемами со здоровьем в борьбе
с болезнью.
Изменение или формирование необходимой среды общения.
Привлечение родных или друзей для оказания помощи больному
и налаживания контактов с окружающей средой.
Реабилитационное взаимодействие.
Формирование личностных основ самосохранительной
деятельности у широкого круга пациентов, имеющих хронические
заболевания.

22. Использование педагогических приемов в работе медицинских работников

Педагогические приемы
Обучение мед. работников
отдельным приемам и
навыкам
Передача личного опыта
коллегам
Составление методики приема
лекарственных препаратов для
пациентов
Обучение родственников
навыкам ухаживания за
тяжелобольными
Убеждение пациента в
необходимости соблюдения
определенного образа жизни
Формирование у пациента
ответственного отношения
к лечению

23. Основные виды педагогической деятельности

• Методическая деятельность по ознакомлению пациентов разного возраста, национальной
принадлежности, социального и (или) экономического статуса с принципами и правилами
организации здорового образа жизни
• Практическая деятельность по превентивному воспитанию и обучению пациентов
• Практическая деятельность по воспитанию и обучению пациентов с определенными диагнозами
поведению, предотвращающему рецидивы заболевания
• Научно-педагогическая исследовательская деятельность
• Методическая деятельность по обучению среднего и младшего медицинского персонала

24. Цели педагогической деятельности медицинского работника

Социальнокультурная
цель
Превентивная
цель
Практическая
цель
Научнопрактическая
цель
• популяризация здорового образа жизни
• формирование установок и навыков самосохранительного
поведения у людей, имеющих предрасположенность к
определенным заболеваниям
• формирование установок и навыков самосохранительного
поведения у пациентов с хроническими заболеваниями
• выявление наиболее эффективных педагогических моделей,
приемов и методов взаимодействия с пациентами, позволяющих
повысить качество медицинской помощи населению

25. Результаты педагогической деятельности медицинского работника

Основным педагогическим результатом деятельности медика
является усиление контроля пациентов над своим здоровьем и его
детерминантами путем активизации деятельности по сокращению
рисков для здоровья.
Методологически этот результат опирается на фундаментальные
категории педагогической науки: воспитание, обучение и
образование.
Результатом воспитания самосохранения у человека станут
личностные характеристики и поведенческие особенности,
которые обеспечивают готовность к сохранению здоровья.
Такое воспитание ориентировано не на получение знаний о
болезни, а на изменения личностных и поведенческих
характеристик, которые обусловливают здоровье.

26. Формирование основ самосохранения у пациентов

Технология формирования основ
самосохранительной деятельности у
пациентов в процессе
взаимодействия с медицинским
работником определена как
совокупность способов и приемов
воспитательной работы для развития
потребностно-мотивационной
сферы и сознания обучаемых
пациентов, для выработки привычек
поведения, его корректировки и
совершенствования во
взаимосвязанной деятельности
воспитателей и воспитанников.

27. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

1
• Методы формирования и развития основ
самосохранения в сознании личности (беседа,
лекция, рассказ, объяснение, дискуссия, суггестия)
Действие этих методов основано на способности к
интериоризации (переводу во внутренний план
действий) установок, убеждений, взглядов и
социальных представлений, которые индивид
усваивает в готовом виде из социальной среды.

28. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

2
• Методы организации и развития опыта
самосохранительной деятельности
Позиция воспитуемых пациентов активизируется, их
функции изменяются от роли исполнителя
рекомендаций и инструкций к роли организатора
собственной жизнедеятельности.
Медицинский работник может использовать такие
методы, как педагогическое требование, приучение,
упражнение, воспитывающие ситуации, тренинги и
ролевые игры.

29. Методы формирования основ самосохранения у пациентов

3
• Методы стимулирования мотивации, контроля,
самоконтроля и самооценки самосохранительной
деятельности
Действие методов состоит в побуждении,
подкреплении и рефлексии результатов
самосохранительной деятельности, то есть
оперативном воздействии на процесс мотивации
пациента со стороны медицинского работника с
целью инициации мотивационного процесса,
вмешательства в уже начатый процесс
формирования намерения (мотива), либо
стимуляции, увеличения силы побуждения, мотива.

30. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Особенность лечения многих хронических заболеваний состоит
в том, что пациенту приходится в течение длительного времени,
а иногда пожизненно самостоятельно проводить множество
различных процедур и выполнять рекомендации. Для этого он
должен быть хорошо осведомлен обо всех аспектах
собственного заболевания, и уметь самостоятельно менять
тактику лечения в зависимости от конкретной ситуации.
Для получения оптимального результата обучения необходимы:
адекватное определение целей обучения;
соответствующий отбор и обработка содержания;
умелое использование всего спектра методов обучения,
особенно активных.

31. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Успех обучения зависит от умения сформировать у
пациента учебную мотивацию, уверенность в своих
возможностях, направленность на восприятие новой
информации, от умения вовлечь больного в тренировку
навыков самоконтроля.
Обучение должно отвечать запросам каждого обучаемого,
соответствовать его потребностям, не противоречить
идеалам и ценностям.
Значение предоставляемой информации должно
осознаваться человеком, органично сочетаться с его
индивидуальными целями, в противном случае
информация будет сознательно или бессознательно им
отвергнута.

32. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Личное осознание целей, задач и возможностей их
реализации пациентом должно быть постоянным. В
конце каждого занятия обучающиеся дают свою
оценку тому, что они делали в течение занятия,
насколько это занятие было эффективным для
достижения цели.

33. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Процесс обучения должен быть оптимальным по
времени и по объему информации, а сложность
обучения соответствовать возможностям
обучаемых. Необходимо чередовать усвоение
теоретического материала, практическую работу и
отдых. Обучение должно оставлять чувство
непрерывности: занятия дополняются
индивидуальным выполнением домашних
заданий. Каждая новая информация базируется на
уже усвоенных знаниях и умениях, предполагает
продолжение обращения к ней на последующих
занятиях.

34. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Процесс обучения сочетается с самонаблюдением,
самоконтролем, осознанием ответственности за
результаты. Чем больше обучение имеет
позитивных последствий для личности, чем
больше оно приносит пользы, удовлетворения, тем
оно эффективнее.

35. Повышение эффективности процесса обучения пациентов

Предпочтительной стратегией преподавателя
является заострение внимания на успехах,
поощрение инициативы. В процесс обучения
следует включать все репрезентативные системы
человека, использовать яркий иллюстративный
материал, понятные схемы, аудиоматериал.
Групповые формы обучения (по 5—7 человек)
способствует использованию закономерностей
викарного научения (через наблюдение).

Читайте также: