Педагогическая система коменского кратко

Обновлено: 03.07.2024

В 1604 году Коменского постигло большое несчастье: эпидемия убила всю его семью.

Осиротевшего подростка приютили его родственники в Стражнице. Школа Чешской Братской Церкви в Стражнице, где он учился, пользовалась отличной репутацией. Эта школа, как и другие, была проникнута тем же схоластическо-догматическим духом, но братские школы отличались тем, что давали знания, необходимые для практической жизни и профессионального обучения.

В возрасте 16 лет Коменский поступил в латинскую школу в Пршерове, которую успешно окончил. Здесь он обнаружил свои обширные таланты и исключительную трудоспособность. Благодаря своим блестящим способностям он был отправлен за счет муниципалитета в Герборнский университет, где господствовал протестантизм. Многие чехи учились там в духе протестантизма, пройдя через братские школы. После завершения обучения на теологическом факультете в Херборне Коменский отправился в Голландию.

С этого момента в жизни Коменского начинается новый этап. Он с большим увлечением работает в школе, изучает педагогические труды, совершенствует свою школу. Он становится вспомогательным епископом, женится и имеет двоих детей. Мирная и счастливая жизнь.

Реакция на книгу была очень оживленной, и она была немедленно переведена на другие языки. Многочисленные поздравления приходили отовсюду. Книга служила учебником латинского языка почти во всех европейских странах в XVII и XVIII веках. века почти во всех европейских странах в качестве учебника латинского языка.

Педагогическая система Я.А. Коменского - Жизнь и образование

Жизнь и образование

  • сначала пример, потом правило;
  • объект — и параллельно слово;
  • свободное и осмысленное обучение.

Это не только было ново для того времени, но и годы спустя это все еще оказалось незрелым и новым во многих отношениях.

За годы пребывания Коменского в Венгрии он написал еще около 10 оригинальных работ, как методических, так и общепедагогических. Он даже переработал свой учебник в виде пьесы, которую ученики с удовольствием разыграли.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского

Коменский признает божественное происхождение природы и человека и приписывает им божественные атрибуты. Но Бог не выше природы, а воплощен в ней; познание природы — это нахождение и поклонение Богу повсюду.

Итак, этапы познания:

  • Сенсорное восприятие;
  • Обобщение, абстракция, научное знание;
  • Понимание, практическая проверка, мудрость.

Характеризуя познание мира в его единстве, Коменский наметил следующую последовательность: сначала нужно знать, что нечто существует (ознакомление), затем — что это такое по своим свойствам и причинам (понимание), и, наконец, знать, как использовать свое знание. Отсюда идея Коменского о том, чему должны учить школы: 1) теория, 2) практика,

Так можно воспитать мудреца, а мудрость — это искусство жить, то есть знания нужны не для созерцания мира, а для служения человеку, для достижения с помощью этих знаний благополучия и счастья.

Коменский был истинным демократом, который выступал за то, чтобы все люди, богатые или бедные, имели возможность развивать свои природные таланты, чтобы стать гармоничными личностями.

Демократия, гуманизм и национализм — основные черты педагогической теории Я.А. Коменского.

Школа и ее значение

Но чтобы школа стала такой мастерской, она должна обучать не только наукам, но и нравственности и благочестию. Научное образование одновременно совершенствует ум, речь и руки человека.

Коменский определил эти конкретные принципы, которые необходимо учитывать при создании школ.

Все молодые люди должны получать образование, кроме тех, чей разум отвергнут Богом.

Молодежь должна была обучаться всему, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым.

Обучение должно быть завершено до достижения совершеннолетия.

Воспитание должно быть очень легким и мягким, как бы само собой — без побоев, грубости или какого-либо принуждения.

Молодые люди должны быть образованы не поверхностно, а основательно.

В образовании также должен быть внешний заказ. Весь цикл воспитания и образования человека, по мнению Коменского, должен быть разделен на четыре периода по шесть лет каждый.

Уровни школьной системы:

  • Школа матери — для детского возраста (до 6 лет);
  • школа с родным языком обучения, начальная школа — для подросткового возраста (до 12 лет);
  • Латинская школа — для юниоров (до 18 лет);
  • академия — для зрелого возраста (до 24 лет).

Второй уровень системы школ Коменского — это школа родного языка, которая должна существовать в каждом муниципалитете.

В школе родного языка каждый должен научиться тому, без чего он не может обойтись в жизни: уметь бегло читать печатный или рукописный текст на родном языке, уметь писать, считать и производить элементарные измерения; уметь петь. Ребенок усваивает этику в виде правил, подкрепленных примерами, которые он должен научиться применять; он усваивает наиболее важные исторические факты и элементарную информацию о правительстве и экономической жизни. Здесь детей знакомят с различными профессиями.

Наиболее талантливые из выпускников Латинской школы завершали свое образование в Академии, которая, как было принято в то время, имела три факультета: богословский, юридический и медицинский.

Организация обучения. Коменский предложил новое решение для организации обучения. Если на протяжении веков школа занималась с каждым учеником индивидуально, ученики приходили в школу в разное время года и оставались в ней столько, сколько хотели, то Коменский нашел иной способ организации обучения. Это система обучения в классе, которая включает в себя:

  • постоянное сочетание учащихся одного возраста;
  • Проводить занятия в установленное время;
  • Учитель работает одновременно со всем классом по одному и тому же предмету.

Коменский рекомендует учиться только в школе. «Ничто не должно задаваться в качестве домашнего задания, кроме того, что имеет отношение к развлечениям. Поскольку школа называется учебной мастерской, успех в науке должен быть направлен именно сюда.

Лучшая позиция под солнцем

Учитель, говорил Коменский, сравним с садовником, акушеркой, пастухом, военачальником, и счастливы те школы, где есть такие учителя.

Какими качествами должен обладать учитель, выполняющий самую благородную задачу?

Такой учитель — гордость школы и ее учеников, его почитают родители, и он может исполнять свою должность с достоинством, выше которого нет никого под солнцем.

Мудрая и гуманная педагогика Коменского не сразу нашла свое воплощение. Некоторые из его работ были признаны и широко распространены еще при его жизни, сделав его имя известным. Но мир вскоре забыл его, как забыл его могилу, а его произведения, разбросанные и рассеянные по миру, гонимые и скрываемые, подвергались оскорбительным нападкам. Так продолжалось в течение двухсот лет.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Краткая биография и основополагающие идеи, на которых построена педагогическая система Коменского. Установление справедливых отношений между людьми. Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики, школьной практики в последующие века.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.03.2018
Размер файла 14,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Краткая биография Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский (1592 -- 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском университетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы -- в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Основополагающие идеи, на которых построена педагогическая система Я. А. Коменского

Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. коменский педагогический школьный справедливый

Отличительная черта педагогических воззрений Я. А. Коменского

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Пансофия - наука обо всем…

В своих трудах Коменский первый выразил передовые педагогические стремления новой эпохи, открыл дорогу развитию педагогики как науки.

Он считал, что необходимо построить новую школу, в противовес существующей средневековой, в которой бы усваивались знания, умения, навыки, необходимые для жизни. Молодежь должна воспитываться и обучаться так, что ничто не могло бы ее застать врасплох. Такую подготовку может обеспечить только пансофия, наука обо всем, покоящаяся на единых началах, преследующих извечную истину и гармонию.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность[10].

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам -- сначала родному, потом латинскому -- как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Отличительная черта педагогических воззрений Я. А. Коменского:

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики и школьной практики в последующие века

Ян Амос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Как мы видели, его приглашали для улучшения школьного дела в разные страны (Англию, Швецию, Венгрию и др.). Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, в том числе и в России в XVII и XVIII веках, являлись лучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение более 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы. Со второй половины XIX века значение Коменского стало все более уясняться прогрессивными педагогами (особенно в славянских странах и в России). Педагогическая теория Коменского была плодом национально-освободительного движения чешского народа, а также борьбы народов Европы против феодализма. Она имеет научный характер и является большим вкладом в мировую культуру.

Подобные документы

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского, взгляды на окружающий мир, человека, природу, деятельность человека, человеческое общество. Основная идея пансофии Коменского, его оценка назначения и роли учителей, необходимые качества личности.

реферат [35,5 K], добавлен 18.11.2010

Исследование биографии и творческого пути чешского педагога Яна Амоса Коменского. Анализ проблем развития способностей и одаренности в его педагогической теории. Изучение основных педагогических идей и требований к обучению, дидактических принципов.

курсовая работа [34,8 K], добавлен 22.04.2013

Краткая биографическая справка Я.А. Коменского. Основные положения педагогической теории. Дидактические взгляды. Семейное воспитание в наследии Я.А. Коменского. Сенсуалистическая философия. Образ материнской школы. Значение педагогического наследия.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 28.08.2008

Вклад Я.А. Коменского в развитие педагогической теории, дидактики. Категории и принципы педагогики. Разработка целостной системы школ в соответствии с возрастной периодизацией. Обоснование классно-урочной системы. Воспитательный процесс, работа учителя.

курсовая работа [31,1 K], добавлен 19.05.2016

Биография, философские воззрения и педагогическое учение Я.А. Коменского. Структура и содержание "Великой дидактики". Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества. Методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому.

2016-10-12_123633

Ян Амос Коменский — выдающийся чешский педагог-гуманист, годы жизни: 1592—1670

Труден был жизненный путь Коменского, изгнанного германскими завоевателями из родной Чехии и вынужденного скитаться по разным странам (Польша, Венгрия, Голландия). Многообразной была его деятельность — учителя, проповедника, учёного, философа. И красной нитью через неё проходят глубокий демократизм, забота о судьбе обездоленных, вера в человека, стремление поднять культуру родного народа.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Яе Амос Коменский как педагог

Коменский, разрабатывая новые подходы в педагогике как науке, руководствовался несколькими принципами: желанием охватить знаниями большую массу людей, выстроить жизненные познания в определенной системе, прийти от размеренности к общей гармонии.

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Педагогика Яна Коменского

Такую же глубоко продуманную систему Коменский внёс и в школьное обучение. В его педагогических взглядах ярко выразилось стремление развить духовные силы учащихся и обеспечить радостное обучение.

Это был огромный шаг вперёд по сравнению со средневековой школой.

2016-10-12_130516
Неизмеримый вклад в педагогику

Учебные пособия, созданные Коменским для начального обучения, ещё при его жизни были переведены на много языков. Его педагогические идеи оказали глубокое влияние на развитие школы и педагогики во многих странах. Они были восприняты и русской передовой педагогикой.

Система педагогических взглядов Я.А. Коменского

Теоретические положения Я.А.Коменского оформились на основе его личной учительской деятельности и передового педагогического опыта эпохи. Я.А.Коменский пришел к своим глубоким обобщениям в области воспитания и обучения из наблюдений над жизнью общества и состоянием воспитания, из педагогического опыта. Это дало ему основание утверждать, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой.

На основе принципа природосообразности Я.А.Коменский определяет цель и задачи воспитания, достижение которых возможно лишь в определен­ной системе. Приближение к цели, по мнению Я.А.Коменского, проходит через три ступени в реализации взаимосвязи умственного, нравственного, трудово­го, физического, эстетического и религиозного воспитания.

Высоко оценивая личность человека, Я.А.Коменский определяет его на­значение трояко:

· быть разумным созданием;

· созданием, владычествующим над другими созданиями;

· созданием, представляющим собой образ и радость своего творца.
Исходя из природы человека, Я А.Коменский определяет возрастную периодизацию. Он делит жизнь подрастающего поколения от рождения до 24 лет на четыре возрастных периода по 6 лет каждый. Каждому периоду дает свое название и характеристику особенностей. Детство - от рождения до 6 лет включительно - характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств. Отрочество - от 6 до 12 лет - развитием памяти, воображе­ния, речи и руки. Юность - от 12 до 18 лет - характеризуется более высоким уровнем мышления, понимания и суждения. Возмужалость — от 1 8 до 24 лет - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

В такой школе, по мнению Я.А.Коменского, высокие результаты обуче­ния могут быть достигнуты с опорой на основополагающие принципы: на­глядности, последовательности, систематичности, сознательности, посильности и прочности усвоения учащимися учебного материала.

В обучении важно вести детей так, чтобы изучение нового материала было подготовлено предыдущими занятиями. В этом положении заключен принцип последовательности обучения, с которым тесно связан принцип систематичности, т.е. необходимости доводить учащихся до понимания внутренних связей между явлениями. В обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от конкретного к абстрактному, от легкого к трудному, от общего к частному.

Требование прочности усвоения Я.А. Коменский связывал с необходи­мостью повторения или обучения других тому, что хорошо усвоил сам.

• всеобщего образования народа,

• демократической школьной системы с преемственными ступенями,

• приобщения к труду,

• приближения образования к потребностям общества,

• нравственного воспитания на основе гуманизма.

Я.А.Коменский писал о необходимости для учителя определять тему и задачи урока, вести коллективную работу со всем классом, планировать виды занятий: объяснение, упражнения, опрос. Правила, предложенные Коменским, устанавливают порядок учета знаний учащихся: декурионы проверяют знания всех учащихся ежедневно; учитель – на каждом уроке; ректор – один раз в месяц путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваются испытания, а по окончании учебного года – переводные экзамены из класса в класс.

Читайте также: