Педагогическая система и ее виды кратко

Обновлено: 04.07.2024

Система (с греч.) – целое, составленное из отдельных частей.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное целостное единство (Толковый словарь русского языка).

Эту же систему можно рассматривать через процессы. Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить две составляющие: образовательный процесс; внеурочное время.

Каждый элемент системы может выполнять свое функциональное назначение, если будет взаимодействовать с другими ее элементами. Например, учитель становится учителем как таковым не после окончания учебного заведения, а только в результате взаимодействия с обучаемыми с целью их воспитания и развития. Таким образом, любая система представляет собой не просто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой и взаимодействующих элементов. Способ их связи называется структурой.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структурно традиционная педагогическая система состоит из трех компонентов: учащийся, педагог, образовательная среда. Сегодняшние технологические возможности позволяют конструировать системы, вводя еще один объект – персональный компьютер.

Сегодня в научно-методической литературе часто встречается понятие технология. В науке появилось специальное направление – технологическое (зародилось в 60-е г.г. 20 в. в США, Великобритании) и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

Достаточно активно приступили к изучению и использованию многих эффективных технологий и практические работники (учителя школ, руководители). Поэтому среди педагогов, стремящихся повысить качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические технологии.

Раскроем этимологию слова “технология”. Оно происходит от греческих techne – мастерство, умение, искусство и logos – наука, знание.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения.

Просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает статус технологии, когда он:

Свидетельством различных подходов толкования педагогической технологии в современной науке и практике являются многочисленные ее определения. Приведем некоторые из них.

  1. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата (В. М. Монахов).
  3. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
  4. Педагогическая технология – это совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития (С. С. Кашлев).
  1. Селевко Г.К. Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

6. Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. C. 126).

3. Структура педагогической технологии.

  1. научным - педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения (воспитания) и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса; совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех педагогических средств (личностных, инструментальных, методологических).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Это и составляет горизонтальную структуру педагогической технологии.

В вертикальной структуре (иерархии) выделяют четыре соподчиненных класса технологий: метатехнологии; макротехнологии, или отраслевые; мезотехнологии, или модульно-локальные и микротехнологии.

Компоненты образовательной технологии:

  1. Концептуальный компонент. Его составляют научные идеи, на которые опирается технология.
  2. Содержательный - – цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала. Определяется: 1) стандартом образования, которому присуща усредненность; 2) стандарт образования обогащается за счет дифференциации и индивидуализации.
  3. Процессуальный (технологический) компонент включает:

а) организацию процесса;

б) модель обучения – методики, методы, средства, приемы, т. е. методы и формы учебной деятельности школьников и работы учителя;

в) диагностический – предполагает мониторинг качества образования.

Любая образовательная технология включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается;
  • системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Г. К. Селевко выделяет следующие критерии технологичности:

  1. Концептуальность. Каждой технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  3. Управляемость. Предполагает возможность диагностического целополагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  4. Эффективность. Технологии должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  5. Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
  1. методика предмета (частная дидактика) – наука, отвечающая на вопросы, чему и как учить по данному предмету (широкий смысл);
  2. методика как совокупность конкретных действий педагога, приемов проведения занятий (узкий смысл).

Как видно, в любом своем смысле методика раскрывает систему деятельности педагога. Какое содержание ни было бы заложено в деятельность педагога (обеспечение учащихся информацией, диагностика и оценка результатов их деятельности и др.), всегда возникает вопрос, что он может и должен сделать.

  1. Таким образом, методика ориентирована на описание деятельности организатора некоторого образовательного процесса по достижению поставленной цели. Технология же ориентирована на описание деятельности исполнителя процесса в первую очередь. Методика описывает организацию материала и систему работы учителя, считая, что деятельность учащегося в каждый момент автоматически адекватна, и они совместно движутся к достижению поставленной цели. Технология описывает систему работы учащегося как деятельность, которая должна быть им реализована, чтобы достичь поставленной образовательной цели.
  2. Методика изучает методы обучения и воспитания, не выстраивая из них определенные логические цепочки. Технология всегда предполагает логику, последовательность методов и приемов, совместных действий учителя и учащегося.

Технология отличается от методики своей алгоритмичностью. Алгоритм – это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению задачи. Алгоритм предполагает точную репродукцию действий, а технология учитывает и допускает творчество педагога и учащегося.

  1. И технология, и методика обладают системностью (т.е. в их основе должна лежать система научных законосообразных положений). Однако идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (как, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

Подытоживая, отметим, что в методике акцент делается на вариативности, творческом отношении к применению тех или иных методов, приемов, в технологии - на процессуальности, расчете, воспроизводимости, устойчивости результатов.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которой разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Виды педагогических систем

Существуют четыре вида педагогических систем:

  • Малые,
  • Средние,
  • Большие,
  • Супербольшие.

Подобная классификация создана на основе распространения данных систем. Чтобы легче было понять данное явление, можно привести пример двух средних общеобразовательных школ, в которых обучение осуществляется по одинаковым государственным стандартам образования, но педагогическая система используется разная. В одной школе может делаться упор на проблемный метод в обучении, а в другой – на повышение уровня культурного самосознания.

  • Так, первый вид педагогических систем, малые системы – это отдельные системы обучения и воспитания, которые могут применяться конкретным педагогом и варьироваться в зависимости от его взгляда на пути решения поставленных целей и задач обучения. Например, педагогическая система ведения дневника наблюдений за изменениями погоды на уроках географии, или система ведения журнала успехов в трудовом обучении.
  • Второй вид – средние педагогические системы – это системы деятельности какого-либо отдельного учебного заведения в целом, которые сосуществуют с малыми системами и взаимосвязаны с ними. Примером этому может послужить педагогическая система рейтинга учащихся, применяемая во многих средних общеобразовательных школах.
  • Третий вид педагогических систем – большие педагогические системы – это тот их вид, который нашел широкое распространение и применение в масштабах какого-либо отдельного района или города. Например, в Советском районе города Новосибирска особое внимание уделяется приобщение старшеклассников к научной деятельности.
  • И, наконец, последний вид педагогических систем – супербольшие системы – это тот вид, который применяется в географическом масштабе целого региона, края или республики. Такие педагогические системы во многом связаны с этнокультурными традициями обучения и воспитания. Примером существования подобных систем следует отметить Республики Татарстан и Башкортостан. А в других регионах с преобладанием особого национального состава могут существовать и национальные школы, в которых подобные педагогические системы получили еще более широкое распространение.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Педагогическая система

Педагогическая система – это взаимодействие различных взаимосвязанных структурных компонентов, которые объединены одной образовательной целью развития индивидуальности и личности. Педагогическая система традиционного образовательного процесса состоит из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения, и это позволяет проводить его исследование и разработку как целостного педагогического явления.

Педагогический процесс – совокупность специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие), с согласованием содержания образования и использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с возможным определением цели решения задач образования, которые направлены на удовлетворение потребностей общества и личности.

Создание педагогической системы сопряжено с постановкой цели. Способами (механизмами) функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от педагогической инструментовки которых зависят внутренние изменения, происходящие в педагогической системе и в субъектах данной системы – педагогах и воспитанниках.

Образование – процесс постоянный, происходит в различных объединениях: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах.

Структурные компоненты – обязательные и постоянные компоненты педагогической системы: субъект деятельности, субъект – объект деятельности, их взаимоотношения.

В различных педагогических системах происходит изменение функциональных компонентов: цели, содержания, способов, средств, организационных форм деятельности.

Такой системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.

Считается, что возникновение педагогической системы происходит тогда, когда проявляется необходимость воспитания, образования и обучения каких-либо групп людей. Поэтому она является сложной, непрерывно изменяющейся социальной системой управления, решающей образовательно-воспитательные задачи, с помощью которой достигаются педагогические цели.

Например, таким образом выглядит структура педагогических систем. Большие педагогические системы образования страны (система высшего и среднего специального образования) подчиняют себе средние педагогические системы, например, государственные и частные школы, внешкольные учреждения. Малые педагогические системы: классы, учебные группы, ученические производственные звенья и бригады, кружки, секции, группы по интересам находятся у них в подчинении.

Малые педагогические системы – совокупность непосредственных участников процесса: учащихся, педагогов, родителей.

Значит, различие педагогических систем проявляется в их целях. В системе явно выражены управляющие подсистемы (учителя, воспитатели) и управляемые подсистемы (воспитуемые).

Уточним, что каждая отдельная личность воспитанника понимается не только как объект педагогической деятельности, но и как субъект собственной деятельности, саморазвития, самовоспитания. В конкретных видах деятельности проходит учебно-воспитательный процесс.

Саморазвитие и формирование личности происходит реально в них. Решение педагогических задач невозможно представить вне этого.

В связи с этим необходимо рассмотреть понятие педагогической задачи и ее решения.

Л. Ф. Спирин и М. Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности, цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Под решением задач следует понимать творческую деятельность учителя и ученика, которая в то же время является мыслительной и практической. Разрешить педагогическую задачу – это оказать помощь учащемуся подняться на другой, более высокий уровень развития. Следует помнить, что лучший вариант у учителя решить задачу появляется тогда, когда опорой процесса являются лучшие стороны личности.

Решаются задачи различные: стратегические, тактические и оперативные.

При решении стратегических задач требуется длительное время, это достижение некого педагогического идеала, а также создание жизненной позиции, моральных принципов, знаний о законах и закономерностях развития объективной реальности.

Решение тактических задач – это процесс выработки у ребенка новых качеств, которые проявляются в способности к планированию деятельности, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа). Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.

Оперативные задачи – это процесс поэтапного решения тактических задач. Оперативные задачи отличаются от тактических тем, что их цели реализуются непосредственно после их появления. Эта особенность обоснованна, и потому необходимо применять методические приемы воздействия на сознание, соответствующие учебно-воспитательным ситуациям.

Педагогические задачи разделяются по классам с учетом строения этапов педагогического цикла. Это задачи этапа педагогической диагностики; педагогического проектирования, целеполагания; педагогического планирования (прогнозирования) предстоящей работы (конструирование деятельности, развитие личности); практического осуществления намеченного плана (организация, корректировка); анализа выполненной работы.

Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина

§ 2. Педагогическая система и ее виды

В педагогической лексике теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие "система" (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл. Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление [1].

1 См.: Ильина Т. А. Системно-структурный подход к организации обучения. - М., 1972. - С. 16.

Как искусственная, специально, в силу объективных законов развития общества, организованная, педагогическая система находится под постоянным "контролем" общества, т.е. той социальной системы, частью которой она является. Но поскольку взаимодействие по линии метасвязи (внешней для педагогической системы) идет не сплошным потоком, а избирательно (отдельными гранями, свойствами), то изменения педагогической системы, ее перестройка и адаптация находятся в зависимости от того, на какой или на какие элементы в данный момент направлено воздействие общества: на укрепление материальной базы, совершенствование содержания образования, заботу о материальном положении учителя и т.п. Важно заметить, что именно этот механизм вскрывает природу взаимодействия компонентов педагогической системы и является своеобразным ключом для понимания многих типичных ошибок в принятии управленческих решений в сфере народного образования на всех уровнях. Причины многих неудачных попыток совершенствования педагогических систем кроются в несистемном, локальном подходе к преобразованию элементов.

В сложном вопросе о компонентном составе педагогических систем среди исследователей нет единства взглядов. Это объясняется тем, что выбор компонентов, т.е. подсистем, может иметь различные основания, является в известной мере интуитивным творческим актом. С другой стороны, педагогическая система может исследоваться в статике и в динамике как педагогический процесс. Для представления о педагогической системе в статике достаточно выделения четырех взаимосвязанных компонентов: педагогов и воспитанников (субъектов) содержания образования и материальной базы (средств).

Взаимодействие компонентов педагогической системы порождает педагогический процесс. Другими словами, она создается и функционирует с целью обеспечения оптимального протекания педагогического процесса. Функция педагогической системы - осуществление целей, которые задаются ей обществом.

Рассмотрение сущности педагогической системы будет неполным без анализа ее видового многообразия: одна и та же сущность имеет разные формы проявления.

Общество, формируя социальный заказ, строит и соответствующую ему систему воспитания как наиболее общую педагогическую систему. Она, в свою очередь, своими подсистемами имеет все социальные институты, выполняющие образовательно-воспитательные функции и объединяющиеся в систему образования. Ведущей подсистемой (системообразующей) в системе образования является общеобразовательная школа. Для эффективного функционирования педагогических систем, имеющих целью воспитание подрастающего поколения, общество создает систему подготовки воспитателей - средние специальные и высшие педагогические учебные заведения как педагогические системы. Проявляя заботу об уровне профессиональной квалификации, общество создает разного уровня педагогические системы профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Виды педагогических систем различаются не своими сущностными характеристиками (они совпадают), а исключительно их назначением и, как следствие, особенностями организации и функционирования. Так, в системе дошкольного воспитания основной является педагогическая система "детский сад", а ее вариантами - педагогическая система круглосуточных детских садов, садов для детей с ослабленным здоровьем и т.п.

В системе общеобразовательной подготовки основой является педагогическая система "школа" с вариантами в зависимости от режимов работы: традиционный, полуинтернатный (школы с продленным днем), интернатный (школа-интернат, детский дом, суворовские и нахимовские училища и т.п.). Вариантами педагогической системы "школа" являются альтернативные учебные заведения: гимназии, лицеи, колледжи и др.

Аналогично варианты педагогических систем могут быть прослежены в общей системе профессионального образования. К особым педагогическим системам есть все основания отнести учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, станции юных натуралистов, юных техников, туристов и т.п.).

В специальной литературе термин "педагогическая система" употребляется довольно неоднозначно. Во многих случаях под него подводятся отдельные составные части педагогического процесса, совокупность организационных форм и т.п. Например, кружки, секции, клубы, трудовые объединения школьников, детско-юношеские общественные организации. Широкое хождение и тоже с неоднозначным смыслом наряду с понятием "педагогическая система" в педагогической литературе (особенно в последние годы с появлением так называемых авторских школ) имеют понятия "воспитательная система" и "дидактическая система". При этом традиционные понятия "система воспитания" и "система обучения" не тождественны им, хотя сплошь и рядом можно видеть смешение этих разнящихся по смыслу понятий. Если "система воспитания" и "система обучения" относительно самостоятельные, условно выделяемые части педагогической системы, которые в своей диалектической взаимосвязи ее образуют, то воспитательная и дидактическая системы - средства эффективного решения школой своих задач. Воспитательная и дидактическая системы не что иное, как педагогическая система в динамике, как педагогический процесс. Термины "воспитательная система" и "дидактическая система" выражают те доминирующие задачи, для решения которых они создаются; это, однако, не означает, что в первом случае не предусматриваются элементы обучения, а во втором не предполагается воспитание в процессе обучения.

Любое образовательное учреждение, в основе деятельности которого лежат нетрадиционные подходы, идеи, можно отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой. К ним по праву можно причислить педагогические системы Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.А. Караковского и многие другие системы педагогов-классиков, современных педагогов-новаторов и руководителей учебно-воспитательных учреждений.

Педагогическая система (ПС) – это совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного, педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами. По мнению В.А. Сластенина, под педагогической системой можно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

Признаками любой системы, в том числе и педагогической, являются: а) наличие системообразующего фактора; б) общее качество; в) единство; г) цельность.

Под системообразующим фактором понимается такое условие, при котором компоненты ПС объединяются друг с другом. В качестве такого фактора может выступать один из компонентов системы или специфические для педагогической системы связи.

Педагогические системы относятся к динамическим системам, поэтому они являются органическим единством трех своих состояний – прошедшего, настоящего и будущего.

К принципам ПС относятся: а) оптимальность; б) структурность; в) интегративность.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровне. На макроуровне это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. п. На мезоуровне в качестве ПС можно рассматривать деятельность учебных заведений, детских организаций, других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели. На микроуровне это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские ПС; ПС, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Педагогической наукой выделены шесть взаимосвязанных структурных компонентов ПС: 1) учащиеся; 2) цели воспитания (обучения); 3) содержание воспитания (обучения); 4) педагогические (дидактические) процессы; 5) учитель и (или) технические средства обучения; 6) организационные формы педагогической работы. Педагогическая система изменяет свои свойства, если изменяются ее компоненты.

Важной характеристикой ПС являются отношения между ее компонентами: эти отношения представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность в решении педагогических задач. Критериями оптимальности функционирования ПС являются:

• достижение каждым учеником уровня развития, соответствующего его реальным возможностям;

• создание предпосылок для саморазвития каждого участника педагогического процесса;

• ограничение затрат времени и сил на учебную и внеучеб-ную работу рамками гигиенических норм.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Исследование, проектирование и разработка ПС являются предметом педагогики. Компоненты ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки.

Читайте также: