Педагогическая школа выдающихся тренеров эссе

Обновлено: 05.07.2024

В школьные годы я с удовольствием занималась спортом, участвовала во всех соревнованиях, как за честь класса, так и за честь школы, и района. По окончании школы я сделала свой выбор, и связала свою судьбу с физкультурой, да именно с физкультурой, т.к. спорт требует результатов, а занимаясь спортом, ставила перед собой задачу заинтересовать, приобщить к ежедневным занятиям физической культурой каждого школьника.

Так что же такое урок физкультуры? Для меня это время, отведенное на общение с детьми, но общение необычное: через движение к положитель-ным эмоциям. Урок физкультуры - это урок, где сухие строки учебной программы превращаются в удивительные минуты, когда можно раскрыть талант ученика. Радостно наблюдать за изменением настроя ребят, когда они входят в спортивный зал. Уходят на второй план неудачи, забывается двойка по математике или русскому языку, глаза радостно сияют в предчувствии того, что можно прыгать, бегать, заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми. И за это только похвалят! Приятно видеть, как неуклюжие, скованные в движении на первых уроках ученики постепенно расправляют плечи, становятся крепче и увереннее, превращаясь в умелого и ловкого мальчишку или шуструю девчонку. Урок физической культуры - это фрагмент естественной жизни детей, так как в движении дети растут, познают мир. Движение укрепляет их, а главное, несет здоровье и радость. Это и есть главная цель уроков физкультуры.

Цель рождает принципы. Их три:
1. Важно понять ученика, вникнуть в его душу, познать его интересы и желания. Только так на протяжении всего обучения можно держать его в постоянной увлеченности физической культурой.
2. Дать ученику возможность поверить в себя. Ведь именно недостаток веры уничтожает инициативу, становится преградой для счастья, на пути реализации возможностей человека, барьером для развития. Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя слабыми, они могут свыкнуться с этой мыслью навсегда.
3. Полное доверие – третий принцип. Стараюсь только направлять деятельность учащихся, давая какое – либо задание, а они уже сами работают над совершенствованием техники. В этом ли не радость, ведь они осознают, что добились этого сами.

Наш предмет вариативен. И достичь положительного эффекта можно при непременном соблюдении одного из важнейших условий – методически грамотного использования физических упражнений на основе знаний правил и основных закономерностей их применения с обязательным учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика. Несложно представить, насколько различается трудность выполнения одного и того же двигательного задания для разных учеников. Одному легко даются нагрузки, а другому не хватает силы, выносливости. А значит, необходим индивидуальный подход. Главным направлением в своей работе я считаю реабилитацию и сохранение здоровья всех учеников: и вполне здоровых, и нуждающихся в этом, поскольку здоровье – это не только отсутствие болезней, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

И, в заключении, хотелось бы сказать, что моя задача как учителя – это добиться того, чтобы физическая культура стала неотъемлемой частью жизни, интересов каждого ребенка, а также потребностью не только для поддержания себя в хорошей форме, умению защитить себя в сложных жизненных ситуациях, но и для развития душевной силы, уверенности в себе. Если человек здоров, физически активен – справляться с жизненными неудачами гораздо проще. Считаю, что сумела наполнить их жизнь радостью, помогла ощутить ее ценность и полноту. Это и есть мое учительское счастье.

Роль тренера в тренировочном процессе очень велика. Без тренера, невозможно стать великим спортсменом. Он помогает и развивает нас. Например, благодаря тренеру у детей вырабатывается настойчивый характер, появляется смелость, дисциплинированность и благородство. С самого детства тренер нас формирует. Конечно не все добьются результатов великих спортсменов, но всесторонне развитыми, сильными и смелыми, морально и физически готовыми к защите своей Родины обязательно станут. Тренер должен быть примером для своих учеников. Он обязан быть смелым, настойчивым и иметь доброе сердце. Также, любить и отдавать всего себя любимому делу. Одной из главной задачи является творческая связь или система - "тренер-ученик". Это единство их целей. Тренер должен смотреть и знать историю своего вида спорта. Технику и тактику, методику обучения, средства и способы воспитания силы и выносливости, быстроты и ловкости, смелости и решительности, методику планирования, определение величины нагрузки и многое другое. Также, тренеру нужны особые знания, чтобы подготовить к определенному спорту он находится в наилучшей спортивной форме. Тренер должен стремиться видеть в ученике не слепого исполнителя своих замыслов, а равноправного творческого партнера. Во взаимоотношениях тренера со спортсменами основными принципами должны быть взаимное доверие и уважения, принципиальность, откровенность и честность. Тренер, тот человек, которому спортсмен доверяет. Он не имеет права врать или обсуждать разговоры "по душам", который происходит с данным спортсменом, всему коллективу. Тренер должен всегда выполнять свои обещания, развивает в учениках самостоятельность и творческую инициатипы. Самостоятельность следует поощрять, но в тоже время внимательно и не навязчиво контролировать и направлять. В необходимых случаях тренер должен быть твердым и требовательным. Таким образом, можно сделать ввод, что работа тренера достаточно не легка, но при этом является очень интересной. Если тренер будет достойный, его спортсмены обязательно достигнут высот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детство – настоящая, яркая, самобытная, неповторимая часть жизни, от него зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. Жизнь человека в обществе начинается с детского сада, и именно поэтому осно.


Доклад-выступление на методическом объединении на тему: "Роль игровых технологий в воспитательном процессе"

Огромное значение в обучении и воспитании умственно-отсталых детей имеет игра. Игра способствует всестороннему развитию детей. В процессе игры ребенок испытывает свои силы и способности, знакомится с .


Роль тренера в тренировочном процессе спортсменов.

Роль тренера имеет большую значимость в тренировочном процессе спортсменов.


Роль тренера в тренировочном процессе спортсменов.

Тренер по избранному виду спорта играет особую роль в формировании у личности правильного отношения к физической культуре. Убедить, что физические упражнения укрепляют здоровье, увеличивают работоспос.


Доклад на тему: "Роль арттерапии в коррекционно- развивающем процессе"

Доклад на методическое объединение.


Развитие координационных, физических и технических способностей, обучающихся в группе тренировочного этапа в рамках учебно-тренировочных сборов и в тренировочном процессе

Баскетбол – является одной из самых зрелищных, захватывающих и интеллектуальных игр с мячом в современном мире. За последние годы наблюдается прогресс баскетбола в нашей стране. Во многих .


Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ.

В честь Дня учителя мы решили вспомнить о выдающихся учителях Российской империи, СССР и России – целой плеяде имен, во многом определившей развитие современной педагогики.

Константин Дмитриевич Ушинский

(2 марта 1824 – 22 декабря 1870)

"Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях"

Константина Ушинского называют основоположником русской научной педагогики. И этот выдающийся ученый достоин такого определения, как никто иной.

Будучи преподавателем как для детей, так и для учителей, Ушинский остался в истории как педагог-публицист. Отличительная особенность его работа – это не только обращение к вопросам воспитания и образования, но и горячая любовь к детям и родному народу, которая в значительной степени способствовала возрождению или даже пробуждению интереса к педагогике в России.

Лев Семенович Выготский

(17 ноября 1896 – 11 июня 1934)

"Необходимо именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребенка, признать ведущую роль в развитии ребенка за развитием его социального поведения, его личности. ".

Имя Льва Выготского знакомо всем педагогам, психологам, культурологам и лингвистам вне зависимости от уровня образования и места рождения. Этот известный русский психолог связал две отрасли науки – психологию и педагогику, на десятилетия опередив свое время.

В процессе исследований, которые привели к появлению двух новых направлений: педологии и коррекционной педагогики, ученый пришел к необходимости научного подхода к вопросам процессов развития ребенка и воспитания. По мнению ученого, педагог должен строить свою работу с опорой на научные достижения и обязательно – на психологическую науку.

Лев Семенович сам не является автором конкретных методик развития или воспитания, в его книгах по культурно-исторической теории, которая легла в основу большинства современных дошкольных практик, вы не найдете конкретных рекомендаций. Но его концепции организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали знаковыми. Ведь ученый пришел к выводу, что воспитание – это не приспособление ребенка к среде, а процесс формирования личности, смотрящей вперед – за границы этой среды. Ведь только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания, но никак не навязанная извне.

Антон Семенович Макаренко

(1 марта 1888 – 1 апреля 1939)


Василий Александрович Сухомлинский

(28 сентября 1918 – 2 сентября 1970)

"В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка".


Василий Сухомлинский запомнится педагогам и психологам как создатель оригинальной педагогической системы, где ребенок был, есть и остается высшей ценностью. И именно личность ребенка должна быть тем ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

Симон Львович Соловейчик

(1 октября 1930 – 18 октября 1996)

"Воспитание детей – старейшее из человеческих дел, оно ни на один день не моложе человечества; оттого оно кажется несложной работой: все справляются, и мы справимся. В действительности взгляд этот обманчив. и это сложнейшее из дел".

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА (ГЦОЛИФК) федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования


Памяти выдающегося тренера – реформатора, воспитавшего несколько поколений самбистов – чемпионов, автора многочисленных публикаций по самбо, профессора Е.М.Чумакова, проработавшего всю свою сознательную жизнь на кафедре борьбы в нашем вузе, посвящается эта выставка

Евгений Михайлович Чумаков – заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер СССР, заслуженный работник физической культуры РСФСР, судья международной категории, четырехкратный чемпион СССР по самбо, академик международной академии информатизации, награждён орденом FILA.

Выпускник ГЦОЛИФК 1950 г., профессор, кандидат педагогических наук, автор учебных пособий и научных работ, посвященных самбо. Участник Великой Отечественной войны.

1. Гжатск – малая родина

Евгений Михайлович Чумаков родился 16 февраля 1921 г. в городе Гжатске Смоленской области. Своё название город получил от реки Гжать, на берегах которой он возник по указу Петра I как пристань – посредник в торговле с Петербургом.

В 1968 г. город Гжатск был переименован в Гагарин в честь первопроходца космоса – уроженца Гжатска Юрия Алексеевича Гагарина.


Виды Гжатска, родители Е.Чумакова

Возникновение судоходства на Гжати вызвало к жизни многочисленные производства; кузнечное, кирпичное, чугунно-литейное, судостроение, кожевенное, стекольное, мукомольное, полотняное и другие. Гжатские купцы были самыми богатыми на Смоленщине. Гжатск являлся одним из наиболее развитых в промышленном отношении уездных городов не только Смоленской губернии, но и всей России. Наибольшие испытания выпали городу во время наполеоновского нашествия 1812 г. и оккупации немцев 1941 г. В годы Великой Отечественной войны Чумаков сражался и за свою малую родину, любовь к которой сохранил на всю жизнь.

2. Первая спортивная победа

Евгений Михайлович Чумаков – победитель первых турниров и официальных чемпионатов по самбо. Спортом начал заниматься с 1937 г., а его первым тренером стал знаменитый Анатолий Харлампиев.


1 - Чумаков с золотой медалью чемпионата СССР, 1939г. 2 - среди учеников Харлампиева 3 - Чемпионат СССР в Ленинграде 1939 г. 4 - Афиша матчевая встреча пяти городов

3. Старшина медицинской службы


С октября 1941 г. Чумаков в составе 1319 стрелкового полка 185 стрелковой дивизии Калининского фронта участвовал в обороне, а затем и в контрнаступлении под Москвой. Зимой 1941-1942 гг. дивизия вела тяжёлые бои в районе Ржева (в том числе и в окружении). В августе 1943 г. в ходе наступательной операции дивизия освободила сильно укреплённый населенный пункт Панкратово и заслужила звание Панкратовской, став единственным соединением РККА, носящим такое название.

Знания и умения, полученные Евгением Чумаковым на курсах в Рижской окружной школе санинструкторов, пригодились ему в годы Великой Отечественной войны. Санинструкторы обязаны были оценить вид ранения и степень его тяжести, оказать первую доврачебную помощь и вытащить раненого с передовой в тыл.

Не миновал Евгений и сам ранения, особенно тяжелым оказалось осколочное ранение правого предплечья 29 августа 1943 г.: на руке был перебит нерв, в результате чего рука практически перестала действовать.



В Вологде, в госпитале, куда был отправлен Евгений (1 ряд, 1 слева) на долечивание, он познакомился со своей будущей женой – Александрой Ивановной (1 ряд, в центре) – лейтенантом медицинской службы.

О своем ранении Евгений написал родным из госпиталя, вот строчки из его писем (фронтовые письма Евгений Михайлович передал в музей):

Здравствуйте, папа, мама!

Ну, будьте здоровы. С приветом, Ваш Женя. (22.09.1943 г).

Ты спрашиваешь, как обстоит дело с наградой. По всей вероятности дело в связи с ранением заглохло. Мой друг один, агитатор нашего полка пишет, что рапорт, который подали в день моего ранения, отставили, потому что на награду уже подано. Я что- то мало верю в возможность награды повторной. Да меня и не очень привлекает она сейчас. Лучше я без ордена, чем орден без меня. Пусть дадут тем, кто еще остались живы. Тем, кто воюет. А я уже награжден достаточно хотя бы тем, что жив и лечусь, а не валяюсь где - то, тогда как из 7 моих ребят такого счастья удостоились 3, остальные поплатились жизнью. Хорошие ребята были и погибли смертью храбрых.

Чувствую себя неплохо. Сил накопил для предстоящих боев много. Сегодня пробовал в физкультурном кабинете делать сложнейшие из силовых упражнений, которые я делал раньше, когда был чемпионом. Хорошо получается.

Я поправился здесь крепко. Морда довольно привлекательная стала. Ну само собой успех имею. Вообще живем – не тужим. (2.10. 1943 г.)

Евгений не случайно пишет родителям о Смоленске, для них это родные места: г.Гжатск, где жила семья, расположен в Смоленской обл. Фронтовые письма вместе с почтовой бумагой, пробитой осколком от снаряда, которым был ранен Евгений Чумаков, хранятся в нашем музее. Евгений Михайлович передал это вместе с трофейной книжкой, доставшейся ему в боях подо Ржевом от немецкого ефрейтора. В ней санинструктор делал короткие записи о фронтовой жизни и о том, что ему исполнился 21 год!


4. Возвращение в спорт

После такого тяжелого ранения, казалось, двери в большой спорт для него закрылись навсегда. Ценой мучительных ежедневных тренировок он начинает восстанавливать подвижность израненных рук изнурительными тренировками по суровому им установленному порядку. И еще трижды завоевывает золотые медали чемпиона страны, став четырехкратным чемпионом СССР по самбо!



3 - Через мгновение соперник "улетит" от передней подсечки Е. Чумакова. Чемпионат СССР по борьбе самбо, Ленинград 1949г. 4 - Чемпионат СССР 1950 г. 5 - Показательные выступления в Высшей школе КГБ СССР, демонстрирует Чумаков Е. Москва, 1947г.

В 1946 г. Е.М.Чумаков поступил в ГЦОЛИФК, по окончании которого был оставлен на преподавательской и тренерской работе, где многие годы был руководителем комплексной научной группы сборной команды СССР по самбо, участвовал в создании спортивного клуба СКИФ ГЦОЛИФК.


2 - Чумаков – студент ГЦОЛИФК 3 - показательные выступления студентов и преподавателей ГЦОЛИФК


СКИФ, ученики Е.М.Чумакова


1 - А.А.Харлампиев 2 - Преподаватели кафедры борьбы: А.З.Катулин, Н.Н.Сорокин, Е.М.Чумаков, Р.П.Мороз, В.П.Кожарский, 1965 г

В 1953-1962 гг. эксперимент с целью подготовки высококвалифицированных борцов был продолжен. Благодаря применению в обучении и тренировках экспериментальных методик борцы экспериментальной группы добились высоких спортивных результатов.

С 1954 по 1968 гг. включительно началось победное шествие СКИФовцев – учеников Е.М.Чумакова по пьедесталам почета соревнований всех уровней. Воспитанники Е.М.Чумакова завоевали 36 золотых, 16 серебряных и 11 бронзовых медалей. Такого еще никому не удавалось! Это как ничто лучше доказало правоту его методики тренировок.

Знаменитые ученики Е.М.Чумакова:


1 - Занятие в ГЦОЛИФК ведет Чумаков Е.М. 2 - Группа студентов - самбистов со своим куратором Чумаковым Е.М, 1984г. 3 - Последний выпуск студентов профессора Е.М.Чумакова, 1997 г.

С 1962 г. после прекращения занятий с экспериментальной группой исследования продолжались со сборной командой СССР по борьбе самбо. Для проведения исследований была укомплектована комплексная научная группа, которая с 1962 по 1972 гг. вела работу по подготовке самбистов к выступлению в международных соревнованиях по дзюдо. А в связи с образованием в 1972 г. Федерации борьбы дзюдо СССР и выходом борьбы самбо на международную спортивную арену исследования стали проводиться только в борьбе самбо.

При этом сборная команда самбистов добилась хороших результатов, став на длительное время лучшей командой континента (1963, 1964, 1965 г.г.). В 1964 г. от СССР участвовало в Олимпийских играх в Токио - 4 человека. Все завоевали бронзовые медали.

Начиная с 1972 г. сборная команда СССР выступала в чемпионате мира и Европы по борьбе самбо. За этот период проведено 6 чемпионатов мира и 4 чемпионата Европы. Сборная команда СССР во всех соревнованиях занимала I место.

В 1964 г., когда в ГЦОЛИФК открылась специализация по борьбе самбо, Е.М.Чумаков вел теоретические и практические занятия в учебных группах и в группах повышения спортивного мастерства, продолжал тренировочные занятия с группами самбистов СКИФ. Вскоре стал доцентом кафедры борьбы ГЦОЛИФК, был избран на должность декана факультета заочного обучения.

Его как известного тренера стали приглашать на различные конференции, включали в составы комиссии, где требовалось компетентное мнение специалиста. В 1972 г. участвовал в I Международном семинаре по борьбе зарубежных тренеров, спортсменов и судей в Лондоне. Так Школа борьбы самбо внедрялась в других странах мира.

В 1997 г. он выпустил свой последний набор студентов – самбистов, принял вступительные экзамены у абитуриентов. До последних дней жизни Евгений Михайлович Чумаков был связан с кафедрой борьбы и со своим любимым делом. И прошел путь от студента до профессора и крупного ученого с мировым авторитетом, создавшего свою школу.


1 - Е.М. Чумаков читает леккцию перед участниками Международного семинара тренеров по борьбе самбо, Мадрид, 1979г. 2 - Всесоюзный семинар тренеров в Кстово 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г. Кстово учебный лагерь 4 - Чемпионат СССР борьбы-самбо 15-17 февраля 1984 г. в г.Рыбинске

6. Школа легендарного мастера

Е. М. Чумаков подготовил 15 кандидатов педагогических наук, опубликовал более 200 пособий и публикаций по самбо. Член – корреспондент Международной академии информатизации, награждён орденом FILA.


2 - Чумаковцы на первом сборе ЦС "Буревестник" по самбо, 1956г. 3 - Сборная СССР по самбо 1981 г.

Е. М. Чумаков – выдающийся тренер, воспитавший около 60 чемпионов и призёров СССР. На 200 учеников, которые у него были, приходится 63 медали разного уровня соревнований. За успехами его учеников стоит огромный труд тренера – реформатора.

В начале своего научно – педагогического эксперимента Евгений Михайлович изучал и обобщал существовавшие методы тренировочного процесса, классификацию и терминологию техники самбо. На базе существующего тогда уровня знаний о самбо и на основе собственного опыта Е.М.Чумаков предложил наиболее совершенный вариант классификации, систематики и терминологии борьбы самбо, содержание которых не утратило значения и по сей день.

О знаменитой спирали Чумакова

Феномен Е.М.Чумакова


Е.М.Чумаков не просто создал свою собственную школу, свое оригинальное направление, но и совершил очередной виток вверх в поступательном движении всего самбо, в его заметном продвижении вперед. Евгений Михайлович Чумаков для всех поколений спортсменов, которых он тренировал, оставался авторитетным непревзойденным Учителем, востребованным до последних дней жизни.


Память


2 - Ректор университета Михайлова Т.В. на откртыии бюста Е.М. Чумакова 3 - С.Е.Табаков. и Е.М.Чумаков 4 - Участники конференции на открытии выставки по истории самбо

Читайте также: