Педагогическая практика работы с детьми раннего возраста в доу

Обновлено: 08.07.2024

Педагогическая практика – это одна из форм профессионального обучения в высших и средних педагогических учебных заведениях, которая является ведущим звеном в практической подготовке учителей. Проводят данный вид практики в условиях, максимально приближенных к профессиональной деятельности.

Педагогическая практика предоставляет студенту возможность получить представления, касающиеся уникального и самоценного периода детства, в котором идет заложение фундамента развития, включая физическое, познавательно-речевое, социально-нравственное и художественно-эстетическое становление личности детей. Как отечественными, так и зарубежными исследователями проблем детства было отмечено, что на основании типа развития, насыщенности овладения умениями и навыками ранний возраст превосходит каждый из последующих возрастов, являясь временем расцвета, представленным годами, которые могут быть посвящены развитию способностей и творческого потенциала ребенка, стремящегося к открытию для себя мира и себя для мира. Именно в первые три года жизни у детей происходят глубинные качественные изменения, в частности протекает:

  • формирование самосознания и речи;
  • развитие мышления;
  • социализация;
  • овладение различными практическими действиями;
  • развитие позиции субъекта.

В этот возрастной период дети выступают и как гениальные лингвисты, и как почемучки, и как авторы крайне глубоких идей и мыслей, а также как неугомонные исследователи-экспериментаторы.

Другими словами, в первые три года жизни дети фактически повторяют эволюционный путь человечества. В связи с этим очень важно заняться максимально подробным изучением тенденций развития детей раннего возраста, чтобы дальнейшее воспитание, обучение и личностное становление дошкольника протекало успешно.

В содержание практики включают особенности организации педагогической деятельности в группах детей раннего возраста и изучение условий, необходимых, чтобы обеспечить оптимальное развитие детей на втором-третьем году жизни, изучение диагностики психического развития детей раннего возраста, проблем взаимодействия с детьми, а также методы оказания помощи воспитателю в организации совместной и специальной работы с детьми.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура педагогической практики

Педагогическая практика, направленная на получение первичных профессиональных умений и навыков, включая первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, входит в состав вариативной части программы практики.

Способ проведения такого типа практики – выездной, стационарный, то есть непосредственно в дошкольном учреждении.

Педагогическая практика в группах раннего возраста базируется на результатах обучения, сформированных при изучении психологии, педагогики, истории дошкольного образования, возрастной анатомии и физиологии, педагогики раннего детства, теории и практики создания гигиенических условий в ДОУ.

К результатам педагогической практики можно отнести получение студентами первичных профессиональных умений и навыков, включая первичные умения и навыки научно-исследовательской деятельности, что выступает в качестве теоретической и методической основы для дошкольной педагогики, детской практической психологии, теории и технологии развития детской изобразительной деятельности и др.

Цель и задачи педагогической практики

Цель практики – сформировать у студентов педагогической специальности структуру представлений, касающуюся особенностей педагогического общения воспитателя и детей, а также дать возможность изучить функции деятельности воспитателя с детьми раннего возраста.

  • сформировать у студентов систему профессиональных умений, которые необходимы в работе воспитателя с детьми раннего возраста;
  • ознакомить студентов с особенностями организации педагогического процесса и специфическим трудом воспитателя в группах раннего возраста;
  • овладеть навыками личностно-ориентированного общения с детьми раннего возраста;
  • овладеть основными методическими подходами в воспитании детей раннего возраста;
  • овладеть элементами диагностической деятельности воспитателя и индивидуальных особенностей детей в группах раннего возраста;
  • формировать культуру педагогической деятельности.

Знакомство с условиями работы дошкольного образовательного учреждения

Знакомство с условиями работы выбранного для практики дошкольного образовательного учреждения целесообразно начать с беседы с заведующей или заместителем заведующей по воспитательно-образовательной работе, и сбора информации об условиях работы выбранного учреждения дошкольного образования. Следует выяснить основные принципы функционирования ДОУ, принципы планирования воспитательно-образовательной работы, особенности организации административно-хозяйственной работы, обеспеченность ДОО педагогическими кадрами, контингент и возрастной состав детей, обеспеченность ДОУ игрушками и необходимым оборудованием, программу, в соответствии с которой данное дошкольное учреждение работает.

Во время экскурсии по дошкольной организации следует обратить внимание на создание развивающей среды:

  • здание – тип постройки, архитектурный облик, соответствие эстетическим требованиям;
  • оборудование групповых ячеек;
  • оснащение методического кабинета;
  • наличие комнаты для родителей или комнаты психологической разгрузки для воспитателей;
  • оснащение физкультурного и музыкального залов;
  • наличие различных вспомогательных помещений – медицинского кабинета, физиопроцедурного кабинета, кухни и прачечной;
  • оснащение участка детского сада – степень создания условий для экологического воспитания детей раннего возраста, то есть наличие уголков леса, луга, сада, экологической тропы, экологической комнаты.

Проводя анализ предметно-развивающей среды, необходимо делать вывод о том, насколько полно учтены интересы ребенка и сохранено его психологическое здоровье, реализованы ли в ней принципы построения развивающей среды.

Цель практики: формирование у студентов целостного представления об особенностях педагогического взаимодействия между воспитателем и детьми, овладение функциями деятельности воспитателя в группах раннего возраста.

1.Формирование у студентов системы профессиональных умений, необходимых для работы воспитателя в группах раннего возраста.

2.Ознакомление студентов с особенностями организации педагогического процесса и спецификой труда воспитателя в группах раннего возраста.

3.Овладение навыками личностно-ориентированного общения с детьми раннего возраста.

4.Овладение основными методическими подходами в воспитании детей раннего возраста.

5.Овладение элементами диагностической деятельности воспитателя, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста.

6.Формирование культуры педагогической деятельности.

1.ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМАМ ПРАКТИКИ

Отметка о выполнении

Знакомство с педколлективом. Экскурсия по детскому саду. Участие в оперативном совещании педагогов.

Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста. Проведение хронометража рабочего времени педагога и помощника воспитателя.

Знакомство с детьми. Проведение игр-занятий.

Выбор ребенка для наблюдения и составления карты нервно-психического развития.

Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста.

Оценка условий для предметной, ориентировочно-познавательной, двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, художественно-речевой деятельности в группе.

Анализ предметно-пространственной среды в группах раннего возраста.

Самостоятельное проведение режимных процессов.

Оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у 2-х детей.

Разработка плана дальнейшей работы с этими 2-мя детьми.

Анализ утренней гимнастики, занятий по развитию движений, подвижных игр

Проведение утренней гимнастики и физкультурного занятия.

Проведение подвижных игр в помещении.

Определение уровня развития сенсорных способностей детей.

Проведение подвижных игр на прогулке.

Проведение занятия по сенсорному воспитанию и его самоанализ.

Проведение занятия по познавательному развитию детей и его самоанализ.

Проведение подвижных игр в помещении.

Проведение занятия по конструированию и его самоанализ.

Проведение подвижных игр на прогулке.

Выявление педагогических условий для разных видов самостоятельной деятельности детей младшей группы.

Диагностика 1 ребенка.

Диагностика 1 ребенка. Составление карты нервно-психического развития ребенка.

Беседа с заведующей д/с и старшим воспитателем по итогам практики. Оформление необходимых для отчета по практике документов.

2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА, ОКРУЖАЮЩАЯ РЕБЕНКА

Задание 1. Изучение специфики труда воспитателя в группах раннего возраста. Цель: познакомиться со спецификой деятельности воспитателя в группах раннего возраста.

Метод: наблюдение за работой воспитателя и помощника воспитателя, распределением обязанностей между ними.

Деятельность помощника воспитателя

Общение с родителями. Находит индивиду-альные занятия, игры для детей.

Помогает детям раздеться. Следит за игрой и общением детей.

Помогает детям пра-вильно выполнять упражне-ния.

Выполняют упражнения гимнастики.

Подго-товка к завтраку, завтрак

Помогает детям мыть руки. Помогает кушать.

Помогает накрывать на столы. Рассажива-ет детей. Помогает кушать.

Моют руки. Садятся за столы. Завтракают.

Игры, подго-товка к занятиям

Наблюдает за играми детей, помогает играть.

Готовит материал к занятию.

Больше исполь-зовать индив.

Занятие (по плану)

Подго-товка к прогулке

Прибирает комнату после занятия.

Собираются на прогулку.

Организует деятель-ность детей (игры, наблюде-ния).

Помогает детям играть, наблюдать, следит за поведением детей.

Побольше подвиж-ных игр.

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду

Помогает детям раздеться.

Помогает мыть руки, садиться за столы.

Раздеваются, моют руки, рассажива-юся за столы.

Следит за поведением детей. Помогает кушать.

Помогает детям раздеться. Укладывает спать.

Готовится к занятиям на завтра.

Помогает детям раздеться. Укладывает спать.

Следит за сном детей.

Подъем, воздуш-ные, водные процеду-ры, подго-товка к полднику

Проводит воздуш-ные, водные процедуры.

Помогает подготовиться к полднику.

Помогает детям одеться, принять воздуш-ные, водные процедуры.

Встают, одеваются, принимаю воздуш-ные, водные процедуры.

Следит за поведением детей.

Накрывает столы на полдник.

Прибирает-ся после полдника.

Игры, самосто-ятельная деятель-ность

Организует игры детей (индивиду-альные, групповые, коллектив-ные). Руководит играми и деятель-ностью детей.

Помогает детям играть. Принимает в них активное участие.

Подготовка к прогулке

Прибирает комнату после игр.

Собираются на прогулку или продолжа-ют играть.

Прогулка или продолжение самостоятельной деятель-ности

Следит за тем, кто забрал ребенка. Беседует с родителями.

Следит за детьми, организует игры.

Гуляют, играют, развлека-ются.

Вывод: согласно данным этой таблицы, воспитатель и помощник воспитателя в течение дня рационально распределяют свое рабочее время и обязанности на основе режима дня детей раннего возраста, выполняя при этом разные виды своих должностных обязанностей. Специфика деятельности – постоянная помощь детям и наблюдения за их деятельностью, организация игры как ведущей деятельности детей раннего возраста. Наблюдение за общением воспитателя с детьми показало, что воспитатель, организуя личностно-ориентированное общение с ребенком, использует разные приемы: беседу, объяснение, рассказ, показ, поощрение, внушение, порицание.

Для наблюдения и составления карты нервно-психического развития была выбрана девочка Аня К., возраст 2 года 2 мес..

Задание 2. Знакомство с построением развивающей среды в группах раннего возраста. Цель: Изучить особенности организации предметно-пространственной среды в группах раннего возраста, обеспечивающей психологический комфорт ребенку и воспитателю.

Одним из определяющих факторов воспитания малышей является предметно-развивающая среда. Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Правильно организованная, она помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Знакомство с помещением группы, расположением комнат, их оборудованием.

Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста

Вывод. Интерьер группы (светло-розовый цвет стен, необходимая мебель светлых тонов) соответствует эстетическим и гигиеническим требованиям. Мебель, предметно-игровая и развивающая среда соответствует психофизиологическим особенностям детей данного возраста. Оформление – приближено к домашней обстановке (комфорт, уют, эстетика). Предметно-игровая среда - разнообразная, многофункциональная и вариативная.

Оценка условий для предметной, ориентировочно-познавательной, двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной, художественно-речевой деятельности в группе.

Анализ (соответствие требованиям)

Дидактические предметно-тематические и природно-тематические игрушки: пирамидки различной формы, величины, с различным количеством колец; матрешки, вкладыши разной формы и т.д.

Новые, яркие, соответствуют требованиям.

- дидактические игры: лото, домино, мозаика, кубики с разрезными картинками

-напольные дидактические игрушки: черепаха, краб и т.д.;

-развивающие игры, способствующие развитию мелкой моторики рук, различные паззлы;

-игровые пособия, развивающие моторику, сенсорику, речевые и мыслительные способ-ности детей в игровой деятельности;

-логические блоки Дьенеша.

каталки, качалки, мячи

- заводные и обычные природно- и предметно-тематические игрушки: зайки, уточки и т.д. из различных материалов (животные, куклы), размера, профессии;

-транспортные тематические игрушки (грузовые, легковые, автобусы, самолеты, теплоходы, лодки);

-наборы крупногабаритной, соразмерной росту ребенка комнатной и кухонной мебели, бытовые приборы, наборы посуды, предметы домашнего обихода;

-театральный уголок (с перчаточным и пальчиковым театром), шапочки-маски, фланелеграф, магнитная доска, настольный театр игрушек, плоскостных фигур;

-игрушки-забавы и развлечения, народные игрушки (дергунчики, петушки, шарманки, неваляшки (со звуковыми и цветовыми эффектами).

3-5 одного наименования

карандаши, кисти, краски, гуашь, листы бумаги, раскраски

-разнообразные строительные материалы (деревянные, пластмассовые, мелкого, среднего, крупного размера);

Анализ предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам. Игровое пространство соответствует потребностям детей в социальном развитии: 1)есть предметная сфера не только для сюжетно-ролевых игр, но и для театрализованных, конструирования, художественного творчества и т.д.; 2) предметно-развивающая среда обеспечена по возможности максимально разнообразными учебными и дидактическими пособиями. Осуществлен правильный подбор игрушек для детей раннего возраста, что очень важно, так как ребенок проходит большой путь в психическом и физическом развитии, овладевает речью, осваивает сенсорные эталоны, элементарные умственные действия, начинает познавать мир. По количеству игрушки приобретены с учетом состава детей в группе, но не менее 2-3 игр/игрушек одного наименования на группу. Для развития познавательно-практической и предметной деятельности имеются игрушки и дидактические пособия, позволяющие развивать у детей сенсорные способности. Игрушки и оборудование изготовлены из разных материалов (материя, пластик, резина, дерево), разной величины, разного назначения и с разными свойствами (заводные, с подвижными деталями, электрифицированные). В группах есть условия для познавательно-практической деятельности – место для исследования природного материала (песок, вода, глина, камешки, шишки, различных видов бумага), пространство, где дети удовлетворяют свою потребность в движениях. Подбор игрушек соответствует возможностям ребенка в этот период. Пространство игровой комнаты организовано таким образом, что оно позволяет детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.

Таким образом, предметно-пространственная среда соответствует интересам детей раннего возраста, их психологическому здоровью; в ней реализуются принципы построения предметно-развивающей среды.

Предложения и рекомендации по усовершенствованию предметно-пространственной среды в группе:

- среди игровой атрибутики необходимо отвести место для детских поделок, используемых в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре;

- целесообразно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставлять игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следить за чистотой игрушек и их состоянием, отдавать игрушки в семью воспитанников для ремонта и обновления.

Задание 3. Самостоятельное проведение режимных процессов (утренний прием; умывание; прием пищи; одевание-раздевание; прогулка; укладывание спать). Цель: формирование умений по воспитанию гигиенических навыков, самостоятельности, общения с детьми раннего возраста.

Оценка уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у 2-х детей

- утренний прием – капризничает, не хочет расставаться с мамой;

- умывание – требуется помощь взрослого;

- прием пищи – требуется помощь взрослого;

- одевание-раздевание – требуется помощь взрослого;

- прогулка – гуляет с удовольствием, иногда вступает в конфликты с другими детьми из-за ролей в игре (хочет быть ведущим);

- укладывание спать – требуется помощь взрослого.

Вывод: низкий уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

- утренний прием – остается спокойно, идет играть самостоятельно или с другими детьми;

- прием пищи – самостоятельна;

- одевание-раздевание – требуется помощь взрослого;

- прогулка – гуляет с удовольствием, дружно играет с другими детьми;

- укладывание спать – требуется помощь взрослого.

Вывод: средний уровень сформированности культурно-гигиенических навыков

План дальнейшей работы с детьми

1.Провести беседу с родителями, чтобы они настраивали сына на посещение детского сада.

2.При утреннем приеме предложить игру в конструктор (это любимая игра ребенка).

3.Провести беседу с родителями о необходимости воспитания самостоятельности при умывании, приеме пищи, одевании-раздевании, укладывании спать.

4.Свести до минимума помощь взрослого при умывании, приеме пищи, одевании-раздевании, укладывании спать, указывать на других детей (более самостоятельных) как пример для подражания.

5.Давать разные рои в сюжетно-ролевых играх.

3.Провести беседу с родителями о необходимости воспитания самостоятельности при одевании-раздевании, укладывании спать.

4.Свести до минимума помощь взрослого при одевании-раздевании, укладывании спать, указывать на других детей (более самостоятельных) как пример для подражания.

3. ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРИВЫЧЕК К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

Задание 4. Изучение уровня физического развития детей раннего возраста. Цель: выявить особенности физического развития детей раннего возраста.

Малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребенка в новую среду и привыкание к её условиям. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть: к отсутствию близких, родных людей; к соблюдению режим дня; к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.

Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.

На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.

На современном этапе развития образования в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), Закона "Об образовании" № 273-ФЗ от 29.12.2012 одним из важных направлений развития дошкольного образования является инновационная деятельность.

Практически каждое дошкольное учреждение включено в сферу инновационной деятельности. Инновационные преобразования приобретают системный характер.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Инновационные технологии обучения следует рассматривать как инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

1.Технология информационного обучения;
2.Технология проблемного обучения;
3.Технология проектного обучения;
4.Технология игрового обучения;
5.Здоровьесберегающие образовательные технологии;
6.Технология ТРИЗ - теория решения изобретательных задач.
7.Личностно-ориентированные технологии.

Инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФГОС.

1. Хэппенинг и сенсорные коробки;
2. Релаксация в системе кинезиологии;
3. Информационно-коммуникативные технологии;
4. Ковролинография;
5. Куклотерапия;

Хэппенинг и сенсорные коробки

Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики.

В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша.


Хэппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.

При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельностиВ раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками.

Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.


Релаксация в системе кинезиологии

Кинезиология - относится к здоровьесберегающей технологии. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений их развития.

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.

Упражнения на релаксацию для детей раннего возраста (2-3 года)

1. Тропинка.

По тропинке мы шагаем
И в ладошки ударяем: хлоп-хлоп-хлоп!
А теперь домой пойдем
И немножко отдохнем.

Ходьба в разных направлениях с хлопками сменяется покоем. Дети садятся на стульчики, спокойно сидят в течение 1-2 минут.

2. Морковка

3. Дождик

Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
К нам в окошко постучи.

Куклотерапия

Кукла или мягкая игрушка - заменитель реального друга, который всё понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков.

Можно выделить следующие функции, которые выполняет куклотерапия:

  • коммуникативную– установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
  • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
  • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.);
  • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Виды:

  • Пальчиковые куклы.
  • Куклы-марионетки.
  • Перчаточные куклы.
  • Плоскостные куклы.
  • Веревочные куклы.
  • Объемные куклы.
  • Игрушки-персонажи.
  • Игрушки-забавы.


Под высокой сосной
Скачет зайка косой
Под другой сосной Скачет зайка другой.
Ушки длинные у зайки. Из кустов они торчат.
Он и прыгает, и скачет. Веселит своих зайчат.

Ковролинография

Комплекс игр на ковролине дает возможность проводить целенаправленные занятия по развитию сенсорных способностей.

Такая работа включает следующие этапы:

формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины;

обучение способам обследования предметов, умению различать их форму, цвет и величину, выполнять сложные глазомерные действия.


Информационно-коммуникационные технологии

Информационно-коммуникационные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (ПК, мультимедиа) для достижения педагогических целей.

Средства ИКТ в детском саду:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • Видеомагнитофон
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера

Такая форма работы позволяет создать не только эмоционально благоприятную среду для детей, но и дает возможность расширить педагогические и творческие возможности педагога.

Модель психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста

Предлагаем модель поэтапного психолого-педагогического сопровождения ребенка при приеме его в детский сад. Данная модель предполагает работу не только с детьми, но и с родителями и воспитателями.

1 этап - Подготовка. Подготовительный этап начинается до прихода детей в детский сад. Во время подготовки к приему детей в детский сад необходимо также разработать рекомендации для педагогов и родителей по взаимодействию с детьми в адаптационный период. Выступите перед родителями на собрании и расскажите им, как они могут помочь своему ребенку. На индивидуальных консультациях с педагогами дайте рекомендации, как организовать работу в группе раннего возраста.

2 этап - Сопровождение С момента, как ребенок пришел в первый раз в группу детского сада, начинается его психолого-педагогическое сопровождение. Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

Для детей организуйте адаптационные игры в группе, чтобы уменьшить у них внутреннее напряжение. Также вы можете реализовать программу групповых игровых сеансов по социализации детей раннего дошкольного возраста. Программа рассчитана на период с октября по февраль – два игровых сеанса в месяц по 10 минут. Важно работать по данной программе с целой группой детей, чтобы менять не поведение отдельного ребенка, а среду, в которой он находится, то есть группу в целом.

3 этап - Анализ. На заключительном этапе проведите анализ и обработку результатов работы по адаптации детей к детскому саду.
Диагностический материал.


Введение инноваций в образовательный процесс – это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени. В условиях введения ФГОС задачей в современного педагога выступает реализации, в воспитательном процессе самоценности периода, раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

Список литературы

1. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: учебно-методическое пособие / К.Ю.Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2005 – 64 с. - (Серия “Библиотека руководителя ДОУ”).

2. Инновационная деятельность в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: учебно-методическое пособие / Е.В.Гончарова и [др.]; под ред. Е.В.Гончаровой — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 126 с.

3.Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия [Текст]: В.С.Лазарев. // - Педагогика. 2004. № 4. - С. 11-21.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс [Текст]: учебное пособие / И. П Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - С. 210.

Продолжительность практики: 2 недели
Пояснительная записка
Учебная практика в группах раннего возраста является составной частью образовательного маршрута студента бакалавриата и программы подготовки специалиста. Программа практики составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального педагогического образования.

Учебная практика позволит студентам получить представления об уникальном самоценном периоде детства, в котором закладываются основы физического, познавательно-речевого, социально-нравственного, художественно-эстетического становления личности.

Отечественные и зарубежные исследователи проблем детства отмечают, что по темпам развития, насыщенности овладения умениями и навыками ранний возраст превосходит последующие возрастные периоды, именно он является временем расцвета, годами развития творческих возможностей и способностей ребенка, жадного открытия мира для себя и себя миру. Именно в первые три года жизни происходят глубокие качественные изменения: оформляется самосознание, речь, мышление, происходит активная социализация, овладение разнообразными практическими действиями, становление позиции субъекта. В этот период своего развития ребенок – гениальный лингвист, почемучка, автор парадоксально глубоких идей и мыслей, неугомонный исследователь-экспериментатор. В общих чертах, ребенок в первые три года жизни проходит путь всего человечества. В связи с этим становится принципиально важным изучение тенденций развития ребенка в раннем возрасте для последующего воспитания, обучения и становления личности дошкольника.

В содержание практики включено изучение студентами особенностей организации педагогического процесса в группах раннего возраста и условий для оптимального развития малышей второго-третьего года жизни, диагностика психического развития детей раннего возраста, пробное взаимодействие с детьми, помощь воспитателю в организации совместной и специальной деятельности с ними.

Отбор содержания и организация учебной практики осуществляется на основе следующих принципов.

Принцип культуросообразности, определяющий отношение к студенту как свободной, целостной личности, способной по мере своего культурного развития к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению и творческой самореализации в условиях педагогической практики.

Принцип гуманизации, предполагающий выявление возможностей саморазвития и самообразования обучающихся, условий осмысления ценностно-смысловой природы педагогической деятельности и развития готовности решать профессионально-педагогические задачи. Реализация данного принципа в контексте педагогической практики приобретает смысл оказания помощи студенту в процессе становления профессиональной компетентности и жизненного самоопределения в целом.

Принцип индивидуально-личностного подхода, ориентированный на максимальный учет особенностей личностно-профессионального становления студента в ходе педагогической практики.

Принцип ценностно-смысловой направленности педагогической практики. Предполагающий организацию практики таким образом, чтобы она содействовала обретению студентом смысла своего образования и педагогической профессии.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения в контексте педагогической практики , который означает тесное единство предметного содержания обучения и способов его усвоения студентом в условиях практики, а так же отражение этого единства в ходе реального взаимодействия с детьми раннего возраста.

Принцип вариативности, требующий создания условий (как в содержательном, так и организационном аспектах педагогической практики) для становления и развития индивидуального стиля профессиональной деятельности и реализации творческого потенциала каждого студента.

Готовность студента к практике определяется уровнем освоенности следующих учебных курсов: "Психология развития", "Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста", "Детская психология", "Дошкольная педагогика", "Практическая педагогика", "Теоретические основы и технологии математического, речевого, экологического, физического, художественного развития детей дошкольного возраста", а так же уровнем базового образования.
Цель практики: становление общепрофессиональной компетентности студентов в условиях изучения специфики развития детей раннего возраста (второй-третий год жизни) и реального взаимодействия с ними.
Задачи практики:

Ознакомление с особенностями педагогического процесса в группах раннего возраста, с условиями его организации.

Изучение особенностей развития, воспитания и обучения детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Анализ условий, обеспечивающих эффективность развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

Осуществление диагностики психического развития детей второго и третьего года жизни: особенностей общения со взрослым; развития предметной деятельности; особенностей речевого развития; своеобразия процессуальной игры.

Ознакомление с содержанием работы в группах раннего возраста в ДОУ, формирование умений по основным видам профессиональной деятельности педагога групп раннего возраста: диагностической, организационно-воспитательной, развивающей, консультативной.

Обретение элементарных умений профессионально-педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста.

Читайте также: