Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития о с газман кратко

Обновлено: 05.07.2024

4 В нашей школе практически каждый учитель в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья частично применяют технологию педагогической поддержки, но не всегда знают, что, общаясь с учениками, использует именно эту технологию. Если проанализировать работу наших преподавателей, можно определить этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно-значимой для него проблемы. Многие из нас работают именно по этим направлениям. I. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержании и причинах формирования проблемы 3. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения 4. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. II. Контактно-созидательный 1. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению 2. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров 3. Поиск и установление первоначального контакта с учеником

5 III. Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование) проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы IV. Проектный 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы V. Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка VI. Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах Классные руководители старших классов помогают подросткам успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир, способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности, помогают (содействует) учащимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями. В заключении хочется сказать, что технология педагогической поддержки относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом

6 интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал и дать почувствовать детям с ограниченными возможностями здоровья себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Брутова М.А., Буторина А.Н. Социальная педагогика: учеб.- метод. пособие / сост. М.А. Брутова, А.Н. Буторина; Сев.(Арктич.) федер. ун т им. М.В. Ломоносова. Архангельск: ИПЦ САФУ, с. 2. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А.Александрова и др. М.: Изд. центр МИРОС, с. 3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. М.: ТЦ Сфера, с.

Педагогическая поддержка – это один из способов разрешения проблем ребёнка. Теория педагогической поддержки была раскрыта О.С.Газманом в 1995 году. Над тем, какое место занимает педагогическая поддержка в образовании, думают ученые и практики. Этой проблеме посвящены работы академика О.С.Газмана, д.п.н., С.Д.Полякова, С.М.Юсфина, Н.Н.Михайловой и многих других авторов. Данный материал представляет собой выдержки из работ, посвященных вопросам педагогической поддержки (см. список литературы).

Педагогическая поддержка – сложное явление, поэтому отразить в одной статье многообразие взглядов на эту проблему невозможно и неоправданно. Задача этой публикации дать представление о педагогической поддержке, рассказать об её основных принципах, представить отдельные приемы помощи и поддержки, которую может осуществить сам классный руководитель или его помощники – социальный педагог, психолог, педагоги, работающие в классе, администрация школы.

Педагогическая поддержка – образовательная форма, наряду с обучением и воспитанием, отражающая гуманистическую позицию педагога в его взаимодействии и сотрудничестве с ребенком. Цель - решение проблем ребенка (именно ребенка или подростка, а не ученика), так как педагогическая поддержка – это деятельность в жизненном поле взаимодействия: учителя, умудренного опытом взрослого, и ученика – растущего человека, которому требуется определенная помощь в способах самоопределения и самореализации.

Специфика деятельности, реализуемой при педагогической поддержке, заключается в создании условий для процесса индивидуализации и развития личности ребенка (раскрытия индивидуальных возможностей и способностей ребенка для успешной самореализации в жизни). Она предполагает тонкую, вдумчивую, кропотливую работу педагога, владеющего психолого-педагогическими знаниями, высокими человеческими качествами и профессиональными компетенциями классного воспитателя.

Поддержка включает систематическую индивидуальную помощь каждому ребенку и подростку. В силу этого педагогическая поддержка очень разнообразна в своих формах, приемах и определяется индивидуальными потребностями растущего человека.

Поддержка должна носить доброжелательный, доверительный и гуманный характер, она не может быть формальной и поверхностной, поэтому далеко не каждый разговор с ребенком или подростком – это педагогическая поддержка. Благодаря такой форме общения, ребёнок вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества с взрослым.

Таковы наиболее важные положения педагогической поддержки.

Что важно в педагогической поддержке? Результат! Ребенок должен уметь владеть собой, заботиться о себе, устраивать, использовать собственную жизнь по своему усмотрению, с пользой для себя и общества. Педагогическая поддержка не противостоит обучению и воспитанию, а дополняет их, усиливает их эффективность, поскольку создает условия для самовоспитания личности и мотивированного учения.

Часто, несмотря на существование в обществе сверстников и взрослых, ребенок одинок, потому что его мнение, никого по большому счету не интересует, ни на что и ни на кого не влияет. Авторитарный стиль общения, субъект-объектные отношения, к сожалению, не редкость в жизни современной школы.

Позиция поддержки - это восстановление взрослым нормальных отношений с ребенком. "Послание" поддержки выглядит примерно так: "Мне не надо от тебя больше того, что ты хочешь сам от себя. Но я рад выслушать тебя и помочь тебе самому понять, чего же ты хочешь". Такая позиция демонстрирует веру в способности ребёнка, уважительное отношение к нему, учитывает его индивидуальный жизненный опыт.

а) наличия развитого сознания, способного к самостоятельному выбору;

б) воли, наличие механизма концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора;

в) наличия деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать.

Педагогическая поддержка - становление в сознании ребенка представления о том, что для обретения независимости, необходимо научиться решать собственные проблемы и понимать, почему они происходят. Другими словами, чтобы он учился не просто спонтанно действовать в ситуации проблемы, а размышлял над тем,

как и почему возникла эта проблема,

что он хочет получить в результате своих действий,

насколько это реально,

что он может сделать в осуществлении желаемого,

как отразится то, что он задумал на других людях, которые так или иначе вовлечены в эту ситуацию,

как поступить, чтобы, по возможности, не усугубить ее и т.п.

В результате этой длинной цепочки размышлений ребенку предстоит выбрать, исходя из реальности то, что ему теперь предстоит делать.

Поскольку поддержка является откликом взрослого на реальную проблему ребенка, то взрослый должен не только суметь увидеть, обнаружить существование самого факта наличия затруднения у конкретного ребенка, но и понять, как он сам его видит, понимает, чувствует.

Если ребёнок не осознаёт проблемную ситуацию как помеху, в которой он, прежде всего, сам должен определиться и активно действовать, то у него нет никакой субъектной позиции, на которую педагог может опереться, помогая ребенку, усиливая его активность и шанс в успешном разрешении проблемы.

Рассмотрим возможные действия участников процесса педагогической поддержки (педагога и ребенка).

Наличная позиция Ребенка

Что делает ребенок

Что делает педагог

Позиция, занимаемая педагогом

Страдательно-выжидающая жертва обстоятельств

Ждет, когда он будет восстановлен в правах

Защищает права ребенка

Потребитель, использующий педагога в качестве опоры в преодолении негативного состояния

Принимает помощь, следует за педагогом, желая получить облегчение

Активно действует в преодолении проблемы, соорганизует свои действия с действиями педагога

Содействует ребенку в его активном стремлении преодолеть проблему

Очевидно, что в первых двух случаях ребёнок находиться в состоянии "жертвы" и "потребителя. Активность ребенка проявляется в этом случае в интенсивных переживаниях, связанных с проблемой, и желанием воспользоваться поддержкой взрослого в качестве деятеля, приносящего облегчение.

Субъектом здесь является лишь сам педагог. Это он, узнав о затруднениях ребенка, квалифицирует их по причине, задает направленность его деятельности - нарушение прав, или эмоциональное перенапряжение ребенка и т.д.

Педагог и ребенок обретают субъектные качества только в ситуации активности самого ребенка, именно она служит опорой для педагога в поисках адекватного содействия ему. Причем, именно ребенок является инициатором действий педагога, он выбирает его в качестве доверенного лица, посвящает его в свою проблему как партнера, человека, способного действовать в общих целях. В этой ситуации - ребенок и взрослый участники совместной деятельности.

Как педагогу обнаружить необходимость своего присутствия в проблемной ситуации ребенка? Прежде всего, нужно в своем сознании отличить следующее:

1) у ребёнка возникло затруднение, вызывающие у него негативные эмоции, которые держат его в напряжении и представляют для него определенную угрозу;

2) существуют предпосылки, которые указывают на то, что могут в будущем возникнуть обстоятельства, реально представляющие угрозу для ребенка;

3) есть реальная ситуация, которую ребенок воспринимает и переживает как проблему.

Обращаем внимание на то, что в первом и во втором случаях мы говорим об угрожающей ситуации, а в третьей делаем акцент на то, что ребенок, столкнувшись в реальной жизни с угрожающей (неприятной, вызывающей переживания) ситуацией, относится к ней как к проблеме. За этим отношением уже стоит его позиция - проблема его, он это осознает и готов к активным действиям.

Желательно, чтобы все три случая воспринимались педагогом не как единичная ситуация в жизни ребенка, а во взаимосвязи.

С целью формирования субъектных отношений педагог организует специальную деятельность по поддержке ребёнка, постепенно изменяя пассивную позиции "жертвы" и "потребителя", в активную - субъекта деятельности, умеющего разрешать проблемы. В этом заключена смысловая и деятельностная динамика педагогической поддержки .

Педагогическую поддержка – это поддержка возможностей и способностей ребёнка к развитию.

Педагогическая поддержка представляет собой:

деятельность по становлению субъектной позиции ребенка;

деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка;

деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности;

деятельность, которая создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.

Алгоритм деятельности по педагогической поддержке :

1) совместное обсуждение и определение с ребенком его собственных интересов и целей (через рефлексию, столкновение его реальных "хочу" и попытки их совместить);

2) выбор одного из вариантов этого "совмещения" как цель и образ предстоящей деятельности (самоопределение);

3) обсуждение условий, при которых предстоит осуществлять выбранный вариант (здесь иногда может возникнуть ситуация возвращения на 1 и 2 этапы, возможно переопределение, коррекция ранее выбранного или подтверждение правильности первоначального);

4) обсуждение и планирование необходимых действий реализации задуманного (проектирование деятельности);

5) договор о необходимых и возможных формах взаимодействия в период реального осуществления задуманного.

Таким образом, педагог в реальной практике создает условия для освоения ребенком механизма самоопределения как культурного способа овладения своей жизнедеятельностью.

По мнению О.С.Газмана, педагогическая поддержка должна быть дозирована. И одна из распространенных трудностей – в отношении к поддержке как одному из методов традиционного воспитания, в сведении ее к индивидуальному подходу в воспитании.

О.С.Газман определял воспитание как специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения и относил его к сфере социализации личности. Педагогическую поддержку он связывал непосредственно с процессами индивидуализации и самоопределения ребенка.

Вот какие гуманистические максимы воспитания называл О.С.Газман:

ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка;

всегда принимай ребенка таким, какой он есть; в его постоянном изменении;

все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

дети - носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего человека; воспитание – диалог культур;

не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий;

доверяя, не проверяй! Признавай право на ошибку и не суди за нее

умей признать свою ошибку; защищая ребенка, учи его защищаться.

В соответствии с концепцией педагогики свободы, педагогическая поддержка, по Газману, состоит в совместном с ребенком определении его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

1.Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. - Феникс., Ростов - на -Дону., 2002.,508С.

2 . .Никитина Н.И. М.Ф.Глухова. Методика и разработка работы общественного педагога. М., ВЛАДОС., 2005. 399С.

3.ПоповаС.И. Педагогическая поддержка в работе учителя и потрясающего управляющего.- М., 2005.,176С.

4.Шептенко П.А. Г.А.Воронина. Методика и разработка работы общественного педагога.- М., ACADEMA, 2001, стр.176-179

5.Сайт в вебе: /forum/lofiversion/index. Психолого-педагогическое сопровождение детей…

8.Е.Ю.Сушкова. Педагогика игры О.С.Газмана, Липецк, 2007.

9.Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная неувязка.// Новейшие ценности образования: десять концепций и эссе. М.: Инноватор, 1995.- 58 с.

10. Гребенюк О.С. Педагогика особенности (Курс лекций). Калининградский институт. Калининград, 1995.- 94 с.

11.Мудрик А.В. Социальная педагогика. М.: Издательский центр "Академия", 2000.-200с.

12.Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта


Похожие документы:

Классный руководитель составляет индивидуальный план психолого педагогического сопровождения ребёнка. Учителя предметники и психолог оказывают помощь в самореализации учащегося

. руководитель составляет индивидуальный план психолого – педагогического сопровождения ребёнка. Учителя – предметники и психолог . программы при условии осуществления учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. Таким .

Педагогический совет на основе работы проблемных групп

. Внедрение в практику достижений педагогической науки, передового педагогического опыта, педтехнологий, . как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы . вступает в силу педагогическая поддержка. А какой будет эта поддержка, зависит от личности .

Педагогическим советом мбу приказом №51

. профилактики, а также организации помощи и педагогической поддержки детям с особыми образовательными потребностями; . изучения интеллектуального и личностного развития ребёнка с использованием педагогических и психологических методов обследования; .

Практикум по решению профессиональных задач учебно-методический комплекс дисциплины

. диагностический, поисковый, деятельностный и рефлексивный этапы педагогической поддержки ребёнка в предкризисный период. Задача № 5 . , поисковый, деятельностный и рефлексивный этапы педагогической поддержки ребёнка в предкризисный период. Задача № 6 .

Под воспитанием автором понимается высоко профессиональная деятельность по созданию условий для свободного саморазвития личности ребенка, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании.

Концептуальная цель– создание условий для самопознания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития ребенка, направленных на формирования у него образа Я, образа мысли, образа мира и образа жизни свободной, независимой, неповторимой личности человека.

Ключевой идеей концепции О.С. Газмана является культуросообразность воспитания. Он считает, что школа не может ограничиваться только базовым образованием, она, с его точки зрения, должна создавать условия для освоения основ базовой культуры. Отсюда, и особенности содержания воспитания в гуманистической концепции О.С. Газмана. В его основе лежит базовая культура как гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка. Таким образом, гуманистическая культура воспитания выстраивается на качественно иных взаимоотношениях равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Одной из ведущих идей концепции воспитания О.С. Газмана можно считать природосообразность воспитания, основанную на обязательном учете природы ребенка, его половозрастных особенностей, задатков и свойств, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности.

Примечательным в концепции О.С. Газмана является то, что в ней отражены ведущие положения экзистенциалистского подхода. Как известно, ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Вместе с тем свобода не исключает отношений человека с миром. Человек не может быть абсолютно свободным от внешней обусловленности, от объективных обстоятельств, от условий внешней среды, но он способен занять свою позицию по отношению к ним, перейти от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. Это обстоятельство и дает основание рассматривать человека не только как существа биологического и социального, но и экзистенциального (независимого и свободного). Поэтому наряду с такими качествами человека, как независимость, самостоятельность, инициативность, особую значимость приобретает свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию; способность независимо реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначения, способность осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, еще раз подтверждается правомерность логики развития человека: от социализации (присвоения человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества) через его индивидуализацию (максимальную персонализацию, автономию, независимость) к интеграции (успешному вхождению личности в систему социальных отношений).

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта свободного воспитания, ставит задачу педагогической помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Такой подход предопределяет особенности методики воспитания в рамках педагогики свободы личности и педагогической поддержки. Концепция характеризуется методами, которые способствуют:




- изучению человеком самого себя (самопознание);

- утверждению гуманистических позиций в жизни (самоутверждение);

- реализации личностнообразующих потребностей и возможностей (самореализация);

- полной реализации человеком заложенного в нем физического и духовного потенциала (самоактуализация);

- постоянному восстановлению био-энергетических, психо-физических сил человека (самореабилитация);

- развитию культуры умственного, производственного, общественно-полезного труда (самоорганизация);

- осознанному выбору личности целей, позиций и средств самореализации в конкретных жизненных условиях (самоопределение).

В методиках самоопределения, самоутверждения, самореабилитации и самоорганизации личности ребенка превалируют такие формы, как аутотренинги, психотренинги, тренинги бесконфликтного общения, тренинги преодоления конфликтного общения, общенческие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинги памяти, упражнения по воображению и фантазии, скорочтению и скорописи, библиотерапия и музотерапия.

Показателями эффективности концепции педагогической свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана можно считать сформированное самосознание, самодеятельность, свободоспособность, способность к самоопределению и творчеству.

Под воспитанием автором понимается высоко профессиональная деятельность по созданию условий для свободного саморазвития личности ребенка, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранять человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в самовоспитании.

Концептуальная цель– создание условий для самопознания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации и саморазвития ребенка, направленных на формирования у него образа Я, образа мысли, образа мира и образа жизни свободной, независимой, неповторимой личности человека.

Ключевой идеей концепции О.С. Газмана является культуросообразность воспитания. Он считает, что школа не может ограничиваться только базовым образованием, она, с его точки зрения, должна создавать условия для освоения основ базовой культуры. Отсюда, и особенности содержания воспитания в гуманистической концепции О.С. Газмана. В его основе лежит базовая культура как гармоничное сочетание знаний-убеждений, чувств-эмоций и действий-привычек поведения. К ней автор, прежде всего, относит культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру труда и экологии, физическую, интеллектуальную, демократически-правовую, духовно-нравственную культуру. Только в таком сочетании можно действительно говорить о формировании человека высокой культуры, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, реальном (а не мнимом) демократизме и гуманизме отношений взрослого и ребенка. Таким образом, гуманистическая культура воспитания выстраивается на качественно иных взаимоотношениях равноправия, равноценности, уважения и доверия.

Одной из ведущих идей концепции воспитания О.С. Газмана можно считать природосообразность воспитания, основанную на обязательном учете природы ребенка, его половозрастных особенностей, задатков и свойств, способствующих успешному развитию и саморазвитию личности.

Примечательным в концепции О.С. Газмана является то, что в ней отражены ведущие положения экзистенциалистского подхода. Как известно, ключевой идеей экзистенциализма является свобода выбора. Педагогика свободы, изучая ребенка как субъекта выбора, предполагает, что человек сам осуществляет этот выбор по отношению к себе. В этом плане очень важно помочь ему освоить способы самопознания, самоанализа и самоопределения. Вместе с тем свобода не исключает отношений человека с миром. Человек не может быть абсолютно свободным от внешней обусловленности, от объективных обстоятельств, от условий внешней среды, но он способен занять свою позицию по отношению к ним, перейти от внешней обусловленности к внутренней обусловленности сознания и поведения. Это обстоятельство и дает основание рассматривать человека не только как существа биологического и социального, но и экзистенциального (независимого и свободного). Поэтому наряду с такими качествами человека, как независимость, самостоятельность, инициативность, особую значимость приобретает свободоспособность – способность к автономному нонконформистскому существованию; способность независимо реализовывать самостоятельно познанное жизненное предназначения, способность осуществлять собственный индивидуальный выбор. Таким образом, еще раз подтверждается правомерность логики развития человека: от социализации (присвоения человеком социального опыта, социальных норм, ролей и культурных ценностей общества) через его индивидуализацию (максимальную персонализацию, автономию, независимость) к интеграции (успешному вхождению личности в систему социальных отношений).

Педагогика свободы, изучая человека как субъекта свободного воспитания, ставит задачу педагогической помощи ребенку как субъекту свободного сознания (самосознания), свободной деятельности (самодеятельности), свободного выбора (самоопределения). Такой подход предопределяет особенности методики воспитания в рамках педагогики свободы личности и педагогической поддержки. Концепция характеризуется методами, которые способствуют:

- изучению человеком самого себя (самопознание);

- утверждению гуманистических позиций в жизни (самоутверждение);

- реализации личностнообразующих потребностей и возможностей (самореализация);

- полной реализации человеком заложенного в нем физического и духовного потенциала (самоактуализация);

- постоянному восстановлению био-энергетических, психо-физических сил человека (самореабилитация);

- развитию культуры умственного, производственного, общественно-полезного труда (самоорганизация);

- осознанному выбору личности целей, позиций и средств самореализации в конкретных жизненных условиях (самоопределение).

В методиках самоопределения, самоутверждения, самореабилитации и самоорганизации личности ребенка превалируют такие формы, как аутотренинги, психотренинги, тренинги бесконфликтного общения, тренинги преодоления конфликтного общения, общенческие игры, сюжетно-ролевые игры, тренинги памяти, упражнения по воображению и фантазии, скорочтению и скорописи, библиотерапия и музотерапия.

Показателями эффективности концепции педагогической свободы личности и педагогической поддержки О.С. Газмана можно считать сформированное самосознание, самодеятельность, свободоспособность, способность к самоопределению и творчеству.

Авторы концепции:Владимир Абрамович Караковский, Людмила Ивановна Новикова, Наталья Леонидовна Селиванова.


Концепция Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития.

Автор- Олег Семенович Газман, потом продолжили его ученики и коллеги Т.В. Анохина, В.П. Бедерханова, Н.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова и др.


О.С. Газман

Читайте также: