Педагогическая мысль в россии к концу 17 века кратко

Обновлено: 05.07.2024

История педагогической мысли – это сфера педагогической науки, занимающаяся изучением развития образовательной практики и педагогических теорий на протяжении человеческой истории.

Характер образования в России, начиная с периода Киевской Руси (X-XIII века), был под значительным влиянием византийских традиций, чему способствовало принятие в конце Х века христианства византийского образца на Руси.

Киевскими князьями всячески одобрялось открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Чернигове и т. д. В соответствии с историческими источниками, в школах Киевской Руси могли обучаться не только мальчики, но и девочки, а по степени образованности население Киевской Руси превосходило Западную Европу. В первую очередь, русский человек воспитывался внутри семьи, общаясь с наставником, роль которого обычно исполняли приходские священники или монахи-книжники.

Педагогическая мысль и образование в средневековой России

В Средневековой Руси педагогические идеи продолжали развиваться под влиянием таких отечественных деятелей культуры, как Иван Федоров, Сульвестр Медведев, Корион Истомин и др.

Особенно необходимо отметить работы Симеона Полоцкого. Он воспитывал царских детей, включая Петра I. Симеон Полоцкий – разработчик проекта Славяно-греко-латинской академии, которую открыли в Москве в 1687 году. Полоцкий к главным факторам воспитания относил пример родителей и учителей, а также окружающую действительность. Он придавал большое значение роли воспитания, которое должно формировать чувства и разум человека. Полоцкий был хорошо знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими мыслями, в том числе трудами Я.А. Коменского.

Готовые работы на аналогичную тему

Развитие педагогического сознания, образования и воспитания в России XVIII века

Развитие образования и педагогики в России XVIII века было определено реформами Петра I, которые были не только социально-политического, но и просветительского характера. Именно в этот период были заложены основы школы.

Были открыты новые начальные школы. В начале века создали четыре новых вида начальной школы:

  • цифирные школы;
  • русские адмиралтейские школы;
  • гарнизонные школы;
  • русские школы при горных заводах Урала.

По прямому указанию Петра I Яворский реформировал Славяно-греко-латинскую академию, которая превратилась в современное учреждение, дающее как светское, так и духовное образование.

Огромная роль в развитии российского образования того периода принадлежит Феофану и В.Н. Татищеву.

Феофан (Прокопович) занимался реформацией системы церковного образования, в результате чего она стала трехступенчатой – училище, семинария, академия. Он же открыл школу для бедных детей и сирот, написал азбуку, которая переиздавалась много раз.

В.Н. Татищев – открыл горнозаводские школы н Урале. Он был активным сторонником развития просвещения в России, доказывал его большую роль в судьбе каждого человека и всего государства.

Развитие образования в России в XIX века

К.Д. Ушинский – один из выдающихся русских педагогов XIX века. К основным идеям Ушинского следует отнести идею народности воспитания, реформирование народной школы. Константин Дмитриевич в своих трудах пишет о труде, как основе воспитания человека, о роли родного языка в воспитании, о воспитании нравственности и связи теории с практикой.

Стержень его педагогической системы – требования демократизации образования и обучения, признание творческой силы трудового народа и его права на образование. Цель воспитания по Ушинскому – сформировать активную и творческую личность, подготовить человека к физическому и умственному труду в качестве высшей формы человеческой деятельности. В его системе нравственного воспитания ребенка отсутствует авторитаризм, так как она выстраивалась исключительно на силе позитивных примеров и на разумной деятельности.

Педагогические принципы Ушинского:

  • обучение должно строиться, учитывая возрастные и психологические особенности развития ребенка. Оно должно быть посильное и последовательное;
  • обучение должно выстраиваться на основании принципа наглядности;
  • обучение должно идти от конкретного к абстрактному, от представления – к мысли, так как такой процесс основан на психологических особенностях природы человека;
  • обучение должно развивать умственные способности учащихся, а также давать знания, необходимые для жизни.

Педагогика советского периода

В первое десятилетие советского периода было решено много новых проблем, связанных с новым типом экономических и хозяйственных отношений. Педагогическая теория в эти годы отличалась некоторыми характерными особенностями. Основной педагогической идеей была трудовая школа, базирующаяся на принципах политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считали наиболее значимой частью педагогической практики. Выдающимся советским педагогом А.С. Макаренко была разработана воспитательная система, в которой формируются характерные для данного коллектива людей нормы, стиль и отношения. Макаренко считал трудовое воспитание наиболее важным аспектом общего воспитания ребенка, которое и превратит его во взрослого гражданина.

Значительная роль в развитии педагогики советского периода 20-30-х годов принадлежит идеям П.П. Блонского. Основополагающие педагогические идеи Блонского можно представить следующим образом:

  • обучение и воспитание строится на основании знаний закономерностей развития детей;
  • необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы;
  • разностороннее развитие детской личности должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В послевоенном периоде особенно ярко выделялись работы В.А. Сухомлинского – крупнейшего педагога ХХ века. Он уделял много внимания воспитанию у нового поколения гражданственности, продолжая развивать учения о воспитательном процессе внутри коллектива, разрабатывал методику работы с каждым отдельным учеником внутри коллектива.

В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни СССР вышли педагоги-новаторы, педагоги-практики. Они считали, что настоящего учителя отличает увлеченность своим предметом, умение строить урок таким образом, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе.

Развитие педагогической мысли в Древней Руси можно проследить, лишь начиная с XI–XIII вв., о более ранней эпохе достоверных све­дений нет. Педагогические представления, которые сложи­лись в Древней Руси, определили характер и развитие отече­ственного воспитания и обучения на века вперед. Эти представления чаще всего находили отражение в литератур­но-художественных памятниках той эпохи. Среди них наи­большее значение имеют Священное писание, его толкова­ния, сочинения отцов церкви, под воздействием которых происходило формирование мировоззрения народа Древней Руси, а следовательно, и его ранних педагогических воззре­ний, впитавших в себя идеи эпохи Византии, в переосмыс­ленном виде вошедших в духовную культуру Руси.

Среди отечественных сочинений, содержавших педагогичес­кие идеи, выделялись труды таких мыслителей, как митрополит Иларион (XI в.), Феодосии Печерский (ок. 1036–1074), Нестор (XI – начало XII в.), Кирилл Туровский (ок. 1130 – ок. 1182), Владимир Мономах, Епифаний Премудрый (до 1380 – между 1418–1422), Нил Сорский, архиепископ Геннадий (? – 1505), Стефан Пермский (ок. 1345–1396), Максим Грек, Симеон По­лоцкий, Епифаний Славинецкий, Карион Истомин, протопоп Аввакум и др.


Владимир Мономах

Однако не западная мысль, а внутренняя умственная дея­тельность, по мнению православных деятелей, должна была спасти мир. Вызывает интерес факт переселения в Россию из Европы Максима Грека, в миру – переводчика, мыслителя, гуманиста эпохи Возрождения (Михаил Триволис, ок. 1470 –1556), который был приглашен в Москву князем Василием III в 1518 г. и поселился в Чудовом монастыре. Здесь он начал свою пере­водческую и просветительскую деятельность, однако вскоре за осуждение монастырской земельной собственности и несогла­сие с отделением отечественной православной церкви от ви­зантийской епархии был сослан в Иосифо-Волоцкий монас­тырь, а затем отправлен в заточение в Тверской Отроч монас­тырь. Только в конце жизни Максим Грек был оправдан,

поселился в Троицко-Сергиевом монастыре, где и скончался.


Максим Грек

Интересны мысли Максима Грека относительно развития просвещения на Руси. Будучи сторонником европейского обра­зования, высоко оценивая западные университеты, преклоня­ясь перед мудростью античных философов, он в то же время осторожно относился к светскому знанию. Разделяя все науки на внешние (полезные в практической деятельности) и внут­ренние (ведущие к духовному самосовершенствованию), он от­давал безусловное предпочтение последним. При этом перво­степенную роль он отводил воспитанию в человеке таких нрав­ственных качеств, как вера, кротость, послушание, мудрость, любовь к Родине. Овладение же содержанием традиционных школьных предметов он считал делом более простым и менее значимым для духовного развития и спасения человека.

К сторонникам развития в России западноевропейского просвещения относились Симеон Полоцкий (1629–1680), Силь­вестр Медведев (1641–1691), Стефан Яворский (рубеж XVII– XVIII вв.). Их деятельность включала как организацию новых учебных заведений, так и создание учебных книг, способство­вавших обогащению отечественной педагогической мысли.

Однако и древнерусские традиции воспитания и обуче­ния не отвергались Симеоном Полоцким. Так, большое вни­мание он уделял домашнему, семейному воспитанию. И в целом его педагогические представления были достаточно близки устоявшимся, отечественным идеалам. В вопросе фи­зических наказаний он следовал сложившейся практике, считая их одним из необходимых средств воспитания.

Крайне отрицательно против всех новшеств в обучении и воспитании выступили в этот период старообрядцы – про­топоп Аввакум (1620/1621–1682), его ученик Авраамий (каз­нен в 1672 г.), поп Лазарь и дьякон Федор, сожженные вме­сте с Аввакумом в 1682 г.

Таким образом, к концу XVII в. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту и выразилась в оформлении трех основных подходов к воспита­нию и обучению, которые условно можно обозначить как ла­тинский, грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее раз­витие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удов­летворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей пришла организация школь­ного дела по западноевропейским образцам.

Рекомендуемая литература

Аввакум (протопоп). Житие Аввакума и другие сочинения / Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона. М., 1991.

Аверинцев С. С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси: Сборник. М., 1991.

Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государ­ства XIV–XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров. М., 1985.

Антология педагогической мысли Украинской ССР / Сост. Н.П. Калениченко. М., 1988.

Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Сов. педагогика. 1972. № 8. С. 94–100.

Буш В.В. Памятники старинного русского воспитания (К исто­рии древнерусской письменности и культуры). Пг., 1918.

Голубинский Е.Е. История русской церкви: В 2 т. М., 1900–1917.

Демков М.И. История русской педагогики. 3-е изд. М., 1913.

Домострой / Сост., вступ. ст., пер. и коммент. В.В. Колесова; Подгот. текстов В.В. Рождественской, В.В. Колесова и М.В. Пименовой. М., 1990.

Древнерусская притча / Сост. Н.И. Прокофьев, Л.И. Алехина; коммент. Л.И. Алехиной; предисл. Н.И. Прокофьева. М., 1991.

Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л;, 1991. Т. I. Ч. I.

Изборник. Сборник произведений литературы Древней Руси / Сост. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1969.

Изборник 1076 года: Тексты и исследования. М., 1965.

Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

Каптерев П.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. 2-е изд. Сергиев Посад, 1914.

Кошелева О.Е. Дореволюционная историография о русских шко­лах XVII века // Сов. педагогика. № 3.1988.

Лавровский Н.А. Памятники старинного воспитания / Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских. Кн. 3; Ма­териалы славянские. М., 1861.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX в.): Учеб. пособие. М., 1998.

Лихачев Д. С. Заметки о русском. 2-е изд., доп. М., 1984.

Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. 2-е изд.Спб., 1910.

Митюров Б.Н. Развитие педагогической мысли на Украине в XVI– XVIII вв. Киев, 1968.

Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1.Младенчество. Детство / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. В. Аникина. М., 1991.

Очерки русской культуры XVI века. 4.2. Духовная культура / Под ред. А.В. Арциховского. М., 1977.

Памятники культуры Древней Руси. Начало русской литературы. XI – начало XII века / Сост. и общ. ред. Л.А. Дмитриева, Д.С. Лихачева. М., 1978.

Памятники литературы Древней Руси: XII в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси: XIII в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV в. (Сб. текстов) / Сост. и ред. Л.А. Дмитриев, Д.С. Лихачев. М., 1980.

Петров В.М. История обучения в Древней Руси // Советская педагогика. 1982. № 6.

Петров В.М. Семейно-школьное воспитание в Древнем мире и средневековой России: Учеб. пособие. Орехово-Зуево, 1992.

Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966.

Румянцева B.C. Школьное образование на Руси в XVI–XVII вв. // Сов. педагогика. 1983, № 1.

Рыбаков Б.А. Древняя Русь: сказания, былины, летописи. М., 1963.

Сапунов Б.В. Истоки русской школы / Советская педагогика. 1989. № 6.

Седов В.В. Происхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Симонов Р.А. Кирик Новгородец – ученый XII века. М., 1980.

Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV–XVII ве­ков. 2-е изд. Спб., 1894.

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., 1960– 1961. Кн.3. Кн.4. Кн.5. Кн.6. Сперанский М.Н. Из старинной новгородской литературы XIV века. Л., 1934.

Татищев В.Н. История Российская с древнейших времен: В 7 т. Т. II. М.;Л., 1963.

Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М., 1991.

Хрестоматия по истории педагогики: В 4 т. / Под общ. ред. С.А. Каменева. T.IV.

История русской педагогики с древнейших времен до Великой пролетарской революции: В 2 ч. / Сост. Н.А. Желваков. М., 1936.

Экономцев И.Н. Православие, Византия, Россия: Сб. статей. М., 1992.

Экономцев И.Н. Предыстория создания Московской академии и ее пер­воначальный период, связанный с деятельностью братьев Лихудов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Образование в Русском государстве

Воспитание и обучение в 14 – 16 веках ….………………………….5 стр.

Педагогическая мысль в России к концу 17в.……………………. 8 стр.

Историю воспитания и обучения в Древней Руси и Русском государстве до 17 в. невозможно рассматривать вне связи с общим историко-культурным развитием восточно-славянских народов, для которых, безусловно, важнейшим событием стало принятие христианства в 998 г.

Недостаточность прямых источников, которые позволяли бы воссоздать картину воспитания и обучения в Древней Руси, приводит к необходимости использовать различного рода косвенные источники – церковно-служебную литературу, записки иностранцев, фольклор, книжные миниатюры, иконописи и др.

Характер воспитания и обучения изменился в процессе продвижения древних славян на восток и север, обогащая представления о целях и содержании воспитания, благодаря тесному общению с другими народами.

Имея в виду, что Русь приняла христианство почти на полтысячи лет позднее Европы и к этому моменту имела самобытные традиции, которые были необычайно крепки и жизненны. В итоге на Руси сформировалась специфическая воспитательно-образовательная культура, принципиально отличавшаяся от западноевропейской.

1. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В 14-16вв.

В 14-16 вв. получают развитие те воспитательно-образовательные тенденции, которые наметились в предыдущую эпоху. На Руси государственно-экономическое развитие не оказывало существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой жизни осуществлялась вне школы.

За религиозное воспитание детей отвечала церковь. В обязанности священников входило обучение основным догмам христианского вероучения, воспитание уважения к церковным и светским властям.

Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до 17в. государственных школ грамоты в России не было. Как отмечал историк В.О.Ключевский, главное внимание уделялось усвоению житейских правил, а не научных знаний. Кодекс сведений, которые считались необходимыми для усвоения этих правил, состоял из трех частей: учение о спасении души, наука о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. Все это и составляло содержание общего образования в Древней Руси.

Обучение ребенка начиналось приблизительно с 7 лет, и в целом дети всех сословий получали весьма ограниченное начальное образование. Тот кто тянулся к книге и знаниям, должен был трудиться самостоятельно. Но повседневная жизнь не требовала больших усилий. Повышенный уровень образования требовался тем, кто занимал место на государственной службе или в церковной иерархии.

В истории обучения и воспитания в Руссом государстве средневековой эпохи прослеживаются два этапа: 14-16вв. и 17столетие. Между этими этапами существует тесная взаимосвязь.

Первый этап непосредственно связан с многовековой борьбой русского народа за свою государственную и национальную независимость. Нападение монголо-татар было началом иноземного ига, длившегося четверть столетия. На протяжении этого времени страна неоднократно подвергалась опустошительным набегам, многие из которых по силе не уступали нашествию Батыя. Иноземный гнет, непрерывные оборонительные войны, которые пришлось вести в 13- первой половине 15 вв. Русь выдержала более 16 крупных сражений, все это отрицательно сказалось на судьбах просвещения. Страдали города- очаги образованности. Истощалась казна. Резко упала книжная культура, надолго прекратилась деятельность регулярных учебных заведений. Русь оказалась в культурной изоляции, что не могло не осложнять развитие культуры и образования. Пагубную роль играла и феодальная раздробленность, с которой было покончено лишь к началу 16в.

Центр просвещения в монгольских период переместился в Новгородскую и Псковскую земли, которые наименее пострадали от иноземного нашествия. Именно здесь в 14-15вв. были предприняты первые попытки возрождения школ учения книжного. Это сделали еретики-стригольники. Однако их попытки были пресечены официальной церковью.

Многовековое монголо-татарское иго наложило определенный отпечаток и мироощущения и воспитание на Руси. В них прибавилось жесткость, взгляд на человека как на песчинку. Противостояние идеологии индивидуальности, инициативности, открытости, способности к разным видам деятельности.

2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ К КОНЦУ 17в.

Ведя упорную борьбу с иноземцами, русский народ придавал особое значение традиции патриотического воспитания.

Общий уровень образованности в Московском государстве 15-16вв. оставался весьма низким. В Новгородской иепархии – одном из главных центров просвещения на Руси –почти половина священнослужителей была неграмотна. А ведь духовное сословие являлось образованной частью общества.

Между тем в 16в. Московское государство включается в политическую и экономическую жизнь Европы. Росла нужда в европейски образованных людях, обладавших, в частности, знанием латинского языка. Ведь латынь являлась языком дипломатических отношений и торговых сделок. Объективная потребность в освоении мировой и европейской культуры и образования, однако возрастала. Задача усложнялась из-за почти полного отсутствия отечественных учебников, так к концу 16в. появились учебные пособия по славянской и греческой грамматике, которые давали возможность делать сравнение этих двух языков. Возможность обучаться двум языкам была предоставлена боярским детям. Первая школа с западноевропейской программой открылась в Москве в конце 16в., при лютеранской церкви немецкой слободы.

Западное влияние проникало и через украинскую и белорусскую образованность. Важную роль в распространении греко-латинской образованности сыграли частные учебные заведения а Москве. Например, немецкая школа, открытая в конце 16в. Обучение было бесплатным. Брали учеников из разных сословий. Одна из первых греко-латинских школ была открыта Арсением Греком в 1649г. при Чудовом монастыре в Москве. Школа просуществовала не менее 5 лет.

Академия не стала подлинным научным центром высшего образования, а сделалась инструментом искоренения инакомыслия.

В целом на рубеже 17-18вв. в русском обществе обозначилась программа создания общеобразовательных церковных школ и технических государственных училищ по иноземным образцам и при помощи иноземных учителей. Намечался путь к созданию системы регулярных учебных заведений.

Дувалина О.Н. кандидат психологических наук,доцент КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

Лярский А.О. студент 3 курса, института социальных отношений, КГУ им. К.Э.Циолковского, г. Калуга

Педагогические идеи в Русском государстве XIV - XVII вв.

Dobalina O. N. candidate of psychological Sciences, associate Professor at KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Lyarsky A.O. 3rd year student, Institute of social relations, KSU. K. E. Tsiolkovsky, Kaluga

Pedagogical ideas in the Russian state XIV-XVII centuries

Аннотация: В данной статье рассматривается историческое развитие педагогических идей в Русском государстве с XIV века по эпоху так называемого Нового времени вплоть до конца XVII века. Цель работы – рассмотреть основные педагогические идеи, появившиеся после окончания монголо-татарского Ига, изменившие образование в государстве, разделившее взгляды многих деятелей того времени. В работе предложны различные исторические факты , позволяющие разобраться со становление образования в России. Дана краткая характеристика основных изменений, реформ. В статье рассмотрены основные деятели культуры и образования, которые принимали непосредственное участие в становлении новых педагогических идей Русского государства XIV - XVII веков.

Abstract : This article discusses the historical development of pedagogical ideas in the Russian state from the XIV century to the era of the so-called New time until the end of the XVII century. The purpose of the work is to consider the main pedagogical ideas that emerged after the end of the Mongol-Tatar Yoke, which changed education in the state, and divided the views of many figures of that time. The paper proposes various historical facts that allow to understand the formation of education in Russia. A brief description of the main changes, reforms. The article discusses the main figures of culture and education who were directly involved in the development of new pedagogical ideas of the Russian state of the XIV-XVII centuries.

Ключевые слова : педагогика, Русь, духовный подъем, национальная культура, церковные деятели .

Keywords : pedagogy, Russia, spiritual ascent, national culture, church leaders.

Как известно, развитие культуры славян из-за монголо-татарского нашествия значительно замедлилось. Грамотность снизилась не только среди простых людей, но и среди князей и бояр, даже среди духовенства. Из-за отсутствия школ священниками брали часто малограмотных и даже почти неграмотных людей. Вся Русь была отрезана: татарами от из Византии, Польши, Литвы и Ливонии от Европы. В результате она все больше впитывала черты азиатских нравов.

Уже со второй половины XIV века начался культурный подъем Руси. В целом, XIV век – это драматичное, но, при этом, и уникально благоприятное время в истории России. Духовное возрождение русского народа позволило прийти к успеху и во всех остальных сферах: культуре, экономике, политике и образовании. Духовный подъем страны позволил восстановить душу русского человека, укрепить и поднять дух народа, упрочить нравственные основы общества, преобразить семью.

Безусловно, одним из родоначальников монастырских центров книжного обучения стал великий русский просветитель и религиозный деятель Сергий Радонежский. В монастырских школах того времени можно было получить энциклопедическое образование. Сергий Радонежский воплотил в себе лучшие качества русского человека. Он практически смог осуществить все самые важные идеи и принципы русского воспитания и утвердил их в педагогическом сознании:

1. Православие и православная жизнь как основа воспитания.

2. Приоритет духовного и нравственного начала в образовании.

3. Постоянное самовоспитание и самосовершенствование.

4. Личный пример как основа всего воспитания.

5. Индивидуальный подход к каждому в совместной и согласованной соборной жизни, и деятельности.

1. Наполнена назиданиями относительно религиозной жизни. Задача нравственно-религиозного воспитания должна была являться главной для родителей, заботившихся о развитии своих детей;

2. Посвящена семейным отношениям, включает специальные наставления о необходимости обучения детей тому, что нужно в домашнем обиходе, и только затем ставится задача об обучении грамоте, книжным наукам;

3. Посвящена устройству дома, содержит хозяйственные рекомендации.

В XIV—XVI веков получали развитие воспитательно-образовательные тенденции, происходящие из предыдущей эпохи. На Руси государственно-экономическое развитие не могло оказать существенного влияния на систему образования, не требовало введения школьного обучения. Подготовка ребенка к взрослой, самостоятельной жизни осуществлялась вне школы. Основу такой подготовки составляло овладение трудовыми навыками. Поэтому в каждом сословии продолжали существовать свои традиции профессионального обучения. Существовавшие тогда способы обучения вполне отвечали потребностям государства и общества, какая-либо новая организация образования казалась ненужной, и до XVII века государственных школ грамоты в России не было. Самым образованным сословием было духовенство. [ 3 , с. 85-86]

В том же XV веке получили широкое распространение частные школы. Наличие мелких училищ давало возможность получит начальное образование и грамоту любому желающему. Более высокие ступени достигались путем самообразования, которое зависело от наличия книг, воли и способностей.

В 1553 году впервые в России была открыта типография. В 1574 году печатник Иван Федоров создал первый печатный алфавит, в котором была усовершенствована система обучения грамоте. Идеи обращения к времени национальной независимости, сказавшиеся и в письменности, и в архитектуре, и в живописи, и в политике, имели глубоко народный характер. [ 4 ]

В XV-XVI веках шел процесс объединения раздробленных княжеств. Возрождались старые формы просвещения при монастырях и церквах.

К концу XVII века проблема соотношения веры и знания приобрела в российском обществе особую остроту и выражалась в оформлении четырех основных подходов к воспитанию и обучению:

Последующее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям нового времени. На смену обучению в монастырях и у частных учителей приходит организация школьного дела по западноевропейским образцам. [ 5 ]

Оценивая состояние системы образования выбранного периода, можно сказать, что методы образования, которые существовали в то время, полностью соответствовали потребностям государства и общества, любая новая образовательная организация казалась ненужной. Не случайно то, что вплоть до XVII века Государственных школ в России не было. В XVII веке образование в России стало выходить на новый уровень развития.

Страна постепенно стала вовлечена в европейскую политику, расширила дипломатические и торгово-экономические связи с зарубежными странами. В результате возникла потребность государства в большом количестве людей, обладающих широким кругозором, различными специальными знаниями.

Своеобразной попыткой объединить эти два направления была деятельность греческих монахов, выпускников Падуанского университета в Италии, братьев Иоанния и Сафрония Лихудов. В 1685 году в том же году была открыта школа в Богоявленском монастыре в Москве.

Проблемы с языковой изолированностью, вероисповедной настроенностью, превосходство нравственных проблем над интеллектуальными, постоянная потребность в обращении к прошлому, чтение и понимание ограниченного фонда только религиозной литературу привели к тому, что во второй половине XVII века произошел раскол, выделение и самоопределение старообрядческой церкви. Предводители данной церкви - протопоп Аввакум, инок Епифаний и другие – устремляли свои взгляды на развитие старорусской образованности. Представители просветители нового толка – Симеон Полоцкий, Карион Истомин и так далее - отстаивали идею использования опыта западноевропейской школы в русских условиях. Так появились дв а совершенно непримиримых лагеря русской культуры и для компромисса между ними условий в этот период не было. [ 2 ]

К примеру, Полоцкий считал, что основную роль в формировании взглядов и привычек человека играют воспитание и среда, родители и учителя. Он хотел ответить на вопрос, почему у хороших родителей бывают плохие дети, и давал ответ: причина - чрезмерная любовь матери, нетребовательность отца, взаимное попустительство. В своих работах он отражал основные педагогические идеи: окружающий мир он называл книгой, написанной Богом, и задача учителя, по его мнению, состояла в том, чтобы научить детей читать эту книгу. От учителя зависело, что будет в ней изображено. Обучение должно было осуществляться на трех языках: латинском, греческом и родном. Симеон Полоцкий считал необходимым осуществлять светское воспитание юношества. [ 3 , с. 94]

Подводя итоги, можно сказать, что основные педагогические идеи в Древней Руси исходили из церковных проповедей, житий святых, поучений, сборников изречений, повестей в виде нормативных христианских заповедей, ценимых и одобряемых форм человеческого общежития. В XVI - XVII веках педагогика и школьное образование в Западной Европе развивались в условиях, важных для человечества. В недрах феодального общества родились новые социальные и духовные ценности, новые подходы к образованию и воспитанию. К этому, от части, стремилось и Русское Государство. К концу XVII века проблема отношений между верой и знаниями приобрела в сознании граждан России особую остроту. В дальнейшем она выразилась в преобразовании четырех и создании уже трех базовых подходов как обучению: латинский, грекофильский и старообрядческий. Позднее, развитие государства и всего остального мира привело к тому, что традиционная педагогика перестала удовлетворять потребности нового времени. Обучение в монастырях, домашние уроки и тому подобное – были заменены на организацию школьного дела по западноевропейскому подобию.

Читайте также: