Педагогическая культура ее сущность и содержание кратко

Обновлено: 16.05.2024

Понятие педагогической культуры взаимосвязано не только с некой конкретной педагогической деятельностью, например, работой в дошкольном образовательном учреждении, школе, высшем учебном заведении, но и с нашей повседневной жизнью.

Все дело заключается в том, что в течение своей жизни индивидуум, тем или иным образом, вне зависимости от своего желания, выполняет функцию учителя: как родитель, наставник, консультант, советник в какой-либо группе, возможно и как лидер.

Каждый из членов социума наделен тем или иными нормами педагогической культуры, а педагогическая деятельность осуществляется в формах непосредственного или опосредованного обучения либо воспитательного процесса детей, подростков, консультирования менее опытного коллеги на работе и так далее.

Все эти функции, которые может выполнять человек на протяжении всей его жизни, отличаются друг от друга, более того, может выполнять – не гарантирует выполнение, а лишь указывает на возможность. Далее мы поговорим более подробно о каждой из функций и дадим им небольшую характеристику.

Педагогические функции

  • В функции педагога можно включить такие действия и поступки, определенные задачами социума, личностной позицией, нормами педагогической культуры, которые были приняты ею для того, чтобы обеспечить воспитание, обучении как ребенка, так и подростка, а также целой детской группы, например, в детском саду.

В роли педагогов всегда будут выступать родители при воспитании своих детей, стоит отметить. что этой функцией будут обладать даже совсем молодые люди, например, если они стали родителями в довольно раннем возрасте. Эту же функцию могут выполнять и старшие дети в семье, когда они присматривают за своими младшими братьями или сёстрами. Можно сделать вывод, что заниматься педагогической деятельностью независимо от педобразования может совершенно любой человек в том случае, когда он в любой форме оказывает помощь в социализации менее опытного индивида либо группы лиц.

  • Функции наставника включают в себя профессиональное развитие человека, который обладает меньшим опытом. Эти функции претворяются в жизнь в виде указаний, инструкций либо рекомендаций, оказывающих помощь в исполнении какого-либо вида трудовой деятельности. Роль наставника может играть учитель, мастер обучения либо руководитель сообщества, который контролирует рабочую деятельность своего подопечного и обучающегося.
  • Функциями консультанта является предоставление помощи подчас решения как теоретических, так и практических, преимущественно профессиональных, вопросов. Кроме того, консультант направляет обладающего меньшим опытом специалиста в рамках его трудовой деятельности и помогает ему совершенствовать свои рабочие качества и результаты.
  • Функции советника заключаются в рекомендации того, как стоит поступить в той или иной ситуации, как профессиональной, так и жизненной.

Педагогическая деятельность и консультанта, и советника не считается регламентированной, потому что и в том, и в другом случае действие осуществляется в ситуации возможности, а не долженствования, то есть тот, кому советуют, может соглашаться с советом и реализовывать его либо действовать по своему усмотрению.

  • Также стоит обозначить функции лидера того или иного сообщества. На этом человеке лежит огромная ответственность: он должен являться нравственным лидером, быть профессионалом своей деятельности, уметь мобилизовать силы людей и вести их за собой, а также просто быть наделенным харизмой. В профессиональной среде лидер отличается высокой нравственной и педагогической культурой.

Что касается подростковой среды, то там дело обстоит немного иначе: лидер данной общности людей так же должен выполнять перечень некоторых педагогических функций, однако, в данной ситуации возможно и негативное его воздействие на рост неокрепшей и формирующейся личности: лидер в состоянии формировать выгодное для него девиантное (уходящее от нормы) поведение.

Стоит отметить, что лидер может совсем не выполнять никаких педагогических функций. Он возлагает на себя роль педагога лишь тогда, когда у него есть потребность в повышении уровня каких-либо навыков членов сообщества и преобразовании сущности их межличностных взаимоотношений.

Структура педагогической культуры

Педагогическая культура является структурированной системой, в которой элементы находятся в единстве друг с другом при взаимодействии. Как составляющих данной системы можно определить следующие:

  • Имеющиеся в культуре понятия о воспитании и обучении, то есть совокупность взглядов на учение педагогики и уровень информированности о ней;
  • Осознание специфического содержания педагогической деятельности, то есть уровень педагогических мотивов, смыслов, принципов;
  • Разного рода педагогические приемы и методики, то есть уровень владения самыми разными, в том числе, актуальными и современными педагогическими техниками;
  • Уровень владения этическими педагогическими нормами;
  • Уровень профессионализма и педагогического стажа (опытность в вопросе).

Таким образом, можно сделать вывод, что с точки зрения культурологии под педагогической культурой принято понимать полноценный комплекс качеств педагогической деятельности, который, с одной стороны, основывается на традициях, нормах, а с иной – на инновациях в образовательной сфере.

Профессионально-педагогическая культура и ее элементы

Профессионально-педагогическая культура – это интегральное свойство личности педагога, отражающее его владение общей культурой и культурными нормами, позволяющее ему реализовывать продуктивную педагогическую деятельность на высококвалифицированном уровне.

Профессионально-педагогическая культура является отражением уровня профессионального и культурного развития педагога, его профессиональной компетентности.

Достижение высокого уровня культурного развития педагога является необходимым условием его профессионального самосовершенствования. Его достижение необходимо для того, чтобы педагог овладел навыками культуроведческого преподавания, умело применял методы и средства обучения, строил положительное коммуникативное взаимодействие с учащимися и реализовывал свою деятельность на высоком профессиональном уровне.

Кроме того, наличие профессионально-педагогической культуры говорит о возможности применения педагогом творческого подхода в обучении, применения опыта, имеющегося у человечества, опоры на его культурные аспекты.

Профессионально-педагогическая культура включает в свой состав элементы, позволяющие педагогу продуктивно выполнять свою работу и использовать творческий подход для организации процессов обучения и воспитания. К ним относятся:

  1. Педагогическая ориентация личности. Данный компонент отражает любовь педагога к своей профессии, заинтересованность в достижении целей и задач образования, профессиональную активность, мотивацию к выполнению различных направлений педагогической деятельности, желание доводить начатое до логического завершения и сохранение высокого уровня работоспособности;
  2. Навыки саморегуляции. Они отражают способности педагога контролировать свои эмоции, сдерживать проявление чувств в различных образовательных ситуациях, оптимистично подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, преодолевать психологические барьеры;
  3. Педагогическая эрудированность. Она отражает наличие у педагога развитого мышления, критического профессионального подхода, авторитетной позиции у учащихся и стремление к постоянному расширению и углублению своих профессиональных знаний и навыков;
  4. Обладание психологическими знаниями. Они отражают наличие у педагога системы психологических знаний и навыков их практического применения в педагогическом процессе: индивидуальный подход к каждому учащемуся, выстраивание продуктивной системы социального взаимодействия с учащимися, другими педагогами и коллективом, умение понимать настроение и состояние учащихся, строить в соответствии с этим учебно-воспитательный процесс;
  5. Наличие нравственных качеств. Сюда входит наличие у педагога таких свойств, как: доброта, справедливость, терпимость, терпеливость, милосердие, сострадание;
  6. Профессиональный долг. Он отражает ответственное отношение педагога к своим профессиональным обязанностям, проявление повышенной требовательности к собственным профессиональным навыкам и реализация творческого подхода к выполнению своих профессиональных функций;
  7. Педагогический такт. Он предполагает проявление терпимости к чужой индивидуальности. Педагог должен с осторожностью использовать критику и порицание, не унижать учащихся. Необходимо активизировать их самостоятельность и проявлять доверие к ней, верить в каждого учащегося и его потенциал;
  8. Коммуникативные навыки. Они отражают умение педагога находить общий язык с разными учащимися, устанавливать положительные взаимоотношения;
  9. Гармонизация эмоционального и рационального компонента. Педагоги должны обладать навыками установления положительных взаимоотношений с разными возрастными категориями граждан, проявляя выдержку и самообладание, уважение и требовательность.

Готовые работы на аналогичную тему

Профессионально-педагогическая культура связана с переносом культурным норм и ценностей в профессиональную педагогическую деятельность. Ее формирование определяется индивидуальными особенностями развития личности педагога, текущим этапом социально-экономического развития общества и его культурной идеологией.

Связь общей и профессионально-педагогической культуры

Формирование профессионально-педагогической культуры связано с развитием у педагога качеств, отражающих его навыки профессиональной деятельности, стремление к развитию и повышению своей квалификации.

Поскольку, профессионально-педагогическая культура формируется под воздействием общего культурного развития общества на данной ступени его существования, отвечая тенденциям развития всех сфер общества, то она имеет тесную связь с общей культурой, динамикой ее развития и ценностями.

Чтобы понять сущность профессионально-педагогической культуры, освоить ее отдельные стороны, необходимо исследовать связь общей и педагогической культуры. Она проявляется в следующих параметрах:

  1. Профессионально-педагогическая культура является универсальным показателем педагогического процесса, отражением текущих педагогических реалий;
  2. Черты и аспекты общей культуры, ее нормы и ценности особенным образом переносятся в педагогическую сферу деятельности и утверждаются в ней через носителей профессионально-педагогической культуры – педагогов;
  3. Уровень и степень развития профессионально-педагогической культуры образовательной системы, учебного заведения, отдельного педагога анализируется путем оценки развития творческого процесса, творческих педагогических навыков деятельности;
  4. Профессионально-педагогическая культура состоит из совокупности компонентов, которые тесно связаны между собой, могут функционировать как отдельная система, так и при их интеграции в единое целое. Это означает, что данная культура является системным качеством личности педагога;
  5. Развитие профессионально-педагогической культуры имеет индивидуальный характер т.е. ее сформированность зависит от индивидуальных особенностей личности, творческого потенциала педагога, его культурного и нравственного развития;
  6. В профессиональной деятельности педагога важную роль играет знание им культурных основ и моральных принципов поведения. Если педагог владеет культурными нормами, то он переносит их в свою профессиональную деятельность, делая свой труд нравственно и культурно ориентированным.

Данная связь общей и профессионально-педагогической культуры свидетельствует о том, что педагог не сможет достичь высокого уровня профессиональной культуры без общего культурного развития.

Педагог - это всегда пример для учеников. То, насколько успешно он сможет научить и воспитать детей, зависит не только от знания предмета, но и от уровня педагогической культуры.

Определение

Педагогическая культура – это характеристика личности педагога, его поведения в условиях воспитательной и образовательной деятельности.

В некоторых случаях также говорят и психолого-педагогической культуре – специфической профессиональной категории, с помощью которой обозначается степень овладения педагогом педагогическим опытом.

педагогическая культура это

Преподаватель – образец для подражания. Он должен много работать над собой, ведь его главная задача – передать знания на высоком уровне, воспитать любовь к своему предмету или профессии, учебному заведению, Родине.

Основные качества педагога

Разбирая такое понятие, как педагогическая культура педагога, следует отметить, что основные личные качества, которыми должен обладать учитель – высокая нравственность, интеллигентность, эрудиция.

Хороший педагог всегда доброжелателен, проявляет интерес к каждому ученику. Преподаватель, обладающий высокой культурой, последователен, вдумчиво анализирует поведение и поступки, умеет поставить себя на место ученика и помочь ему, верит в каждого ученика.

Хороший педагог обладает следующими нравственными качествами:

  • честность;
  • принципиальность;
  • самоотдача;
  • тактичность;
  • любовь к детям и своей работе.

Наличие данных черт характера определяет уровень культуры педагога, его умение влиять на учебный процесс.

Культура учителя предусматривает наличие педагогической направленности личности, которая отражает предрасположенность человека к учебно-воспитательной деятельности, его умение достигать поставленных целей.

компоненты педагогической культуры

Без наличия широкого кругозора, хотя бы основ психолого-педагогической эрудиции, толерантного отношения, спокойствия и целеустремленности, желания самосовершенствоваться в своей профессии, умения организовать совместную деятельность педагог не сможет достигнуть поставленных целей.

Недостаточно и знать свой предмет в совершенстве, необходимо уметь интересно и доходчиво излагать свои знания.

Формирование педагогической культуры должно начинаться еще на первом курсе университета. А совершенствовать свои умения учитель обязан на протяжении всего времени работы.

Основные составляющие

Основные компоненты педагогической культуры - это:

  1. Педагогический такт.
  2. Культура речи.
  3. Эрудиция.
  4. Педагогическая техника.
  5. Внешний вид.

Далее мы рассмотрим их более подробно.

Функции

Педагогическая культура педагога срособствует выполнению следующих функций:

  1. Передача знаний, навыков и умений.
  2. Формирование мировоззрения учащихся.
  3. Развитие интеллектуальных способностей воспитанников.
  4. Обеспечение сознательного усвоения нравственных принципов и навыков поведения в обществе.
  5. Формирование эстетического вкуса.
  6. Укрепление физического и эмоционального здоровья.

формирование педагогической культуры

Педагогический такт

Педагогический такт – умение педагога правильно выражать свои требования и просьбы. Хороший учитель умеет требовать выполнения тех или иных заданий без грубости и придирчивости. Педагог уметь отдавать распоряжения в виде просьбы, но в то же время просьба его не выглядит как упрашивание.

Высокая психолого-педагогическая культура предусматривает умение внимательно выслушать собеседника, вне зависимости от его личности. Для педагога не имеет значения, говорит ли он с мальчиком или девочкой, взрослым или ребенком. Он выслушает своего собеседника даже в том случае, если высказывание не совсем верны, и лишь затем выскажет свое мнение. Опять же, мягко, без грубости и насмешек.

Культура речи

Основные компоненты педагогической культуры – вербальная и невербальная культура общения.

К вербальному общению относится непосредственно речь и ее оформление. Педагог должен обладать следующими качествами:

  1. Грамотная речь, которая предполагает соблюдение грамматических, стилистических и орфоэпических норм русского языка.
  2. Выразительность – педагог должен уметь рассказывать с выражением, интонационно правильно оформлять высказывания. Исключается монотонность в изложении материала.
  3. Громкость. Учителю необходимо говорить с той громкостью, которая будет оптимальной для данной аудитории. Не следует говорить тихо, но и кричать не стоит.

педагогическая культура педагога

Педагогическая культура – это целый комплекс умений, которые постигаются и совершенствуются годами.

К невербальной культуре общения относятся жесты, мимика, позы, визуальный контакт и прикосновение. Педагог должен научиться владеть своим телом, уметь показывать, что он открыт для своих учеников, внимательно слушает их или ждет ответа. Хороший педагог может одним лишь взглядом показать, что ученик неправ.

Эрудиция

Одной из основных составляющих является эрудиция. Хороший педагог имеет широкий кругозор. Он может не только ответить на любой вопрос, связанный с его предметом, но и рассказать много других интересных вещей, не связанных с его непосредственной деятельностью.

Для развития эрудиции педагогу необходимо много читать, смотреть научно-популярные передачи, следить за новостями.

Довольно часто ученики проверяют своих учителей, задавая им каверзные вопросы, и если вы не сможете найти ответ на них, навсегда потеряете уважение воспитанников.

Педагогическая техника

Педагогическая техника состоит из целого класса компонентов. Сюда входит и умение владеть голосом, мимикой, осанкой, поведением, и отношение к ученикам.

культера педагогической деятельности

Это и умение понимать окружающих, сопереживать им, способность выявить творческий потенциал учащихся.

Учитель, в совершенстве владеющий педагогической техникой, может легко и быстро организовать коллективную деятельность. Он за развитие демократического самоуправления, коллективного творчества.

Педагогическая культура – это и отношение педагога к самому себе: заинтересованность в успешной учебно-воспитательной работе, ориентация на профессиональный и личностный рост, самоанализ.

Внешний вид

Культура педагогической деятельности немало внимания уделяет и внешнему виду педагога. Это и умение одеваться, выглядеть соответственно занимаемой должности.

Если учитель выглядит опрятно и аккуратно, элегантно одевается, в меру использует косметические средства – он является примером для подражания. Вспомните хотя бы свое отношение к учителям. Наверняка те педагоги, которые небрежно относились к своему внешнему виду, вызывали пренебрежение к себе и у вас.

Кроме того, говоря о внешнем виде педагога, следует отметить, что он должен не только хорошо выглядеть, но и быть уверенным в себе, уважать себя как личность и требовать того же от своих учеников.

психолого-педагогическая культура

Выводы

Педагогическая культура – это ряд качеств и умений, которыми должен обладать педагог для того, чтобы успешно вести свою преподавательскую деятельность. Учитель должен постоянно совершенствоваться и работать над собой, постоянно повышать свою культуру как педагога.


Разработка раскрывает компоненты и структуру плнятия "Педагогическая культура".

Содержимое разработки

Педагогическая культура

Педагогическая культура

Понятие педагогической культуры Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и воспитания (духовные и материальные), а также способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности . Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и воспитания (духовные и материальные), а также способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности .

Понятие педагогической культуры

Педагогическая культура – это часть общечеловеческой культуры, в которой запечатлены результаты и ценности образования и воспитания (духовные и материальные), а также способы педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности .

Компоненты педагогической культуры

Уровни педагогической культуры

  • Адаптивный уровень( неустойчивое отношение к педагогической реальности)
  • Репродуктивный уровень (устойчивая заинтересованность в педагогической деятельности)
  • Эвристический уровень (устойчивое стремление педагога к реализации в педагогической деятельности и хорошо развитая рефлексия)
  • Креативный уровень (высокая степень самореализации в профессиональной деятельности)

Предпосылки педагогического творчества

Предпосылки

объективные

субъективные

Совершенствование педагогической культуры Профессионализм Профессиональная компетентность Человековедческая компетентность

Совершенствование педагогической культуры


-75%

Читайте также: