Педагогическая ценность дидактических игр кратко для дошкольников

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Трофимова Елена Ивановна

Населенный пункт: г. Москва

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им, в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности (наряду с сюжетными играми, играми - драматизациями и др.), следовательно, она имеет ряд общих особенностей игры:

  1. Игра – это вид деятельности ребенка, в силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Для реализации своих игровых целей ребенок по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступая в разнообразные отношения с играющими. В процессе игры участвуют психические процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы, в игре ребенок активно использует свои знания.
  2. Свобода и самостоятельность детей в игре. Еще К.Д.Ушинский говорил, что ребенок не играет тогда, когда его заставляют играть, тем самым, указывая на специфическую особенность игры – самостоятельность. Поведение играющих детей регулируется определенными правилами и требованиями. Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются их выполнения добровольно, в интересах самого существования игры, так как нарушение правил ведет к окончанию игры. Дети проявляют большую выдержку, устойчивость, внимание, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом регуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организовываться в игре.
  3. Творческий характер игровой деятельности. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работает мысль и воображение ребенка. Проявление инициативы и творчества в играх разного вида разнообразно. В дидактических играх оно связано с выбором способов действия, с их вариативностью, может проявляться в быстрой мобилизации знаний и умений. Большинство игр требует находчивости, быстроты реакции на изменяющуюся обстановку.
  4. Эмоциональная насыщенность игры. Ребенок получает удовольствие, достигая в игре результата, преодолевая трудности. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки. Радость носит интеллектуальный характер. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции, он переживаем и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовлетворение, наслаждение.

Общие особенности игры как деятельности в дидактической игре проявляются своеобразно, сочетаясь с особенностями присущими данному виду деятельности. Главная и существенная особенность дидактической игры – взаимосвязь обучения с игрой. Обучение, в форме дидактической игры, основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по сообразно мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Проанализировав это, педагогика разработала игры, основанные на игровых действиях, игровых ситуациях, но при этом и в игровое действие, в игровую ситуацию ввела дидактическую задачу. Дидактическая цель остается скрытой от ребенка, и, чем искуснее составлена дидактическая игра, тем лучше эта цель скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознанного учения.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Участие взрослого часто не требуется.

задания и их выполнение[11].

Чаще других отождествляют сюжетно – ролевые и дидактические игры. В сюжетно – ролевые игры иногда вносят излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства, а внимание детей нацеливается лишь на усвоение материала, усиливаются требования к выполнению правил, что в большей степени свойственно занятиям.

В дидактическую игру иногда вносится излишняя сюжетность, развлекательность, хотя основу дидактической игры составляет связь игровой деятельности и усвоение знаний. Дидактическая игра – это познавательная игра, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитание познавательных способностей[11].Особенности сюжетно - ролевой игры в том, что в ней ясно обнаруживается самодеятельный характер, в то время как содержание дидактической игры заранее определено. В сюжетно – ролевой игре дети сами устанавливают правила, обусловленные содержанием сюжета, его развитием, правила же в дидактических играх предлагаются в готовом виде, т.е. тоже заранее определены.

Различен и характер руководства рассматриваемыми видами игр: руководство сюжетными играми носит косвенный характер, не допускает прямого руководства, а в организации и проведении дидактической игры руководство более открыто и непосредственно.

Практика широко использует взаимосвязь дидактической игры и занятия в воспитательно – образовательном процессе. Общим в дидактических играх и занятиях является направленность их содержания на ознакомление и формирование правильного отношения к предметам, явлениям общественной окружающей жизни. Общим является и направленность игр и занятий на осуществление задач умственного воспитания: усвоение знаний, формирование способов умственной деятельности, познавательных интересов, способностей детей. Умственное воспитание – целенаправленное воздействие на становление разнообразной активной, творческой деятельности детей происходит в дидактических играх и на занятиях.

Дидактическая игра, осуществляя задачи обучения, имеет и свои отличительные особенности: обучение средствами активной и интересной для детей игровой деятельности, наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.

Таким образом, дидактическая игра имеет существенные сходства и различия с сюжетно – ролевой игрой и занятиями.

В дидактической игре отчетливо обнаруживается структура, т.е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Игра, используемая для обучения, должна содержать дидактическую задачу или несколько задач – один из основных элементов дидактической игры. Определяя дидактическую задачу, надо учитывать уровень подготовленности детей, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания и представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности можно формировать средствами данной игры[2].

Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание детей, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками.

Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того. Что увлекает в них детей? То явно увидим, что дети проявляют интерес к игровому действию. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовольствия.

Недостатком многих дидактических игр, как отмечает В.Н Аванесова [1], является элементарность и однообразие игровых действий, тогда как они должны быть интересными, разнообразными и развернутыми.

Наиболее значимым структурным компонентом считаются игровые правила, цель которых организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной. Соблюдение и направленность правил игры обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами, и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила регулируют действия, поведения ребенка, его взаимоотношения с другими детьми, выполнение ими норм поведения . В дидактической игре правила являются заданными, им свойственны обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, сочетающиеся между собой. Обучающие правила организуют познавательную деятельность детей: рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.

Соблюдение правил в игре требует о детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. При определении правил игры важно учитывать конечный результат, т.е. от выполнения заданий дети должны получать радость.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры – это показатель уровня детей в достижении знаний, в развитии умственной деятельности, в характере взаимоотношений. Также результат игры выражается в решении задачи, воспринимаемое детьми как достижение, и в том удовольствии, которое доставляет игра ее участникам.

Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая игра, игровые действия и правила, а также результат игры. Отсутствие одного из компонентов нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие, приводит к разрушению игры.

Система дидактических игр для детского сада впервые была создана выдающимся немецким педагогом , теоретиком дошкольного воспитания Ф.Фребелем (1782 – 1852). Суть педагогической теории и практики Ф.Фребеля, касающаяся детских садов: создание необходимых средств для образовательно – воспитательной работы. Среди таких средств, предусматривающих развитие личности, Ф.Фребель уделяет пристальное внимание игровой деятельности. Можно сказать, что впервые в истории педагогики Ф.Фребель дает ответ на вопрос о том, как могут дети усваивать в практической деятельности серьезное содержание, преподносимое в игровой форме.

Большое значение дидактическим материалам уделяется в системе итальянского педагога М.Монтессори (1870 – 1952). Все материалы М.Монтессори можно разделить на несколько групп: материалы практической жизни учат ребенка быть независимым, помогают заботиться о себе и окружающем мире. Материалы по сенсорике развивают органы чувств ребенка. Сенсорика – это основа интеллектуального развития. Каждый материал предназначен для развития какого-либо одного органа чувства – зрения, слуха, осязания, обаняния. Все материалы постепенно усложняются. Материалы по математике вводят ребенка в мир цифр, счета, знакомят с десятичной системой. Материалы по развитию речи имеют цель подготовить детей к письму и чтению. Благодаря системе М.Монтессори происходит формирование сложных психических функций через развитие высших чувств.

Таким образом, можно сказать, что основной метод М.Монтессори – метод наблюдения за самовоспитывающимся ребенком. Этот метод наблюдения в его усовершенствованной форме, в форме эксперимента, применяется при воспитании ощущений. Все воспитание ощущений сводится к тому, что производится эксперимент при помощи соответствующего дидактического материала и затем ожидается непосредственная самопроизвольная реакция ребенка.

Великий педагог К.Д.Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, который не может сравниться ни с чем другим.

В отечественный период на развитие идей обучающей игры значительное влияние оказали положения, выдвинутые Н.К.Крупской: бережно относиться к игре, сохранять такие её элементы, как инициативность, самостоятельность, творчество детей.

Эти положения нашли отражение в работах Е.И.Тихеевой и Б.И.Хачапуридзе – первых советских авторов разработавших проблемы дидактической игры. Она, опираясь на отдельные рациональные моменты педагогики М.Монтессори, осуществила принципиально новый подход в обучении детей, введя как обязательный момент в школьную дидактику, отвергнутую М.Монтессори игру. Таким образом, преобразовав занятия М.Монтессори, и автодидактические упражнения в автодидактические игры и игры – занятия. Е.И.Тихеева, справедливо считала , что дидактическая игра даёт возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, внимание, речь. Высоко ценила дидактическую игру, её роль в ознакомлении с предметами , явлениями окружающей жизни. Е.И.Тихеева разработала специальные дидактические игры, которые требовали сосредоточенности, внимания, умение выделить существенные признаки, восстановить недостающие части. Многие из этих игр до сих пор используются в детских садах.

Своеобразная классификация игр предлагается А.И.Сорокиной [1]. Она предлагает следующие виды игр:

- Игры - путешествия. Они отображают реальные факты через необычное загадочное, интересное. Всё, что происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель этих игр – усилить впечатление, придать познавательному содержанию сказочную необычность, обратить внимание на то, что часто не замечается. Игры – путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач.

- Игры – загадки. Главной особенностью загадок является логическая задача, замысловатое описание, которое надо отгадать. Разгадывание развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения, что способствует умственному развитию детей.

- Игры – беседы (диалоги). В основе игры – беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей друг с другом. Познавательное содержание не лежит на поверхности, его нужно найти, добыть, сделать открытие. В результате чего-то узнать. Игра – беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредотачивать внимание, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Игровые ситуации, которые имеются в каждой игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.

Таким образом, дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития ребенка. Большинство исследователей рассматривают Тигру как игровой метод обучения ( Ф.Фребель, Е.И.Тихеева, Ф.Н.Блехер и др.),направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний, овладение способами познавательной деятельности незаметным для самого ребенка образом, поскольку обучается он играя. Дидактические игры используются как одна из форм обучения детей дошкольного возраста (проводится внутри занятия ли вместо него).

Она важна как самостоятельная игровая деятельность, как средство разностороннего воспитания личности ребенка, прежде всего умственного и сенсорного (Т.М.Бабунова, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.).

Широко исследовано влияние дидактической игры на нравственное развитие (Т.М.,Бабунова, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко и др.). Широко исследовано влияние дидактической игры на нравственное развитие (Т.М.Бабунова,Д.В.Менджерицкая, С.В.Петерина, Е.И.Удальцова).

Благодаря исследованиям утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства детскими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие игры как средство интеллектуального развития ребенка. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на

занятиях.

Библиография:

1.Аванесова В.Н. Дидактическая игра как форма организации в детском саду // Умственное развитие дошкольника / Под ред. Н.Н.Поддъякова. – М.,1972.

2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада. – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 1991.-160с.

3.Дидактические игры в детском саду и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А.Венгера. – М.,1978. – 110с.

4. Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики.-М.,1975.

5. Крупская Н.К. Роль игры в детском саду // Пед. Соч.: В 6т.-М.,1980. – Т.6.-с.163-164.

6.Кудрявцев В. Деятельность дошкольника должна быть желанной и радостной. Интервью с В.В.Давыдовым. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С. 83-86.

7.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – М.Просвещение, 1979. – 127с.

8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада./ Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение,1982. – 128 с.

9.Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. – М.: Просвещение, 1991.

10. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, А.П.Усовой.-М.,1966.-351с.

11. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада.-.М.: Просвещение, 1982. – 96с.

12. Удальцова Е.И. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. – М.: Учпедгиз, 1958. – 151с.

13.Усова А.П. Обучение в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 176с.

14. Формирование интереса к учению у школьников. / Под ред. А.К. Марковой. – М., 1986. – С.14.

15. Хачапуридзе Б.И. Дидактические материалы и игры в связи с некоторыми задачами воспитания дошкольников // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия./ Сост. Н.Б. Мчелидзе и др.; под ред. М.Н.Колмаковой, В.И.Логиновой. – 2-е изд. Переработанное и дополненное – М.,1988. – С.137-147.

16. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада и родителей / Е.Л. Агаева, В.В.Брофман, А.И. Булычева и др.; под редакцией О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой. – М.: Просвещение 1991. – 64 с.

17.Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В.В.Гербовой, 2-е изд., исправленное – М.,1988.

18. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.,1989. – 554с.

19.Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. – Т.1./ Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского.- М.:Педагогика, 1983. – 392с.

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.
Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.
Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Совместная деятельность родителей и педагогов - индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом – дает более эффективный результат в работе с детьми.
Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры:

Используемый материал:

Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.
Съедобное – несъедобное.
Дид. задача: закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах.
Материалы: корзинка, предметные картинки с изображение съедобных и несъедобных грибов.
Ход игры: на столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку о грибах, дети отыскивают и кладут картинку-отгадку съедобного гриба в корзинки.
Расположи планеты правильно.
Дид. задача: закрепить знания об основных планетах.
Материалы: пояс с пришитыми лучиками – лентами разной длины (9 штук). Шапочки с изображением планет.
На этой планете такая жара,
Что там оказаться опасно, друзья.

Используемая литература:

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Для обучения и воспитания детей педагоги используют различные формы, одной из которых является дидактическая игра. Существует большое количество форм такой работы, однако основная особенность для всех едина — передача необходимой информации в легкой, ненавязчивой, интересной для малышей форме. Дошкольник получает важные знания, даже не понимая этого, ведь в его представлении он забавляется.

Дидактическая игра: определение, цель, структура

Определение термина

Под дидактической игрой принято понимать определенную разновидность учебного занятия, в которой используется принцип активного игрового обучения, применяются особые наглядные пособия. Ключевой особенностью этой формы работы является наличие определенных правил, которых дошкольники должны придерживаться. Деятельность при этом носит целенаправленный характер. Ребенок-участник решает поставленные перед ним задачи, получая в процессе определенные знания.

Определение термина

В педагогике выделяют следующие отличительные признаки такой формы обучения:

  • Наличие игровой ситуации.
  • Определенный перечень правил, которые помогают детям понять порядок действий.
  • Цепочка решений при этом отсутствует, этим обучающие варианты отличаются от деловых игр.

Цель дидактической игры — передача определенного учебного материала в легкой активной форме. Проводиться она может как с конкретным участником, так и с целым коллективом в детском саду, начальной школе или дома.

Характеристика и функции

Для детей дошкольного возраста обучение должно быть легким и ненавязчивым, поддерживать и вызывать интерес. Вот почему такая форма, как игра, пользуется в педагогической науке особой популярностью. Получение знаний для малышей проходит в том виде, в котором оно им понятно и доступно. В процессе обучения выделяют несколько функций такой формы:

Характеристика и функции дидактической игры

Таким образом, основным предназначением этих обучающих игр является воспитание малышей и передача им необходимых сведений, развитие умственных и творческих способностей.

Кроме того, эта форма представляет собой самостоятельный вид деятельности, помогает передать дошкольникам сведения об окружающем мире, математике, способствует развитию речи, памяти, мышления, воображения.

Основные компоненты

В структуре дидактической игры принято выделять несколько важных элементов, первым из которых является задача, являющаяся одновременно игровой и обучающей. Кроме того, присутствуют содержание, правила игры, определенный перечень действий, подведение итогов (выводы, завершающий этап). Таким образом, игра представляет собой сложное явление.

Характеристика дидактической игры

Основным ее элементом является обучающая или дидактическая задача, именно этому компоненту подчинены все прочие. Для детей она формируется в виде игровой задачи, для педагогов — обучающей. Конкретный набор задач зависит от программы, которую используют в своей деятельности методисты ДОУ и возрастной специфики групп. Примеры игровых задач:

  • Определи форму.
  • Продолжи предложение.
  • Подбери подходящее слово.
  • Кто в каком домике живет.

От верной постановки цели зависит то, вызовет ли игра интерес у детей, захотят ли они выполнять поставленные перед ними задачи, искать пути решения проблем. Вот почему цель должна быть емкой, четкой и понятной дошкольникам.

Содержание и действия

Это важнейшие компоненты в структуре дидактической игры, отличающиеся широким многообразием. Сюжет может быть самым различным, например, в группах детского сада очень популярны сценарии путешествия, помощи сказочным героям. Для детей младшего школьного возраста интересны съемки фильма или подготовка театральной постановки.

Функции дидактической игры

  • Посмотреть на картинку и вспомнить, как выглядит это животное, увиденное им ранее в зоопарке, на телеэкране или в книге. То есть он будет использовать свою память, с ее помощью найдет решение игровой задаче.
  • Использовать логику, проанализировать окраску животного и цвет ушей, сопоставить размеры. Это поможет определить, какие ушки какому зверьку принадлежат.

В первом случае ребенок укрепляет свои знания, во втором — получает новые, а также развивает логическое мышление. Основное требование, выдвигаемое к игровым правилам — они должны быть понятны детям и нравиться им. Главное, чтобы малыши в процессе усвоения знаний получали удовольствие и положительные эмоции. Однако может быть и так, что игровым действиям ребят придется обучать, это вполне закономерно, ведь они овладевают новым видом деятельности.

Правила игры и итоги

Важнейший метод обучающей работы с дошкольниками представляет собой дидактическая игра. Определение термина предполагает обязательное наличие заранее обозначенных правил. Основная их задача — реализация игрового содержания, а также формирование у игры демократичного познавательного характера. Ключевое требование к правилам — заданность, то есть они должны быть определены и донесены до детей до начала совершения ими основных действий. Характеристики правил:

Основные компоненты дидактической игры

  • Помогают педагогу в процессе управления игрой.
  • Ограничивают действия детей, помогают им сосредоточиться на решении определенной задачи.
  • Определяют, что именно и в какой последовательности нужно сделать, позволяя догадаться о том, какие пути существуют к реализации дидактической цели.

Основные их функции представлены в форме таблицы.

Наименование функции Краткая характеристика
Обучающая При помощи игровых ситуаций помогают пояснить малышам, как необходимо делать определенное действие. Организуют их познавательную деятельность, помогают быстро отыскать способ решения проблемы.
Организующая Определение последовательности действий, направленных на решение определенной задачи. Решение вопроса командного взаимодействия.
Дисциплинирующая Соблюдая правила, дети учатся доводить начатое до конца, следовать заранее определенному алгоритму, ведь пропуск какого-либо действия недопустим.

Чтобы четко соблюдать установленные правила, детям необходимо проявлять усилия, учиться общаться между собой и со взрослыми, добиваться поставленной цели.

Завершающий этап игры — подведение итогов, формулирование выводов. Формы отличаются разнообразием: похвала, определение лучшего участника, вручение символических подарков. Самое главное — все участники должны понимать, что они молодцы, что в следующий раз лучшим вполне может стать кто-то другой.

Нельзя унижать кого-либо из членов коллектива, в противном случае игра утрачивает свою основополагающую функцию.

Ключевые разновидности

Классификация обучающих игр основывается на различных подходах: видах познавательной деятельности, игровым операциям, содержанию, роли воспитателя, типу взаимоотношений детей.

В рамках педагогики дошкольников принято выделять три основные категории этой формы обучения. Прежде всего, к таковым относятся игры с предметами и игрушками. Предварительно производится подбор наглядных пособий: различных по цвету, величине, форме и назначению предметов. Задача детей — выполнять с ними определенные, заранее обозначенные действия. Примеры:

Компоненты дидактической игры

Вторая группа игр — настольные, печатные (отлично подходят для малышей среднего и старшего дошкольного возраста). Их можно придумать и изготовить своими руками или же приобрести готовый вариант. Чаще всего в педагогике применяются игры с парными картинками, кубиками или разрезанные изображения. Сущность заданий: сложить из нескольких кусочков целое, разделить изображенные на карточках предметы на основании определенного признака (посуда, растения, животные, деревья).

Анализ дидактической игры показывает, что она является эффективным способом проведения уроков в детских садах и начальных классах школы. Использование интересных наглядных пособий, игрушек, нестандартных заданий не только помогает сделать обучающий процесс увлекательным, но и формирует у ребят важнейшие знания, умения и навыки.

Вот почему это понятие активно используется в педагогике, регулярно появляются описания новых, более полезных и современных игр.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Дидактические игры способствуют: - развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения. - развитию речи детей: пополнению и активизации словаря. - социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д. Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Проведение дидактических игр включает: 1.Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.

Виды дидактических игр:

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

Словесные игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях.

Дидактические игры – путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности – способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление.

Читайте также: