Педагогическая антропология краткое содержание

Обновлено: 07.07.2024

1. самостоятельная отрасль науки об образовании, целостное и системное знание о человеке воспитывающем и воспитывающемся, как субъекте и объекте образования; интегративная наука, обобщающая различные знания о человеке в аспекте воспитания и обучения. В этом значении П.а. стремится определить своё место в системе наук и, прежде всего в системе педагогического знания, обрести статус самостоятельной науки, обладающей специфическим объектом, предметом, целями, проблемами и методом их решения.

2. Основание педагогической теории и практики, методологическое ядро педагогических наук, которое вбирает в себя научные знания о человеке, полученные в процессе образования. В этом значении П.а. ориентирует педагогику на разработку и применение особого антропологического подхода. Антропологический подход предполагает соотнесение любого знания об образовательных явлениях и процессах со знаниями о природе человека, связывает получение педагогического знания методом, обеспечивающим интеграцию человека в педагогику, опирается на антропологическую аксиоматику, на основе которой строятся теория и методология проблем становления и развития личности. П.а. в первом и втором значениях часто присутствует в работах одних и тех же авторов в различных исследовательских контекстах.

3. Направление в гуманитарных исследованиях, оформившееся в Западной Европе в середине 20 в. на основе синтеза теоретико-педагогического, философско-антропологического и человековедческого знания. Это направление получило развитие преимущественно в ФРГ, Австрии и Швейцарии (О.Ф. Больнов, Й. Дерболав, Г. Рот, А. Флитнер, Г. Цдарцил).

Будучи изначально обращённой к человеку, к целям, путям, способам и условиям организации его развития, педагогика как область гуманитарного знания и сфера социальной практики в принципе не может существовать вне контекста антропологической проблематики. П.а. как самостоятельная отрасль знания стала разрабатываться К. Шмидтом в Германии и К.Д. Ушинским в России в 60-х гг. 19 в. Ушинский в своём фундаментальном труде "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии" (Избр. пед. соч., в 6 тт., М., 1990, т. 5, 6) исходил из того, что "воспитать человека во всех отношениях" можно, лишь "узнав его во всех отношениях". Он предлагал педагогам "извлечь из массы фактов каждой науки те, которые могут иметь приложение в деле воспитания, . свести эти избранные факты лицом к лицу и, осветив один факт другим, составить из всех удобообозреваемую систему". По его мнению, "воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых великих деяний, историю зарождения всякой страсти и всякого характера. Только тогда будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния - а средства эти громадны". Во 2-й половине 19 в. - 1-й четверти 20 в. в России развивалась школа педагогов-антропологов (Н.И. Пирогов, Ушинский, К.К. Сент-Илер, М.И. Демков, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.А. Вагнер, Ю.И. Айхенвальд).

После установления в 1917 советского режима были закрыты все педагогические исследования, которые стремились органически слить человековедение с образованием. В 1-й половине 30-х гг. в стране утвердилась т.н. "бездетная педагогика". Эта педагогическая система на несколько десятилетий стала господствующей в отечественной теории образования, несмотря на стремление ряда учёных (Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.В. Ильенкова, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина и др.) последовательно опираться при решении проблем образования на природу человека и синтез знания о нём.

Со 2-й половины 1980-х гг. в России начался интенсивный процесс возрождения П.а. как особого направления научно-педагогических исследований (Б.М. Бим-Бад, Б.В. Емельянов, В.Б. Куликов, Л.К. Рахлевская, В.Д. Семёнов, Г.Е. Соловьёв). В 90-х гг. П.а. как отдельная дисциплина вошла в программу высших педагогических учебных заведений Рос. Федерации.

Педагогическая антропология – это специальная наука, занимающаяся исследованием человека как феномена, а также изучением его развития и влияния человечества на человека.

Выделением антропологии в самостоятельную науку поспособствовал тот факт, что с течением времени и развитием педагогики, было получено огромное количество информации о воспитании и развитии человека, особенностях его взросления, влиянии на человека общества, истории, науки и т.д. Все эти знания необходимо было систематизировать, чтобы выделить эффективные методы воспитания человека, чем в итоге и стала заниматься педагогическая антропология.

Со временем и внутри самой педагогической антропологии стали выделять и вычленять самостоятельные научные течения. На сегодняшний день существуют такие виды антропологии как философская, социальная, культурная и т.д. Каждая из них исследует развитие человека в каком-то определенном ключе (в рамках религии, культуры, философии и т.д.), и только лишь педагогическая антропология является универсальной, так как изучает человека с разных точек времени его взросления.

Педагогическая антропология занимается изучением не взрослого человека, а ребенка. В связи с чем, ее основная цель заключается в фиксации облика ребенка, его изменений под влиянием разнообразных внешних факторов (социокультурных, экологических, природных и т.д.) и описании типичной для данного возраста динамики изменения личности и облика детей. Помимо этого, она занимается определением и описанием антропометрических показателей развития и изменения ребенка от таких факторов как содержание воспитательной системы, режим конкретного образовательного учреждения и т.д.

Таким образом, педагогическая антропология дает необходимую информацию не только для человековедения, но и для всей педагогики в целом. Данная наука предоставляет знания, которые являются важными для понимания того, как происходит очеловечевание человека, его становление в обществе, а также о том как люди разного возраста влияют друг на друга.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи педагогической антропологии

Основными задачами педагогической антпропологии являются:

Предмет педагогической антропологии

Человек многообразен, именно поэтому его изучением и исследованием занимается большое количество наук с разных точек зрений и аспектов. Все полученные в ходе исследования знания используются для разработки простых, но в тоже время действенных методов и способов развития с учетом особенностей каждого человека.

Исходя из исследования предмета педагогической антропологии, она приходит к следующим выводам:

Таким образом, предметом педагогической антропологии является ребенок, то есть развивающийся человек. Исходя из предмета, формируется цель и задачи науки, подбираются приемы и средства исследования. Полученные в ходе исследований результаты используются для выделения простых, но в тоже время действенных методов воспитания и развития ребенка (человека).

Понятие педагогической антропологии включает в себя такие вопросы:

  • Истоки педагогической антропологии.
  • Человек как предмет педагогической антропологии.
  • Воспитание как предмет антропологического процесса.

Истоки педагогической антропологии

Ранее данная наука изучала природу в общем, а человек считался частью этой природы. Кант считал, что человек является предметом изучения данной науки, которая должна изучать человека со всех сторон.

В середине 19 столетия антропология стала самостоятельной наукой. Большую роль в этом сыграл Чарльз Дарвин. Он считал, что главная задача антропологии – изучение со всех сторон уникального вида – человека разумного, который являлся главным звеном в развитии живого мира. Затем начали производиться разные исследования людей, которые были различных культур, народов и рас. Большое количество информации привело в дифференциации науки, из которой выделились отдельные научные направления. Таким образом, появилась педагогическая антропология.

  • Отмена крепостного права.
  • Реформы либералов.
  • Революционные движения.

Это привело к большому вниманию гуманистическим идеям.

Большую роль в появлении термина сыграли Пирогов и Ушинский, которые рассматривали человека и ребёнка как главные социокультурные ценности. Источником педагогического процесса сало воспитание, средства для которого находили в самой природ человека. Проще говоря, рассматривая объективные законы развития человека.

Человек как предмет педагогической антропологии

Объект педагогической антропологии – отношения человек-человек.

Что же представляет собой педагогическая антропология? В чем состоит ее специфика? Какова история этого понятия?

Появление этого совершенно непривычного термина не было случайностью. Поиски в сфере народного образования, пере­осмысление привычных взглядов на воспитание детей представ-

ляли значительный интерес для российского общества того вре­мени. Отмена крепостного права ломала многие стереотипы и вызвала к жизни новые социальные, социально-психологические, экономические, юридические, педагогические проблемы. Одно­временно с этим в стране нарастало революционное движение, становились все более широко известными материалистические, атеистические взгляды, все более популярны — гуманистиче­ские идеи.

Ситуация требовала изменений школы — ее организации, со­держания образования, педагогического мировоззрения. России требовалась педагогика, ориентированная на сохранение и совер­шенствование человеческой природы, а не только на передачу и умножение человеческого знания. Такую — новую — педагогику и назвали по-новому, подчеркнув непривычным термином тесную связь человека и воспитания. Очевидно, что на выбор термина повлияла чрезвычайная популярность в то время в мире и в Рос­сии в том числе дарвиновской антропологии.

Определяющую роль в построении этой педагогики играли ис­ходные установки Н. И. Пирогова и К.Д. Ушинского, суть кото­рых можно выразить следующим образом.

Человек и ребенок — основные социокультурные ценности. Так, Н. И. Пирогов считал, что и государство, и народ, и человечество существуют только для человека, а ребенок ~- цель самого себя, а не средство достижения какой-либо цели.

Воспитание — основное содержание педагогического процес­са, целями которого являются:

Идеи педагогической антропологии нашли своих сторонников в России. Их активно и творчески претворяли в жизнь многие пе­дагоги. Их продолжали развивать выдающиеся деятели педагоги­ки: ГТ.Ф. Каптерев, А. Ф.Лазурский и многие другие.

В настоящее время антропологический принцип — один из ве­дущих в педагогике, а антропологическое знание — стержень про­фессиональной подготовки учителя. Развивается и сама педагоги­ческая антропология как отрасль человековедения. Ее исторический аспект исследуется Б. М. Бим-Бадом, актуальный — В. А. Сластениным.

Педагогическая антропология сегодня играет роль интегрирован­ного знания о ребенке как целостном существе, полноценном пред­ставителе вида ХОМА САПИЕНС полноправном участнике воспитатель­ного процесса.

Она выполняет ряд функций, являясь:

теорией современного педагогического знания;

научной основой гуманитарного педагогического мировоззре­ния;

теоретическим обоснованием педагогических новаций в обла­сти воспитания.

Объектом современной педагогической антропологии являют­ся отношения человек—человек. Предметом — ребенок как участ­ник воспитательного процесса.

Таким образом, педагогическая антропология отличается от кол­лективистического (изучает отношения человек—общество) и ин­дивидуалистического (изучает отношения человека к себе само­му) человековедения. Она открывает подлинный облик ребенка и в то же время делает знания о человеке актуальными для педаго­гики, позволяет опираться на антропологическое знание в про­цессе организации и осмысления педагогического процесса.

Специфика данной отрасли человековедения состоит в том, что педагогическая антропология сама не открывает ничего но­вого. Но, следуя за К. Д. Ушинским, расставляет акценты в уже известном, актуализирует и интегрирует в педагогику самую раз­нообразную информацию, имеющую отношение к ребенку, его физическому и духовному бытию, развитию, воспитанию. Эта интеграция и эти акценты делают педагогическую антропологию и вечно живой, и постоянно обновляющейся, и актуальной науч­ной дисциплиной.

наиболее драгоценное творение Бога, ее интересует прежде всего духовное бытие человека и ребенка. Культурная антро­пология воспринимает человека в связи с окружающей его культурой, социальными отношениями, традициями, в том чис­ле и воспитательными; ее интересы лежат в области механизмов взаимодействия человека и культуры, человека и группы и пр. Психологическая антропология изучает челове­ка как индивида (и тогда ее интерес — нейродинамические осо­бенности психической деятельности людей) и как личность (и тогда она обращается к тем аспектам психики человека, которые позволяют ему жить в обществе).

Интегрируя естественно-научное, философское, психологичес­кое, собственно педагогическое и другие представления о челове­ке, педагогическая антропология создает целостный образ не толь­ко ребенка, но и воспитания, анализирует прецеденты и условия эффективности практического воплощения своих идей в деятель­ности педагогов, практических психологов, социальных педаго­гов, родителей.

Основное содержание современной педагогической антропо­логии выражено в системе следующих понятий: человек, природа человека, ребенок, развитие человека в пространстве и времени, куль­тура, воспитание. Данные понятия рассматриваются и в других педагогических дисциплинах, но в педагогической антропологии они анализируются в специфическом аспекте, наполняются осо­бым содержанием. Кроме того, в педагогической антропологии выявляются те связи, которые органично присущи этим поняти­ям и явлениям, ими обозначенным.

Подробное рассмотрение названных понятий мы и осуществим в последующих лекциях.

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте идеи И.Канта, имеющие наибольшее значение для современного педагогического мировоззрения.

4. Обоснуйте актуальность антропологизации современной педаго-

Литература для самостоятельного изучения

Ананьев Б. Г. Взаимодействие медицины, педагогических и техниче­ских наук в системе человекознания // Избранные психологические тру­ды. - М., 1982.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человековедения. — М., 1977.

Барулин В. С. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. — М., 1994.

Бим-Бад Б. М. О перспективах возрождения педагогической антропо­логии // Советская педагогика. — 1988. — № 11.

Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология: Учеб. пособие. — М., 1998.

Бубер М.Я.- Ты. - М., 1993.

Гессен С. И. Основы педагогики: Введение в прикладную филосо­фию. - М., 1995.

Емельянов Ю. Н. Введение в культурную антропологию: Учеб. посо­бие. - СПб., 1992.

Зенъковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антро­пологии. — М., 1996.

Карлгрен Ф. Антропософский путь познания. — М., 1991.

Куликов В.Б. Педагогическая антропология. — Свердловск, 1988.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. — М., 1983.

Подорога В. Феноменология тела: Введение в философскую антропо­логию. — М., 1995.

Фролов И. Т., Гуревич И. С. Человековедение // Человек. — 1994. — № 4.

Читайте также: