Печати апокалипсиса что это кратко и понятно

Обновлено: 06.07.2024

Что значат семь печатей и семь труб в книге Откровение?

Семь печатей (Откровение 6:1-17; 8:1-5), семь труб (Откровение 8:6-21; 11:15-19) и семь чаш (Откровение 16:1-21) являются тремя последовательными сериями Божьих судов последнего времени. Суды будут все больше и больше ухудшаться и становиться все разрушительнее с приближением к окончанию земной истории. Семь печатей, семь труб и семь чаш связаны между собой. Семь печатей предшествуют семи трубам (Откровение 8:1-5), а семь труб предшествуют семи чашам (Откровение 11:15-19; 15:1-8).

Первые четыре печати из семи известны как четыре всадника апокалипсиса. Первая печать представляет антихриста (Откровение 6:1-2). Вторая несет великие войны (Откровение 6:3-4). Третья – голод (Откровение 6:5-6). Четвертая принесет эпидемии, еще больший голод и последующие войны (Откровение 6:7-8).

Четвертая из семи труб приведет к затемнению солнца и луны (Откровение 8:12). Пятая – к нашествию гигантской саранчи, нападающей и мучающей людей (Откровение 9:1-11). Шестая труба освободит демоническую армию, которая убьет треть человечества (Откровение 9:12-21). Седьмая труба вызовет семь ангелов с семью чашами Божьего гнева (Откровение 11:15-19; 15:1-8).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

В восприятии многих людей Откровение апостола Иоанна Богослова, или Апокалипсис, — самая загадочная библейская книга. Это единственный текст, в котором подробно рассказывается о том, каким будет конец мира. Книга наполнена огромным количеством символов, над смыслом которых человечество размышляет уже не одно тысячелетие.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

24 старца

И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы (Откр 4:4).

На сегодняшний день в библеистике существует два основных подхода к истолкованию этого образа. Одни понимают старцев как представителей всей полноты Церкви — ветхозаветной и новозаветной. Другие же настаивают на том, что эти старцы представляют только ветхозаветное человечество.

Первые толкователи опираются на то, что в Апокалипсисе говорится и о двенадцати коленах Израилевых, и о двенадцати апостолах (например, Откр 21:12–14), и таким образом число 24 можно понимать как двенадцать, помноженное на два (таково толкование святителя Андрея Кесарийского — автора классического для византийской традиции толкования на Апокалипсис (VI–VII вв.)).

Представители же второй группы настаивают на том, что 24 старца символизируют ветхозаветное человечество, будучи образами авторов священных книг Израиля, которых, согласно одной из иудейских традиций, было как раз 24. Это толкование представлено у автора древнейшего дошедшего до нас полностью толкования на Апокалипсис Викторина Петавийского (умер в нач. IV в.). Кроме того, некоторые комментаторы усматривают в образе 24 старцев 24 чреды священников и храмовых музыкантов, установленных царем Давидом (1 Пар 24, 25), и, соответственно, 24 старца символизируют Израиль в его богослужебном предстоянии перед Богом в ожидании прихода Мессии.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Старцы. Анжерский гобелен, XIV век

Четыре животных

И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет (Откр 4:6–8).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Вульгата. Швейцарская национальная библиотека. Примерно 820 год

Книга, запечатанная семью печатями

И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями (Откр 5:1)

В ходе почти двухтысячелетней истории толкования Апокалипсиса были предложены различные интерпретации этого образа. Основными могут считаться два: книга понимается либо как образ Божественного замысла о мире, либо как Священное Писание. Оба толкования восходят к древней церковной традиции.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Агнец, открывающий книгу с семью печатями. Миниатюра из Апокалипсиса. XIII в. (Bodl. Douce. 180. Fol. 21)

Агнец

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю (Откр 5:6)

Агнец — основной образ Самого Христа в Апокалипсисе (другие образы Христа: подобный Сыну человеческому (гл. 1 и 14) и Всадник на белом коне (гл. 19)), пронизывающий всю книгу, начиная с пятой главы. Общий смысл этого образа совершенно очевиден и не вызывает споров: речь идет о жертвенном служении Спасителя, о Его смерти, которая искупила грехи всего мира (см. Откр 5:9).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Агнец Божий; Италия. Равенна; VI в.; местонахождение: Италия. Равенна. Базилика Сан-Витале

Четыре всадника

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Первый всадник, изображенный в Бамбергском Апокалипсисе (1000—1020)

Однако большинство современных библеистов образ четырех всадников интерпретируют как негативную, злую силу. При этом некоторые ученые высказывают предположение, что первый всадник символизирует антихриста, а белый цвет его коня и победоносный вид всадника могут толковаться как указание на маскировку антихриста под Христа.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Такое восприятие четырех всадников отражено в знаменитой гравюре Дюрера

Два свидетеля

И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище (Откр 11:3).

Толкование образа двух свидетелей среди современных библеистов сильно отличается от того, как они понимались древними авторами. Большинство раннехристианских толкователей связывали сюжет о двух свидетелях с финальным отрезком истории человечества. Два свидетеля при этом понимались как два конкретных праведника ветхозаветной древности, явившихся для окончательного свидетельства о Христе перед миром.

Святитель Андрей Кесарийский видел в образе двух свидетелей указание на двух ветхозаветных праведников — Еноха и пророка Илию. В современной библеистике господствует иное восприятие, в рамках которого повествование о двух свидетелях мыслится как символическое изображение всей истории Церкви — от эпохи апостолов до конца мира.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Притча о двух свидетелях. Миниатюры из Апокалипсиса. Нач. XIV в. (Cantabr. Corp. Chirst. 20. Fol. 25v)

Жена, облеченная в солнце

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения (Откр 12:1–2).

С древности и до наших дней жена, облеченная в солнце, толкуется как образ Церкви. Такое понимание имеет глубокие библейские корни. В пророческих книгах Ветхого Завета взаимоотношения Бога Израилева и Его народа представлялись как супружеские, отсюда и многочисленные образы Израиля как жены. Эта традиция продолжается в новозаветных писаниях с той только разницей, что в роли Жениха или Мужа предстает Христос (Мф 9:14–15; 25:1–13; Ин 3:29; Еф 5:22–33; 2 Кор 11:2; Откр 19:7–9; 21:2, 9).

Различия между древним и современным пониманием символа жены, облеченной в солнце, касаются интерпретации образа ее сына. Если для священномученика Мефодия Олимпийского и святителя Андрея Кесарийского сын — это обобщенный образ благодатно рождаемого Церковью христианина, то для большинства современных библеистов он символизирует Христа, воплотившегося в лоне ветхозаветного народа Божия.

Дракон

И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю (Откр 12:3–4).

Толкование этому образу дано уже в самом Апокалипсисе. Согласно тексту, это древний змий, называемый диаволом и сатаною (Откр 12:9). Важно, что он выступает в качестве исконного врага Церкви, мобилизующего на борьбу с ней своих приспешников из среды человечества, представленных в образе двух зверей.

Два зверя

И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные (Откр 13:1).

И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (Откр 13:11).

В 13-й главе Апокалипсиса представлены два зверя: один, выходящий из моря, другой — из земли. Их деятельность подробно описана, поэтому понимание этих образов в самом общем смысле не вызывает споров. Два зверя — это представители человечества, получающие свои полномочия от дракона-сатаны и служащие ему. Вся их деятельность направлена на богоборчество.

Первый зверь — воплощение гордыни, богохульства и насилия. Второй творит разного рода чудеса и знамения; его основная задача — обольщение людей. И, согласно тексту, второй зверь с этой задачей успешно справляется, так что потрясенные его чудесами люди поклонились первому зверю. Характерно, что в дальнейшем повествовании Апокалипсиса зверь, вышедший из земли, именуется лжепророком (Откр 16:13; 19:20; 20:10).

Эту пару образов толкуют двояко, ввиду их чрезвычайной сложности и неоднозначности. Так, например, в двух зверях усматривают как образы конкретных носителей зла, так и образы богоборческих государств или социальных институтов. Некоторые толкователи видели в образе первого зверя символ Римской империи, подвергающей христиан гонениям, а в образе второго — символ института жречества императорского культа.

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Зверь из земли. Источник

Великая блудница Вавилон и Невеста и Жена Агнца, Новый Иерусалим

И пришел один из семи Ангелов, имеющих семь чаш, и, говоря со мною, сказал мне: подойди, я покажу тебе суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином ее блудодеяния упивались живущие на земле. И повел меня в духе в пустыню; и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами (Откр 17:1–3).

И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога (Откр 21:9–10).

Два этих безусловно грандиозных образа противопоставлены друг другу. Новый Иерусалим — символ совершенного единения христиан с Богом в будущем веке, когда уже ничто греховное и злое не сможет это единение нарушить. В описании города доминирует символика числа 12 (Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых (Откр 21:12), традиционно связанного с образом Церкви (12 колен Израилевых, 12 апостолов).

10 символов Апокалипсиса: что они означают?

Вавилонская блудница на звере. Миниатюра из Апокалипсиса. До 1072 г. (Paris. Lat. 8878. Fol. 52v)

Послесловие, или Почему текст Апокалипсиса такой запутанный

У неподготовленного читателя Апокалипсиса может возникнуть вопрос: почему этот текст написан так запутанно и зачем нужно было наполнять его таким огромным количеством символов, вместо того чтобы рассказать о будущем конце мира четко и недвусмысленно? Да, Апокалипсис написан сложно, но ни в коем случае не запутанно.

Книга отличается стройной и до мелочей продуманной композицией, внимательное изучение которой позволит увидеть последовательно разворачивающуюся перед нами повествовательную и драматургическую логику текста. Мир символов Апокалипсиса действительно очень многообразен и может создать впечатление беспорядочной калейдоскопической пестроты. Однако большинство образов книги имеет очевидные ветхозаветные истоки, и создаваемый библейскими повествованиями контекст позволяет преодолеть большинство возникающих при толковании Апокалипсиса затруднений. А писать четко и недвусмысленно в житейском смысле о вещах божественных невозможно. Ни одна из библейских книг не является простой для понимания.

Нужно иметь в виду, что речь в Священном Писании идет о Боге и Его деяниях, а человек в силу своей ограниченности и греховности не в состоянии понимать Божественный мир с той же степенью очевидности, что и дела житейские. Сложный язык Писания вообще и Апокалипсиса в частности свидетельствует о том, что от человека для постижения Божественной реальности требуется серьезный труд — как духовный в самом общем смысле слова, так и специфически читательский.

Вообще, специфической особенностью Откровения Иоанна Богослова является огромное количество перекличек с другими библейскими книгами, в силу чего Апокалипсис оказывается своего рода резюме всей Библии. Читая его, христианин погружается в мир Слова Божия во всем многообразии его проявлений в священных книгах и как бы заново проходит через всю Библию.

Во-первых, это Священное Писание. Апокалипсис нужно читать в контексте всей Библии, ни в коем случае не воспринимая его свидетельство изолированно. Во-вторых, это святоотеческие книги, так или иначе связанные с толкованием Откровения Иоанна Богослова. И, в-третьих, это посвященные ему труды серьезных современных ученых-библеистов. Обращение к указанной литературе способно обезопасить читателя Апокалипсиса от духовного вреда.

Что касается современной литературы, посвященной Апокалипсису, можно указать на комментарии священника Николая Орлова (Апокалипсис св. Ионна Богослова. Опыт толкования. М. 1904; переиздано: СПб., 1999), Н. Н. Глубоковского (Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова. Джорданвилль, 1966; переиздано: СПб., 2002), протоиерея Сергия Булгакова (Апокалипсис Иоанна. Опыт догматического истолкования. Париж, 1948; переиздано: М., 1991) и архимандрита Ианнуария (Ивлиева) (И увидел я новое небо и новую землю. Комментарий к Апокалипсису. М., 2015).

Всадник на белом коне

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить"
(Откр. 6:1-2)

Исследователи Библии уверены, что всадников Апокалипсиса не стоит воспринимать буквально. Скорее, это череда различных событий, которые тесно связаны и с концом света, поэтому всадники не являются ни ангелами ни демонами.

Всадника на Белом коне интерпретируют как Антихриста, олицетворение лжепророчеств, основываясь на различиях всадника из шестой главы Откровения и Иисуса на белом коне из девятнадцатой главы. Так, например, в Откровении, Иисус имеет множество венцов, в то время как всадник из Откровения, - только один.

Лжепророк и Лжемессия за которым пойдут миллионы. Который будет сулить богатства и материальные блага. Отмечены будут люди Печатью Зверя.

"И он (зверь из земли, т.е. лжепророк Антихриста) сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их, или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя; ибо это число человеческое. Число его 666" (Откр. 13, 16-18).

Всадник на рыжем коне

Всадник на вороном коне

Третий всадник скачет на чёрном коне, и в основном считается, что он олицетворяет голод. Чёрный цвет коня может рассматриваться как цвет смерти. Всадник несет в руке меру или весы, означая способ деления хлеба во время голода.

Из всех четырёх всадников чёрный - единственный, чьё появление сопровождается произнесённой фразой. Иоанн слышит голос, идущий от одного из четырёх животных, который говорит про цены на ячмень и пшеницу, при этом говоря о неповреждении елея и вина. Подразумевается, что в связи с голодом, несущимся чёрным всадником, цены на зерно резко вырастут, цена же вина и елея не изменится.

Всадник на бледном коне

Все 4 всадника это первые 4 печати из 7.

5 печать - Убиенные за слово Божие.

6 печать - День гнева Агнца.

7 печать - Сделалось безмолвие на Небе.

Видение 7-ми Ангелов, стоящих пред Богом, и дано им 7 труб
Пришествие Ангела с золотой кадильницей, низвержение на землю огня

Повеление 7-ми Ангелам вылить чаши гнева Божия на землю:
1-й Ангел выливает чашу на землю – гнойные раны на людях, имеющих начертание зверя и поклоняющихся образу его
2-й Ангел вылил чашу в море – сделалась кровь, всё одушевлённое умерло в море
3-й Ангел вылил чашу в реки и источники вод – сделалась кровь
4-й Ангел вылил чашу на солнце – сильный зной, но люди продолжают хулить имя Бога
5-й Ангел вылил чашу на престол зверя – сделалось царство его мрачно, но не раскаялись
6-й Ангел вылил чашу в реку Евфрат – высохла в ней вода. Из уст дракона, зверя и лжепророка выходят 3 бесовских духа, и собирают всех царей на брань в Армагеддон
7-й Ангел вылил чашу на воздух – молнии, громы, великое землетрясение, град.

Агнец Божий ломающий 7 печатей, это Иисус Христос. Итак, вопрос: "Зачем Сын Бога Ломает 7 печатей и убивает детей Божьих?"

Печати апокалипсиса — жутковатое, мистическое сочетание. Кажется, что сняли их — и мир рухнул. В каком-то смысле так и есть, ведь в книге Откровения снятие печатей предшествует концу света. Но обо всём по порядку.

7 печатей апокалипсиса фигурируют в Откровении Иоанна Богослова

Встречаем мы этот образ в книге Откровения Иоанна Богослова. Это один из десятков текстов-откровений (апокалипсисов). Существовали и иные рукописи, которые приписывались Петру, Моисею, тому же Иоанну Богослову. В окончательную редакцию Библии попало только Откровение Иоанна Богослова, которое мы называем каноническим.

Хотя этот текст выбивается из общей стилистики Священного Писания, надо понимать, что аналогов ему существовало немало. И поныне переводы апокрифических откровений можно почитать в свободном доступе.

Немного об обстоятельствах написания книги.

Автор. По преданию, Иоанн Богослов, один из апостолов. Юный возраст, удача и стойкость позволили ученику Христа не умереть к концу I века. На острове Патмос уже старый апостол взялся записывать самый странный и сложный Библейский текст. Его перу также приписывают и иные сочинения, но очень много признаков указывают, что все они созданы разными людьми.

Время создания. Исследователи называют самые разные сроки — от 60 годов до конца II века. Ориентировочно — последние годы I века, как самая вероятная из датировок.

Содержание текста. Откровение Иоанна Богослова — это перегруженный символами текст, о значении которого до сих пор спорят богословы. По наиболее популярной версии, он рассказывает о последних днях человечества, предваряющих их катастрофах и испытаниях, а также о светлом будущем праведников.

Есть и иные версии, согласно которым, Откровение Иоанна Богослова повествует о событиях, которые уже миновали (возможно, для сегодняшнего читателя, а может, и для автора в момент написания). Неоднозначность символов даёт безграничную почву для спекуляций на эту тему.

Печатей именно семь, потому что это важное для Библейской традиции число

Стоит ли говорить, что 7 печатей апокалипсиса — это не случайная цифра. В еврейской традиции мы встречали её регулярно: 7 дней творения, 7 лет труда Иакова за Рахиль, пост в 7 семь дней и прочее.

Но сама семёрка куда старше Библии. Она фигурирует во многих важнейших элементах культуры и окружающего нас мира:

  • 7 дней недели;
  • 7 нот;
  • 7 цветов радуги.

Восточные традиции расскажут о семи чакрах и т.д., и т.п. Важно не это, а то, что люди издревле решили, что 7 — особое число в нашем мире, а потому и относились к нему с почтением.

Книга Откровения Иоанна Богослова выстроена из цепочек семёрок:

  • Семь печатей;
  • Семь ангелов, которые трубят;
  • Семь чаш.

Нам последовательно описывают, чему же соответствует каждый элемент из этих семёрок. Другими словами, скажем, ангел вылил чашу — что-то произошло.

После каждого шестого элемента идёт небольшое композиционное отступление, а каждый седьмой запускает следующую семёрку. Вот так интересно устроена книга Откровения.

В Откровении Иисус Христос в образе агнца снимает эти печати с книги

Автор откровения описывает некого агнца, то есть ягнёнка. Это не случайный и очень древний символ. Дело в том, что наши предки с особым почтением относились к крупным травоядным. Где-то это был пещерный медведь, но его истребили. Преимущественно почитания удостаивались крупные рогатые животные, о чём свидетельствует наскальная живопись и прочие признаки вроде первобытных алтарей.

В какой-то момент возникло представление о том, что почитаемых животных нужно убивать, приносить в жертву. Предки не оставили подсказок о том, для чего это делалось. Но их потомки по-своему интерпретировали обычай — и по всему миру распространился ритуал жертвоприношения таких животных.

Ягнята и козлята — одни из самых распространённых жертвенных животных. Их часто убивали в качестве заместительной жертвы — то есть вместо себя, как самое близкое к Богу, священное животное. А, например, в древнем Ханаане идею о том, что животное близко к Богу, не признали. Там вместо себя приносили в жертву первенцев.

Так или иначе, но параллель Бога и рогатого животного сохранилась и по сей день. В христианстве мы можем найти её, скажем, в изображении креста между рогами. Иисус в облике ягнёнка — это отголосок древней символики. С одной стороны это подчёркивает божественную природу Мессии, а с другой иллюстрирует Его жертвенное положение, как Того, Кто пострадал за чужие грехи.

Книга, с которой снимают печати, — это свиток

Мы привыкли представлять книги такими, какими их видим. Но стоит вспомнить, что переплетённые книги, кодексы появились позднее, чем записали Откровение Иоанна Богослова. Автор, увидев переплетённую книгу, вряд ли бы вообще назвал её книгой. Очевидно, что он подразумевал именно свиток, на котором находятся печати.

Ну а печать — это, конечно же, не чернильный знак, который ставят для подтверждения подлинности документов. Печать — это обычно восковые замочки, которые не дают вскрыть свиток, не оставив следа. То есть подразумевается, что открыть ту самую Книгу из Откровения может лишь один достойный — Иисус Христос.

Теперь, когда мы оговорили все эти моменты, не возникнет сложностей понять, о чём пишет автор:

Многие сложные моменты в Апокалипсисе может объяснить толкование, например, Андрея Кесарийского или доктора Мак Ги

Читайте также: