Пастернак страшная сказка анализ кратко

Обновлено: 03.07.2024

Все равно продолжается.

Но даже если бы это действительно произошло, поэт понимает, что даже время не сможет сгладить тот ужас, который пережили люди, ставшие свидетелями авиационных налетов и оккупации, познавшие голод,

страх, разруху и потери. Обращаясь к врагу, который стал таким осязаемым и близким, поэт пророчит ему, что “детей разбуженных испуг вовеки не простится”. По мнению автора, нет такой силы у раскаянья, которая могла бы искупить “страх, избороздивший лица” простых людей, осознавших, что они могут лишится не только крыши над головой, но и жизни, которая в эти страшные дни ценится гораздо меньше, чем кусок хлеба.

Этого, по убеждению Пастернака, никто и никогда не сможет простить немецко-фашистским захватчикам, посягнувшим на русскую землю. “Сторицей должен будет враг за это поплатиться”, – подчеркивает поэт.

Оккупантов Борис Пастернак сравнивает с Иродом, правителем Вифлеема, который убил огромное количество младенцев в надежде, что именно среди них окажется Иисус Христос. Точно так же на оккупированной территории вели себя и немецкие войска, которые не щадили никого. Поэт еще не знает, что тем, кто остался на оккупированных землях, уготована страшная участь.

Кто-то погибнет в концлагерях, другие станут жертвами научных опытов нацистов или же будут угнаны на работу в Германию. За неподчинение – расстрел, за помощь партизанам – виселица, за открытое сопротивление – уничтожение целой деревни. Факты подобных зверств будут обнародованы гораздо позже, но поэт словно бы предчувствует, что ждет его народ.

И предрекает, что даже спустя годы “мученья маленьких калек не смогут позабыться”.

История создания

Война для Бориса Леонидовича была не такой, как для подавляющего большинства советских граждан и вообще всех людей. Возможно, он глубже смотрел на это трагическое событие, возможно, он иначе относился ко всему катастрофическому, сбивающему с накатанного пути.

Проводив жену с детьми в эвакуацию, Пастернак возвратился в любимое Переделкино. Этим же летом он продолжил работу над произведениями, начатыми ещё весной.

В 1943 году Борис Леонидович становится военным корреспондентом, предварительно обучившись данной профессии.

Жанр, направление, размер

Как раз таки основной задачей модернизма в литературе является отражение влияния событий прошлого на настоящее, влияния надежд на будущее, влияние мгновений на жизнь конкретного человека или на жизнь всего общества в целом.

Композиция

Образы и символы

Возможно, ребенок в данном произведении – это не только дитя малых лет, но и каждый человек, который, по сути, до конца своих дней в душе остается наивным, славным ребенком, верующим во всё самое прекрасное, стремящимся увидеть чудо вокруг.

Тема, проблемы, настроение

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Кристина Асаулова

Автор: Самый Зелёный · Published 31.10.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 25.01.2022

Автор: Самый Зелёный · Published 19.03.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Жанр, рифма и размер стихотворения

Произведение относится к гражданской лирики, входящей в качестве поджанра в раздел философской лирики. Для глубокого отражения основной идеи своего произведения Пастернак использовал средства модернистского направления, для которого характерно обращение к подсознанию читателя, к истокам народной души, в которой заложен архетип восприятия войны как общенародного горя.

Модернизм помогает поэту отразить влияние исторического прошлого на настоящее и будущее народа в целом и конкретного человека в частности.

Композиционное построение

В третьей строфе негодование к врагу, напавшему на родную землю, достигает максимального предела, обретая форму библейского сюжета, посвященного избиению младенцев Иродом.

Анализ стихотворения показывает, что сквозным образом в нем является малыш, который в одночасье стал взрослым, пережив страшную боль и потери. Ребенком ощущает себя сам лирический герой, отражающий поэта, а также взрослый читатель, который понимает, что пережитые во время войны события ложатся неизгладимым отпечатком на всю оставшуюся жизнь.

Проблематика, сквозная тема и настроение стихотворения

Главной темой произведения становится Великая отечественная война. Б.Л. Пастернак ставит в стихах острую проблему искалеченных войной человеческих душ, и прежде всего детей. Как и многие советские писатели, Пастернак отображает все ужасы войны, показывает всю бессмысленность и губительность массового убийства, которые совершают захватчики.

Поэт не затрагивает в буквальном смысле самых острых тем военного времени напрямую, однако с помощью выбранных образов и символов автору удается очень точно передать настроение людей в отношении войны.

Основная идея произведения

Главная тема начинает и заканчивает стихотворение:

«Все переменится вокруг.

Детей разбуженных испуг

«Настанет новый, лучший век.

Мученья маленьких калек

Средства выразительности

Проведенный анализ стихотворения показывает, что в качестве стилистических фигур, усиливающих образность поэтического произведения, Б. Л. Пастернак использует следующие тропы:

Тема- ужасы войны; попытка показать, доказать её бессмысленность, её губительную силу.

Основная идея
«Все переменится вокруг. "
«Настанет новый, лучший век.
Исчезнут очевидцы.
Мученья маленьких калек
Не смогут позабыться."
Эти две строфы полностью передают основную идею стихотворения .
Смысл произведения в том, что преступление забвению не подлежит.

Композиция кольцевая
Стихотворение состоит из 4 закольцованных строф
Каждое новое четверостишие повторяет один и тот же
глубинный смысл, но этот смысл отображен по-разному в каждой строфе.
1-я строфа пропитана смирением и болью.
Автор начинает произведение спокойно, с покорностью обстоятельствам,
"сжав зубы","проглотив" боль. Но единственное, что не до конца он может
усмирить, так это мысли об "искалеченных" детях! Эта мысль и проходит
"красной нитью" через всё произведение.
2-я строфа вытекает из первой, продолжая перечисления непростительного:
"Не сможет позабыться страх, изборождавший лица…".
3-я строфа продолжает эти непримиримые мысли, сравнивая врага с Иродом, сопоставляя происходящие события с Евангелистскими событиями.
4-я строфа – это строфа усмирения, строфа надежды, веры в лучшее, веры в то,
что нынешние события останутся лишь воспоминанием, страшным сном, но они останутся:" Мученья маленьких калек не смогут позабыться.
На протяжении всего стихотворения не встретить ни
единого восклицательного знака, обозначающего яркость чувств, яростное несогласие с событиями, ни единого знака вопроса. Почему? Зачем? За что.
Встречается лишь сухая, одинокая точка, которая отображает смирение, мужество, готовность отстоять себя, своих, своё, внутреннюю силу, силу духа.

Лирический герой стихотворения- это отражение самого поэта, пусть не всегда очевидное, но отражение.
Главным образом стихотворения является ребенок, которому пришлось быстро повзрослеть, узнать боль, которую ни каждому взрослому под силу
вынести, ребенок, который останется на всю жизнь "искалеченным" событиями.

Смысл названия. Принято считать, что сказки читают только дети, но сказки куда более необходимы и взрослым, чей внутренний ребенок, забытый и задавленный, всё ещё верит в сказки. "Всё ещё"-это значит - несмотря ни на что, вопреки чему-то. Ребенок – это самое светлое существо, которое помогает жить, понимать, видеть жизнь. Но этому "внутреннему" ребенку не дали жить, его истерзала война, она
погубила его…
Война забрала у людей надежду на светлое будущее, что её еще долгое время нельзя будет восстановить, будут мучить отголоски войны,
будут всплывать страхи, заглушающие все светлые мысли, не дающие свету просочится и осветить будущее:" Не сможет позабыться страх. "
Страх, словно тяжелый, острый плуг, оставит борозды, глубокие следы на лице, морщины. Страх отнимает детство, юность, превращая детей в
"маленьких старичков", познавших жизнь в долю секунды.

Проблематика- ужасные последствия войны: искалеченность душ, невозможность забыть ужасы происходящего.

Настроение полностью совпадает с названием. Поэт с трогательным смирением, с мужеством пишет о событиях, касаясь самых больных мест.

Размер - чередование четырехстопного и трехстопного ямбов.
Рифмовка перекрестная, с чередованием мужской и женской рифмы.

Читайте также: