Паспорта проекта для организации проектно исследовательской деятельности обучающихся начальной школы

Обновлено: 08.07.2024

Модуль Е. Разработка паспорта проекта для организации
проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Цель: продемонстрировать умение разрабатывать
паспорт проекта исследовательской деятельности в
начальной школе
Описание объекта: паспорт проекта
исследования.
Лимит времени на выполнение задания: 2 часа
(участник использует материалы и оборудование,
указанные в инфраструктурном листе).
Лимит времени на представление задания: 10
минут.
3

Модуль Е. Разработка паспорта проекта для организации
проектно-исследовательской деятельности обучающихся
Задание:
1. Разработка паспорта проекта.
2. Определить тему проекта в рамках обозначенного
объекта исследования естественно-научного
содержания, обосновать ее актуальность
3. Определить и сформулировать научный аппарат
проекта: проблема исследования, объект, предмет,
цель, задачи, гипотеза, методы исследования.
4. Определить этапы работы над проектом с указанием
содержания деятельности.
5. Определить предполагаемый продукт проекта.
6. Внести данные в паспорт проекта
4


Компоненты паспорта
1
Паспорт исследовательского
(структура)
ФИО участника
2
Тема проекта
3
Актуальность проекта
4
Проблема исследования
5
Объект исследования
6
Цель проекта
7
Задачи проекта
8
Гипотеза исследования
9
Методы исследования
10
Тип проекта (по продолжительности)
11
Этапы реализации проекта, краткое их описание
12
Оборудование для проведения исследования
13
Продукт проекта
14
5
Перспектива проекта
Описание
проекта
исследовательского проекта

ТЕМА
Отражает характерные черты проблемы, формулировка
темы
уточняет
проблему,
очерчивает
рамки
исследования, конкретизирует основой замысел.
Основные требования к теме исследовательской
работы - новизна и актуальность (почему важно изучать
этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее
время).
Как правило, следует формулировать тему из трёх
частей: последняя треть – объект исследования, вторая
треть – предмет исследования, первая треть – цель или
проблема.
6

Виды педагогических ситуаций
Ненаучное название
проекта
Аптека
подоконнике
на Способы
размножения
лекарственных
растений в условиях городской квартиры
Порхающие цветы
Второй хлеб
Как я выращивал
арбузы
Всё о яблоках
7
Научное название проекта

Проблема
Нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать,
вопрос или комплекс вопросов, требующих решения
Проблемные вопросы могут начинаться:
Может ли………….?
Будет……………….
Возможно ли……….
Почему…………….
Как…………………?
Как можно………….
Что случится, если…….
8
Каковы опасности………?
Каковы
преимущества…………….?
Каково
влияние……………………?
Каким
образом…………………….?

Определение актуальности
исследования
обязательное требование к любой работе.
Обосновать актуальность – значит объяснить
необходимость исследования данной темы.
Обосновывая актуальность избранной темы,
следует указать, почему именно она и именно на
данный момент является актуальной.
Здесь желательно кратко осветить причины, по
которым изучение этой темы стало необходимым и
что мешало ее раскрытию раньше, в предыдущих
исследованиях.
10

Формулировки противоречий
11
Это могут быть противоречия между научными выводами и
практикой, противоречия между потребностями практики и
недостаточной теоретической проработкой некоторых
вопросов.
Как правило, наличие противоречий приводит к
появлению проблемы, что является несомненным
показателем актуальности данной области исследования.
Разрешение этих противоречий должно быть связано с
практической необходимостью. Это значит, что обращаясь
к той или иной проблеме, исследователю нужно четко
представлять, на какие вопросы практики могут дать ответ
результаты его работы

Формулировка актуальности проблемы
может начинаться со слов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
12
Одной из наиболее актуальных проблем является.
В настоящее время особую актуальность приобретает.
Большим препятствием является. поэтому издание. — насущная задача.
При составлении. сталкиваемся с рядом трудностей, поэтому
использование. — сложная проблема.
Необходимость можно обосновать следующим образом.
Необходимость обусловлена.
Одной (одним) из основных (важнейших, наиболее сложных, наиболее
актуальных) проблем (задач, особенностей, на правлений, характеристик)
является…..
Одна из . заключается в.
Большую актуальность (особую актуальность, все большее значение)
приобретает.
Особое место занимает.
Огромную роль играет.
Все большее внимание уделяется.
При. возникает сложная проблема (разнообразные задачи. )

Объект - это что исследуется, это
область, в рамках которой содержится
то, что будет изучаться.
Предмет - аспект проблемы, которая
изучается относительно объекта,
выделяя его главные, наиболее
существенные признаки

Гипотеза –
предположение, требующее доказательств.
В исследовании гипотеза - предложение, которое в процессе
работы либо подтверждается, либо опровергается. Оно должно
быть обоснованным, то есть подкрепляться научными
данными и логическими соображениями.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
14
быть проверяемой;
содержать предположение;
быть логически непротиворечивой;
соответствовать фактам.

Неверная формулировка
гипотезы
Правильная
формулировка гипотезы
отсутствие
Продолжительность
жизни Возможно,
питания
при
волнистых попугаев зависит от полноценного
домашнем содержании сокращает
полноценного питания
продолжительность
жизни
волнистых попугаев
Активность кошки
теплое время года
выше
в
Квас

самый
полезный
напиток для человека
Все ли деревья цветут весной?
16

Цель –
запланированный результат
исследований. Формулируется кратко и
предельно чётко.
Любая цель начинается с глаголов:
"выяснение",
"выявление",
"обоснование",
"проведение" и т.д.
17

Методы исследования
Наблюдение – целенаправленный строгий процесс восприятия
предметов действительности, которые не должны быть изменены.
Эксперимент – метод познания, при помощи которого явления
действительности исследуются в контролируемых и управляемых
условиях.
Метод экспертных оценок – использование мнения экспертов в
оценке качества исследуемого объекта.
Анализ документов.
Контент-анализ – качественный и количественный анализ
текста: расчленение текста на отдельные смысловые единицы;
определение их значения и взаимосвязи; подсчет частоты их
употребления; интерпретация полученных данных.
Метод мозгового штурма – разработка группой максимального
количества возможных решений, оценка сделанных предложений
проводится позднее.
19

Теоретические (общелогические) методы научного
исследования:
Индукция и дедукция
Анализ и синтез. Анализ - процедура мысленного, а иногда и
реального расчленения объекта или явления на части. По
результатам анализа делаются выводы о внутренней структуре
анализируемого предмета или явления и наилучших способах
обращения с ним или его использования.
Сравнительный анализ.
Системный анализ.
Метод аналогий: прямая аналогия, личностная,
фантастическая, символическая.
Моделирование – создание увеличенной или уменьшенной
модели исследуемого объекта.
Метод научной абстракции - состоит в очищении
исследуемого объекта от случайного, временного и определении
постоянных, типичных, характерных черт.
Мысленный эксперимент.
20

Этапы исследовательского проекта:
1.
Подготовительный
этап

выбор
темы
исследования, выбор объекта и предмета изучения,
определение цели, задач, выдвижение гипотезы
исследования, составление плана, выбор методов.
2. Теоретический этап – сбор информации по
исследуемой теме.
3. Практический этап – проведение исследования.
4. Аналитический этап – обработка собранных
материалов и полученных данных.
5.
Презентационный
этап

представление
результатов.
6. Рефлексивный этап – анализ результатов работы.
21

Этапы исследовательского проекта:
Теоретический этап – сбор информации по
исследуемой теме

Мероприятие
Методы
Ожидаемый
результат
Практический этап – проведение исследования

22
Исследование
Цель
Описание

Компоненты
паспорта
Тема проекта
Актуальность
проекта
Проблема
исследования
Цель проекта
Задачи проекта
Гипотеза
исследования
23
Температура
Как не замерзнуть в доме из снега?
В непредвиденных ситуациях в лесу, в поле можно соорудить дом из
снега. Многие народы строят себе дома из снега.
Возможно ли поддерживать тепло внутри снежного дома, используя
разные источники тепла и сохранить себе этим здоровье?
Определение условий, позволяющих поддерживать тепло в доме из
снега.
1. дать характеристику разным типам домов кочевых народов
2. определить условия, позволяющие поддерживать комфортные
условия жизни в этих домах
3. изучить свойства снега как теплоизоляционного материла
4. построить дом из снега и провести экспериментальное исследование
возможности поддерживать тепло внутри снежного дома с помощью
разных источников тепла
Предположим, что даже простые источники тепла (свеча, горелка)
способны поднять температуру воздуха внутри снежного дома до
температур, позволяющих сохранить его жизнь.

Оценка конкурсного задания
1.Тема проекта соответствует объекту исследования
2.Проблема соответствует теме исследования
3.Обоснование актуальности исследования
4.Гипотеза соответствует теме исследования
5.Формулировка цели проекта соответствует проблеме
проекта
6.Задачи исследования соответствуют цели проекта
7.Указаны сроки реализации проекта
8.Предусмотренные этапы отражают последовательность
(логику) проведения проекта
9.Указанные методы исследования соответствуют этапам
проекта
10.Представлено описание продукта исследования
11.Определена перспектива проекта
12.Указанные информационные источники соответствуют
проблематике исследования
24

Для человека по значимости вода занимает второе место после кислорода. Без неё наш организм не может существовать. Вода помогает пищеварению, кровообращению, выводу шлаков и усвоению витаминов. Вода нужна для поддержания нормальной температуры человеческого тела. В настоящее время вопросы качества питьевой воды не утратили своей актуальности. Качество питьевой воды связано с состоянием здоровья населения, экологической чистотой продуктов питания. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества.

Зачем этот проект младшему школьнику

Может ли прозрачная вода, не имеющая достаточно выраженного вкуса и запаха, быть непригодной для питья?

Питьевая вода разных видов.

Выяснение, какой вид питьевой воды самый полезный.

- выяснить, какими свойствами обладает вода;

- изучить литературу о значении питьевой воды для здоровья человека;

- выявить влияние разных видов воды на живые организмы.

Если вода прозрачна, не имеет достаточно выраженного вкуса и запаха, это не значит, что она пригодна для питья; разная вода по-разному влияет на развитие живых организмов.

Это не гипотеза

- изучение литературы по данной теме

Тип проекта (по продолжительности)

Недельный (до месяца). А по классификации?

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Подготовительный этап: выбор темы исследования, выбор объекта и предмета изучения, определение цели и задач, выдвижение гипотезы, составление плана, выбор методов.

Практический этап: исследование всех видов воды (устанавливаем прозрачность воды, ее цвет, запах, вкус и температуру).

Аналитический этап: обработка собранных материалов и полученных данных.

Презентационный этап: представление результатов.

Рефлексивный этап: анализ результатов работы.

Оборудование для проведения исследования

Газовая плита, шесть одинаковых ёмкостей для кипячения воды, шесть одинаковых луковиц, шесть пластмассовых стаканчиков, линейка.

С данной работой можно выступить на конференции.

Неумывакин И. П. Вода – жизнь и здоровье: мифы и реальность. Издательство: Диля. 2015.

Паспорт исследовательского проекта для учеников начальной школы

Какую удивительную силу имеет вода

Узнать об удивительной силе воды

- подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

- провести опытные исследования, найти и подобрать примеры, показывающие значения воды в жизни человека;

- углубить знания о свойствах воды;

- обобщить полученные результаты, сделать выводы и создать продукт (буклет).

Если поверхностный слой воды похож на упругую пленку, то мы можем проверить это с помощью опытов.

Тип проекта (по продолжительности)

Этапы реализации проекта, краткое их описание

1. Подготовительный этап (2 дня)

1) Сбор и анализ информации:

· Выяснить свойства воды;

· Как проверить, что пленка действительно есть на поверхности воды?

2) Определение содержания проекта:

- этапы реализации проекта;

- оборудование для проведения исследования;

3) Планирование исследовательской деятельности:

- после проведения каждого опыта делаем вывод.

2. Практический этап (4 дня)

Опыты исследовательской деятельности.

Цель: узнать, как именно формируется капля воды

Оборудование: цифровая лаборатория.

Наполнить ёмкость водой. Поместите туда кисть.

Вывод: ворсинки слипаются не только потому, что они мокрые, а еще из-за того, что водная пленка стягивает их.

Данный пример можно сравнить с перемещением водомерки, воды из-под крана и дождем.

Цель : убедиться, что вода имеет водную пленку

Оборудование : цифровая лаборатория

Приготовьте мыльный раствор. Закройте мокрым пальцем носик воронки и опустите ее в раствор. Откройте носик воронки и пронаблюдайте.

Вывод : когда палец закрывает воронку, то образуется мыльная пена, а когда открываем то можем видеть, как пленка поднимается наверх.

Данный пример можно сравнить с мыльными пузырями, стиркой белья.

Цель : узнать, как формируется капля воды

Оборудование : цифровая лаборатория

Наберите воды в пипетку, слегка надавите, пронаблюдайте за образованием капли на кончике пипетки.

Вывод : сначала образуется оболочка, она увеличивается, принимает шарообразную форму, затем появляется тонкая шейка и капля отрывается.

Данный пример можно сравнить с росой, дождем.

Цель: убедиться, что вода имеет водную пленку

Оборудование: цифровая лаборатория

Наполните емкость водой доверху, аккуратно бросайте в стакан монеты, следующий предмет помещайте в воду, когда поверхность воды успокоится.

Данный пример можно сравнить с перемещением водомерки.

3. Заключительный этап (2 дня)

2) Рефлексия. В результате исследовательской деятельности мы углубили знания обучающихся об свойствах воды и доказали, что эти знания актуально использовать в организации учебной деятельности, в повседневной жизни. Таким образом,

Оборудование для проведения исследования

Мультимедиа, принтер, цифровая лаборатория, проектор, документ-камера.

- Расширение знаний о воде будут способствовать формированию исследовательских умений, обучающихся и развитию интереса к изучению окружающего мира.

- Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

- Формирование ценностных ориентаций.

- Привлечение большого количества учащихся к реализации проекта.

- Организация проведения научных конференций в начальной школе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Модуль E . Разработка паспорта проекта для организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Цель: продемонстрировать умение разрабатывать паспорт проекта исследовательской деятельности в начальной школе

Описание объекта: паспорт проекта исследования.

Лимит времени на выполнение задания : 2 часа (участник использует материалы и оборудование, указанные в инфраструктурном листе).

Лимит времени на представление задания : 10 минут.

Разработка паспорта проекта.

Определить тему проекта в рамках обозначенного объекта исследования естественно-научного содержания, обосновать ее актуальность

Определить и сформулировать научный аппарат проекта: проблема исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методы исследования.

Определить этапы работы над проектом с указанием содержания деятельности.

Определить предполагаемый продукт проекта.

Внести данные в паспорт проекта (Приложение 2).

Паспорт исследовательского проекта (структура)

Тема исследовательского проекта в школе должна быть оригинальной, перекликаться с изучаемым на уроках материалом или личными интересами ребенка, давать возможность относительно быстрого написания исследовательского проекта, но при этом не быть слишком поверхностной и простой.

Актуальность проекта формируют причины, указывающие на изучение именно этой проблемы в настоящее время.

Цель исследовательского проекта формулируется исходя из того, какой результат предполагается получить в ходе проведения исследования. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза исследовательского проекта - это научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик. Такое предположение не может быть утверждением или отрицанием, так как оно ещё не доказано.

Задачи исследовательского проекта показывают, что автор работы собирается делать для достижения поставленной цели. Формулировка задач тесно связана со структурой ученического исследовательского проекта. В отличие от цели, которая одна, задач может быть несколько.

Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями.

Предмет , услуга или другое решение, которое является основным результатом проекта при его завершении

Объект исследования - это отличная от подобных единица, которая обладает определенным индивидуальным характером взаимодействия с иными социальными группами и единичными объектами , окружающей средой и ее отдельными факторами.

Крупный соверменный город влияет на климат, а в первую очередь на температуру воздуха. Например, если сравнить данные термометра в городе и поселке, то показания поселка будут значительно ниже. Это влияет и на людей и на всё живое.

Влияние на температуру воздуха различных факторов в разных объектах города Нальчик

Выяснить, какие факторы города влияют на температуру воздуха

1.Изучить литературу по данному вопросу, организовать наблюдение за температурой в разных районах города;

2.Провести исследование температуры воздуха на высотных зданиях и на низкой местности, внести данные в дневник наблюдений;

3.Сформулировать выводы по влиянию объектов города на температуру воздуха и показать людям влияние факторов на тепловой стресс, передав в администрацию города данные для выбора застройщиками правильных материалов для построения стен, крыш и других элементов города.

Мы предполагаем, что инфраструктура города, поглощая радиацию, нагреваются в течение дня сильнее в городе, чем почва и трава в посёлках, тем самым повышая количество тепловой энергии, что влияет на климат и живые организмы.

Теоретические: анализ, синтез, обобщение, сравнение

Практические: эксперимент, демонстрация, наблюдение,.

Тип проекта (по продолжительности)

Средней продолжительности (1 месяц)

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Изучение литературы по теме.

Внести данные в дневник наблюдений.

Подведение итогов, формулировка выводов.

Оборудование для проведения исследования

Термометр, дневники наблюдения.

Выводы экспериментальных данных для передачи в администрацию города.

Наш проект улучшит качество выбора застройщиками стройматериалов, которые меньше поглощают радиацию.

Инженерная геоэкология А.Н. Голицын Издательство: Оникс, 2007 г

Паспорт исследовательского проекта (структура)

Изучить литературу по теме

узнать о значении воды.

выявить состояние воды в природе.

провести опыты по выявлению свойств воды в природе

обобщить и сделать выводы

Мы предполагаем, что вода обладает не только прозрачностью, бесформенностью и безвкусностью но и другими свойствами.

Тип проекта (по продолжительности)

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Изучение литературы по теме.

Составить план исследований.

Определение цели и задач

Внесение данных в дневник наблюдений

Подведение итогов, формулировка выводов

Оборудование для проведения исследования

2 прозрачных стакана, вода, ножницы, магниты

Полученные результаты помогут ученикам начальных классов преодолеть иллюзии при восприятии предметов под водой.

Колтовой Н. А., Структура и свойства воды, Москва, 2017

3. Исследовательская часть. Изучение свойств воды.

Опыт №1. "Вода- увеличитель".

- 1 пустой стакан;

- 1 стакан с водой;

В один прозрачный сосуд нальём воду, другой оставим пустым. Положим ракушку сначала в пустой сосуд, затем в наполненный водой. Мы увидим, что в пустом сосуде размер ракушки не изменился, а в сосуде с водой - ракушка значительно увеличилась.

Вывод: вода зрительно увеличивает предметы. В жизни это мы можем увидеть, наблюдая за рыбками в аквариуме.

Паспорт исследовательского проекта (структура)

Речь является самым информативным источником. А при поступлении в школу у детей развивают фонематический слух. Так как именно благодаря нему дети могут развивать свою речь

Формирование фонематического слуха через изучение звуков русского языка.

Выяснить возможность развития фонематического слуха через изучение звуков русского языка.

Изучить литературу по теме

Выяснить, как появляется звук

Исследовать звук опытным путем

Обобщить и сделать выводы

Мы предполагаем, что фонематический слух формируется через изучение звуков русского языка.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эксперимент, демонстрация, наблюдение, беседа.

Тип проекта (по продолжительности)

Этапы реализации проекта, краткое их описание

Изучение литературы по теме.

Составить план исследований.

Определение цели и задач

Внесение данных в дневник наблюдений

Подведение итогов, формулировка выводов

Оборудование для проведения исследования

Алфавит, школьная доска, лабораторный диск

Памятки учителям по развитию фонематического слуха

Результаты могут пригодится учителям начальных классов, воспитателям, родителям, логопедам и т.д.

Читайте также: