Паспорт обобщенного актуального опыта педагогического работника доу

Обновлено: 03.07.2024

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы дошкольной образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

I этап - выявление опыта.

На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт.

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования дошкольников;

- просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.

- анализ анкет педагогов.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

  1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт воспитателя в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.
II этап - изучение опыта

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль старшего воспитателя – помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга качества образовательного процесса;
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.
III этап - обобщение передового опыта.

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

Формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения:открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка
  2. Методический, формы обобщения:педагогические чтения, мастер-классы, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения:публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, другое.

Формы представления опыта:

Выступление на педагогическом совете

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

IV этап - распространение и внедрение передового педагогического опыта
Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения

-проведение коллективного просмотра

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

В опыте выделяют : цель, основные задачи, адресную направленность, актуальность, новизну; раскрывают содержательность, результативность, перспективность использования, анализируют собственные находки, эффективно влияющие на достижение положительных результатов.

Примерный алгоритм составления обобщенного педагогического опыта :

План (или содержание) опыта :

• задачи, решаемые в опыте;

• информационные сведения об опыте : тема, сведения об авторе, перспективы и возможности использования опыта, теоретико-практические основы, технология использования разработок;

• актуальность опыта, например, актуальность опыта обусловлена тем, что проблема воспитания и развития интонационных возможностей детей при практической значимости является недостаточно разработанной. Работа над выразительностью речи, как одним из компонентов воспитания звуковой культуры речи, - важное звено в общей цепи речевого развития ребенка. Недостаточное развитие интонационной стороны речи – предпосылка для возникновения ошибок чтения и письма в дальнейшем;

• новизна опыта, например, новизна работы состоит в изучении особенностей интонационной стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями, тема в общей сложности недостаточно изучена, а роль выразительности речи важна, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц и обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего, являясь связующим звеном в системе речевой деятельности;

• педагогическая технология применения опыта :

содержание работы по проблеме, например, работу по развитию выразительности речи, воспитание правильной интонации как важнейшего компонента нормированной речи провожу целенаправленно, последовательно, системно, по блокам: 1-ый блок – подготовительный, включает диагностику выразительности речи, 2-ой блок – творческий – базируется на инициировании педагогических идей, разработке перспективного планирования, планов – конспектов, подготовке материалов по теме, 3-ий блок – интегрированный, основан на внедрении адаптированных методик и педагогических разработок, 4-ый блок –аналитический – определение эффективности и результативности работы;

взаимосвязь темы опыта с общей методической темой ДОУ,

диагностика как средство изучения проблемы (сравнительный анализ по периодам,

специфика или особенности работы в условиях ДОУ;

результативность, например, в результате проведенной работы выявлено, что применяемые основные направления, позитивное обследование уровневых возможностей интонационной выразительности речи, правильное определение содержания всей деятельности положительно сказываются не только на формирование интонационной стороны речи, но и на общем речевом развитии ребенка, вырабатывание навыка правильного интонирования является одной из важных задач в процессе подготовки к школьному обучению;

Приложение включает в себя конспекты НОД по теме, консультации, работу с родителями, диагностический материал (тесты, задания, карты, планирование по теме (тематическое, календарное).

Также важна трансляция опыта на разных уровнях : уровень ДОУ (представление на заседаниях педагогического совета, муниципальном (заседания МО, РМО, круглый стол, семинары, региональном, федеральном (семинары, конференции). На обобщенный опыт составляется рецензия, которая предполагает объективную оценку и раскрывает эффективность проведенной работы.

Методические рекомендации по проектированию конспектов. Совместная деятельность педагога с детьми МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОНСПЕКТА СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ (пошаговое предписание) Шаг 1. Определите.

Рекомендации педагога-психолога родителям детей с ОНР Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребёнок.

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада

Рекомендации по оформлению уголка изобразительного искусства в группах детского сада Создание в группе детского сада уголка изобразительного искусства благоприятствует обстановке для творческой активности детей, способствует.

Рекомендации по созданию аттестационного портфолио педагога ДОУ У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое интересное и достойное из того, что происходит в его педагогической.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование всех компонентов устной речи: лексической, грамматической, фонетической культуры.

Развитие связной речи и свободного общения в различных видах детской деятельности.

Практическое овладение нормами родного языка.

Сведения об авторе

Образование: среднее специальное.

Угличское педагогическое училище 1983год.

Специальность по диплому: учитель начальных классов общеобразовательной школы.

Педагогический стаж: 32 года

Стаж в занимаемой должности: 30 лет

Квалификационная категория: высшая.

Почетная грамота Министерства образования РФ 2002г.

Структура описания обобщенного педагогического опыта.

Условия формирования опыта

Изучение методической литературы

Изучение опыта коллег

Курсы повышения квалификации

Активное участие в работе городских МО

Личная заинтересованность данной темой

Теоретическая база опыта

Агеева И.Д. Загадки про слова. Москва, издательство Сфера 2005.

Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи. Москва,

4. Козырева Л.М. Развитие речи детей 5-7 лет. Ярославль.

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи. Ярославль, Гринго, 1994.

6. Ушакова О.А. Программа Развитие речи в ДОУ.

3. Актуальность и перспективность опыта

В современном обществе наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

*Ухудшение состояния здоровья детей.

* Существенное сужение объема живого общения взрослых и детей.

* Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

* Глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе, порождающее языковую распущенность.

Специально проведенные исследования утверждают, что более половины детей (55%) приходят в 1 класс в состоянии явной неготовности к началу школьного обучения именно из-за недостаточной сформированности устной речи.

Приобщение детей к родному языку способствует развитию богатой, красивой и правильной речи.

4. Адресность

Данный опыт может быть использован педагогами ДОУ для проведения занятий, а также для организации речевой активности в свободной совместной деятельности.

Автор: Гафурова Аминат Шамиловна, воспитатель, соавторы: Змановская Роза Джумаевна, учитель -логопед Джилбаева Айна Галимовна, учитель - логопед МБДОУ "ДС"Золотой ключик" ЯНАО пуровский район г. Тарко -Сале

Автор: Антипина Наталья Викторовна, воспитатель МАДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 146 города Тюмени

Автор: Привалова Светлана Константиновна, воспитатель филиала Червишевского детского сада "Сибирячок" в селе Онохино "Солнышко"

Автор: Леонтьева Оксана Геннадьевна, старший воспитатель МАОУ Переваловская средняя общеобразовательная школа

Авторы: Болковенко Ольга Антоновна,учитель- логопед, Абдуллаева Эльнара Талятовна, учитель-логопед МАДОУ "Синеглазка" город Ноябрьск, ЯНАО

Авторы:Артемьева Светлана Ивановна, Иванова Екатерина Ильинична, воспитатели МБДОУ "ДС "Золотой ключик" г.Тарко-Сале Пуровского района

Авторы: Гайфуллина Светлана Михайловна, старший воспитатель, Шепиева Наида Алевдиновна, воспитатель МАДОУ "ДС "Ручеёк" ЯНАО, город Новый Уренгой

Автор: Новикова Надежда Викторовна, воспитатель МАОУ Переваловская СОШ структурное подразделение “Золотая рыбка”

Авторы: Сафарова Бопожан Кусаимовна, Сафронова Наталья Валерьевна воспитатели МАДОУ д/с № 186 города Тюмени

Автор: Иванова Екатерина Ильинична, воспитатель МБДОУ "Детский сад комбинированного вида "Золотой ключик", г. Тарко-Сале



Общественный совет при Департаменте образования и науки Тюменской области просит Вас оценить условия пребывания детей в детских садах региона

В Белгородской области выстроена определенная система работы по обобщению актуального педагогического опыта, завершающим звеном которой является областной Банк данных. Он создан с целью пропаганды и распространения актуального педагогического опыта, являющего собой образец профессиональной компетентности и инновационного поиска белгородских педагогов, увлеченных идеей совершенствования учебно-воспитательного процесса с целью достижения высоких результатов педагогической деятельности.

Методические рекомендации

Инструктивно-методические материалы

2021-2022 учебный год

2020-2021 учебный год

2019-2020 учебный год

2017-2018 учебный год

2016-2017 учебный год

2015-2016 учебный год

2014-2015 учебный год

Федеральный уровень

Региональный уровень

  • Флигинских Юлия Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода
  • Калиш Юлия Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 16 с УИОП г. Старый Оскол
  • Катаева Татьяна Анатольевна, учитель иностранного языка МБОУ Прохоровская гимназия Прохоровского района
  • Кравцова Валерия Анатольевна, учитель истории и обществознания МАОУ СОШ № 40 г. Старый Оскол
  • Ладных Михаил Сергеевич, учитель физики ОГАОУ ОК Алгоритм успеха Белгородской области
  • Филонова Оксана Алексаендровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СПШ №33 г. Старый Оскол
  • Агеева Татьяна Александровна, учитель иностранного языка МАОУ СОШ № 1 с УИОП г. Губкина
  • Мишина Лариса Алексеевна, учитель химии и биологии МОУ СОШ № 45 г. Белгорода
  • Становская Светлана Васильевна, учитель начальных классов МБОУ Ровеньская СОШ № 2 Ровеньского района
  • Винтер Лилия Ивановна, учитель изобразительного искусства МБОУ Гимназия № 3 г. Белгорода
  • Белкина Юлия Юрьевна, учитель географии ОГБОУ Лицей № 9 г. Белгорода
  • Дедяева Нина Александровна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ Пятницкая СОШ
  • Иванова Диана Викторовна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 27 Старооскольского городского округа
  • Крицкая Юлия Геннадьевна, учитель английского языка МБОУ Гимназия № 22 г. Белгорода
  • Мальцева Юлия Павловна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ СОШ № 20 г. Старого Оскола
  • Семикопенко Ирина Михайловна, учитель иностранного языка МОУ Двулученская СОШ им А.В. Густенко Валуйского района
  • Швыдкая Наталья Станиславовна, учитель физической культуры МАОУ СОШ № 17 г. Губкина
  • Титовская Елена Петровна, учитель математики, информатики и ИКТ ОГБОУ Ровеньская СОШ с УИОП
  • Улезько Юлия Васильевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ Ровеньская СОШ с УИОП
  • Воропай Ирина Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ Лицей № 10

2021-2022 учебный год

2020-2021 учебный год

2019-2020 учебный год

1. Управление образовательными системами

2. Воспитание и развитие личности

3. Развитие творческих способностей

Автор опыта: Деменкова Ирина Александровна, учитель биологии МБОУ – средней общеобразовательной школы № 7 г. Белгорода.
(Биология – 2012- 2013)

Автор опыта: Новикова Елена Ивановна, педагог дополнительного образования МБДОУ Центр развития ребёнка — детский сад № 89 г. Белгорода.
(Дошкольное воспитание – 2012- 2013)

Автор опыта: Алексеенко Светлана Владимировна, воспитатель МДОУ центра развития ребёнка — детского сада № 12 г. Алексеевки Белгородской области.
(Дошкольное воспитание – 2011-2012)

4. Развитие научного стиля мышления, исследовательская работа в школе

5. Здоровьесберегающие технологии

(Начальная школа– 2014- 2015)

6. Современные инновационные технологии

7. Обучение и воспитание на основе краеведения

8. Мотивация учения. Активизация познавательной деятельности, повышение качества знаний

(Физическая культура – 2020- 2021)

9. Компетентностный подход в обучении

(Иностранные языки – 2021- 2022)

(География – 2020- 2021)

Автор опыта: Решетняк Марина Витальевна, учитель иностраного языка муниципального общеобразовательного учреждения средней школы № 4
г. Алексеевки Белгородской области.
(Иностранные языки – 2015-2016)

(Начальная школа – 2015-2016)

Учреждения СПО – 2015-2016

Дополнительное образование– 2014-2015

Информатика и ИКТ– 2014-2015

(Иностранный язык– 2014-2015)

Автор опыта: Стебловская Лариса Станиславовна, учитель химии
МБОУ – лицей № 10 г. Белгорода.

Автор опыта: Галушко Елена Ивановна, учитель начальных классов МБОУ — средней общеобразовательной школы № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов.
(Начальная школа – 2013-2014)

Автор опыта: Балакирева Виктория Дмитриевна, учитель английского языка МБОУ – средняя общеобразовательная школа № 7 г.Белгорода.
(Иностранный язык – 2013-2014)

10. Совершенствование духовно-нравственного воспитания

11. Технологии развивающего обучения

12. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание

Автор опыта: Прокудина Марина Ивановна, учитель трудового обучения муниципального казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы № 30 VIII вида г. Белгорода.
(Коррекционная педагогика и психология– 2015- 2016)

Автор опыта: Куманина Марина Васильевна, учитель-логопед муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка – детского сада № 10 г. Алексеевки Белгородской области.
(Коррекционная педагогика и психология– 2015- 2016)

Автор опыта:Шконда Ольга Алексеевна, воспитатель МДОУ центра развития ребёнка – детский сад № 10 г. Алексеевки Белгородской области.
(Коррекционная педагогика и психология– 2014- 2015)

(Коррекционная педагогика и психология– 2014- 2015)

13. Экологическое воспитание

14. Работа с одаренными детьми

15. Классное руководство

16. Реализация ФГОС

Читайте также: