Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед россии план урока

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с монументальной скульптурой, понятием мемориального ансамбля, с его образным языком, показать его связь с реальными историческими событиями. Задачи: - формировать навыки работы различными художественными материалами; - развить ассоциативно-образное мышление, художественную , творческую и познавательную

активность; - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к мировому искусству , чувство

патриотизма и межнациональное уважение .

Планируемые результаты:

Предметные

получат возможность научиться: пользоваться необходимой информацией;

аргументированно анализировать скульптурные произведения с точки зрения их принадлежности к определенному событию;

познакомиться с различными скульптурными произведениями .

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

ставят и формулируют проблему урока: выдвигают версии об увиденном, работают по плану, сверяются с целью, делают выводы;

самостоятельно создают алгоритм действий при работе над анализом произведения;

определяют цель (научиться различать содержание и сюжет при восприятии произведения)

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

оценивают свои достижения на уроке.

Коммуникативные:

проявляют активность при решении коммуникативных и познавательных задач в групповой работе;

выдвигают контраргументы в дискуссии;

Личностные

Понимают значение знаний для человека;

осознают свои интересы и цели;

имеют мотивацию к учебной деятельности.

Методы и формы обучения

Методы : объяснительно-иллюстрационный, поисковый, беседа, исследовательский.

Формы : фронтальная, индивидуальная.

Наглядно- демонстрационный материал: иллюстрации с изображением скульптурных произведений , презентация, рабочие листы,

1. Организационный момент.

(Приветствие .Проверка готовности к уроку)

- Здравствуйте , ребята. Садитесь.

- Признаком хорошего настроения является улыбка.

- Улыбнитесь друг другу и мне.

- Я желаю вам , чтобы такое настроение сохранилось до конца урока.

- Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите?

(на доске иллюстрации с изображением скульптуры)

- Скульптура. (слайд 1)

-Что такое скульптура?

- Это вид изобразительного искусства. Это объёмное изображение выполненное из таких материалов: глина, дерево, гипс, бронза, гранит, мрамор и др.

- Скульптура бывает станковая и монументальная.

- Станковая скульптура – статуи , портреты, жанровые сценки.

- Монументальная скульптура – памятники, рельефы на зданиях.

- Для чего нужна скульптура?

Например:
- Познакомиться с информацией об известных мемориальных ансамблях страны и их образным языком.

- Приобрести практический опыт идентичный профессиональной деятельности художника при работе над творческим проектом памятника воинской славы и навыки изображения пропорций человека по представлению;

- Выполнить проект мемориального ансамбля или памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне.

- Записываются воспоминания ветеранов, пишутся литературные произведения, стихи, сочиняются песни и бережно хранятся песни и стихи военных лет, хранятся фронтовые фотографии, медали, ордена, художники пишут картины, скульпторы создают монументы.

- Память Народная живет в камне и бронзе, в словах и нотах, бережно хранится в музейных экспонатах.

- Сейчас я предлагаю небольшое исследование.

(Класс делится по рядам на группы. Каждая группа получает задание.)


объёмное произведение или сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных.

(от лат. monumentum — памятник) - сооружение значительных размеров в честь каких-либо выдающихся событий или лиц в виде однофигурных или многофигурных скульптурных композиций в архитектурном оформлении.

Монументальная скульптура

это монументы, памятники, скульптурные комплексы, которые или дополняют и обогащают архитектуру или самостоятельно выражают и пропагандируют монументальный образ, но не без помощи архитектуры (постамент, организация площадки вокруг памятника)

Мемориальный ансамбль

несколько монументальных произведений, объединенные вместе и связанные друг с другом общим замыслом, увековечивания памяти кого или чего-нибудь.

- Память Народная – это миллионы жизней, соединенных одним стремлением, мужество и отвага воинов, стойкость и вера матерей, радость побед и печаль поражений.

Память Народная – это Куликово поле и поле Бородинское, и Сталинград, и блокадный Ленинград, и Брест. Мы чтим их как святыню.

-Сегодня мы познакомимся с известными мемориалами.

В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов, реконструкция была полностью завершена только в ноябре 2009 года.

- Память Народная – это древний курган над Волгой, где сооружен мемориал героям Сталинградской битвы. В дождь ли, в снег ли, июльским раскаленным полднем, осенним сумрачным вечером идут сюда люди из всех стран мира.

- Чтобы только подготовить поверхность кургана к началу строительства, потребовалось десять лет. Десять лет перебирали землю, освобождая ее от осколков, пуль, снарядов, и на каждом метре находили до двух тысяч металлических частиц. Немало было затаившихся мин и бомб.

- Непростые чувства переживает человек, поднявшись на вершину кургана: вместе с печалью приходит в сердце отвага, прикосновение к истории заставляет ощутить глубинную связь со своим народом, с Родиной.

Учитель во многих населенных пунктах есть комплексы отражающие историю страны. И у нас в селе Калтасы есть мемориальный комплекс посвященный Великой Отечественной войне. (слайд 15).

И во многих городах и селах помнят свою историю и чтят память героев (слайд 16-18)

- Ребята, какие чувства, эмоции вы испытываете, глядя на эти мемориальные ансамбли?

- Скорбь, печаль, гордость, радость…

В других странах также ставят монументы отражающие историю своих стран (Слайд 19-21)

4.Закрепление пройденного материала.

1. Монументальная скульптура –
А) памятник;
Б) горельеф;
В) постамент.

2.Изображение человека по плечи или по грудь –
А) торс;
Б) бюст;
В) статуя.

3.Как называется вид скульптуры, украшающий здания, мосты и фонтаны?
А) мемориал;
Б) станковая скульптура;
В) декоративная скульптура.

4.Скульптура, не связанная с архитектурой, самостоятельная –
А) монументальная;
Б) садово-парковая;
В) станковая.

5.Мемориальный ансамбль – это
А) несколько монументальных произведений;
Б) декоративная скульптура из бронзы;
В) садово-парковая скульптура.

5.Физкультминутка.

(Учащиеся выполняют упражнения)

6.Творческая практическая деятельность.

Задание. На формате А4 создать графический проект мемориального ансамбля или памятника, посвященного Победе в Великой Отечественной войне .


7. Итоги урока. Рефлексия.

(Ребята представляют и анализирует свои работы . Затем предлагается обменяться работами и оценить друг друга ) .

- Что через монументальную скульптуру можно рассказать об исторических событиях, важных для народа, страны, передать переживаемые в те непростые времена чувства.

-Ребята, как вы думаете, справились ли вы с поставленной задачей?

Рефлексия . Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана : (слайд 22)

Цель: познакомить учащихся с мемориальными памятниками г. Волгограда.

Задачи: воспитывать любовь и уважение к истории своей страны, формировать историческую память, совершенствовать графические навыки при рисовании эскиза памятника солдату.

Зрительный ряд: слайды с фотографиями и репродукциями мемориальных памятников о Великой Отечественной войне, плакаты Кукрыниксов.

Форма проведения занятия- заочная экскурсия-путешествие по г. Волгограду.

Основные понятия по теме занятия: художественный образ,памятник, постамент,мемориальный комплекс, статуя, конструкция, воинская атрибутика.

Наступление на Сталинград фашисты начали летом 1942 г. Они неоднократно бомбили город на Волге. Самый тяжелейший авиаудар горожане пережили 23 августа 1942 г. Тогда за один день от бомбежек погибло более 40 тыс. мирных жителей. Горела земля, Волга, от попадания авиабомб в резервуары с нефтью. Помимо этого в августе стояла такая жара, что еще больше усиливало начинающиеся от авианалета пожары. Со слов моей бабушки, которая стала свидетелем драматичных событий - это был кромешный ад.

Фото Кузичева Р. Руины старой мельницы Гергардта.

В результате варварских налетов фашистской авиации и ожесточенных уличных боев в Сталинграде не осталось не одного целого здания. Город буквально превратился в руины.

После войны Сталинград практически пришлось отстраивать заново. Немецкий народ в знак примирения подарил городу купол для планетария. После реставрации в фойе планетария открыта для обозрения мозаика с изображением И. В. Сталина, которая в 60-е годы во время борьбы с культом личности была замурована под слоем штукатурки. За выдающиеся заслуги 1 мая 1945 г. перед Родиной Сталинград был удостоен почетного звания города-героя.

Сегодня г. Волгоград - это крупный промышленный и культурно-исторический центр Нижнего Поволжья. Город растянулся вдоль Волги на 110 километров. В нем проживает более 1 млн. человек. На своей малой родине (ваш покорный слуга родился в г. Волгограде в 1970г.) я оказался, спустя 34 года после последнего посещения. К чемпионату мира по футболу 2018г. город заметно преобразился, похорошел. Мы приехали сюда в августе, всего месяц спустя после шумных футбольных баталий. В городе на современном стадионе "Волгоград-арена" (старый стадион "Ротор" был полностью разобран) проходили матчи группового турнира первенства планеты. Построенный на берегу Волги у подножия Мамаева кургана, стадион стал украшением красивой и протяженной набережной



Фото Кузичева Р. Аллея Мамаева кургана.

Пройдя мимо монумента "Стоять насмерть"


фото Кузичева Р. и стен-руин мы оказались в мемориальном зале Воинской славы. В это время там проходила смена почетного караула. Зал Воинской Славы представляет собой здание цилиндрической формы диаметром 42 и высотой 13,5 метров. Прямо под потолком по всему периметру оставлено щелевидное сквозное отверстие. В центре перекрытия – круглый проем диаметром 11 метров, из него видна Родина-мать.


Фото Кузичева Р. Зал Воинской Славы,

или, как его ещё называют, пантеон Славы, посвящен павшим защитникам Сталинграда. На смену ликованию и торжеству победы приходит настроение скорби, ощущение утраты. По всему периметру стен расположены 34 приспущенных траурных знамени, выполненных из красной смальты и окаймленных черными лентами. К сожалению, как не печально, на этих стенах есть фамилия и моего двоюродного деда. Рядом с пантеоном Славы находится скульптура "Памятник скорбящей матери"


Фото Кузичева Р.

Говорят, что редко какому солдату удавалось прожить больше одного дня на Мамаевом кургане, слишком огромной была плотность огня- на один квадратный метр приходилось от 500 до 1250 пуль и осколков


Фото Кузичева Р. Эхо войны.


Фото Кузичева Р. Рядом с ним находится братское кладбище советских воинов.


Фото Кузичева Р. Весь мемориальный комплекс создавался в 60-е годы под руководством выдающегося советского скульптора Е. В. Вучетича. К тому времени в его послужном списке была замечательная работа над фигурой советского солдата в Трептов-парке в Берлине (Слайд Памятник Воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине). И вот теперь гигантский комплекс в г. Волгограде.


Величественная скульптура красива и выразительна с любого ракурса, интересна в деталях


Фото Кузичева Р.



Фото Кузичева Р. Копия фонтана "Бармалей".


Фото Кузичева Р.

Наше небольшое путешествие подходит к концу, предлагаю прокатиться на теплоходе.

Ну а теперь, предлагаю немного порисовать. Задание : выполнить эскиз памятника солдату.

Вопросы учащимся : Какие мемориальные памятники в нашем городе и районе вы можете назвать? (Катер героям-понтонерам, Звезда на воинском кладбище, Памятник солдату на улице Мира) Какие части памятника обязательно должны быть отображены на ваших эскизах (Постамент и сам памятник).

Варианты решения темы: обелиск, коленопреклоненный солдат, звезда, проводы на фронт.

Материалы: пр. кар, ластик, ф. А4.

Подведение итогов занятия.

Вопросы для проверки. Назовите общий воинский атрибут для трех знаменитых монументов скульптора Е. В. Вучетича? Расскажите историю создания памятников, поделитесь своими впечатлениями?

Спасибо за внимание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку изобразительного искусства в 8 классе по программе Т. Я Шпикаловой "Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России".

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России Программа Т. Я. Шпикаловой 8 класс

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения в честь великих побед России

Программа Т. Я. Шпикаловой

Нарвские триумфальные ворота: история Название : Нарвские триумфальные ворота . Автор : Джакомо Кваренги . Материалы: д ерево и алебастр. Дата создания: 1814. Размер: Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м . На ней была упряжка из шести коней, которыми управляла богиня Славы. По бокам были установлены фигуры римских воинов. В честь победы в войне с Наполеоном.

Нарвские триумфальные ворота: история

Нарвские триумфальные ворота .

Джакомо Кваренги .

д ерево и алебастр.

Дата создания:

Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м,

высота пролёта — 15 м .

На ней была упряжка из шести коней, которыми управляла богиня Славы. По бокам были установлены фигуры римских воинов.

В честь победы в войне с Наполеоном.

Нарвские триумфальные ворота: история Название : Нарвские триумфальные ворота . Автор работы: Стасов Василий Петрович . Материалы: кирпич, медь. Дата создания: 1834 (строительство начато в 1827) . Скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры древнерусских витязей (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский).

Нарвские триумфальные ворота: история

Нарвские триумфальные ворота .

Автор работы:

Стасов Василий Петрович .

Дата создания: 1834

(строительство начато в 1827) .

Скульптурная группа: шестёрка коней (Пётр Клодт) и фигура Славы (Степан Пименов). Скульптуры древнерусских витязей (Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский).

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота

Нарвские триумфальные ворота Скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.

Нарвские триумфальные ворота

Скульптура Нарвских ворот отличается строгостью и простотой, она лишена аллегорической усложнённости образов, характерной для монументально-декоративных произведений этого времени.

Презентация для 8 класса ИЗО по программе Шпикаловой. Говорится о памятниках и мемориальных сооружениях, Александрийский столп, Арка Главного штаба, особенность архитектурного стиля, рассказ о парадоксе, музей под открытым небом, творчество Карла Росси,Арка - триумфальное сооружение в честь победы над Наполеоном.

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения

Памятники скульптуры и мемориальные архитектурные сооружения.

Александрийский столп -1834 г

Александрийский столп -1834 г

Александрийский столп -1834 г. , архитектор О. Монферран.
По заказу Николая I в память о победе его старшего брата – императора Александра I –над Наполеоном. Огромная колонна из розового гранита на квадратном пьедестале.

Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с лицом императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую руку воздевает к небу.

Бронзовые барельефы с орнаментами из воинских доспехов и аллегорические изображения побед русского оружия, украшают пьедестал с четырёх сторон. Древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака;

Столп –чудо инженерного расчета: вот уже более 150 лет стоит ничем не закреплённый, удерживаемый исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Исторический парадокс заключался в том,
что национальная гордость русского царя-победителя нашла воплощение в формах стиля побежденной Франции — ампира, созданного для императора Наполеона Бонапарта.
Поскольку Наполеон стремился к блеску славы римских императоров и египетских фараонов, французский ампир воспроизводил архитектурные образы императорского Древнего Рима и Древнего Египта.
Элементы египетской и древнеримской орнаментики (сфинксы, грифы, легионерские значки с орлами, щиты, топоры, пучки стрел).

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь

Санкт-Петербург. Дворцовая площадь.

Карл Иванович Росси.
Идея – превратить целый город в произведение искусства, в музей под открытым небом.

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Не меняя
жесткий регламент французского ампира , Росси ввел в архитектурный декор элементы древнерусской военной символики и получил национальный вариант ампира.

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

По замыслу
архитектора,
аттик арки предстояло украсить аллегорическими фигурами Справедливости и Власти, дер­жащими щит с гербом империи. Однако Николай I,
при котором завершалось возведение арки, выразил неудовольствие скромностью декора, что продиктовало новый, более пышный и помпезный его вариант. У подножия арки на мощных гранитных пьедесталах появились горельефные композиции из воинских доспехов и древнерусского оружия.

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Карл Иванович Росси. Арка Главного штаба

Над ними, между колоннами, высятся фигуры воинов, олицетворяющие крестьянство и дворянство — главные силы Отечественной войны 1812 г. Тимпан арки украшают рельефные изображения Слав с лавровыми венками в руках. Венчает аттик великолепная колесница Победы, запряженная шестеркой лошадей, резко выделяющаяся на фоне неба и словно летящая над городом.

Колоссальная Триумфальная арка играет в образе площади решающую роль

Колоссальная Триумфальная арка играет в образе площади решающую роль

Колоссальная Триумфальная арка играет в образе площади решающую роль. За ней под некоторым углом Росси расположил вторую арку, образовав как бы шарнир, незаметно и органично осуществляющий переход от площади к улице с сильным изломом. Но именно эта, второстепенная сама по себе, улица посредством арки архитектурно организует связь ансамбля Дворцовой площади с Невским проспектом.
Арка - триумфальное сооружение в честь победы над Наполеоном.

Читайте также: