Относительность механического движения 7 класс план урока

Обновлено: 02.07.2024

П онимает, когда тело можно принять за материальную точку.

Определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется или покоится

Умеет использовать полученные знания для решения задач.

описывать движение используя термины: траектория, путь, тело отсчета

- устно формулировать свои ответы, точно давать определения, проговаривать основные термины .

Учащиеся могут описывать и обобщать в устной и письменной форме результаты исследования с помощью терминов:

Специальная предметная лексика и терминология:

Лексика и терминология, специфичная для предмета

Полезные выражения для диалогов и письма:

Для того чтобы записать / ввести данные/ информацию/ результаты, мы.

Результаты / выводы / таблица результатов работы, проделанной нами, показывают, что .

Как видно из этой таблицы.

Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Развивать внимание и любознательность, работать над развитием познавательного интереса.

Создать условия для формирования познавательного интереса, активности учащихся;

Способствовать развитию конвергентного мышления;

Формирование коммуникативного общения учащихся;

Формировать целеустремленность, настойчивость, терпимость;

Знания по математике: прямая, кривая, ломанная, длина

Навыки использования ИКТ

Математика. Координаты точки.

Запланированная деятельность на уроке

Организация класса к уроку.

Знакомство с планом уроков, озвучивание цели и задачи урока.

Актуализация знаний.

Презентация. Слайд №1

Ситуация для обсуждения в парах

Если мы будем говорить о чистом поле, где движется автомобиль.

То можем мы сказать, куда или откуда он едет?

Примерные правильные ответы учащихся

-Однозначно сказать не можем

Рассмотрение примеров механического движения (слайд№5,6)

Да, относительно дерева мальчик, автомобиль, самолет меняет свое местоположение, т. е можно сказать, что мальчик, автомобиль, самолет движутся относительно дерева .

Запишем определение механического движения

Изменение в течение времени положения тела относительно других тел называют механическим движением(запись в тетрадь)

Чтобы понять смысл этого определения нам необходимо ввести понятие тела отсчета и относительность движения

1.Видео.Разные системы отсчета.

2.Видео. Относительность движения и покоя.

4.Видео. Параллельное движение тел

Тело отсчета Относительность движения.

Тело отсчета – это тело , относительно которого определяется положение другого тела . Обычно в качестве тела отсчета выбирается земля, но может быть и движущийся относительно земли предмет: автомобиль, лодка, самолет и т.д.

Относительность движения проявляется в том, что поведение любого движущегося тела может быть определено только по отношению к какому-то другому телу, которое называют телом отсчета.

Учащиеся приводят примеры механического движения тел

Что Вы можете сказать о размерах тела, участвующих в движении

Примерный правильный ответ –Все они разные по размеру

Говоря о размерах нам необходимо принять некоторые условия.

С этой целью предлагаю просмотреть видео

Астрономические объекты, рассматриваемые как материальные точки.

и презентацию (слайд №9,10,11)

Материальная точка – тело, размерами и формой которого можно пренебречь в данных условиях.

Запишем в тетрадь

Критерии замены тела материальной точкой:

а) путь, пройденный телом, намного больше размеров движущегося тела.

б) тело движется поступательно.

Определение поступательного движения

Это движение, при котором отрезок прямой , связывающий две любые точки этого тела, форма и размеры которого во время движения не меняются, остается параллельным своему положению в любой предыдущий момент времени .

Как определить положение тела? (обсуждение в парах после просмотра видео

1.Видео. Движение тела по прямой

2.Видео. Движение тела на плоскости

3.Видео. Движение тела в пространстве.

Вывод после обсуждения

Система отсчета состоит из тела отсчета, системы координат, часов.

Система координат может быть:

Одномерной, когда положение тела определяется одной координатой

Двухмерной, когда положение тела определяется двумя координатами

Трехмерной, когда положение тела определяется тремя координатами.

Обсудить в паре и привести примеры

Проверка понимания

Формативное оценивание (взаимооценивание)

На выполнение каждого задания 4 минуты, для оценивания один ученик зачитывает свой ответ, остальные оценивают с помощью зеленого(согласен) и красного (несогласен) цветов семафора

Упр №3-5.- на нахождение координат тела.

Упр №1 - на относительность движения

ІІ.Приложение1(относительность движения, тело отсчета)

В движении относительно

В покое относительно

а) автомобиль ______________________относительно знака поворота;

б) пассажир ______________________относительно автомобиля;

в) бегун _________________________относительно мотоциклиста

г) автомобиль________________________относительно мотоциклиста

Цель обучения

7.2.1.2 понимать относительность механического движения

Критерии оценивания

определяет тела отсчета, относительно которых данное тело движется.

определяет тела отсчета, относительно которых данное тело покоится.

Подумай и ответь

1.Можно ли считать Луну материальной точкой при расчете расстояния от Земли до Луны; при измерении её диаметра; при расчете движения спутника вокруг Луны; при посадке космического корабля на ее поверхность; при определении скорости ее движения вокруг Земли?

2.В каких случаях человека можно считать материальной точкой:

а) человек идет из дома на работу;

б) человек выполняет гимнастические упражнения;

в) человек совершает путешествие на пароходе;

г) при измерении роста человека?

3. Можно ли считать футболиста материальной точкой, когда:

а) он бежит от середины поля к воротам противника;

б) он отбирает мяч у противника;

в) он делает пас другому игроку;

г) он спорит с судьей;

д) врач оказывает ему помощь?

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрели относительность механического движения

Что я хорошо понял

В чем я испытываю затруднения

Что я вообще не понял

Сайт Bilim . lend . kz

§ 17,22,23 механическое движение, система отсчета, путь и перемещение- учебник Физика и астрономия 7-Р.Башарулы и др.

Задание 7 на стр 60

Задание 10, Упражнение № 6.на стр 75

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности

Будет использована работа в парах для выявления уровня обученности и продвинутости, для дальнейшей дифференциации.

Правила техники безопасности

Рефлексия по уроку

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Один ученик на начальном этапе не разобрался в случаях, когда тело можно принимать за материальную точку. Благодаря работе в паре и формативному оцениванию (по ответам одноклассников)он усвоил материал

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:Формативное оценивание на понимание

2:использование сайта Bilimland . kz

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1: проведение части урока на спортивной площадке школы для бъяснения относительности механического движения

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

Проверка домашнего задания (устный опрос по пройденному материалу).

1.Назовите три состояния вещества. Приведите примеры.

Агрегатные состояния веществ: твердые (сталь, латунь), жидкие (вода), газообразные (водяной пар, природный газ).

2. Отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов.

Твердые тела сохраняют свою форму и объем.

Жидкость может изменять свою форму, но ее объем сохраняется прежним.

Газообразные тела не обладают ни собственной формой, ни собственным объемом.

Мы переходим к изучению следующего раздела физики. Он называется взаимодействие тел . Одно из важнейших понятий, относящихся к этому разделу, – механическое движение.

Что позволяет нам судить о том, движется тело или покоится? Если тело изменяет свое положение в пространстве с течением времени, то говорят, что это тело движется.

Рис. 2. Относительно первого наблюдателя автомобиль движется

Рис. 3. Относительно второго наблюдателя автомобиль находится в состоянии покоя

Или, например, ученик, стоит в классе у доски. Он движется или покоится? Если не давать никаких уточнений, то оба варианта ответа могут быть правильными. Так происходит потому, что мы не назвали, относительно чего происходит (или не происходит) движение. Если рассматривать ученика как физическое тело относительно классной доски, то ученик покоится.

Когда тело движется, то постепенно его положение в пространстве относительно других тел меняется.

Тело, относительно которого рассматривается движение, называется телом отсчета.

Можно сказать, что движущееся тело переходит из одних точек пространства в другие. Все эти точки располагаются на линии, у которой есть особое название.

Линия, вдоль которой движется тело, называется траекторией.

Если траектория представляет собой прямую линию, то такое движение тела называют прямолинейным.

Если траектория представляет собой кривую линию, то такое движение называют криволинейным . Например, Земля и другие планеты движутся вокруг Солнца по криволинейным траекториям.

В повседневной жизни нам довольно часто удается видеть траектории движения различных тел. Это белый след, который оставляет в небе самолет, это след лыж на снегу, это след, который оставляет собака, попавшая лапами в лужу.

Если каким-либо прибором измерить длину траектории, то мы получим новую физическую величину – путь.

Длина траектории называется путем.

Путь обычно обозначают латинской буквой S. В системе СИ путь, как и любая длина, измеряется в метрах. Сокращенно это обозначают так:

Рис. 8. Длина траектории называется путем и измеряется в метрах

Рассмотрим еще один пример механического движения. Два автомобиля движутся относительно наблюдателя, находящегося извне. Пусть автомобили движутся параллельно друг другу. Кроме того, пусть они движутся в одном направлении и с одинаковыми скоростями. Тогда друг относительно друга эти автомобили находятся в состоянии покоя.

Рис. 9. Движение с равными скоростями по параллельным траекториям

Теперь, зная, что

- любое движение есть изменение;

- в случае механического движения изменяется положение тела в пространстве;

- положение тела всегда рассматривается относительно другого тела (наблюдателя);

- для изменения положения необходимо некоторое время,

можно дать следующее определение механического движения.

Механическим движением называется изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени.

Закрепление изученного ( сборник задач №95, 96 )

№95. В движущемся вагоне пассажирского поезда, на столе лежит книга. В покое или в движении находится книга относительно: а) стола, б) рельсов, в)пола вагона, г) телеграфных столбов.

Ответ: а) в покое, т.к. книга относительно стола не перемещается; б) движется, т.к. перемещается вместе с поездом относительно рельсов; в) в покое, т.к. книга относительно пола не перемещается; г) движется, т.к. книга вместе с поездом перемещается относительно столбов.

Применение знаний и умений. Уметь определять вид траектории и пройденный путь в различных системах отсчета.

Совершенствование знаний. Определить пройденный путь, используя длину своего шага.

Контроль знаний и умений учащихся.

№96. Какую траекторию при движении описывает центр колеса автомобиля относительно прямолинейной дороги.

Ответ: Ось колеса закреплена относительно кузова автомобиля и вместе с ним центр колеса движется по прямой линии.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План урока

Раздел долгосрочного плана:

Механическое движение

ФИО учителя: Кузьмич М.И.

Участвовали:

Отсутствовали:

Относительность механического движения. Практическая работа № 1

Цели обучения для достижения на этом уроке

7.2.1.2 приводить примеры относительности механического движения ;

Для всех: приводят примеры относительности механического движения;

Для большинства: применяют характеристики механического движения при решении качественных задач

Для некоторых: объясняют причины относительности механического движения, составляют задачи

Критерии оценивания

Обучающийся приводит примеры относительности механического движения

Языковые задачи

Предметная лексика и терминология : тело отсчета, система отсчета, относительность движения

Полезные фразы: любое механическое движение является …, система отсчета – это …, под координатной прямой мы понимаем ….

Приучение к ценностям

Экономическй рост, основанный на индустриализации и инновации

Через решение задач, умение работать в группе, работать с источником информации, написание эссе.

Межпредметная связь

Русский язык – грамотная речь, письмо

Математика – координатная прямая, система координат

Предшествующие знания

Механическое движение, траектория, путь, перемещение, материальная точка,

Создание коллаборативной среды:

II . Проверка домашнего задания: кроссворд

Групповая работа

По горизонтали : 1. Длина траектории … 4. Ключевое слово изучаемой темы .

По вертикали : 2. Основная фигура планиметрии. 3. Направленный отрезок, соединяющий начальное положение и конечное положение тела. 5. След, оставленный телом при движении. 6. Наука о природе.

Обратная связь: какое слово является первостепенным

Тема урока и целеполагание

III . Изучение темы

А) Воздушный шар оказался в сплошном тумане. Может ли воздухоплаватель, не пользуясь приборами, определить направление полета?

В) Приведите примеры случаев, когда одно и тоже тело неподвижно относительно одних тел, и движется относительно других.

Учащиеся думают, обсуждают, каждый высказывается

2. Работа с текстом

- назовите ключевое слово (относительность)

- что необходимо выбрать для описания движения?

- что такое тело отсчета? Где оно находится?

- как можно считать любое механическое движение?

- что связывают с телом отсчета?

- как называют совокупностьмежду собой тела отсчета, системы координат и часов?

Дескрипторы Обучающийся правильно:

- определяет тело отсчета;

- говорит об относительности движения;

- говорит о системе отсчета;

3 . Проверка понимания изученной темы. Работа в парах

а) автомобиль ____________относительно замка

б) пассажир ______________относительно автомобиля;

в) Земля _____________относительно Солнца

г) турист ______________относительно моря

д) самолет ____________ относительно земли.

Дескрипторы Обучающийся правильно:

- называют тело, движущееся относительно другого;

- называют тело отсчета.

4. Закрепление знаний

Практическая работа

В движущемся вагоне пассажирского поезда на столе лежит книга. В каком состоянии находится книга относительно: а) стола; б) рельсов; в) пола вагона; г) телеграфных столбов?

Буксир по реке толкает баржу.относительно каких тел меняется положение буксира? Относительно какого тела его положение не меняется?

Во время сильного снегопада трудно понять, движется поезд, или нет. Почему?

Мотороллер движется прямолинейно. Какие его части описывают относительно земли прямолинейную траекторию, а какие – криволинейную?

Поезд едет на восток. В каком направлении летит вертолет, если находящеусяв нем летчику, наблюдавшему за движением поезда, кажется, что: а) поезд покоется; б) поезд движется на запад?

Какой будет траектория движения иглы швейной машины относительно: а) корпуса машины; б) куска сшиваемой ткани? Сделать рисунок.

Дескриптор Обучающийся правильно :

- называют тело отсчета;

- называют тело, движущееся относительно тела отсчета;

- выполняют рисунок траектории движения.

П. 7, отвечать на впросы на стр 40

Мне всё понятно.

Вопросов нет.

У меня есть вопросы.

Мне ничего не понятно.

Дифференциация – каким способом вы хотите больше оказывать поддержку? Какие задания вы даете ученикам более способным по сравнению с другими?

Оценивание – как Вы планируете проверять уровень освоения материала учащимися?

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности

Решение качественных и расчетных задач, разноуровневых задач, выполнение домашнего задания на выбор.

Решение нестандартных задач

Самопроверка, взаимопроверка, проверка учителем (решение задач, сформированность навыков устной, письменной речи, работа с источником, умение отбирать главное, объяснять выбор)

Создание доброжелательного климата в ходе урока, применение упражнений для поддержки тонуса мышц, отслеживание правильной посадки за партой, выполнение упражнений для снятия усталости глаз

Рефлексия по уроку

Была ли реальной и доступной цель урока или цели обучения?

Все ли учащиеся достигли цели обучения? Если ученики еще не достигли цели, как вы думаете, почему? Правильно проводилась дифференциация на уроке?

Эффективно ли использовали вы время во время этапов урока? Были ли отклонения от плана урока, и почему?

Итоговая оценка

Две вещи, лучше всего прошедшие на уроке (о преподавании и учении)?

Что могло бы посодействовать тому, чтобы урок прошел еще лучше? (о преподавании и учении)?

Что я выяснил на этом уроке о классе или о достижениях/затруднениях отдельных учеников, на что обратить внимание на следующем уроке?

Критерий оценивания подчинен цели обучения: каждый обучающийся приводит примеры относительности механического движения. Языковае цели, поставленные на уроке, позволили обеспечить учащихся запасом новых слов и словосочетаний по данной теме, развивать речь, устную и письменную, что в дальнейшем необходимо современному грамотному человеку. Межпредметная связь с русским языком, математикой прослеживалась через приемы, задания, используемые на уроке. Активно применялись предшествующие знания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Механическое движение.

Цели:

образовательные:

сформировать представление об относительности механического движения

воспитательная:

прививать стремление к овладению новыми знаниями;

развивающая:

развивать мыслительные навыки учащихся.

Оборудование: проектор, экран, ноутбук, видеофрагменты.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Мотивация учебной деятельности.

Кто считает, что вы движетесь поднимите руки.

А кто считает, что находитесь в покое?

Мы видим, что мнения разделились. Необходимо выяснить, что собой представляет движение.

(записали в тетрадь тему урока)

IV. Изучение нового материала.

Самый простой вид движения- механическое движение.

(Записали в тетрадь)

Механическое движение.

Механическим движением тела называют изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.

Примеров механического движения в окружающем нас мире много: едет машина, летит самолёт, плывут облака по небу, набегают волны на берег.


Изменяется ли по отношению к столу, к стенам класса наше положение в данный момент?

Следовательно, относительно стола и стен мы не движемся.

Но в тоже самое время, вместе с Землей мы изменяем наше положение относительно Солнца.

Следовательно, относительно Солнца мы движемся.


Приведите примеры относительности движения (по слайду).


Относительно друг друга и паровоза вагончики не движутся.

Относительно деревьев, железнодорожного полотна, птиц, облаков вагончики и паровоз движутся.

Двигаясь с течением времени из одной точки в другую, тело описывает некоторую линию.

Траектория- это линия, по которой движется тело.

(Записали в тетрадь)

Траектория.

Линия может быть видимой (некоторое время виден след за сверхзвуковым самолетом, за лыжником на снегу, за ручкой на тетрадном листе, за мелом на школьной доске), может быть невидимой (во время полета птиц, при езде велосипедиста).


Траектория может быть прямой линией, может быть кривой линией.

В зависимости от формы траектории механические движения делятся на прямолинейные (траектория- прямая линия) и криволинейные (траектория -кривая линия).


Если измерить длину этой линии, то получим физическую величину- пройденный путь.

(Записали в тетрадь)

Пройденный путь.

Пройденный путь- длина траектории.


Физические величины обозначают с помощью символов.

(Записали в тетрадь)

S - путь.

Приведите примеры пройденных телами путей.

Обратите внимание вы не только называете числовое значение, но указываете единицу измерения пути: метры, километры и так далее.

Физическая величина имеет числовое значение и единицу измерения.

Чтобы не было путаницы в единицах измерения величин принята единая система единиц- СИ (Система Интернациональная).

(Записали в тетрадь)

[S] = м в СИ.

Все величины делятся на скалярные, не имеющие направление, и векторные, имеющие направление.

(Записали в тетрадь)

Путь- скалярная величина.

Физкультминутка.

Покажите: плывут облака, бегут волны, раскачиваются ветки деревьев, падают капли дождя.


Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути называют равномерным.

Равномерное движение встречается очень редко. Почти равномерно движется Земля вокруг Солнца.

Более распространенный вид движения- неравномерное движение. Это движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути.

Автомобиль движется то быстрее, то медленнее, проходя за одинаковые промежутки времени разные пути.

Если все части тела движутся одинаково, то такое движение называется поступательным.

Автомобиль совершает по дороге поступательное движение (за исключением колес: колёса совершают вращательное движение).

(Записали в тетрадь)

Поступательное движение.

Всякое тело имеет определенные размеры. Различные части тела находятся в разных местах пространства. Однако, во многих случаях нет необходимости указывать положения отдельных частей тела. Данное тело можно считать материальной точкой, если его размеры малы по сравнению с расстоянием, которое оно проходит.

(Записали в тетрадь)

Материальная точка.

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется материальной точкой.

Изучая движение планет вокруг Солнца, их можно принять за материальные точки.


Космический корабль при наблюдении его с Земли можно рассматривать как материальную точку. Но космонавт, находящийся в корабле, считать его материальной точкой не может.

Можно ли считать муху материальной точкой? А слона?

(Не имеет значение маленькое это тело или большое. Главное- условия, в которых рассматриваем движение тел).

(Записали в тетрадь)

Тело отсчета.

Тело отсчета - это тело, относительно которого рассматривают положение данного тела.

Им может быть любое тело: дом, дерево и так далее. Но чаще всего за тело отсчета принимают Землю.


Траектория зависит от выбора тела отсчета. Если в безветренную погоду из окна вагона поезда наблюдать за дождём, то видно, что капли оставляют на оконных стёклах неподвижного поезда вертикальные следы, а на стёклах движущегося поезда - наклонные.

(Записали в тетрадь)

Траектория и путь- относительны.


V. Закрепление изученного материала.

Вопросы для обсуждения.

Когда мы говорим о движении тела, то всегда имеем в виду, что оно изменяет положение. (относительно других тел).

Если положение автомобиля меняется относительно других тел, то говорят, что он. (движется относительно этих тел).

Если положение автомобиля не меняется относительно других тел, то говорят, что он. (покоится относительно этих тел).

Тело, относительно которого рассматривают положение данного тела. (тело отсчета).

Примеры механического движения.

Тело движется по некоторой линии, которую называют. (траекторией движения тела).

Траектория может быть. (видимой и невидимой).

Траектория по форме может быть. (прямой и кривой).

Длина траектории - это физическая величина. (пройденный путь).

Движение, при котором тело за любые равные промежутки времени проходит одинаковые пути называют. (равномерным).

Движение, при котором тело за равные промежутки времени проходит разные пути называют. (неравномерным).

Тело, размерами которого в данных условиях можно пренебречь, называется. (материальной точкой).


Образовательная: Ввести понятие относительности механического движения, закон сложения скоростей.

Развивающая: формировать навыки логического мышления, умения анализировать, делать выводы, исследовательской деятельности, развитие познавательного интереса учащихся.

Воспитательная: Воспитание любознательности, интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Демонстрации: относительность формы траектории, относительность пути, относительность координаты тела, относительность перемещения, относительность скорости.

Оборудование: центробежная машина, штативы, линейка, брусок, диск, листы бумаги.

Едут два мальчика в автобусе и спорят:

-Саша, я тебе говорю, мы движемся.

-Нет, мы не движемся.

-Нет, ты не прав, мы же проехали большое расстояние от школы, а значит движемся.

-Нет, Вова, мы с тобой стоим на одном месте и по автобусу не бегаем, следовательно, находимся в покое.

Как вы считаете, кто из мальчиков прав?

Ответы учащихся: высказывают свое мнение.

(Правильный ответ: оба мальчики правы! Мальчики движутся относительно школы, и покоятся относительно автобуса.)

Вывод учителя: Следовательно движение и покой относительны, то есть зависят от выбора системы отсчета.

Изучение нового материала

Так как речь идет о движении, то какие физические величины характеризуют движение?

Траектория, путь, перемещение, скорость и координата.

Учитель: какие из этих понятий встречаются на уроках физики и математики?

Учитель: А как вы думаете, будут ли эти величины, так же, как и в первой задаче, зависеть от выбора системы отсчета? Какова ваша гипотеза?

Итак, вы считаете, что эти величины зависят от выбранной системы отсчета.

Наша гипотеза:

Относительность движения проявляется в том, что форма траектории, путь, координаты тела, его перемещение и скорость движения зависят от выбора системы отсчета.

Ну а сейчас наша задача доказать или опровергнуть эту гипотезу.

Демонстрация опыта.

Сейчас мы с вами проделаем опыт для того, чтобы ответить на следующий вопрос

Слайд. Зависит ли форма траектории и путь от выбора системы отсчета?

Данный прибор называется центробежная машина. Мне нужна будет помощь одного из вас. Саша, помоги мне, пожалуйста. Саша будет вращать ручку центробежной машины, в результате чего диск будет вращаться. Я возьму линейку и вдоль нее проведу мелом прямую линию на вращающемся диске.

По какой траектории движется мел относительно линейки?

Ответы учащихся: прямая линия.

По какой траектории движется мел относительно круга?

Ответы учащихся: спираль.

(прямая – относительно учащихся, спираль – относительно центра диска).

Демонстрация спирали на диске.

А теперь выясним, какой же путь проделал мел относительно линейки и относительно вращающегося диска?

А теперь ответим на вопрос, зависит ли форма траектории и путь от выбора системы отсчета?

Демонстрация опыта:

Проделаем следующий опыт для того, чтобы ответить на вопрос

Слайд. Зависят ли координата, перемещение и скорость одного и того же тела от выбора СО?

На демонстрационном столе стоит штатив, обозначенный цифрой 1 – это первая система отсчета. Второй штатив, обозначенный цифрой 2, установлен на линейке – это вторая система отсчета. На этой же линейке покоится лежит брусок, за движением которого относительно этих двух систем отсчета мы будем наблюдать.

В данный момент брусок неподвижен в обеих СО. Если перемещать линейку вдоль стола, будет ли изменяться координата бруска в обеих СО?

Ответы учащихся:

А будет ли меняться перемещение?

Ответы учащихся:

А будет ли изменяться скорость?

А теперь ответим на вопрос, зависит ли скорость, координата и перемещение одного тела от выбора СО?

Учащиеся: да, зависит.

Учитель: Таким образом, что получилось? Доказали мы нашу гипотезу?

Слайд. Относительность движения проявляется в том, что форма траектории, путь, координаты тела, его перемещение и скорость движения зависят от выбора СО.

Учащиеся: да, доказали

Запишем это утверждение в тетрадь!

Учитель: У вас на столах лежат бумажные диски. В центре диска расположена т.О. Если мы будем катить диск по столу, какую траекторию будет описывать т.О относительно стола?

Учащиеся: Прямая (вместе с ними чертим траекторию на листах)

А будет ли двигаться т.О относительно диска?

Учащиеся: нет, не будет.

На диске также отмечена т.В. давайте рассмотрим траекторию движения т.В относительно стола. (Демонстрирую на доске и говорю, что это нужно будет доделать дома)

Слайд: рисунок системы Птолемея

Относительное движение – очень важная тема, еще во II веке Птолемей высказал идею, что Земля – центр Мира, и все планеты движутся вокруг нее. Действительно: то, что он видел, то он говорил.

Слайд: рисунок системы Коперника.

В XVI веке Коперник высказал идею, что Солнце – центр Мира, и все планеты движутся вокруг него. Он был прав только отчасти.

Слайд: Эйнштейн.

Закрепление нового материала

Давайте поработаем с учебником, откройте страницу 90 рисунок 1. На рисунке изображен маятник. Принцип действия этого маятника такой: на подвесе висит воронка, в которой находится или песок, или какая-то краска. Если маятник двигается, то мы сможем увидеть траекторию его движения. На рисунке маятник двигается слева направо, под ним расположена двигающаяся лента. Обратите внимание на то, какова форма траектории движения маятника относительно двигающейся ленты. Что это за траектория?

Криволинейная траектория – синусоида.

А какова будет форма траектории относительно неподвижной ленты?

Давайте, посмотрим на рисунок 2. На движущемся поезде стоит девочка и набивает мячик. Относительно девочки какова траектория движения мальчика?

Рядом с поездом стоит мальчик. Какую траекторию движения мяча видит мальчик?

Криволинейная траектория – парабола. (нарисовать на доске)

Скорость пассажира (по отношению к поезду) равна 5 км/ч. Можно ли найти скорость пассажира относительно Земли, если известно, что поезд движется относительно нее со скоростью 70 км/ч?

Давайте ответим на этот вопрос.

Есть 3 ситуации

Посмотрите на рисунок 5. Поезд движется, девочка стоит в поезде. Какова ее скорость относительно Земли?

А теперь обратимся к рисунку 6. Поезд движется, девочка движется по направлению поезда. Какова ее скорость относительно Земли?

На рисунке 7 Поезд движется, девочка движется против движения поезда. Какова ее скорость относительно Земли?

На основании этой задачи мы получили знаменитый закон сложения скоростей:

Если вспомнить, что скорость – векторная величина, то эти формулы можно записать так:

Домашнее задание: П.17 пересказ, выучить вывод об относительности движения, задача с диском.

Итак, урок подходит к завершению. И последнее, о чем я вас попрошу – это продолжить фразы на слайде

сегодня я узнал…

я выполнял задания…

Мне очень понравилось с вами работать. Спасибо за урок!


-75%

Читайте также: