Отношение к школе и к учебной деятельности

Обновлено: 05.07.2024

В педагогической психологии проблеме мотивов учения посвящен ряд специальных исследований. В частности, А.К. Маркова неоднократно обращалась к проблеме мотивации учения в школьном возрасте и определяет мотивацию учения как сложное психическое образование, имеющее свое строение и свою динамику.

Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя познавательные потребности, цели, интересы, стремления, идеалы, мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные (внешние) мотивы учения обуславливают постоянную динамику, вступающих в новые отношения друг с другом побуждений.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:

– характером образовательной системы;

– организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;

– особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);

– личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;

– спецификой учебного предмета.

Учебная деятельность является полимотивированной, т.к. активность обучаемого имеет различные источники. Источники активности подразделяются на:

– внутренние (познавательные потребности; социальные потребности);

– внешние – определяются условиями жизнедеятельности обучаемого (требования связанные с соблюдением социальных норм; ожидания – характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности; возможности – объективные условия, которые необходимы для развертывания учебной деятельности (школа, учебники, библиотеки);

– личные (интересы, потребности, установки, эталоны, стереотипы, которые обуславливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению, самореализации).

Взаимодействие внутренних, внешних, личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурирования системы учебных мотивов или их деформации.

Наиболее общей характеристикой мотивации учебной деятельности школьников является отношение к учению. Отношение к учению характеризуется по таким признакам, как успеваемость, посещаемость, общая активность на занятиях, добросовестность выполнения учебных заданий, наличие интересов, их широта и устойчивость.

А.К. Маркова выделяет следующие виды отношения к учению:

– положительное: аморфное, неопределённое; познавательное, осознанное, инициативное; личностное, осознанное, действенное.

Для отрицательного отношения к учению характерна бедность и узость мотивов, познавательные мотивы исчерпываются интересом к результату, не сформировано умение ставить цели, преодолевать трудности в учении, не сформирована учебная деятельность, отсутствуют умения выполнять действия по развёрнутой инструкции взрослого, отсутствует ориентация на поиск разных способов действий.

Положительное аморфное (неопределённое) отношение к учению характеризуется неустойчивым переживанием новизны, любознательности, преобладанием широких социальных мотивов, прежде всего мотивов долга. Характеризуется пониманием и первоначальным осмыслением целей, поставленных учителем; характеризуется выполнением отдельных учебных действий по образцу и инструкции, а также простейшими видами самоконтроля и самооценки.

Положительное познавательное, осознанное, инициативное характеризуется тем, что учащиеся могут ставить новые цели, на основе которых могут возникать новые мотивы, а также тем, что соотношение целей и мотивов осмысленно. Учебная деятельность включает не только воспроизведение учебных задач учителя, но и самостоятельно поставленные цели, выполнение действий по собственной инициативе, осознаются различные способы действия и результаты, наблюдается стремление к поиску разных способов учебной работы, стремление планировать и оценивать свою учебную деятельность, проверять и корректировать себя на каждом этапе работы.

Положительное личностное, ответственное, действенное отношение к учению. Такой вид мотивации характеризуется соподчинением мотивов и наличием их, иерархии, устойчивостью и сбалансированностью. Учащиеся умеют ставить перспективные нестандартные цели и реализовывать их, они способны предвидеть социальные последствия своей учёбы и поведения, способны преодолевать трудности, препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения задач, гибкость и мобильность этих способов, учебные действия и умения доведены до уровня навыков и привычек культуры труда, они готовы использовать результаты учения в социальной практике, обнаруживают потребность в самообразовании, творческой деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема учебной мотивации, позитивного отношения к учению с каждым годом всё острее встаёт перед педагогами, психологами, родителями. Все понимают: нужно что-то менять в системе обучения. Но что? Логика подсказывает, что есть два возможных пути изменения ситуации. Первый путь – заставить детей хотеть, тогда и учителя смогут их учить без особых проблем. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться.

Формирование позитивного отношения у школьников к обучению

В настоящий период весь мир кардинально меняет свое отношение ко всем видам образования, которое рассматривается как главный ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в том, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества становится человек, способный к поиску и освоению новых знаний, принятию нестандартных решений. Важная черта современного образования России — его направленность на подготовку специалистов, способных не только приспосабливаться к жизни, но и быть готовыми к дальнейшей жизнедеятельности: активно осваивать ситуации социальных перемен и участвовать в преобразовании общества

Основной вектор преобразований современного образования связан с ростом ориентаций на развитие индивидуальных личностных ресурсов ученика, его творческих способностей и ведущих психических качеств.

Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, создать условия для позитивного отношения школьника к процессу обучения.

Одним из действенных средств позитивного отношения к предмету является наличие интереса.

Спорным в психолого-педагогической науке является и вопрос о том, на что опирается обучающийся в проявлении позитивного отношения к предмету: на потребностно-мотивационную, волевую сферы или на формы и методы образовательного процесса.

Исследования зарубежных авторов показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, позитивное отношение имеет физиологическую основу, с другой стороны оно формируется в учебной деятельности.

Современные подходы к развитию позитивного отношения к учению основаны на подсознательной переработке поступающей информации.

Анализируя существующий научный опыт по проблеме развития позитивного отношения к учению, совершенно справедливо отмечают, что оно проявляется в деятельности и, в частности, учебной. Поэтому встает вопрос о разработке и применении современных методов, приемов, способов, технологий, направленных на развитие интереса к предметам.

Одной из таких действенных форм являются инновационные уроки. Разработка инновационных уроков базируется на основах развивающего обучения, как эффективного условия приобщения обучаемых к предмету.

Формирование позитивного отношения школьников к обучению будет проходить более эффективно и успешно при:

-выделении основных факторов, способствующих формированию позитивного отношения школьников к обучению;

-проектировании учебной деятельности на основе инновационных уроков.

Анализ научных источников показал, что позитивное отношение к обучению у школьников может быть сформировано путем реализации определенных условий, включенных в учебную деятельность: рационального взаимодействия школьников с ровесниками, родителями, педагогами.

Любое поглаживание включает в себя все три компонента в различных пропорциях и может относиться как к личности партнера, так и к результатам его действий.

Один из наиболее доступных и эффективных способов управления мотивацией заключается в использовании стимулов.

Стимулирование — это воздействие на поведение ученика или сотрудника с помощью изменения внешних условий (обычно — наград и наказаний).

Позитивное отношение связано с такими компонентами как:

1. Успех и его признание — важные мотивирующие факторы не только в труде, но и в обучении. Признание достижений в освоении сложной деятельности, в профессиональном продвижении и развитии — необходимое условие эффективного обучения.

3. Аргументация. Сами по себе позитивные чувства в большинстве случаев не нуждаются в пояснении. Однако в некоторых ситуациях обучающемуся важно понять, на каком основании мы высоко оцениваем продемонстрированные им результаты. Особенно важно это бывает, когда мы управляем его работой или обучением. В таких случаях в конструктивное одобрение включают аргументы, проясняющие основания позитивной оценки.

Выделили ряд условий, повышающих эффективность позитивного отношения обучения:

Заинтересованность. Человек, выражающий конструктивное одобрение, проявляет искреннюю заинтересованность в успехах исполнителя или ученика.

Компетентность. Человек, принимающий одобрение, считает оценивающего компетентным и заслуживающим доверия.

Оперативность. Чем меньше времени прошло между достижением и одобрением, тем лучше.

Уместность. Выражать благодарность, заботу, одобрение важно в такой момент, когда человек может адекватно их воспринять.

Отсутствие сравнений с другими. Целесообразнее отмечать не то, что лучше, чем у других, а то, что стало лучше у него сегодня по сравнению со вчерашним днем.

Соразмерность. Поощрение должно быть соразмерно затраченным человеком усилиям.

Признание. Поощрение должно обращать внимание на то, что достигнутый высокий результат — реализация возможностей и способностей, а не случайность.

Таким образом, можно сделать вывод, что отношение в своем конечном моменте формирования есть позиция личности обучающегося. Она основывается на разносторонней оценке объекта: признаков, качеств, принадлежности, роли смысла и значения. Но отношение следует рассматривать прежде всего как процесс, в котором непрерывно и постоянно функционирует связь между субъектом и объектом отношения. Ранее сложившееся отношение к данному объекту в связи с новой ситуацией может перестраиваться, пополняясь новыми сведениями. И это происходит постоянно, поэтому отношение как позиция изменчиво, ситуативно, оно изменяется под влиянием новых факторов до тех пор, пока не выработается устойчивое и закрепившееся в сознании учащегося отношение.

Осуществляемый учителями процесс обучения представляет собой развитую, многоаспектную систему, основными назначениями которой являются:

Однако, передача знаний, по нашему мнению, должна базироваться на позитивном отношении к учению.

Позитивное отношение базируется в первую очередь на интересе.

Исследование феномена "интерес" на междисциплинарном уровне позволило выявить сложность и многовариантность его определений в психологической и педагогической литературе.

Интерес в переводе с латинского языка понимается как предмет, имеющий значение. Существует множество взглядов на интерес.

Позитивное отношение к учению у школьников выступает как динамическая тенденция, как форма проявления потребностей и мотивов, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности, носит избирательный характер, сопутствует человеческой деятельности. Вместе с тем, — это и процесс ознакомления человека с предметами и явлениями на предмет удовлетворения возможных потребностей.

Позитивное отношение к обучению личности учащегося выполняет важные функции:

стимулирует деятельность человека, тем самым способствует развитию способностей;

делает деятельность личности целеустремленной, а этим самым повышается качество подготовки;

активизирует познавательную деятельность личности;

способствует развитию эмоциональной сферы личности, что позволяет установку на учебную деятельность сделать более устойчивой;

выполняет побуждающую функцию, что позволяет мобилизовать волевые усилия для решения стоящих учебных задач.

Возникает предположение: если позитивное отношение к обучению определяет творческий характер деятельности, то и включение обучающегося в деятельность творческого характера должно способствовать возникновению и развитию позитивного отношения к обучению.

Признание наличия в структуре учебной деятельности мотивационного блока даёт возможность предполагать, что творческая деятельность требует выработки положительного к ней отношения, чтобы субъект включался в эту деятельность. Тогда выходит, что необходимо различать позитивное отношение к обучению к содержанию усваиваемых знаний и позитивное отношение к обучению к деятельности по усвоению этого содержания. Поскольку познавательная деятельность может носить репродуктивный и творческий характер, возникает необходимость выяснить особенности позитивное отношение к обучению в творческой деятельности.

Следовательно, можно выделить то место в структуре познавательной и учебной деятельностях (учитывая и познавательный и творческий характер обучения), которое занимает позитивное отношение к обучению (рис. 1.).


Ключевые слова: учебный, познавательный интерес, формирование интереса к учебной деятельности, результативность, мотивы, стимулы, значимость знаний.

Всякое учение должно начинаться с любви к изучаемому предмету.

Учебный интерес — это своеобразие эмоционально-познавательное отношение к изучаемым в школе учебным дисциплинам. Учебный интерес проявляется в стремлении глубже и основательнее изучать тот или иной предмет, приобретать знания и умения.

Проблемой формирования интереса к учебной деятельности занимались Морозова Н. Г., А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, И. Д. Левитов, Д. Б. Эльконин и многие другие.

Отношение к учению — понятие, которое по своему содержанию делится на три вида: положительное, отрицательное и пассивное. Любое отношение учащегося к учению характеризуется наличием у него желания учиться. Но различается это отношение по уровню активности и усердия, а также по характеру переживаний, обусловленных учением. Чтобы не изучал подросток в школе, у него всегда возникают определенные переживания, вызванные выполнением той или иной деятельности, которые отражаются в его психическом состоянии, — радость, скука или огорчение.

Безусловно, переживания, которые доставляют удовольствие, повышают успешность и результативность учебной деятельности, а также работоспособность учащихся. Все это способствует формированию положительного отношения к учению. И, наоборот, переживания, которые рождают ощущение скуки и безразличия или даже неудовольствия и равнодушия неизбежно приводят к формированию пассивного и отрицательного отношения к школе. Если же такое состояние возникает на каждом уроке, независимо от учебной дисциплины, то у учащегося формируется, а затем и закрепляется устойчивое безразличие к учению вообще. В итоге, это приводит к проблемам в знаниях, несовершенству навыков и умений.

У некоторых школьников отношение к учению легко установить по проявлению эмоций, психического состояния. Однако не всегда эмоции ученика имеют отчетливое и действительно соответствующее переживанию внешнее выражение. Внешнее выражение зависит от глубины и продолжительности переживаний, темперамента, силы воли и характера школьника. Так, у меланхоликов и флегматиков внешнее выражение своих эмоций менее выразительно, чем у сангвиников и холериков. В подростковом возрасте, в пору самоутверждения и нравственного самосовершенствования, ребята пытаются скрыть, замаскировать присущие им черты характера. Например, холерики пытаются скрыть свою неуравновешенность и чрезмерную активность, а флегматики стремятся избежать вялости и равнодушия.

Итак, достаточно сложно определить содержание и причину переживаний учащихся по проявлению эмоций и психических состояний.

Мотив деятельности может быть вдохновляющей силой, но также он может быть и стимулом, порождающим личность на проявление отрицательные эмоций. Учитель должен знать, что побуждает школьника к учению, это может быть и личная заинтересованность или высокоразвитое чувство долга, либо это может быть боязнь наказания в семье [1, с. 8].

Как показывает исследование известных советских психологов Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Л. С. Славиной, учение всегда побуждается несколькими мотивами, которые обязательно взаимодействуют между собой, образуя при этом сложную систему [7, с. 42]. Но, как и в любой системе один мотив является ведущим, который более осознаваем личностью. Также системе мотивов свойственна изменчивость, динамичность. Поэтому особой задачей учителя является воспитание полноценных мотивов учения, среди которых один наиболее важный — интерес к знаниям. При высоком уровне развития учебного интереса он устойчиво проявляется как ведущий мотив учения и, закрепляясь в учебно-воспитательном процессе, становится чертой личности, выражающей ее познавательную направленность.

Интерес проявляет познавательное отношение к предмету. Цель такого отношения — изучать и познавать. Учебные интересы направлены, прежде всего, на то, что имеет для ребят значимость (термин Н. Ф. Добрынина). Разумеется, содержание значимости у детей разных возрастных этапов неодинаково.

Среди мотивов учения выделяются смыслообразующие (термин А. Н. Леонтьева), указывающие на высокую цель учебной деятельности (быть полезным Родине, чтобы получить хорошую профессию и т. д.) и мотивы — стимулы, которые непосредственно побуждают к деятельности: отметки, похвала и т. д. [3, с. 23].

Моральные стимулы, придающие высокий смысл учению (чувство долга, стремление быть полезным Родине и т. д.) воспитываются в школе и семье, когда достигается усвоение подростком нравственных понятий и развитие у него нравственных чувств и убеждений. Действенность моральных стимулов учения зависит от степени осознания подростками общественной и личной значимости приобретаемых в школе знаний и навыков. Чем моложе дети, тем слабее стимулирующее воздействие мотивов, ориентирующих на далекие цели (быть образованным), и тем сильнее побуждают к учебной деятельности непосредственные стимулы [7, с. 50]. И в первую очередь — отметку. Отношение к отметкам, закрепляясь, развиваясь, обобщаясь, осознается как отношение к учебному предмету. И педагогу важно понимать, что переживают и думают дети по поводу оценки их знаний, не возникло ли у них предубеждение против учителя. Многие подростки, когда считают, что преподаватель несправедлив, отрицательное отношение к нему переносится на предмет. Нередко такое отношение к педагогу возникает из-за того, что он не мотивирует отметки, не выделяет существенные особенности ответа, не развивает у подростков понимание требований, предъявляемых к их знаниям и навыкам по предмету [5, с. 20].

Также одним из источников положительного отношения к учению является значимость получаемых знаний. Знания, которые воспринимаются как бесполезные, усваиваются формально и поверхностно. Все, чему обучают в школе, тесно связано с жизнью и жизненно необходимо. Задача учителя — раскрыть учащимся научную и практичную значимость получаемых в школе знаний, умений и навыков и тем самым сформировать положительное отношение к изучаемому.

Итак, отношение учащегося к учению формируется в результате взаимодействия большого числа факторов, берущих свое начало и в состоянии здоровья ученика, и в его домашних условиях, и в особенностях семейного воспитания, и во многом другом. Но главные факторы — это мотивы учения и разнообразные воздействия на личность ученика в процессе обучения и его участия в жизни классного и школьного коллективов.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, положительное отношение, учение, мотив учения, знание, внешнее выражение, деятельность, мотив, отношение, учебный интерес.

Готовность ребёнка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребёнка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов или родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, - говорят о физиологической, социальной готовности ребёнка к школе.

Важная составляющая готовности к школе – мотивационная готовность, входящая в психологическую.


Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.


Установлено, что учебная деятельность дошкольников и начинающих школьников побуждается не одним, а целой системой разнообразных мотивов.

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальные и вместе с пониманием общественной значимости и важности учения входят в группу широких социальных мотивов.

Внешний и игровой мотивы непосредственного отношения к собственно учебной деятельности не имеют, но могут оказывать влияние на поведение детей, порою существенное, в ситуации школьного обучения.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка 6 – 7 лет, каждый из них оказывает определённое влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребёнка степень выраженности и сочетание мотивов индивидуальны.

Достаточное развитие учебно – познавательных и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами оказывают положительное влияние на школьную успеваемость.

Преобладание игрового мотива, перенесённого в неадекватную ему сферу учебной деятельности, оказывает отрицательное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на успеваемость несущественно.

Мотивационная готовность предполагает высокий уровень развития следующих типов мотивов: учебно познавательный (восходит к познавательной потребности, связан с интересом к новым знаниям и умениям); широкий социальный (основан на понимании необходимости и значимости учения, на стремлении ребёнка к роли ученика); позиционный (основан на внешней атрибутике обучения: форме, школьных принадлежностях и пр.); оценочный (основан на стремлении ребёнка к получению высших оценок, одобрения его учебной деятельности); внешний (подчинение требованиям родителей); игровой (не адекватно перенесённый в учебную деятельность).

В структуре мотивов, так или иначе определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
1. Социльный мотив

Таким образом, основная задача взрослых – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Ошибка родителей №1
Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Ошибка родителей №2
Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

Ошибка родителей №3
Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже, если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

Ошибка родителей №4
Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

Ошибка родителей №5
Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

Ошибка родителей №7
Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивания, чрезмерная опека.

Ошибка родителей №8
Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время, как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.)

Ошибка родителей №10
Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Читайте также: