Отчет по результатам экспериментальной деятельности музыкального руководителя в доу

Обновлено: 30.06.2024

Образовательная деятельность осуществлялась два раза в неделю в каждой возрастной группе, соответствовала возрасту детей и нормам СанПин.

1.Программно-методическое обеспечение музыкального руководителя: название примерной образовательной программы, парциальных программ, методических пособий.

формирования общей культуры, сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста, развития их физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе предпосылок учебной деятельности;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного периода жизни человека;

равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка и социального статуса;

равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

формирования социокультурной среды дошкольного детства, объединяющей семью, в которой ребёнок приобретает свой главный опыт жизни и деятельности, и все институты вне семейного образования в целях разностороннего и полноценного развития детей;

развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;

преемственности дошкольного и начального уровней общего образования.

- подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений;

-заложить основы гармонического развития (развитие слуха, внимания, голоса, движения, чувство ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей);

- приобщить детей к русской народно – традиционной и мировой музыкальной культуре;

- подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям;

- развивать коммуникативные способности;

- научит детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни;

- познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;

- обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре;

- развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.

- воспитание любви к малой Роди­не, родному краю, осознание его многонациональ­ности;

- формирование общей культуры личности с учетом этнокультур­ной составляющей образования;

- формирование начал культуры здо­рового образа жизни на основе национально-культурных тради­ций.

- развивать любознательность, активность, интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения;

- развивать эмоциональную отзывчивость детей на непрограммную музыку, способность понимать настроение и характер музыки;

- осуществлять процесс становления эстетического отношения к окружающему миру;

- воспитывать культуру слушания музыку у детей;

- формировать первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки, некоторых композиторах;

- развивать способность детей решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным созданием музыкальных образов-импровизаций, попытками элементарного сочинительства музыки;

- формировать умение выразительно исполнять музыкальные произведения (песни, танцы, инструментальные пьесы в оркестре);

- инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную деятельность;

- стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, совместное исполнение, совместное творчество).

Чтобы успешно решать задачи музыкального воспитания дошкольников, необходимо постоянно поддерживать интерес детей к музыкальной деятельности (регламентированной и нерегламентированной); создавать эмоциональный комфорт, чтобы способствовать повышению активности детей, а как следствие, обеспечивать успешное решение задач, гармоничность музыкально-эстетического развития ребёнка.

Для решения воспитательно-образовательных задач по музыкальному развитию детей проводились следующие виды занятий: традиционные занятия, тематические, комплексные (1 раз в 3-4 месяца), интерактивные с использованием ИКТ.

В течение учебного года проводились праздничные мероприятия, досуги, вечера развлечений согласно годового плана:

День знаний (сентябрь)

День народного единства (ноябрь)

Новый год (декабрь)

День космонавтики (апрель)

Цель: Определить уровень развития музыкальных способностей детей на конец учебного года, проанализировать динамику развития и эффективность педагогического воздействия в течение года.

По результатам педагогической диагностики в начале года был определен план музыкально-образовательной работы по направлению развития музыкальных способностей через основные виды музыкальной деятельности (пение, восприятие музыки, движение под музыку, элементарное музицирование). Все виды музыкальной деятельности осуществлялись через игровой подход и позволили повысить уровень музыкального развития детей в конце года.

Диагностика уровня развития музыкальных способностей проводится 2 раза в год по следующим направлениям:

В диагностическом исследовании приняли участие 124 воспитанников, из них:

- младшая группа № 1– 18 детей;

- младшая группа № 2– 24 детей;

- средняя группа -22 детей.

- старшая группа - 20 детей.

- подготовительная группа № 1 - 20 детей.

- подготовительная группа №2 - 20 детей.

По результатам проведенной диагностики выявлено на начало учебного года: высокий 13 %, средний 64 %, низкий 28 %.

По результатам проведенной диагностики в конце учебного года показатели улучшились: высокий 56 %, средний 38%, низкий 6 %.

Данные диагностики показывают, что индивидуальная педагогическая работа с детьми дало положительный результат, но в конце года у некоторых

детей сохраняются определенные затруднения в разных видах музыкальной деятельности.

Выводы (конец года)

2. Используя систематическую, планомерную работу с постепенным усложнением музыкального материала по развитию музыкальных способностей можно достичь положительной динамики.

3.Вовлекая в образовательный процесс не только педагогов, но и родителей совместными усилиями можно достичь положительных результатов не только в образовательном направлении, но и в эмоциональном, способствуя укреплению семейных взаимоотношений и дружеских отношений между коллегами.

4. Необходимо продолжать проводить индивидуальную работу с детьми по формированию, умений и навыков во всех видах детской музыкальной деятельности, а также совершенствовать и развивать творческие способности воспитанников. Во всех группах продолжать формировать интерес к музыке, закреплять вокальные умения, желание выполнять танцевальные движения.

Рекомендации :

Воспитателям и родителям рекомендуется петь больше песен с детьми дома и в группе, использовать музыкальные игры с пением, а также слушать музыкальные произведения в течение дня в группе. Систематически закреплять материал занятия в группе. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, содействовать развитию интереса к музыке, развивать музыкально - сенсорные и двигательные способности детей. Продолжать оснащать фонотеку группы, музыкальный уголок музыкальными игрушками и дидактическими играми.

Продолжать проводить просветительскую работу с родителями.

3.Методическая работа музыкального руководителя:

-повышение квалификации: участие в курсовой и межкурсовой системе – название курсов, модульных семинаров; методических мероприятий (районных, окружных, городских)

В течение всего периода работала над повышением своего педагогического мастерства и передачи педагогического опыта. Принимала активное участие в мероприятиях детского сада и города. Участвовала в выставках, конкурсах, повышала уровень педагогической квалификации на курсах:

2018 год – За вклад в развитии онлайн библиотеки методических разработок (благодарность);

2018 год – Тест для квалификационного испытания музыкального руководителя ДОО (сертификат)

2019 год – Сертификат участника всероссийского конкурса для воспитателей и музыкальных руководителей на лучший лэпбук.

2019 год – Сертификат участника выставки методических, дидактических и игровых материалов

В течение года принимала активное участие в методической работе ДОУ:

- подготовка музыкальных развлечений для МАДОУ

- участие в разработке плана на летний-оздоровительный период;

- выступления на педагогических советах:

4.Участие детей в конкурсах, фестивалей (можно оформить в виде таблицы)

В статье рассматриваются методы и приемы организации исследовательской деятельности и экспериментирования на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста и представлены результаты работы по этой теме. Данный материал может быть использован всеми педагогами - дошкольниками. Работа награждена Дипломом участника Всероссийского педагогического конкурса "Творческий воспитатель - 2016". Опубликована во Всероссийском научно-методическом журнале "Коррекционная работа в ДОУ" в № 5-6 май - июнь 2017 Издательской Группы ОСНОВА. Выдан Диплом, удостоверяющий авторство статьи.

ВложениеРазмер
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму" - китайская мудрость. 29.99 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха - Музыкальная академия

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

«Дошкольный возраст уникален,

именно поэтому важно не упустить

этот период для раскрытия творческого

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо воспитывать, учить и развивать по-новому. Это диктует стремительное изменение окружающего нас мира. Вчера обществу нужен был человек – исполнитель, а сегодня нужна личность с активной жизненной позицией, обладающая нестандартным мышлением, способная создавать новое в различных сферах жизни, умеющая творчески подходить к решению любых задач. Наши дети должны быть к этому готовы. В связи с этим в ДОУ педагоги широко используют различные методики проблемного обучения, такие как познавательно – исследовательская деятельность и экспериментирование.

Исследовательская деятельность, экспериментальная работа в музыкальном воспитании, пронизывают все виды детской музыкальной деятельности и тесно связаны с детским музыкальным творчеством, ведь творчество, по природе своей, основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или хотя бы то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

  1. часть. Я найду слова везде: и на небе и в воде,

На полу, на потолке, на носу и на руке!

Вы не слышали такого? Не беда, играем в слово!

2 часть. Мишка – мишка, мишенька – мишенька,

Кукла – кукла, куколка – куколка,

Мячик – мячик, Буратино – Буратино,

Карандаш – карандаш, Чиполлино – Чиполлино.

Весна – весна, ручейка – ручейки,

Капель – капель. Лужицы – лужицы.

Птицы – птицы, прилетают – прилетают.

Солнышко – солнышко, припекает – припекает

Мама – мама, мамочка – мамочка,

Люблю – люблю, милую – милую,

С весной – с весной, поздравляем – поздравляем.

Радости – радости, вам желаем – вам желаем.

Зима – зима, к нам пришла – к нам пришла,

Игры – игры, принесла – принесла.

Снежки – снежки, лыжи, санки – лыжи, санки,

И коньки – и коньки, и ледянки – и ледянки.

Почти все, что нас окружает – звучит. Звуков вокруг очень много, и все они разные: таинственно шуршит под ногами осенняя листва, резко визжат тормоза у автомобиля, шумит вода в кране, кричат дети, хлопнула входная дверь. Игры со звуком – еще один очень интересный вид детского экспериментирования и исследования. Для создания шумового оркестра можно использовать разные предметы: связки ключей, газеты, целлофановые пакеты, оберточная бумага и т.д.

Ребенок – дошкольник по природе своей исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, самостоятельный поиск новых сведений о мире рассматриваются как важнейшие черты естественного детского поведения. Каждый ребенок должен быть включен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и смотреть, что получилось, наблюдать за рыбками в аквариуме и слушать музыку. Творчество, исследовательская деятельность, экспериментирование на занятиях – это реальный шаг к успеху, свободе мышления и радости получения знаний. С принятием ФГОС в дошкольном образовании каждый из нас понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. Задача нас - взрослых постоянно поддерживать и развивать интерес к познанию, экспериментированию, приобретению опыта успешной собственной исследовательской деятельности.

Материал подготовила музыкальный руководитель Попова М.В.

Одной из актуальных проблем современности является проблема развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. В данной деятельности наиболее ярко выражены процессы целесообразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащие в основе самодвижения, саморазвития дошкольников, ребенок развивается любознательным, самостоятельным, с креативным мышлением.

По мнению академика Н. Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения.

Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п), в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

К изготовлению инструментов целесообразно привлечь родителей.

При слушании сказки в старшем дошкольном возрасте можно предложить детям отгадать сказочных персонажей по звучанию музыкального инструмента, пропустив слова, обозначающие персонажей. Пусть в это время звучит только озвучивающий его инструмент: "Стоит в поле, (ложки); он не низок, не высок, не высок. Бежала мимо, (треугольник) " и т. д. В конце концов, слова можно исключить совсем, сказку расскажут одни инструменты. Это будет непростое задание для детей, но очень интересное и полезное, развивающее символическое мышление, воображение, реакцию и память.

В процессе экспериментальной деятельности дети могут сами придумывать элементарные графические символы для записи звуков, рисовать свои собственные партитуры, озвучивать их.

Музыкальные инструменты с самого начала работы с детьми используются вместе с певческим голосом, природными инструментами (руками и ногами, издающими ритмичные звуки-хлопки, притопы и т. д). Эту гамму звукоизвлечений следует дополнить, расширить и улучшить маленькими ударными инструментами без определенной высоты звука: трещотками, деревянными палочками, тарелочками, треугольниками, кастаньетами, различного рода деревянными и кожаными барабанами, бубенцами и другими подобными инструментами.

Затем к данным инструментам, применяемым в качестве звукокрасочных и ритмических, присоединяются ударные инструменты с фиксированной высотой звука: маленькие литавры, разной формы штабшпили (глокеншпили, металлофоны, ксилофоны и стеклянные сосуды). Штабшпили являются связующим звеном между мелодическими и ритмическими инструментами и образуют основу всего звучащего ансамбля.

Как уже говорилось выше, значение музыкальных экспериментов для интеллектуального развития детей неоспоримо — они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности.

Овладение детьми определенными знаниями, умение создавать свой собственный музыкальный инструмент, сочинить собственную мелодию на нем, позволит ему почувствовать свою значимость, самостоятельность, а участие в выставках, концертах фото-сессиях дадут родителям исчерпывающую информацию об эффекте применяемых методов, средств и форм музыкальной деятельности.

Кроме того, в процессе музыкально-экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить во благо ребенка, а не во вред.

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности – очень важная способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, познавать мир.

Одним из эффективных методов работы по познанию мира является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребенка, формированию его интеллектуальной компетентности.

Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со звуком. Знакомство с различными звуками должно быть первой ступенью вхождения ребенка в мир музыки. В процессе таких экспериментов дети учатся различать музыкальные и шумовые звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, производить подбор к звукам словесных определений. Эксперименты проводятся в поисках звуков города, деревни; поиск ассоциаций при работе со звуками природы (шелест листьев воспроизводится шуршанием бумаги, пение синицы – постукиванием по хрустальному стаканчику и т. п., в звучании музыкальных произведений, при изготовлении звуковых игрушек, шумелок. Вся эта деятельность носит игровой, занимательный характер.

Противоречия, которые обусловили выбор темы проекта:

Иными словами, чтобы у ребенка развивался слух, ему нужно много петь. Сложность заключается в том, что маленький ребенок еще плохо управляет голосом. Необходимость развивать слух сталкивается с несформированной моторикой голосового аппарата.

Таким образом, для малышей нужно искать дополнительные способы для полноценного музыкального развития.

Проблема в том, что во время непосредственно образовательной деятельности полноценно развить у каждого ребенка его музыкальные способности трудно (невозможно, нельзя, сложно, не представляется возможным). В особенности сложно организовать групповое занятие таким образом, чтобы у детей проявлялись продуктивные формы мышления.

Как организовать индивидуальные и подгрупповые музыкальные занятия так, чтобы развивать у дошкольников продуктивные формы мышления? Одним из эффективных методов работы является поисковая деятельность, а именно - экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

С этой целью в нашем детском саду создана детская музыкально-исследовательская лаборатория. В ней ребенок знакомится со свойствами звуков, различными музыкальными инструментами, создает свои мелодии и собственные простейшие музыкальные инструменты. А также в любое свободное время может поиграть на музыкальных инструментах. Иными словами, в лаборатории ребенок и музыкант, и ученый.

Цель проекта:

Способствовать развитию у детей познавательной активности, музыкальных способностей, умения экспериментировать со звуками.

Задачи проекта:

1. Расширение представлений детей о музыке через знакомство с элементарными знаниями из области физики об основных физических свойствах звука.

2. Развитие у детей желания и умения извлекать звуки из различных источников.

3. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр, экспериментов.

4. Развитие у детей умственных способностей.

5. Развитие у детей комплекса музыкальности:

Объект проекта: создание детской музыкально-исследовательской лаборатории.

Предмет проекта: организация работы с детьми в этой лаборатории.

Новизна проекта заключается в создании условий для развития музыкальных способностей современных детей посредством опытно-экспериментальной деятельности со звуками

Ресурсное обеспечение проекта:

• Дети, музыкальный руководитель, воспитатели, родители;

• Изобразительные наглядные пособия.

• Графические наглядные пособия.

• Звуковые средства: использование музыкальных произведений для создания благоприятной атмосферы для творчества, ИКТ.

• Спецодежда (накидки, шапочки).

• Методическое обеспечение (литература по теме проекта).

Предполагаемый результат:

1. Воспитание любознательной активной творческой личности

2. Положительное эмоциональное отношение детей к музыке: классической и народной.

3. Умение экспериментировать со звуками, создавая свои собственные мелодии.

4. Желание слышать и слушать музыку, испытывая при этом положительные эмоции различной силы переживания: радость, восторг, ликование, задумчивость, печаль.

5. Умение изготавливать простейшие шумовые музыкальные инструменты:

погремушки, барабаны, свистульки.

6. Заинтересованность и активное участие родителей в работе детской музыкально-исследовательской лаборатории: в изготовлении шумовых музыкальных инструментов, в выставках, концертах.

Гипотеза проекта:

Овладение дошкольниками разными способами познания, в том числе и музыкальным экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности и вырабатывает стойкий интерес к музыкальному искусству.

Формы работы над проектом:

• Исследовательская деятельность детей (участников проекта).

• Беседы с родителями, сотрудниками ДОУ с целью сбора информации о звукообразующих предметах, а различных видах звуков, об использовании звукообразующих предметов в повседневной жизни.

• Экскурсии по дошкольному учреждению с целью расширения кругозора о звуках окружающей среды.

• Опытно – экспериментальная деятельность.

• Творческо-конструктивная деятельность, т. е. создание детьми и родителями инструментов, издающих звук.

Этапы реализации проекта

1 этап Подготовительный: постановка цели, создание ресурсной базы, сбор, систематизация и хранение информации по теме.

• Содержание деятельности: беседы о разнообразии мира звуков, который нас окружает, использование музыкально-дидактических игр, направленных на выделение и определение характеристик звуков, на развитие тембрового и ритмического слуха; проведение экскурсий на пищеблок для проведения экспериментов по звукоизвлечению с посудой, в медицинский кабинет для ознакомления со звуками, которые издают предметы в этом помещении.

Промежуточный результат: дети начали проявлять интерес к звучащим предметам, выделять и характеризовать окружающие их звуки, а также начинают извлекать звуки из всех окружающих предметов и сравнивать их.

2 этап Основной: выполнение проекта, создание продукта

• Направление деятельности: экспериментирование со звуками, создание творческой мастерской по изготовлению самодельных музыкальных инструментов и сбор коллекции, привлечение родителей к реализации проекта, визуализация звуков окружающей среды в рисунках детей, сбор познавательных видеоматериалов по теме, продолжение работы по обогащению содержания детской музыкально-исследовательской лаборатории.

• Содержание деятельности: проведение опытов согласно планированию. Создание самодельных шумовых инструментов в рамках организации творческих мастерских.












Промежуточный результат: дети активно участвуют в экспериментальной деятельности, проявляют творчество и фантазию при создании самодельных игрушек – шумовых инструментов, изготавливают самодельные инструменты совместно с родителями в домашних условиях, используют их при проведении сюжетно – ролевых игр, дети стали рассказывать о звуках, которые слышат на улице, в магазине, дома, приносить рисунки, фотографии звучащих предметов, узнали, как можно записать звук.

3 этап Заключительный: презентация проекта

• Направление деятельности: трансляция полученного детьми опыта, сформированных знаний.






Итоги реализации проекта

В ходе исследовательской деятельности у детей развились музыкальные и творческие способности, наблюдалось развитие познавательной активности и проявление самостоятельности и любознательности. Метод проектирования можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОУ. Родители становятся непосредственными участниками музыкально-педагогического процесса.

Таким образом, включение экспериментальной деятельности в музыкальное воспитание детей активизирует процесс обучения, способствует развитию познавательного интереса у детей, расширению представлений о музыке, вовлечению каждого ребенка в творческую деятельность и, как следствие, развитию музыкальной личности (с развитыми музыкальными способностями, музыкальными навыками и творческим проявлением).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Форма: Инновационный проект по музыкальной опытно - экспериментальной деятельности

Автор: Напольских Лилия Александровна музыкальный руководитель

высшей квалификационной категории,

Асбестовский городской округ

3. План проведения мероприятий…………………………………………………………. 14

Пояснительная записка

I. Общая информация о инновационном проекте

Срок реализации

Два года (2017 – 2019 г.г.)

Участники проекта

- Дети 5 – 7 лет общеразвивающей группы, в количестве 15 человек,

- воспитатели детского сада;

- специалисты детского сада (педагог-психолог, учителя-логопеды, музыкальные руководители);

- педагоги из учреждений образования и культуры города.

Разработчики

II. Краткая описание инновационного проекта

Наименование инновационного проекта

Основная идея инновационного проекта

Данный педагогический проект можно рассматривать как опыт по организации с детьми старшего дошкольного возраста музыкально-экспериментальной деятельности. Он включает в себя разнообразные формы и виды организации детской деятельности. Для его реализации используются интегративные подходы, что позволяет сформировать у ребёнка опыт получения знаний посредством актуализации его представлений из мира науки, современной техники, искусства и жизненных ситуаций.

Проект находится в едином содержательном поле с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Это касается задач по формированию общей культуры воспитанников, развития их нравственных, интеллектуальных, эстетических качеств и целевых ориентиров, таких как обладание знаниями о культурном, научном мире, знакомство с объектами окружающего мира, об их свойствах (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту

В рамках информационного поля по данному проекту нами был проведен анализ научно-методической литературы по проблеме опытно – экспериментальной деятельности дошкольников. Так, в научных трудах академика Н. Н. Подъякова существует утверждение, что в процессе экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания. Ученый обосновал тот факт, что экспериментирование достаточно легко интегрируется во многие виды детской деятельности.

Вопросами экспериментирования в области музыки занимались такие педагоги, как О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. В их методических разработках акцентируется внимание на вопросах музыкальной характеристики звука, однако нет обоснования музыкальных явлений с точки зрения научных знаний.

Обоснование значимости реализации инновационного проекта для развития системы образования города Асбест

-повышение качества дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 АГО;

- повышение имиджа детского сада среди образовательных учреждений города посредством показа открытых мероприятий по реализации проекта;

- повышение уровня профессионализма педагогов, реализующих данный проект;

- разработка методических материалов, которыми могут воспользоваться педагоги города (сценарии мероприятий, рекомендации).

Цели и задачи инновационного проекта

Цель проекта: создание педагогических условий для развития у детей познавательной активности в ходе опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

1. Формировать основы метапредметных универсальных учебных действий.

2. Развивать у детей умение наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. Расширять кругозор детей в области естественных наук и искусства.

4. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – участников реализации проекта.

5. Формировать навыки сотрудничества детей, педагогов,

родителей как равных субъектов воспитательно - образовательного процесса.

Основные результаты реализации инновационного проекта

Планируемые результаты реализации инновационного проекта:

1. У детей сформирован опыт получения знаний в различных областях науки и искусства посредством экспериментальной музыкальной деятельности.

2. У воспитанников сформированы навыки речевой коммуникации: они умеют открыто высказывать собственное мнение, анализировать, делать выводы, живо реагировать на происходящее, используя знания и представления из разных областей наук и искусства.

3. У дошкольников расширен кругозор в области естественных наук и искусства. Они владеют простейшими терминами и понятиями.

4. Педагоги детского сада освоили новые технологии в процессе реализации инновационного проекта.

5. Родители воспитанников и педагоги детского сада являются полноправными партнерами по реализации проекта: активно участвуют во всех мероприятиях.

Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного проекта

- Показ открытых мероприятий для членов ГПО музыкальных руководителей города;

- презентация авторской методической продукции: конспекты занятий, досугов; буклеты с описанием опытно-экспериментальной музыкальной деятельности; рекомендации по обогащению РППС.

- публикация материалов по реализации проекта в научно-методической литературе, образовательных порталах сети Интернет;

- обобщение опыта для педагогов образовательного сообщества города.

III. Программа реализации инновационного проекта

Исходные теоретические положения

Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к объекту исследования, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие музыкального материала.

Детское музыкальное экспериментирование основано на соединении когнитивного и эмоционального компонентов развития личности ребенка. Оно способствует освоению дошкольниками основ культурного и научного познания окружающего мира.

Новизна данного проекта заключается в широком применении современных инновационных педагогических технологий, а так же в корреляции музыки с точными науками. Это дает возможность сформировать у ребенка целостную картину мира, используя полученный практический опыт в ходе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности.

Задачи данного проекта реализуются посредством интеграции образовательных областей:

- обучение принципам совместной работы и обмена идеями;

- умение распределять обязанности в своей микро группе, проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;

- проявление эмпатии к мнению другого участника группы;

- проявление вариативности в решении проблемной ситуации.

- владение простейшими терминами и понятиями из области музыки и науки;

- понимание и обсуждение поставленных задач и их результатов в ходе опытно-экспериментальной деятельности;

- формирование у дошкольников представления о характеристике и распространении звука, как физическом явлении (громкости, тембре, высоте, звуковых волн);

- актуализировать знания детей в области естественных наук и применять их в процессе опытно-экспериментальной музыкальной деятельности;

- знакомство детей с элементарными компьютерными программами и возможностями современных гаджетов;

- знакомство детей с новыми музыкальными инструментами.

- общение в устной форме с использованием специальных терминов, построение позитивного полилога;

- описание логической последовательности действий в ходе эксперимента;

- расширение кругозора, активизации словаря в области музыки и науки.

- развитие физических качеств;

- развитие крупной и мелкой моторики рук;

- становление саморегуляции в двигательной сфере.

Методы и приемы организации обучения с детьми:

- творческие исследования, презентации продуктивной деятельности детей;

- словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

- наглядный (показ, видеопросмотр, работа по инструкции);

- практический (проведение опытов);

-репродуктивный (восприятие и усвоение готовой информации);

-частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые, эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)

Формы организации обучения с детьми:

- непрерывная образовательная музыкальная деятельность;

- музыкальные досуговые мероприятия;

- творческие мероприятия совместно с родителями;

- экскурсии в детскую музыкальную школу;

- экскурсии на Станцию юных техников;

- экскурсии в общеобразовательную школу № 24;

- экскурсия в студию звукозаписи в Асбестовском колледже искусств для ознакомления с современными гаджетами и музыкальными программами.

- просмотр видеороликов по теме проекта, фрагментов познавательных телепередач, мультимедийных презентаций, мультфильмов;

- квесты и игровые программы по опытно - экспериментальной музыкальной деятельности.

Формы организации взаимодействия с родителями

- размещение на сайте детского сада информационных просветительских материалов по теме проекта;

- выступление на родительских собраниях с освещением вопросов по реализации инновационного проекта;

- анкетирование родителей с целью выявления мнений и пожеланий о работе по проекту;

- участие родителей в досуговых мероприятиях;

- создание и предоставление для родителей аудио, видеотеки, дидактических игр для домашнего использования.

Формы организации взаимодействия с педагогами

- устные консультации по темам: «Организация зоны музыкального экспериментирования в группах;

- выступление на педагогическом совете с обсуждением плана, итогов реализации проекта;

- дебаты по теме: «Практическая значимость детского музыкального экспериментирования;

- участие в мероприятиях по теме проекта;

Формы предъявления результатов проекта

- показ открытых мероприятий по теме проекта для педагогов детского сада и города;

- организация тематических выставок;

- распространение опыта по результативности и эффективности проекта (выступление на педагогическом совете детского сада, городских педагогических чтениях, ГПО музыкальных руководителей детских садов города);

- участие в конкурсах педагогического мастерства разного уровня;

- освещение методических, фото, видеоматериалов в СМИ;

- разработка методических материалов, рекомендаций по проекту для использования другими педагогами;

- ведение обратной связи, через журнал отзывов и предложений для родителей и педагогов;

Ресурсное обеспечение

Перечень оборудования:

1. Музыкальные инструменты (пианино, детский музыкальные и шумовые инструменты).

3. Костюмы сказочных героев.

4. Детский столик.

5. Оборудование для экспериментов.

6. Бутафорская нотка.

7. Музыкальные открытки по количеству детей.

8. Детские микроскопы.

9. Глобус и географические карты.

10. Контейнеры с водой, песком, бумагой.

11. Медицинские инструменты и приборы: пинцет, электронный термотр, тонометр, фонендоскоп, вата.

Читайте также: