Отчет по педагогической практике в школе по истории

Обновлено: 17.05.2024

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

В результате прохождения педагогической практики студент должен знать:

требования Государственного образовательного стандарта к содержательному минимуму исторического образования и уровню подготовки выпускников основной школы по истории;

содержание образовательной программы по соответствующему курсу истории;

основные методы и приемы преподавания истории в школе;

основные типы традиционных уроков по истории и методику их проведения;

основные формы внеурочной работы по истории. В результате прохождения педагогической практики студент должен уметь:

составлять тематические и поурочные планы;

составлять учебно-методический комплекс по истории;

делать самоанализ проведенных уроков и анализировать уроки коллег.

В результате прохождения педагогической практики студент должен владеть:

основными методами преподавания истории в школе (устный, наглядный, практический);

различными видами проверки и оценки результатов обучения;

основными приемам и методами организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися в учебной и внеклассной деятельности;

методикой анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы.

В процессе практики решаются следующие задачи:

1. Изучение деятельности учителя по предмету "История", знакомство со структурой и содержанием школьного процесса обучения истории. 2. Закрепление и углубление теоретических знаний. полученных студентами в ходе изучения психолого-педагогических и исторических дисциплин. 3. Овладение основными методами преподавания истории в средней школе (устный, наглядный, практический). 4. Дальнейшее формирование исторических знаний, умений и навыков учащихся в закрепленном классе. 5. Организация активной познавательной деятельности учащихся 6. Подготовка и проведение различных типов уроков истории. 7. Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по предмету. 8. Применение разнообразных форм обучения истории. 9. Применение различных видов проверки и оценки результатов обучения. 10. Овладение приемами и методами организации коллективной и индивидуальной работы с учащимися в учебной и внеклассной деятельности. 11. Освоение на практике методики анализа и самоанализа различных форм учебно-воспитательной работы.

Свою педагогическую практику я проходила в школе, в которой я работаю, МБОУ Переснянской СШ с 03. 04. 2017 г. по 14. 05. 2017г. Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики присутствуют 5 компьютеров и 3 ноутбук, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии. В школе чисто и уютно, много цветов. Все учителя высоко квалифицированы, компетентны, давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Я вела уроки истории и обществознания в 5 и 6 классе. По учебному плану в этом классе в неделю предусмотрено два урока истории и один обществознания. За время практики я провела одиннадцать уроков по истории и шесть уроков обществознания.

При подготовке к каждому уроку я руководствовалась следующими принципами:

1. Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумать, какие задачи будут решаться на уроке и, что главное в материале урока.

3. Изучить методические пособия к проведению урока.

4. Продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Решить какие умения и навыки будут отрабатываться на уроке.

6. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.

7. Не забывать о межпредметных связях, об основных знаниях.

8. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны ученикам.

9. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

В течение первой недели практики я посещала уроки 5 и 6 классе, составила список класса, размещение учащихся, обратила внимание на взаимоотношения между учащимися, выделила сильных и слабых учеников, индивидуальные особенности каждого, а также работу учителей, их методы и приемы, применяемые ими в работе именно с этим классом.

Подготовку к самостоятельному проведению урока истории я начала со знакомства с устройством кабинета истории, имеющимся оборудованием и другими средствами обучения. В кабинете представлены: настенные исторические карты, установлен проектор, наглядные пособия.

Мною были разработаны конспекты уроков истории и обществознания, а также конспекты по внеклассным мероприятиям и утверждены

учителем-предметником и классным руководителем.

В своей работе я не ограничивалась только учебником и рабочей тетрадью. Почти на каждом уроке присутствовал раздаточный материал: материал для маленьких письменных работ, дополнительный материал по истории. Велась работа с историческими документами. Также я пользовалась ноутбуком, который содержал в себе различные презентации, карты. Мной использовались задачи на логику, кроссворды. На уроках я использовал следующие методы для поддержания дисциплины: метод смены настроений (контраста настроений), метод педагогических пауз, беседа, опрос.

Детям очень нравилось составлять рассказ от той или иной исторической личности. Важно отметить оценивание детей. Оценки ставила сама, хвалила детей, что способствовало поднятию самооценки.

Главное из приобретенных мной умений – это умение слушать класс, вести конструктивный диалог сразу с несколькими учениками одновременно. Помимо этого, мной были приобретены ценные педагогические навыки общения с коллективом (учащихся). При наличии рядом хорошего учителя, можно научиться абсолютно всему.

Единственным на мой взгляд возможным предложением по улучшению организации педагогической практики может быть следующее: увеличение срока пассивной практики для того, чтобы практиканты смогли посетить большее количество уроков по предмету, в целях лучшей организации процесса обучения в будущем. Также, при наличии большего свободного времени (при условии увеличения сроков пассивной практики), студенты-практиканты будут иметь возможность для посещения уроков истории не только у своих учителей, но и у других учителей, возможно даже, в других школах.

План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Отчет педагогической практики

Студентки ОЗО 4 курса

Астраханского государственного университета

учитель истории Гнучева Н.С.

Руководитель практики от

университета Лихолет О.В.

Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин.

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа № 12 г.Астрахани. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 86

педагогов. Количество учащихся-1151.

В МБОУ шестидневная учебная неделя, урок истории проводится 2 раза в неделю. Уроки проходят в одну смену (с 8.00), длительность урока 40 минут.

Школа оснащена: кабинетами – 72 , вычислительный центр- 1, актовый зал-1, спортивный зал – 2, зал ритмики-1 , библиотека - 1.

Урок является основной формой организации учебного занятия.

Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, истории,математики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями.

Занятия по физической культуре проводятся в хорошо оборудованном спортивном зале. Здесь также после уроков работают спортивные секции по футболу, баскетболу, гандболу,спортивной аэробике, проводятся ежегодные школьные олимпиады.

Для обеспечения учащихся и преподавателей необходимой учебной, а также дополнительной и художественной литературой в школе работает библиотека.

В послеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.

С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся “открытые уроки”, которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).

Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

2. Этапы подготовки к урокам

Достоинство урока определяется качеством подготовки к нему учителя. Подготовка — это не что иное, как разработка урока, его моделирование или проектирование, написание целого сценария или педагогического произведения, оформленного в поурочный план (краткий или развернутый), простой или опорный конспект урока, проект.

Поурочный план — это не только рациональная конструкция урока (хотя и она немаловажна), но и программа деятельности, продукт творчества учителя, отражение его педагогического почерка, важнейший элемент культуры, средство экономии времени и сил.

Проект - это прообраз предполагаемого результата, попытка заглянуть в будущее.

При планировании урока, а именно: целеполаганию; отбору содержания учебного материала; выбору методов обучения, излагающих и эвристических; проведению инструктажа по выполнению домашнего задания и многому другому.

При подготовке поурочного плана я руководствовалась следующими принципами:

1. Определить учебно-воспитательные задачи целой темы.

2. Продумать, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.

3. Изучить методические пособия к проведению урока.

4. Серьезно продумать методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.

5. Не забыть, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.

6. Решить, какие умения и навыки будут отрабатываться на данном уроке.

7. Все ли отработано из повторения для более глубокого изучения

усвоения нового материала.

8. В плане четко отразить методы, приемы, средства обучения, композицию урока.

9. Не забыть о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.

10. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.

11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.

Все уроки можно делить на уроки:

изучения нового материла (1 тип);

совершенствования знаний, умений , навыков (2 тип);

комбинированные (3 тип);

контроля и коррекции знаний, умений , навыков (4тип)

Главное содержание 1-го типа- изучение нового материала. Важнейшая "дидактическая цель такого урока — добиться, чтобы учащиеся овладели новым материалом. Процесс достижения этой цели представляет собой последовательное решение таких дидактических задач, как усвоение новых понятий и способов действий, формирование системы понятий и способов самостоятельной поисковой деятельности .

Основным содержанием 2-го типа урока является совершенствование знаний, умений и навыков учащихся. Это предполагает решение таких дидактических задач, как систематизация и обобщение новых знаний, повторение и закрепление ранее усвоенных, применение знаний на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний, формирование умений и навыков, контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умении и навыков.

Третий тип урока — комбинированный. На нем решаются задачи 1-го и 2-го типов уроков.

Контрольные уроки 4-й тип служат для оценки процесса учения и его результатов, уровня усвоения системы понятий, сформированности умений и навыков учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Требование к уроку

Дидактические требования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.

- определение места в общей системе уроков;

- определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;

- прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;

- выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;

- реализация на уроке всех дидактических принципов;

- создание условий успешного учения учащихся.

5. Методы и средства, используемые на уроках

Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

Методика формирования временных представлений;

Методика формирования локальных представлений;

Методика формирования исторических понятий;

Изобразительная наглядность и методика работы с ней на уроке истории.

Средства обеспечения освоения дисциплины

1. Учебно-методические средства: программа дисциплины, методические рекомендации для учителей, вопросы, задания для самостоятельной работы.

2. Материально-технические средства обучения дисциплине:

Наглядные пособия (графические и печатные): а) демонстрационные пособия (таблицы, схемы, графики, диаграммы, меловые чертежи); б) пособия на основе раздаточного материала (карточки с заданиями и задачами); в) учебные пособия, нормативные документы, и др.

3. Информационно-технические средства обучения (компьютер).

4. Аудиторное оснащение (доска, мел и т.д.).

5. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Библиотечные фонды и кабинет с мультимедийным оборудованием.

Формы организации учебного процесса :

Лекции, семинары, практикумы, консультации;

Занятие по выбору;

Олимпиады и конкурсы;

Проведение нестандартных уроков по истории.

В настоящее время традиционные формы обучения истории немножко устарели. Чтобы заинтересовать учащихся чаще использую нестандартные уроки или включаю элемент на традиционном уроке.

Выбор формы нестандартных уроков зависит от возрастных особенностей учащихся, от уровня их подготовки, информированности, взаимопонимании учителя с учащимися.

Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм. Использование игр создает в обучении неформальную обстановку, способствует развитию познавательного интереса, формированию прочных и глубоких знаний, развивают интеллектуальную и эмоциальную сферу учащихся. Для результативности игра важным элементном является создание обстановки, оформление, наглядность и т.д.

Форма игровых уроков:

· Угадает историческую личность

· Сюжетно – ролевые игры и т.д.

7. Учебно-методический комплекс

Учебно-методический комплект (УМК) – это набор учебной продукции для одного класса по определенному предмету, объединенный единой содержательной композицией и предназначенный для разных целевых аудиторий (учитель, ученик). Центральным элементом УМК является учебник, вокруг которого группируются другие издания (методические пособия, рабочие тетради, дидактические материалы, учебно-наглядные пособия и т. д.).

Учебно-методический комплекс представляет собой совокупность учебных пособий, дидактических материалов, методических изданий и аудиовизуальных средств обучения, обеспечивающих реализацию образовательной программы. Можно высказать предположение, что целостный учебно-методический комплекс по истории представляет собой совокупность авторских учебно-методических комплектов, подготовленных разными издательствами.

Чекмарева Г.Н., старший преподаватель кафедры истории и методики преподавания истории.

Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от кафедры

Рахимкулова Л.А., доцент, к.п.н. кафедры всеобщей истории и философских дисциплин.

Полное наименование базы практики

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №20"

городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан

Наименование структурного подразделения базы практики

Адрес базы практики (индекс, субъект РФ, район, населенный пункт, улица, дом, офис)

453101, Республика Башкортостан, Стерлитамакский район, г.Стерлитамак, ул.Южная д.20

Фамилия, инициалы, должность руководителя практики от профильной организации

Жданова Р.А., заместитель директора по учебно – воспитательной работе.

Телефон руководителя практики от базы практики

  1. РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ

3.1. Подготовительный этап

Разделы (этапы) практики

Виды и содержание работ, в т.ч. самостоятельная работа обучающегося в соответствии с программой практики

График (план) проведения практики

Общее знакомство со школой, педагогическим и ученическим коллективами. Изучение школьной документации: Устава и учебных планов школы, образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий по истории. Изучение коллектива учащихся в закрепленном классе. Изучение опыта работы учителей, состояния преподавания истории. Ознакомление с рабочей документацией. Тематическое планирование системы уроков истории. Встреча и беседа с администрацией школы о статусе, основных направлениях образовательной деятельности, особенностях учебно-воспитательного процесса в ОУ. Встреча и беседа с учителями истории о состоянии преподавания истории в классе, о системе внеурочной работы по предмету. Ознакомление с методикой проведения уроков истории в школе путем посещения уроков истории учителя-наставника и других учителей истории; анализа посещенных уроков, изучения и анализа нормативных и программных документов, определяющих содержание и структуру школьного исторического образования, планов работы учителей. Ознакомление с системой внеклассной работы по предмету путем просмотра планов работы кружков и факультативных занятий, изучения материалов исторических олимпиад, Дней истории в школе и др., бесед с учащимися, учителями, организатором внеклассной работы. Изучение особенностей состава учеников в закрепленном классе класса с целью отбора приемов и средств обучения и воспитания. Разработка и проведение пробных уроков истории. Проведение воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом классного руководителя. Проведение индивидуальной работы с учащимися с целью сбора фактических данных для выполнения заданий по педагогике и психологии. Подбор, изучение и осмысление теоретического материала к урокам истории. Поурочное планирование и разработка конспектов уроков. Консультации с учителем наставником и групповым руководителем по всем вопросам подготовки и проведения уроков. Проведение пробных уроков с последующим их анализом и самоанализом.

Педагогическая практика является завершающим этапом изучения комплекса педагогических дисциплин бакалаврского цикла: педагогикии психологии, методики преподавания истории, педагогического мастерства и т. п.

Цель педагогической практики - овладеть определенными навыками и приемами основных направлений педагогической деятельности и реализовать на практике теоретические знания, полученные в процессе изучения блока педагогических и практических дисциплин, в реальных условиях преподавания в школе.

Для достижения данных целей в качестве базы практики была выбрана средняя общеобразовательная школа г Казани. В этой школе работают высокопрофессиональные педагоги. Также в школе применяются новые и нетрадиционные для нашего образования методы обучения. В школе работает 82 педагога. Количество учащихся-757.

Школа оснащена: кабинетами 25, вычислительный центр- 1, актовый зал-1, спортивный зал 1, библиотека - 1.

Кабинеты в школе разделены по предметному признаку, т.е. кабинет физики, химии, математики и т.д. Каждый из кабинетов в достаточной степени оснащен необходимым оборудованием в зависимости от специализации, а также предметной и методической литературой, наглядными пособиями.

Занятия по физической культуре проводятся в хорошо оборудованном спортивном зале. Здесь также после уроков работают спортивные секции по каратэ, баскетболу, спортивной аэробике, проводятся ежегодные школьные олимпиады.

Для обеспечения учащихся и преподавателей необходимой учебной, а также дополнительной и художественной литературой в школе работает библиотека.

В послеурочное время в школе работают кружки и секции различных направлений: художественный, музыкальный, литературный и спортивные секции и т.д., руководителями которых являются как штатные учителя, так и выпускники школы.

С целью повышения уровня преподавания в школе проводятся “открытые уроки”, которые посещаются коллегами-учителями. Дается оценка проведенному занятию, отмечаются положительные моменты, а также даются рекомендации по дальнейшему усовершенствованию методики преподавания. Педагогический коллектив школы не стоит на месте и постоянно внедряет новаторские идеи в области форм обучения: чтение факультативов и спецкурсов по дополнительным дисциплинам и т.д., среди учеников ежегодно проводятся учебные олимпиады, конкурсы (творческие и спортивные).

Подводя итоги выше сказанного, можно отметить, что в данной средней школе создана хорошая база для успешного осуществления процесса обучения и его дальнейшего совершенствования.

2.Учебно - практическая деятельность

2.1.Анализ результатов посещения занятий

Посещение занятий преподавателей базы практики ставит перед собой цель усвоения определенного опыта и подготовки к проведению самостоятельных занятий.

При этом теоретическая информация сопровождалась пояснениями, примерами, основные исторические даты отображались на доске. Центральные моменты темы записывались учениками.

По непонятным моментам ученики задавали вопросы.

На дом было задано изучить материал, используя конспект и учебник, а также решить ответить на вопросы по теме в конце параграфа.

“Посмотри на прошлое - увидишь будущее”- гласит народная мудрость, история дает нам возможность познать как будущее, так и настоящее. Ученикам была дана возможность высказать свои точки зрения по данной теме, как я и ожидал, класс разделился в основном на две группы каждая из которых довольно сильно аргументировала свою точку зрения. Положительным моментом, который я отметил для себя, было то, что ученики были очень хорошо подготовлены и имели полное представление о том моменте истории который был представлен для дискуссии.

В конце занятия были подведены итоги и названа тема для следующей дискуссии.

Положительной чертой данного урока является то, что дискуссия дает возможность всем участвовать в рассмотрении вопроса, дает возможность всем высказать свою точку зрения и дать ей обоснование. Учитель выступает в качестве консультанта и старается контролировать ход мыслей учащихся, направляя их в нужное русло.

Подводя итог, мне бы хотелось отметить, что, несмотря на тяжелое время, в котором мы живем, формирование молодого поколения идет своим чередом, молодежь стремится к знаниям, которые помогут им жить, наша задача - помочь им получить эти знания.

В результате посещения этих уроков я сделал некоторые выводы.

  1. Методы и приемы обучения. Самое главное - мотивация и стимулирование, пробуждение интереса к материалу. Не менее важно и общение на уроках, установление обратной связи.
  2. Умение владеть классом. Здесь, скорее всего, педагогика уступает место психологии. Важно прочувствовать, что от тебя ждут, и мгновенно реагировать на настроения в классе, уметь прислушиваться к пожеланиям обучаемых, уважать их исследовательский интерес.
  3. Отношение к отдельным ученикам. Все ученики разные и для достижения успеха необходимо применять индивидуальный подход. Нельзя ко всем ученикам относиться одинаково, “причесывать всех под одну гребенку”. Хороший преподаватель должен учитывать личные особенности каждого ученика, выявить и постараться помочь развить в ученике его способности, заставить поверить в себя. Также процесс обучения носит воспитательный характер, формируется личность ученика. Все эти факторы необходимо учитывать преподавателю.
  4. Стиль, тон, такт. Все это имеет огромное значение, также как и наблюдательность, находчивость, т. к. учителю важно найти контакт с аудиторией, но вместе с тем необходимо держать дистанцию. Напряженные ситуации можно разряжать с помощью уместной шутки, короткой смешной истории.
  5. Внешний вид, культура речи. При проведении урока необходимо учитывать, что речь должна быть аккуратной, но не консервативной, спокойной речь, но не монотонной, приводящей к засыпанию. Слова следует произносить правильно, избегать сленга, употреблять научные термины, понятные аудитории, жестикуляция и мимика также должны соответствовать моменту.
  6. Поведение учеников. Хорошее поведение учеников - одно из слагаемых их успеваемости. Если ученик собран и нацелен на учебу, то он достигнет успеха в изучении предмета. Поэтому дисциплину на уроке необходимо поддерживать и не позволять ученикам чрезмерно расслабляться.
  7. Организационный аспект занятости. Большую роль в процессе общения играет обстановка в классе, которая должна максимально благоприятствовать учебе: оборудование, помогающее в изложении материала; рациональное использование времени; расстановка парт.
  8. Результаты урока. Выводы. Прослушанные уроки и их анализ позволили узнать больше о процессе преподавания, содействовали созданию своего плана для проведения уроков. В качестве вывода следует сказать, что только при выполнении всех вышеперечисленных условий можно говорить об успешном изложении материала и об удавшемся организационном процессе обучения.

2.2.Анализ уроков практиканта

В период практики мною были даны 5 уроков по истории России в 10-11 классах. Темы и типы уроков были следующие:

Читайте также: