Анализ работы дефектолога в школе

Обновлено: 04.07.2024

В 2017 - 2018 учебном год у поставила перед собой след ующие цель и задачи:

Цель : оказание помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении

программного материала, коррекция на рушений развития, консультирование

1. Проведение диагностики с целью выяв ления особенностей в развитии

2. Разработка перспект ивного плана коррекционн ой работы с деть ми,

нуждающимися в развитии познавател ьной сферы (по з аключению ТПМПК).

3. Реализация коррекционно - раз вивающей составляющей процесса психолого -

4. Проведение просветительс кой деятельности с педагогами и родителями с

целью выбора оптим альных форм, методов, приемов об учения в соотв етствии с

индивидуальными ос обенностями об учающихся, и меющими ОВЗ, и повышения

успешности использо вания пол ученных знаний н а практике.

5. Формирование и развитие у чебной моти вации у детей с ОВЗ в процессе

В 2017 - 2018 учебном год у ос у ществл яла дея тельность по след ующим

Имея сравнит ельно н ебольшой опы т работ ы учителем - дефектологом (работаю

второй год) посчитал а целесообразным пр одолжить из учение темы: «Коррекция и

развитие познаватель ной сферы младших школьников, имею щих нар ушения

Понимая, что в начальной школе вед ущим типом деятел ьности остается

игровая, для меня важно бы ло проводить занятия именно в игровой форме.

Использовала материалы из учебных пособий Е.В. Языкановой «Развивающие

Также стала сама сос тавлять карточки - задания для занятий.

С целью повышения своей компетентн ости, желая поучиться у к оллег, найти

ка кие - то новые формы работы с детьми в течение учебного год а я посещала ГМО,

направленными на развитие зрительной памяти, слухового внимания, моторики и

глазомера, логиче ского мышления, пространственного вообра жения, кр у гозора и

словарного запаса, и стала использовать их в работе.

Являлась у частнико м творческой гр уппы дефектологов по разра ботке диска

Как член школьного ПМП к, я ежемесяч но участвовала в проведении его

заседаний. С этой целью мною были подготовлены заключения учителя -

дефектолога по результатам обследова ния обучающихся, нап равляемых на

ТПМПК. Также осуществляла ведение журналов обращений, коррекционно -

В течение года оснащала дефе ктологический кабин ет методической

литературой, дидакти ческими материалами , наглядными пособи ями и играми.

В период с 04.09.2017 по 19.09. 2017 первичное дефе ктологическое

обследование прошли 5 детей перво го - четв ертого классов, имею щих рекомендаци и

ТПМПК, для определ ения путей коррекцио нной работы с ни ми.

Имея опыт работы педагога - п сихолога, для диагностики я использовал а

методику Л.М. Шипициной «Психологическая диагнос тика о тклонений в развитии

особенности развити я памяти, внимания, восприятия, мышлени я и волевого

развития школьни ков. Также испол ьзую диагности ческий материал мето дики

«Исследование особенностей развития познавательной сферы д етей дошкол ьного и

Позже были обследов ан еще пятеро детей, прошедших ТПМПК (1,2,3,4 кл.).

Для подготов ки пре дставлений на заседани е школьного ПМПк я провела

обследование 7 (1 кл. ), 6 (2 кл.), 2 (3 кл.), 1 (4 кл.) и 1 (6 кл.) обучающихся.

Я системати чески о существляла набл юдения за дина микой и коррекцие й

психического, интеллект уального развития детей, с которыми занима лась. В

период с 15.0 4.2018 по 25.04.2018 обсле довала 4 - х учащихся ч етвертых классов, в

связи с направлением их на ТПМПК для установления стат уса детей и определения

их дальнейшего образовательного маршрута, в связ и с окончанием

В период с 03.05.2018 по 17.05. 2018 мною повторно будут обследованы

учащиеся первых - третьих классов (5 человек), с которыми проводила

коррекционно - разви вающ ую работу в этом учебном году.

Мною рег улярно ос у ществля лась пр оверка соо тветствия выбранных

программ, методов и приемов об учения реальным достижениям и уровню развития

детей. Проводил ась корректировка зад аний в зависимости от способности

В рез ультате проведённой диагностики б ыли разработаны индивидуальные

программы коррекционно - раз вивающих занятий по коррекции и развитию

познавательной сферы обучающихся с задерж кой психич еского развития (8

человек), с умственной отсталост ью легкой степени (2 человека). Составлено и

утверждено расписан ие занятий, в течение года оно подвергало сь корректировке в

связи с добавлением детей. С каждым из 10 ребят я встречалась два раза в н еделю,

итого – 20 занятий в неделю в соответстви и с тарифи кацией.

Коррекционно - развив ающее воздейст вие было направлено на:

- формиро вание разнос торонних представле ний о предметах и яв лениях

окружающей действительности , обогащени е словаря, развитие св язной речи;

Как у же говорилось ранее, на занятиях я исп ользовала учебные пособия

графических ди ктантов, цветные с четные палочки Кюизенера. Для раз вития

математических нав ыков предлагала де тям так назы ваемые математичес кие

раскраски, т.е. сна чала надо было решит ь примеры, по том, в зависимости от ответа,

раскрасить те м или и ным цвето м каранда шом или пластилино м. Такое задание по

математике де ти выполн яли с удовольствием. Мы пошли д альше – ребята сами

Помимо это го в виде бон у са я предлагала детям ин терактивные тренажеры на

компьютере по математике, р усском у яз ык у, для развития памяти и внимания и

т.д., которых можно найти в интернете предостаточно. Например, некото рые из

Для развития прос транственны х предст авлений и за крепления знан ий о

геометрических фигурах я предложила уч ащимся танграм, кв адраты Ники тина,

задачи: с пособс твуют развитию у детей умения играть по правилам и выполнять

инструкции, развити ю наглядно - образног о мышления, вообра жения, внимания,

понимания цвета, вел ичины и формы, восприятия, комбинато рн ых способностей .

Понимая, что немаловаж но в ходе коррекционн ых занятий работать над

развитием мелкой м оторики р ук, вто рой год я предлагаю ребятам не только

раскрашивать каранд ашами, но и плас тилином. Пол учаются симпатичные мини -

картины, украшающи е стены кабине та учителя - дефектолога.

Для создани я положительно го настро ения и снятия эмоционального

напряжения включаю в занятия изготовление забавных фигу рок из син ельной

проволоки, поделок к праздникам (Новый год – ел ки - игрушки, 23 февраля и 8

В результате систематичес кой и целенаправленной работы хоч ется отметить

положительн ую дина мику развития познавательной сферы учащихся, зачисленных

на коррекционно - развивающие з анятия у чителя - дефектолога.

Одной из задач на учебный год я перед собой ставила - проведение

консультаций с педаг огами и родителя ми учащихся по вопросам об учения детей.

В графи ке ра боты 1 час был о тведен для проведения конс у льтаций, след ует

отметить, что в этом у чебном год у п едагоги стали к онс у льтиро ваться п о работе с

детьми ОВЗ. Родител и пока самостоятельн о не обращались за п омощью, но готовы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 2017-2018 учебном году цель моей работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития , консультирование родителей и учителей.

Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-консультативно-просветительское и профилактическое

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

Диагностическое направление.

На основании заключения ТПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 12 учащихся.(Таркановская Л, Егоров К, Егорова А, Селивошко К, Шатцев М, Гайдарова Д, Беликов Ж, Казанцев В, Галдин К, Терентьева Т, Козлов Р, Петренко К) Из них с ЗПР- 6 человека, с УО- 6 чел.

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий.

(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Учащиеся, посещающие занятия

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

Учащиеся, посещающие занятия

В своей работе я использовала диагностические методики

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

Багданова Т.Г., Варламова О.И.

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией(для ознакомления):- мед.карты;- личные дела учащихся;-беседа с родителями.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель января, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире,а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

В течение 2017 – 2018 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:- формирование коммуникативной компетенции;- совершенствование зрительного восприятия ,памяти и внимания;- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

В своей работе я использовала элементы коррекционно-развивающих программ:

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных , подгрупповых занятий . Индивидульные и подгрупповые занятия проводились по 20 минут .

Коррекционно-развивающие занятия посещали ученики 1 класса — 1 человек (Таркановская Л); ученики 2 класса — 3 человек (Егоров К,Егорова А,Селивошко К); ученики — 3 класса — 2 человек(Шатцев М,Гайдарова Д). 4 б класс- 2 ч (Казанцев В,Беликов Ж) не удалось мне провести работу с Терентьевой Т,детей из Вараксинской школы

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

При проведении коррекционно – развивающих занятий я использовала разнообразные упражнения и задания, которые помогали развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее. Особенно детям нравились графические диктанты.

Аналитическоенаправление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2017-2018 учебного года имеются следующие результаты:

Целью коррекционно-педагогической деятельности учителя-дефектолога является устранение причин, из-за которых дети испытывают трудности в учении, усвоении тех или иных предметных знаний, умений и навыков.

Содержательно это заключается в исправлении или ослаблении имеющихся у ребенка нарушений развития психических школьно-значимых функций и формировании учебной деятельности.

Задачи коррекционной работы:

  • формировать содержательную учебную мотивацию;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  • развивать математические представления.
  • развивать устную речь.

Работа проводилась по следующим направлениям:

Диагностика учебно-познавательной деятельности проводилась у следующей группы детей:

- обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении;

- обучающиеся, имеющих диагноз задержка психического развития.

В течение года проведены:

- входящая диагностика 29 обучающихся с задержкой психического развития, 2 обучающихся с тяжелым нарушением речи (1 – 9 класс).

- промежуточная диагностика внимания, памяти, мышления обучающихся, имеющих диагноз задержка психического развития 1-9 классы, 2 обучающихся с тяжелым нарушением речи (1 – 9 класс).

Используемые диагностические методики (автор, название)

Диагностика словесно-логическогго мышления

Изучение интеллектуальных способностей обучающихся

Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся

Изучение интеллектуальных способностей обучающихся

Анкета для оценки уровня школьной мотивации обучающихся

В течение года проводились индивидуальные и групповые занятия. Занятия посещали 30 обучающихся 1 – 9 классов. Обучающиеся посещали занятия 2-3 раза в неделю.

(кол-во групп и в них детей)

Коррекционно-развивающая работа была направлена на:

- развитие высших психических функций;

- развитие математических представлений;

- развитие связной речи.

Используемые коррекционно-развивающие методики, пособия (автор, название)

Динамика развития учащихся

Выбыло на конец периода: 9 обучающихся (Максим Ф., Владислав Б., Серегей К., Александр З., Мария М., Анастасия М., Екатерина П., Алина П., Юрий М. – выбыли из учреждения по причине завершения основного общего образования, Артур К. – выбыл из учреждения – в связи с переездом на новое место жительства).

Результативность : (кол-во) 30 человек.

Имеют положительную динамику 19 чел. – 63,3% (Натали Т., Михаил К., Татьяна Б., Алена А., Алишер С., Александр Д., Кира Н., Валерия М., Сухроб С., Матвей П., Владислав Б., Александр З., Сергей К., Мария М., Юрий М., Анастасия К., Екатерина П., Алина П., Максим Ф.).

Незначительная динамика 4 чел. – 13,3% (Екатенрина Т., Аделина К., Артем О., Артур К., Артур Ф.).

Волнообразная динамика наблюдается у 7 обучающихся – 23,3% (Рустем К., Данил Ч., Дастан У., Мирослава Б., Ангелина А., Саодат М., Игорь К.).

Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Ознакомление с результатами диагностики обучающихся. Подготовка документов к ТПМПК.

Рассмотрено 47 обучающихся.

Направление на ТПМПК

Определение образовательных программ обучения обучающихся, испытывающих трудности в усвоении общеобразовательной программы. Динамическое наблюдение обучающихся с ЗПР и обучающихся с умственной отсталостью. Динамическое наблюдение и создание специальных условий обучения для детей - инвалидов.

Работа с родителями и педагогами

Индивидуальные консультации с педагогами-предметниками и классными руководителями - ознакомление с результатами обследований обучающихся с задержкой психического развития в течении учебного года.

Разработка рабочих программ согласно ФГОС, анализ посещённых уроков в течении учебного года.

11 - консультирование педагогов в рамках деятельности МО учителей, методическая помощь в процессе подготовки документов к ТПМПК

4 групповые консультации в рамках разработки мониторинга обучающихся с ОВЗ.

24.10.20 г. Выступление на собрании родителей детей, имеющих инвалидность, находящихся на индивидуальном обучении;

27 индивидуальных консультаций по вопросам:

- ознакомление с результатами диагностики;

- причины возникших трудностей в усвоении общеобразовательной программы;

- ознакомление с документами на ТПМПК;

- ознакомление с результатами коррекционно-развивающей работы.

Обобщение опыта (выступления на РМО, семинарах, педсоветах)

Где слушался вопрос

Районное методическое объединение учителей – логопедов и учителей – дефектологов муниципальных образовательных учреждений района

Школьная конференция отцов, выступление

Участие педагога в конкурсах, олимпиадах.

Результат деятельности педагога

Районный заочный конкурс профессионального мастерства учителей-логопедов и учителей-дефектологов муниципальных образовательных учреждений "Лучшая учебно-методическая разработка занятий для детей с ОВЗ".

Диплом 2 степени

Участие ваших обучающихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах (кроме УРФО).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Годовой анализ работы учителя деффектолога

Черненко Н.М.

(сентябрь-май)

Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, развитие до необходимого уровня психофизических функций;

Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и воспитания в соответствии

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

-консультативно-просветительское и профилактическое

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

Диагностическое направление.

На основании заключения ЦПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 9 учащихся (Бастэ М., Мамонов Е., Мамонов И., Петрова А., Пожарова В., Полонский А., Томчук И., Фролов А., Черкасов Е.) Из них с ЗПР- 9 человек.

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий.

(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определение характера динамики, оценивание результативности работы, а также составление прогноза относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

В своей работе я использовала диагностические методики

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией(для ознакомления):- мед.карты;- личные дела учащихся;-беседа с родителями.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей (Мамонов И., Петрова Н., Черкасов Ев.) в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей (Томчук И., Черкасов Ев.)выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

У Петровой А. отмечается дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

В течение 2018 – 2019 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся Мамонова Е., Мамонова И., Петрова А.,Черкасова Е. по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции; - совершенствование зрительного восприятия ,памяти и внимания; - развитие мелкой моторики, графомоторных навыков; - формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений; - формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

В своей работе я использовала элементы коррекционно-развивающих программ:

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных , подгрупповых занятий . Индивидульные занятия проводились по 30 минут, групповые по 40 минут

Коррекционно-развивающие занятия посещали ученики 3б класса — Бастэ М., Мамонов Е., Мамонов И., Петрова А., Пожарова В., Полонский А., Томчук И., Фролов А., Черкасов Е.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

При проведении коррекционно – развивающих занятий я использовала разнообразные упражнения и задания, которые помогали развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее и сообразительнее. Особенно детям нравились графические диктанты.

Аналитическое направление :

Управления образования Восточно-Казахстанской области.

Отчёт о проделанной работе

учителя-дефектолога Гречишкиной Е.А. за 2019-2020 учебный год

В период работы с 01.09.2019 по 25.05.2020 г., в соответствии с целями работы КППК: - развивать основные психические процессы и связную речь, умение контролировать свои действия и достигать результата с учетом индивидуальных возможностей детей с ООП. - содействовать полноценному и личностному развитию детей с ООП с охватом интеллектуальной, психоэмоциональной и личностной сфер каждого ребенка, используя сов-ременные информационно-коммуникативные и образовательные технологии; - разнообразить формы работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии ребенка , свою профессиона-льную деятельность реализовывала по следующим направлениям:

-консультативно-просветительское и профилактическое;

-создание коррекционно-развивающей среды (оснащение кабинета).

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям

Диагностическое направление

На основании заключения ПМПКг.Шемонаихи в сентябре 2019годана занятия в КППК с учителем-дефектологомГречишкиной Е.А. были зачислены 5 дошкольников, с января 2020года курс коррекционного обучения с учителем-дефектологом проходили 9 человек. Из них:

ЗПР, ОНР 1 уровень, задержка формирования игровой деятельности 4-5 лет– 5 человек

ЗПР, ОНР 1 ур., задержка эмоционально-коммуникативного развития – 1 человек

ЗПР, ДЦП, дети с инвалидностью, тяжел.множественными нарушениями – 3 человека

В течение учебного года проведено три этапа диагностики учащихся, зачисленных на индивидуальные занятия.

Первичная диагностика, зачисленных на занятия

Этапная(индивидуальная) с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов

Выявление особенностей динамики развития каждого ребенка. Оценивание правильности выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком. Определение целей и задач коррекционно-пе-дагогической работы в следующем полугодии.

(индивидуальная) с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций

Определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося

Используемые диагностические методики

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

Диагностический тест RCDI -2000

Оценка развития ребенка по шкале RCDI -2000

@ C анкт-Петербургский институт раннего вмешательства

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией(для ознакомления):

- заключения направлений ПМПК;

- рабочие тетради, рисунки учащихся;

- выписки из протоколов командной оценки.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

Практически у всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление

В течение 2019 – 2020 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

- совершенствование зрительного восприятия,памяти и внимания;

- развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;

- формирование словесно-логического мышления;

- формирование пространственно-временных представлений;

- формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика был оформлен протокол командной оценки

Используемые коррекционно-развивающие программы: -Программа индив-ных занятий с детьми с задержкой психического развития.

-Коррекционно-развивающая программа Нишевой для дошкольников с ОНР1ур.

Специально разработан дидактический̆ материал, который содержит комплекс упражнений, направленных на развитие высших психических функций: внимания, памяти, мышления, зрительно-моторных координаций, коррекцию недоразвития математических представлений и буквенного анализа, синтеза у детей с ОВР. Занятия построены по принципу перехода от простых, доступных заданий, к более сложным.

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно–познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных занятий. Занятия для дошкольников проводились по 35 минут согласно учебного плана и утвержденного в КППК расписания.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме индивидуальной образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

При проведении коррекционно-развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление, а так же выработать графические навыки, стать наблюдательнее.

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2019-2020 учебного года имеются следующие результаты:

Читайте также: