От кого государство получает власть кратко

Обновлено: 07.07.2024

Суверенитет (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть) — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Суверенитет, т.е. верховная власть над определенной территорией. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, его решения обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов. Суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны, относится к числу важнейших признаков государства. Государственный суверенитет выражается в неприкосновенности территории государства, самоопределении ее народа, самостоятельном выборе внутренней и внешней политики. С помощью государственных органов государство осуществляет свои многочисленные функции.

Внутренние и внешние функции государства ( 9 класс)

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации. Функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;

организация экономической жизни, денежного обращения в стране;

осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и т. п.);

социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

защита границ и оборона страны при нападении извне;

внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами;

организация экономических связей с другими странами.

Формы государства ( 9 класс)

Форма государства – это способ организации государства, состоящий из формы правления, формы государственного устройства и политического режима. Форма правления определяет способ образования органов государственной власти. Их всего две: монархия и республика. В монархии власть наследуется, а в республике правителя избирают на определенный срок. Монархии бывают абсолютными и ограниченными (конституционными). Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанными. В парламентской республике сильна власть избираемого гражданами парламента. Парламент избирает президента и формирует правительство, ответственное только перед ним. Парламентскими республиками являются Италия, Германия. Роль президента в них слабее роли премьер-министра, возглавляющего правительство. В президентской республике сильна власть избираемого гражданами президента, который кроме того, что выполняет полномочия главы государства еще, и возглавляет правительство. Смешанные республики объединяют признаки парламентской и президентской республик. Россия является смешанной республикой. Форма государственного устройства – это характер отношений между высшими органами власти государства и органами власти его территориальных единиц. Существуют две формы государственного устройства: унитарные и федеративные государства. Любое государство делится на территориальные части (губернии, края, области и т.д.). Это необходимо для эффективного управления государством. В унитарных государствах эти территориальные части не имеют политической и юридической самостоятельности, они подчиняются центральным органам власти, у них нет своей конституции и законов. Тогда, как территориальные части федеративного государства, которые называются субъектами, имеют самостоятельность, свои органы государственной власти (главу, законодательный орган , правительство, суды), свои законы и конституцию.

Понятие и признаки органов государственной власти

  • Формирование органа в соответствии с порядком, установленным законодательно;
  • Каждый орган в государственном механизме обладает самостоятельностью;
  • Деятельность государственных органов регулируется законодательством;
  • Государственный орган обладает властными полномочиями;
  • У каждого государственного органа есть своя материальная и финансовая база;
  • Наличие четкой внутренней структуры.


Система органов государственной власти в РФ

  1. Единство системы. Строение системы органов государственного управления закреплено в конституции РФ (ст. 11).
  2. Разделение властей на три самостоятельные ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
  3. Демократичность, выражается в том, что носитель власти – народ, который осуществляет свою волю через свободные выборы, и перед которым отчитываются должностные лица.
  4. Деятельность системы органов управления осуществляется в строгом соответствии с законами государства.
  5. Гуманизм, выражается в том, что главная цель системы органов власти – обеспечение интересов общества и человека.
  6. Суверенитет власти – это ее независимость от внешнеполитических факторов и верховенство внутри страны.

Структура органов власти в РФ

Законодательная власть в РФ

В России постоянно действует двухпалатное федеральное собрание – представительный и законодательный государственный орган. Верхняя и нижняя палаты федерального собрания имеют как общие, так и отдельные функции.


Функции палат Федерального собрания

Исполнительная власть в РФ

  1. Составление федерального бюджета, передача его Государственной думе и контроль за его исполнением.
  2. Контроль за единством финансовой, кредитной и денежной политики в России.
  3. Осуществление политики государства в области социального обеспечения, науки, культуры, экологии, здравоохранения и т.д.
  4. Осуществление мер, направленных на безопасность страны, увеличение ее обороноспособности.
  5. Реализация внешней политики.


Полномочия правительства РФ

Судебная власть в РФ

  1. Правосудие может осуществляться только судом.
  2. Строгое соответствие конституции и законодательству РФ.
  3. Судьи независимы, законом обеспечено невмешательство кого бы то ни было в осуществление правосудия. Судья не имеет права совмещать свою деятельность с любой другой оплачиваемой работой, кроме преподавательской, а также быть депутатом.
  4. Рассмотрение дел в большинстве случаев ведется коллегиально.
  5. На судебном процессе обязателен принцип состязательности, при этом стороны судебного процесса имеют равные права.
  6. В РФ действует презумпция невиновности, то есть правило, согласно которому человек не может быть признан виновным до тех пор, пока его вина не доказана.
  7. Недопустимо повторное осуждение за одно и то же преступление.
  8. Обе стороны судебного процесса имеют право пользоваться помощью квалифицированных юристов.

Институт президентства в РФ

  • Избирается на определенный срок – 6 лет.
  • Пользуется неприкосновенностью.
  1. Правотворческая деятельности (издание указов и распоряжений), право законодательной инициативы. Право вето.
  2. Предоставление гражданства РФ и политического убежища иностранным гражданам.
  3. Назначение представителей президента РФ в федеральных округах.
  4. Назначение выборов в Государственную Думу.
  5. Назначение представителя Правительства РФ.
  6. Выдвижение кандидатов на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов.
  7. Выполнение функций Верховного главнокомандующего вооруженными силами РФ.
  8. Руководит внешней политикой РФ.
  1. Власть
  2. Юридическая сила
  3. Государство
  4. Голосование
  5. Законопроект
  6. Форма государственного устройства
  7. Выборный
  8. Отлагательное вето
  9. Политический режим

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Осуществление управления федеральной собственностью (правит.114)
  2. Формирование Совета Безопасности России (през.83)
  3. Назначение на должность Председателя Счетной Палаты (госдума 103)
  4. Назначение выборов Государственной Думы (през 84)
  5. Назначение на должность судей Конституционного Суда (совет федерации 102)
  6. Утверждение военной доктрины РФ

Первое неверно, поскольку это относится к полномочиям Правительства (114 статья Конституции). А вот второе, согласно 83 статье Конституции, находится в ведении Президента. Третье, по 103 статье Конституции, относится к деятельности Государственной Думы. Четвертое, согласно 84 статье основного закона – полномочие Президента. Пятое относится к полномочиям Совета Федерации (102 статья Конституции), а шестое, согласно 83 статье – к полномочиям Президента.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Субъекты страны Х наделены значительной политической самостоятельностью.
  2. Правительство не несет ответственности перед парламентом.
  3. Президент избирается населением в ходе всеобщих выборов.
  4. Правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте.
  5. Правительство формируется президентом.

Первое неверно, поскольку это говорит о федеративном устройстве государства, но не о типе республики. А вот второе верно – правительство было бы ответственно перед парламентом в случае парламентской республики, а так оно ответственно перед президентом. Третье также верно, потому что при парламентской республике президент избирался бы членами парламента. Четвертое неверно, поскольку правительство формируется президентом, что сказано в 5 утверждении.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Гражданину 31 год.
  2. У гражданина нет высшего образования в области политологии.
  3. Гражданин проживает в РФ 8 лет.
  4. Гражданин по вероисповеданию католик.
  5. Гражданин не женат.

Согласно 81 статье Конституции, стать Президентом РФ может гражданин не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 10 лет. При этом для кандидатов не устанавливается образовательный ценз – то есть наличие высшего образования не обязательно. Пунктов о вероисповедании и семейном положении в списке обязательных требований к кандидатам тоже нет. Значит, верны 1 и 3 положения – гражданин моложе нужного возраста и проживает в стране меньше, чем того требует закон.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Согласно 114 статье Конституции, Правительство РФ занимается разработкой федерального бюджета и обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики. Все остальные полномочия, в соответствии с 84 и 86 статьями Конституции РФ, находятся в ведении Президента РФ.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Совет Федерации
  2. Государственная Дума

Выполнить такое задание сложно, если не выучить полномочия палат. Согласно 102 статье Конституции РФ, к ведению Совета Федерации из данного списка относится утверждение изменения границ между субъектами РФ и назначение выборов Президента РФ. Все остальные пункты, в соответствии со 103 статьей Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

Задание EO1401s Установите соответствие между субъектами государственной власти РФ и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции из 1 столбца подберите соответствующую ей позицию из 2 столбца.
ФУНКЦИИ СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ
А) Осуществление помилования Б) Изменение границ между субъектами РФ В) Разработка федерального бюджета Г) Управление федеральной собственностью Д) Назначение на должность Председателя ЦБ РФ 1) Совет Федерации 2) Правительство РФ 3) Государственная Дума 4) Президент РФ
А Б В Г Д

Как видим, выполнить такое задание, не имея четкого представления о полномочиях субъектов власти, очень сложно, поэтому все это нужно хорошо выучить. Осуществление помилования относится к полномочиям Президента – это указано в 89 статье Конституции. Изменение границ между субъектами РФ – одно из полномочий Совета Федерации (102 статья Конституции). Разработкой федерального бюджета занимается Правительство, что указано в 114 статье Конституции. Управление федеральной собственностью также относится к полномочиям Правительства (та же 114 статья). А вот назначение на должность Председателя ЦБ РФ относится к ведению Государственной Думы (103 статья Конституции).

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Назначение выборов Президента Российской Федерации
  2. Разработка федерального бюджета
  3. Обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики
  4. Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
  5. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации

Назначение выборов входит в ведение Совета Федерации, поэтому первое неверно. А вот второе верно – согласно 114 статье Конституции, это относится к полномочиям Правительства. Третье также находится в ведении Правительства, а вот четвертое и пятое, согласно 103 статье Конституции, относятся к полномочиям Государственной Думы.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Федеральное Собрание – представительный и законодательный орган Российской Федерации.
  2. Федеральное Собрание – нижняя палата парламента РФ.
  3. Состав Федерального Собрания избирается по пропорциональной системе.
  4. Федеральное Собрание – постоянно действующий орган.
  5. В Федеральное Собрание входит 450 членов.

Федеральное Собрание – парламент РФ; первое утверждение верно, поскольку это – представительный и законодательный орган нашей страны. Второе ошибочно; нижняя палата парламента – Государственная Дума. Третье тоже неверно: по пропорциональной системе избирается лишь состав Государственной Думы, а в Совет Федерации входит по 2 представителя от каждого субъекта страны. Четвертое верно согласно 99 статье Конституции. А вот пятое неправильно: 450 депутатов входит только в Государственную Думу.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Количество мест, которые партия получает в парламенте, зависит от процента голосов, полученных ею на выборах.
  2. Партии, не прошедшие процентный барьер, не получают места в парламенте.
  3. Независимые, беспартийные кандидаты также имеют право выдвинуть свою кандидатуру на выборы.
  4. Для избрания необходимо получить большинство голосов, при получении меньшинства голосов мест в парламенте партия не получает.
  5. Возможно применение системы абсолютного или относительного большинства голосов.

При пропорциональной избирательной системе голосование проходит по партийным спискам; исходя из процента набранных голосов партии получают соответствующее количество мест в парламенте. Однако для того, чтобы пройти в парламент, необходимо преодолеть определенный процентный барьер, то есть получить минимальное для прохождения в парламент число голосов – например, на выборах Государственной Думы он составляет 7%. Исходя из всего этого, видно, что верны первое и второе утверждения. Остальные утверждения характеризуют мажоритарную систему, при которой побеждает единственный кандидат, набравший большинство голосов – причем большинство может быть как абсолютным, так и относительным.

pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить

  1. Мировой судья
  2. Супруг
  3. Военнослужащий срочной службы
  4. Избиратель
  5. Губернатор

Это задание на первый взгляд кажется несложным, однако важно помнить, что по российскому законодательству мировым судьей можно стать только с 25 лет, а губернатором – с 30. Вступать в брак граждане могут с 16 лет, на военную службу призываются с 18 лет, избирателем можно также стать по наступлении 18. Следовательно, верны второе, третье и четвертое положения.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

Обществознание. 9 класс. Боголюбов Л. Н. Оглавление

§ 13. Основы конституционного строя Российской Федерации

Давайте вспомним

Что такое федерация? В чём смысл разделения властей?

Подумаем

От кого государство получает власть? Зачем народу суверенитет? Какие у государства основы?

Смысл главы 1 Конституции можно выразить так: она устанавливает правовые основы государственного строя. На юридическом языке это называется правовым статусом Российской Федерации. Статус есть у гражданина — это его права и обязанности, статус есть и у государства — его правовое положение. Тот и другой статус устанавливает Конституция. Чтобы лучше понять содержание главы, важно сосредоточить внимание на том, что в Конституции говорится о власти, статусе человека и гражданина, о суверенитете, о Федерации.

Что такое конституционный строй

Конституционный строй РФ тоже имеет свои основы, свой фундамент — основные принципы (или основные правила) общественной жизни, установленные в нашей стране Конституцией.

В науке чаще всего выделяют десять принципов, составляющих основу конституционного статуса (положения) Российской Федерации. Некоторые из них мы сегодня рассмотрим. Однако вначале важно отметить, что не всё закреплённое в статьях Конституции стало уже реальностью. Более того, можно сказать, что многое в этих статьях — наша цель. Это нормально, любая конституция рассчитана на перспективу, задаёт направление развития. Безусловно, движение к цели, т. е. преобразования, модернизация общества уже начались. Однако очевидно, что всему обществу предстоит ещё серьёзно и много потрудиться, прежде чем желаемое станет действительным.

Основы государства

Вам предстоит познакомиться с целым рядом принципов, составляющих основы конституционного строя. Поговорим о некоторых из них. Начнём со статьи 1 Конституции. В ней записано, что Россия провозглашена демократическим правовым государством. Из этого мы можем сделать вывод: Конституция нацеливает нашу страну на создание демократического государства. По мнению учёных, это путь сложный и поступательный. Эту же мысль высказывал и Президент Российской Федерации.

Конституция в первую очередь закрепила права и свободы человека и гражданина (ст. 2). О них мы будем говорить позднее, на следующем уроке. А пока отметим, что правовой статус человека и гражданина определяется его правами и свободами. Это один из первых принципов нашего конституционного строя.

А почему написано, что народ является источником власти? Вообще, источник это то, что даёт начало чему-то. Делаем вывод: согласно Конституции, народ даёт начало всей государственной власти, от народа исходит власть.

Итак, народовластие также один из основных принципов конституционного строя.

Какие три условия, по мнению автора, необходимы народу, чтобы осуществить демократию? Какие последствия ждут народ, не научившийся соблюдать закон?

Вспомни, в чём смысл разделения властей.

Россия провозглашена федеративным государством (ст. 1 и 5). Федеративное устройство для России — единственное из возможных. Ведь её территория столь обширна (около тысячи городов, несколько тысяч посёлков), а число населяющих её народов столь велико (около 140), что управлять страной без учёта интересов субъектов федерации не эффективно. В таких условиях важно, чтобы были максимально чётко определены принципы федеративного устройства (принципы федерализма). Рассмотрим подробнее некоторые из них.

Вы уже знаете, что Российская Федерация сложилась исторически в результате сплочения внутри России не только русского, но и нерусских этносов, а вместе они и есть единая многонациональная Россия.

Как же обеспечивается государственная целостность России? В нашей стране единая система власти (напомним, что в системе власти обеспечиваются единство и взаимосвязь её различных частей). Это означает, что все органы власти субъектов, будучи совершенно самостоятельными на своей территории, подчинены федеральным органам власти — Президенту РФ, Федеральному Собранию РФ, Правительству РФ и высшей судебной власти РФ. Вместе они составляют единую систему власти.

У нас обеспечивается верховенство федеральных нормативных актов. Это значит, что все нормативные акты субъектов Федерации строго подчинены Конституции, всем законам, принятым Федеральным Собранием, а также нормативным актам Правительства РФ и высшей судебной власти РФ. Кроме того, у нас единый государственный язык — русский; единая денежная система, единое народное хозяйство (или единое экономическое пространство).

Современное демократическое понимание принципа самоопределения способствует объединению народов в единое многонациональное государство, в котором каждому народу предоставлено право на сохранение и развитие своих национальных ценностей. Именно из такого понимания исходит наша Конституция. Все субъекты Федерации имеют право на самостоятельное решение вопроса о своей жизни и судьбе, о культуре, языке, обычаях и традициях, об устройстве управления и т. д., что особенно важно в многонациональной стране.

И ещё один принцип: разграничение предметов ведения и полномочий между органами власти субъектов РФ.

Под предметом ведения и полномочий подразумевается круг вопросов, по которым государственные органы компетентны принимать решения. Согласно Конституции РФ, в нашей стране действует три вида предметов ведения: 1) предметы исключительного ведения Российской Федерации, т. е. та группа вопросов, которые решают только органы государственной власти Федерации (ст. 71); 2) предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72); 3) вне пределов указанных предметов ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73) и реализуют свои права согласно Конституции РФ. Законодательное разграничение полномочий служит ещё одним важнейшим средством укрепления федерализма.

Вопрос: Какие основные требования к принятию в Российскую Федерацию нового субъекта закреплены в федеральном конституционном законе? Почему эти требования необходимо соблюдать?

Россия провозглашена социальным и светским государством (ст. 7 и 14). Государство, объявившее себя социальным, ставит цель обеспечить людям достойную жизнь и свободное развитие каждого. В Конституции нашей страны такая цель поставлена.

Понятие светское государство отражает отношения государства и религий. Светским считают такое государство, в котором не существует какой-либо государственной или обязательной религии. Наиболее прогрессивной формой взаимоотношений светского государства с церковью является отделение церкви от государства. Именно эти положения закреплены в статье 14 Конституции РФ. Религиозные объединения у нас в стране не могут вмешиваться в дела государства (не участвуют в выборах органов власти, в деятельности политических партий и т. д.).

Вместе с тем религиозные объединения могут участвовать в социально-культурной жизни общества. Государство же обязано охранять законную деятельность религиозных объединений.

Основные принципы

Итак, вы познакомились с целым рядом принципов, составляющих основу, фундамент нашего конституционного строя. Назовём их:

  • — человек и гражданин, его права и свободы как высшая ценность;
  • — народовластие;
  • — разделение властей;
  • — федеративное устройство;
  • — социальная защита человека;
  • — отделение церкви от государства.

Надеемся, что названные принципы в основном вам понятны. Эти принципы регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение как страны в целом, так и отдельной личности. Они закреплены в главе 1 Основного закона. И ни один другой закон или иной нормативный акт не должен противоречить принципам конституционного строя.

Наконец, принципы главы 1 абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция (ст. 135).

ПРОВЕРИМ СЕБЯ

1. Чем определяется правовой статус человека и гражданина?

3. Почему Россию нельзя назвать союзом субъектов Федерации?

4. Как достигается государственная целостность России?

5. Какие цели ставит социальное государство?

6. Какое государство считается светским?

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Иногда правоведы называют главу

2*. Учёные утверждают, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оправданной для России. Почему? Найди обоснования данного утверждения.

3. Прочитай стихотворение Евгения Евтушенко:

  • Народ — кто сам себе не врёт.
  • Народ — кто враг духовной лени.
  • Лишь тот, кто мыслит, — тот народ,
  • Все остальные — население.

ГОВОРЯТ МУДРЫЕ

Н. Г. Чернышевский (1828—1889),
русский писатель, публицист


На уроках обществознания школьники проходят много тем, которые связаны с государственными устоями. Одну из них рассмотрим в этом материале: форму государственного правления.

О чем эта статья:

10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Определение формы правления

Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.

  • В узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • В широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Формы власти показывают:

  • как создаются высшие органы власти в государстве,
  • их структуру,
  • какие принципы лежат в основе взаимодействия между государственными органами,
  • как строятся взаимоотношения между верховной властью и рядовыми гражданами,
  • в какой мере организация органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.

Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.

Монархия

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.

Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.

Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.

Виды монархий Основные черты
Абсолютная (неограниченная) Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др.
Конституционная Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую.
Дуалистическая Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко.
Парламентская Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения Абсолютная (неограниченная) Дуалистическая Ограниченная (парламентская, конституционная)
Принадлежность законодательной власти Монарх Разделена между монархом и парламентом Парламент
Осуществление исполнительной власти Монарх Формально — монарх, фактически — правительство
Назначение главы правительства Монарх Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов
Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
Право роспуска парламента — (парламент отсутствует) У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
Право вето монарха на решения парламента Абсолютное вето Предусмотрено, но не используется
Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания, Марокко, Непал Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

Готовиться к ОГЭ на курсах по обществознанию в Skysmart — это увлекательно и эффективно!

Республика

Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.

Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.

Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).

Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).

Российское государство

Определение — что такое государство

Общепризнанного научного или юридического определения государства нет. Хотя само слово постоянно присутствует в законах всех уровней, ни один нормативный акт не раскрывает его значение.

что такое государство

Существует несколько близких по смыслу слов, показывающих сущность (что это?) термина в разных значениях.

  1. Страна, то есть территория, отделенная границами от остального мира, а также народ, проживающий в пределах границ.
  2. Общество – группа людей, объединенных историческими, территориальными, культурными, социальными связями.
  3. Власть – высший распорядительный и исполнительный орган в стране, регламентирующий жизнь общества.
  4. Политическая система, действующая в рамках исторически сложившихся экономических условий и установленных правовых норм.

Что такое государство

Основные признаки — в чем сущность государства

Признаки – это свойства, которые отличают государство от других субъектов политической власти. Среди них:

  1. Территориальная обособленность – земля, в пределах которой действуют государственные структуры, имеет установленные границы;
  2. Обязательное членство – население, родившееся и постоянно проживающее на территории страны, получает гражданство того государства, к которому территориально относится.
  3. Суверенитет – независимость властей во внутренней и внешней политике страны. Включает признание другими державами верховенства политической элиты государства, права на самоуправление внутри территориальных границ и равноправие в международных отношениях.
  4. Политическое устройство, при котором небольшая группа людей может регулировать различные стороны жизни общества. Осуществление решений обеспечивают организации и учреждения, наделенные функциями исполнения, контроля и принуждения. В них входят силовые структуры – армия, полиция, тюрьмы.
  5. Наличие законодательства (что такое закон), легализующего действия властей. Правовые акты определяют юридические рамки формы осуществления государственных функций.

В рамках государства власти обладают монополией на легальное применение силы, издание законов, взимание налогов и платежей, официальное представление всего населения страны на мировой арене.

Фома Аквинский

Формы государства

Форма государства – это организация политической власти, определяющая структуру и функционирование государственных институтов.

Форму определяют три составляющие:

    .
  1. Государственное устройство.
  2. Политический режим.

По форме правления выделяют монархии и республики. В монархии власть передается по наследству, в республике (что это такое?) – выбирается народом. Монархии бывают абсолютные (вся власть принадлежит правителю) и конституционные (права монарха ограничены законами).

Республика может быть:

  1. парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  2. президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом).

По форме государственного устройства они делятся на:

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным.

Например, Российское Федерация — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Более подробно об этом смотрите в данном видеоролике:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Я не считаю, что такие понятия, как страна и государство, тождественны. На мой взгляд, страна может быть без государства, но вот государство точно не может быть без страны.

Страна — это территория, на которой постоянно проживают люди, объединенные общей культурой, языком.

Государство же являет собой совокупность различных институтов, которые наделены властными полномочиями, функциями управления на контролируемой этими институтами территории, проще говоря, в пределах государственных границ.

Очень удобный постулат о том, что правители направляются высшими силами. Если заставить людей поверить в это, власть будет иметь нерушимый авторитет. Что из этого получилось отлично может продемонстрировать эпоха средневековья и другие темные времена. Хорошо, что общество сумело достичь некоторого прогресса в этом отношении. Жаль, что марксистская теория — это недостижимая утопия.

Читайте также: