От каких факторов зависит характер партийной системы кратко

Обновлено: 06.07.2024

Важной составляющей механизма власти является партийная система, которая представляет собой процесс развития самого политического процесса, его становление в динамике. Характеризуя специфику партийной системы можно отметить, что процесс ее формирования проходит под влиянием самых разных факторов. Это могут быть те или иные особенности национального состава населения, воздействие религии или исторических традиций, соотношений политических сил и многое другое.

Для того, чтобы определить характер политической системы стоит обратить внимание на степень реального участия в жизни государства политических партий. Важный момент заключается в том, что решающую роль всегда играет не общее количество партий, а именно направление и число партий, реально участвующих в жизни страны.

Исходя из вышеизложенного, можно выделить следующие разновидности партийных систем, а именно:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Для того, чтобы наиболее качественно понимать многопартийность политической системы, охарактеризуем для начала однопартийные и двухпартийные системы.

Классификация партийных систем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Классификация партийных систем. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Однопартийная система

Однопартийную систему часто считают не состязательной. Название системы говорит уже о том, что в ее основе лежит только одна партия. Однако такая система приводит к тому, что выхолащивается институт выборов, так как отсутствует возможность альтернативного выбора. Центр принятия тех или иных решений полностью отходит к руководству партии. Так или иначе, но постепенно такая система приводит к становлению диктаторского режима и тотального контроля. В качестве примера государств с таким типом системы можно назвать Германию и Италию.

Готовые работы на аналогичную тему

Другая ее отличительная черта – это сильные средства защиты установленного режима, в результате процесс свержения главной партии крайне сложный. Опираясь на исторический опыт можно отметить, что среди факторов, способствующих прекращению подобного режима, служили военные положения или попытки самореформирования.

Однопартийная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Однопартийная система. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Двухпартийные системы

Для формирования такого типа необходимо наличие двух партий, сменяющих друг друга. Положение партий формируется в результате выборов. В таком случае партия, представляющая оппозицию, по результатам голосования может оказаться партией, формирующей правительство, передав свои оппозиционные полномочия проигравшей стороне. Однако в данном типе политической системы число не является решающим фактором, по сравнению с выше рассмотренным.

Рассматривая в качестве примера Великобританию, отметим, что там существует далеко не одна партия, а вместе с тем можно выделить и множественное число политических организаций. Возникает вопрос: почему же Великобритания считается классической представительной двухпартийной системой? Как отмечалось выше, важную роль играет не только количество партий, но и их реальное участие в политической жизни государства. В рассматриваемом примере только две партии, а именно консерваторы и лейбористы, сменяют друг друга, формируя правительство и определяя направление развития государства, как внутреннюю, так и внешнюю политику. В сравнении с однопартийной, двухпартийная система представляется более надежной. Выстраивая политику данным образом, такая система защищает себя во всех направлениях.

Однако есть и ряд весьма ощутимых минусов. Стоит учитывать, что главные партии страны представляют собой совершенно разные социально-политические позиции. В результате смена одной партии другой может привести к существенной встряске не только для механизма государства, но и для общества в целом.

Многопартийная система

Характеризуя многопартийную политическую систему, в первую очередь следует сделать акцент на том, что необходимо отличать многопартийную систему и многопартийность.

Многопартийность, или можно встретить еще такое название как множественность партий, акцентирует свое внимание на количестве партий, что является характерным элементом для многих демократических стран. Что касается многопартийности, о чем неоднократно говорилось выше, она раскрывает способ формирования власти, то есть за управление и образование правительства отвечает несколько партий на равноправной основе. Такой тип приводит к формированию своеобразного государственного механизма.

Характеризуя положительные стороны, отметим, что:

  • при многопартийности в большей степени реализуется потенциал гражданского общества;
  • развивается открытость политики;
  • формируется здоровая конкуренция и взаимокритика.

Однако, как и в любой системе, здесь также имеются и свои минусы. Реализуя своей политикой легальную деятельность партий, можно пошатнуть не только демократию, но и саму многопартийность. Решением в такой ситуации становится стремление к улучшению многопартийной системы и формированию более совершенного и удовлетворяющего всем требованиям варианту. В связи с этим можно выделить ряд разновидностей многопартийной системы.

Разновидности многопартийных систем

Многопартийные системы можно разделить на:

Не стоит забывать и боковые многопартийные системы. Такая система немногим отличается от классической, то есть многопартийной без доминирующей партии. Однако ее характерная черта заключается в процессе группирования партий в противостоящие друг другу блоки. Исходя из политики и стратегии выбранного блока, партия формирует свою программу действий. Участники, не имеющие отношение ни к одному из блоков, практически не обладают шансом на победу.

Партийная система – это система всех политических партий, а также квазипартийных организаций (ассоциаций, движений, профсоюзов). Это одна из трёх важнейших систем в политологии, наряду с политическими и избирательными системами.

Партийная система не включает организации, которые не участвуют в выборах, а также антисистемные партии, стремящиеся ниспровергнуть политический и общественный строй (например, террористические).

В политической системе партии образуют партийную систему в зависимости от различных факторов. Важнейшим фактором, влияющим на формирование и развитие партийной системы, можно выделить действующую избирательную систему. Невозможно однозначно сказать, какой тип партийной системы лучше. Государственная партийная система определяет сколько политических партий имеют реальные шансы сформировать правительство.

Политические партии имеют ряд фундаментальных сходств:

  • контроль правительства;
  • стабильная массовая поддержка населения;
  • создание внутренних механизмов для контроля органов власти, финансирования, распространения информации и выдвижения своих кандидатов в органы власти.

В современных демократических системах мобилизация избирателей и разрешение конфликтов происходит через партийную конкуренцию. Партийная система является частью системы посредничества. В неё должны предоставляться посреднические услуги между электоратом и государственной системой. Системная функция партийной системы должна, таким образом, в первую очередь обеспечивать стабильность политической системы, в частности, путём внесения необходимых политических изменений для адаптации общества к меняющимся условиям.

Типология партийных систем

Типология партийных систем

В политологии выделяются следующие типы партийных систем:

  • беспартийная система;
  • однопартийная система;
  • двухпартийная система;
  • многопартийная система;
  • партийная система с доминирующими партиями;
  • двухблочная партийная система;
  • система партийного сотрудничества.

Беспартийная система

При беспартийной системе в государстве возможны следующие варианты:

Всеобщие и периодические выборы при такой системе проводятся без привязки к политическим партиям.

Однопартийная система

При режиме однопартийной системы только одна легальная политическая партия имеет право формировать правительство, потому что все другие партии запрещены и сдерживаются этой партией. Одна партия имеет исключительный контроль над политической властью и общественно-политической жизнью страны. Примером однопартийной системы может служить Коммунистическая партия в СССР.

Двухпартийная система

Двухпартийная система – это тип партийной системы, в которой две партии доминируют в политической жизни и конкурируют между собой за расширение своего представительства и формирование правительства.

Страны, которые чаще всего ассоциируются с двухпартийными системами, – это Великобритания (там время от времени меняется власть то лейбористов, то консерваторов) и США (в которой конкурируют между собой Республиканская и Демократическая партии). Двухпартийные системы широко распространены и во многих других частях мира.

Двухпартийная система возникает, когда электорат на выборах и власти страны отдаёт предпочтение более крупным партиям. При этом малым партиям трудно добиться представительства и влияния.

Многопартийная система

Многопартийная система

Многопартийные системы – это тип партийной системы, для которой характерно пропорциональное представительство, при котором более двух партий могут эффективно конкурировать за право формировать правительство и выдвигать своих представителей в парламент.

Многопартийная избирательная система обычно исключает или затрудняет достижение партией собственного большинства в парламенте. Пропорциональное представительство достигается за счёт пропорциональной избирательной системы. Как партийная система, модель многопартийной системы является нормой в демократических странах.

При многопартийной системе партии соревнуются друг с другом за власть. Ни у одной из них нет шансов получить в парламенте абсолютное преимущество (50% мест + одно место) для самостоятельного формирования правительства. Так формируются коалиционные правительства.

Эта система показывает многообразие интересов населения, даёт населению возможность лучше и полнее представлять свои взгляды в парламенте. Однако иногда это также может затруднить решение определённых социальных проблем, что приводит к конфликтам.

При умеренном плюрализме партии часто имеют лишь небольшую идеологическую дистанцию, имеют тенденцию образовывать полярные коалиции и предпочитают центростремительную конкуренцию. Однако можно выделить 3 подтипа многопартийной системы:

  • правительство без возможности коалиции (Великобритания, Канада, Австрия до 1980-х годов);
  • правительство возможно только при коалиции (Австралия, Германия до 2017 года);
  • правительство с коалициями средних или крупных партийных образований (страны Северной Европы кроме Финляндии и Швейцарии).

Поляризованный плюрализм (который характеризуется большим числом сторон с большим идеологическим расстоянием друг от друга и от самой политической системы) вряд ли можно отличить от умеренного плюрализма сегодня. Сегодня настоящих антисистемных партий практически не осталось. Следовательно, этот тип также можно подразделить на:

  • поляризованный плюрализм с фундаментальной оппозицией справа и слева (Веймарская республика, ФРГ с 2017 г., Вторая Испанская республика и др.);
  • поляризованный плюрализм с центральными партиями по идеологической ориентации, способными управлять (Франция, Израиль, Финляндия, Италия и др.).

Партийная система с доминирующими партиями

Партийная система с доминирующими партиями

При системе с доминирующей партией среди нескольких существующих партий одна партия может реально претендовать на формирование правительства, потому что другие партии маленькие и слабые. Одна партия выступает в роли гегемона, вынуждая оставшиеся партии (так называемые партии-сателлиты) полностью подчиняться себе.

Эта партия формирует правительство и может быть заменена только коалицией из почти всех других оставшихся партий. Такая партия обычно использует исторические условия, имеет решающее преимущество, оставаясь у власти почти всё время.

В партийных системах с доминирующими партиями, партия представляет собой постоянный элемент государственной власти (либо в качестве единственного руководящего органа, либо в составе коалиции).

Разница между партиями в различных системах заключается в том, что в условиях демократии разрешается реальная конкуренция за голоса избирателей. Это означает, что возможно поражение доминирующей партии на выборах.

Партийные системы с доминирующими партиями находятся в упадке. Такое развитие событий наблюдается, например, в Израиле, где Социалистическая рабочая партия Израиля (после слияния с Лейбористской партией в 1968 г.) занимала доминирующее положение. Однако сегодня внутри партийной системы Израиля наблюдается высокая степень конкуренции с основными участниками кампании – Лейбористской партией и правой партией Ликуд по обе стороны политического спектра.

Двухблочная партийная система

При двухблочной партийной системе существует множество партий, которые конкурируют друг с другом во время избирательной кампании, но после выборов они объединяются в два блока (например, правый и левый) и взаимодействуют внутри этих блоков.

Система партийного сотрудничества

Система партийного сотрудничества

При системе партийного сотрудничества в предвыборный период существует множество партий, которые конкурируют друг с другом. После выборов все партии или большинство партий работают вместе через подразделения и формируют коалиционное правительство. Это правительство действует в соответствии с межпартийными договорённостями.

Политические партии при такой системе фактически не остаются эффективной оппозицией. После выборов основные партии отказываются от конкуренции. Типичной партийной системой сотрудничества считается швейцарская партийная система. С 1959 г. в Совете Федерации (высшем федеральном органе исполнительной власти Швейцарии) места распределяются по фиксированной формуле: 2 + 2 + 2 + 1 (радикальные демократы, христианские демократы, социал-демократы и Народная партия).

Функции партийной системы

Функции партийной системы можно разделить на 2 группы:

К политическим функциям относятся:

  • выполнение роли единственной площадки для законной борьбы за власть;
  • мобилизация общества на политическую деятельность;
  • выбор политических лидеров;
  • проведение выборов.

К культурным функциям относятся:

  • формирование политической культуры политиков и их избирателей (электората);
  • ликвидация аполитичности и равнодушия к политике;
  • активизация гражданского общества.

Характеристика партийных систем

Партийные системы в обществе характеризуются взаимодействием между различными политическими партиями. В демократических обществах взаимодействие наблюдается в основном между конкурирующими партиями, важными для власти.

Партийная система включает:

  • нормы, регулирующие отношения внутри партий, между партиями и государственными структурами (эти стандарты могут регламентироваться правовыми нормами или обычаями);
  • отношения между партиями, которые соревнуются друг с другом за власть или объединяются для использования и приумножения этой власти;
  • функции и задачи, которые партийная система должна выполнять в данной политической системе.

Партийная система может быть сильной и институционализированной. Сильная партийная система определяется следующими факторами:

  • правила, регулирующие партийную конкуренцию за голоса избирателей, стабильны;
  • конкурирующие партии имеют глубокие корни в обществе, в котором они ищут поддержки;
  • все стороны пользуются признанием и легитимностью у народа;
  • у конкурирующих сторон есть сильные организации и собственные ресурсы.

Так, например, Западная Европа является типичным примером сильных партийных систем демократических стран, в то время как Латинская Америка может рассматриваться как её противоположность с традициями слабых партийных систем.

Партийные системы можно грубо дифференцировать по следующим отличительным признакам:

  • по количеству сторон (структурный признак);
  • по моделям поведения (по используемым стратегиям партийной деятельности и моделям поведения в политических конфликтах);
  • по идеологическому расстоянию между сторонами (например, правыми и левыми);
  • по возможности формировать правительство или создавать совместную правительственную коалицию.

Хотя до сих пор нет согласия по всем значимым свойствам, можно выделить как минимум 7 важнейших свойств и характеристик партийных систем:

  • фрагментация (количество партий);
  • асимметрия (пропорции);
  • нестабильность (изменения во времени между выборами);
  • поляризация (идеологическая дистанция);
  • легитимность (принятие населением);
  • сегментация (изоляция партий с точки зрения формирования коалиции);
  • стабильность правительства (продолжительность правительственных коалиций).

Партийные системы Западной Европы являются продуктом исторической модернизации, сформировавшейся во время Промышленной революции. На формирование партийных систем больше всего повлияли социальные расколы и классовые конфликты:

  • центр-периферия;
  • религиозный-светский;
  • городской-сельский.

В то время основной функцией партий было представление определённых слоёв общества в государственных структурах. Даже после того, как они впоследствии стали массовыми партиями, многие из них отражали социальные разрывы и конфликты, существовавшие в начале формирования партийной системы.

В условиях современных либерально-демократических систем, преобладающих сегодня (особенно в западных промышленно развитых странах), формирование партий и их участие в выборах обычно гарантируется Конституцией.

Сегодня решающее значение для формирования и объяснения партийных систем играет не избирательная система, а следующие факторы:

  • социальная структура с её социальными линиями конфликта;
  • существующая социальная среда;
  • доминирующие потребности и интересы граждан.

Характеристика партийных систем

Фрагментация

Фрагментация, то есть степень фрагментации или концентрации партийного разнообразия, была одной из первых типологических характеристик партий в политологии. Однако простой подсчёт существующих партий вызывает две проблемы.

Во-первых, небольшие партии, которые состоят всего из нескольких членов или могут набрать только несколько голосов, не имеют отношения к оценке функции партийной системы. Поэтому они не должны приниматься во внимание при подсчёте голосов на выборах. Но где провести черту, после которой можно принимать партию как полноценного участника политического и избирательного процесса? Чаще всего устанавливается уровень в 2% голосов. При достижении этого размера партия входит в партийную систему государства.

Во-вторых, даже после выбора нижнего предела релевантности остаётся проблема: партии, которые сильно различаются по размеру, будут подсчитываться одинаково.

Асимметрия

Этот параметр описывает соотношение размеров двух крупнейших партий. Как правило, они также являются основными конкурентами за позицию правительственного большинства. Таким образом, они также представляют наиболее важных представителей своего политического лагеря.

Асимметрия используется для уточнения того, имеет ли партия структурные преимущества в получении государственной власти из-за её более высокого долгосрочного избирательного потенциала.

Нестабильность

Партийная система может быть относительно статичной или очень изменчивой и адаптируемой. С помощью параметра нестабильности политики пытаются измерить силу изменений размеров партий по их голосам.

В сравнительном анализе все партии на выборах суммируются по сравнению с предыдущими выборами с использованием определённого индекса. И хотя нельзя сделать никаких заявлений об отдельном колеблющемся избирателе, возможна оценка динамики изменений системы в целом.

Поляризация

Поляризация партийной системы

Для стабильности государственной системы параметр поляризации даёт возможность согласия и компромисса со стороны политических групп. Степень поляризации партий выражает идеологическую дистанцию между ними.

Легитимность

Ещё одна важная системная характеристика – легитимность партийной системы в глазах граждан. Согласно системно-теоретическим соображениям, политическая активность граждан и явка избирателей может использоваться как важнейший критерий оценки партий. Он выражает ориентации и отношение людей ко всей партийной системе. Для изучения этого параметра поддержки системы применяются репрезентативные опросы населения.

Сегментация

Сегментация партийной системы описывает одно из двух свойств, которые принадлежат функции формирования правительства и измерения партийной системы. Этот параметр относится к степени изолированности сторон друг от друга в отношении возможных коалиций. Он позволяет сопоставить политически невозможные коалиции с теоретически доступными возможностями.

Государственная стабильность

Многие политические решения нужно готовить долго, особенно в рамках коалиционных правительств. И параметр государственной стабильности является одним из важнейших. Следовательно, определённый минимальный уровень стабильности отдельных (коалиционных) правительств необходим для стабильности политической системы в целом. Это может быть отражено средней продолжительностью правительственных группировок.


В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на становление партийной системы России.

Развитие партийной системы – это процесс сложный и неоднозначный.

Формально может наблюдаться процесс институционализации партийной системы, но де-факто таковой процесс может отсутствовать или носить слабо выраженный характер. В связи с этим особую актуальность приобретает такой вопрос, как выявление факторов институционализации партийной системы.

Партийная система будет сформирована, если политические партии институционализировались. При этом отметим, что количество партий еще не является признаком многопартийной системы. Много партий – это еще не система. Систему должны образовывать институционализированные партии, которые способны менять друг друга у власти. Институционализация же партийной системы происходит на определенном уровне, когда существуют взаимодействия между партиями (положительные или отрицательные), когда есть соперничество, конкуренция, борьба между партиями.

По определению К.Джанды, институционализация партий – это степень, с которой партия материализуется в нечто конкретное в общественном сознании, в результате чего она существует независимо от собственных лидеров, регулярно вовлекаясь в значимые модели поведения. Хантингтон подчеркивает, что институционализация партий – это процесс, посредством которого заканчивается формирование партий, которые приобретают ценность и стабильность. Партия должна восприниматься как единое целое и иметь широкую и постоянную социальную опору. Важно учитывать то, что для институционализации политических партий значение имеет временной фактор, так как серьезные и значительные партии быстро не создаются.

- возникновение одновременно с проведением первых свободных выборов;

- пропорциональная избирательная система;

- опора на организованную социальную группу;

- первоначальный успех на выборах.

В качестве фактора, оказывающего влияние на процессы институционализации, можно выделить политическую культуру. Культура может быть как институциональным фактором (если закреплена в нормах), так и социально-культурным (сознание, стереотипы граждан). Политическая культура несет на себе отпечатки многовековой истории страны. Культура может как препятствовать развитию партийной системы, так и благоприятствовать. Например, формирование в условиях авторитаризма, отсутствие демократических традиций, персонализация власти, правовой нигилизм - это препятствие на пути становления партийной системы.

При рассмотрении институционализации партийной системы важно учитывать такой фактор, как активность населения. Хантингтон говорил, что соотношение между уровнем политической институционализации и уровнем политической активности населения влияет на политическую стабильность любого общества. Сохранение стабильного политического порядка предполагает, что по мере возрастания политической активности должны возрастать также сложность, автономия, адаптивность и согласованность политических институтов, в том числе политических партий.

Институционализация партийной системы зависит не только от того, сколько партий соревнуется в выборах, но и от стабильности, с которой партии набирают голоса от выборов к выборам. Чем меньше меняется доля голосов, которые получает партия, тем выше степень институционализации партийной системы. Если в выборах участвуют новые партии, а электорат перетекает от партии к партии, то такая высокая степень изменчивости. Также смена состава партий препятствует формированию устойчивых партийных предпочтений.

Одним из факторов, который оказывает негативное влияние на становление и развитие партийной системы, является персонификация власти. Российская система носит не столько институциональный, сколько персоналистский характер. Опросы общественного мнения по данным ВЦИОМ в 2007 году показывают, что 55% респондентов были уверены, что источником власти и носителем суверенитета в России является не народ, как записано в Конституции, а президент. В существующей системе верховному лицу принадлежит решающее слово по всем значимым вопросам управления. Его положение над всеми властями создает предпосылки подчинения ему всех звеньев государства. Отсутствие выработанного механизма взаимодействия и взаимодополнения функций разных органов государственного управления ведет к замене этого механизма взаимоотношений вертикалью власти. Отсюда велика роль партии власти.

Современную российскую политико– партийную систему характеризует высокая степень изменчивости электорального предложения. Короткий жизненный цикл большинства политический партий не дает оценить их в ходе последующих выборов: последние вынуждены приспосабливаться к изменениям в электоральном предложении, изменяя характер своих электоральных предпочтений. Изменчивость электорального предложения порождает электоральную неустойчивость, которую можно использовать в качестве индикатора институционализации партийных систем. Помимо электоральной неустойчивости в качестве критерия выделяют также политическую фрагментацию. Неустойчивыми партийными системами считаются такие системы, в которых преобладает процент избирателей, меняющих свои предпочтения в интервалах между выборами, фрагментированные же партийные системы – это те, которые состоят из значительного числа элементов (партий). Именно таковы, в большинстве своем, партийные системы посткоммунистических стран. Фрагментация и неустойчивость - это системные качества, они характеризуют партийную систему в целом.

Среди важных факторов, негативным образом воздействующих на партийное строительство в России можно выделить:

- относительная неразвитость демократической политической культуры и гражданского общества. Доминирующий тип политической культуры России является препятствием на пути формирования партийной системы. Это выражается в отсутствии в обществе консенсуса относительно базовых ценностей и демократических традиций, в невосприимчивости демократических ценностей и конкуренции, нетерпимость к противоположным взглядам. Политические партии не воспринимаются как единое целое. Ценность многопартийности для большинства граждан невелика.

- негативное отношение к оппозиции. Политическая оппозиция не воспринимается как нормальный и неотъемлемый для общества атрибут. Невозможно представить, что в обществе, социально и политически неоднородном, составляющие его группы придерживались бы одного и того же образа мысли образа действий. Это представляется главной предпосылкой появления оппозиции, выражающейся, в зависимости от места и времени, различными способами и в различных формах. Но в сознании российского общества оппозиция не воспринимается как естественное явление.

- доминирование исполнительной власти, которая подминает под себя все остальные ветви власти. Фактически три ветви власти не разделены, сохранение традиционного монополизма центральной власти. С точки зрения консолидации демократии доминирование исполнительной власти имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, оно резко ограничивает политический плюрализм, затрудняет становление партийной системы и возможность общества влиять на власть через правящие и оппозиционные партии. С другой стороны, благодаря исполнительной власти удалось удержать страну на пути модернизации, осуществить преобразования, хоть и на половину, в политической и хозяйственной областях. Примером служит Дума третьего созыва.

- определяющие влияние имеют неформальные структуры, обслуживающие интересы правящей элиты.

Можно сказать, что партийная система России не выполняет на данный момент роли основного посредника между властью и обществом. Она переживает трансформацию, находится в поиске и выборе пути развития, который мог бы соответствовать национально - культурным, историческим и другим особенностям России, а также отвечать стандартам мирового сообщества.

Важно подчеркнуть, что формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Современные перспективы демократизации российского общества связываются с многопартийностью. Вообще, партийно-политическое многообразие является неотъемлемым элементом демократического общества, следствием реализации права на свободу выражения мнений, права на объединение. Политическая жизнь России отличается своеобразием. Бурно идет процесс формирования политических партий многопартийной системы. В отличие от стабильных систем демократических стран у нас функционирует партийная система переходного типа. Ее особенности являются неустойчивость, смена партий, внезапное появление новых, исчезновение, упадок ранее возникших, расколы и трансформация существующих. Подтверждением этому могут служить результаты выборов в Государственную Думу 1993, 1995, 1999, 2003гг.

Россия переживает переходный этап, главное содержание которого состоит в преобразовании существовавшей в советский период политической системы со всеми институтами, структурами и отношениями в абсолютно новую политическую систему. Сегодня Россия находится на пути от авторитаризма к демократии. Продвигаться к демократии надо, а в соответствии с эти надо формировать и партийную систему [1, с. 104]. Очевидно, что и партийная система, которая на наших глазах формируется, не может не носить переходный характер.

Итак, мы рассмотрели основные проблемные пункты построения партийной системы РФ.

  1. Пляйс Я.А. Диалектика взаимодействия политических и партийных систем // Полис.- 2004.- №6.

2. Rose R., Mackie T. M. Do Parties Persist or Fail? The Big Trade-Off Facing Organizations // When Parties Fail: Emerging Alternative Organizations / Еd. by K. Lawson and P. H. Merkl. – Princeton: Princeton University Press, 1988.

3. Panebianco A. Political Parties: Organization and Power. Cambridge: Cambridge University Press, 1988.

Основные термины (генерируются автоматически): партийная система, партия, Россия, выбор, исполнительная власть, партийная система России, политическая система, система, электоральное предложение, гражданское общество.


Партийная система — это совокупность определенных партий и взаимодействий между ними, характерных для данной политической системы (политического режима).

Партийная система и её виды

Политические партии возникают для представительства и попытки удовлетворения интересов различных социальных слоев. Количество партий в обществе отражает степень экономической, идеологической и другой неоднородности интересов. Чем выше степень неоднородности, тем больше число партий в политической системе общества.

Партийная система — это совокупность политических партий и взаимосвязей между ними.

Виды партийных систем:

  • однопартийные;
  • двухпартийные;
  • многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признаком однопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.

Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

В рамках многопартийной системы выделяют:

В Скандинавских странах длительное время доминировали социалистические партии, в Италии — Христианско-демократическая партия, в Японии — Либерально-демократическая. Доминирующих партий нет в Швейцарии, Нидерландах, Финляндии.

В парламентских республиках партии, победившие на выборах в парламент, формируют правительство. Если не существует преобладающей партии, они вынуждены создавать коалиции для совместного формирования правительства.

Характер партийной системы

Американский политолог С. Липсет и норвежский политолог С. Роккан сформулировали концепцию, согласно которой на число и характер партий повлияли социальные расколы, возникшие в Европе в период индустриальных революций и сохранившиеся в той или иной форме и сегодня.

По мнению политологов, наибольшую роль сыграли четыре раскола:

  • раскол между центром и периферией обусловил формирование региональных партий;
  • раскол между государством и церковью вызвал формирование религиозных партий;
  • возникновение сельских партий обусловлено расколом между городом и деревней;
  • появлению рабочих и со циалистических партий способствовал раскол между собственниками предприятий и наемными рабочими.

В настоящее время в политической науке существует формула, согласно которой число партий в многопартийной системе на единицу больше числа социальных расколов в обществе. Однако она верна лишь для стабильных демократических режимов.

Типы и типология партийных систем

Партийные системы различаются по числу партий и их качественным признакам: однопартийные, двухпартийные, двух с половиной партийные, многопартийные, системы с доминирующей партией. Структура партийной системы и се функциональная определенность во многом зависят от типа политического режима. В связи с этим различают демократические, авторитарные и тоталитарные партийные системы.

Однопартийная система наиболее характерна для тоталитарных и авторитарных политических режимов. Такие режимы исключают плюрализм мнений и открытую конкуренцию различных политических сил.

Однопартийность — это фактическая монополия одной партии на власть. Такая партийная система сливается с государственными структурами, и их функции непросто разграничить.

Некоторые исследователи считают, что однопартийную систему нельзя причислять к числу партийных систем как таковых, поскольку один элемент не может образовывать систему. Однако на практике однопартийные системы существуют.

Двухпартийные системы наиболее характерны для устоявшихся демократических режимов власти (США, Англия, Австралия). В таких политических системах каждая из партий способна самостоятельно, без коалиции с другими политическими силами, сформировать правительство и осуществлять власть.

Двух с половиной партийные системы — нечто среднее между двухпартийной и многопартийной системой. Суть такого симбиоза заключается в том, что ни одна из двух основных соперничающих политических партий не в состоянии набрать необходимое число голосов для формирования правительства. Например, одна партия набрала 46 % голосов, другая — 42 %, в то время как для формирования правительства необходимо иметь 50% плюс один голос. В этой ситуации несколько процентов голосов, которые имеет некая малозначительная промежуточная партия, становятся решающими для политической перспективы любой из двух основных партий. Таким образом, небольшая партия может приобрести значительные властные полномочия в политической системе.

Многопартийная система состоит из трех и более однопорядковых по своему влиянию политических партий. Ни одна из них не располагает достаточной поддержкой со стороны избирателей и не в состоянии без вступления в коалицию победить на выборах и сформировать правительство.

Многопартийная система более дифференцированно отражает разнообразные интересы различных социальных групп. У избирателей появляется больше вариантов выбора и соответственно больше удовлетворенность от того, что есть политическая партия, которая выражает сугубо их интересы и интересы их единомышленников. Кроме того, многопартийная система является более открытой для различного рода инноваций.

В то же время многопартийная система также имеет определенные недостатки. Она менее стабильна, создаваемые ею правительства также неустойчивы. Разногласия между партнерами по коалиции не всегда способствуют созданию эффективного и легитимного правительства. Поиски компромиссов во время формирования правительства и в периоды принятия важных решений могут привести к конфликтам и даже к его расколу (роспуску). Кроме того, на согласование различных вопросов уходит много времени и средств.

Партийные системы с доминирующей партией возникают в условиях реальной многопартийности, когда за власть на регулярных общенародных выборах борются несколько партий. В этом отличие данной системы от однопартийной, которая не предполагает альтернативы.

В числе причин существования партийной системы с доминирующей партией можно назвать:

Читайте также: